Бухгалтерский баланс – основная форма бухгалтерской отчетности, которая информирует пользователей о финансовом положении организации на отчетную дату.
- актив – в нем указывается стоимость имущества организации (нематериальных активов, основных средств, материалов, товаров и т. д.), а также сумма дебиторской задолженности (проще говоря – задолженности контрагентов (покупателей, заказчиков) организации); состоит из 2 х частей:
- внеоборотных активов,
- оборотных активов.
- собственного капитала – уставного и акционерного,
- заемного капитала (кредиты, займы, сгруппированные по составу и срокам погашения).
Источник: neftegaz.ru
Что такое актив и пассив: основные понятия
Видео урок на тему: «Бухгалтерский баланс» «Актив и пассив баланса»
Активом и пассивом в бухгалтерском учете называют первую (левую) и вторую (правую) части бухгалтерского баланса соответственно. Слова «актив» и «пассив» имеют латинские корни: activus (лат.) – деятельный, passivus (лат.) – страдательный, недеятельный. Слово «баланс» в переводе с французского означает «весы» (balance).
Что такое актив и пассив в системе бухгалтерского учета?
Это одни и те же финансовые средства, просто отраженные в разных частях баланса в соответствии с разными принципами. Следовательно, общая сумма всех активов и общая сумма всех пассивов должна быть всегда равны. Общая сумма активов (равная сумме пассивов) носит название «валюта баланса». Этот термин не имеет отношения к валюте других стран и служит для оценки объема хозяйственной деятельности того или иного предприятия.
Какими бывают активы и пассивы?
В зависимости от периода обращения активы и пассивы подразделяются на краткосрочные и долгосрочные. Срок обращения (погашения) краткосрочных не превышает 12 месяцев, начиная с отчетной даты либо по длительности операционного цикла. Все остальные активы и пассивы относятся к долгосрочным. Что такое актив и пассив, хорошо видно на примере составления бухгалтерского баланса.
Виды активов
На активных счетах бухгалтерии отображаются имеющиеся хозяйственные средства, а остатки на этих счетах показывают, как эти средства распределены, то есть куда направлены. Таким образом, актив (или левая сторона бухгалтерского баланса) отражает состав и стоимость имущества предприятия на определенную дату. Также этот термин используется для обозначения собственности (совокупного имущества) организации. Согласно форме бухгалтерского баланса, действующей в РФ, активы подразделяются на два раздела: 1. Оборотные – активы, которые используются в процессе хозяйственной деятельности:
- материальные запасы,
- денежные средства,
- дебиторская задолженность,
- краткосрочные финансовые вложения,
- НДС по приобретенным товарам и ценностям,
- прочие активы.
2. Внеоборотные – активы, которые изъяты из хозяйственного оборота:
- нематериальные активы,
- основные средства,
- долгосрочные финансовые вложения,
- незавершенное производство и т. д.
Активы имеют следующие характеристики:
- Организация может получать экономическую выгоду от использования активов;
- Сделка или событие, обеспечивающие возникновение права на получение выгоды, уже произошли;
- Под стоимостью чистых активов понимается величина, равная разнице между суммой активов и суммой пассивов.
Виды пассивов
- Собственный (уставный и акционерный) капитал.
- Заемный капитал.
- Краткосрочные (кредиторская задолженность (перед работниками предприятия, арендодателями, учредителями, бюджетом), краткосрочные обязательства по кредитам и займам (срок оплаты по которым наступает в течение года), резервы предстоящих расходов)
- Долгосрочные (долгосрочные обязательства по кредитам и займам, отложенные налоговые обязательства).
Источник: finrussia.ru
Изучаем структуру баланса
Бухгалтерский баланс: понятие, виды, активы и пассивы
Когда упоминают о профессии бухгалтера, многим сразу же приходят на ум слова «дебет и кредит» и «баланс». Вот о такой удивительной вещи как бухгалтерский баланс мы сегодня и поговорим.
Что такое бухгалтерский баланс
Представьте, что вы смотрите хороший сериал. Из серии в серию развиваются некие сюжетные линии, цепочки событий. Становится все интереснее и интереснее. А на самом интересном месте серия заканчивается. При этом у зрителя в голове остается некий «снимок» финального момента серии: какие сюжетные линии и как в нем сошлись.
Часто следующая серия начинается с этого же момента, чтобы было ясно, что происходит дальше.
Если сравнить ведение бухгалтерского учета с сериалом, то ежедневная запись фактов хозяйственной жизни на счетах – это развитие сюжетных линий, отчетный период – это длительность серии, ну а финальный эпизод серии, тот самый «моментальный снимок» — это баланс.
Баланс – это основной бухгалтерский отчет, наглядно представляющий такие итоги «сюжетных линий», как обеспеченность финансами, средствами собственными и заемными, прибыльность или убыточность.
Как внимательный зритель по уже прошедшим эпизодам сериала может предсказать развитие сюжета в следующих сериях, так хороший бухгалтер может по балансу компании предсказать, что с ней будет в ближайшие периоды.
Активы и пассивы в бухгалтерском балансе
События на «снимке» бухгалтерского баланса представляются по определенным правилам.
В части, называемой Активы, видно то, что есть у компании на момент составления баланса. В части, называемой Пассивы, указано, откуда (за счет каких источников) то, что есть у компании, взялось.
Упрощенно говоря, если фирма взяла кредит и купила, допустим, автомобиль, то в Активах будет автомобиль, а в Пассивах – кредит (долг по нему).
Поскольку основой финансовой системы являются деньги, то для отражения в бухучете, а затем в активах или пассивах все переводится в деньги. То есть, продолжая наш пример с автомобилем, в Активах не будет написано «автомобиль», а будет указана стоимость этого автомобиля в денежном выражении.
Эта же привязка к деньгам влияет и на группировку статей в составе Активов и Пассивов бухгалтерского баланса.
Активы расписываются по возрастанию способности быстро обернуться в деньги (ликвидности): от самых «долгих» основных средств, до собственно самих денег.
Пассивы ранжируются по зеркальному принципу – по срочности, с которой деньги, потраченные на активы, нужно отдать. Самые долгосрочные в этом плане – собственные средства (внесенный учредителями уставный капитал, прибыль), далее следуют долги с долгими сроками возврата, затем краткосрочные задолженности.
Ну и, конечно же, принцип, что «ничто не берется из ниоткуда и не исчезает в никуда», в структуре активов и пассивов бухгалтерского баланса тоже выражен. Ни прирост, ни уменьшение одной статьи не может произойти без прироста или уменьшения другой. А сумма всех активов всегда равна сумме всех источников их получения. Поэтому сумма всех Активов (их итоговую строку еще называют валютой баланса) всегда равна сумме всех Пассивов. Если в составленном балансе этот равенства нет – баланс составлен неправильно.
Кто должен составлять баланс
Формировать баланс обязаны все экономические субъекты, которые обязаны вести бухгалтерский учет в РФ. Если субъект использует упрощенный вариант бухучета – роли это не играет. Баланс делать все равно нужно.
Правда, верстать баланс разным субъектам бывает надо с разной периодичностью.
Годовой бухгалтерский баланс
Как ясно из названия, делается такой баланс за год. Делать его нужно всем, кто ведет бухгалтерский учет, в том числе потому, что он нужен для обязательной годовой отчетности.
Промежуточный бухгалтерский баланс
Такой баланс делается за установленный промежуток времени, обычно менее года. Например, за квартал или полугодие.
Кому нужно составлять промежуточный баланс – зависит от ситуации. Обязанность делать его может быть установлена законодательством РФ, НПА органов регулирования бухучета в России, условиями договоров (например, с банком), учредителями/собственниками организации.
Бланк бухгалтерского баланса
Форма, по которой делается баланс, зависит от способа ведения бухучета.
Ведущие бухучет по общим правилам берут стандартную форму. Те, кто применяет упрощенные способы ведения учета, могут использовать упрощенную форму баланса.
Оба актуальных бланка утверждены Приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н.
Кому предоставляется баланс
Ежегодно баланс сдается в налоговую в комплекте годовой бухгалтерской отчетности.
Из общего правила есть исключения. Например, не сдают по общему порядку баланс те субъекты, у кого в отчетности есть сведения, относящиеся к гостайне. Они тоже составляют баланс, но сдают его по особому порядку в орган статистики по месту регистрации субъекта.
Общий срок сдачи баланса в составе годовой отчетности составляет 3 месяца с даты завершения года, за который он составлен.
Экономические субъекты обязаны представить бухгалтерский баланс в составе годовой отчетности и по другим адресам, предусмотренным законодательством РФ, их учредительными документами, решениями соответствующих органов управления (п. 44 ПБУ 4/99, Информация Минфина России N ПЗ-10/2012).
Норма ПБУ 4/99 и Информация Минфина России N ПЗ-10/2012 в части представления бухгалтерской отчетности в органы статистики противоречат ст. 18 Закона N 402-ФЗ, поэтому в этой части они на практике не применяются.
Промежуточный бухгалтерский баланс ни в какие госорганы сдавать не нужно. Его подготовка обычно затребована конкретными пользователями, например, владельцами бизнеса или инвесторами. Вот таким пользователям промежуточный отчет и предоставляется.
Источник: buhpress.ru