Долгое время деятельность государства как субъекта социальной политики в России была малоэффективной, а иногда и деструктивной, что тормозило полноценный процесс социального развития. Основными проявлениями такой социальной политики государства были игнорирование социальных потребностей человека, не учет в социальной политике ее интересов, навязывание человеку таких правил социального поведения и деятельности, ограничивавшие ее автономию и невозможным свободный выбор способов самореализации собственного социального потенциала, воспроизведение однообразия общественных — социальных, экономических, политических, духовных — отношений. В связи со всем вышеперечисленным, данная проблема является достаточно актуальной. Целью этой статьи является раскрытие роли государства в социальной политике.
Социальная политика — это система программ, служб и мероприятий, направленных на достижение социальных целей (поддержание соответствующего уровня дохода, уровня жизни населения, занятости, обеспечения функционирования учреждений социальной сферы, предотвращения социальных конфликтов).
Роль государства в экономике. Видеоурок 22. Обществознание 8 класс
Цель социальной политики:
— Обеспечение стабильного функционирования общества,
— Достижение надлежащего уровня жизнедеятельности людей;
— Обеспечение индивидуального развития;
Логика глобальных процессов социального развития соответствует тенденции снижения влияния государства на различные сферы общественной жизни, способствующих реализации социального потенциала человека и утверждение гражданского общества. Тем не менее, в этих условиях роль государства как субъекта социальной политики имеет важное значение, поскольку целью процессов саморегулирования имеют как конструктивный и деструктивный характер.
Роль государства в обеспечении права на социальное обеспечение осуществляется в следующих областях: законодательное закрепление правовых отношений, социального обеспечения, организации и финансирования соответствующих федеральных системы социального обеспечения, гарантия ее постоянного функционирование.
Права гарантии предоставляются государством, посредством их социальной политики. Согласно Конституции, Россия является социальным государством, политика которого направлена на создание условий для достойной жизни и свободного развития человека.
Важнейшим условием для реализации закрепленных в Конституции прав и свобод человека и гражданина «является проведение социальной политики, которая признает за каждым членом общества право на такой жизненный уровень, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, когда он работает, а также в случае безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости «.
Организация и финансирование соответствующих федеральных систем социального обеспечения,
гарантия ее бесперебойное функционирование является глобальной тенденцией в области социальной политики государства. Распределительный характер общественных отношений в сфере социального обеспечения объективно определяет обязанность государства гарантировать их нормальную работу. Главным гарантом является экономика. Ее основной функцией является постоянное создание ценностей, необходимых для жизни людей.
Государственная экономическая политика для ЕГЭ
Гарантии права граждан на социальное обеспечение зависит не только от способов организации и финансирования системы социального обеспечения, но и таких объективных показателей эффективности этих систем, таких как:
меры социального обеспечения
предоставление социального обеспечения во всех случаях, когда потребности человека в социальной поддержке по причинам, не зависящим от него или только некоторые из них
создание социального обеспечения в виде денежных выплат и социальных услуг, обеспечения удовлетворения потребностей человека, либо в виде денежных выплат, социально справедливого регулирования уровня социального обеспечения с учетом трудового вклада человека или исключая себя
простота и доступность реализации права каждого человека на социальное обеспечение и надежный механизм защиты в случае нарушения.
Роль государства состоит именно в том, насколько хорошо она решает данную проблему в системе материально-технического обеспечения и социального обслуживания населения.
Так закрепляется круг лиц, подлежащих социальному обеспечению; виды обеспечения; уровень обеспеченности, который должен гарантировать каждому достойный уровень жизни; условия обеспечения и перечень социальных рисков, при наступлении которых возникает право на особую форму социального обеспечения; порядок применения для реализации закона и порядка решения компетентного органа о назначении конкретной денежных выплат или предоставления конкретных социальных услуг; средство правовой защиты.
Оценивая роль российского государства в реализации права граждан на социальное обеспечение на современном этапе, к сожалению, мы должны констатировать очевидное для всего общества реальную ситуацию, которая указывает на несостоятельность социальной политики.
В первую очередь об этом свидетельствуют такие факты
крайне низкий уровень социального обеспечения, а не гарантия достойной жизни и свободное развитие человека, как это предусмотрено в Конституции страны
задержки с выплатой социальных пособий; предоставление других видов социального обеспечения, в связи с которым гражданам не гарантируется осуществление конституционного права на социальное обеспечение.
Была обычная ситуация, когда законы, указы и другие акты, правила, не применяются. Все это негативно влияет на общественное доверие к власти, подрывает авторитет государственной власти, создает социальную напряженность в обществе.
Таким образом, роль государства в реализации конституционного права на социальное обеспечение чрезвычайно велика. Самым убедительным аргументом действенности социальной политики в сфере социального обеспечения является создание реальных, а не декларируемых условий для достойной жизни каждого. Только в этом случае Россия вправе будет называться социальным государством.
Список литературы
1. М.Л. Захаров, Э.Г. Тучкова. Право социального обеспечения России: Учебник. — 2-е изд., испр. и перераб. — М.: Издательство БЕК. — 560 с.. 2002
2. Бочарова О.В.. Право социального обеспечения: Учеб. пособие / Юж.-Рос. гос. техн. ун-т. — Новочеркасск: ЮРГТУ. — 152 с. — 2011 год
3. Сизиков Р. С.. Методическое пособие по дисциплине: Право социального обеспечения — 2008 год
Источник: izron.ru
Государственная система управления трудовыми ресурсами реферат
Государственная система управления трудовыми ресурсами Российской Федерации включает совокупность органов государственной, законодательной, исполнительной и судебной власти и управления, централизованно регулирующих основные социально-трудовые отношения, а также методы управления и механизм их использования.
Государственная система управления трудовыми ресурсами
Государственная система управления трудовыми ресурсами Российской Федерации включает совокупность органов государственной, законодательной, исполнительной и судебной власти и управления, централизованно регулирующих основные социально-трудовые отношения, а также методы управления и механизм их использования. Ее задачами являются принятие законов, контроль за их исполнением, выработка и реализация политики и рекомендаций в области социально-трудовых отношений в стране, охватывающих вопросы оплаты и мотивации труда, регулирования занятости и миграции населения, трудового законодательства, уровня жизни и условий труда, организации труда и конфликтных ситуаций и т.д. В условиях рыночных отношений государственное регулирование социально-трудовых отношений носит ограниченный характер и, как свидетельствует опыт развитых стран, касается вопросов трудового законодательства, занятости, оценки уровня жизни и некоторых других.
В условиях современной России для сферы труда характерен переход от монополии государства в административном определении правил регулирования социально-трудовых отношений к их программно-нормативной регламентации на принципах демократизации и регионализации. Это означает установление при помощи нормативных актов (законов, указов, постановлений) границ, в рамках которых действуют субъекты социально-трудовых отношений. К таким нормативным актам относятся: основы законодательства о труде, пенсионное законодательство; закон об индексации доходов населения; закон о занятости; нормативные акты о защите социальных и трудовых прав отдельных категорий граждан (инвалидов, молодежи, матерей с детьми), профессиональных групп трудящихся и т.п.
Трудовой кодекс РФ регламентирует трудовое поведение в различных ситуациях (прием на работу, увольнение, охрана труда, компенсации работникам, отпуска и т.д.) представителей администрации, наемных работников, профсоюзов. Закон о банкротстве предприятий в отдельных статьях регулирует отношения между трудовым коллективом и администрацией в случае санации (банкротства) предприятия, охватывая более узкий круг вопросов (выплата заработной платы и порядок увольнения). В законодательстве закреплены права и обязанности сторон и в таких вопросах, как защита от дискриминации, применение детского труда, безопасность, гигиена труда и др.
Программы подразделяются на федеральные, призванные решать проблемы общенационального или межрегионального масштаба (например, Программа содействия занятости населения РФ, Программа поддержки малого предпринимательства), региональные (например, Программа развития экономики и культуры малочисленных народов Севера), отраслевые (например, Программа санации неперспективных и особо убыточных шахт и разрезов угольной промышленности России), частные (например, программа самозанятости).
Законодательная власть осуществляет принятие законов, содержащих обязательные правила поведения, в том числе в области социально-трудовых отношений. Она представлена Федеральным Собранием в лице двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.
Федеральные законы в области трудового законодательства принимаются Государственной Думой. Совет Федерации также обладает правами по участию в законодательной деятельности, но они имеют иной характер, чем у Госдумы. Совет Федерации не наделен правом принимать законы, но он правомочен одобрять или отклонять федеральные законы, принятые Госдумой. Значительную роль в осуществлении парламентского контроля играют комитеты палат. Комитеты и комиссии палат — органы, способствующие эффективной деятельности парламента, реализации его компетенции через подготовку, экспертизу, обоснование законов и других нормативных документов.
Органы исполнительной власти осуществляют исполнение законов; на них возлагается исполнительно-распорядительная деятельность. Исполнительную власть осуществляет Правительство РФ, формируемое Президентом. Правительство обеспечивает соответствие Конституции РФ федеральных законов, нормативных указов Президента в области социально-трудовых отношений на практике.
Деятельность Правительства охватывает по существу все стороны жизни общества. В сфере управления экономикой оно разрабатывает федеральный бюджет, программы экономического развития. В сфере социальной политики — программы социального развития и др. Правительство формирует федеральные и отраслевые министерства, службы и агентства и в их числе как специализированные на вопросах труда и управления трудовыми ресурсами (Федеральная служба по труду и занятости Министерства здравоохранения и социального развития РФ), так и образовательные, научные. В состав отраслевых и иных министерств и ведомств входят подразделения по управлению кадрами, трудом, оплатой труда и т.п.
Судебные органы осуществляют правосудие: наказание нарушителей, разрешение проблем, конфликтов, связанных с применением трудового законодательства. Судебную власть представляют суды: Верховный, Высший Арбитражный и Конституционный, федеральные суды, а также Министерство юстиции.
Министерство юстиции РФ обеспечивает реализацию государственной политики, в том числе в социально- трудовой области. Его задачами являются:
- участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельности Президента РФ и Правительства РФ (проводит экспертизу законов, разрабатывает проекты нормативных актов);
- государственная регистрация нормативных актов центральных органов федеральной исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан;
- организация и развитие системы юридических услуг в целях реализации прав, свобод и законных интересов граждан;
- сотрудничество с ассоциациями адвокатов в интересах развития правовой помощи гражданам;
- повышение квалификации кадров учреждений и организаций юстиции;
- участие в правовом просвещении граждан и др.
В решении ряда социально-трудовых проблем важную роль играют также различные организации профсоюз ов (при заключении коллективных договоров, генерального и отраслевых (тарифных) соглашений и др.). Через профсоюз работники и работодатели договариваются по следующим вопросам: форма, система, размер оплаты труда, денежные вознаграждения, пособия, компенсации, доплаты; механизм регулирования оплаты труда, исходя из роста цен, уровня инфляции; занятость работников; продолжительность рабочего времени и времени отдыха, а также отпусков; меры по улучшению условий и охраны труда; медицинское и социальное страхование; интересы работников при приватизации предприятий и ведомственного жилья; техника безопасности и охрана здоровья работников на производстве.
В профсоюзном движении России сейчас выделяются следующие организационные объединения:
- традиционные (официальные) профсоюзы (ФНПР — Фонд
независимых профсоюзов России). В их структуру входят
40 отраслевых профсоюзов и более 70 региональных проф
объединений, насчитывающих более 65 млн человек, что
составляет более 90% общего числа членов профсоюзов
в России; - альтернативные профсоюзы демократической ориентации —
- локальные профсоюзы — немногочисленные, организаци
онно обособленные в масштабах города (например, С.-Пе
тербурга);
- профсоюзы работников негосударственного сектора: их около
10, они объединяют до 3 млн человек, занятых в негосу
дарственном секторе, а также самих предпринимателей. Эти
профсоюзы скорее содействуют развитию предприниматель
ства, чем защищают права наемных работников.
Многие вопросы управления трудовыми ресурсами рассматриваются с учетом международных соглашений, конвенций и других документов в области труда, которые являются обязательными для государств — членов МОТ, каковым является и Россия.
Центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим руководство работой по обеспечению единой государственной политики в области труда, занятости и социальных вопросов и одновременно координирующим работу по этим направлениям в Российской Федерации, является Министерство здравоохранения и социального развития РФ, которое работает во взаимодействии с центральными органами федеральной исполнительной власти, субъектов Федерации и с общественными организациями. Это министерство, подведомственные ему организации, учреждения, предприятия и органы по труду и зада
нятости населения субъектов Федерации образуют единую государственную систему управления социально-трудовыми вопросами в Российской Федерации.
Основными задачами Федеральной службы по труду и занятости Министерства здравоохранения и социального развития РФ
являются: выработка политики в социально-трудовой сфере; координация всей работы в социально-трудовой сфере в стране; разработка основных направлений социальной политики правительства; подготовка рекомендаций по регулированию оплаты труда; формирование правовой и нормативной базы регулирования социально- трудовых отношений; участие в заключении генерального и отраслевых (тарифных) соглашений; регулирование рынка труда, занятости населения и др.
К Федеральной службе по труду и занятости относится ряд организаций, ведущих научную, методическую, практическую деятельность в области производительности труда, оплаты и условий труда, организации и нормирования труда, повышения квалификации и по другим направлениям управления трудовыми ресурсами.
Международная организация труда (МОТ) — трехсторонняя организация, в которой представлены работники, работодатели и государственные органы с равными правами в процессе принятия решения. Результаты этой деятельности ежегодно обсуждаются на трехсторонней конференции труда.
Цели МОТ — выработка соглашений, международных конвенций в области труда для последующей их ратификации государствами — членами МОТ; создание системы контроля и наблюдения за выполнением принципов и стандартов, устанавливаемых конвенциями в области трудовых отношений; разработка проектов и программ по оказанию помощи мелким предприятиям в целях роста занятости населения в странах третьего мира; изучение и анализ тенденций и выработка направлений развития систем профессионального обучения в мире; проведение меж-
дународных конференций, семинаров по вопросам трудовых отношений (социальное партнерство, условия и оплата труда, трудовое законодательство. занятость населения и т.д.) и др. В России действует Московское бюро МОТ.
Государственную систему управления трудовыми ресурсами России можно охарактеризовать с двух сторон: с точки зрения тех задач, функций, процессов, выполнение которых она должна обеспечить и для решения которых создана; и с точки зрения организационно-структурного состава, т.е. наличия органов государственной власти и управления, исследовательских и учебных институтов и организаций, призванных выполнять эти задачи и функции.
По составу и характеру задач государственная система управления трудовыми ресурсами в ее нынешнем виде охватывает достаточно широкий круг проблем, включая научные исследования и их практическую реализацию в сферах социально-трудовых отношений в Российской Федерации, мотивации и оплаты труда, организации и нормировании труда, изучения и регулирования занятости населения и его миграции, трудового законодательства, охраны и условий труда, уровня жизни, социального партнерства, профессионального обучения и повышения квалификации и т.д.
Основными направлениями совершенствования государственной системы управления трудовыми ресурсами являются:
- проведение глубокого всестороннего анализа проблем управления трудовыми ресурсами страны с точки зрения их формирования, использования, развития, занятости, миграции. Необходимость в таком анализе объясняется тем, что в условиях рыночной экономики происходит определенное перераспределение объема задач в области социально-трудовых отношений между федеральными и региональными органами управления. Некоторые вопросы, например в области оплаты и мотивации труда, в значительной степени находятся в компетенции самих предприятий и организаций;
- тщательное изучение и анализ направлений исследований таких организаций, как НИИ труда и социального страхования, Всероссийский центр охраны и производительности труда, находящихся в подчинении Министерства здравоохранения и социального развития РФ, с целью определения и более четкого разграничения направлений их исследований и разработок, устранения дублирования и переориентации их деятельности на рыночные условия хозяйствования.
Чем отличается управление человеческими ресурсами от управления персоналом?
1. В отличие от управления персоналом управление человеческими ресурсами переориентировано с нужд персонала на потребности самой организации в рабочей силе, и приоритеты кадрового менеджмента определяются в первую очередь результатами функционального анализа имеющихся и проектируемых рабочих мест, а не существующим кадровым потенциалом организации.
- Дальнозоркость у детей реферат
- История развития кейтеринга реферат
- Реферат восстановление утраченного судебного производства
- Реферат на тему плуги
- Творческие способности дошкольников реферат
Источник: obrazovanie-gid.ru
VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2015
Что касается социальной защиты населения, то она на современном этапе является важнейшим и приоритетным направлением социальной политики Российской Федерации, являясь системой принципов, методов, законодательно установленных государством социальных гарантий, мероприятий и учреждений, обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности, различных социальных категорий и групп; совокупностью мер, действий, средств государства и общества, направленных против ситуаций риска в нормальной жизни граждан.
Социальная защита – политика государства, направленная на обеспечение социальных, экономических, политических и других прав и гарантий человека независимо от его пола, национальности, возраста, места жительства и других обстоятельств. 4
Социальная защита населения в широком смысле слова – это совокупность социально-экономических мероприятий, проводимых государством и обществом и обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности различным социальным категориям и группам, а также совокупность мер, направленных против ситуаций риска в нормальной жизни граждан, таких как болезнь, безработица, старость, смерть кормильца. Она представляет комплекс мер по обеспечению гарантированного государством минимального уровня материальной поддержки социально уязвимых слоев населения в период экономических преобразований (см. рис. 1). 5
Рисунок 1 – Система социальной защиты населения
Осуществляется социальная защита граждан за счет федерального, региональных и местных бюджетов, специально создаваемых фондов социальной поддержки населения, негосударственных фондов.
Основными принципами социальной защиты населения являются гуманность, социальная справедливость, комплексность, обеспечение прав и свобод личности.
Необходимость совершенствования системы социальной защиты населения вызвана переходом к рыночным отношениям в обществе.
Рисунок 2 – Цели социальной защиты населения
Социальное обеспечение — это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, которые направлены на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и(или) социального положения граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий физических лиц вследствие наступления обстоятельств, признаваемых государством социально значимыми (страховые риски) . 6
Социальное страхование — часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам 7
На сегодняшний день в Российской Федерации осуществляется 4 вида обязательного государственного социального страхования:
- пенсионное страхование;
- социальное страхование на случай временной нетрудоспособности;
- социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- медицинское страхование.
В России в настоящее время активно внедряется переход к программному управлению. Рассмотрим паспорт государственной программы РФ «Социальная поддержка граждан» (Распоряжение Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. N 2553-р). 8
Таблица 1 – Паспорт государственной программы РФ «Социальная поддержка граждан» на 2013-2020 годы
- Развитие мер социальной поддержки отдельных категорий граждан.
- Модернизация и развитие социального обслуживания населения.
- Совершенствование социальной поддержки семьи и детей.
- Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций.
Программно-целевые инструменты программы
Программно-целевые инструменты в программе не применяются
- создание условий для роста благосостояния граждан — получателей мер социальной поддержки;
- повышение доступности социального обслуживания населения.
- выполнение обязательств государства по социальной поддержке граждан;
- обеспечение потребностей граждан старших возрастов, инвалидов, включая детей-инвалидов, семей и детей в социальном обслуживании;
- создание благоприятных условий для жизнедеятельности семьи, функционирования института семьи, рождения детей;
- повышение роли сектора негосударственных некоммерческих организаций в предоставлении социальных услуг.
Целевые индикаторы и показатели программы
- доля населения, имеющего денежные доходы ниже величины прожиточного минимума, в общей численности населения Российской Федерации;
- доля граждан, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания населения, в общем числе граждан, обратившихся за получением социальных услуг в учреждения социального обслуживания населения.
Ожидаемые результаты реализации программы
- Снижение бедности среди получателей мер социальной поддержки на основе расширения сферы применения адресного принципа ее предоставления.
- Удовлетворение к 2020 году потребностей граждан пожилого возраста и инвалидов, включая детей-инвалидов, в постоянном постороннем уходе в сфере социального обслуживания населения.
- Обеспечение поддержки и содействие социальной адаптации граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию или находящихся в социально опасном положении.
- Создание прозрачной и конкурентной среды в сфере социального обслуживания населения.
- Повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников до 100 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе.
- Рост рождаемости.
- Решение к 2015 году проблемы беспризорности.
- Преобладание к 2020 году семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
- Создание прозрачной и конкурентной системы государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций.
- Обеспечение эффективности и финансовой устойчивости социально ориентированных некоммерческих организаций.
- Увеличение объемов социальных услуг, оказываемых социально ориентированными некоммерческими организациями.
Госпрограмма определяет направления деятельности, обеспечивающие реализацию принятых публичных нормативных обязательств и модернизацию сложившихся систем мер социальной поддержки граждан и социального обслуживания населения с целью повышения их эффективности и результативности. 9
Госпрограмма включает 4 подпрограммы, реализация мероприятий которых в комплексе призвана обеспечить достижение цели Госпрограммы и решение программных задач:
подпрограмма «Развитие мер социальной поддержки отдельных категорий граждан»;
подпрограмма «Модернизация и развитие социального обслуживания населения»;
подпрограмма «Совершенствование социальной поддержки семьи и детей»;
подпрограмма «Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций».
Для каждой подпрограммы Госпрограммы сформулированы цели, задачи, целевые индикаторы, определены их целевые значения, составлен план мероприятий, реализация которых позволит достичь намеченные цели и решить соответствующие задачи.
Содержание социальной политики и ее результаты в очень большой степени участвуют в формировании модели общества, принципов его существования, условий жизни каждого человека, причем не только в данный момент, но и на отдаленную перспективу.
1.Важно отметить, что нельзя похвастаться особым вниманием правовой науки в области социальной сферы. С данным мнением соглашается и Ю. А. Тихомиров, который объясняет данное явление сплошной «экономизацией» нашей жизни.
2.Для осуществления социальной политики, должны быть определены основные характеристики такой политики — ее цель, нормативное сопровождение, механизмы реализации и финансовое обеспечение.
Целью социальной политики российского государства является формирование социально благополучного общества. Для реализации любых направлений социальной политики должны быть определены этапы, последовательно идущие друг за другом. Невозможно добиться благополучия населения не способствую активной жизненной позиции людей, давая им возможность полнее реализовать свою тягу к самоутверждению и достижению большего материального достатка. Поставив цели социальной политики, распланировав основные этапы ее реализации, необходимо обеспечить нормативное сопровождение проводимых мероприятий. 10
Весьма актуальна проблема финансового обеспечения социальной сферы. Без такого обеспечения социальная политика остается нереализованной. Проблема финансового обеспечения социальной политики имеет два ракурса: во-первых, это увеличение государственных ассигнований, а во-вторых, настоятельная необходимость более рационального их использования. Для России как федеративного государства имеет большое значение рациональное распределение социальных обязательств перед населением и источников финансового обеспечения этих обязательств между самой федерацией, ее субъектами и местным самоуправлением.
Важно отметить, что реализация социальной политики государства зависит от таких критериев как: четкое определение целей и задач такой политики; разработка плана последовательных мероприятий, позволяющих идти к намеченной цели; анализ и фиксация экономической составляющей для реализации социальных мер; создание эффективной системы социальных учреждений.
На передний план выдвигаются порядок и качество оказания услуг гражданам и юридическим лицам, уменьшение бремени социальных функций государства с их «массовидным» характером, объема бюджетного финансирования и увеличение удельного веса адресных платных услуг, повышение самостоятельности социальных учреждений. Например, жилищная реформа рассчитана на развитие института частной собственности в этой сфере, на формирование рынка купли-продажи жилья, завершение передачи ведомственного жилого фонда в муниципальную собственность, повышение удельного веса платежей населения и снижение доли бюджетного дотирования отрасли, обеспечение адресной защиты малоимущих семей.
Однако необходимо помнить, что увязка экономических и социальных задач на этапе прогнозирования поможет избежать нереальных социальных проектов и позволит внедрить в правосознание общества важность зависимости жизненного уровня от эффективности и 11 масштабности производства.
Первой задачей является установление более детального и четкого контроля за расходованием бюджетных средств, выделяемых для социальной сферы.
В настоящее время необходимо помочь осуществлению процесса естественного отбора более дееспособных социальных учреждений с целью концентрации выделяемых государством ресурсов именно в них, следя за рациональностью их распределения, перспективностью потребления их услуг населением.
В итоге можно констатировать, что основным направлением социальной политики, ее главенствующей задачей должно стать формирование дееспособного человека, который сможет обеспечить свое достойное существование, материальное благополучие и духовнокультурное развитие. Государство должно способствовать поддержанию необходимых для нормального существования индивида условий на протяжении всего трудоспособного периода жизни, а 1213 после достижения им пенсионного возраста оказывать необходимую помощь. Лица, утратившее трудоспособность ранее установленного пенсионного возраста также должны получить государственную поддержку не формально, а фактически — так, что индивид способен был поддерживать свою жизнеспособность.
Современной России необходимо ставить основной задачей в ходе проведения реформ осуществление адекватных политических и административно организационных мероприятий, которые бы обеспечили создание умеренной социальной модели. 14
Важнейшей составной частью социальной защиты населения является институт органов социальной работы. Цель их деятельности – проведение политики государства, направленной на установление устойчивых и упорядоченных связей между различными уровнями организационной системы, призванной формировать социальные отношения в обществе, обеспечивать граждан потенциальными жизненными благами для удовлетворения их потребностей, развивать экономическую самостоятельность в управлении.
Объектами управления в системе социальной защиты населения являются учреждения и организации, трудовые и учебные коллективы этой системы, а также отношения между людьми. Субъекты управления – органы, непосредственно занимающиеся проблемами социальной помощи населению (министерства, комитеты, департаменты, управления, отделы социальной защиты населения, трудовые коллективы). Основная функция органов, учреждений социальной защиты населения — совершенствование деятельности ее различных структурных элементов, регулируемой определенными нормами и контролируемой социальными институтами для обеспечения достижения поставленных целей.
Определенные функции выполняют различные благотворительные организации и фонды социальной помощи населению:
а) социально-медицинская помощь одиноким, престарелым, немощным;
б) социальная реабилитация инвалидов;
в) правовая помощь социально нуждающимся категориям населения и т.д.
В целом назначение системы социальной защиты проявляется в ее общих функциях:
1. Экономическая функция выражается в оказании материальной поддержки граждан в трудной жизненной ситуации, в содействии развитию общественного производства в целом и отдельных отраслей народного хозяйства, экономическому подъему зон приоритетного развития.
2. Политическая функция, направленная на сближение социального уровня различных слоев населения, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь каждому человеку. Она призвана стабилизировать общественные отношения.
3. Демографическая функция способствует стимулированию роста народонаселения страны, воспроизводству здорового поколения, росту продолжительности жизни.
4. Социально-реабилитационная функция связана с удовлетворением потребностей престарелых и нетрудоспособных граждан. Она выражается в создании условий, благоприятствующих сохранению их правового статуса и охране здоровья всех граждан.
- Венгеров А.Б. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов. 3-е изд. — М.: Юриспруденция, 2000.С. 93
- Всеобщая декларация прав человека 1948 г. (ч.1 ст.25).
- Конституция Р.Ф статья 42
- Система ГАРАНТ Информационно-правовой портал URL/: http://base.garant.ru/70291746/1/#ixzz30AaYQMaj
- Научная статья Ташбековой Ирины Юрьевной «ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВАЮ» URL/: http://cyberleninka.ru/article/n/teoretiko-pravovye-osnovy-sotsialnoy-politiki-gosudarstva
1 См.: Венгеров А.Б. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов. 3-е изд. — М.: Юриспруденция, 2000.С. 93
2 См. : Всеобщая декларация прав человека 1948 г. (ч.1 ст.25).
3 См.: Конституция Р.Ф статья 42
Источник: scienceforum.ru