Композиционные возможности формирования интерьеров производственных цехов определяются функциональной организацией рабочих мест как основных элементов интерьеров. Вид рабочего места, отвечающий характеру и условиям труда, оснащение, соответствующее производственно-техническим и эргономическим требованиям, взаимосвязи, отражающие особенности организации и технологии производства — все это в конечном счете определяет архитектурно-художественные особенности интерьера. Технологическая взаимосвязь рабочих мест определяет объемно-планировочное решение промышленного здания и выбор средств обеспечения оптимальных санитарно-гигиенических условий в помещениях.
С позиций архитектурно-художественного решения интерьера представляется важным рассмотрение трех вопросов: 1) использование санитарно-гигиенических нормативов, регламентирующих условия труда на рабочем месте; 2) деление рабочего места на функциональные зоны и состав оснащения; 3) определение технологических связей комплексов рабочих мест.
Реализация образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» — Лыкова И.А.
Конструктивно-технические и санитарно-гигиенические особенности оборудования рабочих мест регламентируются различными нормативами. Помимо чисто конструктивно-технических требований, содержащихся в нормах, при конструировании применяются данные, содержащиеся в «Санитарных правилах организации технологических процессов и гигиенических требованиях к производственному оборудованию» (№ 554-65)- Этим документом устанавливаются, например, предельные значения усилий при работе с оборудованием зоны досягаемости и т. д.
Требования к обеспечению благоприятных условий на рабочем месте (для вновь строящихся и реконструируемых предприятий) определены «Санитарными нормами проектирования пормышленных предприятий», утвержденными Министерством здравоохранения СССР и Госстроем СССР (СН 254-63). Нормами регламентируются условия труда на рабочем месте: освещенность рабочих поверхностей, цвета окраски оборудования и производственного помещения, запыленность, загазованность, температура, влажность и скорость движения воздуха, допускаемые величины шумов и вибрации, допускаемые величины тепловых и ультрафиолетовых излучений. Нормируемые значения факторов, характеризующих условия труда, подразделяются на категории, соответствующие благоприятным, допустимым и неблагоприятным условиям. Нормами установлено деление всех работ на категории, виды и разряды. В соответствии с этим ведется проектирование промышленных предприятий, как по основным производственным цехам, так по вспомогательным и бытовым помещениям. Основой деления являются различные физиологические характеристики рабочих процессов, выполняемых
в помещениях (3 категории), различная степень точности работ и размеры объектов различения (7 разрядов).
Помимо нормативных данных в художественно-конструкторском проектировании применяются различного рода научные рекомендации, в которых содержатся указания по учету: а) зрительного фокуса, определяющего геометрические размеры рабочего места; б) степени загрузки внимания, определяющей характер окружения и возможность насыщения интерьера различного рода декоративными элементами, цветовыми акцентами, графическими средствами информации и т. д.; в) монотонности рабочих движений, от которой зависит использование таких факторов среды, как зоны отдыха, функциональная музыка и т. д.
Художественно-эстетическое развитие в условиях ФГОС
Основные производственные вредности возникают на рабочем месте, так как именно работающее оборудование является источником различного рода вредных испарений (эмульсия, масло и др.), загазованности, шумов и вибраций, тепловых и ультрафиолетовых излучений (например, при электросварке, использовании вольтовой дуги или ртутно-кварцевых ламп) и т. д. Работа в неблагоприятных условиях, условиях загрязнения рабочего места является причиной преждевременного утомления, а это, в свою очередь, порождает травматизм и снижение качества продукции. Во всех случаях конструирования или модернизации рабочих мест, при разработке художественно-конструкторских проектов интерьеров необходимо добиваться, чтобы оборудование рабочего места не только соответствовало особенностям технологии производства, но и обеспечивало бы поддержание благоприятных условий труда. Для этого необходимы анализ условий труда на рабочем месте и на основе действующих нормативов разработка мероприятий по обеспечению оптимальных условий труда, что следует рассматривать как предпосылку для эстетизации производственной среды в целом.
Согласно нормам значения факторов среды, характеризующих условия труда, должны относиться к рабочей зоне производственных помещений- Рабочая зона — условное пространство высотой 2 м от уровня пола или площадки, на которой находится рабочее место. Объем пространства на одного работающего должен составлять не менее 15 м3. Рабочая зона может быть условно разделена на следующие функциональные зоны, применительно, например, к рабочему месту станочника: зону обслуживания, зону обработки и зону резани. Зона обслуживания — площадь цеха, занимаемая данным рабочим местом, на которой осуществляется полный технологический процесс с обслуживанием основного и вспомогательного оборудования, а также с размещением материалов, изделий, инструмента и т. д. В соответствии с нормами эта площадь должна быть не менее 4,5 м2 на каждого станочника.
В зоне обработки осуществляется весь процесс обработки изделия. В ней размещаются инструмент, технологическая оснастка, рабочие органы оборудования и обрабатываемое изделие, а также необходимые приспособления для перемещения и укрепления отливок. В зоне резания осуществляется процесс резания.
В этой же зоне размещены также защитные ограждения и элементы пылестружкоотсасывающих агрегатов. Следовательно, при разработке художественно-конструкторских проектов рабочих мест, отработке формы, фактуры и цвета поверхностей следует учитывать ту функциональную зону, в которой находится данный элемент оснащения рабочего места.
В этих зонах элементы оснащения рабочего места по-разному испытывают воздействия, по-разному обеспечивают благоприятные условия для зрительной работы, в различней степени загрязняются и неодинаково опасны для работающего и окружающих. Если разобрать все элементы, составляющие рабочее место, например рабочее место станочника механическогс цеха, то следует различать четыре основные группы (см. схему III ): 1) Элементы, выполняющие основную рабочую функцию и связанные в процессе труда с человеком (станок, станок-автомат). 2) Элементы, выполняющие рабочую функцию и непосредственно связанные с человеком (инструмент, приспособления, измерительный инструмент и средства ухода за оборудованием). 3) Элементы рабочего места, выполняющие вспомогательную функцию и непосредственно не связанные с человеком в процессе труда (рольганги, склизы, рабочие столы, инструментальные тумбочки, стеллажи, экраны и т. д.). 4) Элементы, непосредственно обслуживающие человека в процессе труда, не выполняющие технических функций (индивидуальные защитные средства, производственная одежда, обувь и др.).
Основную формообразующую роль в интерьере играют элементы первой и третьей групп. Однако при разработке художественно-конструкторских предложений следует учитывать, что комплексы функциональных элементов рабочего м^ста различны по составу. Например, существенно отличается оснащение рабочих мест станочников-автоматчиков, опе-рационников и станочников-универсалов.
Основные элемешы оснащения рабочего места являются, как правило, изделиями специализированных заводов (станки, инструмент, электрораспределительные устройства и т. д.); при этом они представляют собой различные по виду и типу изделия. Применяются различные типы станков, тары, вспомогательного оборудования и т. д., которые отличаются принципом использования — стандартные, широкого назначения, специальные и узкоспециализированные. Следовательно, при разработке предложений по рабочим местам и интерьерам в целом композиционные возможности могут быть выявлены при конкретном анализе состава рабочих мест.
При художественно-конструкторской отработке элементов рабочего места следует выявить основные и определяющие качества:
— эксплуатационные показатели, обусловленные рабочей функцией и удобствами эксплуатации (например, для станков, инструмента и станочных приспособлений);
— конструктивно-технические качества, обусловленные технологией производства (например, для вспомогательного оборудования, оргтехоснастки и производственного инвентаря);
— потребительские качества изделий, непосредственно обслуживающих человека (например, для индивидуальных защитных средств, производственной одежды и др.).
Обследование предприятий машиностроения и изучение художественно-конструкторских проектов показало, что на рабочих местах, например, в механических цехах машиностроительных заводов находят применение различные усовершенствования в виде дополнительного оснащения и приспособлений, являющиеся объектами художественно-конструкторских разработок. К ним можно отнести различного рода устройства, позволяющие снизить запыленность воздуха (пыле-стружкоотсосы как индивидуальные, так и общецеховые) и ограждающие устройства, позволяющие повысить безопасность, безаварийность работ и чистоту на рабочем месте (кожухи, защитные экраны, щитки и т. д.).
К этой группе элементов оснащения рабочего места следует отнести также сигнализационные устройства, позволяющие станочникам не уходя от рабочего места вызывать работников вспомогательных служб, ремонтников и мастеров (сигнальные лампы, кнопочная сигнализация), и вспомогательные приспособления для размещения чертежей, рабочей технической документации (отдельно-стоящие, пристроенные и встроенные планшеты для чертежей, держатели и т. д.). Эти изделия, как правило, централизованно не изготовляются, хотя и крайне необходимы на рабочем месте.
В проектах совершенствования рабочих мест на основе анализа конкретных условий и изучения требований НОТ следует предусматривать эти функциональные элементы, ориентируясь на типовые схемы организации рабочих мест. Архитектурно-художественное решение интерьера не зависит от использования различных усовершенствований рабочего места. Тем не менее необходимо учитывать, например, световые средства сигнализации при выборе системы размещения светильников и при разработке цветовой схемы интерьера. Все рабочие места имеют технологические связи с другими рабочими местами, зонами контроля, складирования и т. д., чго обеспечивается сложной системой обслуживания (см. схему IV). На каждое рабочее место, например, на рабочие места
станочников в механическом цехе необходимо подавать заготовки и снимать готовые детали (1, 2, 3, 6), что в большинстве случаев определяет общую планировку технологического участка. Станочнику надо доставить приспособления, режущий и измерительный инструмент, техническую документацию (4)-
К станкам необходимо подвести электропитание, охлаждающие жидкости, масло, сжатый воздух (например, при использовании пневматических станочных приспособлений) и другие коммуникации (5). От рабочего места необходимо удалить отходы (стружку, отработанное масло) (7). Система обслуживания рабочих мест включает: 1) стационарные устройства типа рольгангов, склизов и т. д. (подача деталей и съем готовых изделий); 2) конвейерные линии непрерывного и пульсирующего действия (напольные и подвесные с подачей деталей поштучно и в таре); 3) напольные транспортные средства (ручные тележки, электрокары); 4) средства вертикального транспорта (мостовые краны, тельферные подъемники, поворотные краны и т. д.); 5) воздуховоды, трубопроводы и другие виды технологических коммуникаций.
Системы, обеспечивающие рабочие места материалами, заготовками, электроэнергией, эмульсиями и отводящие вредные выделения и отходы производства, могут представлять собой сложные и значительные по размерам устройства. Важную формообразующую роль в интерьере играют, например, подвесные транспортные линии, непрерывно подающие детали и заготовки на рабочие места или крановое оборудование, располагающееся в верхней транспортной зоне.
Технологические коммуникации также имеют важное значение в композиции интерьера. Четкая система воздуховодов вытяжной вентиляции, прямые линии коробов электрошин, отвечающие ритму станков и агрегатов — все это формирует производственный интерьер, который должен отличаться строгостью, упорядоченностью всех технологических и архитектурных элементов. В тех случаях, когда системы коммуникаций, обеспечивающие технологические связи рабочих мест, не создают четкого ритма, не связаны с архитектурно-строительными конструкциями здания, они оставляют впечатление зрительной неорганизованности интерьера, хотя и представляют собой технически совершенные решения. Скрытая прокладка коммуникаций, относящихся к рабочим местам, далеко не во всех случаях возможна из-за необходимости периодического изменения технологических линий и не всегда является рациональной с точки зрения условий эксплуатации.
Следовательно, при разработке художественно-конструкторских проектов необходимо учитывать эти устройства, обеспечивающие технологические связи, с целью использования их в композиции как основных элементов, образующих ритмический строй, путем подчинения их архитектурному тектоническому строю интерьера или путем упорядочения расположения, групповой прокладки, цветовой отделки и других приемов.
Невысокие эстетические качества интерьеров производственных цехов возникают, в основном, из-за отсутствия композиционной связи оборудования и производственных помещений, что является следствием разобщенного технологического и архитектурно-строительного проектирования.
Выявление функциональной организации рабочих мест, использование на этой основе композиционных возможностей, заложенных в комплексах технологического оборудования, позволит повысить эстетические качества интерьеров цехов. При этом, например, устройства, обеспечивающие технологические связи могут явиться основным связующим звеном между комплексом оборудования и строительными конструкциями здания, что позволит достичь большего единства и законченности интерьера.
Источник: stroy-server.ru
Безопасность, эргономичность, эстетичность конструкций пищевых машин и оборудования
Чем выше уровень автоматизации какого-либо технологического процесса, тем меньше затрат живого труда. Автоматическое чередование циклов по заданной программе, дистанционное управление, автоматический контроль работы машин и параметров технологического процесса — все это уменьшает количество обслуживающего персонала, но на данном этапе еще не исключает его необходимости. Физический труд рабочих-операторов и наладчиков становится более легким, постепенно сращивается с трудом умственным.
Тем более возрастают требования к конструкции машин в смысле обеспечения безвредности, безопасности, удобства их обслуживания, создания комфортных условий работы, среди которых большую роль играет эстетичность самих машин и интерьера цеха.
Требования охраны труда к конструкциям пищевых машин-автоматов в значительной мере являются теми же, что и для машин других отраслей (защита от электрического тока, тепловых выделений, вибрации, шума и прочих опасностей). Поэтому упомянем лишь о требованиях, имеющих особое значение в условиях пищевых производств.
Конструкции пищевых машин и аппаратов должны исключать возможность «мертвых зон» скопления необработанного сырья, отходов, бракованной продукции. Необходимо также предотвращать возможность загрязнения продукта, поверхностей оборудования, полов цеха смазочными материалами и рабочими жидкостями гидроприводов.
При выборе электродвигателей следует учитывать повышенную влажность и температуру пищевых цехов. В автоматах для фасовки сыпучих продуктов следует предусматривать пылезащитные устройства. Особое внимание следует обращать на сигнализацию и блокировку.
В машинах автоматического и, тем более, полуавтоматического действия опасные при работе зоны (загрузки, разгрузки, наладки, операций резки, штамповки, вальцевания и т. п.) должны быть ограждены. Эти ограждения нужно так сблокировать с приводной и тормозной системами машины, чтобы машина останавливалась и не могла работать в том случае, если ограждения сняты. Для этого ограждения снабжаются электрическими контактами, включенными во вспомогательные пусковые цепи. Для того чтобы ограждения не мешали наблюдению за процессом обработки, их делают из прозрачного органического стекла.
Есть машины, в которых вместо съемных ограждений рабочей зоны используются бесконтактные блокировочные устройства. Например, когда рука рабочего, приближаясь к опасной зоне, пересечет световой пучок осветителя, срабатывает фотореле, выключающее привод и включающее тормозную систему.
Если возможно заклинивание при работе отдельных механизмов в результате попадания посторонних предметов, чрезмерного накопления или случайного разрушения обрабатываемых объектов (например, стеклянных бутылок), то нужно применять автоматические аварийные остановы. В этом случае после устранения ненормальности машину нужно будет включить вручную.
Особое значение блокировка и сигнализация приобретают в поточных машинных линиях, которые обслуживаются несколькими рабочими. При аварийных остановках какой-либо машины в линии, как правило, должны останавливаться все машины предшествующего участка. Исключением являются линии с межоперационными буферными накопителями.
Даже при наличии централизованного дистанционного управления линией должны быть предусмотрены местные ручные кнопки аварийного выключения. Централизованный пуск линии, обслуживаемой несколькими рабочими, может осуществляться только после двусторонней оповестительной сигнализации. В некоторых линиях встраивают в ряде мест контрольные блокирующие рукоятки. Когда вся линия подготовлена и рабочие на местах нажмут на эти рукоятки, главный оператор сможет включить линию целиком.
Для оповестительной сигнализации нужно применять схемы, исключающие возможность ложных сигналов, которые могут быть из-за порчи сигнальных ламп, коротких замыканий и других случайных причин. Поэтому на сигнальном щите нужно ставить две лампы: сигналы готовности к пуску или аварийные должны подаваться загоранием лампы, а не ее потуханием, чтобы возможная неисправность лампы не привела к ложному сигналу. Оптические аварийные сигналы должны дублироваться акустическими.
При конструировании машин важно устранить возможность самопроизвольного или случайного включения машины от неосторожных движений. Для этого нужно надежно фиксировать пусковые устройства в нерабочем положении с помощью различного рода запорных защелок, подпружиненных шариковых или иных фиксаторов, грузов и т. д.
Оценка качества конструкции машин с точки зрения их безвредности может быть только двоякой: либо машина удовлетворяет существующим правилам охраны труда, либо нет. В последнем случае все остальные достоинства конструкции сводятся к нулю.
Наряду с удовлетворением требований безвредности и безопасности конструктор должен заботиться и об удобстве обслуживания машины, а также о воздействии ее внешнего вида на психику человека. Эргономические и эстетические свойства конструкций приобретают при оценке качества все большее значение.
Эргономичность конструкции машины — это совокупность таких ее свойств, которые определяют взаимное соответствие элементов системы «человек—машина». Было время, когда создатели машин не очень задумывались над тем очевидным обстоятельством, что любая машина или система автоматических машин управляется человеком. Чем сложнее и производительнее становились машины, чем больше операций они выполняли и чем большие скорости и мощности развивали, тем больше живого труда они экономили, но и тем интенсивнее и ответственнее становился труд тех, кто управлял этими машинами. Поэтому и возникла необходимость создания науки — эргономики, которая изучает и определяет соответствие технических параметров машин с психофизиологическими возможностями оператора, обеспечивая максимальную надежность действия этой сложной системы «человек—машина». Название «эргономика» происходит от слова «эрг» (единица работы) и объясняется тем, что наука эта исследует и облегчает работу человека по управлению машиной, основываясь при этом на физиологии и анатомии человека, инженерной психологии, теории информации и автоматического регулирования.
Процесс управления машиной заключается в воздействии оператора на органы управления в зависимости от заданной программы и наличия информации о ходе выполнения программы, отклонения от которой могут быть вызваны многими случайными факторами. Эта информация является обратной связью от машины к человеку и осуществляется с помощью контрольно-измерительных приборов, различных датчиков или непосредственно.
Эргономическое совершенство машины определяется: а) рациональной организацией осведомительной информации, т. е. обратной связи, и б) рациональной конструкцией и компоновкой органов управления.
Некоторые основные принципы эргономического конструирования заключаются в следующем.
Необходимо выбрать оптимальную зону размещения органов управления и КИП с учетом возможно более удобной позы, наименьшего напряжения и затраты энергии оператора. Органы управления должны быть расположены так, чтобы не надо было тянуться к ним или наклоняться. Различают максимально возможную зону, определяемую возможностями рук стоящего у машины оператора, и оптимальную, т. е. наиболее удобную для оператора. Органы управления следует по возможности располагать в оптимальной зоне, причем так, чтобы важные и часто применяемые органы были наиболее доступными,
количество органов управления и длина траекторий движений рук оператора были минимальными,
одна операция совершалась с помощью одного рабочего действия,
перемещение рукоятки вправо соответствовало смещению управляемого рабочего органа вправо,
горизонтальные движения рук оператора преобладали над вертикальными.
Органы управления могут быть в виде рычагов, кнопок, клавишей, штурвалов, поворотных рукояток, педалей и т. д. Для операции включение—выключение предпочтительны кнопки или клавиши, для регулировки — поворотные рукоятки. Допустимое усилие нажима на кнопки легкого типа 0,14—0,5 кгс, на рычаги 3,9—16 кгс, на штурвалы (окружное усилие) 4—15 кгс. Для каждой операции управления машиной имеется экспериментально определяемая оптимальная величина усилия. Замечено, например, что не только увеличение, по и уменьшение этой величины снижает точность движений оператора. Так, замена штурвального или рычажного управления кнопочным далеко не всегда допустимо, так как не соответствует привычным для оператора значениям обратной связи.
Часто бывает целесообразно орган управления и КИП вынести на специальный щит. Однако чрезмерное сосредоточение всех органов управления в одном месте нежелательно.
Контрольный пульт должен быть хорошо «читаем». Установлено, например, что поле зрительного восприятия пульта целесообразно расчленять на ряд участков. Это достигается формой, оттенком, яркостью, размером, координатными линиями. Необходимость подобного расчленения обусловлена особенностью движения глаз оператора.
По нерасчлененному полю глаза движутся беспорядочно, хаотически направляясь к различным участкам поля. Увеличивается вероятность повторений и пропусков. Наличие на поле каких-либо фиксационных точек, координатных линий придает движению глаз планомерность и направленность. Однако и чрезмерное увлечение расчлененностью удлиняет время поиска оператором нужного элемента. Чувство меры должно подсказать конструктору-проектировщику правильное решение.
Пульты управления поточными автоматизированными линиями часто оформляются в соответствии с пространственным расположением контролируемых и управляемых объектов. Психологические исследования показали, однако, что это не всегда удобно для оператора. Оказалось, что работа его облегчается, если условные изображения объектов управления и органы управления расположены на пульте в технологической последовательности. Переход от одного элемента к другому в этом случае исключает зигзагообразные маршруты глаз и рук.
Оценка эргономичности машин производится компетентной экспертной комиссией в виде балла, величина которого определяется по частным антропометрическим, физиологическим, психофизиологическим и психологическим показателям, с учетом их значимости.
Антропометрические показатели характеризуют соответствие машины типичным размерам и форме человеческого тела.
Физиологические и психофизиологические показатели учитывают влияние машины на органы чувств оператора, его скоростные и силовые возможности.
Психологические показатели определяют соответствие машины психологическим особенностям оператора, его трудовым навыкам, объему оперативной памяти, ассоциациям с цветом и формой объекта наблюдения. Психологические показатели эргономичности вплотную подводят к показателям эстетичности машин.
Эстетичность — это сложный комплекс свойств изделия (в частности, машины), заключающихся в способности выражать своим внешним видом целесообразность, внутреннее совершенство и этим оказывать положительное эмоциональное воздействие на человека. Раньше придавали значение внешнему оформлению только таких объектов, как гражданские сооружения, изделия бытового назначения и широкого потребления.
Сейчас внимание проектировщиков начали привлекать и вопросы эстетичности различных технических устройств, производственной обстановки, цехового интерьера. И это понятно. Рабочий, мастер, инженер значительную часть своей жизни проводят на производстве.
Естественно желание создать там такую обстановку, чтобы работать было легче и приятнее, чтобы сама работа в такой обстановке доставляла удовольствие. Если в цехе чисто, много света, воздуха, если машины имеют гармоничные пропорции, радующую глаз окраску, то это создает хорошее настроение, повышает производительность труда. Художественное начало в технике и производстве одухотворяет труд, облагораживает человека, воспитывает в нем коммунистическое отношение к труду и своим обязанностям.
Художественное конструирование, в основе которого положена техническая эстетика, т. е. наука о законах красоты технических устройств, составляет в настоящее время особый раздел теоретических основ оптимального конструирования машин. Не останавливаясь на детализации требований к эстетическим свойствам машин, изложим лишь некоторые соображения о факторах, влияющих на внешний вид технологических автоматов пищевых производств.
Прежде всего — это так называемая архитектоника, т. е. форма и пропорциональность частей машины, определяемая должной их компоновкой или, как говорят специалисты по художественному конструированию («дизайнеры») — их композицией.
Важным фактором при создании гармоничного внешнего вида машины или сооружения является определенная пропорциональность несущих и несомых элементов. Тяжелая и высокая станина на ажурных ножках производит впечатление неустойчивости. Форма должна соответствовать функциональному назначению машины.
Аэродинамическая форма самолета, мощные станины блюминга полностью соответствуют своему назначению. Но применение этих же форм и масс для ирисозаверточного автомата было бы смешным. Все должно быть «в меру», чтобы глаз подсознательно чувствовал, что размеры, соотношения объемов отдельных частей машины гармоничны.
Для технологических машин как статических сооружений характерны формы, близкие к прямоугольным. Пищевые аппараты выполняются в виде цилиндров по нормированному размерному ряду соотношений высоты и диаметра. Заслуживает одобрения компоновка параллелепипедов с наклонными цилиндрами, но только в том случае, если это оправдано существом технологического процесса, как это имеет место, например, в поточном маслоизготовителе.
Компонуя машины, следует убрать по возможности различные наружные трубопроводы, мелкие коробочки, крышечки и другие детали, затрудняющие окраску, уход за машиной и способствующие скоплению пищевой грязи.
Электро- и гидродвигатели, коробки скоростей, редукторы желательно встраивать внутрь станины и закрывать их съемными крышками или монтировать на выдвигающихся платах. Значение защитных кожухов очевидно с точки зрения техники безопасности. Однако многие считают, что кожухи мешают наблюдению за работой механизмов и обслуживанию. Применение защитных прозрачных щитков исключает эти опасения.
Следует сказать, что каких-либо определенных, раз навсегда данных рецептов по обеспечению выразительности и гармоничности конструкции нет и быть не может, так как представления о красоте, изяществе, оригинальности не есть нечто безусловное и неизменное. Нельзя, например, сказать, что симметричное расположение частей машины или сооружения лучше, чем асимметричное, или что всегда надо придерживаться правила «золотого сечения»
Раньше считалось, что станины машин и отдельные элементы обязательно должны быть с мягко закругленными гранями и плавными переходами. В настоящее время в целях выразительности конструкции не всегда придерживаются этого правила. Есть разные мнения и относительно использования в художественном конструировании контрастов (подчеркивания противоположностей) и некоторых других приемов эмоционального воздействия, в числе которых особую роль играют цвет и освещенность.
Окраска машины прежде всего преследует цель предохранить ее от атмосферных влияний, коррозии, разъедающего действия агрессивных сред. Вместе с тем окраска создает и общее впечатление как о самой машине, так и об интерьере цеха в целом.
На пищевых предприятиях станины машин красили в темнокремовый, темно-серый и красный цвета. Надо сказать, что это действовало порой удручающе. Сейчас расширяют гамму цветов.
Сам по себе цвет не может быть красивым или некрасивым. Один и тот же цвет в разных условиях, в разных сочетаниях с другими может производить разное впечатление. Поэтому окраска должна быть не однообразной, хотя может быть и однотонной.
Машины, предназначенные для работы в обычных производственных условиях, можно окрашивать в цветовые тона средней части спектра (светло-зеленый, голубовато-зеленый, светло-кремовый), можно — в алюминиевый или даже белый и оттенять отдельные части машины несколько более яркими или более темными тонами. Оборудование горячих пищевых цехов лучше окрашивать в цвета более холодной части спектра (голубой, зеленый), оборудование холодных цехов — в более теплые тона (красный, желтый). Аварийные кнопки, рукоятки включения, знаки «стоп», а также головки масленок, маховички, таблицы, сигналы, небольшие защитные кожухи и т. д. выделяют особой расцветкой.
В полной мере конструктор может и должен использовать огромный арсенал современных декоративных средств — цветные пластмассы, различные покрытия, хромирование, оксидирование, воронение и т. п.
Имея в виду все сказанное о красоте машин, следует, однако, помнить, что обилие всяких украшательств только портит вид машины и увеличивает ее стоимость. Технические и художественные задачи нужно решать в рамках экономичности.
Оценка эстетичности машины, как сложного комплексного I свойства, определяющего уровень ее качества, производится
обычно экспертной комиссией и дается в виде балла. Чтобы получить более объективную оценку, необходимо:
обеспечить достаточную компетентность и достаточное (не меньше семи) количество экспертов, в том числе представителей сферы эксплуатации, специалистов-машиностроителей и художников, владеющих методом художественно-конструкторского анализа;
располагать достаточно представительной группой моделей аналогичных машин для сравнения;
расчленить сложное свойство эстетичности на ряд подсвойств (например, выразительность, оригинальность, гармоничность, целесообразность, стильность), каждое из которых оценить особо и каждому из которых приписать определенную значимость.
Только после этого можно определить комплексный балловый показатель.
Следует отметить, что все новые модели машин, рекомендуемые к производству, должны пройти специальную экспертизу в специальных художественно-конструкторских бюро.
Источник: mppnik.ru
Эстетика учебного кабинета
Как «театр начинается с вешалки», так и любая учебная дисциплина для школьников начинается с кабинета.
В оптимальные условия труда учителя входит выполнение санитарно-гигиенических требований, эстетических норм и правил безопасности труда.
Уместно отметить, что и санитария, и правила безопасности труда становятся более эффективными при соблюдении требований эстетики.
Учителю необходимо уделить внимание следующим вопросам эстетики интерьера: цветовому и световому климату кабинета; рациональному размещению оборудования и приборов;
оптимальному количеству наглядных пособий в интерьере кабинета; эргономическому и эстетическому обоснованию расположения и конструкции рабочих мест учащихся и учителя; эстетике технических средств обучения и контроля знаний учащихся; популяризации идей о красоте науки.
В нашей стране существуют специальные лаборатории (например, лаборатория промышленной эстетики при Ростовской архитектурной академии), которые разрабатывают рекомендации по интерьерам с учетом психофизиологического влияния цвета. Появилась необходимость использования их и в школьной практике, что и будет научным подходом к оформлению.
Стены помещения, окна которого входят на юг, окрашиваются в «холодные» тона (голубой, зеленовато- и серовато-голубой), а «теплые» тона (желтый, оранжевый, розоватый, абрикосовый) должны использоваться в кабинетах, ориентированных на север. Следует знать, что эстетические качества цвета, обращенные к нашим чувствам, имеют явно физическую окраску.
Модное увлечение пластиком приводит к накоплению статического электричества и пыли, а если пластик светлых тонов, то появляются яркие блики света, мешающего зрению. Пестрота окраски стен иногда откровенно раздражает и утомляет. Дети совершенно иначе, чем взрослые, «чувствуют» цвет и реагируют на него. При этом дети разного возраста любят разные цвета.
Обследование свыше 3000 школьников в Белоруссии показало, что младшеклассники лучше чувствуют себя при «теплых» тонах окраски, а 70% подростков, наоборот, предпочитают голубой цвет.
Самым сложным в цветовом решении интерьера является гармонизация естественного цвета оборудования, мебели с искусственным освещением, обоснованное окрашивание стен, потолков, пола, доски, дверей.
Конструктивное решение рабочих мест ученика и учителя должно обосновываться соображениями НОТ. Покрытие доски должно быть матовым, не дающим бликов, цвет — не контрастно-черный, а серо-зеленый. Доска должна быть строго вертикальной или иметь легкий наклон верхней части в сторону класса. Цилиндрические доски из-за громоздкости себя не оправдывают.
Само собой разумеется, что чистота и уют в кабинете будут более воспитывающими, если они поддерживаются учениками. Раз и навсегда заведенный ритм уборки кабинета соблюдается и выполняется без каких-либо видимых усилий.
Наблюдения показали, что простота оформления портретов, сопровождающаяся эстетически выразительными высказываниями ученого о красоте науки, весьма действенна в воспитательном плане. Можно использовать и перманентную экспозицию. Например, в кабинете физики постоянно висят портреты М. Ломоносова, П. Лебедева, И. Курчатова. А портреты А. Эйнштейна, М. Фарадея и других ученых выставляются при изучении соответствующих разделов.
То же можно сказать о табличном и графическом материале.
Следует решительно возразить против превращения кабинета в выставочный зал. Со вкусом оформленная витрина с книгами о науке и ученых куда более благотворно послужит эстетическому воспитанию школьников. Организация пространства кабинета должна основываться на сочетании гармонии цвета, света и форм оборудования с его функциональной полезностью.
Кроме того, следует помнить, что однажды найденное решение оформления не должно оставаться надолго. О подвижности красоты писал еще Н.Г. Чернышевский: «Прекрасное явление исчезает, исполнив свое дело».
Технические средства обучения облегчают труд учителя, повышают уровень наглядности в преподавании, эстетизируют педагогический труд. Например, используя цветные шариковые ручки при выполнении чертежей на пленке кодоскопа, мы повышаем эстетический уровень и наглядность демонстрируемых чертежей. Экономится время на вытирание доски, а сохранение пленки позволяет быстро воспроизвести чертеж вновь при повторении и закреплении материала. Эстетике технических средств обучения способствует и оптимальное количество единиц наглядности. Установлено, что оно должно быть порядка семи (5-9).
Наглядные пособия занимают особое место среди вспомогательных средств обучения. С их помощью успешнее формируется пространственное воображение, облегчается изучение сложных научных вопросов, конкретизируются научные сведения, повышается
интерес к работе, развиваются конструкторские способности учащихся, а также эстетическое восприятие окружающего мира. Потому их присутствие обязательно.
Источник: uchebnikfree.com