В статье, носящей методологичесикй характер, отражен авторский подход к анализу эволюции трудовых ценностей в современном обществе на основе философско-психологических представлений, развиваемых в рамках аксиологии и акмеологии. Новизна подхода выражается в установлении гносеологических связей и форм влияния этих фундаментальных наук на развитие положений теории ценности и теории поколений в период трансформации общественного устройства в условиях смены экономических парадигм. Отражен характер влияния на эволюцию трудовых ценностей системных факторов, к которым отнесены институциональные, связанные со сменой экономической парадигмы и формированием рыночных институтов, флексибилизацией рынка труда; технико-технологические и организационно-экономические условия, в том числе неоиндустриализация, цифровизация, интернет, маркетинг 3.0., новый тип занятости; повышение качества жизни населения и движение к обществу потребления; смена поколений, обусловливающая межпоколенческий ценностный разрыв, «переоценку ценностей» и др. Дана сравнительная характеристика трудовых ценностей, влияющих на мотивацию трудовой деятельности разных поколений, основанная на результатах опроса молодежной аудитории, что подчеркивает важность развития политики содействия социализации личности, имплементации трудовых ценностей в поведенческие практики и мотивационные механизмы.
Почему традиционные ценности не нужны современной России | Домашнее насилие, многоженство и язычники
трудовые ценности
эволюция трудовых ценностей
аксиология
акмеология
теория ценностей
теория поколений
1. Матвеев П.Е. Аксиология: учеб. пособие. В 2 ч. Ч. 1. История аксиологии. Владимир: Изд-во ВлГУ. 2017. 176 с.
2. Иванова Т.Е., Зарецкий А.Д. Разнообразие экономических ценностей акторов рыночного пространства // Экономика: теория и практика. 2017. № 4. С. 10–14.
3. Темирбекова Ж.А., Смирнова Е.В. Трудовые ценности: генезис и эволюция взглядов // Вестник КазНУ. Алматы, 2014. № 5 (104). С. 30–37.
4. Методика М. Рокича. Ценностные ориентации. Опросник ценности по Рокичу [Электронный ресурс]. URL: https://psycabi.net/testy/320-metodika-rokicha-tsennostnye-orientatsii-test-miltona-rokiсha (дата обращения 12.09.2017).
5. Иванова Т.Е., Шевердинова О.В., Хицкова Д.В. Изучение ценностных установок молодежи, побуждающих развивать человеческий капитал для предпринимательской деятельности // Актуальные вопросы права, экономики и управления. Пенза, 2017. С. 30–35.
6. Иванова Т.Ю., Рассказова Е.И., Осин Е.Н. Структура и диагностика удовлетворенности трудом: разработка апробация методики // Организационная психология. 2012. № 3. С. 2–15.
7. Зарецкий А.Д., Иванова Т.Е. Имплементация ценностных ориентаций в период смены экономических парадигм // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2018. № 6. С. 74–82.
8. Нехода Е.В. Трансформация труда и социально-трудовых отношений в условиях перехода к постиндустриальному обществу // Вестник Томского университета. 2007. № 302. С. 160–166.
9. Черников Б.В. Взаимообусловленность трудовых ценностей и факторов мотивации поколенных работников: автореф. дис. … канд. экон. наук. Томск, 2014. 23 с.
ЦЕРКОВЬ И ЭКОНОМИКА. ТРУД, КОРРУПЦИЯ, НИЩЕТА (Аузан, Симонов)// 12 сцена
10. Шамис Е., Никонов Е. Теория поколений. Необыкновенный Икс // Издательство Литагент Синергия Пресс. 2017. [Электронный ресурс] URL:https://www.libfox.ru/673940-evgeniya-shamis-teoriya-pokoleniy-neobyknovennyy-iks.html#book (дата обращения 28.11.2019).
11. Воронцова Ю.А. Теоретическая основа теории поколений // Ученые записки Орловского государственного университета. 2016. № 3 (72). С.268–273.
12. Акмеология: Учебник под ред. акад. А.А. Деркача. М.: Изд-во РАГС.
2004. С. 299 с.
13. Цымбаленко С.Б. Акмеологические основания развития подрастающего поколения в системе информационно-коммуникативных взаимодействий: автореф. дисс. … докт. пед. наук. Москва, 2012. 26 с.
14. Мороз В.В. Аксиологические основания развития креативности студентов университета: автореф. дис. … докт. пед. наук. Оренбург, 2015. 44 с.
Ценности и ценностные ориентации личности, определяющие и объясняющие поведение и действия человека, всегда были и будут объектом пристального изучения. Трудовые ценности представляют особый интерес, поскольку труд и отношение к труду являются доминантой жизнедеятельности и развития человека.
В природе человека изначально заложена потребность трудиться и от того, насколько труд приносит удовлетворение, зависит его качество и производительность, стремление к профессиональному росту. В России, вследствие особенностей ее исторического развития, труд для большей части населения является только средством выживания. Адаптация к рыночным отношениям видоизменяет структуру ценностей: часть из них воспроизводится в силу ментальности старших поколений, либо уходит в прошлое; большинство ценностей эволюционирует, приспосабливаясь к новым реалиям и обновляется в поведенческих моделях молодежи, образуя так называемый «межпоколенческий ценностный разрыв». Актуальность исследования трудовых ценностей обусловлена их онтологической связью с интересами и потребностями личности и общества, совершенствованием мотивационных механизмов, преодолением ценностных деформаций в сфере трудовых отношений.
Цель исследования состоит в установлении аксиологических и акмеологических оснований эволюции трудовых ценностей, что важно для углубления представлений о закономерностях изменения ценностных ориентаций по мере смены поколений и под влиянием системных факторов трансформации общества.
Материал и методы исследования
Теоретико-методологический аппарат исследования основывается на концептуальных положениях аксиологии и акмеологии, теории ценностей и теории поколений, представляющих гносеологический базис для исследования эволюции трудовых ценностей и особенностей ценностного сознания разных поколений населения. Эмпирической базой являются материалы анкетирования на предмет изучения трудовых ценностей.
Результаты исследования и их обсуждение
Вопрос о ценностях впервые был поставлен Сократом и стал центральным пунктом его философии в объяснении того, что есть благо для человека и утверждении, что «Благо есть реализованная ценность». Исследование природы и сущности данного феномена привело к возникновению науки, получившей название «аксиология» (от греч. axia/аксио – ценность). Исследования своеобразия феномена ценности зарождались еще в кантовской философии, построенной на признании ценностной значимости мира и самоценности человеческой личности; в последствии неокантианцы саму философию стали трактовать «как учение об общезначимых ценностях» и тем самым возвели понятие «ценность» в ранг философской категории [1]. Вслед за аксиологическим подходом относительно недавно возникло амкмеологическое видение ценностных ориентаций человека.
Ядро аксиологии составляет Теория ценностей, задачей которой является прояснение общего понятия ценности вне зависимости от его приложений в науке, морали, культуре, политике, повседневной жизни и изучение наиболее значимых их разновидностей, истории формирования, наиболее вероятных и предпочтительных тенденций эволюции в будущем.
Ценности присутствуют практически во всех формах человеческих отношений и входят в предметную область различных социально-гуманитарных наук: философии, социологии, психологии, педагогики, экономики, культурологии и др.; они определяют смысл жизни человека, отношение к миру, окружающим людям, влияют на поведение, направленность поступков и действий, личную и социальную активность и ответственность. Аксиологической тематике посвящается обширная литература, что свидетельствует об актуальности развития ценностного сознания в различных сферах жизни, расширении разнообразия ценностей в рыночном пространстве [2].
Особую значимость имеет исследование трудовых ценностей как ключевого элемента ценностной системы общества. Трудовые ценности являются важнейшей характеристикой системы трудовых отношений, фактическим отражением ценности труда как важнейшей доминанты общества. Включение трудовых ценностей в контекст общего ценностного сознания населения дает возможность изучать и формировать личностные оценки трудовых отношений и систем мотивации трудовой деятельности, выстраивать механизмы их совершенствования, ориентированные на повышение производительности труда, достижение самореализации личности.
Наиболее известной методикой изучения ценностей является социологический опросник М. Рокича, в котором автором выделены два класса ценностей – терминальные ценности-цели и инструментальные ценности-средства [4]. Методика Рокича, имеющая универсальный характер, применима и для изучения трудовых ценностей. К терминальным трудовым ценностям можно отнести познавательные ценности, такие как: интересная работа, работа по развитию личных возможностей, сил и способностей, самосовершенствование, возможность творческой деятельности, самостоятельность, независимость и др. К ним логично добавить и такие ценности, как карьерный рост, достижение высокого профессионализма, расширение возможностей работы в престижной организации и др., а также ценности имеющие эмоциональный характер – хорошие взаимоотношения и ощущение своей значимости в коллективе, возможности расширения коммуникаций и др.
Инструментальные трудовые ценности отражают мотивационные характеристики и связаны с условиями труда, его оплатой, дополнительными формами социальной защиты и поощрения; к ним относят также аккуратность и четкость в ведении дел, исполнительность и дисциплинированность, независимость и возможность действовать самостоятельно, ответственность, рационализм, образованность, трудолюбие и продуктивность работы.
В различных публикациях широко представлены результаты опросов по группам представителей разного возраста, уровня образования, опыта работы, предпринимателей и наемного персонала и др. [5, 6]. Фактически – это своеобразные фотографией изучаемой совокупности по названным признакам на определенный момент времени. Но ценности динамичны; по мере движения от традиционного к индустриальному и постиндустриальному обществу в массовом сознании и поведении происходят изменения ценностных приоритетов в направлении от материалистических и сугубо прагматических ценностей к секулярно-рациональным; от ценностей выживания к постматериальным ценностям самовыражения, самопознания, гражданского участия и др. Это свидетельствует об эволюционном процессе, отражающем постепенное качественное изменение и развитие системы ценностей в целом.
В ходе исследования нами выделены четыре группы системных факторов, под влиянием которых происходит эволюция трудовых ценностей (табл. 1).
Факторы институционального характера обусловлены сменой экономической парадигмы. Под влиянием института частной собственности основным движителем экономического роста становится предпринимательский интерес, порождающий свой ареал ценностей, сосуществующих с частично сохраняющимися ценностями советского периода, типологически относящимися преимущественно к классу инструментальных ценностей. Процессы индивидуализации и флексибилизации на рынке труда приводят к формированию новых трудовых ценностей и постепенной их имплементации в поведенческие практики и мотивационные механизмы.
Факторы и обстоятельства, влияющие на эволюцию трудовых ценностей (составлено на основе [6–8])
Системные факторы эволюции трудовых ценностей
Важнейшие социально-экономические и организационно-технические преобразования
Характер влияния на трудовые ценности
Институциональные, связанные со сменой экономической парадигмы
Формирование рыночных институтов, появление частной собственности, развитие предпринимательских интересов, тенденция к индивидуализации в противовес коллективизму, флексибилизация рынка труда
Формирование новых трудовых ценностей рыночного характера с сохранением зависимости от модели предшествующего развития, усиление базовых инструментальных ценностей
Технико-технологические и организационно-экономические
Неоиндустриализация, интернет, экономика знаний, цифровизация, развитие «креативного класса», разработка новых продуктов, маркетинг 3.0, новый тип занятости (удаленные рабочие места, работа на дому, и др.)
Повышение значимости образования, высокого профессионализма, познавательных ценностей, нематериальной мотивации
Повышение качества жизни
Движение к обществу потребления,
расширение и изменение структуры потребностей и возможностей их удовлетворения, востребованность высококачественных товаров, повышение значимости сферы услуг, престиж благополучия, гедонизм и др.
Расширение разнообразия ценностей акторов рынка, развитие постматериальных ценностей, стремление к престижному месту работы, повышению удовлетворенности трудом
Повышение роли человеческого и социального капитала, формирование нового типа личности, кризис трудовых ценностей, новые возможности для самовыражения и личностного развития, расширение социальных связей, разнообразие систем мотивации
Кризис и новая иерархия трудовых ценностей, «переоценка ценностей», формирование поколенных ценностей, межпоколенческий ценностный разрыв
Группа факторов технико-технологического и организационно-экономического характера, сопровождающих развитие третьей и движение к четвертой промышленной революции открывают возможности для возникновения новых моделей исполнительской и управленческой деятельности, создания высокопроизводительных рабочих мест; растущая потребность в кадрах с инновационными навыками объективно повышают ценность образования, высокого профессионализма, роль нематериальных мотиваций и других терминальных ценностей.
Повышение качества жизни является объективным следствием рассмотренных преобразований в пространстве постиндустриального общества потребления и приводит к изменениям структуры потребностей, повышению роли и значимости человеческого капитала, усилению стремления к самореализации и личностному росту и др., что отражается в расширении разнообразия терминальных и инструментальных ценностей.
Все происходящие социально-экономические трансформации и эволюционные процессы отражаются на судьбах конкретных людей разных социально-демографическим групп. В настоящее время в общественном производстве заняты работники, принадлежащие трем различным поколениям. Это: поколение трудоспособных людей, получивших образование и вступивших в трудовую деятельность в советское время; трудоспособные люди, вышедшие на рынок труда после становления новой России; поколение «будущего», которое только завершает свое обучение для вступления в трудовую деятельность.
Соответственно, трудовые ценности и мотивации каждого поколения формировались в разных условиях и имеют как общие (в силу преемственности), так и, в значительной мере, различные ценностные ориентации, образуя так называемый «межпоколенческий ценностный разрыв», что подтверждается многочисленными социологическими исследованиями [9]. Это не означает неизменности ценностей у старших поколений, которые объективно более консервативны и, как правило, «переоценка ценностей» у них происходит в другом возрастном периоде.
Особенности различных поколений составляют предмет Теории поколений, создателями которой считают американских ученых Н. Хоува и В. Штрауса (1991 г.), исследовавших ситуацию «конфликта поколений», не связанного с возрастными противоречиями. Адаптация положений теории поколений для России была осуществлена в рамках проекта RuGenerations (2003-2004 гг.) под руководством Е. Шамис [10].
В основу Теории поколений заложен тот факт, что системы ценностей у людей, выросших в разные исторические периоды, различаются поскольку они формируются не только в рамках семейного воспитания в период взросления (примерно до 12–14 лет), но и под влиянием окружающей среды. Понятие «поколение» определяется как «группа людей, рожденных в определенный период, испытавших влияние одних и тех же событий, особенностей воспитания, окружающего мира и обладающих одинаковыми ценностями» [10]. Промежуток времени появлением каждого нового поколения составляет около 20 лет. В литературе выделяют различные поколенческие модели и их психологические портреты, начиная с 1900 года, именуемые как поколение «поколение победителей»; «молчаливое поколение»; «бэби бумеры»; «поколение X»; «поколение Y»; «поколение Z» и «поколение «Альфа» или новое молчаливое поколение. При этом люди, рожденные на стыке поколений, считаются частичными носителями ценностей окружающих групп и образуют так называемые «эхо-поколения», задача которых – выступать в роли посредников [11].
Поколенческий подход апробирован в разных странах и, в том числе, на территории российских регионов. Это позволило прийти к выводу, что принадлежность к поколению определяется не просто по году рождения или возрасту, а на основании объединяющих ценностей [10]. Ю.А. Левада, исследовавший поколенческий срез исторического периода через изучение особенностей различных возрастных групп и структуры поколений, также очень условно выделял поколенческие слои, подчеркивая, что плавный переход от одного поколения к другому возможен только в традиционном обществе – в рамках семьи [10].
Исходя из целей нашего исследования, используя ценностный (аксиологический) подход и основываясь на характеристиках трудовых ценностей, присущих разным поколениям соотечественников, описанных различными авторами опубликованных работ, были сформулированы основные ценности и мотивации к трудовой деятельности, присущие разным поколениям, что отражено в табл. 2.
Проведенные авторами по методике М. Рокича опросы молодежи (2017-2018 гг.) на предмет оценки приоритетов в системе ценностей и основных мотивов трудовой деятельности, в определенной мере подтвердили существование ценностного разрыва среди поколений (студенты 1-2 курсов – молодые специалисты – зрелые профессионалы), который, однако, не является достаточно большим. В системе терминальных ценностей заметнее всего разрыв обозначился по ценностям «жизненная мудрость и здравый смысл» – у студентов на 5-м месте, а у родителей на 1-м; «интересная работа» – 10-е место у студентов, 8-е – у молодых специалистов. На 1-месте у студентов – «материально обеспеченная жизнь». В системе инструментальных ценностей совпадение по ценности «образованность» (1-е место). При этом ценность «трудолюбие» у студентов на 12-м месте, у более старших поколений – на 8-10 местах, что настораживает и вызывает необходимость продуманной политики [5].
Аналитические оценки результатов различных опросов отражают устойчивую закономерность повышения внимания представителей разных поколений к ценности образования и профессионализма, стремления к самореализации, что обусловлено объективным влиянием ранее рассмотренных факторов (табл. 1). Это делает целесообразным использование концептуального аппарата акмеологии – «науки о профессионализме», как методологической базы для изучения закономерностей процессов саморазвития личности.
Типизация возрастных групп населения в соответствии с теорией поколений (составлено на основе [9–11])
Поколенные ценности и мотивации
к трудовой деятельности
Источник: vaael.ru
«Трудовые ценности российского населения в 21 веке»
Стоимость
работы
Заказчик не использовал рассрочку
Гарантия сервиса
Автор24
Заказчик воспользовался гарантией, чтобы исполнитель повысил уникальность работы
19 декабря 2018
Заказ завершен, заказчик получил финальный файл с работой
Автор работы
anastasiaMA
2018-12-22 19:50
Последний отзыв студента о бирже Автор24
Общая оценка
Положительно
Автор с поставленной работой справился. Выполнил работу быстро, раньше поставленного срока. Все чётко.
Хочешь такую же работу?
Зарегистрироваться
Тебя также могут заинтересовать
по этому предмету по этому типу и предмету
Помощь on-line
Помощь on-line
Контрольная работа
Курсовая работа
Курсовая работа
Курсовая работа
Курсовая работа
Решение задач
Читай полезные статьи в нашем
Риски индивидуального предпринимателя
Фактор риска является неотъемлемым атрибутом рыночной экономики, поскольку свобода действия хозяйствующих субъектов предусматривает несоответствие их интересов, следствием чего будет невыполнение некоторыми предприятиями поставленных задач. При этом на степень риска предпринимательской деятельности имеет существенные отличия в зависимости от сферы деятельности, масштаба и организационно-правовой ф.
Амортизация оборотных средств
Современные предприятия практически любой сферы деятельности должны располагать определенными экономическими ресурсами, чтобы достойно конкурировать на рынке товаров и услуг. Основными ресурсами компании, по праву, считаются основные и оборотные средства. Основные средства – это весь фундаментальный актив компании, на основании которого и начинает образовываться бизнес.
Если расшифровать данное опр.
Система векселей
В мире бизнеса довольно часто приходится иметь дело с кредитами. Но оформление кредитов требует значительных затрат времени, оформление многочисленных документов. Фактор времени в современных условиях может сказаться на размере прибыли. А упущенные возможности могут привести даже к банкротству.
Иногда должнику требуется только отсрочка. Или, например, необходимо оплатить поставки товара, а свободн.
Международный кредитный рынок
Особенность международного кредитного рынка состоит в том, что он не имеет четких временных и пространственных рамок, его процедуры стандартизированы и проводятся с использованием новейших информационных технологий. Субъекты международного кредитного рынка: государства, банки, международные и национальные финансовые институты, корпоративные заемщики.
Еще одной мерой минимизации рисков на международ.
Риски индивидуального предпринимателя
Фактор риска является неотъемлемым атрибутом рыночной экономики, поскольку свобода действия хозяйствующих субъектов предусматривает несоответствие их интересов, следствием чего будет невыполнение некоторыми предприятиями поставленных задач. При этом на степень риска предпринимательской деятельности имеет существенные отличия в зависимости от сферы деятельности, масштаба и организационно-правовой ф.
Амортизация оборотных средств
Современные предприятия практически любой сферы деятельности должны располагать определенными экономическими ресурсами, чтобы достойно конкурировать на рынке товаров и услуг. Основными ресурсами компании, по праву, считаются основные и оборотные средства. Основные средства – это весь фундаментальный актив компании, на основании которого и начинает образовываться бизнес.
Если расшифровать данное опр.
Система векселей
В мире бизнеса довольно часто приходится иметь дело с кредитами. Но оформление кредитов требует значительных затрат времени, оформление многочисленных документов. Фактор времени в современных условиях может сказаться на размере прибыли. А упущенные возможности могут привести даже к банкротству.
Иногда должнику требуется только отсрочка. Или, например, необходимо оплатить поставки товара, а свободн.
Международный кредитный рынок
Особенность международного кредитного рынка состоит в том, что он не имеет четких временных и пространственных рамок, его процедуры стандартизированы и проводятся с использованием новейших информационных технологий. Субъекты международного кредитного рынка: государства, банки, международные и национальные финансовые институты, корпоративные заемщики.
Еще одной мерой минимизации рисков на международ.
Источник: avtor24.ru
Трудовые ценности экономически активного населения России и стран «большой семерки», %
Динамика трудовых ценностей российского населения: 1991-2004 ( по данным World Values Survey , Generations and Gender Survey) М АГУН В.С. Институт социологии РАН. Трудовые ценности экономически активного населения России и стран «большой семерки», %.
Download Presentation
yardley-pittman + Follow
Download Presentation
Трудовые ценности экономически активного населения России и стран «большой семерки», %
An Image/Link below is provided (as is) to download presentation Download Policy: Content on the Website is provided to you AS IS for your information and personal use and may not be sold / licensed / shared on other websites without getting consent from its author. Content is provided to you AS IS for your information and personal use only. Download presentation by click this link. While downloading, if for some reason you are not able to download a presentation, the publisher may have deleted the file from their server. During download, if you can’t get a presentation, the file might be deleted by the publisher.
Источник: www.slideserve.com