Безработица как проблема трудового права

Безработица. Проблемы безработицы. Виды ее В реальной жизни в рыночной экономике «полная занятость» постоянно сопровождается безработицей. Безработица —...

В реальной жизни в рыночной экономике «полная занятость» постоянно сопровождается безработицей. Безработица — это часть работоспособного населения, временно или постоянно потерявшего работу.

Спрос на рабочую силу зависит от величины капитала, затрачиваемого на рабочую силу. Относительное сокращение этого капитала влечет за собой относительное сокращение спроса на рабочую силу. Накопление капитала ведет к втягиванию в производство все меньше добавочной рабочей силы. Каждый капитал с течением времени изнашивается, и должен быть обновлен, но при этом обновлении (старого капитала) его техническое строение обычно не остается неизменным, оно повышается. Это ведет к абсолютному сокращению спроса, к вытеснению из производства части ранее занятых рабочих.

Образование и рост безработицы представляет собой специфический закон народонаселения. Суть закона народонаселения состоит в том, что наемная рабочая сила, способствуя росту прибыли, создает источник для накопления капитала, последний через механизм роста технического строения капитала — порождает промышленную армию безработных. В этой связи безработные представляют собой относительное перенаселение. Рабочая сила становится избыточной по отношению к спросу, предъявленному на нее. Это вовсе не означает, что имеется абсолютный избыток населения.

Решение проблемы безработицы

Коренная причина образования безработицы — рост технического строения капитала.

Безработица — это когда часть активного населения не может найти работу, становится «излишним» населением — резервной армией труда. Безработица усиливается во время экономических кризисов и последующих депрессий в результате резкого сокращения спроса на рабочую силу.

Основные виды безработицы

1) Текучая безработица— когда люди потеряли работу, но скоро найдут новую. Происходит как бы поиск новой, лучшей работы. Этот вид не представляет из себя серьезной проблемы, поскольку отражает обычную текучую безработицу. Средством уменьшения текучей безработицы является расширение информационных услуг: своевременное предоставление информации о наличии свободных мест; создание специальных органов печати и телевидения для ускорения возможности получения той или иной информации.

2) Структурная безработица— возникает в результате несовпадения предложения и спроса по квалификациям и специальностям вследствие отсталости квалификационно-образовательной системы трудовых ресурсов. Является тяжелой формой безработицы, так как затраты на ее устранение, то есть затраты на переквалификацию людей, создание учреждений по повышению или изменению квалификации, изменение самого образования очень высоки.

3) Цикличная безработица— вызывается спадом производства, то есть той фазой экономического цикла, которая характеризуется недостаточностью совокупных потребительских инвестиционных расходов. Когда совокупный спрос на товары и услуги уменьшается, занятость сокращается, а безработица растет.

4) Скрытая безработица, или неполная занятость: это когда люди заняты неполный рабочий день или находятся в вынужденном отпуске. Этому виду подвержены такие владельцы мелких предприятий, которые получают доход ниже уровня средней заработной платы. Они готовы в любое время покинуть свое предприятие.

23 тысячи безработных: как защитить трудовые права?

5) Застойная безработицавключает в себя, прежде всего работающих не на фабриках и заводах, а у себя на дому. Работники домашней системы полностью заняты только в определенные сезоны, а все остальное время являются безработными.

6) Низший слойзастойного перенаселения образуют люди, выброшенные из производства и навсегда лишенные возможности вернуться в него. Чрезмерная безработица влечет за собой большие экономические и социальные издержки.

Главная цена безработицы — невыпущенная продукция. Когда экономисты не в состоянии создать достаточное количество рабочих мест для всех, кто хочет и может работать, потенциальное производство товаров и услуг теряется безвозвратно. Безработица мешает обществу постоянно двигаться вверх по кривой потенциальных возможностей. Экономисты определяют эту потерянную продукцию как отставание объема ВНП.

Известный исследователь в области макроэкономики А. Оукен математически выразил отношение между уровнем безработицы и отставанием объема ВНП.

Закон Оукенагласит, что если фактический уровень безработицы превышает естественный уровень на 10%, то отставание объема ВНП составляет 2,5%. Это отношение 1 : 2,5 или 2 : 5 позволяет вычислить абсолютные потери продукции, связанные с любым уровнем безработицы.

Экономические издержки безработицы неодинаково распределяются между занятыми в экономике:

· Уровень безработицы среди «белых воротничков» ниже, чем у «синих воротничков». Это происходит потому, что «белые воротнички» заняты в отраслях промышленности, меньше подверженных циклическим колебаниям, или они работают в собственной фирме;

· Уровень безработицы среди молодежи выше, чем среди взрослых. Это объясняется тем, что молодые люди имеют низкую квалификацию, чаще уходят с работы и увольняются нанимателем, а также отличаются меньшей мобильностью;

· Уровень безработицы среди мужчин выше, чем среди женщин. Дело в том, что в таких остро реагирующих на циклы отраслях промышленности, которые производят инвестиционные товары (автомобильная, сталелитейная и строительная), преобладают мужчины;

· Уровень безработицы среди иммигрантов — как взрослых, так и молодежи — выше, чем среди местного населения.

Циклическая безработица — это настоящая катастрофа. Спад производства и депрессия приводят к бездеятельности, а она в свою очередь — к потере квалификации, потере самоуважения, упадку моральных устоев, распаду семьи, к общественным и политическим беспорядкам.

История убедительно показывает, что массовая безработица приводит к быстрым, иногда очень бурным социальным и политическим переменам. Что касается простых людей, исследователи находят прямую связь между ростом убийств, смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, психических болезней, самоубийств и высоким уровнем безработицы.

В каждый данный период в различных странах уровни безработицы существенно отличаются друг от друга. Эти различия объясняются тем, что в разных странах существуют разные естественные уровни безработицы, а также тем, что эти страны могут оказаться в разных фазах экономического цикла. Ежегодный средний уровень безработицы в США ниже, чем в Канаде, Австралии, Франции, Великобритании и России.

Современная рыночная экономика нуждается в высококвалифицированных работниках, способных творчески подходить к выполнению своих функций, принимать неординарные решения, нести ответственность за них, осуществлять поиск новых конструктивных идей. В последние годы безработица носит устойчивый и массивный характер в странах с полноценной рыночной экономикой: США, Великобритания, Япония.

Безработица пагубно сказывается на всей экономической жизни общества. Для людей безработица оборачивается полной или частичной потерей дохода, снижением уровня жизни. Она ведет к возрастанию преступности, повышению смертности, числа психических заболеваний. В целях смягчения этой серьезной социальной проблемы государством предпринимается ряд мер.

Прежде всего, государственными субсидиями поощряются частичная занятость или работа неполную неделю. В середине 80-х годов частичная занятость составляла 21,2% в Великобритании; 15-19% — в США; 10% — в Японии. В качестве средства сокращения «избыточного» населения используется метод «разделения рабочих мест», когда одно и то же рабочее место предоставляется двум рабочим с понижением заработной платы. Компании, применяющие такой вид занятости, пользуются налоговыми льготами.

Для уменьшения безработицы практикуется «досрочный» выход на пенсию. В США, например, в 80-у годы период трудовой активности был сокращен для 23,2% лиц предпенсионного возраста. В Англии планируется в ближайшем будущем создать 750 тыс. рабочих мест за счет досрочного ухода на пенсию.

Одним из важнейших направлений преодоления относительного перенаселения является создание и расширение программ профессиональной подготовки и трудоустройства безработных. В частности, в Англии функционируют различные программы: для длительно безработных, для безработной молодежи, отдельно для безработных старше 30 лет, и старше 45, по подготовке специалистов в наукоемких отраслях промышленности и др. Открываются специальные клубы для безработных, где оказывают различные услуги, дают рекомендации безработным, как проходить собеседование при приеме на работу, помогают в поиске вакантных мест, предоставляют бесплатные канцелярские принадлежности, телефон и т.п. для поиска работы.

В промышленно развитых странах широко используются различные виды социальной помощи безработным. Прежде всего безработным предоставляется пособие по безработице. Для его получения, как правило, требуется отработать определенное время на основной работе или общественных работах (уход за больными и престарелыми, инвалидами, благоустройство территории и т.п.).

В США, например, в 25 штатах практикуются общественные работы для длительно безработных, что дает им возможность вновь получать пособие по истечении установленного срока получения пособия. Помимо того, что для получения пособия необходимо платить страховой взнос, размер которого варьируется в зависимости от заработка. Пособие по безработице строго ограничено сроками его выплаты. Максимальный срок получения пособия в США составляет 26-30 недель, в Японии — 40 недель, ФРГ — 104 недели.

В некоторых странах наряду с пособием по безработице выплачивается еще и дополнительное пособие, которое предоставляется только после проверки на «нуждаемость». В Англии такое пособие в 1987 г. превышало пособие по безработице почти на 50%, его получали 61,4% безработных мужчин и 44% безработных женщин.

Трудовые ресурсы в РФ в 1991 году составляли 86,8 млн. человек. Это около 60% общей численности населения. Но занятыми из них были только 73,6 млн. человек. Причем на государственный сектор приходилось 77% общей численности занятых в народном хозяйстве. Доля тех, кто формирует новые рыночные структуры, была весьма незначительной и составляла по числу занятых всего 2,3%.

При таком раскладе на формирование только основ рынка уйдут десятки лет.

В Российской Федерации безработных учитывает и регистрирует Государственная служба занятости. По состоянию на 1 января 1992 года этой службой зарегистрировано 60 тыс. безработных, пособие по безработице получали 12 тыс. человек (это 20% от числа безработных). Демографическая структура безработных была такова: женщины составляли примерно 75%, мужчины — около 25%.

С точки зрения критерия проживания городские жители составили около 90% от общего числа безработных. Следует отметить, что в 1991 году спрос на рабочую силу опережал ее предложение. В среднем за месяц в службу занятости поступали заявки от предприятий и организаций на 800-900 тыс. работников, а к поискам работы обращались только 110 тыс. человек.

Думается, что в ближайшем будущем ситуацию с занятостью в России будут определять не столько чисто рыночные факторы (скорее можно ожидать даже некоторого снижения их роли в среднесрочном периоде из-за трудностей разукрупнения монополистических структур, ухудшения благоприятных условий в сфере бизнеса и т.д.), сколько демографические, медико-гигиенические и другие. Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов влияние и фактора технического прогресса, который уже не одно пятилетие «буксует», и в ближайшей перспективе трудно ожидать какого-либо чуда по неожиданному появлению в структуре народного хозяйства преимущественно капиталосберегающих и трудосберегающих отраслей. Так что и индустриальный фактор в целом не будет способствовать быстрому наращиванию армии безработных; катастрофическое состояние окружающей среды также требует при данном развитии техники и технологии больших масс ручного и первичного механизированного труда для ликвидации последствий многих экологических бедствий, хотя бы и ценой некоторого снижения общего жизненного уровня населения.

Информация о работе «Рынок труда и социальная сфера: уровень жизни, распределение доходов, занятость»

Источник: kazedu.com

Безработица и трудоустройство населения

В соответствии с международными стандартами безработица характеризует неиспользованное предложение труда на момент обследования. К безработным по определению МОТ относятся все лица в трудоспособном возрасте, которые: (а) были не заняты; (б) предпринимали действия для поиска работы в течение установленного недавнего периода времени и (в) были готовы сразу приступить к ней при условии наличия возможности трудоустройства (параграф 47 материалов 19-й Международной конференции статистиков труда — МКСТ).

Незанятость при определении границ учета безработных определяется по отношению к короткому учетному периоду в обследованиях рабочей силы. Поиск работы может осуществляться любыми способами, а также относиться к достаточно широкому спектру действий индивидов. Кроме того, поиск работы включает поиск неполной, неформальной, временной, сезонной или случайной занятости в границах национальной территории или за ее пределами. К действиям, которые учитываются как поиск работы, МОТ относит:

  • • поиск финансовых средств, подача заявлений на получение разрешений, лицензий;
  • • поиск земельного участка, помещений, техники, сырья, орудий производства и материалов для ведения сельского хозяйства;
  • • обращение за помощью к друзьям, родственникам или другим типам посредников;
  • • постановка на учет или заключение договора в государственной или частной службе занятости;
  • • прямое обращение к работодателям, поиски работы на производственных площадках, фермах, у заводских ворот, на рынках или в других общественных местах;
  • • размещение объявлений о работе в газетах или Интернете и ответы на подобные объявления;
  • • размещение объявлений о работе в газетах или Интернете и ответы на подобные объявления;
  • • размещение или обновление личных анкет в профессиональных или социальных сетях в Интернете.

Включение в определение безработицы термина «сразу приступить к работе» характеризует готовность индивида приступить к работе практически немедленно и определяется по отношению к короткому учетному периоду.

Исходя из определения МОТ относительно требований к учету безработных и определения границ безработицы, в категорию безработных также включаются следующие три категории лиц:

  • 1) лица, приступающие к работе через определенный период времени;
  • 2) участники программ профессионально-технической подготовки или переподготовки, осуществляемых в рамках программ содействия трудоустройству;
  • 3) «незанятые» лица, которые предприняли действия для выезда за рубеж с целью трудоустройства за оплату или прибыль.

К первой категории относятся незанятые лица, которые готовы приступить к работе, но не занимались поиском работы в течение короткого обследуемого периода, поскольку они уже предприняли действия по поиску работы и начнут работать в течение определенного периода. Общее время ожидания перед началом работы в разных странах может различаться, однако в соответствии с международными стандартами не должно превышать трех месяцев.

Ко второй категории относятся лица, которые не были заняты, не занимались поиском работы и не готовы сразу к ней приступить, поскольку им уже предложена работа и с целью приступить к ней они проходят программы переподготовки.

К третьей категории относятся лица, которые предприняли действия для выезда за рубеж с целью трудоустройства за оплату или прибыль, однако все еще продолжают ожидать возможности выехать.

В соответствии с законодательством Российской Федерации определяется численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости. К этой категории относятся граждане, не имеющие работы и заработка (трудового дохода), проживающие на территории Российской Федерации, зарегистрированные в центре занятости по месту жительства в целях поиска подходящей работы, ищущие работу и готовые приступить к ней. Безработными в соответствии с законодательством не могут быть признаны граждане:

  • • не достигшие 16-летнего возраста, а также граждане, которым в соответствии с пенсионным законодательством назначена пенсия по возрасту (по старости) за выслугу лет;
  • • отказавшиеся в течение 10 дней со дня обращения в службу занятости от двух вариантов подходящей работы, включая работу временного характера, а впервые ищущие работу, не имеющие профессии (специальности) — в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера;
  • • не явившиеся без уважительной причины в течение 10 дней со дня регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный им для регистрации в качестве безработного.

При статистическом изучении безработицы ее рассматривают как нарушение равновесия на рынке труда. В связи с этим в международной практике выделяются следующие виды безработицы: фрикционная (текущая), сезонная, конъюнктурная и структурная (табл. 3.6) [1] .

Типизация безработицы

Характеристика

Фрикционная (текущая) безработица

Наличие достаточно большого количества вакантных мест. Короткая продолжительность безработицы.

Низкая доля безработных

Смена работы по личным мотивам. Вступление на рынок труда.

Смена работы в связи с изменением ситуации на рынке

Начинающие в данной профессии.

Женщины после «семейной фазы». Переселенцы. Лица, меняющие место работы

Регулярные годовые колебания.

Короткая продолжительность безработицы.

Высокая доля безработных в профессиях и отраслях, находящихся под влиянием сезонных факторов

Влияние погодных условий.

Сезонные колебания спроса.

Институциональные сроки (сроки увольнений, окончания обучения)

Работающие на сезонных работах (сельское хозяйство, строительство).

Высокая доля безработных в отраслях, зависящих от конъюнктуры. Резкое повышение доли безработных в периоды спадов

Спад спроса и производства

Лица с низкой квалификацией. Работники старших возрастных групп. Молодые работники, не защищенные в полном объеме от возможного увольнения

Высокая доля безработных.

Длительная продолжительность безработицы.

Сосуществование безработицы и потребности в рабочей силе

Слишком незначительный рост экономики. Несоответствие существующих структур (производства, оплаты труда и т. д.) требованиям рынка. Международная конкуренция.

Недостаточно высокая мобильность рабочей силы и капитала

Работники старших возрастов. Работники с низкой квалификацией.

Работники определенных профессий. Начинающие в данной профессии работники. Региональная безработица

Фрикционная безработица традиционно рассматривается как безработица, вызванная естественным стремлением человека искать более выгодные и интересные сферы приложения своей рабочей силы. Это безработица «между работами», когда человек оставил прежнее место и находится в поиске другого.

Сезонная безработица характеризуется регулярными годовыми колебаниями, короткой продолжительностью безработицы и высокой долей безработных в профессиях и отраслях, находящихся под влиянием сезонных факторов (сельское хозяйство, туристический бизнес, некоторые промыслы). Реальную проблему сезонная безработица представляет только в тех регионах, где превалирующими являются указанные виды экономической деятельности.

Конъюнктурная (циклическая) безработица характеризуется высокой долей безработных в отраслях, зависящих от конъюнктуры, и резким повышением доли безработных в период спадов. Основной причиной данного вида безработицы является спад спроса и производства.

Наиболее серьезной проблемой в современных условиях является структурная безработица, которая существует даже в периоды конъюнктурного подъема. В современной практике понятие структурной безработицы используется в следующем контексте:

  • • структурная безработица представляет собой устойчивую безработицу: имеется достаточное количество вакантных рабочих мест, которым, однако, не соответствует квалификация безработных. Это структурная безработица в узком смысле. Ее предпосылкой является наличие (по крайней мере на отдельных участках рынка труда в определенных регионах, профессиях и квалификациях) недостатка рабочей силы;
  • • структурная безработица проявляется в ситуациях, характеризующихся стойким дефицитом рабочих мест вследствие недостаточного экономического роста. Часто такой аспект структурной безработицы связан с техническим прогрессом: инвестиции направляются преимущественно на рационализацию производственных процессов в целях экономии рабочей силы при низком уровне вложений в расширение производства и, следовательно, в создание дополнительных рабочих мест;
  • • в более широком смысле структурная безработица представляет собой отчасти временную, отчасти длительную неполную занятость, обусловленную изменениями в структуре экономики.

Система показателей безработицы включает абсолютные показатели, характеризующие численность безработных по отдельным группам; показатели структуры безработицы, показатели уровня безработицы, а также показатели, характеризующие продолжительность безработицы.

Наиболее общим показателем оценки безработицы являются показатели уровня безработицы.

Общий уровень безработицы

где Л/^безр — численность безработных.

Уровень официально зарегистрированной безработицы

где Л/офиц.безр — численность официально зарегистрированных безработных.

Уровень длительной (застойной) безработицы

где ^безр>12мес — численность безработных, ищущих работу более 12 мес.

Кроме того с использованием концепции расширенной рабочей силы странам предлагается также использовать совокупный показатель безработицы и потенциальной рабочей силы:

где Мпрс — численность потенциальной рабочей силы; Npc расш — численность рабочей силы в расширенной концепции.

В настоящее время в России сопоставимая информация о численности и составе безработных может быть получена в разрезе следующих классификационных признаков:

  • • пол;
  • • возраст;
  • • городское и сельское население;
  • • уровень образования;
  • • семейное положение;
  • • продолжительность поиска работы;
  • • способы поиска работы;
  • • наличие опыта работы;
  • • вид деятельности;
  • • последнее место работы.

На рис. 3.6 представлено распределение безработных по полу и возрастным группам.

Распределение безработных в России по полу и возрасту в 2020 г

Рис 3.6. Распределение безработных в России по полу и возрасту в 2020 г.: | — мужчины; | | — женщины

Как видно из приведенного рисунка, численность безработных мужчин во всех возрастных группах, за исключением групп 25— 29 лет, 30—34 года и 35—39 лет, превышает численность безработных женщин. Наибольшее превышение наблюдается в группе 55— 59 лет — 77,31 %. Кроме того, в группе 20—24 года превышение составляет 23,816,35 %, что свидетельствует о сложностях вхождения молодых поколений мужчин на рынок труда. Существенные расхождения в численности безработных мужчин и женщин в группе 55—59 лет обусловлены тем, что многие поколения женщин, несмотря на изменения пенсионного возраста в последние годы, уже его достигли, и их активность на рынке труда значительно снизилась.

Существенной проблемой для России является безработица среди молодежи. По данным Росстата, доля безработных в возрасте до 30 лет в общей их численности составила в 2019 г. 36,8 %, а наибольшая доля безработных как мужчин, так и женщин наблюдается в возрастной группе 20—24 года: 611 тыс. человек, или 17,6 % от общей численности безработных.

Уровень образования также является фактором, оказывающим существенное влияние на уровень безработицы. Как видно из рис. 3.7, по каждой из ступеней образования уровень безработицы снижается. В то же время сама величина показателя наиболее низкая для населения с высшим образованием, а также со средним профессиональным образованием.

Динамика уровня безработицы населения с различным уровнем образования

Рис. 3.7. Динамика уровня безработицы населения с различным уровнем образования:

  • 1 — не имеют основного общего; 2 — основное общее; 3 — среднее общее;
  • 4 — среднее профессиональное 1*; 5 — среднее профессиональное 2**;
  • 6 — высшее.
  • * Среднее профессиональное 1 — среднее профессиональное образование по подготовке специалистов среднего звена.
  • **Среднее профессиональное 2 — среднее профессиональное образование по подготовке квалифицированных рабочих и служащих

Для населения с более низким уровнем образования уровень безработицы повышается, а различия в показателях увеличиваются. Так, уровень безработицы населения с высшим образованием в 2019 г. составил 2,9 %, а для населения, не имеющего основного общего образования — 14,8 %. В 2009 г. аналогичные показатели составляли 4,6 и 21,6 % соответственно.

По наличию опыта работы официальной статистикой выделяются две группы безработных: безработные, которые ранее не имели работы, и безработные, имеющие опыт работы. Для безработных, имеющих опыт работы, выделяются следующие классификационные группы по причинам незанятости:

  • • высвобождение, сокращение штатов, ликвидация предприятия, собственного дела;
  • • увольнение по собственному желанию.

Рассмотрение динамики уровня безработицы населения страны (табл. 3.7) показывает положительную тенденцию к снижению как в целом, так и в группах по полу.

Наиболее быстрое снижение наблюдается в послекризисные годы (2010—2012), в 2015 г. отмечается рост уровня безработицы и мужчин, и женщин, что связано с кризисными явлениями и экономическими санкциями этого периода, причем уровень безработицы женщин, будучи более низким (5,3 % в 2015 г.), возрастает значительно быстрее, чем аналогичный показатель для мужчин.

Разрыв же в показателях уровня безработицы мужчин и женщин, как и в показателях численности безработных, сохраняется, хотя и снижается в рассматриваемый период: если в 2009 г. уровень безработицы мужчин был выше уровня безработицы женщин на 15,6 %, то в 2019 — на 9,1 %. В 2020 г наблюдается существенное увеличение уровня безработицы как мужчин, так и женщин при сокращении соотношения показателей, что, как представляется, вызвано усложнением экономической ситуации, вызванной пандемией СОУГО-19.

Показатели уровня безработицы населения России

Соотношение уровня безработицы муж-чин и женщин

Изменение по сравнению с предыдущим годом, %

Однако общие показатели безработицы не могут в полной мере описать все ее аспекты. Подобные показатели обобщают данные о безработных с различной частотой безработицы и ее различной продолжительностью, что не позволяет провести обособленные оценки длительности и повторяемости безработицы. Поэтому наряду с уровнем безработицы важнейшими социальными индикаторами безработицы являются:

  • • частота безработицы;
  • • продолжительность безработицы;
  • • обеспечение материальной, семейной и психологической сторон жизни безработных.

Влияние частоты и продолжительности безработицы на ее уровень может быть оценено с использованием следующей модели:

где Б — средняя численность безработных в период наблюдения Г, ЭА — средняя численность экономически активного населения; Г — средняя продолжительность безработицы; N — число случаев безработицы; Б — число безработных лиц.

Принимая во внимание, что МД=Б4, уровень безработицы будет зависеть от трех следующих факторов:

  • 1) продолжительности безработицы, выражаемой как обратная величина частоты обращения безработных при поиске работы (Г / /);
  • 2) риска многоразовой безработицы (/V / Б);

3) частоты безработицы (=), определяемой через количество

лиц, которые становятся безработными по крайней мере один раз в течение периода наблюдения.

Уровень безработицы будет тем выше, чем дольше в среднем продолжительность безработицы, чем большее число лиц становятся безработными и чем выше риск повторения безработицы. Кроме того, данная модель позволяет отразить различия в факторах, определяющих уровень безработицы различных социально-демографических групп населения. Например, для молодежи по сравнению со старшими поколениями продолжительность безработицы будет ниже, а риск безработицы — существенно выше.

В российской статистической практике продолжительность незавершенной безработицы (продолжительность поиска работы) определяется как время с момента начала поиска работы до момента фиксации безработицы. Средняя продолжительность безработицы (среднее время поиска работы) рассчитывается как средневзвешенная величина для рассматриваемого состава безработных.

где С,- — время поиска работы в 1-й группе; Б, — численность безработных в ьй группе.

Среднее время поиска работы в России остается высоким: в 2017 г. оно составило 7,6 мес. в среднем по стране, и, хотя отмечается некоторое снижение показателя, в 2019 г. среднее время поиска работы составляет 6,9 мес. Изучение распределений безработных по продолжительности поиска работы позволяет оценить характер безработицы, а также тенденции в его изменении (табл. 3.8).

Распределение безработных в России по продолжительности поиска работы, %

Продолжительность поиска работы, мес.

Средняя продолжительность поиска работы, мес.

Продолжительность поиска работы, мес.

Средняя продолжительность поиска работы, мес.

Как видно из таблицы, для России характерно наличие застойной безработицы: группа безработных, ищущих работу свыше 12 мес., остается приоритетной на протяжении всего рассматриваемого периода. В то же время доля этой группы в численности безработных снижается с 30,0 % в 2010 г. до 23,8 % в 2019 г., что и обусловливает снижение средней продолжительности поиска работы. В качестве положительной тенденции можно отметить, что доля ищущих работу до 6 мес. увеличивается, что свидетельствует об изменениях структуры безработицы по срокам в сторону их снижения. Данная тенденция приводит к тому, что в 2020 г. приоритетной становится группа безработных, ищущих работу от одного до трех месяцев, а доля безработных в последней группе значительно снижается и составляет 18,8 %.

Наряду с показателями, характеризующими незавершенную безработицу, важным направлением характеристики рынка труда в Российской Федерации является ведение статистики выбытия из безработицы. В большинстве развитых стран проводятся специальные опросы бывших безработных с целью оценки продолжительности безработицы и использования возможностей выбытия из нее.

Одним из важнейших направлений в анализе безработицы является изучение регионального распределения безработных. Существенное значение имеет не только оценка различий в численности и уровне безработицы по федеральным округам, но и оценка факторов, влияющих как на общий уровень безработицы, так и на уровень застойной безработицы. Для этих целей используются индексные модели. Модель для оценки влияния факторов на изменение уровня застойной безработицы определяется следующим образом:

где Б12(- — численность безработных, ищущих работу свыше года в г-м регионе; РС, — численность рабочей силы в г-м регионе; Убезр.121 — уровень застойной безработицы в г-м регионе; ^безр.12г — доля безработных, ищущих работу свыше 12 мес., в общей численности безработных в г-м регионе; Убе3р.г — уровень безработицы в г-м регионе; [2] .

Одним из основополагающих событий в истории политики на рынке труда стало принятие Международной конференцией труда документов о политике занятости в 1964 г. Основными новшествами в политике рынка труда стали следующие:

  • • безработицу перестали связывать только с проблемами организации рынка труда;
  • • политика поддержания занятости стала предусматривать меры экономического регулирования, инвестиционные программы, программы в области регулирования рабочего времени, социальной защищенности и т. д.;
  • • решение проблем занятости было предложено сделать основной целью политики государства;
  • • изменена роль службы занятости: служба занятости становится важным элементом политики улучшения возможностей для занятости.

Таким образом, акценты в политике на рынке труда смещаются к использованию активных мер вмешательства в рынок труда.

В настоящее время признается, что чем успешнее будет политика государства, направленная на поддержание безынфляционного экономического роста, тем лучше будут перспективы развития рынка труда. В рекомендациях МОТ указывается, что содействие полной и продуктивной занятости должно быть первоочередной задачей и неотъемлемой частью экономической и социальной политики государств.

Наиболее тесное взаимодействие проявляется между состоянием рынка труда и службой занятости. При изучении ситуации на рынке труда определяется численность и состав зарегистрированных Государственной службой занятости граждан. Первичные данные обобщаются Федеральной службой по труду и занятости Российской Федерации. Результаты наблюдения представляются в форме федерального статистического наблюдения № 1-Т (трудоустройство) «Сведения о содействии занятости граждан» (срочная) и форме 2-т «Сведения о предоставлении государственных услуг в области содействия занятости населения» , в которых формируется достаточно развернутая система статистических показателей, позволяющая проанализировать обращаемость и трудоустройство граждан.

В их числе такие показатели, как:

  • • численность незанятых трудовой деятельностью граждан, в том числе признанных безработными;
  • • численность безработных, которым назначено пособие по безработице;
  • • заявленная потребность в работниках и нагрузка незанятого населения на одну вакансию;
  • • состав безработных по полу;
  • • состав безработных по возрасту;
  • • состав безработных по уровню образования;
  • • объем и структура безработных, трудоустроенных службами занятости, в том числе молодежь в возрасте 14—29 лет, женщины, инвалиды, лица, проживающие в сельской местности;
  • • региональное распределение численности безработных.

В качестве обобщающего показателя используется уровень трудоустройства, характеризующий число трудоустроенных безработных, приходящихся на одного обратившегося в органы службы занятости:

Трудоустройство граждан службами занятости населения

Количество поступивших заявлений граждан о содействии в поиске подходящей работы, тыс.

Уровень трудоустройства, %

Источник: studme.org

Омской области

В целях снижения безработицы государство располагает различными методами, связанными с разработкой способов переподготовки безработного населения, социальной поддержкой безработных, содействием в создании дополнительных рабочих мест и т.д. Данные методы можно классифицировать следующим образом: активные и пассивные.

Активные методы нацелены на создание дополнительных рабочих мест, организацию системы образования и производственно- технического обучения кадров в соответствиями с требованиями современной экономики; регулирование отраслевой и региональной мобильности кадров, создание рабочих мест для молодежи, субсидии по занятости лиц, нуждающихся в социальной защите и т.д.

Пассивные методы включают создание системы социального страхования и материальной помощи безработным. Система социального страхования предусматривает выплату пособий по безработице с учетом прежних заработков, система материальной помощи направлена на обеспечение безработному прожиточного минимума.

Рассматривая вопрос государственного регулирования безработицы, следует определить, какие виды политики непосредственно воздействуют на уровень безработицы в стране. На основе данного критерия выделим следующие три вида государственной политики: социальная, макроэкономическая, политика в сфере занятости населения.

Создание условий для роста спроса на товары. Так как спрос на рынке труда — производный и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг, то занятость возрастет, а безработица упадет в том случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников. Способами увеличения спроса являются:

  • § стимулирование роста экспорта (с помощью регулирования ставок таможенных пошлин и тарифов),
  • § льготное налогообложение,
  • § поддержка и поощрение инвестиций в реконструкцию предприятий
  • § льготное кредитование (например, Национальный проект развития сельского хозяйства) и т.п
  • Социальная политика: Выплата пособия по безработице признанным безработными, Бюджетное субсидирование дополнительной (по отношению к фактическому уровню) рабочей силы на действующих предприятиях. Оно может иметь вид кредитования государством зарплаты дополнительно нанятых рабочих, Предоставление возможности досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного возраста (этот способ может использоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечет существенное увеличение пенсионных выплат). Политика в сфере занятости населения: Применение в государственном и негосударственном секторах экономики гибких форм занятости и др. Реализация программ поддержки молодых работников (возможно, создание специальных организаций, привлекающих на работу молодых специалистов).
    Развитие самозанятости населения. Самозанятость населения — это специфическая форма экономической деятельности. Ее сущность заключается в том, что гражданин сам находит для себя источник доходов, обеспечивающий его достойное существование в результате экономической деятельности, не противоречащей законам страны. Предоставление рабочих мест, не ориентированных на получение прибыли, а связанных с работой в интересах общества, например: работа в области охраны окружающей среды и т.д. Организация подготовки и переподготовки кадров. Такая работа общества и государства неразрывно связана с формированием экономики знаний. Она должна обеспечивать переподготовку специалистов, их обучение именно тем профессиям, на которые спрос не удовлетворен. Создание и поддержка нетрадиционных форм занятости (надомничество, в т.ч. электронное надомничество). К надомничеству обращаются квалифицированные работники, располагающие персональными компьютерами, терминалами, современными средствами связи. Распространение «электронного надомничества» создает гибкие рабочие места, снижает для предпринимателей расходы на помещения, отопление, освещение. Вместе с тем подобные сдвиги в структуре занятости создают новый стиль жизни: труд обогащается, возрастают самостоятельность и ответственность работника. Обращение к системе гибкого рабочего времени, в том числе закрепление в коллективных договорах схемы гибкости трудового года, т.е. право изменять продолжительность труда на предприятиях в зависимости от колебаний спроса. Информационная помощь безработным. Конвенция МОТ предполагает, что службы занятости должны располагать информацией о рынках труда не только своего региона, но и всей страны в разрезе отдельных отраслей. Содействие трудоустройству безработных с помощью бирж труда (учреждений, осуществляющих посредничество между рабочими и предпринимателями при совершении сделки купли-продажи рабочей силы и регистрации безработных). Рассмотрим подробнее возможность минимизации безработицы с помощью биржи труда. В настоящее время функции биржи труда выполняют в основном государственные биржи труда, так называемые государственные службы занятости населения, подчиненные министерствам труда. В задачу государственных служб занятости входит, во-первых, оказание посреднических услуг при трудоустройстве безработных и лиц, желающих переменить работу, во-вторых, изучение спроса и предложения рабочей силы, в-третьих, предоставление информации о требующихся профессиях, в-четвертых, профориентация молодежи. Государственные биржи труда ведут учет безработных и производят выплату пособий по безработице. В случае отказа от работы, предложенной биржей труда, безработный лишается такого пособия. Для реализации государственной политики в области занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий на базе действующих центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения создана Государственная служба занятости. Государственная служба занятости является структурой специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным. Услуги предоставляются службой занятости бесплатно. По итогам третей главы необходимо отметить, что ситуацией в сфере труда и занятости, которая возникла в результате перехода от плановой экономики к рыночной. Этот процесс сопровождается ярко выраженной тенденцией к сокращению официальной занятости, высоким уровнем явной и скрытой безработицы, падением качества рабочей силы. Особую актуальность приобретают проблемы профессиональной адаптации выпускников вузов, формирования их компетентности и готовности к профессиональной деятельности в современных условиях. Формирование национальных рынков труда проходит по-разному в каждом из независимых государств, образованных на месте бывших союзных республик. Не является исключением и рынок труда, формирующийся в Приднестровской Молдавской республике. Его особенностями, как показал наш анализ, являются: устойчивое сокращение общей численности трудовых ресурсов, вызванное абсолютной убылью и старением населения; сокращение абсолютной численности занятых, как в целом по республике, так и по отдельным отраслям и административно-территориальным единицам; перераспределение занятых по укладам экономической жизни, сопровождающееся сокращением численности занятых в государственном секторе и увеличением общей численности и доли работающих в частном секторе; незначительный уровень официальной безработицы (в пределах естественных величин) и рост скрытой безработицы; профессионально-квалификационное несоответствие предложения рабочей силы спросу на нее, что приводит к росту численности лиц, нуждающихся в профессиональной переподготовке; непривлекательность и невостребованность безработными предлагаемых рабочих мест из-за нестабильного финансового положения предприятий, низкого уровня и несвоевременности выдачи заработной платы, тяжелых условий труда, что ведет к оттоку населения и особенно «молодых умов». Особенности регионального рынка труда накладывают отпечаток на профессиональную адаптацию выпускников вузов, требуют ее изучения, что обусловливает необходимость разработки и внедрения рекомендаций по повышению эффективности этого процесса. В процессе профессиональной подготовки специалистов должны быть не только получены разносторонние знания, но и сформированы умения и навыки, которые позволяли бы выпускникам вузов включаться в профессиональную деятельность и успешно ее выполнять. Однако на практике существует несоответствие сложившегося уровня и качества подготовки специалистов усложнившимся условиям современного рынка труда. Ликвидация этого несоответствия предполагает решение целого ряда задач: организационных, экономических, правовых, методических, что и предопределяет актуальность избранной темы. Методы борьбы с различными типами безработицы. Общие для всех типов безработицы меры: создание новых рабочих мест · создание бирж труда и иных видов служб занятости. Меры для борьбы с фрикционной безработицей:
  • · усовершенствование системы информационного обеспечения рынка труда;
  • · создание специальных служб для этого.
  • Меры для борьбы со структурной безработицей:
  • · создание возможностей для переподготовки и переквалификации безработных;
  • · поддержка частных и государственных служб, которые этим занимаются;
  • · протекционистские меры по защите рынка [11] .
  • С маргинальной безработицей:
  • · социальная защита слабо защищённых слоёв населения;
  • С технологической безработицей:
  • · повышение квалификации работников;
  • · сдерживание технологического прогресса и/или замедление темпов внедрения его результатов.
  • С циклической безработицей:
  • · проведение стабилизационной политики;
  • · создание дополнительных рабочих мест государством.
  • · борьба с преступностью.

Источник: omskzan.ru

Оцените статью
Добавить комментарий