Балансовой стоимости активов автономного учреждения

Оценка финансовой устойчивости бюджетного учреждения Оценка финансовой устойчивости бюджетного учреждения является одним из важных направлений анализа...

Оценка финансовой устойчивости бюджетного учреждения является одним из важных направлений анализа финансового состояния. При этом если при оценке финансовой устойчивости коммерческих организаций чаще всего анализируется соотношение собственного и заемного капитала [32], то при оценке финансовой устойчивости бюджетной организации это усложняется своеобразностью показателей, отражаемых в бухгалтерском балансе, которые присутствуют в активе баланса, но, по сути, отражают кредиторскую задолженность.

Например, данные баланса учреждения не отражают реальной величины пассивов из-за присутствия в разделах баланса II «Финансовые активы» и III «Обязательства» статей, имеющих отрицательное значение. В результате этого, когда определяется общая величина дебиторской задолженности в активе баланса учреждения и кредиторской задолженности в пассиве баланса, происходит взаимозачет требований и обязательств, что искажает реальное имущественное положение бюджетного учреждения и величину источников формирования активов. Эти подходы в своих научных трудах представили Д.А. Ендовицкий и Т.А. Пожидаева [Там же].

Новая редакция Инструкции 157н. Как применять новшества в 2020 и 2021 годах

По своему экономическому содержанию представленная в балансе кредиторская задолженность перед учредителем, с одной стороны, означает обязательства, которые полностью обеспечены активами, закрепленными за учреждением на праве оперативного управления на длительный срок, и не требуют погашения за счет денежных средств и средств, ожидаемых от дебиторов, а с другой стороны, может быть приравнена к вкладу учредителей в уставный фонд (капитал), как у коммерческих организаций. В связи с этим кредиторскую задолженность перед учредителем по закрепленному за учреждением на праве оперативного управления имуществу (земле, недвижимому и особо ценному имуществу) следует рассматривать как средства, приравненные к собственным.

Таким образом, к источникам заемных средств следует отнести все статьи расчетов с кредиторами (раздел III «Обязательства» и те статьи расчетов из раздела II «Финансовые активы», которые показаны со знаком «минус»), а к собственным средствам учреждения — статьи раздела IV баланса «Финансовый результат» и кредиторскую задолженность (обязательства) перед учредителем (как приравненную к собственным средствам) [Там же].

Чем выше доля собственных средств у бюджетного учреждения в общей величине источников формирования имущества, тем более оно финансово устойчиво. При этом необходимо учитывать удельный вес долгосрочных активов (основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов, вложений в нефинансовые активы, долгосрочных финансовых вложений).

Поэтому следует предположить, что финансовая устойчивость бюджетного учреждения — это способность учреждения повышать свою независимость от финансирования учредителем за счет внебюджетной (платной) деятельности.

Финансовая устойчивость будет достаточной, если величина собственных и приравненных к ним средств бюджетного учреждения не меньше величины долгосрочных активов.

Отчетность 2021: Федеральные стандарты бух. учета гос. учреждений

Итак, для бюджетного учреждения могут быть рассчитаны следующие показатели [Там же]:

  • 1) коэффициент автономии, характеризующий долю собственных средств учреждения в общей величине источников формирования имущества;
  • 2) коэффициент финансовой зависимости, характеризующий долю обязательств учреждения в общей величине источников формирования имущества.

А.В. Фролкин в рамках анализа финансовой устойчивости предлагает расчет двух показателей [48]:

  • 1) коэффициента финансовой независимости;
  • 2) динамики чистых активов.

Коэффициент финансовой независимости определяется по данным бухгалтерского баланса учреждения (форма № 0503730) и отражает финансовую независимость от кредиторов. Расчет показателя следующий [Там же]:

где Кфн — коэффициент финансовой независимости;

ЧА — чистые активы (стр. 620 формы № 730);

О — совокупные обязательства учреждения, включая кредиторскую задолженность по данным актива баланса (стр. 600 + стр. 310 + стр. 320 +

стр. 330 формы № 730).

Динамика чистых активов отражает изменение средств, генерированных от деятельности учреждения. Определяется также по данным бухгалтерского баланса бюджетного учреждения (форма № 730) по формуле [Там же]

где ДЧА — изменение чистых активов бюджетного учреждения;

ЧАотч — значение чистых активов в отчетном периоде, руб.;

ЧАПРед — значение чистых активов в предыдущем периоде, руб.

Используя подходы Д.А. Ендовицкого [32], в табл. 4.3 представим структуру источников формирования имущества ГАСУ СОН «Психоневрологический интернат» без учета обязательств перед учредителем, а также расчет коэффициентов финансовой устойчивости (автономии и финансовой зависимости).

Полученные результаты свидетельствуют о том, что на конец года (2015—2016 гг.) учреждение старается погасить все свои обязательства, что положительно отражается на уровне его финансовой устойчивости. Таким образом, доля собственных средств в структуре баланса составила 91% на конец 2015 г. и 97% на конец 2016 г., доля обязательств — 9 и 3% соответственно.

Анализ финансовой устойчивости ГАСУ СОН «Психоневрологический интернат» в 2015—2016 гг.

Источник: bstudy.net

Комментарий к Письму Минфина РФ от 14.05.2014 № 02-07-07/27504

2) показателей на начало года (графы 3, 4, 5), на конец отчетного периода (графы 7, 8, 9) и итоговых показателей на начало и конец отчетного периода (графы 6 (сумма граф 3, 4, 5) и 10 (сумма граф 7, 8, 9)).

В графах «На начало года» показываются данные о стоимости активов, обязательств, финансовом результате на начало года (вступительный баланс), которые должны соответствовать информации граф «На конец отчетного периода» предыдущего года (заключительный баланс) с учетом на начало отчетного года сведений о реорганизации (в случае ее проведения) или изменения типа учреждения в целях создания бюджетного (автономного) учреждения, иных данных, изменивших показатели вступительного баланса в установленных законодательством РФ случаях.

В графах «На конец отчетного периода» отражается информация о стоимости активов и обязательств, финансовом результате на 1 января года, следующего за отчетным, с учетом проведенных 31 декабря при завершении финансового года заключительных оборотов по счетам бухгалтерского учета.

В комментируемом Письме от 14.05.2014 № 02-07-07/27504 «Об определении размера балансовой стоимости активов для определения размера крупной сделки бюджетными и автономными учреждениями в 2015 году» Минфин отмечает, что к активам учреждения относится в том числе дебиторская задолженность (задолженность перед учреждением, включая задолженность по компенсации затрат государственных (муниципальных) учреждений, возврату ранее произведенных платежей, в том числе в бюджеты, ожидаемые поступления от юридических и физических лиц в результате хозяйственных взаимоотношений с ними).

Инструкцией № 33н с учетом изменений внесенных Приказом № 172н [4] , предусмотрено отражение дебиторской задолженности по расчетам по платежам в бюджеты в активе баланса (ф. 0503730), а кредиторской задолженности по доходам, по расчетам с подотчетными лицами – в пассиве баланса (ф. 0503730) начиная с отчетности за 2015 год.

При формировании баланса (ф. 0503730) в составе отчетности за 2015 год отражение дебиторской задолженности по платежам в бюджеты (счет 0 303 00 000 «Расчеты по платежам в бюджеты») в активе баланса (ф. 0503730), кредиторской задолженности по доходам (счета 0 205 00 000 «Расчеты по доходам», 0 209 00 000 «Расчеты по ущербу и иным доходам») и расчетам с подотчетными лицами (счет 0208 00 000 «Расчеты с подотчетными лицами») приведет к изменению показателей вступительного баланса на начало отчетного периода (2015 года).

Согласно положениям п. 72 Инструкции № 33н данные об изменении показателей на начало отчетного периода вступительного баланса учреждения (относительно баланса, представленного за предшествующий отчетный год) отражаются в сведениях об изменении остатков валюты баланса учреждения (ф. 0503773).

Исходя из вышеизложенного в случаях изменения валюты баланса по основаниям, предусмотренным законодательством (реорганизация, изменение типа учреждения, изменение требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, включая составление бухгалтерской (финансовой) отчетности и др.), следует применять показатель актива баланса (ф. 0503730) по состоянию на начало текущего финансового года с учетом данных об изменениях валюты баланса, подтвержденных сведениями об изменении остатков валюты баланса учреждения (ф. 0503773). То есть для целей определения размера крупной сделки на 2015 год необходимо сформировать указанные формы отчетов за 2015 год.

В соответствии с ч. 13 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях крупная сделка, совершенная с нарушением этих требований, может быть признана недействительной по иску бюджетного учреждения или его учредителя, если будет доказано, что другая сторона сделки знала или должна была знать об отсутствии предварительного согласия учредителя бюджетного учреждения.

Напомним, что согласно ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным Гражданским кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от подобного признания (ничтожная сделка). Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и обладает данным статусом с момента ее совершения.

При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом (ст. 167 ГК РФ).

Однако надо учитывать, что руководитель бюджетного учреждения несет ответственность в размере убытков, причиненных бюджетному учреждению в результате совершения крупной сделки с нарушением установленных требований, независимо от того, была ли такая сделка признана недействительной (ч. 13 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях).

Согласно ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), неполученные доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем указанные доходы.

Необходимо отметить, что, поскольку полная материальная ответственность руководителя организации за ущерб, причиненный организации, наступает в силу закона (ст. 277 ТК РФ), работодатель вправе требовать возмещения ущерба в полном размере независимо от того, содержится ли в трудовом договоре с данным лицом положение о полной материальной ответственности (п. 9 Постановления Пленума ВС РФ от 16.11.2006 № 52 «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю»).

Напомним, что порядок предварительного согласования совершения федеральными бюджетными учреждениями крупных сделок определяется соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетной организации (п. 2 Постановления Правительства РФ от 26.07.2010 № 537 «О порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального государственного учреждения»). Для примера рассмотрим Порядок предварительного согласования совершения федеральным бюджетным учреждением, подведомственным Минздравсоцразвития РФ, крупных сделок, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития РФ от 17.12.2010 № 1123н (далее – Порядок № 1123н).

В силу п. 4 Порядка № 1123н в целях предварительного согласования совершения крупной сделки учреждение направляет в Департамент имущественного комплекса Минздрава следующие документы:

  • обращение на бланке учреждения о предварительном согласовании совершения им подобной сделки;
  • технико-экономическое обоснование, содержащее информацию о наименовании крупной сделки, необходимости ее совершения, соответствии уставу (предмету, целям и видам деятельности) учреждения, стоимости сделки, условиях ее оплаты и о других существенных условиях ее заключения;
  • мотивированное обоснование выбора контрагента;
  • проект соответствующего договора, содержащий условия совершения крупной сделки;
  • подготовленный согласно законодательству РФ об оценочной деятельности отчет об оценке рыночной стоимости имущества, по которому предполагается совершить крупную сделку, произведенной не ранее чем за три месяца до представления отчета, за исключением случаев приобретения федерального имущества;
  • сведения о кредиторской и дебиторской задолженности с указанием наименований кредиторов, должников, суммы и дат возникновения задолженности с выделением задолженности по заработной плате, задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами и отражением статуса данных задолженностей (текущие или просроченные).

Обращение о предварительном согласовании совершения крупной сделки должно быть в установленном порядке подписано руководителем учреждения либо лицом, исполняющим его обязанности. Прилагаемые к обращению документы должны быть подписаны, а копии документов – заверены подписью руководителя либо лица, исполняющего его обязанности, и печатью учреждения.

В представленных документах исправления, подчистки и помарки не допускаются.

Департамент имущественного комплекса Минздрава в течение одного месяца со дня получения обращения о предварительном согласовании совершения учреждением крупной сделки:

а) проводит проверку наличия документов, прилагаемых к обращению;

б) изучает основания целесообразности совершения данной сделки;

в) подготавливает проект решения о предварительном согласовании совершения указанной сделки или мотивированного решения об отказе в таком согласовании.

Решение об отказе в предварительном согласовании совершения крупной сделки может быть принято в следующих случаях:

  • в представленном обращении или прилагаемых к нему документах выявлены неполные, необоснованные или недостоверные сведения;
  • в результате совершения названной сделки осуществление учреждением предусмотренных его уставом основных видов деятельности будет значительно затруднено или невозможно.

Для муниципальных бюджетных учреждений и бюджетных учреждений субъектов РФ порядок согласования крупной сделки (в том числе срок и форму согласования сделки) должен установить орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя. Например, порядок предварительного согласования санкт-петербургским государственным бюджетным учреждением совершения подобных сделок установлен Распоряжением Комитета по управлению городским имуществом Правительства Санкт-Петербурга от 10.05.2012 № 48-р.

[1] Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

[2] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

[3] Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

[4] Приказ Минфина РФ от 29.12.2014 № 172н «О внесении изменений в Инструкцию о порядке составления и представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденную Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 марта 2011 г. № 33н».

  • крупная сделка
  • учет в бюджетных учреждениях
  • согласование сделок

Источник: www.klerk.ru

Формирование балансовой стоимости финансовых вложений в автономном учреждении

Ни Инструкция по применению Единого плана счетов, ни План счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкция по его применению не устанавливают четкий порядок формирования первоначальной (балансовой) стоимости ценных бумаг и других финансовых вложений, приобретенных учреждением (в отличие, например, от нефинансовых активов). Согласно Инструкции «первоначальной стоимостью признается сумма фактических вложений учреждения в приобретение (формирование) финансовых вложений»

Этот порядок должен быть установлен учреждением самостоятельно и закреплен в качестве элемента учетной политики. Затраты на приобретение финансовых вложений первоначально собирают на счете 0 215 00 000 «Вложения в финансовые активы».

Их отражают на следующих субсчетах аналитического учета: — счет 0 215 21 000 — при приобретении облигаций; — счет 0 215 22 000 — при приобретении векселей; — счет 0 215 23 000 — при приобретении других ценных бумаг (кроме акции); — счет 0 215 31 000 — при приобретении акций; — счет 0 215 34 000 — при приобретении долей в уставном капитале или других формах участия в других организациях; — счет 0 215 51 000 — при осуществлении вложений в управляющие компании; — счет 0 215 52 000 — при осуществлении вложений в международные организации; — счет 0 215 53 000 — при осуществлении вложений в прочие финансовые активы. После формирования балансовой стоимости финансовых вложений все затраты, накопленные на соответствующих счетах аналитического учета к счету 0 215 00 000 «Вложения в финансовые активы», списывают на счет 0 204 00 000 «Финансовые вложения» (по соответствующим аналитическим счетам).

Приобретение акций других организаций По нашему мнению, первоначальную стоимость акций можно формировать в том же порядке, что и нефинансовых активов учреждения (например основных средств или материальных запасов). Так, в соответствии с учетной политикой учреждения в первоначальную стоимость ценных бумаг могут быть включены все расходы на их приобретение, в частности: — суммы, уплачиваемые продавцу акций; — затраты на информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением акций; — вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации или организа тору торговли на рынке ценных бумаг, через которых приобретены акции; — другие затраты, непосредственно связанные с приобретением акций (например на открытие счета депо по ценным бумагам в бездокументарной форме).

Операции, связанные с обращением (куплей-продажей) ценных бумаг, налогом на добавленную стоимость не облагают . Поэтому сумму «входного» НДС по расходам, связанным с покупкой этого имущества, включают в его балансовую стоимость. Пример За счет приносящей доход деятельности учреждение приобретает 800 шт. акций ОАО. Их стоимость составляет 2300 руб./шт.

При покупке акций учреждение воспользовалась консультационными услугами сторонней организации. Их стоимость составила 118 000 руб. (в том числе НДС — 18 000 руб.). Сумма вознаграждения организатору торговли, уплаченная учреждением, составила 35 400 руб. (в том числе НДС — 5400 руб.).

Согласно учетной политике учреждения дополнительные затраты, связанные с приобретением ценных бумаг, включаются в их балансовую стоимость. Данные операции будут отражены в учете учреждения записями (для упрощения примера забалансовый учет денежных средств не приводится): Дебет 2 215 31 000 Кредит 2 201 11 000 – 1 840 000 руб. (800 шт. × 2300 руб./шт.) — учтены затраты на приобретение акций и перечислены денежные средства организатору торговли с лицевого счета учреждения в казначействе; Дебет 2 215 31 000 Кредит 2 302 26 000 – 118 000 руб. — затраты на консультационные услуги сторонней организации списаны на увеличение стоимости акций (с учетом «входного» НДС); Дебет 2 302 26 000 Кредит 2 201 11 000 – 118 000 руб. — перечислены денежные средства с лицевого счета учреждения в казначействе на оплату консультационных услуг; Дебет 2 215 31 000 Кредит 2 302 26 000 – 35 400 руб. — затраты на оплату услуг организатора торговли списаны на увеличение стоимости акций (с учетом «входного» НДС); Дебет 2 302 26 000 Кредит 2 201 11 000 – 35 400 руб. — перечислены денежные средства с лицевого счета учреждения в казначействе на оплату услуг организатора торговли.

Балансовая стоимость акций составит: 1 840 000 + 118 000 + 35 400 = 1 993 400 руб. При включении затрат на приобретение акций в состав финансовых вложений в учете делают запись: Дебет 2 204 31 000 Кредит 2 215 31 000 – 1 993 400 руб. — купленные акции учтены в составе финансовых вложений учреждения.

При получении акций безвозмездно (например по договору дарения) их первоначальная стоимость может быть сформирована по общим правилам, применяемым к оценке имущества, поступившего безвозмездно. Такие акции учитывают по рыночной цене, действующей на дату их оприходования. Рыночной считают ту цену, по которой данное имущество может быть продано.

Если акции обращаются на организованном рынке, то первоначальная стоимость ценных бумаг будет равна их рыночной цене, рассчитанной организатором торговли (например биржей). То есть акции отражают в учете по их текущей биржевой котировке на день оприходования.

Если акции не обращаются на организованном рынке, то их балансовая стоимость равна сумме денежных средств, которая может быть получена в результате продажи ценных бумаг. Дополнительные расходы, которые понесло учреждение при приобретении акций (например затраты на их оплату информационных и консультационных услуг), могут быть включены в их балансовую стоимость (если это предусмотрено учетной политикой учреждения).

Пример Учреждение безвозмездно получило 800 шт. акций другой организации. Акции котируются на бирже. На день оприходования ценных бумаг их курс составил 230 руб./шт. Учреждение дополнительно оплатило услуги, связанные с предоставлением текущих котировок этих акций. Затраты на это составили 5900 руб. (в том числе НДС — 900 руб.).

Согласно учетной политике учреждения дополнительные затраты, связанные с безвозмездным получением ценных бумаг, включаются в их балансовую стоимость. Операции по приобретению акций будут отражены в учете учреждения записями: Дебет 2 215 31 000 Кредит 2 401 10 180 – 184 000 руб. (800 шт. × 230 руб./шт.) — отражена рыночная стоимость акций; Дебет 2 215 31 000 Кредит 2 302 26 000 – 5900 руб. — затраты по информационным услугам, связанным с приобретением акций, списаны на увеличение их балансовой стоимости (с учетом «входного» НДС); Дебет 2 302 26 000 Кредит 2 201 11 000 – 5900 руб. — оплачены затраты на информационные услуги, связанные с приобретением акций, с лицевого счета учреждения в казначействе; Балансовая стоимость акций с учетом дополнительных расходов по их приобретению составила: 184 000 + 5900 = 189 900 руб.

При отражении акций в составе финансовых вложений в учете делают запись: Дебет 2 204 31 000 Кредит 2 215 31 000 – 189 000 руб. — учтена балансовая стоимость акций, полученных безвозмездно. Если на 1 января года, следующего за отчетным, стоимость акций не будет списана (например в результате их продажи), то ее отражают по строке 210 (212) баланса учреждения.

Все затраты, понесенные после формирования балансовой стоимости ценных бумаг и связанные с их дальнейшим обслуживанием, отражают в составе расходов учреждения текущего финансового года (например затраты на оплату услуг депозитария по их хранению и ведению реестра владельцев акций). На стоимость самих финансовых вложений подобные затраты не влияют.

Приобретение векселей и облигаций других организаций В данном случае действуют общие правила формирования их балансовой стоимости, установленные учетной политикой учреждения. В нее могут включаться как непосредственно стоимость приобретаемой ценной бумаги, так и другие затраты, напрямую связанные с ее приобретением.

Отметим, что доход по векселям может быть процентным или дисконтным. В последнем случае его определяют как разницу между ценой приобретения векселя и суммой, полученной при его погашении (номиналом). При этом балансовая стоимость векселя от его номинала не зависит. В любом случае она формируется исходя из суммы расходов по его приобретению.

Сумму расходов по приобретению облигаций или векселей предварительно отражают по дебету счетов 0 215 21 000 «Вложения в облигации» и 0 215 22 000 «Вложения в векселя» в корреспонденции со счетами по учету денежных средств или расчетов. После формирования их балансовой стоимости ее списывают с кредита указанных счетов в дебет счетов 0 204 21 000 «Облигации» или 0 204 22 000 «Векселя».

Пример За счет приносящей доход деятельности учреждение приобрело финансовый вексель за 700 000 руб. Его номинальная стоимость составляет 1 000 000 руб. При покупке векселя учреждение воспользовалось консультационными услугами сторонней организации. Их стоимость составила 11 800 руб. (в том числе НДС — 1800 руб.).

Согласно учетной политике учреждения дополнительные затраты, связанные с приобретением ценных бумаг, включаются в их балансовую стоимость. Данные операции будут отражены в учете учреждения записями (для упрощения примера забалансовый учет денежных средств не приводится): Дебет 2 215 22 000 Кредит 2 201 11 000 – 700 000 руб. — учтены затраты на приобретение векселя и перечислены денежные средства продавцу с лицевого счета учреждения в казначействе; Дебет 2 215 22 000 Кредит 2 302 26 000 – 11 800 руб. — затраты на консультационные услуги сторонней организации списаны на увеличение стоимости векселя (с учетом «входного» НДС); Дебет 2 302 26 000 Кредит 2 201 11 000 – 11 800 руб. — перечислены денежные средства с лицевого счета учреждения в казначействе на оплату консультационных услуг.

Балансовая стоимость векселя составит: 700 000 + 11 800 = 711 800 руб. При включении затрат на приобретение векселя в состав финансовых вложений в учете делают запись: Дебет 2 204 22 000 Кредит 2 215 22 000 – 711 800 руб. — купленный вексель учтен в составе финансовых вложений учреждения.

Если на 1 января года, следующего за отчетным, стоимость векселя не будет списана (например в результате его предъявления к погашению или продажи), то ее отражают по строке 210 (211) баланса учреждения. В дополнение отметим, что в некоторых случаях стоимость векселей по 210 (211) формы бухгалтерского баланса не отражают.

Прежде всего это относится к тем из них, которые были выписаны покупателями в счет оплаты работ или услуг, выполненных учреждением. В этом случае стоимость векселя учитывают в составе дебиторской задолженности. В качестве финансового вложения его не отражают.

Учет вложений в уставный капитал других организаций Автономное учреждение вправе выступать в качестве учредителя (соучредителя) других юридических лиц. Предложение руководителя автономного учреждения об участии организации в уставных капиталах других предприятий в качестве учредителя или участника подлежит рассмотрению наблюдательным советом учреждения . В качестве вклада в УК могут выступать как денежные средства, так и другое имущество учреждения (например основные средства, материалы, нематериальные активы).

Сумму вложений предварительно отражают по дебету счета 0 215 34 000 «Вложения в иные формы участия в капитале» в корреспонденции со счетами учета денежных средств или счетов по учету имущества учреждения, переданного в оплату доли (например соответствующих счетов аналитического учета счета 0 101 00 000 «Основные средства», 0 102 00 000 «Нематериальные активы», 0 105 00 000 «Материальные запасы»). Принятие к учету суммы вложений отражают по дебету счета 0 204 34 000 «Иные формы участия в капитале» в корреспонденции со счетом 0 215 34 000.

При оплате вклада денежными средствами его размер будет равен сумме, согласованной учредителями и перечисленной на оплату вклада. Пример За счет приносящей доход деятельности учреждение приобретает долю в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью. Ее размер, согласованный между учредителями, составляет 350 000 руб.

Эту операцию отражают в учете учреждения записями (для упрощения примера забалансовый учет денежных средств не приводится): Дебет 2 215 34 000 Кредит 2 201 11 000 – 350 000 руб. — перечислены средства с лицевого счета учреждения в казначействе на оплату доли в уставном капитале; Дебет 2 204 34 000 Кредит 2 215 34 000 – 350 000 руб. — стоимость доли учтена в составе финансовых вложений учреждения. Если в качестве оплаты уставного капитала вносятся не деньги, а другое имущество (основные средства, нематериальные активы, материалы и т. д.), то денежная оценка вклада определяется на общем собрании участников — в ООО или по соглашению между учредителями — в АО.

В ряде случаев для такой оценки должен привлекаться независимый оценщик. Это необходимо, если стоимость вносимого имущества в обществах с ограниченной ответственностью превышает 20 000 рублей . В акционерных обществах оценщик должен привлекаться независимо от стоимости вносимого имущества . Пример Учреждение передает прочие особо ценные материалы в качестве вклада в уставный капитал общества с ограниченной ответственностью.

Первоначальная стоимость материалов по данным бухгалтерского учреждения составляет 300 000 руб. В эту же сумму оценен и вклад учреждения.

Указанная операция будет отражена в учете учреждения записями: Дебет 2 215 34 000 Кредит 2 105 26 000 – 300 000 руб. — списана стоимость материалов, переданных в оплату доли в уставном капитале ООО; Дебет 2 204 34 000 Кредит 2 215 34 000 – 300 000 руб. — стоимость доли учтена в составе финансовых вложений учреждения. Фактическая (остаточная — по основным средствам и нематериальным активам) стоимость вносимого имущества может отличаться от денежной оценки вклада.

В этом случае возникающую разницу отражают так: — превышение фактической или остаточной стоимости вносимого имущества над денежной оценкой вклада (отрицательная разница) отражают по дебету счета 0 401 10 171 «Доходы от переоценки активов» и кредиту счета 0 215 34 000; — превышение денежной оценки вклада над фактической или остаточной стоимостью вносимого имущества (положительная разница) отражают по дебету счета 0 215 34 000 и кредиту счета 0 401 10 171 «Доходы от переоценки активов». В дополнение отметим, что при передаче имущества в счет вклада в уставный капитал учреждение обязано восстановить «входной» НДС по нему, если ранее он был принят к вычету. По товарам и материалам его восстанавливают в полной сумме, по амортизируемому имуществу (основным средствам или нематериальным активам) — пропорционально их остаточной стоимости. Сторона, принимающая вклад, вправе принять сумму налога к вычету. При этом операция по передаче имущества в качестве вклада в уставный капитал налогом на добавленную стоимость не облагается.

Источник: taxpravo.ru

Оцените статью
Добавить комментарий