Иностранные трудовые мигранты в России это

Виды иностранных работников в Российской Федерации Ибрагимов, В. М. Виды иностранных работников в Российской Федерации / В. М. Ибрагимов. — Текст :...

Ибрагимов, В. М. Виды иностранных работников в Российской Федерации / В. М. Ибрагимов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 28 (475). — С. 85-88. — URL: https://moluch.ru/archive/475/104935/ (дата обращения: 24.09.2023).

Данная статья посвящена анализу существующих в Российской Федерации на сегодняшний день виды иностранных работников. В статье раскрываются особенности каждой из исследуемых категорий иностранных работников.

Особое внимание уделено статистике по трудовой миграции в России, изменениям в количестве работников той или иной категории по годам, объяснению причин таких изменений. В настоящее время нельзя признать нарушения, связанные с привлечением иностранных работников к трудовой деятельности. В связи с этим статья также затрагивает положения КоАП РФ, связанные как с отдельными категориями иностранных работников, так и с привлечением их к трудовой деятельности в целом. Для понимания широкого вовлечения иностранных работников в трудовую деятельность проведен краткий анализ трудовой миграции как явления в современном мире.

Регистрация, миграционный учёт иностранных граждан, мигрантов в России. Штрафы. МВД. Юрист

Ключевые слова: трудовая миграция, иностранный работник, трудовые отношения, трудовой договор.

В эпоху глобализации с трудовой миграцией столкнулись многие государства, и Российская Федерация не стала исключением. Экономическая и политическая нестабильность заставляют массы людей покидать свои страны и переезжать в поисках работы. Оказавшись в незнакомой для себя политической, экономической, культурной и правовой среде, мигранты становятся уязвимой категорий населения, которая без дополнительных правовых средств не всегда способна защитить свои права и законные интересы, как перед произволом органов государственной и муниципальной власти, так и перед нарушениями трудового законодательства работодателем.

С другой стороны, большое количество трудовых мигрантов вынуждает граждан страны-реципиента конкурировать с ними за рабочие места. Кроме того, непредсказуемость миграционных потоков способны привести к росту социального напряжения. Все это делает трудовую миграцию сложным и многогранным явлением, требующим отдельного правового регулирования, и обуславливает актуальность исследования вопросов, связанных с трудовой миграцией и ее правового регулирования.

Причины столь сложного явления также являются комплексными. В целом главной причиной трудовой миграции можно назвать глобализацию и экономическую дифференциацию между странами в современном мире. Более детальный подход к раскрытию причин трудовой миграции позволяет выделить две группы факторов: экономические и неэкономические. К экономическим причинам трудовой миграции можно отнести низкую оплату труда, отсутствие рабочий мест, невозможность устроиться по профессии в стране-доноре. В то время как среди неэкономических причин выделяют политическую нестабильность, вооруженные конфликты, притеснение по расовому, религиозному или иному признаку в стране-доноре [1].

В рамках постсоветского пространства главным реципиентом трудовых мигрантов является Российская Федерация. В соответствии со статистикой МВД за 2022 год всего было оформлено 95 328 разрешения на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства, а также 2 059 964 патента [2].

Иностранные граждане, мигранты, Лица без гражданства в России без документов. Что делать?! Юрист

Статья 2 Федерального закона от 25.07.2002 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» закрепляет понятие иностранного работника в Российской Федерации. Таковым является иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий трудовую деятельность [3]. Статья 13 указанного Федерального закона закрепляет за иностранными работниками право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Также данный закон предусматривает возможность выступать в качестве работодателей и заказчиков работ (услуг) иностранным гражданам, зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей.

Иностранных работников на основании анализа законодательства можно разделить на тех, кто проживает на территории Российской Федерации постоянно (имеют вид на жительство) или временно (имеют разрешение на временное проживание), и тех, кто пребывает временно (поставлены на миграционный учет по месту пребывания).

Иностранным гражданам, которые имеют вид на жительство или разрешение на временное проживание, при осуществлении трудовой деятельности не требуется разрешение на работу либо патент. По данным МВД за 2022 год было оформлено 174 243 разрешений на временное проживание и 286 220 видов на жительство иностранным гражданам и лицам без гражданства, что превышает соответствующие показатели за 2021 год [2].

Довольно существенный пласт иностранных работников в Российской Федерации составляют осуществляющие трудовую деятельность на основании патента. Как уже было отмечено, за 2022 год всего было оформлено 2 059 964 патента. На конец 2022 года количество действительных патентов составило 1 857 181.

На основании патента осуществлять трудовую деятельность в России имеют право иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и достигшие возраста восемнадцати лет. Порядок получения иностранным гражданином патента установлен в ст. 13.3 Федерального закона от 25.07.2002 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Для этого следует в течение 30 календарных дней со дня въезда в Российскую Федерацию обратиться в органы внутренних дел. В противном случае иностранный гражданин будет привлечен к административной ответственности по ст. 18.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [4].

В законе существуют специальные требования и к работодателям, привлекающим иностранных граждан к трудовой деятельности на основании патента. По общему правилу таким правом обладают работодатели и заказчики работ (услуг), являющиеся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, частными нотариусами, адвокатами, учредившими адвокатский кабинет, или иными лицами, чья профессиональная деятельность подлежит государственной регистрации или лицензированию. Те работодатели или заказчики, которые являются гражданами Российской Федерации, могут привлекать иностранных работников данной категории к трудовой деятельности для обеспечения личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Если же работодатель или заказчик имеет неисполненное постановление о назначении административного наказания за незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан, то он не вправе привлекать иностранных граждан к трудовой деятельности на основании патента [3].

Иностранные граждане, пребывающие на территории Российской Федерации на основании виз, вправе осуществлять трудовую деятельность при наличии разрешения. Показательны статистические данные по этой категории работников.

Согласно статистике Министерства внутренних дел Российской Федерации численность иностранных граждан, имевших действующее разрешение на работу, на конец 2011 года составляла 1 027,9 тыс. человек [5]. Однако затем это число значительно снизилось и в конце 2015 года составило 182,4 человек.

Это объясняется в том числе созданием Евразийского экономического союза, что привело к фактической отмене необходимости получения разрешительных документов для граждан государств-членов союза [6, 7]. Еще одно резкое снижение численности иностранных работников данной категории произошло в 2020 году.

Если по истечению 2019 года их число составляло 83,2 тыс. человек, то в конце 2020 года — всего 52,8 тыс. человек. На конец 2021 года численность действительных разрешений на работу иностранным гражданам составила уже 82,5 тыс. человек. Столь серьезные изменения связаны с введением и отменой карантинных мер и общей эпидемиологической обстановкой. Это еще раз свидетельствует о разнообразии факторов, влияющих на процессы трудовой миграции.

Отдельной категорией иностранных работников на территории Российской Федерации являются высококвалифицированные специалисты. Всего высококвалифицированным специалистам за 2022 год было оформлено 32 717 разрешений на работу.

Это существенно меньше, чем за 2021 год (46 691 разрешений), что можно объяснить усложнением политической обстановки в связи с началом специальной военной операции. Высококвалифицированными специалистами в соответствии с российским законодательством признаются научные работники, преподаватели, медицинские работники и иные специалисты. Полный перечень требований к ним, а также к работодателям и местам осуществления их трудовой деятельности закреплен в ст. 13.2 Федерального закона от 25.07.2002 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Еще одной особой категорией иностранных работников являются иностранные граждане, направляемые для работы в расположенные на территории Российской Федерации филиалы, представительства и дочерние организации иностранных коммерческих организаций. Разрешение на работу таким работника выдается на срок, соответствующий периоду, на который иностранный гражданин направляется в филиал, представительство или дочернюю организацию иностранной коммерческой организации, но не более чем на три года.

Если иностранный работник, которому в соответствии с российским законодательством, для осуществления трудовой деятельности необходимо разрешение на работу или патент, осуществляет такую деятельность без этих документов, то он будет привлечён к административной ответственности на основании части 1 статьи 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В свою очередь работодатель будет нести ответственность по ст. 18.15 за привлечение к трудовой деятельности иностранного гражданина без разрешения на работу или патента, если такие документы были нужны, а также за привлечение к трудовой деятельности по профессии, не указанной в разрешении на работу или патенте.

За 2022 год наибольшее количество разрешений на работу и патентов получили граждане следующих государств: Азербайджан (145 разрешений и 50 863 патентов), Вьетнам (17 800 разрешений), Китай (36 116 разрешений), Таджикистан (66 разрешений и 755 029 патентов), Турция (16 230 разрешений) и Узбекистан (370 разрешений и 1 243 173 патента). Всего же за 2022 год было заключено 2 085 973 трудовых договора с иностранными гражданами, что превышает аналогичный показатель за 2021 год (1 673 342 договора). Это говорит о востребованности рабочий мест в России для иностранцев с одной стороны и о востребованности иностранных работников для российских работодателей с другой. И это несмотря на усложнившуюся за рассматриваемый период международную политическую остановку.

Чем же обусловлена такая востребованность? Со стороны работников-мигрантов переезд в Российскую Федерацию в поисках работы как правило сопряжен с возможностью улучшить свое финансовое положение в нашей стране. Иностранные работники часто готовы трудиться на должностях, которые местные жители считают малопрестижными (прежде всего это относится к работникам, не являющимся высококвалифицированными специалистами). Также мигранты нередко соглашаются на худшие условия труда по сравнению с гражданами страны-реципиента, менее склонны отстаивать свои трудовые права путем вступления в независимые профсоюзы, участия в забастовках, обращения в суд, прокуратуру или инспекцию труда. Это позволяет работодателям значительно экономить на оплате труда, зачастую не жертвуя качеством выполняемых работ.

Следует отметить, что в российском законодательстве предусмотрена административная ответственность как для самих иностранных работников, так и для привлекающих их к трудовой деятельности работодателей. Так, помимо уже рассмотренных нарушений, можно выделить несоответствие заявленной цели пребывания (проживания) иностранного гражданина в Российской Федерации фактически осуществляемой деятельности влечет за собой ответственность по ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Среди не указанных выше возможных нарушений со стороны работодателя, влекущих административную ответственность, можно выделить: неуведомление или нарушение порядка или формы уведомления федерального органа исполнительной власти о заключении или прекращении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора; нарушение правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах; несоблюдение работодателем или заказчиком работ (услуг) установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства ограничений на осуществление отдельных видов деятельности.

  1. Гурьева К. Н. Миграционные процессы на современном этапе развития мировой экономики / К. Н. Гурьева // Аллея науки. — 2018. — Т. 2. — № 3 (19). — С. 296–300.
  2. Сводка основных показателей деятельности по миграционной ситуации в Российской Федерации за январь — декабрь 2022 года [Электронный ресурс]. URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/dejatelnost/statistics/migracionnaya/item/35074904/
  3. Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 10.07.2023) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37868/b51f69f9b90ad95a7e7975c6284d9cec5748c258/#dst149
  4. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 24.06.2023) [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/
  5. Труд и занятость в России. 2021: Стат.сб./Росстат — M., 2021. — 177 c.
  6. «Договор о Евразийском экономическом союзе» (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 24.03.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.04.2023) [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/
  7. Лузина Т. В. Оценка миграционных потоков в ЕАЭС / Т. В. Лузина // Modern Economy Success. 2019. № 2. С. 132–138.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, трудовая деятельность, трудовая миграция, работник, гражданин, иностранный гражданин, основание патента, работа, разрешение, административная ответственность.

Источник: moluch.ru

Общие положения правового регулирования трудовых отношений с участием иностранных граждан

Соотношение понятий «иностранный гражданин», «иностранный работник» и «трудящийся-мигрант»

Анализ правового статуса иностранных работников следует начать с изучения понятий, которые включают в себя такие термины, как иностранный гражданин, иностранный работник и трудящийся-мигрант.

Правовое определение понятия иностранный гражданин изначально было сформулировано в Федеральном законе «О гражданстве Российской Федерации» Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. (ред. 31.12.2014), № 62-ФЗ Справочно-правовая система КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 31.10.2015)., в соответствии с которым иностранным гражданином «признается лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства».

Впоследствии появился Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ» Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015). Справочно-правовая система КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 01.11.2015)., который:

· определяет правовое положение иностранных граждан в РФ;

· определяет порядок учета иностранных граждан в РФ лиц;

· определяет контроль над ними.

Согласно ст.2 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» Там же., «иностранный гражданин — это физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства».

Как видно, эти два определения не являются полностью идентичными, так как в соответствии с ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» у «иностранца» должно быть доказательство наличия иностранного гражданства, а ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» такого требования не устанавливает.

В ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» впервые дано определение понятия иностранного работника, то есть иностранного гражданина, временно пребывающего в Российской Федерации и осуществляющего в установленном порядке трудовую деятельность Гладков Н. Различие понятий иностранный работник и трудящийся-мигрант// Н. Гладков Электронный журнал «Кадровик. Трудовое право для кадровиков». 2008.-№ 1. URL:http://www.hr-portal.ru/article/razlichie-ponyatiy-inostrannyy-rabotnik-i-trudyashchiysya-migrant (дата обращения: 01.11.2015).

Согласно ст. 20 ТК РФ Трудовой кодек РФ от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 05.10.2015). Справочно-правовая система КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 09.11.2015) работник «является одна из сторон трудовых отношений и определяется как физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем».

В ст. 11 ТК РФ Там же. говорится, что на территории Российской Федерации правила и нормы, установленные трудовым законодательством, распространяются на трудовые отношения с иностранными гражданами. Исходя из этого, иностранец попадает под определение понятия работника, которое определяется в ст. 20 ТК РФ.

Согласно Кодексу каждый иностранный гражданин, находящиеся в России и достигший определенный возраст, может осуществлять трудовую деятельность и заключать трудовые отношения с работодателем.

В свою очередь в ст.2 ФЗ «О правовом положении иностранного гражданина в РФ»Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015). Справочно-правовая система КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 01.11.2015). дается понятие иностранного работника: «иностранный работник — это лицо, временно пребывающий на территорию Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность».

Проведем сравнение между двумя понятиями иностранный гражданин и иностранный работник. Отличие двух понятий заключается в то, что иностранный гражданин ? это лицо, не имеющие гражданство РФ, но имеющие доказательство другой страны. Однако согласно ФЗ «О правовом положении иностранного гражданина в РФ» Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015). Справочно-правовая система КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 01.11.2015)., «иностранным работником признается лицо, которое находится в РФ и при этом выполняет трудовую деятельность».

В законодательстве Российской Федерации понятие трудящийся-мигрант не зафиксировано, что дает определенную сложность в регулировании правового положения иностранных граждан в сфере труда на территории РФ.

Согласно п.4 ст.15 Конституции РФ Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) Справочно-правовая система КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 31.10.2015) «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ» являются составной частью ее правовой системы. Если в международном договоре РФ определены иные правила, чем те, которое предусмотрены законом, то применяются правила международного договора.

В международно-правовых актах, в том числе международных договорах с участием РФ, употребляется термин трудящийся-мигрант, а не иностранный работник. По этой причине появляется необходимость исследовать понятие трудящийся-мигрант, определить круг лиц, составляющих данную категорию В.Л. Михайликов, О.В. Никулина.

Трудящиеся (работники) мигранты и иностранцы, работающие в Россйкой Федерации: соотношение понятий// Михайликов В.Л., Никулина О.В. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право.

2011. — № 2, URL: http://cyberleninka.ru/article/n/trudyaschiesya-rabotniki-migranty-i-inostrantsy-rabotayuschie-v-rossiyskoy-federatsii-sootnoshenie-ponyatiy (дата обращения: 02.11.2015).

Трудящийся-мигрант — это лицо, которое перемещается из одного государства в другое в поисках работы. Важное место в регулировании правового статуса трудящихся-мигрантов занимают соглашения, заключенные под руководством Международной организации труда. Первым международным соглашением считается Конвенция МОТ о трудящихся-мигрантах 1949 г. Конвенция Международной организации труда №97 «О трудящихся-мигрантов», Женева, 08.06.1949 г. Информационно-правовой портал ГАРАНТ. URL: http://base.garant.ru/2541075/ (дата обращения: 03.11.2015), которая содержит определение «трудящийся-мигрант — это лицо, которое мигрирует из одной страны в другую с намерением получить работу иначе, чем за собственный счет, и включает всякое лицо, допускаемое в соответствии с законом в качестве трудящегося-мигранта».

Конвенция МОТ о равноправии граждан стран, иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения 1962 г. Конвенция Международной организации труда о равноправии граждан страны, иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения: принята в Женеве 1962г. URL: http://base.garant.ru/2541281/ (дата обращения: 03.12.2015) направлена на предоставление каждому государству — члена МОТ единых прав со своими гражданами как в отношении распространения на них законодательства, так и в отношении права на социальные пособия.

Центральное место среди международных соглашений, затрагивающая труд мигрантов и членов их семей, занимает Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 г Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мирантов и членов их семей (принята резолюцией 45/158 Генеральной Ассамблеи от 18.12.1990 г.)

URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/migrant1.shtml(дата обращеня: 02.11.2015).

Конвенция была создана с целью обеспечения правовой защиты трудящихся-мигрантов, однако, установив при этом нормы всестороннего характера.

В соответствии с п.1 ст.1 Конвенции Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мирантов и членов их семей (принята резолюцией 45/158 Генеральной Ассамблеи от 18.12.1990 г.)

URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/migrant1.shtml(дата обращеня: 02.11.2015) положения применяются ко всем трудящимся-мигрантам и членам их семей без расхождений по:

· религии или убеждений, политических или иных взглядов;

· национального, этнического или социального происхождения;

· экономического, имущественного, семейного и сословного положения и т.д.

Ст. 2 Конвенции Там же. устанавливает, что «трудящийся-мигрант — это лицо, которое будет заниматься, занимается или занималось оплачиваемой работой в государстве, гражданином которого оно не является». Кроме общего понятия, Конвенция содержит перечень подкатегорий трудящихся-мигрантов — это приграничные, сезонные трудящийся, моряки, трудящийся на проекте, трудящийся целевого найма, трудящийся-мигрант, который работает по найму Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мирантов и членов их семей (принята резодюцией 45/158 Генеральной Ассамблеи от 18.12.1990 г.)

URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/migrant1.shtml( дата обращеня: 02.11.2015).

Данная конвенция не распространяет свое действие на:

· лиц, которые направляются и нанимаются международными организациями;

· лиц, статус которых устанавливается соглашением с государством работы по найму и в соответствии, с которым не считаются трудящимися-мигрантами;

· лиц, которые заняты в стационарной прибрежной установке, которым не разрешается проживание, и участие в оплачиваемой деятельности в государстве работы по найму.

Исходя из смысла данного определения, следует выделить две основные характеристики трудящихся-мигрантов:

Во-первых, статус трудящегося-мигранта распространяет свое действие не только на работающих или работавших ранее лиц, но также и на лиц, только собирающихся приступить к работе.

А во-вторых, что к трудящимся-мигрантам относятся нелегальные иммигранты, так как в определении нет конкретизации, потому что к данной категории лиц могут быть отнесены только лица, законно осуществляющие трудовую деятельность В.Л. Михайликов, О.В. Никулина. Трудящиеся (работники) мигранты и иностранцы, работающие в Россйкой Федерации: соотношение понятий// Михайликов В.Л., О.В.

Никулина. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право.

2011. — № 2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/trudyaschiesya-rabotniki-migranty-i-inostrantsy-rabotayuschie-v-rossiyskoy-federatsii-sootnoshenie-ponyatiy (дата обращения: 02.11.2015).

Таким образом, Конвенция N 143 «О злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения» Конвенция №143 «О злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения». Международный альянс «Трудовая миграция». URL: http://www.ialm.ru/pages/id125.html (дата обращения: 03.11.2015) определяет, что трудящийся-мигрант — это «лицо, которое мигрирует или мигрировало из одной страны в другую с целью получения любой работы».

Конвенция исключает из понятия трудящийся-мигрант:

· лиц, трудящихся в приграничных районах;

· артистов и представителей свободных профессий, въехавших в страну на определенный срок;

· лиц, приезжающих с целью получения образования;

· лиц, въехавших на определенный срок для выполнения конкретной работы, которые обязаны выехать из страны после выполнения этой работы.

Следовательно, для того, чтобы лицо определить как трудящийся-мигрант и распространить на него права и гарантия относительно равенства возможностей в отношении труда и занятий требуется, чтобы данное лицо въехало в страну для выполнения работы на законных основаниях.

Аналогичное определение трудящийся-мигрант содержится в ст.11 Конвенции Международной организации труда №97 «О трудящихся-мигрантов» Конвенция Международной организации труда №97 « О трудящихся-мигрантов», Женева, 08.06.1949 г. (документ не в свободном доступе). Информационно-правовой портал ГАРАНТ.

URL: http://base.garant.ru/2541075/ (дата обращения: 03.11.2015), в которой прописывается, что трудящийся-мигрант — это «лицо, которое мигрирует из одной страны в другую с намерением получить работу за собственный счет». Этот акт не распространяет свое действие на пограничных работников, лиц свободных профессий и моряков.

физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства

физическое лицо, временно находящиеся в Российской Федерации и выполняющий в установленном порядке трудовую деятельность

физическое лицо, которое перемещается из одного государства в другое в поисках работы

Итак, определений иностранный гражданин, иностранный работник и трудящийся-мигрант имеют свои сходство и различия. Например, каждое определение относит лицо к другому государству, однако суть все такие различается.

Так согласно определению иностранный гражданин? это гражданин, находящиеся на территории Российской Федерации, но не имеющий гражданство данного государства. В свою очередь понятия иностранный работник и трудящийся-мигрант похожи, по своей сути они определяют, что это лицо, которое приехала на территорию Российской Федерации для реализации трудовой деятельности. Но иностранный работник, имея разрешение на работу или патент, уже выполняет трудовую деятельность, а трудящийся — мигрант перемещается в поисках этой работы. Вот в чем заключается различие двух этих понятий.

Однако важно знать точное определение этих понятий для того, чтобы правильно использовать их в законодательстве Российской Федерации.

Источник: studbooks.net

«Встанут транспорт, уборка дворов и стройки». Как простые россияне и эксперты отреагировали на отток мигрантов после падения рубля

После последнего падения курса рубля среди трудовых мигрантов пошли разговоры о том, что нужно возвращаться на родину или искать работу в другой стране. Сами они объяснили это тем, что наша валюта ослабла не только по отношению к доллару, но также к узбекскому суму и таджикскому сомони. То есть фактически в переводе на свои деньги они стали зарабатывать меньше.

Чтобы разобраться в этом вопросе, корреспонденты MSK1.RU поговорили с экспертами и спросили у них, ждать ли массового оттока мигрантов и что изменится, если они начнут уезжать из России.

«Стремятся стать гражданами РФ»

Председатель комиссии Совета по делам национальностей при правительстве Москвы, директор проектов Фонда развития международных связей «Добрососедство» Юрий Московский:

— Большого количества мигрантов, возвращающихся на родину в связи с курсом доллара, нет. Всё как было, так и осталось. Как только возникает любая кризисная ситуация, сразу же возникают мысли о том, что сотни тысяч, а то и миллионы людей покинут Россию. И никто, как выясняется, не уезжает. Это всё слухи, которые преувеличивают в несколько раз.

Как правило, иностранные рабочие получают больше, чем российские. Просто потому, что они берут сверхурочную работу и вкалывают. У них дополнительные расходы на жилье, на то, чтобы отправить деньги на родину. Они должны работать больше и получают, соответственно, больше. Больше и изнашиваются, конечно.

Поэтому, если кто-то уезжает, то только по той причине, что планировал это сделать раньше.

Россия для мигрантов из безвизовой Средней Азии по-прежнему актуальна. Больше, кроме России, ехать им некуда. Чтобы было понимание, у нас сейчас находится около 2,5 миллиона иностранных рабочих. Из них 600–700 тысяч в Москве. В московском регионе — 40–45% иностранной рабочей силы.

И деваться, собственно говоря, им некуда.

Они стремятся стать гражданами РФ, интегрироваться и адаптироваться здесь. Этот фактор нельзя сбрасывать со счетов. И таких людей много.

Помимо выходцев из Средней Азии у нас работают люди из Азербайджана, Армении, Молдавии, с Украины и так далее. Да, кстати говоря, из визовых стран могут быть проблемы с рабочими, потому что им обещали одну зарплату в долларовом эквиваленте, то в таком случае, если подписан контракт, работодатель вынужден заплатить. Но их не так уж и много. Но речь идет о тысячах, даже не о десятках тысяч человек.

«Это просто паника»

Юрист в сфере миграционного законодательства Насим Абдуллаев:

— Мигранты, которые приехали сюда, до сих пор работают на территории России, как и работали. Вопрос в тех людях, которые хотели сюда приехать. Они теперь очень задумываются, есть ли смысл переезжать в Россию. Поскольку доллар взлетел, а они переводят 70–80% денег к себе в страны родным. Учитывая конвертацию доллара, то в России всё стало практически как и у них в странах.

Гастарбайтеры в России существовали, существуют и, скорее всего, будут существовать. Есть случаи, когда трудовые мигранты работают по несколько месяцев, а потом оказываются на улице без денег, без заработной платы, поскольку они работали без трудового договора, хотя есть патент и они платят налог. Это я говорю исключительно о строительном секторе. Если же взять сектор обслуживания, например быстрого питания, то там всё очень хорошо и редко происходят подобного рода случаи, когда оставляют без заработной платы.

В общем, те, кто уже находится на территории России, не будут уезжать. Это однозначно. Только из-за того, что курс доллара поднялся, они не собираются покидать страну. Хотя стоит отметить, что ситуация для них стала достаточно плачевной, потому что из-за переводов в свои страны они теряют много денег.

Стоит отметить, что сектор, в котором заняты трудовые мигранты, это не тот сектор, где люди постоянно держатся. То есть это сменяемое место. Это не банк и не IT, где можно прийти и стабильно работать. Строительный сектор, доставка, сельское хозяйство — это всё временно. Но здесь всегда были места для работы и там никогда не будет пусто.

Эта тема вызвала бурные обсуждения среди россиян: одни стали переживать, что встанут стройки и будут проблемы с уборкой в городах, другие уверены, что без гастарбайтеров жизнь станет только лучше. Публикуем мнения читателей Городских порталов по поводу падения рубля и оттока трудовых мигрантов.

Разгибатель Скреп, Москва:

— Да ладно, вон цифровой рубль одобрили — теперь заживем! Правда, такое уже когда-то уже было, «трудодни» называлось.

Гость, Санкт-Петербург:

— Три миллиона таджиков приехали в Россию в прошлом году. В Нью-Йорке Брайтон-Бич из русского квартала превратился в узбекский. Все продвинутые азиатские эмигранты перемещаются по миру в тепленькие места. Сюда едут жители сёл, без образования.

Гость, Архангельск:

— Многие узбеки и таджики здесь уже давно живут — создали семьи и нарожали детей. Поэтому они кризис будут переживать здесь вместе с нами.

Гость, Владивосток:

— Не стоит переживать из-за роста доллара или падения рубля (называйте как хотите). Россия большая, и здесь есть всё для того, чтобы нескольким людям хорошо, а всем остальным плохо жить. В общем, стабильность.

Гость, Волгоград:

— Мигрантам попутного ветра! А Элечку (вероятно, речь идет о главе Центробанка Эльвире Набиулиной. — Прим. ред.) давно пора убирать вместе со своим коллективом.

Гость, Екатеринбург:

— Теперь представьте, что мигранты свалили: общественный транспорт встал, уборка помещений, улиц и дворов от мусора встала, 99% фастфуда встало, стройки встали и так далее. Что будете делать?

Гость, Иркутск:

— Почему теме мигрантов уделяют столько внимания? Подумаешь, где-то на стройке несколько узбеков работает. Уедут они или нет — разницы никакой.

Гость, Казань:

— Татары тоже нерусские, но россияне. Поэтому пусть таджики уезжают, а Москва дает рабочие места татарам. Только пусть платят не как мигрантам, а как гражданам РФ.

Гость, Краснодар:

— Если мигранты массово начнут уезжать, то по экономике России будет нанесен огромный удар, который будет намного ощутимее и серьезнее, чем падение рубля.

Гость, Красноярск:

— Да пусть эти гастарбайтеры уезжают, и поскорее. То, что происходит в Москве, в местах, где их перебор, нормальным не назовешь. Так что не было бы счастья, да несчастье помогло, пусть уезжают. Всех выпускать, никого не запускать!

279916064, Новосибирск:

— Многие россияне относятся к мигрантам как к людям второго сорта. А вы на себя посмотрите. Русские сами сейчас — мигранты во многих странах мира: в США, Германии, Турции, Грузии, Армении и даже Казахстане. Хотите, чтобы с вами тоже как с куском г*вна обращались?

— А зачем вообще экономику укреплять? Слабый рубль нам выгоден, больше рублей будет в бюджете.

— А к нам негров завезут, они нам СПИД подарят и BLM устроят. Вспомним еще не раз работящих узбеков добрым словом.

Гость, Ростов-на-Дону:

— Чего мы за гастарбайтеров переживаем, других проблем нет? Они здесь зарабатывают, отправляют деньги на родину и там отлично живут. Пусть едут на родину, зарабатывают и там же живут. Я совсем не националист, но иногда наша лояльность к приезжим должна быть меньше. Жаль только, что свои не хотят работать.

Гость, Самара:

— Про какое направление перемещения гастарбайтеров идет речь: из России или в нее? Страна просто наводняется боевым резервом таджиков. Не замечать этого может разве что министр МВД Колокольцев.

— Курс доллара на бирже опустился ниже 99 рублей. Получай, проклятая зеленая бумажка! Прямо на глазах происходит подъем с колен! Аж воздух изменился, чувствуете?

— Чемодан — вокзал — кишлак. Россия очищается.

Гость, Ханты-Мансийск:

— Надо закупить на все сбережения узбекской и таджикской валюты и ждать. Когда рубль совсем упадет, можно будет нанять на эти деньги пол Средней Азии и выстроить для себя целый город. Шутка, конечно, но намек на «о чем задуматься» вы поняли, да?

Глупая, Челябинск:

— А ничего, что не только зарплаты мигрантов, но и наши с вами уменьшились уже вдвое? Получать меньше стали не только они, но и мы все. Об этом никто не думает? Чему радуемся-то?

— В нормальной стране правительство бы давно отправили в отставку! А у нас их только тасуют как карточную колоду, пересаживая с одного хлебного места на другое.

Гость, Ярославль:

Источник: www.e1.ru

Оцените статью
Добавить комментарий