Современный уровень развития производства обуславливает необходимость коллективного труда, а это определяет наличие коллективных субъектов права.
Существенным условием (а следовательно, признаком) существования лица в качестве коллективного субъекта права является наличие у него организации, т.е. системы коллективных и индивидуальных органов, действующих в отношениях с третьими лицами и взаимодействующих друг с другом по определенным правилам. Таким образом, в сфере трудового права мы должны различать собственно субъектов права и органы (коллегиальные и индивидуальные), образующие организационно-управленческую структуру коллективных субъектов права. Последние субъектами права вообще и трудового права в частности в собственном смысле слова не являются.
Когда мы говорим о субъекте права, в том числе о субъекте трудового права, мы тем самым характеризуем всю систему правовых категорий в применении к этому субъекту. Иными словами, характеристика субъекта трудового права есть не что иное, как одновременно и характеристика всего субъективного трудового права. Она включает в себя следующие компоненты: 1) способность к правообладанию; 2) само правообладание; 3) юридически значимые действия (прежде всего правореализация); 4) следствия совершения юридически значимых действий; 5) юридические гарантии.
Разрешение коллективных трудовых споров: примирительные процедуры
Первый и основной коллективный субъект трудового права тАУ трудовой коллектив.
Трудовой коллектив предприятия, учреждения, организации — это объединение всех работников, осуществляющих совместную трудовую деятельность на предприятии, в учреждении, организации на основе трудового договора (контракта). Это объединение обладает организационным единством и связано общими целями. В основе его управления должна лежать единая воля, что обеспечивается наличием руководителя, назначенного или избранного собственником имущества.
Трудовой коллектив выступает как субъект трудового права на государственном, муниципальном, а также коллективном производстве.
Трудовой коллектив действует через свои органы. Это — собрание (конференция) трудового коллектива, совет трудового коллектива (СТК), избираемый на собрании (конференции).
К органам, специализированным на решение определенных задач, относится комиссия по трудовым спорам (КТС), избираемая на общем собрании трудового коллектива.
В Федеральном законе от 11 марта 1992 года N 2491-1 «О коллективных договорах и соглашениях закреплены права трудового коллектива.
Таким образом, как видно из вышеизложенного у трудового коллектива обширный перечень прав, которые он осуществляет в процессе своей трудовой деятельности.
1.Понятие коллективных трудовых споров.
Наряду с главой 61 Трудового кодекса РФ, рассмотрению коллективных трудовых споров посвящен также Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. №175-ФЗ ВлО порядке разрешения коллективных трудовых споровВ» [1]
.
Под коллективным трудовым спором, в соответствии с действующим законодательством, понимается неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права, в организациях.
Статья 398 ТК РФ. Основные понятия. РАССМОТРЕНИЕ И РАЗРЕШЕНИЕ КОЛЛЕКТИВНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ
Моментом начала коллективного трудового спора считается день сообщения решения работодателя (его представителя) об отклонении всех или части требований работников (их представителей) или несообщение работодателем (его представителем) в соответствии со статьей 400 ТК РФ своего решения, а также дата составления протокола разногласий в ходе коллективных переговоров.
Наряду с вышеназванными законодательно закреплены следующие понятия: Примирительные процедуры — рассмотрение коллективного трудового спора с целью его разрешения примирительной комиссией, сторонами с участием посредника, в трудовом арбитраже; Представители работников — органы профессиональных союзов и их объединений, уполномоченные на представительство в соответствии с их уставами, органы общественной самодеятельности, образованные на собрании (конференции) работников организации, филиала, представительства и уполномоченные им; Представители работодателей — руководители организаций или другие полномочные в соответствии с уставом организации, иными правовыми актами лица, полномочные органы объединений работодателей, иные уполномоченные работодателями органы; Забастовка — временный добровольный отказ работников от выполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора.
Очень важно отметить, что положения нормы о коллективных спорах основаны на таких важных элементах, как:
— добровольный характер переговоров между участниками коллективного трудового спора по проблемам проведения примирительных процедур и проблемам выхода из конфликта;
— государственное вмешательство в конфликт с целью содействия проведению примирительных процедур по разрешению коллективных трудовых споров.
Примирительные процедуры по разрешению коллективного трудового спора базируются на следующих принципах:
— соблюдение норм законодательства;
— полномочность представителей сторон коллективного трудового спора;
— равноправие сторон коллективного трудового спора;
— реальность обеспечения обязательств, принимаемых в результате соглашения сторон коллективного трудового спора;
— добровольность принятия обязательств каждой из сторон спора;
— контроль и ответственность за выполнение обязательств по соглашению сторон коллективного трудового спора.
2. Порядок рассмотрения коллективного спора.
Порядок разрешения коллективного трудового спора состоит из следующих этапов: рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией, рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.
Этапам разрешения коллективного трудового спора предшествует выдвижение требований.
Правом выдвижения требований обладают работники и их представители. Причем, требования работников организации, филиала, представительства выдвигаются на собрании (конференции) работников большинством голосов. Вместе с выдвижением требований работники избирают своих полномочных представителей для участия в разрешении коллективного трудового спора.
Отметим, что наряду с Законом «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» и ТК РФ, к данным отношениям применим Закон СССР от 17 июня 1983 г. N 9500-Х «О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями» [2]
.
При выдвижении одинаковых требований различными представителями работников они вправе сформировать единый орган для участия в разрешении данного коллективного трудового спора.
Такие требования излагаются в письменной форме и направляются работодателю. Копия требований, оформленных в письменной форме, может быть направлена в службу по урегулированию коллективных трудовых споров. В этом случае Служба обязана проверить получение требований другой стороной.
Работодатель обязан принять к рассмотрению направленные ему требования работников и сообщить о своем решении представителю работников в письменной форме в течение трех рабочих дней со дня получения требований.
Каждая из сторон в любой момент после начала коллективного трудового спора вправе обратиться в Службу для уведомительной регистрации спора.
Первый этап — рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией является обязательным. Ни одна из сторон коллективного трудового спора не вправе уклоняться от участия в примирительных процедурах.
Примирительная комиссия создается в срок до трех рабочих дней с момента начала коллективного трудового спора и оформляется соответствующим приказом работодателя и решением представителя работников.
Примирительная комиссия формируется из представителей сторон на равноправной основе. Работодатель не вправе уклоняться от создания примирительной комиссии и участия в ее работе. Работодатель должен создать необходимые условия для работы примирительной комиссии.
Коллективный трудовой спор должен быть рассмотрен примирительной комиссией в срок до пяти рабочих дней с момента издания приказа о ее создании.
Решение примирительной комиссии принимается по соглашению сторон, оформляется протоколом, имеет для сторон обязательную силу и исполняется в порядке и сроки, которые установлены решением.
При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны продолжают примирительные процедуры с участием посредника или в трудовом арбитраже.
При недостижении согласия по поводу использования примирительных процедур после рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией стороны должны приступить к созданию трудового арбитража.
Отметим, что в настоящее время действуют Рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника, утвержденные постановлением Минтруда РФ от 27 марта 1997 г. N 16; Рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора в трудовом арбитраже, утвержденные постановлением Минтруда РФ от 27 марта 1997 года N 17.
По соглашению сторон для рассмотрения коллективного трудового спора может быть приглашен посредник независимо от Службы или по рекомендации Службы. Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника осуществляется в срок до семи календарных дней с моментов его приглашения (назначения) и завершается принятием согласованного решения в письменной форме или составлением протокола разногласий.
Следующий этап — рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.
Трудовой арбитраж представляет собой временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора, создаваемый сторонами коллективного трудового спора и Службой в срок не позднее трех рабочих дней с момента окончания рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией или посредником.
Трудовой арбитраж формируется по соглашению сторон в составе трех человек из числа трудовых арбитров, рекомендованных Службой или предложенных сторонами коллективного трудового спора. В состав трудового арбитража не могут входить представители сторон коллективного трудового спора.
Коллективный трудовой спор рассматривается в трудовом арбитраже с участием представителей сторон в срок до пяти рабочих дней со дня его создания.
Рекомендации трудового арбитража по урегулированию коллективного трудового спора передаются сторонам в письменной форме и приобретают для сторон обязательную силу, если стороны заключили соглашение в письменной форме об их выполнении.
Важным элементом коллективного трудового спора является право на забастовку. Если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора, работники вправе использовать собрания, митинги, демонстрации, пикетирование, включая право на забастовку.
В соответствии со статьей 37 Конституции Российской Федерации признается право работников на забастовку как способ разрешения коллективного трудового спора. Участие в забастовке является добровольным. Никто не может быть принужден к участию или отказу от участия в забастовке. Лица, принуждающие работников к участию или отказу от участия в забастовке, несут ответственность (дисциплинарную, административную, уголовную) в порядке, установленном законодательством. Причем представители работодателя не вправе организовывать забастовку и принимать в ней участие.
При решении этой задачи необходимо прежде всего руководствоваться статьями 255 и 260 нового Трудового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. Ст. 255. (Отпуска по беременности и родам) женщинам по их заявлению и в соответствии с медицинским заключением предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности — 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов — 86, при рождении двух или более детей — 110) календарных дней после родов с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном законом размере. Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных ею до родов.
Наряду с вышеназванной статьей 260 ТК РФ устанавливаются гарантии женщинам при установлении очередности предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков. В соответствии с этой статьей, перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него либо по окончании отпуска по уходу за ребенком женщине по ее желанию предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск независимо от стажа работы в данной организации.
Таким образом, Тимофеева имеет право на очередной отпуск независимо от стажа работы в данной организации независимо от стажа работы в ней.
Итак, мы рассмотрели вопрос о трудовых спорах. В результате обзора по этой тематике было выяснено, что же является «трудовым спором», рассмотрена классификация и дана общая характеристика трудовых споров (конфликтов).
Подробнейшим образом, были охарактеризованы органы, регулирующие противоречия между работником (коллективом) и работодателем (администрацией). Был рассмотрен порядок их создания, формирования, функции, действия и сроки принятия решений этих органов по урегулированию трудовых споров.
Таким образом, актуализация этой темы «трудового права» диктуется действием рыночных отношений в нашем государстве. И поэтому можно сделать вывод, что умение правильно действовать в случае возникновения трудовых разногласий является залогом «будущей победы» субъектов трудового конфликта, т.е. в зависимости от ситуации положительного решения по трудовому спору или в пользу работника, или работодателя.
Список использованной литературы.
Нормативные акты:
Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. тАУ 25 декабря 1993 г.
Трудовой кодекс Российской Федерации // Российская газета. — 31 декабря 2001 г. — №256.
Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. N 175-ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 27 ноября 1995 г. — №48. — Ст. 4557.
Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 15 января 1996 г. — N 3. — ст. 148
Закон СССР от 17 июня 1983 г. N 9500-Х «О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями» // Ведомости Верховного Совета СССР. — 1983 г. — N 25. — ст. 382.
Специальная литература:
Постатейный Комментарий к Федеральному закону «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» / Под ред. Соловьев А.В. — M.: Фонд «Правовая культура». — 1997.
Кузнецов М.В. Правовая природа деятельности профсоюзов // Гражданин и право. — №8. — август 2001 г.
Соловьев Участие профсоюзного органа в конфликтной ситуации // Гражданин и право. — N 6. — июнь 2001 г.
Власов В.И., Крапивин О.М. Разрешение коллективных трудовых споров // Гражданин и право. — N2, 3. — февраль, март 2001 г.
Источник: www.yurii.ru
Служба и система служб по урегулированию коллективных трудовых споров
В России государство приняло решение о создании органа содействия разрешению социальных конфликтов в 1991 году. Оно было формализовано в Указ Президента Российской Федерации от 15 ноября 1991 г. «О социальном партнерстве и разрешении коллективных трудовых споров (конфликтов)» [8]. До 1993 года в разрешении социальных конфликтов участие принимала только Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, в функции которой входила и эта обязанность. [7] В 1993 году при Министерстве труда Российской Федерации была создана служба разрешения коллективных трудовых конфликтов (Служба). Это было сделано для реализации указанного Указа Президента РФ и во исполнение постановления Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 30.07.1993 г. № 730 и от 4 ноября 1993 г. № 1133. Были созданы и начали работать уже в 1993 году 11 региональных отделений Службы со своими штаб-квартирами в городах: Владивосток, Воронеж, Екатеринбург, Иркутск, Кемерово, Краснодар, Нижний Новгород, Москва, Самара, Санкт-Петербург, Сыктывкар.
Непосредственно в Минтруде России (г. Москва) находилась главная штаб-квартира Службы. Аппарат Службы возглавлял руководитель, а в его подчинении находились 12 чел. (из 15-ти по штатному расписанию) и 11 руководителей региональных отделений. В региональных отделениях было занято, 32 чел. (из 33-х по штатному расписанию).
В 1996 году в связи с вводом в действие Закона РФ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» [5] произошло изменение статуса Службы и появилось понятие «система Службы». В развитие закона было принято постановление Правительства Российской Федерации (от 15.04.1996. № 468) «О службе по урегулированию коллективных трудовых споров», в котором было закреплено понятие «система службы по урегулированию коллективных трудовых споров» [9].
Анализ п. 1 ст. 11 Закона РФ (175-ФЗ) показывает, что законодатель не счел необходимым раскрыть, органом какой власти (законодательной, исполнительной или судебной) должна быть эта Служба. Принадлежность Службы к числу органов исполнительной власти вытекает только из содержания Постановления Правительства Российской Федерации «О службе по урегулированию коллективных трудовых споров» (от 15.04.1996 г. № 468). Указанным постановлением установлено, что службу по урегулированию коллективных трудовых споров образуют Департамент по урегулированию коллективных трудовых споров и межрегиональные территориальные органы по урегулированию коллективных трудовых споров Министерства труда Российской Федерации. В то же время постановлением разрешено вхождение в систему службы по урегулированию коллективных трудовых споров по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации соответствующих подразделений этих органов, на которые возложены функции по урегулированию коллективных трудовых споров [9, ч.З п.1].
Следовательно, система Службы представляет соответствующие подразделения Министерства труда Российской Федерации — Департамент и межрегиональные территориальные органы по урегулированию коллективных трудовых споров, а также определенные подразделения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Одной из основных функций государственно-административных органов, призванных содействовать разрешению коллективных трудовых споров является институализация примирительных процедур.
В ходе конфликтов в социально-трудовой сфере под институционализацией понимается процесс создания полномочных органов сторон данного вида общественных отношений с целью разрешения коллективных трудовых споров [18, с. 89-122].
Суть институционализации примирительных процедур заключается: 1) в формировании органов полномочных представителей субъектов конфликта; 2) в закреплении статуса института примирения надлежащим актом полномочных представителей (органов) сторон конфликта. В процессе институционализации примирительных процедур роль государственно-административных органов, выполняющих функции службы по урегулированию коллективных трудовых споров, двояка. В функции этих органов входит, во-первых, оказание содействия сторонам конфликта в подборе кандидатуры посредника и лиц, способных и готовых выступить в качестве трудовых арбитров для рассмотрения конкретных разногласий между сторонами трудовых отношений; во-вторых, — непосредственное участие в процессе формирования и создания трудового арбитража. Речь идет не только о трудовом арбитраже, который должен быть проведен в обычных условиях, но и о случаях, когда со стороны работодателя допускаются определенные недобросовестные действия.
Под формированием органов полномочных представителей сторон конфликта, которые выражают интересы и могут их отстаивать в ходе взаимодействия в целях разрешения конфликта, понимается процесс: согласования состава полномочных представителей (органов) каждой из сторон; закрепления статуса полномочных представителей, их органов соответствующим актом. До настоящего времени Законом РФ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» (1995, 175-ФЗ) этот процесс не урегулирован для случаев его прохождения на уровнях трудовых отношений, где задействованы властные структуры, объединения (ассоциации) профсоюзов и объединения (союзы) работодателей, т.е. на уровне отрасли хозяйствования, республики, федерации, пр. [18, c. 52-53, c. 82-83]. Как правило, формирование органов полномочных представителей сторон конфликта протекает без участия органов системы службы по урегулированию коллективных трудовых споров, но в процессе закреплением статуса института примирения сторон конфликта они принимают непосредственное участие.
Под закреплением статуса института примирения понимается процесс: 1) согласования типа примирительной процедуры (посредничества, трудового арбитража); 2) согласования регламента и полномочий института примирения (примирительной комиссии, посредничества, трудового арбитража); 3) согласования кандидатур посредника, трудовых арбитров; 4) подписания соответствующих протоколов по действиям, указанным в п. 1,2,3.
Согласно действующему законодательству формирование и создание трудового арбитража должны осуществляться при обязательном участии полномочного представителя службы по урегулированию коллективных трудовых споров [5, ст.8, ст. 10]. Кроме того, в соответствии с Положением о службе по урегулированию коллективных трудовых споров, Служба выполняет следующие функции при организации и проведении процедур посредничества и трудового арбитража:
— рекомендует сторонам коллективного трудового спора лиц, подготовленных для выполнения обязанностей посредника, трудового арбитра в случаях, когда один или оба субъекта спорных отношений обратились по данному вопросу в Службу;
—самостоятельно назначает посредника для рассмотрения коллективного трудового спора и извещает об этом стороны спорных отношений в случае, если они не смогли в трехдневный срок с момента обращения в Службу достигнуть соглашения относительно кандидатуры посредника;
— консультирует представителей субъектов спора по процессуальным вопросам организации и проведения примирительных процедур, оказывает методическую помощь;
— направляет своих представителей в качестве посредников на место проведения примирительной процедуры, если стороны спора приняли соглашение об утверждении в качества посредника, трудового арбитра представителя Службы;
— формирует банк данных на лиц, которые имеют опыт в разрешении коллективных трудовых споров и способны выступать в качестве посредника, трудового арбитра;
— взаимодействует с представителями работников и работодателей, их объединениями (ассоциациями), органами исполнительных властей и органами местного самоуправления в целях разрешению коллективных трудовых споров.
Заключение
Приведем перечень объектов конфликтов в социально-трудовой сфере в современной России:
— конфликты по поводу оплаты труда работников;
— конфликты, вытекающие из проблем занятости и в связи с угрозой безработицы;
— конфликты, связанные с разгосударствлением и приватизацией;
— конфликты, связанные с приватизацией и соучастием работников в управлении организацией. Перерастание социально-трудовых конфликтов в социально-политические;
— конфликты, связанные с проблемой признания профессиональных союзов и их органов в качестве представительных или наиболее представительных;
— конфликты, связанные с проблемами проведения процедур банкротства (санации) организации и соблюдения гарантий для работников, закрепленных в коллективном договоре, отраслевом (тарифном) соглашении.
Основная классификация конфликтов дана в п.4 ст.37 Конституции Российской Федерации, закрепившей их деление на категории — индивидуальные и коллективные трудовые споры.
Регулирование трудовых отношений, вошедших в стадию конфликта, осуществляется на основе действующего законодательства о труде. В Трудовом Кодексе Российской Федерации содержится ряд статей (ст. 381 — ст. 418) о трудовых спорах.
Споры индивидуального характера охватывают все конфликты, касающиеся применения установленных, условий труда к персонально конкретному работнику.
Согласно этому подходу к классификации конфликтов в трудовой сфере споры подразделяются на исковые споры (споры права), а также неисковые споры (споры интересов).
Коллективные трудовые споры отличаются от индивидуальных именно тем, что могут иметь характер исковых (конфликты права) и неисковых (конфликты интересов). Эта особенность вытекает из анализа понятия коллективного трудового спора.
Практика показывает, что конфликты интересов могут быть разрешены при проведении примирительных процедур и привлечении к ним посредника, лиц, выполняющих функции трудовых арбитров.
Специфика конфликтов права заключается в том, что ни примирительные процедуры с участием сторон конфликта, ни рассмотрение неурегулированных разногласий между сторонами трудовых отношений с привлечением посредника, лиц, выполняющих функции трудовых арбитров, как правило, не могут разрешить конфликт такого рода.
Трудовые отношения, включая социальные конфликты, регулируются Трудовым Кодексом Российской Федерации (ТК РФ). Из этого следует, что работники и их полномочные представители не вправе прибегать к нормам ГК РФ в целях защиты трудовых прав и интересов граждан. В этих целях они обязаны руководствоваться исключительно нормами главы 60 и 61 ТК РФ.
В действующем законодательстве Российской Федерации нет норм, в которых были бы закреплены принципы, на которых должны базироваться организация примирительной процедуры и деятельность лиц, призванных способствовать разрешению социальных конфликтов. Эти принципы относятся к числу, выработанных международной и отечественной практикой примирения, посредничества и арбитрирования.
Список используемых источников:
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года. // Свод Кодексов и Законов Российской Федерации. — СПб.: ИТ «Весь», 2008. – 992с.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ. // Свод Кодексов и Законов Российской Федерации. — СПб.: ИТ «Весь», 2008. – 992с.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года № 197 – ФЗ – 4-е изд. – М.: Ось-89,2006. – 224с.
4. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 года № 138 – ФЗ. // Свод Кодексов и Законов Российской Федерации. — СПб.: ИТ «Весь», 2008. – 992с.
5. Федеральный закон «О разрешении коллективных трудовых споров» от 23 ноября 1995 года № 175 – ФЗ. // Свод Кодексов и Законов Российской Федерации. — СПб.: ИТ «Весь», 2008. – 992с.
6. Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 года» 10 – ФЗ. // Свод Кодексов и Законов Российской Федерации. — СПб.: ИТ «Весь», 2008. – 992с.
7. Федеральный закон «О российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» от 1 мая 1999 года № 92 – ФЗ. // Свод Кодексов и Законов Российской Федерации. — СПб.: ИТ «Весь», 2008. – 992с.
8. Указ Президента РФ «О социальном партнерстве и разрешении коллективных трудовых споров (конфликтов)» от 15 ноября 1991 года № 47. // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. – М.: Издательство концерна «Профиздат», 1996. – 484с.
9. Постановление Правительства РФ «О службе по урегулированию коллективных споров» от 15 апреля 1996 года № 468. // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. – М.: Издательство концерна «Профиздат», 1996. – 484с.
10. Гуцол В.В.Правовые основы Российского государства / В.В.Гуцол. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 444, [1] с.
11. Зайцев А.К. Социальный конфликт на предприятии. — Калуга: КаИС, 1993. – 304с.
12. Казанцев В.И. и др. Трудовое право. Учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / В.И.Казанцев, С.Я. Казанцев, В.Н.Васин. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 288с.
13. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права: Учебник для вузов. – 2-е изд., изм. и доп.. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА — ИНФРА·М), 2002. – 800с.
14. Кибанов А.Я., Ворожейкин И.Е., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Конфликтология: Учебник / Под ред. А.Я.Кибанова. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: ИНФРА – М, 2007. — 302с.
15. ЛебедеваМ.М.Политическое урегулирование конфликтов: Подходы, решения, технологии. — М.: Аспект Пресс, 1997. – 288с.
16. Молодцов М.В., Крапивин О.М., Власов В.И. Трудовое право России: Учебник для вузов / Под общ. ред. М.В.Молодцова. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА — ИНФРА·М),2001. – 576с.
17. Панина А.Б. Трудовое право: учебное пособие. – 2-е изд. исправ. и доп. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. – 288с.
18. Соловьев А.В. Практический комментарий закона «О порядке разрешения коллективных трудовых споров». – М.: Фонд «Правовая культура», 1997. — 180с.
19. Экономика труда: (социально-трудовые отношения): учебник / Под ред. Н.А.Волгина, Ю.Г.Одегова. – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 736с.
Источник: megaobuchalka.ru
Реферат: Разрешение коллективных трудовых споров
Современный уровень развития производства обуславливает необходимость коллективного труда, а это определяет наличие коллективных субъектов права.
Существенным условием (а следовательно, признаком) существования лица в качестве коллективного субъекта права является наличие у него организации, т.е. системы коллективных и индивидуальных органов, действующих в отношениях с третьими лицами и взаимодействующих друг с другом по определенным правилам. Таким образом, в сфере трудового права мы должны различать собственно субъектов права и органы (коллегиальные и индивидуальные), образующие организационно-управленческую структуру коллективных субъектов права. Последние субъектами права вообще и трудового права в частности в собственном смысле слова не являются.
Когда мы говорим о субъекте права, в том числе о субъекте трудового права, мы тем самым характеризуем всю систему правовых категорий в применении к этому субъекту. Иными словами, характеристика субъекта трудового права есть не что иное, как одновременно и характеристика всего субъективного трудового права. Она включает в себя следующие компоненты: 1) способность к правообладанию; 2) само правообладание; 3) юридически значимые действия (прежде всего правореализация); 4) следствия совершения юридически значимых действий; 5) юридические гарантии.
Первый и основной коллективный субъект трудового права – трудовой коллектив.
Трудовой коллектив предприятия, учреждения, организации — это объединение всех работников, осуществляющих совместную трудовую деятельность на предприятии, в учреждении, организации на основе трудового договора (контракта). Это объединение обладает организационным единством и связано общими целями. В основе его управления должна лежать единая воля, что обеспечивается наличием руководителя, назначенного или избранного собственником имущества.
Трудовой коллектив выступает как субъект трудового права на государственном, муниципальном, а также коллективном производстве.
Трудовой коллектив действует через свои органы. Это — собрание (конференция) трудового коллектива, совет трудового коллектива (СТК), избираемый на собрании (конференции).
К органам, специализированным на решение определенных задач, относится комиссия по трудовым спорам (КТС), избираемая на общем собрании трудового коллектива.
В Федеральном законе от 11 марта 1992 года N 2491-1 «О коллективных договорах и соглашениях закреплены права трудового коллектива.
Таким образом, как видно из вышеизложенного у трудового коллектива обширный перечень прав, которые он осуществляет в процессе своей трудовой деятельности.
1.Понятие коллективных трудовых споров.
Наряду с главой 61 Трудового кодекса РФ, рассмотрению коллективных трудовых споров посвящен также Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. №175-ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» [1] .
Под коллективным трудовым спором, в соответствии с действующим законодательством, понимается неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права, в организациях.
Моментом начала коллективного трудового спора считается день сообщения решения работодателя (его представителя) об отклонении всех или части требований работников (их представителей) или несообщение работодателем (его представителем) в соответствии со статьей 400 ТК РФ своего решения, а также дата составления протокола разногласий в ходе коллективных переговоров.
Наряду с вышеназванными законодательно закреплены следующие понятия: Примирительные процедуры — рассмотрение коллективного трудового спора с целью его разрешения примирительной комиссией, сторонами с участием посредника, в трудовом арбитраже; Представители работников — органы профессиональных союзов и их объединений, уполномоченные на представительство в соответствии с их уставами, органы общественной самодеятельности, образованные на собрании (конференции) работников организации, филиала, представительства и уполномоченные им; Представители работодателей — руководители организаций или другие полномочные в соответствии с уставом организации, иными правовыми актами лица, полномочные органы объединений работодателей, иные уполномоченные работодателями органы; Забастовка — временный добровольный отказ работников от выполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора.
Очень важно отметить, что положения нормы о коллективных спорах основаны на таких важных элементах, как:
— добровольный характер переговоров между участниками коллективного трудового спора по проблемам проведения примирительных процедур и проблемам выхода из конфликта;
— государственное вмешательство в конфликт с целью содействия проведению примирительных процедур по разрешению коллективных трудовых споров.
Примирительные процедуры по разрешению коллективного трудового спора базируются на следующих принципах:
— соблюдение норм законодательства;
— полномочность представителей сторон коллективного трудового спора;
— равноправие сторон коллективного трудового спора;
— реальность обеспечения обязательств, принимаемых в результате соглашения сторон коллективного трудового спора;
— добровольность принятия обязательств каждой из сторон спора;
— контроль и ответственность за выполнение обязательств по соглашению сторон коллективного трудового спора.
2. Порядок рассмотрения коллективного спора.
Порядок разрешения коллективного трудового спора состоит из следующих этапов: рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией, рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.
Этапам разрешения коллективного трудового спора предшествует выдвижение требований.
Правом выдвижения требований обладают работники и их представители. Причем, требования работников организации, филиала, представительства выдвигаются на собрании (конференции) работников большинством голосов. Вместе с выдвижением требований работники избирают своих полномочных представителей для участия в разрешении коллективного трудового спора.
Отметим, что наряду с Законом «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» и ТК РФ, к данным отношениям применим Закон СССР от 17 июня 1983 г. N 9500-Х «О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями» [2] .
При выдвижении одинаковых требований различными представителями работников они вправе сформировать единый орган для участия в разрешении данного коллективного трудового спора.
Такие требования излагаются в письменной форме и направляются работодателю. Копия требований, оформленных в письменной форме, может быть направлена в службу по урегулированию коллективных трудовых споров. В этом случае Служба обязана проверить получение требований другой стороной.
Работодатель обязан принять к рассмотрению направленные ему требования работников и сообщить о своем решении представителю работников в письменной форме в течение трех рабочих дней со дня получения требований.
Каждая из сторон в любой момент после начала коллективного трудового спора вправе обратиться в Службу для уведомительной регистрации спора.
Первый этап — рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией является обязательным. Ни одна из сторон коллективного трудового спора не вправе уклоняться от участия в примирительных процедурах.
Примирительная комиссия создается в срок до трех рабочих дней с момента начала коллективного трудового спора и оформляется соответствующим приказом работодателя и решением представителя работников.
Примирительная комиссия формируется из представителей сторон на равноправной основе. Работодатель не вправе уклоняться от создания примирительной комиссии и участия в ее работе. Работодатель должен создать необходимые условия для работы примирительной комиссии.
Коллективный трудовой спор должен быть рассмотрен примирительной комиссией в срок до пяти рабочих дней с момента издания приказа о ее создании.
Решение примирительной комиссии принимается по соглашению сторон, оформляется протоколом, имеет для сторон обязательную силу и исполняется в порядке и сроки, которые установлены решением.
При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны продолжают примирительные процедуры с участием посредника или в трудовом арбитраже.
При недостижении согласия по поводу использования примирительных процедур после рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией стороны должны приступить к созданию трудового арбитража.
Отметим, что в настоящее время действуют Рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника, утвержденные постановлением Минтруда РФ от 27 марта 1997 г. N 16; Рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора в трудовом арбитраже, утвержденные постановлением Минтруда РФ от 27 марта 1997 года N 17.
По соглашению сторон для рассмотрения коллективного трудового спора может быть приглашен посредник независимо от Службы или по рекомендации Службы. Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника осуществляется в срок до семи календарных дней с моментов его приглашения (назначения) и завершается принятием согласованного решения в письменной форме или составлением протокола разногласий.
Следующий этап — рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.
Трудовой арбитраж представляет собой временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора, создаваемый сторонами коллективного трудового спора и Службой в срок не позднее трех рабочих дней с момента окончания рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией или посредником.
Трудовой арбитраж формируется по соглашению сторон в составе трех человек из числа трудовых арбитров, рекомендованных Службой или предложенных сторонами коллективного трудового спора. В состав трудового арбитража не могут входить представители сторон коллективного трудового спора.
Коллективный трудовой спор рассматривается в трудовом арбитраже с участием представителей сторон в срок до пяти рабочих дней со дня его создания.
Рекомендации трудового арбитража по урегулированию коллективного трудового спора передаются сторонам в письменной форме и приобретают для сторон обязательную силу, если стороны заключили соглашение в письменной форме об их выполнении.
Важным элементом коллективного трудового спора является право на забастовку. Если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора, работники вправе использовать собрания, митинги, демонстрации, пикетирование, включая право на забастовку.
В соответствии со статьей 37 Конституции Российской Федерации признается право работников на забастовку как способ разрешения коллективного трудового спора. Участие в забастовке является добровольным. Никто не может быть принужден к участию или отказу от участия в забастовке. Лица, принуждающие работников к участию или отказу от участия в забастовке, несут ответственность (дисциплинарную, административную, уголовную) в порядке, установленном законодательством. Причем представители работодателя не вправе организовывать забастовку и принимать в ней участие.
При решении этой задачи необходимо прежде всего руководствоваться статьями 255 и 260 нового Трудового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. Ст. 255. (Отпуска по беременности и родам) женщинам по их заявлению и в соответствии с медицинским заключением предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности — 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов — 86, при рождении двух или более детей — 110) календарных дней после родов с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном законом размере. Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных ею до родов.
Наряду с вышеназванной статьей 260 ТК РФ устанавливаются гарантии женщинам при установлении очередности предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков. В соответствии с этой статьей, перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него либо по окончании отпуска по уходу за ребенком женщине по ее желанию предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск независимо от стажа работы в данной организации.
Таким образом, Тимофеева имеет право на очередной отпуск независимо от стажа работы в данной организации независимо от стажа работы в ней.
Итак, мы рассмотрели вопрос о трудовых спорах. В результате обзора по этой тематике было выяснено, что же является «трудовым спором», рассмотрена классификация и дана общая характеристика трудовых споров (конфликтов).
Подробнейшим образом, были охарактеризованы органы, регулирующие противоречия между работником (коллективом) и работодателем (администрацией). Был рассмотрен порядок их создания, формирования, функции, действия и сроки принятия решений этих органов по урегулированию трудовых споров.
Таким образом, актуализация этой темы «трудового права» диктуется действием рыночных отношений в нашем государстве. И поэтому можно сделать вывод, что умение правильно действовать в случае возникновения трудовых разногласий является залогом «будущей победы» субъектов трудового конфликта, т.е. в зависимости от ситуации положительного решения по трудовому спору или в пользу работника, или работодателя.
Список использованной литературы.
Нормативные акты:
Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. – 25 декабря 1993 г.
Трудовой кодекс Российской Федерации // Российская газета. — 31 декабря 2001 г. — №256.
Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. N 175-ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 27 ноября 1995 г. — №48. — Ст. 4557.
Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 15 января 1996 г. — N 3. — ст. 148
Закон СССР от 17 июня 1983 г. N 9500-Х «О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями» // Ведомости Верховного Совета СССР. — 1983 г. — N 25. — ст. 382.
Специальная литература:
Постатейный Комментарий к Федеральному закону «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» / Под ред. Соловьев А.В. — M.: Фонд «Правовая культура». — 1997.
Кузнецов М.В. Правовая природа деятельности профсоюзов // Гражданин и право. — №8. — август 2001 г.
Соловьев Участие профсоюзного органа в конфликтной ситуации // Гражданин и право. — N 6. — июнь 2001 г.
Власов В.И., Крапивин О.М. Разрешение коллективных трудовых споров // Гражданин и право. — N2, 3. — февраль, март 2001 г.
[1] Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. N 175-ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 27 ноября 1995 г. — №48. — Ст. 4557.
[2] Закон СССР от 17 июня 1983 г. N 9500-Х «О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями» // Ведомости Верховного Совета СССР. — 1983 г. — N 25. — ст. 382.
Источник: www.referatmix.ru