Характеристика трудового воспитания в физическом воспитании

Шебеко - учебник. Шебеко. Программа Учебники и учебные пособия для педагогических училищ и колледжей § 1. Взаимосвязь умственного, нравственного,...

§ 1. Взаимосвязь умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания в процессе занятий физическими упражнениями
Занятия физическими упражнениями оказывают боль­шое влияние на всестороннее развитие ребенка. Формиру­ется и развивается внутренний мир ребенка — его мысли, чувства, нравственные качества, поведение. Об этом писал еще П.Ф.Лесгафт, который рассматривал двигательную деятельность как фактор развития человека.

Существует прямая связь между занятиями физической культурой и умственным развитием ребенка.

В результате двигательной деятельности дети учатся понимать некоторые явления, происходящие в окружаю­щем мире и организме человека. Прежде всего это отно­сится к представлениям о времени, пространстве, продол­жительности движений и т. д. Простое решение двигатель­ной задачи, как выполнить упражнение быстрее, что нуж­но сделать, чтобы исправить ошибку, представляет собой цепь умственных операций, которые включают наблюде­ние, обобщение, сравнение. Выполняя задачи различной степени трудности, дети приобретают опыт творческой деятельности.

Физическое воспитание и развитие дошкольников: традиции и инновации

Занятия физическими упражнениями создают необходи­мый фундамент крепкого здоровья, которое позволяет де­тям полноценно выполнять умственную деятельность. Кро­ме того, под воздействием занятий физическими упражне­ниями улучшается умственная работоспособность ребен­ка. Это происходит в результате положительного влияния чередования характера деятельности, смены умственной и физической работы, а также применения кратковремен­ных физических нагрузок, которые оказывают положи­тельное влияние на протекание психических процессов.

Занятия физическими упражнениями содействуют обо­гащению нравственного опыта, формируют нравственное поведение ребенка. Известно, что основой всех нравствен­ных взаимоотношений являются дружеские отношения. В двигательной деятельности они формируются путем под­бора упражнений, выполнение которых ставит ребенка перед необходимостью вступить в контакт со сверстника­ми, добиться общей цели.

Наиболее распространенной формой проявления друже­ских взаимоотношении является помощь товарищу, согла­сованные действия при выполнении общего двигательного задания, взаимоконтроль за качеством движений, ответст­венность перед ровесниками. Дети осознают принадлеж­ность к коллективу и учатся управлять своим поведением. Высокое эмоциональное напряжение, которое сопровожда­ет занятия физическими упражнениями, содействует закре­плению нравственных представлений в чувствах, пережи­ваниях, привычках.

Физкультурные занятия способствуют формированию волевых черт характера. Особенно ценными в этом отно­шении считаются подвижные игры и физические упраж­нения, основанные на продолжительном и многоразовом повторении однообразных двигательных действий. При их выполнении возникает необходимость проявлять воле­вые усилия для преодоления постепенно растущего физи­ческого и эмоционального напряжения. Основными пока­зателями волевых усилий являются продолжительность, объем (количество повторений) и интенсивность выпол­нения физической работы. Волевая активность повышает­ся также путем словесного воздействия: объяснения, убеж­дения, оценочных суждений.

Формирование физической культуры детей дошкольного возраста | Вебинары Воспитатели России

Занятия физическими упражнениями формируют эсте­тику движений, воспитывают эстетические чувства. Задача воспитателя — научить детей видеть красоту движений, пе­реводить переживания, связанные с движениями, на язык эстетических оценок. Детям объясняют, что движения че­ловека красивы, когда они выразительны и целесообраз­ны.

Многие упражнения выполняются коллективно, под музыкальное сопровождение, что требует особенной со­гласованности, синхронности, воспитывает положитель­ные эмоции. У детей формируются эстетические представ­ления о красивом в физическом развитии человека, так как занятия физическими упражнениями содействуют дос­тижению эстетического эффекта во внешнем виде челове­ка. Они развивают формы тела, увеличивают мышечную массу, улучшают осанку, оздоравливают кожу.

Красота гармонично развитого тела человека — обяза­тельный элемент представлений об эстетических преобра­зованиях с помощью физического воспитания.

Физкультурные занятия дают возможность упражнять детей в доступных им трудовых действиях: подготовке пособий к занятиям, заботе о чистоте и порядке. Воспита­тель рассказывает и показывает детям, как нужно выпол­нить задание, поощряет внесение элементов творчества, использует положительный пример детей.

В теории физического воспитания двигательные умения определяются как степень владения двигательным действи­ем, которая отличается необходимостью подробного, соз­нательного контроля за действием, невысокой быстротой, нестабильностью итогов, небольшой прочностью запоми­нания. Есть умения, для освоения которых не требуется повторений. Достаточно объяснения воспитателя, как нуж­но держать мяч, обруч, палку, чтобы у детей появилось умение выполнить это сразу, но есть более сложные умения, требующие продолжительных упражнений для правильного выполнения действий (ведение мяча, прокатывание обруча и др.). Основой двигательного умения является творческий поиск, сравнение, оценка способов выполнения движении, соединение их в целостное двигательное действие.

Двигательные умения последовательно переходят в на­вык. Двигательный навык — это степень владения техникой действия, при которой управление движениями осуществ­ляется автомати^ированно и действия отличаются высо­кой надежностью. Двигательные навыки развиваются в процессе индивидуального опыта и представляют собой сложную систему условнорефлекторных связей. У челове­ка они формируются с участием другой сигнальной систе­мы (через сознание).

Характерными особенностями двигательного навыка являются: автоматизированный характер как некоторых операций, так и действия целиком; высокая быстрота дей­ствия; стабильность итогов действия, несмотря на то что двигательные действия выполняются в новых условиях; надежность и прочность — навык не исчезает даже при продолжительных перерывах.

Практическое значение двигательных навыков для ре­бенка очень велико. Они дают ему возможность быстро и точно выполнять действия, способствуют возникновению положительных эмоции, которые оказывают влияние на успешность выполнения работы.
Закономерности формирования двигательных навыков

Сформированные ранее навыки могут облегчить или усложнить формирование нового навыка. Положительное взаимодействие навыков — «положительный перенос» -происходит в тех случаях, когда в технике движений есть сходство, например, навыки игры в лапту помогают осво­ить бросание мяча вдаль. «Отрицательный перенос» мо­жет возникнуть при одновременном разучивании движе­ний, которые имеют разные конечные фазы. Например, навык приземления в прыжках в длину с разбега может замедлить формирование навыка приземления в прыжках в высоту с разбега. Характер взаимодействия навыков необходимо учитывать при планировании работы по обу­чению детей движениям.

Если отсутствует подкрепление, двигательный навык разрушается. Разрушение происходит последовательно: вначале дети чувствуют неуверенность в своих силах, потом теряется способность к точной дифференцировке движений, исчезает индивидуальность в технике выполне­ния. Внешне это выражается в качественном ухудшении двигательного действия.

Однако двигательный навык не исчезает полностью, сохраняется сравнительно долго, и после упражнений он быстро восстанавливается. Двига­тельный навык может ухудшаться и тогда, когда снижается уровень физических качеств, функциональных возможно­стей организма. Например, у часто болеющих детей на­блюдаются низкий уровень развития основных физических качеств и низкие показатели основных видов движений.

На быстроту образования двигательных навыков ока­зывают воздействие эмоции, интерес, сознательное отно­шение детей к двигательной деятельности.
Этапы обучения детей физическим упражнениям

Процесс обучения детей движениям состоит из сле­дующих этапов: первоначальное разучивание, углублен­ное разучивание, закрепление навыка и усовершенствова­ние техники.

На этапе первоначального разучивания физического упражнения детей знакомят с новым двигательным дейст­вием и формируют умение выполнять его в общих чертах. Воспитатель показывает упражнение детям и подробно объясняет все элементы, которые входят в его состав.

На этапе углубленного разучивания физического упраж­нения уточняется правильность выполнения деталей техни­ки, вырабатывается умение выполнять их слитно. Простые по содержанию и структуре движения воспитатель напо­минает детям, не пользуясь показом. Если движения слож­ные, нужен показ и объяснение. На этом этапе у детей ак­тивизируется внимание, творческое мышление и желание самостоятельно выполнить движение.

Этап закрепления двигательного навыка и усовершен­ствования техники стимулирует детей к самостоятельному выполнению движений, создает возможности применения их в играх. Воспитатель словами регулирует движения до­школьников, предлагает им творческие задания, направлен­ные на воспитание творческого отношения детей к двига­тельной деятельности. Следовательно, этапы обучения фи­зическим упражнениям — это педагогический процесс вза­имной деятельности воспитателя и ребенка, направленный на освоение последним двигательного действия.
§ 3. Физические качества
Развитие физических качеств — одна из важных сторон физического воспитания дошкольника. Уровень общей фи­зической подготовленности детей определяется тем, как развиты у них основные физические качества: сила, лов­кость, быстрота, выносливость.

Ученые считают, что при недостаточном развитии физических качеств обучение фи­зическим упражнениям затруднено, а в некоторых случаях и совсем невозможно. С педагогических позиций взаимосвязь двигательного навыка и физических качеств рассматривает­ся как диалектическое единство формы и содержания дви­гательного действия.

Физические качества проявляются через определенные умения, двигательные навыки. Двига­тельные навыки реально существуют при наличии опреде­ленных физических качеств. Такая тесная взаимосвязь дви­гательных навыков и физических качеств объясняется общ­ностью условнорефлекторного механизма этих двух процес­сов. Поэтому в целях гармонического развития ребенка не­обходимо создавать условия для их параллельного развития.

Среди физических качеств особое место занимает лов­кость. Она представляет собой способность человека це­лесообразно координировать свои движения и рацио­нально решать двигательные задачи. Координационная сложность двигательных действий рассматривается как одна из составляющих качества ловкости.

В то же время для эффективного решения двигательной задачи необхо­димы точные действия. Точные действия — еще одна со­ставляющая качества ловкости. Таким образом, ловкость -это комплексная способность человека. Проявление лов­кости в большей степени зависит от пластичности корко­вых нервных процессов, от способности человека отли­чать темп, амплитуду и направление движений от степени напряжения и расслабления мышц, умения ориентиро­ваться в окружающей среде, сохранять равновесие.

Показателем ловкости может служить время выполнения таких заданий, как бег с поворотами («челночный бег»), бег с обеганием препятствий и др.

Быстрота характеризуется как способность человека осуществлять движения с определенной скоростью или как способность человека осуществлять двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени. Быстрота проявляется в разных формах, основ­ные из них: быстрая реакция на сигнал к действию; быст­рота одиночного движения; способность в короткое время увеличивать темп движений (по сигналу); частота цикли­ческих движений (бег, плавание, ходьба на лыжах и т.д.). В практике дошкольного воспитания о быстроте движе­ний ребенка судят по скорости бега на короткие дистан­ции (10-30 м), которая выражается количеством метров, преодоленных в секунду (м/с).

Под силой как двигательным качеством понимается спо­собность человека преодолевать внешнее сопротивление в процессе двигательной деятельности за счет мышечных напряжений. Уровень мышечной силы определяется возра­стом человека и зависит от степени развития костно-мышечной системы, функционального состояния нервных центров, которые регулируют частоту, степень и объем мышечных сокращений.

Существует несколько понятий силовых способностей человека: абсолютная сила — спо­собность проявлять максимальное напряжение в относи­тельно короткий отрезок времени. Эта способность оцени­вается обычно с помощью динамометра. Выражается она в килограммах.

Относительная сила, которую может про­явить человек независимо от собственного веса, другими словами, это величина силы, которая приходится на 1 кг веса тела. Это относительная сила определяется делением показателя абсолютной силы на вес тела. У детей дошко­льного возраста она составляет 1,5-1,8 условной единицы (Е.Н.Вавилова).

Это значит, что ребенок может поднять вес, который превышает его личный. Можно измерять силу разных групп мышц. Обычно измеряют силу мышц кисти и становую силу.

Выносливость представляет собой способность человека длительное время выполнять мышечную работу без сни­жения ее интенсивности. Физиологическая сущность каче­ства выносливости заключается в способности организма ребенка противостоять утомлению. В теории и практике физического воспитания широко распространено деление выносливости на общую и специальную.

Общая выносли­вость больше всего свойственна детям дошкольного воз­раста. Она проявляется при выполнении продолжитель­ной, малоинтенсивной работы, которая включает дейст­вие большей части мышечной системы ребенка. Если дви­гательная деятельность ограничена каким-либо видом (плавание, ходьба на лыжах), то говорят о специальной выносливости. Она зависит от техники владения движе­ниями, уровня развития силы, быстроты и т.д.
Методика развития физических качеств

На развитие физических качеств дошкольника оказы­вают влияние различные средства и методы физического воспитания. Эффективным средством развития быстроты являются упражнения, направленные на развитие способ­ности быстро выполнять движения. Дети осваивают уп­ражнения лучше всего в медленном темпе. Педагог должен предусмотреть, чтобы упражнения не были длинными по продолжительности, не были однообразными. Желательно их повторить в разных условиях, с разной интенсивностью, с усложнениями или, наоборот, снижением требований.

Для воспитания у детей умения развивать максималь­ный темп бега могут быть использованы следующие уп­ражнения: бег в быстром и медленном темпе; бег с ускоре­нием по прямой, по диагонали; бег в максимальном темпе на короткие дистанции; бег за партнером. Полезно вы­полнять упражнения в различном темпе, что содействует развитию у детей умения прилагать разные мышечные усилия соотносительно с намеченным темпом.

Для развития у ребят умения поддерживать темп дви­жений на протяжении некоторого времени эффективным средством является бег на короткие дистанции: 15, 20, 30 м. Для обучения быстрому началу движений может приме­няться бег с ускорением по сигналу; старт из разных исход­ных положений. Эти упражнения включаются в утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, физические упражне­ния и подвижные игры на прогулке.

Для развития ловкости необходимы более сложные уп­ражнения по координации и условиям проведения: приме­нение необычных исходных положений (бег из исходного положения, стоя на коленях, сидя, лежа); прыжок из ис­ходного положения, стоя спиной к направлению движе­ния; быстрая смена различных положений; изменение ско­рости или темпа движения, способа его выполнения; ис­пользование в упражнениях предметов различной формы, веса, фактуры; выполнение взаимосогласованных дейст­вий несколькими участниками. Могут быть использованы упражнения, в которых дети прилагают усилия, чтобы сохранить равновесие: кружение на месте, качание на ка­челях, ходьба на носках и др.

Упражнения для развития силовых способностей делят­ся на две группы: упражнения с сопротивлением, которое вызывает вес бросаемых предметов, и упражнения, выпол­нение которых затрудняет вес собственного тела (прыжки, лазанье, приседание). Большое значение имеет количество повторений упражнений.

Маленькая дозировка не содейст­вует развитию силы, а чрезмерно большая может привести к утомлению. Необходимо также учитывать темп выпол­нения упражнений: чем он выше, тем меньшее количество раз упражнение должно выполняться. В силовых упраж­нениях предпочтение необходимо отдавать горизонталь­ным и наклоненным положениям туловища. Они разгру­жают сердечно-сосудистую систему и позвоночник, уменьшают кровяное давление в момент выполнения уп­ражнений. Упражнения с мышечным напряжением необ­ходимо чередовать с упражнениями на расслабление.

Для развития выносливости больше всего подходят уп­ражнения циклического характера (ходьба, бег, прыжки, плавание и др.). В выполнении этих упражнений принима­ет участие большое количество мышечных групп, хорошо чередуются моменты напряжения и расслабления мышц, регулируется темп и продолжительность выполнения. Продолжительность беспрерывных действий должна быть около 2 мин — это время, на протяжении которого осуще­ствляется налаживание функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Бег со средней скоростью (2-2,5 м/с) является главным средством воспитания общей выносливости дошкольника. Целесообразно включать его в занятия, увеличивая каж­дый раз расстояние, которое должны преодолеть дети.

Хорошо сочетается продолжительный бег с ходьбой, общеразвивающими упражнениями, лазаньем. Активные действия чередуются с отдыхом. Вместе с бегом развитию выносливости могут содействовать прыжки через скакал­ку, подпрыгивание на месте и с продвижением вперед, спортивные упражнения (ходьба на лыжах, плавание, езда на велосипеде), а также подвижные игры, в которых дви­гательное действие повторяется много раз.

Следовательно, обоснованный выбор содержания и ме­тодов развития физических качеств — важная сторона по­вышения эффективности физического воспитания.

Особенности развития физических качеств детей дошкольного возраста

На протяжении дошкольного детства осуществляется беспрерывное развитие физических качеств, о чем свиде­тельствуют показатели общей физической подготовленно­сти детей. У дошкольников от 5 до 7 лет становая сила увеличивается вдвое: у мальчиков она возрастает с 25 до 52 кг, у девочек — с 20,4 до 43 кг. Улучшаются показатели быстроты. Время бега на Юме хода сокращается у маль­чиков с 2,5 до 2,0 с, у девочек — с 2,6 до 2,2 с. Время бега на Юме обеганием препятствий у мальчиков сокращается с 7,2 до 5,0 с, у девочек — с 8,0 до 5,5 с (Е. Н. Вавилова).

Изменяются показатели общей выносливости. Величина дистанции, которую преодолевают мальчики, возрастает с 601,3 до 884,3 м, девочки — с 454,0 до 715,3 м (В.Г.Фро­лов). Вместе с тем ученые утверждают, что максимальные темпы прироста физических качеств по годам не совпада­ют.

Более высокие увеличения показателей быстроты от­мечаются в возрасте от 3 до 5 лет, ловкости — от 3 до 4 лет, силовых способностей — от 4 до 5 лет. В возрасте от 5 до 6 лет обнаружены некоторые замедления развития силовых показателей (Н. А. Ноткина).

Необходимо учитывать это при организации целена­правленной работы по развитию физических качеств до­школьников.

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИМ УПРАЖНЕНИЯМ
В физической культуре дошкольника физические уп­ражнения представлены следующими видами: гимнастикой, подвижными и спортивными играми, спортивными упраж­нениями.

Источник: topuch.com

Физическое воспитание

Физическое воспитание [ править | править код ]

Формирование знаний, умений и навыков целенаправленного и эффективного использования средств физической культуры осуществляется в процессе физического воспитания. Этот процесс выступает как деятельная сторона физической культуры, благодаря которой происходит превращение ценностей физической культуры в личное достояние человека. Это находит свое отражение в улучшении здоровья, повышении уровня развития физических качеств, двигательной подготовленности, более гармоничном общем развитии и т.п.

В ст. 2 Федерального закона о спорте дается определение физического воспитания как процесса, направленного на воспитание личности, развитие физических возможностей человека, приобретение им умений и знаний в области физической культуры и спорта в целях формирования всесторонне развитого и физически здорового человека с высоким уровнем физической культуры.

Включенное в систему образования и воспитания, начиная с дошкольных учреждений, физическое воспитание характеризует основу физической подготовленности людей — приобретение фонда жизненно важных двигательных умений и навыков, разностороннее развитие физических способностей. Его важными элементами являются «школа» движений, система гимнастических упражнений и правила их выполнения, с помощью которых у ребенка формируются умения дифференцированно управлять движениями, способность координировать их в разных сочетаниях; система упражнений для рационального использования сил при перемещениях в пространстве (основные способы ходьбы, бега, плавания, бега на коньках, на лыжах и др.), при преодолении препятствий, в метаниях, в поднимании и переноске тяжестей; «школа» мяча (игра в волейбол, баскетбол, гандбол, футбол, теннис и др.).

Система физического воспитания представляет собой сложившийся в государстве тип социальной практики, основными функциями которого являются организация и управление деятельностью по физическому совершенствованию граждан. Целью российской системы физического воспитания является содействие формированию основ физической культуры личности как важнейшего условия укрепления здоровья людей, формирования разумного, достойного облика современного человека образа жизни.

Задачи физического воспитания [ править | править код ]

Достижению названной цели физического воспитания населения страны способствует решение следующего ряда взаимосвязанных задач.

  1. обеспечение общего физкультурного образования на основе освоения ценностей физической культуры: двигательных, интеллектуальных, этических, эстетических, технологических;
  2. физическое совершенствование и укрепление здоровья как главные условия достижения высокого уровня умственной и физической работоспособности, профессионализма в социально значимых видах деятельности;
  3. индивидуально приемлемое развитие физического потенциала, обеспечивающее достижение необходимого уровня развития физических качеств, двигательных умений и навыков;
  4. формирование теоретических и инструктивно-методических знаний, умений и навыков, необходимых для физического самосовершенствования и приобщения к таким занятиям других;
  5. формирование осознанной потребности в освоении ценностей здоровья, физической культуры и спорта;
  6. валеологическое образование как важнейший на современном этапе фактор формирования здорового образа жизни.

Принципы физического воспитания [ править | править код ]

Российская система физического воспитания базируется на следующих основополагающих принципах:

  1. всестороннего гармонического развития личности, который предполагает связь физического воспитания с другими видами воспитания (умственным, трудовым, нравственным и т.п.), согласованное и соразмерное развитие физических способностей, формирование разносторонних двигательных умений и навыков, освоение специальных знаний;
  2. оздоровительной направленности, который предполагает выбор средств и методов физического воспитания прежде всего в зависимости от их оздоровительной ценности, соответствие физических нагрузок возможностям занимающихся, осуществление систематического врачебно-педагогического контроля;
  3. связи с практической общественно значимой деятельностью, который предполагает нацеленность на первоочередное формирование жизненно важных и ценных в прикладном отношении двигательных умений и навыков, формирование способностей действовать полезно и эффективно в сложных условиях трудовой или военной деятельности, максимальное использование средств физической культуры для трудового и патриотического воспитания.

Основными направлениями системы физического воспитания [ править | править код ]

Основными направлениями отечественной системы физического воспитания можно назвать следующие.

1. Базовое направление. Его основой является организуемый в учебных заведениях всех уровней и типов учебно-воспитательный процесс по физической культуре. Главной задачей является приобщение к ценностям физической культуры, укрепление здоровья и разностороннее физическое совершенствование. Это направление является общеподготовительным и служит основой для остальных, носящих специализированный характер. Система физической культуры направлена на то, чтобы организовать физическое воспитание населения с учетом интересов каждого человека, требований производства, образования и культуры народов Российской Федерации.

Система существует в государственных, общественных и других негосударственных формах деятельности. Физическое воспитание в образовательных учебных заведениях и дошкольных учреждениях происходит на основе государственных образовательных программ, а также используется внеучебная физкультурно-оздоровительная и спортивная работа. С обучающимися, имеющими отклонения в развитии, занятия проводятся в рамках индивидуальной программы реабилитации. В физическом воспитании населения принимают участие учреждения дополнительного образования: спортивные школы, секции, клубы и другие внешкольные и внеучебные физкультурно-оздоровительные и физкультурно-спортивные организации.

Статья 28 Федерального закона о спорте посвящена физической культуре и спорту в системе образования. В силу ч. 1 данной статьи образовательные организации с учетом местных условий и интересов обучающихся самостоятельно определяют формы занятий физической культурой, средства физического воспитания, виды спорта и двигательной активности, методы и продолжительность занятий физической культурой на основе федеральных государственных образовательных стандартов и нормативов физической подготовленности.

Согласно ч. 2 ст. 28 Федерального закона о спорте организация физического воспитания и образования в образовательных организациях включает в себя.

  1. проведение обязательных занятий физической культурой и спортом в пределах основных образовательных программ, а также дополнительных (факультативных) занятий физической культурой и спортом в пределах дополнительных общеобразовательных программ;
  2. создание условий, в том числе обеспечение спортивным инвентарем и оборудованием [1] , для проведения комплексных мероприятий по физкультурно-спортивной подготовке обучающихся;
  3. формирование у обучающихся навыков физической культуры с учетом индивидуальных способностей и состояния здоровья, создание условий для вовлечения обучающихся в занятия физической культурой и спортом;
  4. осуществление физкультурных мероприятий во время учебных занятий;
  5. проведение медицинского контроля за организацией физического воспитания;
  6. формирование ответственного отношения родителей (лиц, их заменяющих) к здоровью детей и их физическому воспитанию;
  7. проведение ежегодного мониторинга физической подготовленности и физического развития обучающихся;
  8. содействие организации и проведению спортивных мероприятий с участием обучающихся;
  9. содействие развитию и популяризации школьного спорта и студенческого спорта;
  10. участие обучающихся в международных спортивных мероприятиях, в том числе во Всемирных универсиадах и официальных спортивных соревнованиях.

В соответствии с ч. 3 ст. 28 Федерального закона о спорте в целях вовлечения обучающихся в занятия физической культурой и спортом, развития и популяризации школьного спорта, студенческого спорта образовательными организациями, реализующими образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, среднего профессионального и высшего образования, и (или) обучающимися таких организаций могут создаваться школьные спортивные клубы и студенческие спортивные клубы (в том числе в виде общественных объединений), не являющиеся юридическими лицами. Деятельность таких спортивных клубов осуществляется в порядке, установленном приказом Минобрнауки России от 13 сентября 2013 г. № 1065 «Об утверждении порядка осуществления деятельности школьных спортивных клубов и студенческих спортивных клубов» [2] , и предусматривается уставами соответствующих образовательных организаций.

2. Спортивное направление. Физическое воспитание со спортивной направленностью обеспечивает удовлетворение потребностей в занятиях избранным видом спорта. Основной целью занятий в рамках данного направления является подготовка к соревнованиям, участие в соревновательной деятельности и достижение максимально высоких спортивных результатов. Подготовка к соревнованиям осуществляется в процессе спортивной тренировки, которая является одной из наиболее действенных и эффективных форм физического воспитания. Спортивная тренировка представляет собой сложный, многогранный процесс, включающий в себя различные виды подготовки — общую физическую, специальную физическую, техническую, тактическую, морально-волевую и интегральную [3] .

3. Профессионально-прикладное направление. Представляет собой физическое воспитание, осуществляемое с учетом особенностей профессиональной деятельности индивида. Призвано содействовать более успешному освоению профессии, профилактике профессиональных заболеваний, повышению производительности труда и т.п.

Смысл данного направления в том, чтобы администрация организаций различных организационно-правовых форм обеспечивала работникам условия для реализации их права на занятия физической культурой, включая реабилитационные, профессиональноприкладные занятия в режиме рабочего дня, послетрудовое восстановление, профилактические занятия, спортивно-массовую работу, спортивно-оздоровительный туризм.

Статья 30 Федерального закона о спорте называется «Физическая культура и спорт по месту работы, месту жительства и месту отдыха граждан». В соответствии с ч. 1 названной статьи в соглашения, коллективные договоры и трудовые договоры между работодателями, их объединениями и работниками или их полномочными представителями могут включаться положения:

В соответствии с ч. 2 ст. 30 Федерального закона о спорте руководители санаторно-курортных учреждений, домов отдыха и туристских баз создают условия для использования компонентов физической культуры в процессе лечения и отдыха граждан в целях укрепления их здоровья, профилактики и лечения заболеваний.

Муниципальные органы должны создавать условия для занятий физической культурой по месту жительства и в местах массового отдыха. Так, согласно ч. 3 ст. 30 Федерального закона о спорте органы местного самоуправления создают условия для развития физической культуры и спорта по месту жительства и месту отдыха граждан, в том числе путем привлечения специалистов в области физической культуры и спорта.

Физическая подготовка военнослужащих и личного состава правоохранительных органов должна обеспечивать выполнение ими воинского долга и основных служебных обязанностей. Командованием создаются необходимые для этого условия.

4. Лечебно-реабилитационное направление. Содержательной основой данного направления являются занятия физическими упражнениями, организуемые в целях восстановления работоспособности после интенсивной трудовой или спортивной деятельности. В рамках этого направления осуществляется также восстановление утраченных функций после производственных или спортивных травм и перенесенных заболеваний на основе использования средств лечебной физической культуры (ЛФК).

Органы здравоохранения используют физическую культуру как средство профилактики и лечения заболеваний, осуществляют врачебный контроль над лицами, занимающимися физической культурой и спортом, в том числе спортивно-оздоровительным туризмом, организуют и проводят подготовку и повышение квалификации специалистов здравоохранения, создают центры и пункты оздоровления и реабилитации средствами физической культуры, диагностико-консультационные пункты и кабинеты, врачебно-физкультурные диспансеры.

Развитие физической культуры и спорта среди инвалидов направлено на повышение их двигательной активности, что является непременным условием их всесторонней реабилитации и социальной адаптации. Этим занимаются образовательные учреждения, учреждения здравоохранения, социального обеспечения и организации физической культуры и спорта. Как уже отмечалось, адаптивной физической культуре, физической реабилитации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья посвящена ст. 31 Федерального закона о спорте.

5. Массовое оздоровительно-рекреативное направление. Предполагает использование средств физической культуры в основном в процессе организации коллективных форм культурного досуга.

6. Преимущественно бытовое физкультурно-гигиеническое направление. В его основе лежит использование средств физической культуры для решения задач восстановления работоспособности и укрепления здоровья в условиях домашнего быта.

Важнейшей государственной задачей в сфере физического воспитания подрастающего поколения является повышение уровня физической подготовленности детей и подростков. Решение данной задачи возлагается в основном на физическое воспитание в школе. Для большинства школьников уроки физической культуры являются не только основной, но и часто единственной формой их физического воспитания. Поэтому тренировке, направленной на повышение уровня физической подготовленности, и соответствующему контролю должна отводиться более важная роль и уделяться больше внимания, чем это происходит в настоящее время на уроках физической культуры в школе.

Физическое воспитание, являясь подсистемой целостного педагогического процесса, ориентировано на подготовку физически здорового человека, способного к самоопределению и самореализации здорового стиля жизнедеятельности. Решение этой важной проблемы возможно путем формирования физического потенциала человека в соответствии с его биологической предрасположенностью и приоритетом вида физической активности, а также способностью реализовать свой потенциал в физкультурно-спортивной, профессиональной и бытовой практике.

Разновидностью физического воспитания, имеющей выраженную прикладную направленность, состоящей в целенаправленном освоении движений и развитии физических способностей применительно к определенному виду деятельности, является физическая подготовка. Статья 2 Федерального закона о спорте определяет понятие физической подготовки как процесс, направленный на развитие физических качеств, способностей (в том числе навыков и умений) человека с учетом вида его деятельности и социально-демографических характеристик.

Исторически физическое воспитание возникло и развивалось прежде всего в связи с потребностями общества в полноценной физической подготовке людей к труду. По мере развития общества функции физического воспитания и физической подготовки значительно расширялись и дифференцировались.

В настоящее время физическая подготовка представляет собой один из основных факторов формирования разнообразных двигательных умений и навыков, а также комплексного развития физических качеств в целях расширения и увеличения двигательных возможностей человека. В таком качестве она получила название «общая физическая подготовка» (ОФП). Кроме того, существует множество ее «специализированных» разновидностей, таких как общая и специальная подготовка в спортивной деятельности, физическая подготовка людей умственного труда и др. Физическая подготовка предопределяет двигательную подготовленность индивида, т.е. определенный уровень сформированности жизненно важных и прикладных двигательных умений и навыков, развития физических качеств и работоспособности.

  • Физическая культура
  • Физическое развитие
  • Физическое совершенство
  • Спортивное воспитание
  • Спорт
  • Массовый спорт
  • Спорт высших достижений (большой спорт)
  • Профессиональный спорт
  • Спортивное соревнование

Источники [ править | править код ]

  1. ↑ Письмо Минобрнауки России от 16 мая 2012 г. № МД-520/19 «Об оснащении спортивных залов и сооружений общеобразовательных учреждений» (вместе с «Примерным перечнем и характеристиками современного спортивного оборудования и инвентаря для оснащения спортивных залов и сооружений государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений») // Вестник образования России. 2012. № 14. Июль; 2012. № 15. Август; 2012. № 17. Сентябрь; № 21. Ноябрь.
  2. ↑ Российская газета. 2013. № 247. 1 ноября.
  3. ↑ Современная система спортивной подготовки / Под ред. Ф.П. Суслова, В.Л. Сыча, Б.Н. Шустина. М.: СААМ, 1995.

Источник: sportwiki.to

Физическое воспитание

Физическое воспитание (далее по тексту — Ф. в.) — органическая часть общего воспитания; социально-педагогический процесс, направленный на укрепление здоровья [en] , гармонического развитие форм и функций организма человека, его физических способностей и качеств, на формирование и совершенствование двигательных навыков и умений, необходимых в быту и производительной деятельности, и в конечном итоге на достижение физического совершенства.

Физическое воспитание

Цель физического воспитания – подготовка физически развитых, здоровых, активных людей общества, способных к высокопроизводительному труду. Ф. в. свойственно всем общественным формациям. В первобытном обществе оно существовало в форме физического упражнения, игр, состязаний и испытаний, имитировавших трудовые процессы, охоту, военные действия, отражавших различные обряды, и органически связывалось с развитием у подрастающих поколений физической силы, выносливости, волевых качеств. В рабовладельческом обществе (страны Древнего Востока, Древняя Греция, Рим, государства Закавказья и Средней Азии) физическое воспитание приобрело характер государственной системы подготовки юношества господствовавших классов к гражданской и военной службе и осуществлялось как в семье, так и в государственных учебных заведениях, в армии (см., например, Спартанское воспитание).

В феодальном обществе физическое воспитание стало основой систем рыцарского (княжеского) воспитания – верховая езда, фехтование, стрельба из лука, плавание, охота, единоборства и игры военного и спортивного характера. С развитием городов Ф. в. распространилось среди различных слоев городского и окрестного крестьянского населения, чему способствовали возникшие стрелковые, фехтовальные и др. братства; проводившиеся во время праздников состязания горожан в беге, борьбе, гребле, фехтовании, стрельбе из лука, игры с мячом. Значительно возрос интерес к физическому воспитанию в эпоху Возрождения. Гуманисты делали попытки ввести Ф. в. в школе. В Италии в начале 15 в. Витторино да Фельтре открыл школу, в которой большое внимание уделялось Ф. в., организации умственной и физической самодеятельности учащихся.

Во Франции Ф. Рабле и М. Монтень проповедовали физическое воспитание в единстве с нравственным воспитанием и умственным образованием. Я. А. Коменский рассматривал Ф. в. как важнейшую часть семейного воспитания и педагогического процесса в школе (в «Великой дидактике» и «Материнской школе» значительное место занимают вопросы гигиены, питания, здорового режима детей, физические упражнения, игры).

Созвучные с идеями Коменского мысли о Ф. в. детей высказывал учёный монах Епифаний Славинецкий (17 в.), который первым на Руси сделал попытку классифицировать подвижные игры и выделить из них приемлемые для Ф. в. детей. Составной частью всестороннего воспитания подрастающих поколений считали Ф. в. Т. Мор и Т. Кампанелла. Главную задачу физического воспитания Дж. Локк видел в укреплении здоровья детей, в правильно организованном удовлетворении их естественные потребности в движении. Ж. Ж. Руссо в педагогическом трактате « Эмиль, или О воспитании» подчёркивал значение Ф. в. для умственного развития и трудового воспитания детей.

Совершенствованию форм и методов физического воспитания способствовали возникшие в 18 веке в Германии (в основном под влиянием идей Руссо) «школы человеколюбия и добрых нравов» – т. н. филантропины (см. Филантропизм), где зародилась немецкая национальная система гимнастики, основы которой были заложены педагогами-филантропистами Фитом и И. К. Ф. Гутс-Мутсом, а дальнейшее развитие связано с именем Ф. Яна. И. Г. Песталоцци разработал комплекс элементарных физических («суставных») упражнений, включил занятия гимнастикой в программу начального обучения. Немецкий педагог А. Шпис ввёл в школьную гимнастику порядковые (по степени сложности) упражнения, т. н. вольные движения и упражнения на гимнастических снарядах. П. Линг положил начало созданию шведской системы гимнастики (в основе – комплексы упражнений для развития и укрепления отдельных частей тела); в Чехии М. Тырш создал национальную систему гимнастики, получившую название «сокольской» (упражнения на гимнастических снарядах, вольные, групповые; гимнастические пирамиды, хороводы и т.д.).

В 19 и в начале 20 вв. складывались национальные системы физического воспитания во Франции (Ф. Аморос, Ж. Демени), Дании (Н. Бук), Великобритании [en] (спортивно-игровой метод) и других странах [en] . В ряде капиталистических стран Ф. в. стало тесно связываться со Скаутизмом и использоваться для милитаризации воспитания молодёжи.

В России [en] проблемы Ф. в. подрастающего поколения нашли отражение в 18 в. в трудах И. И. Бецкого, Н. И. Новикова, Александра Николаевича Радищева. О необходимости физического воспитания детей с раннего возраста писал Виссарион Григорьевич Белинский.

За гармоническое развитие нравственных, умственных и физических сил человека выступали Николай Гаврилович Чернышевский и Николай Александрович Добролюбов. Константин Дмитриевич Ушинский связывал физическое воспитание с трудом, с умственным и нравственным развитием ребёнка, высказывался за введение Ф. в. в школьную программу. Оригинальную систему физического воспитания создал П. Ф. Лесгафт ; определяя его как «физическое образование», методы которого должны строиться на общих принципах с умственным образованием, он указывал на огромное значение Ф. в. для развития у детей восприятия и мышления. Значительный вклад в разработку форм и методов Ф. в. внёс ученик Лесгафта В. В. Гориневский.

С конца 19 века в системах физического воспитания всё большее место (как средство и метод) стал занимать спорт, воспитательное значение которого определяется его соревновательным характером, а также необходимостью систематических физкультурных тренировочных занятий для достижения высоких спортивных результатов. (Г. И. Кукушкин, В. В. Столбов, И. Н. Решетень)

Подробнее о физическом воспитании читайте [en] в литературе:

  • Теория и методика физического воспитания, т. 1, Москва, 1967;
  • Советская система физического воспитания, под ред. Г. И. Кукушкина, М., 1975;
  • История физической культуры и спорта, М., 1975.

Источник: babychild.org

Оцените статью
Добавить комментарий