Назначение баланса и его строение
Экономические ресурсы являются материальной основой деятельности учреждения. От рациональности их использования зависит эффективность деятельности всех структурных подразделений бюджетного учреждения.
Руководству учреждения необходимо иметь исчерпывающую, достоверную информацию о необоротные и оборотные активы, их наличие в хозяйстве, состояние и размещение, а также об источниках их формирования — собственный капитал и обязательства. Такую информацию, обобщенную и сгруппированную в соответствующем порядке, получают с помощью бухгалтерского баланса.
В экономической литературе имеют место определения баланса, которые отражены в табл. 1.7
Таблица 1.7. Определение понятия «Баланс» учеными
Определение
Автор
1
2
Баланс — форма отражения равновесия взаимосвязанных величин, находящихся в постоянном изменении. Баланс составляется на определенную дату в виде матрицы, разделенной на две части
Толковый словарь бухгалтера
Бухгалтерский баланс является способом группировки и обобщенного отражения в денежной оценке состояния хозяйственных средств и их источников на определенную дату
Баланс отражает финансовое положение предприятия на определенную дату, поэтому его иногда называют отчетом о финансовом положении предприятия
Бухгалтерский баланс является способом экономической группировки и обобщенного отражения в денежной оценке состояния хозяйственных средств по составу и размещению и источникам их образования и целевому назначению на определенную дату
Бухгалтерский баланс бюджетной организации — это метод группировки и отражения средств бюджетной организации по видам или размещению и использованию и источникам их образования в денежной оценке на определенную дату
Бухгалтерский баланс — это отчет о финансовом состоянии учреждения, что отражает ее активы, пассивы и капитал в синтезированном виде на определенную дату
Бухгалтерский баланс — это способ обобщенного отражения и экономической группировки средств хозяйства по их видам и источникам образования в денежной оценке на соответствующий момент, как правило, на первое число месяца.
Бухгалтерский баланс представляет собой способ группировки и отражения в денежной оценке состояния хозяйственных средств и источников их образования на определенную дату
А. М. Кузьминский
Баланс — это группировка информации на начало и конец отчетного периода, то есть итог хозяйственных операций на определенную отчетную дату
Бухгалтерский баланс — это метод группировки и отражения средств хозяйства в двух разрезах по вещественным составом, размещением и использованием и источникам их образования в денежной оценке на определенную дату
Бухгалтерский баланс — это способ отражения хозяйственных средств и источников, которые позволяют получить информацию о состоянии этих объектов на определенный момент времени
Отчетный баланс: отчет о финансовом состоянии на заданный день, в котором подробно описываются активы (чем владеет бизнес и что он использует для ведения дел), пассивы (средства фирмы, полученные в долг у кредиторов с целью поддержки активов)
Рэй Вандер Вил, В. Ф. Палий
А. П. Скирпан, В. М. Олейник, Н. С. Палюх
Бухгалтерский баланс — это способ отражения хозяйственных средств и источников, которые позволяют получить информацию о состоянии этих объектов на определенный момент времени
Бухгалтерский баланс — это принятый в системе бухгалтерского учета способ отражения состояния средств предприятия и источников их образования в денежном выражении
Рассматривая баланс бюджетных учреждений, как одноименный результат реализации определенного элемента метода бухгалтерского учета, формализуется в виде соответствующего носителя учетной информации, уместно использовать такое определение: баланс представляет собой отчет, который в общем денежном выражении дает представление о финансовом состоянии учреждения указанных субъектов хозяйствования на определенную дату.
В общем виде баланс бюджетных учреждений отражено на рис. 1.7.
В бухгалтерском балансе бюджетных учреждений, как и в балансе субъектов предпринимательской деятельности реализуется принцип двосторонності, который заключается в том, что хозяйственные средства учреждения отражаются в двух аспектах: их вещественным составом (основные средства, денежные средства, материалы и тому подобное) и за источниками их формирования, которые могут быть собственными и привлеченными.
Актив и пассив баланса состоят из отдельных статей, каждая из которых отображает размер определенного экономического однородного вида имущества или его источников. Статьи бухгалтерского баланса, в свою очередь, объединяются в однородные экономические группы имущества и источников его образования — разделы.
Состав статей актива баланса характеризует принадлежность бюджетных учреждений к отраслям непроизводственной сферы (необоротные активы, оборотные активы, затраты).
Состав статей пассива баланса указывает, что бюджетные учреждения — это учреждения государственной или коммунальной формы собственности, которые содержатся за счет государственного или местных бюджетов (собственный капитал, обязательства, доходы).
По составу статей и построением баланс бюджетных учреждения отличается от балансов субъектов предпринимательской деятельности и имеет целью не раскрытие информации для внешних пользователей, а обеспечение контроля и анализа использования бюджетных средств.
Рис. 1.7 Структура баланса бюджетного учреждения
Активы и расходы бюджетных учреждений не оцениваются по их способности трансформироваться в денежные средства, а потому и разделы актива баланса не размещаются по признакам возрастающей ликвидности, как это принято в балансе субъектов предпринимательской деятельности. Общие итоги актива и пассива баланса должны быть равны между собой, то есть сумма активов бюджетных учреждений должна равняться сумме капитала и его обязательств. Это обязательное условие правильности составления бухгалтерского баланса.
Равенство итогов актива и пассива баланса обусловлена тем, что в обеих его частях отражены в стоимостном выражении одно и то же имущество бюджетных учреждений, только сгруппированное по разным признакам: в активе — по составу и размещению, в пассиве — по источникам образования и целевому назначению.
Итог не может быть больше или меньше итога пассива, поскольку общая стоимость имущества бюджетных учреждений всегда должна равняться сумме тех источников, за счет которых оно образовано. Отсутствие равенства итогов актива и пассива баланса свидетельствует о наличии ошибок, допущенных в учетных записях или при составлении самого баланса.
Источник: studbooks.net
Бюджетный учет
Предприятия, являющиеся государственной собственностью, в том числе муниципальные компании, распределяют финансирование, поступаемой из органов финансового казначейства. В государственных и муниципальных компаниях требуется вести специализированный бюджетный учет, которые отличается собственными нормативными документами и имеет ряд нюансов. Бюджетный учет ведут в организациях, которые полностью или частично финансируются из государственного бюджета. Система ведения бухгалтерских документов, отражения операций по движению средств, начислению амортизации, проведению инвентаризации в государственных учреждениях является бюджетным учетом.
Основные задачи бюджетного учета
Задачи бюджетного учета включают:
- классификацию все перечисленных доходов организации;
- распределение видов затрат и расходов по определённым статьям и положениям;
- отображение источников направляемого финансирования;
- формирование синтетического, аналитического учета;
- поступление объектов, выбытие продукции.
Нормативные документы и акты для бюджетного учета
Бухгалтерский учет в муниципальных, государственных, федеральных организация регламентируется законами государственного значения. Федеральный закон «О бухгалтерском учёте от 06.12.2011 №402-ФЗ считается одним из основных регулирующих нормативных актов. Общий регламент является не единственным источником законодательного регулирования, также есть специальные подзаконные акты, предназначенные для бюджетной и коммерческой сфер деятельности:
- муниципальные государственные компании кроме базового закона также подчиняются приказам министерства финансов от 01.12.2010 года, которые утверждают единый план счетов бухучета для государственных органов управления на различных уровня, а также для внебюджетных фондов, государственных академий наук, муниципальных учреждений;
- приказ министерства финансов от 29.12.2010 года под номером 191 об утверждении инструкции и порядка составления, предоставления годовой, квартальной и месячной видов отчетности, исполнении бюджетного регулирования РФ;
- приказ министерства финансов от 25.03.2011 под номером 33 об утверждении инструкции, затрагивающей порядок составления и предоставления годовых, квартальных и ежемесячных отчетных документов.
Обязанности бухгалтерии в государственном учреждении, муниципальном предприятии
Многоструктурная бухгалтерия бюджетного учреждения представляет собой совокупность подразделений из материально-технической группы, планово-финансового отдела, централизованной расчётной группы, отдела расчетов с поставщиками и подрядчиками. Обязанностями бухгалтерии по ведению бюджетного учета в государственных, муниципальных учреждениях:
- организация ведения отчётности в соответствии с действующими законами;
- контроль за правильным оформлением первичный четных документов, правильным процессом совершаемых операций;
- учет за расходами денежных средств в соответствии с целевым назначением;
- начисление и выплата заработной платы сотрудникам;
- учет поступаемых доходов и расходов в соответствии со средствами, которые поступают из внебюджетных источников;
- проведение инвентаризации основных средств, сырья, материалов и ценностей;
- контроль сохранности денежных активов, резервов;
- составление отчетных документов;
- предоставление бланков отчетности в предусмотренные сроки со стороны законодательства и регламентирующих органов;
- обеспечения хранения бланков и отчетных документов.
В обязанности бухгалтерии входит полный контроль за ведением документов, правильное отражение движения средств, оборудования на счетах в соответствии с нормативными актами.
Требования к ведению бюджетного учета для формирования единой и точной системы движения средств
Обязательства сферы бюджетного учета основаны на предоставлении максимально прозрачных сведений, полном информировании казначейства о движении средств. Для поступления средств необходимо предварительно направлять заявки и подтверждать подписями руководства. Бюджетная организация не может провести списание средств самостоятельно без проверки органами казначейства. Одними из главных особенностей бюджетного учета являются:
- все государственные задания и заявки выполняются только по средствам, заложенным в определённом уровне бюджета;
- имущество не является собственностью учреждения, владельцем выступает государство;
- земельные участки предоставляются в пользование бессрочно, но не принадлежат как собственность;
- обязательства собственников не являются равными по отношению к аналогичным требованиям со стороны бюджетной организации;
- бюджетная организация не может самостоятельно распоряжаться имуществом даже при условии закрепления собственником такого права.
Бюджетный учет и отчетность в рамках действующего налогового законодательства
Бюджетный учет является важной учётной политикой государственных структур, главной целью деятельности которых считается не получение прибыли. Для выделения средств из бюджета государства организация должна предоставлять полную отчётность по сметам доходов и расходов. Расходование государственных средств постоянно отслеживается. Бюджетный учет является важным инструментом предоставления всех схем расчетов и движений федеральных, муниципальных средств.
Все бюджетные организации должны сдавать в обязательном порядке формы различных учетных периодов. Ежемесячно подают от 1 до 5 отчетных документов. Один раз в квартал требуется предоставлять от 5 до 10 видов отчетов. Годовая отчётность включает расширенный список бланков от 10 до 30.
Список необходимых документов для отчетности внесен в список нормативных актов и включает:
- балансы главного бухгалтера, начальника планового финансового отдела, администратора, отвечающего за получение бюджетных средств по бланку строгой отчетности 0502130;
- баланс учреждения по форме 0503730;
- отчет об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности по форме 0503737;
- отчетный бланк о результатах финансовой деятельности организации по форме 0503721;
- сведения по дебиторской и кредиторской задолженности по форме 0503769;
- данные в форме отчетных бланков об остатках денежных средств организации.
Особенности отражения средств на балансе предприятия в коммерческой и бюджетной сферах формируются по единому принципу. Баланс бюджетного учреждения включает следующие типы особенностей:
- баланс состоит из активов и пассивов, специалисты бюджетной сферы распределяют все статьи с детальным отображением использования целевых средств и собственной прибыли;
- отражается только за один предыдущий год, в коммерческой сфере предоставляют сведения за два прошедших года;
- активы распределяются на финансовые и нефинансовые, средства подразделяются на материальные и денежные;
- в пассиве отображаются все виды обязательств, а коммерческая распределяется по срокам
Основные отличия и сходства бюджетного учета и налогового контроля в коммерческих компаниях
Общие правила бухгалтерского учета для организаций государственного сектора и частных компаний не имеют весомых отличий. В учёте для частных предприятий и бюджетной бухгалтерии муниципального предприятий необходимо отражать все операции. Главным отличительным параметром в бюджетном учете является использование другого плана счетов, в котором операции отражаются несколько иначе.
Финансирование частных компаний может быть разным, например внесенные личные средства, оформленные кредиты в банках или взносы участников акционерного общества. Бюджетная сфера финансируется исключительно государством, местным или федеральным бюджетом. Также частью финансирования являются пожертвования частных компаний, лиц, фондов. Все поступаемые на общий счет в казначействе средства являются государственной собственностью, при этом форма субсидирования муниципальных организаций может быть разной:
- средства, предоставляемые на выполнение государственного задания;
- деньги для временного распоряжения на определенные цели;
- средства для выплат в рамках медицинского страхования;
- собственные средства, поступаемые в рамках доходов от выполняемых работ, услуг.
Объем отчётности в бюджетной сфере значительно больше, потому что каждое действие должно быть зафиксировано и схемы движения средств детально отображены. В частной компании поступления или списания с расчетных счетов производятся самостоятельно, не требуется предоставление разрешения органов казначейства. В плане оплаты работ, услуг частная компания более мобильна, но при этом менее защищена от ошибочных списаний.
Современные требования к специалистам и бухгалтерам , работающим в бюджетной сфере
Бухгалтерский учет для бюджетной организации имеет важные отличия, которые пронизывают все уровни функционирования системы. Положения по бухгалтерскому учету, отражения активов и пассивов, а также состав и порядок предоставления отчетности. Система ведения бюджетного учета постоянно совершенствуется, вносятся изменения и создаются новые регламентирующие документы. Бухгалтер по ведению бюджетного учета в муниципальных, федеральных, государственных учреждениях должен постоянно совершенствовать свои знания и проходить курсы повышения квалификации, обучающие семинары.
1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8 (1С:БГУ)
Специализированное решение для автоматизации бухгалтерского и налогового учета в государственных (муниципальных) учреждениях.
- Единый план счетов бухгалтерского учета в соответствие с приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н;
- Бюджетная классификация Российской Федерации;
- Обособленный учет по источникам финансового обеспечения;
- Учет санкционирования расходов;
- Ведение централизованного учёта группы учреждений в одной информационной базе;
- Учет расчетов по заработной плате, стипендиям и денежному довольствию;
- Формирование регламентированной бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности;
- Интеграция с государственной информационной системой о Государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП).
Хотите получать подобные статьи по четвергам?
Быть в курсе изменений в законодательстве?
Подпишитесь на рассылку
Нажатием кнопки я принимаю условия Оферты по использованию сайта и согласен с Политикой конфиденциальности
Источник: www.1cbit.ru
Тема 2. Бухгалтерский баланс и план счетов бюджетных учреждений.
Одним из важных элементов метода бухгалтерского учета в бюджетном учреждении является бухгалтерский баланс. Он содержит экономическую информацию о составе средств данного юридического лица и источниках их формирования на определенную дату.
В бухгалтерском балансе бюджетных учреждений реализуется принцип двусторонности, который состоит в том, что хозяйственные средства в балансе отражаются в двух разрезах: по их структурному составу (основные средства, денежные средства, расходы и т.д.) и источникам их формирования (собственный капитал, обязательства, доходы). Такой принцип двойственной характеристики активов предприятия имеет существенное контрольное значение.
Все бюджетные учреждения независимо от их профиля составляют бухгалтерский баланс по форме согласно Инструкции « О порядке составления квартальной финансовой отчетности учреждениями и организациями, основная деятельность которых осуществляется за счет средств государственного или местного бюджета»: Приказ Государственного казначейства Украины от 26.03. 2004г., №55.
Бухгалтерский баланс является основной формой отчетности о финансовом состоянии учреждения, который отображает его активы и пассивы в обобщенном виде на конкретную дату. По структуре активов и содержанию статей баланс бюджетного учреждения отличается от балансов хозрасчетных предприятий и имеет целью не раскрытие информации для инвесторов, а обеспечение контроля эффективного использования средств общего и специального фондов бюджета Состав статей актива характеризует принадлежность бюджетных учреждений к непроизводственной сфере, а состав статей пассива баланса указывает, что бюджетные предприятия содержатся полностью или частично за счет государственного или местного бюджетов.
К активам бюджетных учреждений принадлежат ресурсы, которые ими используются и должны принести им экономическую выгоду путем расходования в процессе предоставления нематериальных услуг, при обмене на другие активы или во время погашения обязательств этих предприятий. Все ресурсы бюджетного учреждения можно подразделить на активы необоротные и оборотные.
Необоротные активы — это разные средства, приобретенные или созданные для долгосрочного использования (больше одного года) в процессе хозяйственной деятельности: К ним можно отнести основные средства в виде зданий, сооружений, оборудования, хозяйственного инвентаря и других объектов, прочих необоротных материальных и нематериальных активов. В валюту баланса включается остаточная стоимость необоротных актиWow, то есть баланс составляется по принципу «баланс-нетто», очищенный от регулирующих статей.
К оборотным активам предприятия относятся средства, предназначенные для непроизводственного потребления или использования в процессе хозяйственной деятельности на протяжении одного года. Они включают разные материальные ценности, денежные средства в кассе предприятия, на текущих счетах в банке или регистрационных счетах в казначействе, запасы малоценных предметов, дебиторскую задолженность и расходы за отчетный период.
Важной составной частью методики и организации бухгалтерского учета в бюджетном учреждении является применение бухгалтерских счетов. Перечень необходимых счетов бюджетные учреждения сами не определяют.
Для текущего бухгалтерского учета хозяйственных операций учреждений, которые финансируются за счет средств государственного и местного бюджетов, применяется план счетов бухгалтерского учета, утвержденный приказом Главного управления Государственного казначейства Украины от 10.12.1999г. №114. Этот план счетов действует с 1 января 2000 г. и является обязательным для всех бюджетных учреждений.
В действующем плане все счета сгруппированы в два раздела: 1 раздел -балансовые счета, 2 раздел — забалансовые счета. Балансовые счета объединены в восемь классов . Каждый класс счетов этого плана включает синтетические счета, близкие по экономическому содержанию и учитываемым на них объектам.
Синтетическим счетам присвоены цифровые двузначные коды, в которых первая цифра -номер класса, вторая — порядковый номер счета в данном классе, начиная с нуля. Для повышения аналитических возможностей накапливаемой на счетах учетной информации без существенного увеличения количества счетов в рассматриваемом плане предусмотрено выделять субсчета. Код каждого субсчета имеет трехзначный номер и состоит из кода синтетического счета и порядкового номера — от 1 до 9. В действующем плане большинство субсчетов предназначено для текущего учета операций бюджетных учреждений преимущественно непроизводственной сферы. Следует отметить, что в план счетов включены и такие счета, применение которых вызвано особенностями основной деятельности отдельных видов учреждений и организаций. Например, только в научно-исследовательских учреждениях применяются субсчета №203 «Спецоборудование для научно-исследовательских работ по хозяйственным договорам», №351 «Расчеты с заказчиками по авансам на научно-исследовательские работы», №634 «Расчеты с заказчиками за научно — исследовательские работы, которые подлежат оплате» и т.д.
Ограничение
Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:
Источник: studfile.net