Основой каждой производственной организации является запас объектов имущества. Они учитываются по нормам и принципам, которые регламентируются Постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 года №7. Имущество учитывается как инвентарный объект с уникальным номером, составление которого устанавливается учетной политикой предприятия. Объектам формируется инвентарная карточка по форме – ОС-6, а для группового учета – ОС-6а.
Организации не обязательно вести учет по форме ОС-6, она вправе сформировать документ самостоятельно, применяя унифицированную форму как образец.
Сущность инвентарной карточки
Инвентарная карточка – это бухгалтерский регистр, который существует для того, чтобы вести учет конкретного объекта. Он отражает сведения о параметрах имущества, о его передвижении между внутренними отделами организации, о проведенном ремонте, а также о списании объекта.
Особенности открытия инвентарной карточки
Создание регистра начинается в момент принятия основного средства. Ее заполнение происходит по объектно на основании исходных сведений из документов, таких как товарная накладная и акт сдачи в эксплуатацию.
Если поступают однородные объекты с равной стоимостью, то удобней будет открыть карточку группового учета. Она создается в одном экземпляре.
Регистр учета содержит в себе непременные сведения об учетном имуществе:
- Наименование, краткое и полное;
- Уникальный инвентарный номер;
- Срок полезного использования;
- Стоимость на момент ввода в эксплуатацию;
- Дату принятия к учету и ввода в эксплуатацию;
- Данные о проведенном обновлении объекта, дооборудования, реконструкции, перемещении и списании с учета.
На многих предприятиях учет ведется автоматизировано, в связи с этим карточки разрешается хранить на диске компьютера, а при надобности они распечатываются или просматриваются на экране монитора.
Порядок заполнения инвентарной карточки
Оформление карточки начинается с ввода названия организации и самого объекта, а также отдела, в которое поступает имущество. Слева, в табличной части нужно указать:
- Код формы по ОКУД;
- Код ОКПО;
- Код ОКОФ;
- Группу по списанию амортизации;
- Заводской и присвоенный организацией номер;
- Дату принятия к учету основного средства.
Главная часть формы ОС-6 или ОС-6а, в случае учета нескольких объектов в одной карточке, состоит из семи разделов в виде таблицы:
- Первый раздел обязателен для заполнения, если изготовление объекта было предназначено для нужд организации или он был приобретен посредством торговли в розницу;
- Второй раздел отражает информацию о присвоенной группе для списания амортизации и в соответствии с ней срок полезного использования (СПИ);
- Третий раздел заполняется в случае проведения мероприятия по переоценки имущества. Тогда указывается дата ее проведения, коэффициент и получившаяся восстановительная стоимость объекта;
- Четвертый раздел собирает в себе информацию из акта о приеме или передаче, также о внутреннем перемещении, выбытии или списании;
- Пятый раздел показывает сумму расходов на обновление, изменение и доукомплектования объекта учета;
- Шестой раздел отражает произведенные работы по ремонту и сумму расходов на его проведение;
- Седьмой раздел характеризует основное средство, раскрывая особенности сборки и присутствие составляющих деталей.
Оформленный регистр передается на согласование и подписание лицом, принимающим объект на содержание и хранение. В ходе пользования имуществом в карточке своевременно будет отражаться его состояние.
Срок хранения данного документа устанавливается предприятием самостоятельно, с условием, что он не будет меньше пяти лет.