«Хорошая организация при бедном оборудовании даст лучшие результаты, чем отличное оборудование при плохой организации», — так утверждал американский инженер и родоначальник научной организации труда Ф. У. Тейлор. И был прав: эффективность использования основных фондов важнее их количества и марки. В отечественной практике анализа для эффективности использования внеоборотных активов в первую очередь используют показатель фондоотдачи. Как на самом деле выглядит формула фондоотдачи основных средств? Какие секреты скрывает этот аналитический показатель? Как правильно его интерпретировать?
Что такое фондоотдача и как она рассчитывается?
Фондоотдача – это относительная величина (коэффициент), показывающая, сколько денежных единиц дохода приходится на каждую денежную единицу, вложенную в производственные основные средства.
Фондоотдача = Стоимость продукции / Средняя стоимость основных средств
Простой, на первый взгляд, показатель не является универсальным из-за разных подходов к его расчету. Рассмотрим основные варианты наполнения компонентов формулы.
Стоимость продукции – это стоимость продукции предприятия за определенный период. Но здесь можно использовать такие варианты:
- Произведенная продукция по ее себестоимости;
- Реализованная (товарная) продукция по фактическим реализационным ценам;
- Реализованная (товарная) продукция по сопоставимым (приведенным) ценам;
- Чистая реализованная продукция по цене без учета косвенных налогов (НДС и акциза).
Средняя стоимость основных средств – это расчетный показатель, учитывающий наличие активов на начало и конец анализируемого периода.
Но величина ОФсред будет зависеть от того, по какой стоимости будут браться основные средства для расчета. Здесь возможны такие варианты:
- Первоначальная (историческая) стоимость;
- Остаточная стоимость (первоначальная за минусом износа);
- Первоначальная восстановительная стоимость;
- Восстановительная стоимость за минусом износа.
Отечественные предприятия в финансовых отчетах не показывают рыночную стоимость внеоборотных активов и не учитывают инфляцию. Но чем раньше были приобретены (построены) объекты, тем они дешевле. И как следствие, тем выше будет фондоотдача. И радоваться такому «успеху» не стоит.
В зарубежной практике термин «фондоотдача» не используется. Но есть коэффициент оборачиваемости основных средств (Fixed Аssets Тurnover Ratio), который характеризует окупаемость внеоборотных активов. У коэффициента оборачиваемости основных средств формула расчета выглядит так:
FATR = Чистая выручка от реализации / Чистая (за минусом амортизации) стоимость основных средств
Он показывает, сколько раз за анализируемый период доходы от реализации продукции без косвенных налогов окупают финансовые вложения в основные фонды.
Показатель фондоотдачи зависит от того, какие объекты будут учтены во время расчета: все основные средства или только производственные. Предпочтительнее учитывать только производственные, так как они непосредственно участвуют в создании продукции, которая их должна окупать.
Но в балансе предприятия невозможно выделить производственные активы, поэтому финансовые аналитики используют обобщенные цифры, что негативно влияет на «чистоту эксперимента».
Как правильно оценить фондоотдачу?
Не существует никаких нормативов для этого показателя.Суждение о фондоотдаче всегда будет весьма субъективным. Его аналитическая ценность сама по себе весьма условна не только потому, что данный коэффициент по-разному рассчитывается, но и из-за его зависимости от продолжительности анализируемого периода. Фондоотдача за квартал или полугодие (при прочих равных условиях) всегда будет меньше фондоотдачи за год.
Запомните: Чем продолжительнее анализируемый период, тем выше показатель фондоотдачи.
Это связано с тем, что стоимость продукции учитывается за интервал (чем длиннее интервал, тем больше будет произведено/реализовано продукции), а стоимость основных фондов – это среднее моментных величин на конкретную дату.
Для оценки фондоотдачи необходимо:
- Исследовать динамику за ряд лет. Здесь всегда применим принцип: «Зри в корень». Рост показателя – это положительная тенденция, свидетельствующая об улучшении в использовании производственных активов. Но падение тоже не всегда плохо, ведь его причиной может стать приобретение нового дорогостоящего оборудования;
- Сравнить свои цифры с цифрами ближайших конкурентов или средними по отрасли. Если результаты нашего предприятия хуже, это повод серьезно задуматься, искать причину и резервы повышения фондоотдачи;
- Сравнить показатели в разрезе цехов и структурных подразделений. Этот подход подскажет решение о модернизации, консервации, передаче в аренду или продаже неэффективно работающего оборудования.
Как повысить фондоотдачу?
Для повышения фондоотдачи основных средств необходим целый комплекс мероприятий.
Первый аспект связан с продукцией предприятия:
- Усовершенствование производственного процесса;
- Повышение производительности труда;
- Увеличение объемов производства и реализации продукции;
- Усовершенствование политики ценообразования;
- Оптимизация номенклатуры и ассортимента продукции.
Второй аспект связан с использованием основных средств:
- Постоянная диагностика технического состояния объектов;
- Повышение профессионального уровня и мотивации персонала;
- Обеспечение оптимальной загруженности оборудования;
- Своевременное принятие управленческих решений в отношении обновления активов и ликвидацией ненужных;
- Увеличение сменности работы оборудования и сокращение простоев;
- Изменение структуры и доли производственных объектов.
Повышение фондоотдачи – это не самоцель. Для аналитика гораздо важнее определить, какие факторы повлияли на этот показатель и разработать оптимальную политику управления основными фондами конкретной компании в конкретной отрасли.