Как утверждают исторические, археологические, этнографические, искусствоведческие и фольклорные исследования, древнейшие племена-прародители и предки современных азербайджанских тюрков являлись автохтонным населением Кавказского региона. Они «оставили огромное культурное наследие, которое создавали на протяжении многих сотен тысячелетий, начиная с эпохи древнекаменного века (палеолита) – более чем миллион лет до наших дней» [1. С. 6]. Об этом свидетельствуют многочисленные исторические, археологические, этнографические, искусствоведческие и культурологические факты, объективно исследованные и анализированные наукой.
Устно-традиционное музыкальное творчество занимает центральное место в духовно-культурном наследии азербайджанцев. Жанровое разнообразие азербайджанской тюркской народной музыки – причина и результат её полифункциональности в жизнеобеспечении народа[1]. Музыка издревле создавалась и исполнялась народом во всех сферах его трудовой, материальной и духовной деятельности. Как пишут известные азербайджанские музыковеды, «неотъемлемую часть культуры азербайджанского народа составляет музыка… В трудовых, обрядовых, бытовых, лирических песнях Азербайджана, отличающихся большим диапазоном образно-эмоционального содержания и богатством выразительных средств, звучит голос народа, раскрываются его отношение к действительности, заветные мысли и чаяния, любовь к Родине» [6. С. 5].
Культура крестьян. Что такое фольклор и почему мы о нём не знаем
В своем историческом возникновении, формировании и существовании музыка была тесно взаимосвязана с трудовой деятельностью, мифологическим мышлением, обрядами и ритуалами, эстетическими потребностями, речевой и сигнально-информационной коммуникацией. Как комплексное и системное явление, которое в истории азербайджанского тюркского этноса синтезировалось с его языком, речью, мифологическими представлениями и ритуалами, первобытной магией, фольклорной поэзией, традиционными искусствами, этнографическими играми и танцами, устное музыкальное творчество сыграло огромную роль в историческом формировании и развитии этнонациональной духовной культуры народа. Музыкально-поэтическое творчество, обрядовая и танцевальная музыка, музыкально-жанровая система, музыкальное мышление, музыкально-исполнительские традиции народа веками формировались, функционировали и развивались во взаимосвязи с его этнической историей, этногенетическими процессами, этнопсихологией, религией, этикетом, этнонациональными и эстетическими идеалами, а также с формами общественного сознания, историческими событиями, историческим и социальным разделением труда. Музыкальный фольклор в свою очередь является одним из важных исторических факторов формирования и развития этнического сознания и самосознания народа. Все эти реальности составляют историческую, общественную, историко-географическую, социальную, этнокультурную, языковую, коммуникативную, этнопсихологическую, этнознаковую, эстетическую обусловленность формирования, развития и преемственности устно-традиционной музыки и этномузыкального мышления азербайджанцев.
Что такое фольклор?
Какова роль и связь народной музыки с этнической историей народа? Данный вопрос актуален для музыковедения. Он затрагивает такие аспекты, как: «этнос, этническое сознание и музыка», «народное музыкальное творчество как фактор исторического развития этнической культуры», «этническое и национальное в устной традиционной музыке», «музыкально-выразительный потенциал народной музыки как средство эмоционального, психологического, мировоззренческого, эстетического самовыражения этноса», «роль этномузыкального творчества в возникновении и развитии музыкальной истории» и т. п.
Для разъяснения сформулированного нами вопроса, а также для решения поставленной в заглавии статьи задачи обратимся к трудовому фольклору азербайджанского тюркского народа.
Исследуя азербайджанский трудовой, календарно-обрядовый фольклор, анализируя музыкально-исторические, музыкально-социо-логические и музыкально-структурные особенности трудовых песен, мы пришли к выводу, что богатейший трудовой (общественно-практический) и музыкально-творческий опыты народа на протяжении веков в системе этнонациональной культуры формировались взаимосвязано и взаимообусловлено. Трудовая и музыкально-творческая деятельность народа вместе имеют практическую, социальную, эстетическую, познавательную и творческую направленность. Они исторически неразрывны и слиты воедино. Синтез, а также неразрывная связь этих видов человеческой деятельности обусловили аналогичную взаимосвязь и неразрывность между материальной и духовной культурами азербайджанского тюркского этноса.
Испокон веков труд в народе воспринимался в качестве первопричины и основного условия жизни и счастья человека. В процессе трудовой деятельности, трудовых занятий рождался и накапливался трудовой опыт, трудовые традиции и навыки, трудовой фольклор, прикладное искусство, орудия труда и быта, трудовые песни и танцы, трудовые праздники, трудовые календарные и трудовые бытовые обряды. Многие этические, воспитательные традиции народа произошли именно в связи с его трудовой деятельностью [12].
Труд оценивался как важное средство в духовном, физическом и национальном воспитании человека. Он привил человеку такие высокие личностные качества, как доброту, любовь к жизни, труду, родной земле, природе, традициям. В мировоззрении, психологии и практической жизни народа труд воспринимался как условие и причина создания материальных и духовных ценностей.
Таким образом, трудовой фольклор – это продукт трудовой и музыкально-творческой деятельности народа. Видовой и жанровый диапазоны азербайджанского трудового фольклора достаточно обширны. Отраслевая и жанровая разновидности трудового фольклора, и главное, трудовая тематика, находящаяся в непосредственной зависимости от исторической, социальной, эстетической, нравственной, бытовой сущности самого труда, охватывают все виды народного творчества. В детском фольклоре и колыбельных песнях, танцевальном фольклоре, народно-инструментальной музыке, свадебных и календарных песнях, народном театре, бытовых и лирических песнях, преданиях, легендах, сказках, эпосах, пословицах, афоризмах, загадках в той или иной степени обязательно воплощены трудовая тематика и идеи, образы, сюжетные линии, связанные с трудом.
Трудовые песни – это самый древний жанр из всех видов и жанров народного творчества. Исторически они возникли вместе с человечеством, вместе трудовой деятельностью народа. Поэтому справедливо считать, что исторический возраст трудовых песен равен историческому возрасту этноса [5].
Жанровый состав, исполнительский стиль традиционных трудовых песен и наигрышей формировался, развивался, подвергался изменениям в зависимости от трудовых занятий народа. Так, охотничьи песни и пляски издревле присутствовали в его этномузыкальной практике и трудовой жизни. Ритмически-звуковые и двигательно-танцевальные подражания животным, свойственные охотничьим ритуальным песням и пляскам, впоследствии в народном театре преобразовывались в такие имитационные музыкально-игровые сцены, как, например: “Ayi oyunu” («Медвежья игра»), “Maral oyunu” («Оленья игра»), “Qurd oyunu” («Волчья игра»), “Ovcular” («Охотники») [2]. Имитация, свойственная синкретическим трудовым ритуалам и обрядам и связанная с охотой и собирательством, скотоводством и земледелием, впоследствии превратилась в народно-исполнительский стиль в музыкально-фольклорном творчестве скотоводческих и земледельческих племен. Примером этого служат пастушеский наигрыш «Qoyun həngi» («Подражание овце»), коллективный обрядовый-трудовой танец «Кочари», в котором племя воспевает и имитирует свой тотем «Гоч/Коч», коллективная трудовая танцевальная песня “Halay”, в которой славят и имитируют труд рисовода.
Важно отметить, что полукочевое скотоводство издревле являлось одним из основных трудовых занятий азербайджанских тюркских племен. [8]. Ученые относят это занятие к эпохе полеолита и считают, что оно развивалось и в средние века [12].
В древнем Азербайджане полукочевые скотоводческие племена назывались общим именем – тэрэкэмэ, а полукочевой образ жизни – тэрэкэмэчилик. Так, народный танец «Тэрэкэмэ» – это своеобразная музыкальная историческая «эмблема» древних азербайджанских скотоводческих племен, также фольклорное описание скотоводческого труда с некоторой мелодической и танцевально-двигательной имитацией.
С именем древних азербайджанских тюркских племен связаны многие образцы народно-музыкального творчества. Например, bayat – известный азербайджанский тюркский этнос, создавший ценнейшую материальную и духовную культуру, которая веками распространялась не только на территории Кавказа, но на Ближнем и Среднем Востоке.
Основным трудовым занятием этноса bayat было скотоводство, коневодство. Песни с поэтическим текстом (четверостишиями), созданные этим племенем, назывались по его имени – bayatı (баяты). Впоследствии четверостишие-баяты стало стихотворной, художественной и образной основой народно-песенного творчества.
Поэтический текст многих трудовых, обрядовых и лирических песен составляют именно четверостишия-баяты. Интересно то, что в средние века на всем Востоке имя этого племени (баят/баяты) стало употребляться в фольклорной и устно-профессиональной музыке как синоним таких понятий как «музыка», «песня», «мелодия», «наигрыш».
Весьма распространены в скотоводческом труде пастушеский наигрыш «Чобан баяты» и ашыгские напевы «Эл баяты» (дословно «Народный баяты»), «Атусту баяты» (дословно «Песня, исполняемая верхом на коне»), а в мугамном искусстве – «Баяты Шираз» («Мелодия ширазская»), «Баяты Исфахан» («Мелодия исфаханская»), «Баяты тюрк» («Мелодия тюркская»), «Баяты эджем («Мелодия эджемов»), «Баяты Каджар» («Мелодия племени каджар»). Аналогично этому в турецкой и арабской устно-профессиональной музыке со средних веков до настоящего времени существует макам «Баяты». Имя древнего азербайджанского тюркского этноса баят отражено и в названиях иракских макамов, персидских мугамов, узбекских макомов, уйгурских мукамов. Подобная широкомасштабная музыкальная география и полижанровое явление связаны с этнической историей племени баят. Оно вместе со своей культурой было представлено на всех исторических территориях Азербайджана и Закавказья, имело этнокультурные связи с народами Средней Азией, Персии, Турции, Аравии, Европы.
Как и племя баят, другие древние азербайджанские тюркские племена – Овшар/Авшар, Муг, Мани, Гарачы, Гарагойунлу, Акгойунлу, Шахсэвэн, Газак, Зэнги, Гайтаг, Карабаг, Каджар, Геран/Горан, Хилэ, Падар – были известны на всем культурно-географическом пространстве Востока, а также в некоторых древних и средневековых европейских странах. Они прославились своими культурными ценностями, историческими и творческими личностями.
В контексте нашего исследования немаловажен и тот факт, что именами этих древних скотоводческих племен были названы музыкально-фольклорные образцы, т.е. образцы трудового фольклора, которые впоследствии по ряду объективных причин подверглись видовой и жанровой трансформации, например: «Овшары» (в фольклоре, в ашыгской музыке и мугаме), «Карабаги» (в фольклоре, ашыгской музыке, мугаме), «Шахсэвэни» (в обрядовой танцевальной и ашыгской музыке), «Гарачы» (в ашыгской музыке), «Мугани», «Газахи», «Зэнги-зенги», «Горани», «Каджары» (в обрядовой танцевальной музыке), «Мани» (в мугаме), «Гайтаг»/«Гайтаги» (в обрядовой танцевальной и ашыгской музыке) [7. С. 11].
Эти образцы первично рождались именно в вышеназванных племенах как музыкальное воспевание скотоводческого труда. Но названные именами этих племен музыкальные образцы в то же время были и признаны каждым племенем как его собственная «музыкальная тамга», «музыкальная эмблема». Музыкальная тамга каждого племени являлась ее «этнокультурным знаком», или «мелодическим кодом». Исходя из этого, мы определяем дефиницию этих музыкально-фольклорных образцов и как «музыкальные этнонимы».[2]
Согласно закономерностям исторического развития народного мелодического мышления и устной традиционной музыки музыкальные этнонимы обладали своими новыми вариантами. В результате:
· на основе своей музыкальной тамги (мелодического кода) каждое племя в разных жанрах создавало и воссоздавало новые музыкально-фольклорные образцы, в том числе и новые трудовые песни;
· музыкальная тамга, или мелодический код, каждого племени стала базисом или первоосновой в мелодическом, ладовом и метро-ритмическом развитии устно-музыкального творчества. В художественном и структурном планах она явилась стимулом для нового жанрообразования, оказала действие на развитие этномелодического мышления народа.
Будучи автохтонным населением Кавказа, эти племена со своей историей, культурой, языком, традициям и психологией относятся к истории и культуре азербайджанцев. Своими культурными ценностями они составляют единую азербайджанскую национальную культуру, доказательством чему служит и тот неоспоримый аргумент, что эти племена активно участвовали в этногенетических процессах азербайджанского народа.
Список использованной литературы:
1. Алекперова, Н. Музыкальная культура Азербайджана в древности и раннем средневековье / Н. Алекперова. – Б.: Азернешр, 1995. – 112 с.
2. Аллахвердиев, М. История азербайджанского народного театра / М. Аллахвердиев. – Б.: Маариф, 1978. – 236 с. (на азерб. языке)
3. Асланов, Э. Игры, зрелища, народные представления / Э. Асланов. – Б.: Ишыг, 1984. – 276 с. (на азерб. языке)
4. Гусев, В. О полифункциональности фольклора / В. Гусев // Актуальные проблемы современной фольклористики: сб. статей и материалов. – Л.: Музыка, 1980. – С.180–183.
5. Земцовский, И. Музыка устной традиции как исторический источник / И. Земцовский // Фольклор и этнографическая действительность: сб. статей. – СПб.: Наука, 1992. – С. 156–161.
6. Исмайлов, М. Народная музыка Азербайджана / М. Исмайлов, Л. Карагичева // Азербайджанская музыка: сб. статей. – М.: Госмузиздательство, 1961. – С. 5–63.
7. Мамедов, Т. Традиционные напевы азербайджанских ашыгов / Т. Мамедов – Б.: Ишыг, 1988. – 350 с.
8. Нариманов, И. Культура древнейшего земледельческого-скотоводческого населения Азербайджана / И. Нариманов. – Б.: Элм, 1987. – 260 с.
9. Садохин, А. П. Этнология: учебник / А. П. Садохин. – М.: Гардарики, 2000. – 256 с.
10. Фольклор. Проблемы историзма. – М.: Наука, 1988. – 296 с.
11. Эльдарова Э. Искусство ашыгов Азербайджана / Э. Эльдарова. – Б.: Ишыг, 1984. – 120 с.
12. Этнография Азербайджана. В 3 т. – Том. 1. – Б.: Элм, 1988. – 454 с.
[1] «Полифункциональность фольклора, взятая в ее историческом, социальном и художественном аспектах, – одна из актуальных проблем современной фольклористики». [4. С. 183].
[2] Термины «музыкальная тамга», «мелодический код», «этномузыкальный знак», «музыкальный этноним» впервые вводятся автором настоящей статьи.
Полный архив сборников научных конференций и журналов.
Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе «Избранные публикации» Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.
Издательские услуги
Научно-издательский центр «Социосфера» приглашает к сотрудничеству всех желающих подготовить и издать книги и брошюры любого вида
Издательские услуги
СРОЧНОЕ ИЗДАНИЕ МОНОГРАФИЙ И ДРУГИХ КНИГ ОТ 1 ЭКЗЕМПЛЯРА
Источник: sociosphera.com
Фольклор в пословицах и поговорках о труде
На нашем сайте собран фольклор в пословицах и поговорках о труде. Читаем, улыбаемся, а может даже и смеемся!
За труд не бьют, а награды дают.
Вскипело б железо, а молотки сыщутся.
Дела словом не заменить.
За трудовую копейку бейся, нетрудовой копейки бойся.
Рыбак рыбака видит издалека.
Дело мастера боится.
За что возьмешься с трудолюбием, все заблестит.
Кто трудится, тот и пользуется.
Не знаешь шить золотом, так бьешь молотом.
Землю солнце красит, а человека — труд.
Маленькое дело, а громко кричит.
Не всякий пашет, да всякий ест.
Золото — не золото, не быв под молотом.
И кует, и дует — сам не знает, что будет.
Знание и труд новый быт дают.
Какие труды, такие и плоды.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Где строят, там и роют.
Каков трудовой счет, таков и почет.
Гусли-то те, да руки не те.
- Интересные пословицы про язык
- Прикольные поговорки про осень
- Красивые пословицы про дружбу
- Мудрые поговорки про девушек
- Пословицы и поговорки
АНЕКДОТ ДНЯ
— Семён Маркович, говорят вы были на стриптизе?
— Ой, Яша! Таки да! 50 долларов девочке в бикини положил, сто евро вытащил. И отдохнул и заработал!
популярное за неделю
- Загадки для взрослых с ответами (картинки)
- Мемы и смешные картинки с надписями
- Очень смешные картинки с надписями для четверга
- Очень смешные мемы для среды
- Подборка прикольных комментариев из соцсетей
- Прикольная подборка демотиваторов
- Прикольные частушки про школу
- Самые смешные анекдоты для среды
- Самые смешные мемы для понедельника
- Анекдоты про дело и друга
Анекдоты, шутки, приколы, стишки, истории на нашем сайте являются произведениями народного творчества. У нас нет цели оскорблять честь или достоинство кого-либо. Сведения являются вымышленными, совпадения — случайны. Возможны страницы категории +18!
Источник: www.anekdotovmir.ru
Что такое фольклор
Слово «фольклор» (музыкальное и литературное устное народное творчество) переводится на русский язык как «народная мудрость». Термин нам «подарил» староанглийский язык, что является отличием этого слова от многих других, «обязанных» своим происхождением латинскому и древнегреческому. И, пожалуй, никто не станет спорить с тем, что это название полностью соответствует содержанию: в фольклорных произведениях отразились народные традиции, опыт и взгляды наших предков на окружающий мир, то есть на самом деле здесь собрана и передана нам, потомкам, вековая народная мудрость.
Статьи по теме:
- Что такое фольклор
- Что такое обрядовый фольклор
- Что такое устное народное творчество
Фольклор — это песни и танцы, легенды, былины и инструментальные наигрыши, у которых нет автора: они ведут «устный образ жизни», передаваясь от одного исполнителя к другому и при этом зачастую видоизменяясь. И случается, что вариации одной и той же песни, почерпнутые собирателями фольклора в разных источниках, значительно отличаются друг от друга.
Тем не менее даже человек, не знакомый с фольклористикой, никогда не спутает русскую народную песню, например, с грузинской или казахской, ведь каждая из них родилась у определенного народа с лишь ему присущими бытом, историей и обрядами. Именно поэтому фольклорные произведения неповторимы, например, только в русском народном творчестве есть былины, в украинском — думы и т.д.
А теперь немного истории. В древнем мире словесное творчество рождалось из религиозных и мифических взглядов человека, было связано с его трудовой деятельностью и несло в себе истоки будущих научных знаний. Обряды, с помощью которых наши далекие предки пытались влиять на окружающий мир и на свою судьбу, проводились в сопровождении заклинаний и заговоров, деревьям, воде, ветру и другим «представителям» природы посредством слов передавались просьбы или высказывались в их адрес угрозы. И постепенно словесное творчество выделилось в самостоятельный вид искусства.
В античном и средневековом мире появляется героический эпос, а также легенды и песни, несущие в себе религиозные верования. Чуть позже народ начинает складывать исторические песни, рассказывающие о реальных событиях и прославляющие героев. Социальные изменения в общественной жизни и развитие промышленности влекут за собой рождение новых жанров. Так, в русском фольклоре появляются солдатские, ямщицкие, бурлацкие песни, рабочий, школьный и студенческий фольклор.
И в заключение стоит отметить, что одни фольклорные жанры «производят на свет» новые произведения, а другие, хотя и продолжают существовать, – нет. Например, и сегодня звучат частушки, анекдоты и поговорки, автор которых – народ. А вот новые народные сказки и былины не появляются, рассказываются лишь старые.
Источник: www.kakprosto.ru