1 января 2023 года вступает в силу Постановление Правительства от 16.09.2022 № 1624, в котором установлен порядок ограничения и возобновления доступа к информации, содержащейся в ГИРБО. Также Постановлением определены случаи, при которых доступ к информации, содержащейся в ГИРБО, с 1 января 2023 года может быть ограничен.
Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности (ГИРБО) представляет собой совокупность бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов, обязанных составлять такую отчетность, а также аудиторских заключений о ней в случаях, если бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательному аудиту (п. 1 ст. 18 ФЗ Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ[1]).
Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности формирует и ведет ФНС России (п. 2 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, Информационное сообщение Минфина России от 13.12.2018 № ИС-учет-12[2]).
При этом Правительство Российской Федерации вправе определить случаи, в которых доступ к указанной информации может быть ограничен, а также порядок ограничения и возобновления такого доступа (Информационное сообщение Минфина России от 13.01.2022 № ИС-учет-36[3]).
Указанная информация, доступ к которой ограничен, может быть предоставлена исключительно (п. 9 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ):
- органам государственной власти и иным государственным органам;
- органам местного самоуправления;
- государственным внебюджетным фондам;
- Центральному банку Российской Федерации.
Порядок доступа к ГИРБО, установленный постановлением Правительства РФ от 18.03.2022 № 395[4], действует до 31 декабря 2022 года.
1 января 2023 года вступает в силу Постановление Правительства от 16.09.2022 № 1624 «О порядке ограничения и возобновления доступа к информации, содержащейся в государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчетности, и о признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление № 1624).
При этом с 1 января 2023 года утрачивают силу:
- Постановление Правительства Российской Федерации от 22.01.2020 № 35[5];
- пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 05.04.2022 № 586[6].
Следует отметить, что доступ к информации, ограниченный до вступления в силу Постановления № 1624, ограничивается на основании ранее поданных заявлений.
В Постановлении № 1624 установлены случаи ограничения доступа к информации ГИРБО:
Случаи ограничения доступа
Условия ограничения доступа
1. Организация включена в один из определенных перечней, реестров
— Сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, предусмотренный постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2004 № 96[7];
— перечень стратегических предприятий и организаций, предусмотренный пунктом 2 статьи 190 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)[8]»;
— перечень резидентов, предусмотренный частью 4.2 статьи 19 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле[9]»;
— перечень лиц, к которым применяются, могут быть применены или на которых распространяются ограничительные меры, предусмотренный постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2022 № 1625[10].
2. Решение об ограничении доступа к информации, содержащейся в ГИРБО, может быть принято уполномоченным органом
— Банком России (в отношении организаций, представляющих бухгалтерскую (финансовую) отчетность в Банк России);
— Правительством Российской Федерации (в отношении иных организаций, которые не включены ни в один из названных реестров, перечней).
Для ограничения доступа к информации, содержащейся в ГИРБО, наличие описанных случаев является необходимым, но недостаточным условием (Информационное сообщение Минфина России № ИС-учет-42[11]).
Условия необходимые для ограничения доступа к информации, содержащейся в ГИР БО:
- представление заявителем заявления в ФНС России;
- заявитель должен быть включен в один из перечней, либо Правительством Российской Федерации или Банком России должно быть принято решение об ограничении
В то же время ограничение доступа к информации выступает ответственностью самой организации (Информационное сообщение Минфина России № ИС-учет-42). Так, организация должна принять во внимание особенности своей финансово-хозяйственной деятельности, отраслевую практику, оценить риски, которые влечет за собой как раскрытие информации в ГИРБО, так и последствия ограничения доступа к информации.
Важно отметить, что информацией, содержащейся в ГИРБО, к которой ограничивается доступ, выступает:
- бухгалтерская (финансовая) отчетность организации, включая сравнительные показатели за периоды, предшествующие отчетному, за отчетный период (отчетные периоды), указанный (указанные) в заявлении, либо за отчетные периоды начиная с отчетного периода, указанного в заявлении;
- аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности в случаях, если бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательному аудиту (п. 9 Правил ограничения и возобновления доступа к информации, содержащейся в ГИРБО[12]).
Как указано в Информационном сообщении Минфина России № ИС-учет-42, не исключена возможность ограничения доступа ко всей информации о заявителе, накопленной в ГИРБО начиная с отчетности за 2019 год.
Содержание заявления об ограничении (возобновлении) доступа к информации, содержащейся в ГИРБО:
- наименование, основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика организации;
- случай ограничения доступа к информации, содержащейся в ГИРБО;
- отчетные периоды, за которые доступ к информации, содержащейся в ГИРБО, должен быть ограничен (возобновлен), либо отчетный период, начиная с которого доступ к информации, содержащейся в ГИРБО, должен быть ограничен (возобновлен).
Ограничение доступа к информации, содержащейся в ГИРБО, осуществляется ФНС России в течение 3 рабочих дней после получения заявления (п. 8 Правил ограничения и возобновления доступа к информации, содержащейся в ГИРБО).
При отсутствии оснований для ограничения доступа, не позднее 5 рабочих дней после дня получения заявления, ФНС России направляет организации уведомление об отказе.
Также Постановлением № 1624 определен порядок возобновления доступа к ГИРБО.
Для возобновления доступа к информации, содержащейся в ГИРБО, заинтересованная организация, в отношении которой сохраняется основание для ограничения доступа к информации, подает соответствующее заявление (Информационное сообщение Минфина России № ИС-учет-42).
Возобновление доступа осуществляется по решению ФНС России не позднее чем через три рабочих дня после получения заявления (п. 12 Правил ограничения и возобновления доступа к информации, содержащейся в в ГИРБО).
Узнайте больше о наших услугах бухгалтерского консалтинга
Unicon Knows – Telegram-канал для специалистов по налогам, финансам и праву
Подпишитесь и читайте полезную аналитику вместо простых новостей.
[1] Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
[2] Информационное сообщение Минфина России от 13.12.2018 № ИС-учет-12 «Об изменении порядка представления организациями обязательного экземпляра годовой бухгалтерской отчетности».
[3] Информационное сообщение Минфина России от 13.01.2022 № ИС-учет-36 «Новое в бухгалтерском законодательстве: факты и комментарии».
[4] Постановление Правительства РФ от 18.03.2022 № 395 «Об особенностях доступа к информации, содержащейся в государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчетности, и раскрытия консолидированной финансовой отчетности в 2022 году».
[5] Постановление Правительства РФ от 22.01.2020 № 35 «Об освобождении организаций от представления обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности в государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности».
[6] Постановление Правительства РФ от 05.04.2022 № 586 «О некоторых особенностях раскрытия и (или) предоставления информации в соответствии с отдельными законодательными актами Российской Федерации».
[7] Постановление Правительства РФ от 20.02.2004 № 96 «О сводном реестре организаций оборонно-промышленного комплекса».
[8] Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
[9] Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».
[10] Постановление Правительства РФ от 16.09.2022 № 1625 «Об определении случаев, в которых доступ к информации (сведениям), содержащейся в государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчетности и Едином государственном реестре юридических лиц, может быть ограничен, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 6 июня 2019 г. № 729 и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации».
[11] Информационное сообщение Минфина России от 03.11.2022 № ИС-учет-42 «Новое в бухгалтерском законодательстве: факты и комментарии».
[12] Правила ограничения и возобновления доступа к информации, содержащейся в государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчетности, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2022 г. № 1624.
Поделиться
Хотите получать аналитические обзоры Юникона?
Источник: www.unicon.ru
Публичная отчетность для организаций
Некоторые организации должны не только сдавать бухгалтерскую отчетность в налоговую, но и обнародовать ее для всех: разместить на своем сайте, сайте Мосбиржи или другом специальном публичном ресурсе. Это правило касается акционерных обществ, страховщиков, банков и в некоторых случаях простых ООО. Кто именно обязан публиковать бухгалтерскую отчетность и в какие сроки, разберем в статье.
Сдайте бухгалтерскую отчетность в срок и без ошибок. Попробовать
Что такое публичная отчетность
Отчетность организации можно условно разбить на два основных блока. Первый — конфиденциальная отчетность только «для своих», то есть для руководителей и учредителей. Второй блок — это публичная отчетность, доступная всем желающим. Публичная отчетность — это особый вид бухгалтерской отчетности, которая находится в открытом доступе.
То есть информацию из нее могут использовать как партнеры и клиенты компании, так и ее конкуренты. Бухгалтерская отчетность компании становится публичной в тот момент, когда организация размещает ее в открытом доступе — публикует. Получается, что бухгалтерская и публичная отчетность идентичны. Их отличие заключается только в степени огласки.
Опубликованная отчетность должна быть достоверна, иначе организация может столкнуться со штрафами и претензиями. Подтверждает достоверность аудиторское заключение. Оно же обычно и публикуется в открытых источниках вместе с публичной отчетностью.
При этом некоторые организации, например, акционерные общества, публикуют не только бухгалтерскую отчетность, но и годовой отчет о своей деятельности, сведения об аффилированных лицах, внутренние документы в области внутреннего аудита, уведомление о намерении обратиться в суд и иные сведения. То есть перечень публикуемой информации огромен. В статье под публичной отчетностью мы будем понимать именно бухгалтерскую отчетность, опубликованную в соответствии с законодательством.
Кто должен сдавать публичную отчетность
- акционерные общества — ст. 92 ФЗ от 26.12.1995 № 208-ФЗ;
- общества с ограниченной ответственностью, если они открыто размещают облигации и другие эмиссионные ценные бумаги — п. 2 ст. 49 ФЗ от 08.02.1998 № 14-ФЗ;
- саморегулируемые организации — пп. 11 п. 2 ст. 7 ФЗ от 01.12.2007 № 315-ФЗ;
- кредитные организации — ст. 8 ФЗ от 02.12.1990 № 395-1;
- страховые организации — п. 4 ст. 29 Закона РФ от 27.11.1992 № 4015-1;
- Агентство по страхованию вкладов — п. 4 ст. 24 Федерального закона от 23.12.2003 № 177-ФЗ;
- аккредитованные организации по управлению правами на коллективной основе и созданные ими фонды — п. 6 ст. 1244 ГК РФ.
ООО, открыто размещающие облигации и другие эмиссионные ценные бумаги, публикуют свою отчетность независимо от системы налогообложения. Даже если компания работает на УСН (Письмо Минфина РФ от 18.06.2008 № 07-05-06/137).
Сроки сдачи публичной отчетности
Сроки публикации отчетности во всех случаях разные. Например, страховые организации публикуют отчетность вместе с аудиторским заключением не позднее 1 июля года, следующего за отчетным (п. 4 ст. 29 Закона РФ от 27.11.1992 № 4015-1). А вот акционерные общества эмитенты ценных бумаг публикуют отчетность и аудиторское заключение в срок не позднее 3 дней с даты составления заключения по ней, но не позднее 120 дней с даты окончания отчетного периода (Глава 58 Положения ЦБ РФ от 27.03.2020 № 714-П).
Кроме того, отличаются и способы публикации отчетности. Например, Агентство по страхованию вкладов обязано публиковать отчетность в «Вестнике Банка России» и «Российской газете», страховые организации — на официальном сайте или в СМИ, эмитенты ценных бумаг — на официальном сайте.
Однако общий для всех срок и способ публикации отчетности все же есть. Все организации, которые обязаны публиковать свою бухгалтерскую отчетность, вносят сведений о ней в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (п. 7, п. 8 ст. 7.1 ФЗ от 08.08.2001 № 129-ФЗ). Срок на публикацию в Федресурсе — 3 рабочих дня с момента опубликования отчетности (п. 9 ст.
7.1 ФЗ от 08.08.2001 № 129-ФЗ).
Состав сведений, раскрываемых в Федресурсе, зависит от того, предоставлялось ли аудиторское заключение по отчетности в ГИРБО или нет. Исчерпывающий перечень информации дан в информационном сообщении Минфина от 13.01.2022 № ИС-учет-36.
Штрафы за непубликацию отчетности
За неисполнение обязанности по публикации отчетности в Федресурсе предусмотрена административная ответственность по ст. 14.25 КоАП РФ. Возможны следующие санкции:
- предупреждение или штраф 5 000 рублей на должностное лицо — за несвоевременную публикацию (п. 6 ст. 14.25 КоАП РФ);
- штраф от 5 000 до 10 000 рублей на должностное лицо — за непредставление отчетности или недостоверные сведения (п. 7 ст. 14.25 КоАП РФ);
- штраф от 10 000 до 50 000 рублей на должностное лицо или его дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет — за повторное непредставление отчетности, недостоверных сведений или размещение заведомо ложных сведений (п. 8 ст. 14.25 КоАП РФ).
Кроме того, штрафы зависят от конкретного случая, при котором отчетность должна быть опубликована. Например, если АО (или ООО) эмитент ценных бумаг несвоевременно опубликует отчетность, раскроет информацию в неполном объеме или предоставит данные, вводящие в заблуждение, то это влечет (п. 4 ст. 15.19 КоАП РФ):
- наложение штрафа в размере 30 000‒50 000 рублей или дисквалификацию на срок 1‒2 года — для должностных лиц;
- наложение штрафа 700 000‒1 000 000 рублей — для юридических лиц.
Кроме того, несвоевременная публикация отчетности несет и репутационные риски. Например, если акционерное общество начнет систематически допускать просрочки по публикации отчетности, то она в короткие сроки столкнется с оттоком инвесторов.
Отчитайтесь в ФНС и другие контролирующие органы в срок и без ошибок по актуальным формам
Источник: www.kontur-extern.ru
Открыт свободный онлайн‑доступ к бухгалтерской отчетности организаций
Автор Артем Пилипко
При участии Михаил Пархоменко
ФНС запустила государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности (ГИР БО). В нем размещена бухгалтерская отчетность организаций за 2019 год.
Как сообщают налоговики, ресурс является общедоступным. Размещенная в нем бухгалтерская отчетность, а также аудиторские заключения и пояснения доступны всем заинтересованным пользователям. Скачанная с информационного ресурса бухгалтерская (финансовая) отчетность удостоверяется электронной подписью ФНС, и имеет ту же юридическую значимость, что и документ, заверенный печатью налогового органа.
Обратите внимание: проверить контрагентов по гораздо большему количеству критериев можно в сервисе « Контур.Фокус ». Там можно выявить признаки фирмы-однодневки, посмотреть систему налогообложения, суммы уплаченных налогов, данные о налоговых нарушениях, проигранных судах, заключенных госконтрактах, наличии лицензий и так далее.
Источник: www.buhonline.ru