познакомить учащихся с видами социального статуса человека в обществе, выяснить как соотносятся статус человека и его личные качества, пути изменения человеком его социального статуса.
формировать навыки работы с текстом, документами; учить анализировать и оценивать социальные ситуации, опираясь на личный опыт, формулировать обобщающие выводы
Воспитательные цели: воспитание уважительного отношения к людям
Основные понятия: статус, предписанный статус, достигаемый статус, высокий и низкий статусы, несовпадение статусов, главный статус.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Формы и методы обучения:
Самостоятельная работа учащихся при подготовке к уроку;
Работа в группах;
Работа с теоретическим материалом, документами;
Технологии: ИКТ-технология, дифференцированного обучения, активного обучения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Человек в обществе: труд и соц.лестницы.
познакомить учащихся с видами социального статуса человека в обществе, выяснить как соотносятся статус человека и его личные качества, пути изменения человеком его социального статуса.
Что такое общество? Главная тема ЕГЭ-2022 | Обществознание ЕГЭ 2022 | Умскул
формировать навыки работы с текстом, документами; учить анализировать и оценивать социальные ситуации, опираясь на личный опыт, формулировать обобщающие выводы
Воспитательные цели: воспитание уважительного отношения к людям
Основные понятия: статус, предписанный статус, достигаемый статус, высокий и низкий статусы, несовпадение статусов, главный статус.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Формы и методы обучения:
Самостоятельная работа учащихся при подготовке к уроку;
Работа в группах;
Работа с теоретическим материалом, документами;
Технологии: ИКТ-технология, дифференцированного обучения, активного обучения.
Оборудование: проектор, экран, компьютер, презентация Power Point, учебник, раздаточный материал .
- Мотивация учебной деятельности
Создание благоприятного настроя на работу на уроке. Приветствует учащихся, спрашивает о готовности к сотрудничеству.
— Обратите внимание на эпиграф , к которому мы вернемся в конце урока:
Весь мир — театр.
В нём женщины, мужчины — все актеры.
У них свои есть выходы, уходы,
И каждый не одну играет роль.
Уильям Шекспир
2. Актуализация знаний
— Давайте вспомним, какие группы общества вы знаете? (Семейные, национальные, профессиональные, конфессиональные, возрастные и т.д.)
— В какие из них входите?
— Можете ли вы определить свое место в этих группах?
— Итак, вы назвали различные варианты самоопределения.
— А будет ли меняться ваше поведение, в зависимости от того, кем вы будете являться на данный момент?
Общество состоит из различных социальных групп — семейных, возрастных, национальных, религиозных и т.д. Каждый человек одновременно может входить
в разные группы, даже в течение дня человек может присоединяться к той или иной группе.
Трудовые отношения #егэ #обществознание #shorts
- Определение целей и темы урока
— А чем же мы сегодня будем говорить? ( О том, какое место в обществе мы занимаем и как должны себя вести в различных ситуациях).
— Хорошо, давайте запишем тему урока: «Наши статусы и роли».
- Этап усвоения новых знаний
— А что же такое статус? (Статус это положение человека или группы в обществе). Запишите его в рабочую тетрадь. (задание 1, рабочий лист).
— Часто разные люди объединены одним и тем же, но у каждого человека своя комбинация статусов.
— Попробуйте перечислить как можно больше своих статусов (ответы обучающихся).
— Сережа Малявин это задание выполнил так: школьник, внук, хозяин собаки, весельчак, староста класса. Найдите ошибку у Сергея (весельчак). (задание 2, рабочий лист).
— Совершенно верно. Психические и физические данные индивида к статусу не относятся, если они не оказывают сильного влияния на общество. Например, такие особенности человека, как высокий рост, привлекательная внешность, хорошая интуиция, гибкость, пластичность, не являются основанием для приобретения тех или иных статусов. В то же время они могут стать базой для приобретения тех или иных статусов: например, высокой рост-для баскетболиста, красота-для фотомодели, интуиция – для ученого, гибкость и пластичность для танцора и т.д.
Работа с схемой (задание 3)
Социологи выделяют несколько разновидностей социальных статусов:
1) Статусы, определяемые положением индивида в группе, — личный и социальный.
Личным статусом называется то положение человека, которое он занимает в так называемой малой, или первичной, группе, в зависимости от того, как в ней оцениваются его индивидуальные качества.
С другой стороны, в процессе взаимодействия с другими индивидами каждый человек выполняет определённые социальные функции, которые определяют его социальный статус.
2) Статусы, определяемые временными рамками, влиянием на жизнь индивида в целом, — основной и неосновной (эпизодический).
Основной статус определяет главное в жизни человека (чаще всего это статус, связанный с основным местом работы и семьей, например — хороший семьянин и незаменимый работник).
Эпизодические (неосновные) социальные статусы влияют на детали поведения человека (например — пешеход, пассажир, прохожий, пациент, участник демонстрации или забастовки, читатель, слушатель, телезритель и т. д.).
3) Статусы, приобретаемые или не приобретаемые в результате свободного выбора.
Предписанный (приписанный) статус — социальная позиция, которая заранее предписана индивиду обществом независимо от заслуг личности (например — национальность, место рождения, социальное происхождение и т. п.).
Смешанный статус обладает чертами предписанного и достигаемого статусов (человек, ставший инвалидом, звание академика, олимпийского чемпиона и др.).
Достигаемый (приобретённый) приобретается в результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем человека (образование, профессия, материальный достаток, деловые связи и т. п.).
— А какой из перечисленных статусов на данном этапе вашей жизни будет являться главным? Какие статусы вы хотели бы получить в будущем?
— Личные статусы могут быть противоречивыми. Например, хорошая дочь может быть плохой подругой, хороший ученик может быть плохим внуком. Такая ситуация называется несовпадением статусов. Нельзя преуспеть во всех областях жизни, но к этому надо стремиться.
Работа с документом – Сюжет «Сережин папа изменил статус» (задание 4)
Сережин папа, Николай Иванович, долго был принципиальным противником покупки автомобиля. Он считал, что это приносит слишком много хлопот и денежных затрат. Находясь на улице, он постоянно ругал автомобилистов, которые не соблюдают правила дорожного движения: едут на красный свет, превышают скорость. Но вот Малявины приобрели дачу, и автомобиль им просто стал необходим. Через несколько дней поле того, как Николай Иванович сел за руль, его сразу стали возмущать пешеходы, которые, по его словам, переходят дорогу «где попало» и при этом «еле – еле тащатся».
Задание: О каких социальных статусах идет речь? Какой статус Сережиного папы изменился и как? Как повлияло это изменение статуса на взгляды Николай Иванович? Как вы думаете, влияет ли статус человека на его характер, на его внешний вид, на отношение к людям? Приведите примеры.
Зависимость взглядов человека от его статуса необходимо учитывать в общении. Многое в человеке определяет и его профессиональный статус.
Задание в группах. Придумайте сценки вашего общения с людьми разных социальных статусов (мама-сын, друг-друг, учитель-ученик, учитель-директор школы).
— Заметили ли вы, что в зависимости от того, каким статусом вы обладаете, начинает меняться ваше поведение (ответы учащихся).
-Почему так происходит? (нельзя одинаково вести себя с другом, мамой, учителем, т.е. выполнять одну и ту же роль).
— А что такое социальная роль? Соберите определение из предложенных слов.
(Социальная роль-образец поведения человека, ожидаемого обществом).
Задание 5 в рабочем листе
— Какую социальную роль вы выполняете в данный момент (ученика).
— Какое ролевое поведение предполагает роль ученика? (внешний вид, внимательность, выполнение требований учителя).
-Молодцы. Другими словами, социальная роль-это то поведение, которое ожидает общество от представителя данного социального статуса. Исполнение и реализация статусных обязанностей и прав (приведите примеры). Мы ожидаем от водителя автобуса, что он будет вести автобус по расписанию, соблюдать ПДД, останавливаться в положенных местах.
— Ролевое поведение включает также образец не только действий, но и эмоциональных реакций и внешнего вида. Представьте себе профессора университета в трико, или продавщицу мяса в вечернем платье.
— Какие же существуют виды социальных ролей?
Виды социальных ролей:
- формальные
- неформальные
— Отметьте формальные роли знаком +, а неформальные – знаком -.
— Чем различаются эти роли? (четкость и подробность правил их исполнения).
— Например, действия военнослужащего определены особыми правилами, а роль влюбленного каждый исполняет по-своему.
— Формальные роли можно назвать безличными. Все исполнители должны играть их одинаково. И в этой связи встает вопрос о свободе человека.
— Часто бывает так, что одна роль исполняемая человеком противоречит другой. Иногда это проявляется в конкретных жизненных ситуациях. Например, вам надо подготовиться к контрольной, а мама просит помочь на даче. Бабушка пригласила вас на день рождения, а у вас важный матч.
Работа с документом – Сюжет «Сережа в ситуации ролевого конфликта» (задание 7 рабочий лист).
Сережа Малявин привык все делать в последний момент. Поэтому подготовку к контрольной работе он отложил на вечер. Как назло, в это вечер заболела бабушка и Сережа остался с братишкой .К контрольной он не подготовился, но родители были благодарны сыну, но через день ругали его за двойку. Сереже было очень обидно.
Задание: Какие социальные роли Сережа должен был исполнить вечером? Почему он должен был выполнять эти роли? В чем состоял ролевой конфликт?
5. Этап повторения
— А теперь выполним небольшой тест.(задание 8 рабочий лист)
1. Какие из перечисленных слов не характеризуют статус человека?
1) ученик, сын 2) врач, отец 3) весельчак, «душа компании» 4) отличница, школьница
2. К предписанным статусам относится
1) студент 2) внук 3) лидер класса 4) отличник
3. К достигаемым статусам не относится
1) сын 2) учительница 3) кандидат педагогических наук 4) мастер спорта
4.Верны ли следующие суждения о статусе?
А. Положение человека в малой группе, которое зависит от его личных качеств и отношения к нему окружающих, называется личным статусом.
В. Ситуация, когда хороший ученик может быть плохим внуком, называется несовпадением статусов.
1) верно только А 2) верно только В 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
5. Социальная роль – это
1) положение человека в обществе 4) совокупность статусов человека
2) ожидание, предписание поведения, соответствующего статусу
3) совокупность обязанностей человека перед обществом
6. Верны ли следующие суждения?
А. Социальный статус определяет социальные роли человека.
Б. Социальная роль для каждого статуса одна.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения не верны
— Обменяйтесь своими работами с соседом по парте и поставьте оценки за работу с тестом.
— А теперь вернемся к эпиграфу. Как вы понимаете слова У.Шекспира (ответы учащихся).
1) Соберите определение из предложенных слов : в, общество, это,человек, положение,группа, или, статус
2) Сережа Малявин это задание выполнил так: школьник, внук, хозяин собаки, весельчак, староста класса. Найдите ошибку у Сергея
3)Работа со схемой:
4)Сюжет «Сережин папа изменил статус»
Сережин папа, Николай Иванович, долго был принципиальным противником покупки автомобиля. Он считал, что это приносит слишком много хлопот и денежных затрат. Находясь на улице, он постоянно ругал автомобилистов, которые не соблюдают правила дорожного движения: едут на красный свет, превышают скорость. Но вот Малявины приобрели дачу, и автомобиль им просто стал необходим. Через несколько дней поле того, как Николай Иванович сел за руль, его сразу стали возмущать пешеходы, которые, по его словам, переходят дорогу «где попало» и при этом «еле – еле тащатся».
Задание: О каких социальных статусах идет речь? Какой статус Сережиного папы изменился и как? Как повлияло это изменение статуса на взгляды Николай Иванович? Как вы думаете, влияет ли статус человека на его характер, на его внешний вид, на отношение к людям? Приведите примеры.
5) Соберите определение из предложенных слов : общество, образец, роль, поведение, ожидаемого, социальная, человек
6) Отметьте формальные роли знаком +, а неформальные – знаком -.
7) Сюжет «Сережа в ситуации ролевого конфликта»
Сережа Малявин привык все делать в последний момент. Поэтому подготовку к контрольной работе он отложил на вечер. Как назло, в это вечер заболела бабушка и Сережа остался с братишкой .К контрольной он не подготовился, но родители были благодарны сыну, но через день ругали его за двойку. Сереже было очень обидно.
Задание: Какие социальные роли Сережа должен был исполнить вечером? Почему он должен был выполнять эти роли? В чем состоял ролевой конфликт?
1. Какие из перечисленных слов не характеризуют статус человека?
1) ученик, сын 2) врач, отец 3) весельчак, «душа компании» 4) отличница, школьница
2. К предписанным статусам относится
1) студент 2) внук 3) лидер класса 4) отличник
3. К достигаемым статусам не относится
1) сын 2) учительница 3) кандидат педагогических наук 4) мастер спорта
4.Верны ли следующие суждения о статусе?
А. Положение человека в малой группе, которое зависит от его личных качеств и отношения к нему окружающих, называется личным статусом.
В. Ситуация, когда хороший ученик может быть плохим внуком, называется несовпадением статусов.
1) верно только А 2) верно только В 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
5. Социальная роль – это
1) положение человека в обществе 4) совокупность статусов человека
2) ожидание, предписание поведения, соответствующего статусу
3) совокупность обязанностей человека перед обществом
6. Верны ли следующие суждения?
А. Социальный статус определяет социальные роли человека.
Б. Социальная роль для каждого статуса одна.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения не верны
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговое обобщение по теме «Рынок труда. Человек на рынке труда».
В связи с ограниченным преподаванием экономики в непрофильных школах преподаватели испытывают затруднение в подборе проверочного материала. Предлагаю ряд тестов для основной школы 7-8 класс, которые м.
Социальная структура общества. Положение человека в обществе.
Презентация по обществознанию. Подготовка к экзамену 9 класс.
Сочинение «Согласны ли вы с утверждением «Человек человеку-волк»? (к литературному направлению «Человек и общество» 2017г.)
Данное сочинение написано в рамках литературного направления «Человек и общество» 2017г.
Урок – погружение (по рассказу В.Г. Короленко «В дурном обществе») Тема: «Вверх по лестнице, ведущей вниз»
Наверное, каждый из нас в мечтах представляет себя другим, лучше и успешней, в мечтах мы можем побывать в незнакомых городах и далёких странах. А вы когда-нибудь мечтали побывать в старых замках, прик.
Человек и общество: строение общества
Уважаемые выпускники! В этом году вам предстоит столкнуться с очень важной задачей — сдачей экзаменов. По статистике, обществознание является одной из самых востребованных дисциплин, которую ученики в.
Человек и общество: строение общества
Уважаемые выпускники! В этом году перед вами стоит важная миссия — сдача экзаменов. ЕГЭ — лишь одно из жизненных испытаний, которое вам предстоит пройти. Будьте уверены: каждому, кто учился в шко.
Источник: nsportal.ru
Что такое трудовое общество дать определение
Прибыль предприятий, объединений трубопроводного транспорта и организаций нефтеснабжения является показателем, отражающим достигнутую на этих предприятиях, в объединениях, организациях эффективность общественного труда, а также источником экономического стимулирования и одним из источников финансирования развития магистральных трубопроводов, нефтебаз, наливных пунктов и АЗС. Как результативный финансовый показатель прибыль в определенной мере свидетельствует о том, насколько рационально выполнялись предприятиями, объединениями трубопроводного транспорта и организациями нефтеснабжения их основные функции по обеспечению народного хозяйства газом, нефтью и нефтепродуктами. [c.275]
В связи с быстрым развитием науки и техники непрерывно возрастает роль техники и технологии в повышении производительности общественного труда. Однако основная производительная сила общества — люди, создающие своим трудом материальные и духовные блага общества. Поэтому главным в управлении производством является управление производственными коллективами. [c.310]
Функция организации производства, рассматриваемая здесь применительно к предприятию, является функцией общественного труда и выполняется не только в период функционирования предприятия, но и на этапе его создания (проектирования и строительства). Именно на стадии проектирования на базе определенной технологии моделируются состав, структура, размеры предприятия и его подразделений, сочетание и взаимодействие всех элементов производства, а на стадии строительства эта модель (проект) находит материальное воплощение. В последующем — на действующем предприятии — главную роль в поддержании установленных организационных параметров процессов производства и их совершенствовании играет управляющая подсистема предприятия, призванная обеспечивать наиболее эффективное его функционирование. Таким образом, функция организации производства как бы распределяется между проектной и строительной организациями и самим промышленным предприятием (его управляющей подсистемой). [c.7]
Для достижения цели производства при наименьших затратах общественного труда и в кратчайшие сроки в основу его организации должны быть приняты научно обоснованные принципы и методы, использованы прогрессивные формы и наиболее совершенные системы взаимоувязанных мер и действий. [c.26]
Снижение себестоимости продукции — экономия общественного труда — является источником повышения прибыли, рентабельности предприятия, роста выпуска нужной народному хозяйству продукции, источником снижения цен на товарную продукцию. Поэтому задаче снижения себестоимости должно быть подчинено все планирование. [c.232]
Экономика отдельной отрасли промышленности органически связана со всей промышленностью, со всеми отраслями народного хозяйства. Поэтому определение путей развития какой-либо отрасли промышленности, разработка мероприятий по улучшению хозяйственной деятельности, совершенствование планирования и управления не могут быть правильно решены в отрыве от закономерностей, характеризующих социалистическую промышленность в целом. Осуществление организационно-технических мероприятий в отдельной отрасли промышленности или в ее составной части должны способствовать экономии общественного труда во всем народном хозяйстве. [c.9]
Основной идеей рационального размещения социалистического производства В. И. Ленин считал экономию общественного труда. Дальнейшее развитие теория размещения социалистического производства получила в решениях съездов партии, Пленумов ЦК КПСС, в Программе КПСС. [c.60]
В Программе КПСС сказано, что развернутое строительство коммунизма требует все более рационального размещения промышленности, которое обеспечит экономию общественного труда, комплексное развитие районов и специализацию их хозяйств, -устранит чрезмерную скученность населения в крупных городах, будет содействовать преодолению существенных различий между городом и деревней, дальнейшему выравниванию уровней экономического развития районов страны. [c.60]
На каждом историческом этапе развития народного хозяйства-устанавливаются темпы рационального использования природных ресурсов районов страны, масштабы развития их производительных сил с целью достижения оптимальных общественных объемов производства с наименьшими народнохозяйственными затратами. Для максимальной экономии общественного труда и рационального размещения производительных сил в каждом экономическом районе осваиваются природные ресурсы, которые позволяют получить народному хозяйству продукцию с минимальными эксплуатационными и капитальными затратами, либо те из них, которые дефицитны в стране, а иногда-и в мировой социалистической системе. [c.61]
Экономическая эффективность капитальных вложений выражается в повышении производительности общественного труда, т. е. в снижении стоимости продукции и в росте физического объема национального дохода. Объем и направление капитальных вложений должны способствовать первоочередному развитию наиболее прогрессивных отраслей, обеспечивать оптимальные пропорции в развитии народного хозяйства и достижение максимальных темпов роста производства. Отсюда непосредственно вытекает задача определения наиболее эффективных путей использования капитальных вложений на основе правильной оценки их экономической эффективности. [c.146]
Численный рост и качественное улучшение средств труда на основе непрерывного научно-технического прогресса — решающая предпосылка неуклонного роста производительности общественного труда. Чем выше производительность общественного труда, тем выше благосостояние советских людей. В течение 1940—1975 гг. рост основных фондов опережал рост численности рабочих и служащих в 3 раза, а рост производственных основных фондов промышленности— в 5,44 раза. Производство средств производства за этот период возросло более, чем в 23 раза. Это и ряд других факторов вызвали рост производительности общественного труда в 8,93 раза, [c.153]
Рост производительности труда — главный источник увеличения национального дохода страны и, следовательно, служит материальной основой улучшения благосостояния народа. В десятой пятилетке за счет роста производительности труда получено 75% прироста национального дохода. В одиннадцатой пятилетке за счет роста производительности труда намечено получить не менее 85—90% прироста национального дохода. Увеличение этой доли свидетельствует о повышении роли интенсивных факторов в-экономическом развитии страны. Повышение производительности общественного труда на 1 % дает дополнительно свыше 4,5 млрд. руб. национального дохода в год при современных масштабах производства. [c.206]
Снижение затрат на производство и реализацию продукции означает экономию общественного труда и является источником роста прибыли и рентабельности предприятия. Уменьшение себестоимости только на 1% позволяет экономить сотни миллионов рублей. В двенадцатой пятилетке поставлена задача снизить себестоимость промышленной продукции на 4%. [c.209]
Важнейшее значение для развития концентрации производства имеет технический прогресс. Прогресс в области техники и организации производства обеспечивает повышение производительности общественного труда и делает экономически целесообразным все большее сосредоточение производства на крупных предприятиях, повышение удельного веса выпуска продукции крупными предприятиями в общем выпуске промышленной продукции. Степень концентрации производства в значительной мере зависит также от сложности технологического процесса изготовления продукции (например, производство нефтяного оборудования, турбин, самолетов и т. д. возможно лишь на крупных предприятиях), запасов полезных ископаемых (например, крупные месторождения нефти являются основой для организации крупных нефтедобывающих предприятий) и масштаба района потребления продукции. [c.19]
Специализация производства имеет большое значение. На специализированных предприятиях, выпускающих продукцию узкого ассортимента, открываются огромные возможности применения высокопроизводительного оборудования и передовой технологии, облегчается внедрение комплексной механизации и автоматизации производства, лучше используется техника. Все это обеспечивает сокращение затрат общественного труда на производство продукции. [c.23]
Концентрация, специализация, кооперирование и комбинирование являются прогрессивными формами-организации общественного производства, одними из важнейших условий технического прогресса, рациональной организации общественного труда, роста производительных сил во всех отраслях народного хозяйства. [c.27]
Уровень экономической эффективности новой техники наиболее полно выражается ростом производительности общественного труда или снижением стоимости единицы продукции. Однако существующая система цен и отчетности не дает возможности исчисления стоимости отдельных видов продукции. Поэтому для определения экономической эффективности новой техники необходима взаимоувязанная система показателей, которая бы в наибольшей степени отражала уровень затрат общественного труда на производство той или иной продукции. Такими показателями являются [c.54]
Одним из факторов, обусловливающим уровень производительности общественного труда, является рациональное размещение производительных сил по территории страны. Оно во многом определяется размещением промышленного производства, которое характеризуется территориальным распределением между отдельными административными и экономическими районами действующих и вновь строящихся предприятий. [c.62]
Приближение промышленных предприятии к источникам сырья, энергии и районам потребления гото-вой продукции. Это дает возможность ликвидировать чрезмерно дальние, встречные и нерациональные перевозки, улучшает связи между отдельными предприятиями. Часто территориальные размещения сырьевых ресурсов, мест потребления готовой продукции и сосредоточения рабочей силы не совпадают. В этих условиях район размещения того или иного производства выбирают с помощью экономико-математических методов, позволяющих определить минимальные затраты общественного труда с учетом доставки сырья и транспортировки готовой продукции. [c.63]
Рациональное разделение общественного труда между экономическими районами в сочетании с комплексным развитием хозяйства этих районов с учетом их природных экономических особенностей. Это создает благоприятные условия для определения эффективных направлений специализации экономических районов. Однако это не означает узкую специализацию и однобокое развитие того или иного района. Выполнение указанного принципа требует такого размещения производительных сил, которое создает необходимые условия для разностороннего развития экономики районов. [c.63]
Стоимостные показатели используют для соизмерения затрат общественного труда с их результатами, для определения объема продукции в стоимостном выражении (валовая, товарная, реализуемая), себестоимости, прибыли, рентабельности и т. д. [c.85]
Большая роль в повышении уровня плановой работы принадлежит решениям июньского (1959 г.) Пленума ЦК КПСС об улучшении планирования, специализации, кооперирования и технического прогресса. Реализация этих решений способствует более полному лс-пользованию достижений науки и техники, а также резервов социалистического производства, что в свою очередь дает возможность значительно повысить темпы роста производительности общественного труда. [c.88]
При планировании геологоразведочных работ необходимо обеспечивать такие пропорции между текущей добычей и открытыми запасами нефти и газа, а также между отдельными категориями запасов, которые диктуются требованиями расширенного социалистического воспроизводства нефтяной и газовой промышленности. Открытые запасы нефти и газа должны полностью обеспечить потребности нефтедобывающей и газовой промышленности и в то же время быть минимальными. Иначе омертвляется часть капитальных вложений, направляемых в геологоразведочные работы, и нерационально затрачивается общественный труд. Подготовка же запасов в недостаточном количестве ставит под угрозу срыва выполнение программы добычи нефти и газа. [c.98]
Решение этих проблем на основе математических методов с применением быстродействующих электронно-вычислительных машин позволит существенно повысить темпы развития нефтяной и газовой промышленности с меньшими затратами совокупного общественного труда. [c.130]
Чтобы средства производства стали производственными фондами, они должны, во-первых, иметь стоимость, т. е. быть продуктом общественного труда, и, во-вторых, быть вовлеченными в производственный процесс. Например, земля, вода и другие природные ресурсы являются средством труда, но они не могут быть основными фондами, поскольку не имеют стоимости. Оборудование, требующее монтажа, тоже относится к средствам труда, но, не будучи введенным в эксплуатацию, оно не включается в состав основных производственных фондов. [c.133]
Под первоначальной стоимостью понимают стоимость основных фондов в момент их создания. Она определяется сложившимся уровнем производительности общественного труда в данный момент. По величине эта стоимость равна сумме средств, затраченных на создание конкретного вида основных фондов с учетом расхода на их доставку к месту эксплуатации и на строительно-монтажные работы. [c.135]
Моральный износ второй формы состоит в том, что с развитием техники и ростом производительности общественного труда требуется меньше затрат на воспроизводство тех же основных фондов. Стоимость машин и т. п. падает теперь не потому, что они быстро вытесняются и до известной степени обесцениваются новыми более производительными машинами, а потому, что они теперь могут быть воспроизведены дешевле 1. Иными словами, изготовленные ранее основные фонды содержат в себе теперь -не то количество овеществленного общественного труда, которое было затрачено на них в момент изготовления, а лишь то, которое необходимо для их воспроизводства в новых, современных условиях. [c.136]
При создании основных фондов их первоначальная и восстановительная стоимости совпадают. Но в дальнейшем в соответствии с ростом производительности общественного труда и изменением цен эти два вида оценки основных фондов все более и более отличаются [c.136]
Первоначальная стоимость — это стоимость основных фондов в момент ввода их в эксплуатацию. Она определяется уровнем производительности общественного труда и складывается из затрат (в ценах соответствующих лет) на производство материально-вещественных ценностей, относящихся к основным фондам, транспортирование к месту использования, монтаж и другие работы, связанные с подготовкой п вводом в эксплуатацию средств труда. Так, первоначальная стоимость технологической установки включает затраты на производство аппаратуры и оборудования на предприятиях нефтяного машиностроения, транспортные расходы па доставку их к месту строительства нефтеперерабатывающего предприятия и затраты на строительство установки и монтаж аппаратуры и оборудования. [c.31]
В конечном счете улучшение использования основных фон дов ведет к росту производительности общественного труда. [c.39]
Специализированные предприятия имеют огромные возможности для применения высокопроизводительного оборудования и прогрессивной технологии, внедрения комплексной механизации и автоматизации производства, наиболее полного использования техники. Все это обеспечивает сокращение затрат общественного труда на производство продукции. [c.53]
При расчетах эффективности новой техники отражают повышение производительности общественного труда, обусловленное внедрением этой техники. Результатом повышения производи- [c.79]
Дисциплина труда —это порядок, обязательный для всех лиц, участвующих в общественном труде. Основой социалистической дисциплины труда является сознательное отношение к труду. [c.135]
Экономическая эффективность характеризуется соотношением эффекта и затрат на его достижение. Она тем выше, чем больше результаты производства и чем меньше затраты. Эффект представляет собой полезный результат производства и может быть выражен количеством произведенной продукции, объемом валового национального продукта и чистой продукции, массой полученной прибыли. Достижение эффекта связано с затратами общественного труда, живого и овеществленного в основных фондах, сырье, материалах, энергии. [c.326]
Повышение эффективности производства означает экономию общественного труда на производство продукции. При выборе путей и способов удовлетворения потребностей народного хозяйства в продукции нефтеперерабатывающей промышленности следует добиваться наибольшей экономической эффективности затрат общественного труда. [c.326]
В результате сказанного можно сделать следующий вывод анархия капиталистического производства закономерно породила и анархию геологоразведочных работ. Стихия капиталистической экономики препятствует рациональному размещению разведочных работ, приводит к огромным потерям затрат общественного труда при поисках месторождений нефти и газа. [c.31]
На эффективность промышленного производства значительное влияние оказывает его организация, поэтому партия и правительство обращают большое внимание на организационные факторы и в качестве одной из важных народнохозяйственных задач выдвигают задачу совершенствования организации производства. Так, в решениях XXV съезда КПСС была особо отмечена необходимость . внедрять современные методы организации производства и труда в соответствии с требованиями научно-технического прогресса , а XXVI съезд поставил задачи Поднять на более высокий уровень организацию общественного труда и производства. Повысить организованность и слаженность работы во всех отраслях народного хозяйства . Совершенствовать формы организации промышленного производства. . [c.26]
Большую эффективность получают при использовании легких унифицированных, высокомеханизированных и автоматизированных буровых установок, рассчитанных на глубину бурения от 25 до 3000 м. Опыт применения легких буровых установок в районах Урало-По-волжья, Сибири, Кавказа и Средней Азии показывает, что они по сравнению с тяжелыми буровыми установками при бурении глубоких разведочных скважин обеспечивают значительное снижение затрат общественного труда за счет уменьшения потребностей в транспорте, металле, цементе, глине, воде и других материалах, а также роста скоростей разрушения горных пород. [c.34]
Государство заинтересовано, чтобы нефть и газ добывались при минимальных затратах общественного труда. Поэтому при выборе местоположения и размера геологоразведочных, буровых нефте- и газодобывающих предприятий учитываются прогнозные и открытые запасы нефти и газа, отдаленность месторождений от промышленных центров и транспортных магистралей, глубина залегания нефтегазоносных горизонтов, качество нефти, дебитность скважин и другие факторы, от которых зависят затраты труда и материальных средств на разведку, добычу и транспортировку нефти и газа. В детальную разведку и разработку в первую очередь обычно включают месторождения, расположенные в экономически важных районах страны или вблизи них с богатыми запасами нефти и газа. [c.65]
Для всех отраслей народного хозяйства существуют единые принципы размещения равномерное размещение по районам страны приближение промышленных предприятий к источникам сырья, энергии и районам потребления готовой продукции рациональное разделение общественного труда между экономическими районами в сочетании с комплексным развитием хозяйства этих районов планомерное развитие хозяйства всех со-потских республик с учетом их национальных особенностей, [c.14]
Вторая форма морального износа заключается в том, что с ростом производительности общественного труда стоимость воспроизводства точно таких же, как выпущенные ранее, средств труда становится меньше. Следовательно, стоимость действующих средств производства измеряется не тем количе- iBOM труда, которое было затрачено в период их создания, а тем, которое надо затратить в текущем периоде. [c.32]
Главная задача планирования обеспечение претворения в жизнь экономической стратегии КПСС, направленной на повышение материального и культурного уровня жизни народа. Важными задачами планирования являются гакже обеспечение высоких темпов роста производительности общественного труда, наиболее эффективного использования всех ресурсов производства, повышения эффективности капиiальпых вложений и улучшения их структуры, сбалансированности развития всех от раслсп. [c.203]
Источник: economy-ru.info
Контрольные вопросы
Дайте понятие и соотношение общественной и технической организации труда.
В чем различие самостоятельного и несамостоятельного (наемного) труда?
Какие общественные отношения составляют предмет трудового права?
Почему трудовое право называют «правом социальной защиты»?
Какие отношения тесно связаны с трудовыми?
В чем заключаются особенности метода трудового права?
В чем проявляется единство и дифференциация трудового права?
Охарактеризуйте место трудового права в системе отраслей российского права.
Что составляет систему трудового права и трудового законодательства?
Назовите критерии отграничения трудового права от смежных отраслей права.
Постарайтесь сформулировать основные тенденции развития российского трудового права на современном этапе.
Источник: knigi.news