Эффективность трудовой деятельности это в психологии

Эффективность трудовой деятельности это в психологии В статье анализируются современные проблемы поиска путей повышения эффективности предприятий...

В статье анализируются современные проблемы поиска путей повышения эффективности предприятий реального сектора экономики. В качестве фактора, управление которым может повысить эффективность деятельности рассматривается профессиональный стресс у работников.

Отмечается повышение, в настоящих условиях, влияния этого фактора не только на состояние работника, но и на состояние предприятия. При этом обосновывается положение, что повышение эффективности работы одного предприятия может повысить его финансовую устойчивость, что положительно отразится на уровне финансовой безопасности региона и страны в целом.

Проведен анализ групп факторов профессионального стресса, свойственного деятельности современного предприятия. Выделены уровни стресса, что упрощает проведение анализа.

В результате проведенного исследования был выявлен ряд проблем в области профессионального стресса и его влияния на снижение эффективности деятельности персонала предприятия реального сектора экономики, специализирующегося в дорожном строительстве и определены направления по их преодолению. Предложены и обоснованы мероприятия по созданию первичной системы управления стрессом. При предварительных оценках затрат на мероприятия по управлению профессиональным стрессом на уровне 450 тыс. руб. повышение производительности труда составит от 10 до 15%. Помимо экономического эффекта в виде повышения производительности труда реализация мер приведет внедрение разработанных предложений и улучшит социально-психологический климат в коллективе, состояние здоровья работников, повысит лояльность персонала и снизит количество конфликтов.

Цели, эффективность, мотивация: как достичь успеха / Алексей Ситников // Нам надо поговорить

профессиональный стресс
эффективность
устойчивость

1. Мау В. Пандемия коронавируса и тренды экономической политики // Вопросы экономики. 2021. № 3. С. 5-30.

2. Копеин В.В. К вопросу о мониторинге энергетической и финансовой безопасности региона в современных условиях // Проблемы развития современного общества: сборник научных статей 5-й Всероссийской научно-практической конференции / под ред. Кузьминой В.М. Курск, 2020. С. 288-290.

3. Орлова Н., Лаврова Н. Потенциальный рост как отражение перспектив российской экономики // Вопросы экономики. 2019. № 4. С. 5-20.

4. Копеин В.В., Копеин А.В., Костина Т.М., Филимонова Е.А. К оценке финансовой безопасности региона минерально-сырьевого кластера // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2021. № 1-2. С. 166-172. DOI: 10.17513/vaael.1584.

5. Мельков В.К., Копеин В.В. Оценка влияния безработицы на динамику цен: региональные аспекты // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2022. № 1. С. 58-65.

6. Копеин В.В. Стратегирование финансовой безопасности: современные проблемы и подходы // Cтратегирование: теория и практика. 2022. Т. 2. №2. С. 212-228.

DOI: 10.21603/2782-2435-2022-2-2-212-228.

7. Dong Y., Li C. Economic sanctions games among the US, the EU and Russia: Payoffs and potential effects. Economic Modelling. 2018. Vol. 73. June. Р. 117-128.

Психология труда. Лекция 5. Психология развития и мотивации сотрудников

DOI: 10.1016/j.econmod.2018.03.006.

8. Копеин В.В., Костина Т.М., Шурчанова И.И. Современные вопросы методологии энергетической и финансовой безопасности региона минерально-сырьевого кластера // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2020. № 3-1. С. 72-82.

9. Готовский А. Вклад импортозамещения в экономический рост России // Вопросы экономики. 2021. № 4. С. 100-116.

10. Леонова А.Б. Комплексная стратегия анализа профессионального стресса: от диагностики к профилактике и коррекции // Психологический журнал. 2017. Т. 25. № 2. С. 75-85.

11. Леонова А.Б. Методика интегральной диагностики и коррекции профессионального стресса (ИДИКС): методическое руководство. СПб., 2017. 56 с.

12. Дикая Л.Г. Феномен эмоционального выгорания профессионала в контексте метасистемного подхода // Социальная психология труда: Теория и практика. 2017. Т. 1. С. 328-350.

13. Картрайт С., Купер К.Л. Стресс на рабочем месте / Пер. с англ. Харьков: Изд-во Гуманитарный Центр, 2018.

14. Купер К.Л., Маршалл Дж. Источники стресса «белых воротничков» // Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития. Хрестоматия / Сост. А.Б. Леонова, О.Н. Чернышева.

М.: Радикс, 2017.

15. Копеин В.В. К обоснованию направлений повышения финансовой безопасности региона минерально-сырьевого кластера // Экономика и предпринимательство. 2019. № 5 (106). С. 492-496.

16. Копеин В.В. Актуальные проблемы разработки стратегии оценки финансовой безопасности региона // Актуальные проблемы развития хозяйствующих субъектов, территорий и систем регионального и муниципального управления: материалы 17-й Международной научно-практической конференции / Под редакцией Ю.С. Положенцевой. Курск, 2022. С. 145-149.

Введение

Профессиональный стресс является объективной закономерностью любой трудовой деятельности и оказывает существенное влияние на его эффективность, а также на профессиональное долголетие, соматическое и психическое здоровье сотрудников организации.

Сохранение и повышение функциональной надежности работника в различных видах профессиональной деятельности является одной из важных проблем в современной практике управления. Переживание стрессовых состояний в процессе выполнения профессиональной деятельности приводит к существенному снижению продуктивности, трудностям в функционировании, в том числе снижению функциональной надежности, невыполнению поставленных задач.

В современных условиях даже традиционно виды деятельности, далекие от стрессовой, становятся наполненными различными стрессовыми факторами, действие которых может быть длительным во времени, что требует серьезного изучения. Немаловажным следствием стрессовых состояний на любом производстве, финансовом секторе и других отраслей народного хозяйства является то, что снижение позитивной динамики предприятий и организаций негативно отражается на устойчивости экономики в целом [1, 2, 3]. Снижение финансовой устойчивости отдельного предприятия влияет на уровень финансовой безопасности региона, страны [4, 5]. Снижение же финансовой безопасности отдельного региона влияет на снижение финансовой, экономической, национальной безопасности [6, 7, 8].

В состоянии стресса работоспособность человека существенно снижается, ухудшается здоровье, вероятность принятия ошибочных решений увеличивается, провоцируются конфликтные ситуации. И на эффективность профессиональной деятельности человека стресс оказывает существенное влияние. Исследование существующих теоретических и научно-методических подходов к проблеме управления профессиональными и производственными стрессами установило, что состояние стресса в трудовой деятельности (профессиональный стресс) представляет собой специфический вид стресса, имеющий особый характер развития. Факторы системы труда могут вызывать прямые стрессовые реакции, которые регулируются личностными и когнитивными характеристиками. Если краткосрочные стрессовые реакции становятся хроническими, то они могут привести к значительным негативным последствиям для здоровья и, в целом, для результативности деятельности организации и эффективности работы персонала.

Актуальность темы исследования профессионального стресса обусловлена объективной необходимостью выявления влияния стрессов на эффективность деятельности организации. Профессиональный стресс требует всестороннего изучения, так как в современных условиях действие всех факторов, которые могут показаться не совсем значимыми, выходят на передний край. Знание происходящих процессов позволяет выработать механизм управления такими факторами и повышать эффективность финансово-хозяйственной деятельности предприятия в сегодняшних условиях жесткого санкционного давления на экономику России. [9, 10]. Это будет способствовать повышению уровня финансовой безопасности, других составляющих национальной безопасности государства.

Несмотря на постоянное освещение вопросов стресса в средствах массовой информации, проблемы понимания сущности профессионального стресса остается. Сама проблема стресса остро заявила о себе именно в XX столетии.

Это было вызвано тем, что в современном мире и на современном производстве часто возникают ситуации, когда человек, встречаясь с какой-то сложностью, не может полноценно реализовать накопившуюся энергию (вызванную физиологическим механизмом стресса), и тогда эта энергия начинает разрушать самого человека. Многие зарубежные исследователи на достаточно высоком теоретическом уровне рассматривали профессиональный стресс как фактор влияния на эффективность производства уже достаточно длительное время.

Выделяются работы Г. Селье, М. Смит, С. Линд, С. Касл. К. Купер, Ф. Дэйв, М. О’Драйсколл и другие. Особенности организационного поведения предметно рассматривались Дж.В., Ньюстром, К. Дэвис. Переход экономики России от плановой к рыночной потребовали изучения профессионального стресса уже на новом фоне и с новых позиций для нового целеуказания.

В этом направлении выделяются работы Н. Самоукиной, В. Бодрова, Н. Водопьяновой, Л. Ишмурзиной, Л. Дикой, Л. Ларенцовой и многих других. Особый интерес представляют методики по оценке профессионального стресса и его влияния на состояние человека и показатели деятельности организации (А. Киселева, А. Леонова, Л. Куликов, М. Розанова и другие) [11, 12].

Новизна работы состоит в систематизации подходов к изучению профессионального стресса с акцентом на его влияние на показатели деятельности предприятия реального сектора. Представлено обоснование направлений организационных механизмов, способных влиять на снижение уровня профессионального стресса и улучшение состояние производственно-хозяйственной деятельности.

Материалы и методы исследования

В качестве эмпирической основы рассматривались показатели деятельности предприятия реального сектора экономики, специализирующегося в дорожном строительстве.

На теоретическом и практическом уровне познания использовались статистические методы, методы анализа и синтеза, аналогии, комплексного мониторинга экономических и социальных показателей. Использовались эмпирические методы: психологическое тестирование (шкала организационного стресса Спилбергера, экспресс-диагностика стрессогенных факторов в деятельности руководителя и рабочих И.Д.

Ладанова и В.А. Уразаевой, анкета «Определение уровня стресса» В. Снеткова). В качестве основного подхода использовался диалектический, который с позиции гносеологии является научным и единственно верным. В сегодняшних условиях, методик по измерению профессионального стресса может быть много, но они имеют право на применение и получение оценки с различных позиций. Корректировка методологии и способов изучения профессионального стресса возможна, целесообразна, так как точности и однозначности сегодня не может быть.

Результаты исследования и их обсуждение

Термин «стресс» широко используется в ряде областей знаний, именно поэтому в него вкладывается несколько различающийся смысл с точки зрения причин возникновения такого состояния, механизмов его развития, особенностей проявлений и последствий [13].

Снижая эффективность и благополучие индивидуума, чрезмерный стресс дорого обходится организациям. Многие проблемы сотрудников, которые отражаются как на их заработке и результатах работы, так и на здоровье и благополучии сотрудников, коренятся в психологическом стрессе. Стресс прямо и косвенно увеличивает затраты на достижение целей организаций и снижает качество жизни для большого числа трудящихся.

Купер и Маршалл исследовали источники стресса «белых воротничков» и определили различные группы [14]:

1. Факторы профессионального стресса, связанные с трудовой деятельностью.

В эту группу относятся перегрузки или недогрузки работой. Перегрузка работой ставит человека перед проблемой, может ли он справиться с заданием. В этом случае обычно возникает беспокойство, фрустрация (чувство крушения), а также чувство безнадежности и материальных потерь. Однако недогрузка может вызвать точно такие же чувства. Работник, не получающий работы, соответствующей его возможностям, обычно чувствует фрустрацию, беспокойство относительно своей ценности и положения в социальной структуре организации и ощущает себя явно невознагражденным.

Кроме этого, в группу эксперты относят плохие физические условия труда, например, отклонение в температуре помещения, плохое освещение или чрезмерный шум, дефицит времени, необходимость самостоятельного принятия решения.

2. Факторы стресса, связанные с ролью работника в организации, к которым относятся ролевая неопределенность, например, недостаточная информированность о профессиональных обязанностях и соответствующих ожиданиях со стороны коллег и начальства. Люди должны иметь правильное представление об ожиданиях руководства – что они должны делать, как они должны делать и как их после этого будут оценивать. К ним же относятся ролевой конфликт, когда субъект считает, что он делает то, чего не должен или чего не желает делать; ответственность за других людей и за вещи (за оборудование, за бюджет и т. п.). При этом, ответственность за людей более стрессогенна.

3. Факторы стресса, связанные с взаимоотношениями на работе, куда включают взаимоотношения с руководством, подчиненными, коллегами; трудности в делегировании полномочий (например, отказ подчиненных выполнять распоряжения руководителя).

4. Факторы, связанные с деловой карьерой, среди которых выделяют основные стрессогенные факторы – профессиональная «неуспешность» и боязнь ранней отставки; статус несоответствия, медленное или слишком быстрое продвижение, переживания из-за достижения «предела» своей карьеры; отсутствие гарантированной работы; уровня притязаний данному профессиональному статусу.

5. Факторы, связанные с организационной структурой и психологическим климатом, к которым относятся неэффективное консультирование (невозможность получить своевременную квалифицированную помощь по ряду важных вопросов); ограничение свободы поведения, интриги и т. п.

6. Внеорганизационные источники стрессов, включающие в себя основные проблемы работника, возникающие в семейной жизни: распределение времени (работник мечется между семьей и работой), перенесение кризисов из одной ситуации в другую; мобильность работника ведет к обострению конфликтов в семье, когда необходимо менять место жительства и т.п.; различия по психометрическим данным. Экстерналы более адаптивны к различным ситуациям, чем интерналы; «ригидные» больше реагируют на неожиданности, идущие «сверху», от начальства; «подвижные» чаще оказываются перегруженными работой, ориентированные на достижение показывают большую независимость и включенность в работу, чем ориентированные на безопасность и спокойствие.

В научном сообществе в целом принята и имеет высокую степень обоснованности комплексная методология изучения профессионального стресса, в рамках которой представлена единая иерархическая схема анализа профессионального стресса [11].

Оценка деятельности системы управления стрессами организации базируется на определении того, насколько она способствует достижению целей организации и выполнению поставленных перед ней задач.

Результаты оценки служат индикаторами, фокусирующими внимание на основных проблемах работы с персоналом, таких как дисциплина труда, текучесть кадров, повышение производительности труда, повышение удовлетворенности трудом в организации [13].

Экономическая оценка внедряемых мероприятий по совершенствованию системы управления стрессами в организации производится по методике, включающей в себя несколько этапов. Количественная оценка показателей эффективности деятельности системы предполагает обязательное определение затрат, необходимых для реализации разработанных мероприятий.

Первым этапом является оценка общих капиталовложений, для осуществления реализации мероприятий. Капитальные вложения (К) на внедрение мероприятий по совершенствованию организации труда персонала, включают в себя вложения в строительные работы (Кс), капитальные затраты в оборудование (Коб), другие капитальные вложения и определяются как сумма всех капиталовложений по формуле:

К = Кс + Коб+К1+ К2+ Кi, руб., (1.1)

Прирост выручки от реализации рассчитывается по следующей формуле:

Vпр = Vбаз + V1, (1.2)

где Vбаз – базовый объем выручки, тыс. руб.;

V1 – прирост объема выручки от внедрения проекта мероприятий.

Далее рассчитывается срок окупаемости проекта – Т.

Т = К / (Прирост прибыли за год), (1.3)

Экономическая эффективность определяется по следующей формуле:

где Р – предполагаемый результат от внедрения мероприятий;

При анализе системы управления предприятием и работы со стрессами было проведено анкетирование персонала с учетом требований методик по изучению стресса. Анкетирование и тестирование по определению уровня профессионального стресса на предприятии было направлено на выявление наиболее значимых стресс-факторов, влияющих на снижение эффективности деятельности персонала. Результаты показали, что большинство респондентов (87%) довольны своей должностью в организации, их устраивает рабочее место и они не хотят его менять. Это свидетельствует о том, что расстановка персонала по должностям была эффективна и, следовательно, работа отдела по управлению персоналом тоже. В тоже время работники испытывают высокий уровень профессионального стресса (от 10 до 40% по категориям), что снижает эффективность их деятельности.

В результате проведенного исследования был выявлен ряд проблем в области профессионального стресса и его влияния на снижение эффективности деятельности персонала предприятия реального сектора экономики, специализирующегося в дорожном строительстве и определены направления по их преодолению (рисунок).

Для повышения эффективности управления стрессом предлагается применить комплексный подход и в первую очередь разработать и внедрить программу управления профессиональным стрессом «Стресс-менеджмент».

Эффективная программа борьбы со стрессом на рабочем месте содержит ряд взаимосвязанных элементов, действующих одновременно. Некоторые элементы направлены на отдельных работников и группы; другие направлены в целом против факторов, вызывающих стресс на рабочем месте и затрудняющих работу организации как целостного организма. Эти стресс-факторы неизбежно влияют на деятельность отдельных работников или всего коллектива и могут привести к снижению основных экономических показателей деятельности предприятия.

В цели программы следует включить мониторинг стресс-факторов, определение и внедрение способов снятия стресса и синдрома хронической усталости, сохранения работоспособности, восстановления физических и душевных сил и адекватной реакции на любые обстоятельства. Элементы программы представлены в таблице.

missing image file

Проблемы профессионального стресса и направления их разрешения (составлено авторами)

Элементы программы по управлению профессиональным стрессом

Руководители высшего звена

Начальники служб и подразделений, ведущие специалисты

Источник: vaael.ru

Эффективность трудовой деятельности человека

Эффективность трудовой деятельности человека в значительной степени зависит от предмета и орудий труда, работоспособности организма, организации рабочего места, гигиенических факторов производственной среды.

Работоспособность — величина функциональных возможностей организма человека, характеризующаяся количеством и качеством работы, выполняемой за определенное время. Во время трудовой деятельности работоспособность организма изменяется во времени. Различают три основные фазы сменяющих друг друга состояний человека в процессе трудовой деятельности:

— фаза врабатывания, или нарастающей работоспособности; в этот период уровень работоспособности постепенно повышается по сравнению с исходным; в зависимости от характера труда и индивидуальных особенностей человека этот период длится от нескольких минут до 1,5 ч, а при умственном творческом труде — до 2-2,5 ч;

-фаза высокой устойчивости работоспособности; для нее характерно сочетание высоких трудовых показателей с относительной стабильностью или даже некоторым снижением напряженности физиологических функций; продолжительность этой фазы может составлять 2-2,5 ч и более в зависимости от тяжести и напряженности труда;

-фаза снижения работоспособности, характеризующаяся уменьшением функциональных возможностей основных работающих органов человека и сопровождающаяся чувством усталости.

Одним из наиболее важных элементов повышения эффективности трудовой деятельности человека является совершенствование умений и навыков в результате трудового обучения.

С точки зрения психофизиологической производственное обучение представляет собой процесс приспособления и соответствующего изменения физиологических функций организма человека для наиболее эффективного выполнения конкретной работы. В результате тренировки (обучения) возрастает мышечная сила и выносливость, повышается точность и скорость рабочих движений, быстрее восстанавливаются физиологические функции после окончания работы.

Правильное расположение и компоновка рабочего места, обеспечение удобной позы и свободы трудовых движений, использование оборудования, отвечающего требованиям эргономики и инженерной психологии, обеспечивают наиболее эффективный трудовой процесс, уменьшают утомляемость и предотвращают опасность возникновения профессиональных заболеваний.

Для лучшего различения органов управления они должны быть разными по форме и размеру, окрашиваться в разные цвета либо иметь маркировку или соответствующие надписи. При группировке нескольких рычагов в одном месте необходимо, чтобы их рукоятки имели различную форму. Это позволяет оператору различать их на ощупь и переключать рычаги, не отрывая глаз от работы.

Периодическое чередование работы и отдыха способствует сохранению высокой устойчивости работоспособности. Различают две формы чередования периодов труда и отдыха на производстве: введение обеденного перерыва в середине рабочего дня и кратковременных регламентированных перерывов. Оптимальную длительность обеденного перерыва устанавливают с учетом удаленности от рабочих мест санитарно-бытовых помещений, столовых, организации раздачи пищи. Продолжительность и число кратковременных перерывов определяют на основе наблюдений за динамикой работоспособности, учета тяжести и напряженности труда.

При выполнении работы, требующей значительных усилий и участия крупных мышц, рекомендуются более редкие, но продолжительные 10-12-минутные перерывы. При выполнении особо тяжелых работ (металлурги, кузнецы и др.) следует сочетать работу в течение 15-20 минут с отдыхом такой продолжительности. При работах, требующих большого нервного напряжения и внимания, быстрых и точных движений рук, целесообразны более частые, но короткие 5-10-минутные перерывы.

Высокая работоспособность и жизнедеятельность организма поддерживается рациональным чередованием периодов работы, отдыха и сна человека. В течение суток организм по-разному реагирует на физическую и нервно-психическую нагрузку. В соответствии с суточным циклом организма наивысшая работоспособность отмечается в утренние (с 8 до 12 часов) и дневные (с 14 до 17 часов) часы. В дневное время наименьшая работоспособность, как правило, отмечается в период между 12 и 14 часами, а в ночное время-с 3 до 4 часов, достигая своего минимума. С учетом этих закономерностей определяют сменность работы предприятий, начало и окончание работы в сменах, перерывы на отдых и сон.

Для снятия нервно-психологического напряжения, борьбы с утомлением, восстановления работоспособности в последнее время успешно используют кабинеты релаксации или комнаты психологической нагрузки. Они представляют собой специально оборудованные помещения, в которых в отведенное для этого время в течение смены проводят сеансы для снятия усталости и нервно-психического напряжения.

Выводы

В данной главе рассмотрены основные положения безопасности жизнедеятельности и современной экологии. Было детально рассмотрено загрязнение почвы и процессы ее защиты на сегодняшний день. Было рассмотрено освещение производственных помещений и их влияние на повышение эффективности труда.

Источник: studentopedia.ru

Биоритмы и эффективность трудовой деятельности

Ритм является важнейшей характеристикой трудовой деятельности человека. Его детерминанты — особенности динамики психических и физиологических процессов организма, особенности анатомии и, следовательно, биомеханики человеческого тела.

Человеческий организм характеризуется широким диапазоном биологических ритмов: от измеряемых долями секунды (ритм электрической активности головного мозга, сокращения скелетных мышц), секундами (частота пульса, дыхания человека) до колебаний с периодами в несколько месяцев (например, эритроциты — кровяные клетки, обеспечивающие транспортировку кислорода, — живут около 110-120 дней) и даже несколько лет (обменные процессы в костной системе).

Достаточно хорошо изучены сезонные колебания в норме и в патологии. Ряд хронических заболеваний имеет сезонные ритмы (весной и осенью обостряются язва желудка и двенадцатиперстной кишки; весной — туберкулез и т. п.). В сезонных видах спорта (например, легкой атлетике, летние достижения в среднем выше на 10-15%, чем зимой).

Недельному ритму подчинены частота несчастных случаев на производстве и продуктивность труда рабочих (максимум — понедельник и пятница, минимум — среда и четверг), инфаркты миокарда у мужчин (понедельник и выходные дни). Хорошо изучена суточная динамика работоспособности человека (максимум ошибок операторов приходится на период с 2 до 4 часов ночи). К настоящему времени у человека выявлено более 300 процессов, подчиненных циркадианному ритму. Интенсивность большинства жизненных процессов нарастает днем и снижается ночью.

В хронобиологии выделяют несколько типов ритмов: циркадианные — околосуточные; ультрадианные — с периодом короче 24 часа (но не менее получаса); инфрадианные — с периодом от 24 до 60 часов; циркасептидианные — околосемидневные; циркавигинтидиан-ные — околодвадцатидневные; циркатригинтидианные — околомесячные и цирканнуальные — годовые.

Во многих независимых исследованиях доказана эндогенная, т. е. биологически детерминированная, а не экзогенная (приобретенная вследствие образа жизни) природа суточных ритмов. Тем не менее в организации ритма активности человека помимо биологических важную роль играют социальные датчики, информирующие о текущем моменте времени (бой часов, передача сигналов времени по радио, телевидению и т. п.); оповещающие о приближении или наступлении каких-либо события (функциональные перерывы в работе, изменение характера деятельности и пр.); отражающие завершение какого-либо процесса (отлет самолета, выход из критического режима, завершение смены, вахты и т. п.).

В организации производительного и безопасного труда особое внимание заслуживает проблема десинхроноза — состояния организма в период рассогласования циркадианных ритмов. Первоначально в авиации, а затем и в других видах труда (вахтовый режим, работа, связанная с систематическими дальними перелетами, работа в Заполярье, на арктических станциях, суточные и посменные дежурства) у работников были установлены серьезные негативные физиологические эффекты. Так, у летчиков гражданской авиации при частых фазовых сдвигах отмечаются нарушения сна, желудочно-кишечные расстройства (до заболеваний), неврозы, причем у молодых летчиков эти симптомы проявляются острее вследствие их более активной адаптации в новом часовом поясе и последующей столь же активной переадаптации при возвращении домой.

Установлено, что длительность периодов явного и скрытого десинхроноза определяется величиной фазового сдвига (смещением часовых поясов). При максимальном, равном 12 часам, явный десинхроноз продолжается около 2 недель (состояние, когда наблюдаются выраженное недомогание, бессонница, нарушение температурного режима тела, сниженная продуктивность работы). При перелетах на восток явный десинхроноз продолжается дольше в среднем на 2 суток, чем при перелетах на запад.

Значительно более продолжителен скрытый десинхроноз (частичная адаптация и частичная перестройка физиологических режимов, требующая значительных энергетических и пластических ресурсов): при перемещении на 6-7 часовых поясов до 40-60 дней; в районы Крайнего Севера, Арктику, Антарктику — от 1,5 месяца до 1,5 года.

Основные симптомы десинхроноза связаны не только с физическим нарушением привычного ритма жизни человека, они наблюдаются и при чрезмерных физических и психических перегрузках, при заболеваниях. Например, признаки десинхроноза отмечаются у спортсменов в состоянии перетренированности, а также у людей, работающих в экстремальных и особых условиях.

Некоторое рассогласование типичных биоритмов человека, однако, не является безусловно негативным явлением, при определенных условиях такое изменение стереотипов выступает как благо — как — фактор тренировки адаптационных механизмов, как фактор развития человека как субъекта деятельности. В ряде исследований показано, что «естественная взаимосвязь циркадианных ритмов, их четкая, но не избыточная взаимная слаженность является основой благополучия организма, залогом здоровья и высокой работоспособности». Определенная мера, равно как и периодические рассогласования биоритмов, — важный элемент тренировки и создания ресурсов организма, «необходимое условие надежности организма, его устойчивости. Выход за границы нормы означает переход к патологии»

Источник: poisk-ru.ru

Оцените статью
Добавить комментарий