Наиболее простым из методов планирования является бюджетный.
Бюджет представляет собой одностороннюю таблицу, отражающую либо поступление, либо распределение каких-то ресурсов.
В планировании персонала используются прежде всего бюджеты рабочего времени, бюджеты источников и распределения людских ресурсов.
Другим распространенным методом планирования является балансовый.
В буквальном переводе с французского слово «баланс» означает «весы»; в планировании ? система показателей, которые характеризуют состояние равновесия в каком-либо постоянно изменяющемся явлении.
Балансовый метод основывается на взаимной увязке ресурсов, которыми будет располагать организация в рамках планового периода, и потребности в них.
Если ресурсов по сравнению с потребностью недостаточно, то происходит поиск их дополнительных источников (привлечение со стороны или внутренняя экономия), позволяющих покрыть дефицит. Невозможность по тем или иным причинам решить проблему дефицита приводит к необходимости идти на снижение потребления на основе либо его рационализации, либо механического сокращения, с соответствующим уменьшением конечных результатов по сравнению с предполагавшимся уровнем.
КАЙДЗЕН. Ключ к успеху японских компаний | Масааки Имаи
Если же ресурсы имеются в избытке, то приходится решать обратную задачу ? расширять их применение или избавляться от излишков. В отношении персонала последнее может быть целесообразным, например, чтобы не платить лишнюю заработную плату.
Балансовый метод реализуется через составление системы балансов ? материально-вещественных, стоимостных и трудовых, которые по временному горизонту могут быть отчетными, плановыми, прогнозными, а по назначению ? аналитическими и рабочими.
Баланс представляет собой двустороннюю бюджетную таблицу, в левой части которой отражаются источники ресурсов, а в правой ? их распределение:
В основе таблицы лежит балансовое уравнение: сумма остатков ресурсов на начало периода и их поступления должна быть равна сумме расхода (текущего потребления и продажи на сторону) и остатка на конец периода.
В то же время как таковое равенство между ресурсами и их распределением не является единственной целью составления балансов. Важную роль здесь играет достижение оптимальной структуры ресурсов и их использования. Это и обеспечивает наибольшую эффективность деятельности организации.
В балансе ресурсы обычно даются с выделением основных источников, что позволяет контролировать их движение. Распределение ресурсов осуществляется так, чтобы обеспечить выполнение производственных заданий, обязательств, создать необходимые резервы, реализовать те или иные программы.
Стратегическое планирование и методы постановки стратегии
При планировании персонала в основном применяются трудовые балансы, отражающие движение рабочей силы и использование календарного фонда времени (о них подробно речь пойдет в соответствующих разделах).
Так, баланс потребности в кадрах определяет на конкретный период общую потребность в них как в целом, так и в разрезе отдельных категорий и профессий; источники удовлетворения этой потребности; источники привлечения, формы и методы необходимой профессиональной подготовки.
На практике баланс разрабатывается следующим образом:
? технические службы намечают перспективные направления совершенствования производства и развития организации;
? плановая служба (организации труда) определяет в связи с этим потребность в кадрах, вплоть до каждого рабочего места;
? служба персонала рассчитывает баланс общей потребности в кадрах с учетом сменяемости, дополнительного высвобождения, совершенствования организации и технологии; намечает основные и дополнительные источники удовлетворения этой потребности; совместно с экономической службой оценивает затраты на набор персонала, оплату посреднических услуг, обучение, переподготовку, повышение квалификации; корректирует баланс в случае изменения ситуации.
Нормативный метод планирования состоит в том, что в основу расчета заданий на определенный период (а соответственно и в основу балансов) кладутся нормы затрат различных ресурсов (в нашем случае ? рабочего времени, фонда заработной платы и т.
п.) на единицу продукции. Например, плановую численность персонала можно получить, сопоставляя намеченный объем производства и трудоемкость единицы продукции.
Чтобы нагляднее представить суть этого метода, достаточно взять любой рецепт кулинарной книги. В нем содержится информация о том, сколько нужно взять тех или иных продуктов (нормы затрат ресурсов) для получения желаемого блюда (запланированного объема продукции).
К нормам труда, используемым при планировании персонала, относятся нормы выработки, времени, обслуживания, численности. Они устанавливаются для работников в соответствии с уровнем развития техники, технологии, организации производства и труда.
В условиях коллективных форм организации и оплаты труда такие нормы могут быть укрупненными или комплексными. По мере проведения аттестации, рационализации рабочих мест, внедрения новой техники, технологии, проведения организационно-технических мероприятий, обеспечивающих рост производительности труда, нормы подлежат обновлению.
Норма времени ? это величина его затрат на выполнение единицы работы одним или группой лиц определенной квалификации в данных организационно-технических условиях. Она устанавливается в человеко-минутах, человеко-часах или человеко-днях и включает:
? нормы подготовительно-заключительного времени;
? нормы основного и вспомогательного времени;
? нормы времени на организационно-техническое обслуживание оборудования и других производственных объектов;
? нормы времени на перерывы, обусловленные технологией и организацией производства, на отдых и личные надобности.
Суммирование норм времени по отдельным операциям дает комплексную норму времени, характеризующую его совокупные затраты на выполнение задания.
При нормировании ручных и машинно-ручных работ в основу норм кладутся нормативы времени. Это регламентируемые затраты времени на выполнение отдельных производственных операций в обычных условиях.
При этом предполагается применение передовых приемов и методов труда, современного оборудования и труда исполнителей необходимой квалификации.
Большинство норм времени устанавливается для рабочих, деятельность которых задается особенностями работы оборудования и характером организации технологических процессов (массовым, поточным, крупносерийным, единичным). Нормироваться может и работа служащих, не содержащая творческих функций (например, оператора ЭВМ).
Норма выработки ? это объем работы в натуральных единицах (штуках, мерах и проч.), который должен быть выполнен за единицу времени ? смену, месяц и т. п. одним или группой работников определенной квалификации.
Норма обслуживания ? это объем работы по обслуживанию определенного количества объектов в течение того или иного времени при данных организационно-технических условиях.
Норма численности ? это количество работников соответствующего профессионально-квалификационного состава, необходимое для выполнения определенного объема производственных и управленческих работ. С помощью таких норм определяется число исполнителей, требуемых для обслуживания оборудования, рабочих мест. Разновидностью нормы численности является норма управляемости (оптимальное число подчиненных у одного руководителя).
Нормы могут устанавливаться на неопределенный срок до пересмотра или временно.
Нормативный метод планирования используется как самостоятельно, так и в качестве вспомогательного по отношению к балансовому.
Чаще всего нормы в организации бывают индивидуализированными (применительно к отдельным подразделениям и рабочим местам), однако встречаются и групповые, предназначенные для однотипных рабочих мест в различных подразделениях.
Нормирование осуществляется отчетно-статистическим, опытно-производственным и аналитико-расчетным способом.
При отчетно-статистическом результаты сопоставляют с затратами времени на их получение и на основе этого определяют его усредненные нормы, что является недостатком такого метода, ибо не полностью учитываются реальные возможности людей, фактически узакониваются любые потери.
Опытно-производственный способ нормирования основан на хронометраже операций, выполняемых наиболее опытными и подготовленными работниками, на обобщении и оценке полученных данных. Это создает необходимую основу для расчета норм.
Наконец, аналитико-расчетный способ определения норм исходит из физиологических потенций человеческого организма, выявленных на основе специальных медико-биологических исследований.
Третью группу методов планирования составляют математико-статистические, сводящиеся к оптимизационным расчетам на основе разного рода моделей. К простейшим моделям относятся статистические, например корреляционная, отражающая взаимосвязь двух переменных величин. Исходя из нее, можно с определенной степенью вероятности предсказать наступление события Б, если произошло связанное с ним событие А. С их помощью, например, зная средний показатель текучести кадров, можно рассчитать их будущую численность на соответствующую дату.
Методы линейного программирования позволяют путем решения системы уравнений и неравенств, связывающих ряд переменных показателей, определять их оптимальные величины во взаимном сочетании. Это помогает по заданному критерию выбрать наиболее подходящий вариант функционирования или развития объекта управления; например, обеспечить распределение работников, которое позволяет, с одной стороны, наиболее полно обслужить всех клиентов, а с другой ? сделать это при минимальных затратах. Однако возможности применения такого метода в сфере кадрового планирования ограничены.
Четвертая группа методов, применяемых в планировании персонала, ? графические. С их помощью, например, составляются такие документы планового характера, как карта функциональных обязанностей, процедурограмма, технологическая карта, график работы руководителей, функциограмма и проч.
Источник: economy-ru.com
Балансовый метод в исследовании движения населения и трудовых ресурсов
Балансовый метод: целесообразность и практическая реализация. Основой экономико-математических методов исследования трудовых ресурсов являются балансы трудовых ресурсов, классифицированные и локализованные в зависимости от объекта.
Балансы трудовых ресурсов представляют статическую картину сложившегося распределения рабочей силы, но не дают представления о том, как это распределение было достигнуто. «Наряду с проблемой оценки общих ресурсов труда в долгосрочной перспективе чрезвычайно важную роль в народнохозяйственных расчетах играет наличие верных представлений о процессах перераспределения рабочей силы между отдельными сферами и отраслями экономики. Результаты статистических измерений в этой области, ф которыми располагают исследователи, относятся прежде всего к характеристикам итоговых, сальдовых величин взаимоотношений отраслей друг с другом.
О том, в каком направлении и в каких масштабах осуществляется движение рабочей силы между отраслями, имеется очень немного сведений, обобщенных для народнохозяйственного уровня. Это означает, что изучение механизма формирования занятости в отдельных отраслях затруднено, неясна зависимость обеспеченности отрасли трудом от отдельных источников, от сдвигов, происходящих в смежных отраслях. Таким образом, создание научных заделов в изучении распределения трудовых ресурсов, межотраслевого движения рабочей силы может в существенной степени повысить обоснованность не только частных, отраслевых, но и сводных показателей развития народного хозяйства.» [204, с 10]. Поэтому реализация балансового метода в рамках исследования движения населения и трудовых ресурсов должна быть основана, прежде всего, на принципах комплексности и взаимосвязанности его компонентов. В современных условиях практические работы в этом направлении могут проводиться региональными службами занятости и миграции, что позволит интегрировать большинство осуществляемых ими разработок при подготовке соответствующих программ занятости.
Использование балансового подхода к анализу и прогнозированию движения населения и трудовых ресурсов осуществлялось в рамках исследований, проводимых в ЦЭМИ АН СССР в конце 60-х гг. (подробнее см. [13]). В серии работ [12-14, 26-28, 98, 106 и др.] были разработаны идеи и предпосылки комплексного подхода к изучению процесса движения населения и трудовых ресурсов, а также предложены конкретные методы его реализации.
Одним из возможных методов реализации такого подхода является построение комплексной балансовой модели на базе балансов движения населения и трудовых ресурсов. В процессе построения такой модели был разрешен ряд возникших методологических и статистических вопросов, касающихся основных принципов разработки балансов отраслевого и профессионального движения населения и трудовых ресурсов, их информационного содержания, инструментария обследования и принципов его организации, возможности применения математических методов и моделей исследования движения населения и трудовых ресурсов.
В основе методики разработки и формирования информационного содержания балансов отраслевого и профессионального движения населения и трудовых ресурсов лежит сочетание данных специальных выборочных обследований движения населения и трудовых ресурсов и государственной статистики. На базе построенных балансов удалось изучить взаимосвязь профессиональной подготовки людей к трудовой деятельности и их распределения по сферам занятости; установить роль и значение исследуемых видов движения населения в формировании контингента работающих по отраслям народного хозяйства и профессиональным группам; осуществить оценку масштабов переподготовки и перераспределения рабочей силы и др. В конечном счете, на основе балансов движения населения и трудовых ресурсов могут быть раскрыты существенные моменты в процессе формирования отраслевой и профессиональной структуры занятости населения.
Логика развития балансового метода в исследовании движения населения и трудовых ресурсов предполагает использование балансов движения для отображения не только отдельных форм этого процесса для локальных систем, но и в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Таким образом, правомерна разработка системы взаимосвязанных балансов движения населения и трудовых ресурсов, как за отчетный период, так и на перспективу2.
Система балансов движения населения и трудовых ресурсов. Построение системы отчетных балансов движения населения и трудовых ресурсов может в значительной мере восполнить существующий недостаток информации о процессе движения, расширить возможности моделирования и сферу применения моделей этого процесса. Система балансов движения количественно отображает рассматриваемый процесс и обобщенно трактует движение во взаимосвязи его различных форм и показывает изменение возрастной, территориальной, отраслевой, профессиональной, квалификационной, социальной и других структур населения и трудовых ресурсов как результат движения. Изменение каждой из структур населения и трудовых ресурсов происходит в результате их движения в определенных формах (естественное, территориальное, отраслевое, профессиональное, квалификационное, социальное и другие виды движения).
Первичная проблема разработки балансов — проблема классификации. Построение балансов движения населения и трудовых ресурсов непосредственно связано с вопросом классификации исследуемых групп, В основе классификации по отраслевому признаку лежит классификация отраслей народного хозяйства. Здесь в прошлом имеется опыт построения отраслевых классификаторов по ряду регионов СССР, был также выработан ряд требований к классификационной системе: классификация отраслей должна насчитывать 9О-100 позиций и обладать возможностью корректировки в соответствии с целями и задачами исследования и спецификой конкретного региона.
Оригинал текста доступен для загрузки на странице содержания
Источник: studexpo.net
Методы планирования: балансовый, нормативный, математический
Планирование — это процесс подготовки управленческого решения, основанный на обработке исходной информации и включающий в себя выбор и научную подготовку целей, определение средств и путей их достижения посредством сравнительной оценки альтернативных вариантов и принятия наиболее приемлемого из них в ожидаемых условиях развития. Сущность планирования заключается в том, чтобы на основе сознательного использования системы объективных экономических законов, основных положений и выводов экономической теории, накопленного опыта и хозяйственной практики обеспечить научно обоснованное руководство развитием народного хозяйства посредством использования системы плановых документов.
Планирование осуществляется на различных уровнях, иерархиях управления. На уровне народно-го хозяйства страны, или макроэкономики, существует макроэкономическое планирование; на уровне региона как субъекта Российской Федерации — региональное (территориальное) планирование; на уровне предприятия или фирмы как первичного звена экономики — микроэкономическое планирование. Балансовый метод предназначен для увязки общественных потребностей и ресурсов, обеспечения необходимой пропорциональности и координации в развитии различных продуктов, производств, отраслей, территорий и народного хозяйства в целом. Баланс в переводе с французского буквально — «весы, равновесие или уравновешивание двух сторон в каком-либо постоянно изменяющемся явлении». Сущность каждого баланса заключается в обеспечении количественных соответствий между ресурсами и потребностями, хозяйственными мероприятиями и ожидаемыми результатами.
Балансовый метод планирования исходит из того, что каждый вид продукции, работы или услуги является, с одной стороны, результатом какой-либо деятельности, а с другой — ресурсом для потребления и позволяет планомерно устанавливать и увязывать натурально-вещественные и стоимостные пропорции в народном хозяйстве. Балансовый метод планирования означает, что план производства продукта, ресурса, отрасли, региона или экономики в целом обосновывается путем составления балансов, в которых предварительно определяются потребности и источники удовлетворения этих потребностей.
Затем выявленные ресурсы увязываются с расчетными потребностями, т.е. балансируются. Поскольку совокупные потребности, как правило, выше возможных объемов ресурсов, то в процессе разработки конкретных балансов происходит ранжирование потребностей — распределение их по степени значимости на первоочередные, менее важные и т. д. На протяжении всех лет существования Советского государства балансовый метод планирования считался основным методом планирования социалистической экономики.
В условиях существования и развития в России рыночных отношений очень сложно сопоставить такие неравнозначные объекты, как производство и платежеспособный спрос, так как помимо производства имеются и другие источники удовлетворения спроса. Как следствие, регулируемая рыночная экономика требует превращения материальных балансов из таблиц «ресурсы — распределение» в балансы спроса и предложения.
Каждый вариант такого баланса возможно разработать только для фиксированного уровня цен, а поэтому в действительности такой баланс становится многовариантным, например, двух-, трех- или четырехуровневым. Графически он выглядит как совокупность пересекающихся кривых зависимостей спроса и предложения на рынке товаров с различными точками равновесия, учитывающими возможные различные уровни цен.
Министерство эконом развития Российской Федерации совместно с федеральными и региональными экономическими органами по изложенной выше схеме разрабатывает и предлагает для практического использования Систему балансов материально-технических ресурсов, приемлемую для условий переходной экономики. Обобщающим итогом балансовых расчетов материально-технических ресурсов должен являться баланс совокупных спроса и предложения, выполняемый в стоимостных измерителях и отражающий одну из важнейших макроэкономических пропорций. Таким образом, посредством использования в практике планирования системы экономических балансов возможны отражение в плановых документах основных пропорций макроэкономической системы в целом и анализ их изменения. Нормативный метод основан на определении и использовании прогрессивной системы норм и нормативов, отражающей достижения НТП и важнейшие цели развития экономики.
Нормативный метод — один из способов разработки прогнозных и плановых документов, обоснования плановых решений. В плановой и хозяйственной практике нормативный метод применяется как в совокупности с другими методами, так и самостоятельно.
Например, в процессе разработки различных балансов применяется система норм и нормативов при обосновании потребности и определении возможных ресурсов. Нормативный метод тесно связан с программно-целевым подходом при обосновании количественных показателей, целей и определении необходимых ресурсов.
Одним из важных аспектов нормативного метода является широкое использование нормативов вместо директивно устанавливаемых плановых заданий. При этом заранее обусловливается зависимость между расходуемыми ресурсами и ожидаемыми результатами.
Основное преимущество нормативного метода состоит в том, что устанавливается связь между ресурсами, в росте которых заинтересованы как вышестоящие органы управления, так и пред-приятия, а также конечными результатами производства, в улучшении которых заинтересовано общество в целом. Слово «норма» происходит от лат, что означает «руководящее начало, правило, образец».
Под ней понимается некоторая величина, обозначающая предельно допустимое или среднее допустимое количество чего-либо, иногда — минимально необходимый результат. В самом общем виде норма — научно обоснованная мера общественно необходимых затрат ресурса на изготовление единицы продукции (выполнение работы или оказание услуги) заданного качества в условиях планируемого периода.
Норма как экономическая категория характеризует уровень общественного разделения труда, является количественной мерой затрат живого или овеществленного труда на единицу продукции, в которой в конечном счете находит отражение уровень развития производства. В то же время норма не только отражает этот уровень, она активно влияет на него.
Основным принципом определения норм является принцип прогрессивности, который означает учет в процессе их разработки достижений НТП, мероприятий по экономии и рациональному использованию всех видов ресурсов, повышению эффективности общественного производства, производительности труда, совершенствованию управления. Нередко приходится устанавливать более общую связь между количественными и качественными параметрами процессов или регламентировать связи ряда аналогичных явлений, подчиняющихся общему правилу. В этих случаях вводится понятие «норматив», под которым понимается определенная закономерность или правило в виде рас-четной величины, на основе которой ведется расчет норм или показателей. В случаях, когда нормы рассчитать трудно или даже невозможно, нормативы сами используются в качестве норм. Норматив — поэлементная составляющая нормы, характеризующая степень использования ресурса или его удельного расхода на единицу измерения (продукции, работы, поверхности, объема и т. п.).
Источник: moilekcii.ru