Information about the author
ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК ОТРАСЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ
Педагогика возникла в глубокой древности как наука о воспитании подрастающих поколений. Однако человеческое общество, постоянно развиваясь, предъявляет все новые требования к воспитанию и образованию людей, что привело к изменению области применения педагогики. Поэтому под педагогикой в настоящее время понимается наука о воспитании, обучении и образовании человека. Объектами педагогики являются воспитательные системы, охватывающие становление и развитие человека во всех сферах его жизни и деятельности, а предметом — закономерности процесса воспитания, обучения и образования, особенности их проявления в конкретных социально-исторических условиях, в конкретных воспитательных системах.
Каждая воспитательная система связана со специальной отраслью педагогической науки. Так, специфика осуществления воспитательного воздействия на осужденных к лишению свободы обусловили необходимость вычленения из педагогической науки самостоятельной отрасли знаний — пенитенциарной педагогики. Содержание данной статьи раскрывает понятие, основные категории, методологию пенитенциарной педагогики и ее связь с другими науками.
Ольга Македонская: Общие вопросы теории специальной педагогики | Вилла Папирусов
PENITENTIARY PEDAGOGY AS A BRANCH OF PEDAGOGICAL SCIENCE
Pedagogy as a science originated in ancient as a science about the younger generation. However, human society is always evolving poses new challenges to the unbring-ing and education of the people which led to the measurement applications of pedagogy. Now under the pedagogy currently refers to the science of education and education training. Pedagogys subjects are the patterns of learning, education, features of their manifestation in the contest of social historical conditions, in specific educational systems.
Each educational system is connected with the social branch of pedagogical science. Penitentiary pedagogy is the branch of pedagogical science exercising educational influence with the prisoners. The article reveals the notion of the basic categories of methodology of penitentiary pedagogics and its links with other sciences.
В начале 60-х гг. ХХ столетия произошли существенные изменения в исправительно-трудовой политике нашего государства. Началась перестройка всей деятельности исправительно-трудовой системы: на повестку дня были поставлены задачи не только карать и изолировать преступников, но и добиваться в процессе исполнения наказания их нравственной переориентации, исправления и перевоспитания. Возникла необходимость разработки педагогических проблем реализации названных процессов. Такое положение дел обусловило выделение из исправительно-трудового права новой отрасли науки — исправительно-трудовой педагогики.
исправительно-трудовая педагогика как самостоятельная наука получила в 1963 г. после выступления академика И. А. Каирова, который внес предложение расширить систему педагогических наук, включив в нее исправительно-трудовую педагогику [1].
Основы общей педагогики (Апанасенко О.Н.)
Современные тенденции развития этой самостоятельной отрасли педагогических знаний связаны с гуманизацией условий отбывания наказаний, учетом требований международных актов, широким привлечением общественных организаций к исправлению осужденных и др. К тому же труд осужденных постепенно потерял свое первоначальное значение и приобрел качество одного из основных средств воздействия, главного критерия трудовой адаптации (приспособление к условиям труда, формирование трудовых навыков, получение специальности) и ресоциализа-ции (восстановление и развитие общественно полезных связей и опыта) осужденных. Поэтому употребление термина «пенитенциарная» вместо
«исправительно-трудовая» педагогика является наиболее обоснованным применительно к сфере исправления осужденных в местах лишения свободы. Термин «пенитенциарная педагогика» введен в научный оборот в 90-е годы ХХ в. [2, с. 370].
Слово «пенитенциарный» в переводе с латинского языка означает «покаянный, исправительный». Покаяние — признание в проступке, основа нравственного возрождения человека. Покаяние подразумевает не только воздержание от зла, но и совершение добра.
В отличие от раскаяния, которое также означает признание своих грехов, покаяние содержит в себе важный момент их практического преодоления [3, с. 203204]. Пенитенциарная педагогика как раз и призвана привести осужденного к раскаянию, покаянию, нравственному самоопределению. Таким образом, пенитенциарная педагогика — наука об исправлении осужденных, отбывающих уголовное наказание в виде лишения свободы.
Как любая самостоятельная наука, пенитенциарная педагогика имеет свой объект и предмет исследования. Оба эти понятия еще не получили принятой всеми исследователями трактовки. Автор руководствуется разграничением, принятым в философии [4, с. 357-358], а также в психологии [5, с. 246-247], и под объектом понимает определенную сферу (область) объективной действительности, а под предметом — ее стороны (аспекты, разделы, компоненты, явления), которые данная наука исследует.
В связи с этим положением объектом пенитенциарной педагогики является воспитательная система исправительных учреждений (исправительные
колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения), охватывающая педагогическую составляющую деятельности этих учреждений, а ее предметом — закономерности воспитания и особенности их проявления в рамках исполнения уголовного наказания как меры государственно принуждения.
Пенитенциарная педагогика имеет свой понятийный аппарат (основные категории): воспитание, перевоспитание, исправление. Поскольку воспитательная система исправительного учреждения получает результаты деятельности других воспитательных систем, причем в деформированном виде, то процесс воспитания в ее рамках принято было обозначать термином «перевоспитание».
Он употребляется и в других отраслях педагогики, предполагая устранение дефектов предшествующего воспитания. Реальный воспитательный процесс нельзя представить как постоянное поступательное восхождение личности без отступлений, срывов и борьбы противоположностей.
В результате стихийных, подчас непредсказуемых обстоятельств могут сформироваться негативные отношения личности к окружающей действительности, основным социальным ценностям, целенаправленным педагогическим воздействиям. Перед воспитателями в таких условиях стоит задача разрушения подобных отношений, формирование социально одобряемого поведения, т. е. задача исправления личности. Однако разрушение каких-либо свойств и качеств личности не означает их простого устранения с тем, чтобы на освободившемся пространстве сформировались новые. Диалектика развития личности такова, что процесс замены идет как вытеснение одних свойств и качеств другими. Таким образом, воспитание и перевоспитание, развитие и исправление в реальном педагогическом процессе выступает как некая целостность.
Субъект воспитания в рамках исполнения уголовного наказания сталкивается с дефектными отношениями личности и необходимостью их изменения, ломки. Здесь противоречия в развитии личности выступают наиболее ярко, в силу чего и способы их разрешения приобретают более жесткий, принудительный характер. Поэтому и возникла необходимость обозначения данного процесса специальным термином — «исправление осужденных», под которым следует понимать двусторонний педагогический процесс, включающий совместную целенаправленную деятельность субъекта по организации внешних воздействий и объекта (осужденного) по усвоению этих воздействий. Результатом такого воздействия (а не противостояния) является тот или иной уровень нравственного изменения личности осужденного. При такой трактовке исправление осужденных выступает и как процесс самодвижения, саморазвития, и как результат совместной деятельности сотрудников — воспитателей осужденных; вся система внешних воздействий, ими применяемая, с одной стороны, и исправление осужденных как нравственное изменение их личности — с другой, и есть не что иное, как сущность процесса исправления.
Пенитенциарная педагогика как наука имеет прочную методологическую основу (теорию познания, гносеологию), играющую роль ориентира в выборе направления теоретических исследований и путей совершенствования практической деятельности в сфере исправления осужденных. Слово «методология» переводится как учение о методах познания. Однако в настоящее время это понятие трактуется более широко. Оно включает в себя объект и предмет научного познания, сущность изучаемого явления, его закономерности и принципы, а также принципы и методы исследования. Диалектика как общая теория и метод научного познания, философская теория и основные философские категории составляют всеобщую методологию. Она является методологической и общетеоретической основой
и для разработки коренных вопросов воспитания в обществе, и для исправления осужденных.
Методологическая роль философии в формировании и развитии теории и практики исправления осужденных проявляется как непосредственно, поскольку в данном социальном явлении с необходимостью действуют ее законы и категории, так и опосредованно, через методологию таких отраслей знаний, как общая педагогика, психология, социология и др. Пенитенциарная педагогика использует основные законы и категории философии: соотношение целого и части, общего и особенного, категории качества и количества и др.
Общая педагогика как система ведущих научных идей, положений, методологических принципов, раскрывающих общие закономерности воспитания, обучения и развития, также служит гносеологическим источником пенитенциарной педагогики.
Применительно к своему предмету исследования пенитенциарная педагогика призвана теоретически осмысливать и основные положения, и данные таких наук, как психология и физиология. Достижения физиологии о пластичности нервной системы человека, возможности перестройки его внутреннего мира, законах и принципах изменения динамического стереотипа выступают объективной основой принципа исправимости личности, без которого существование данной отрасли педагогики бессмысленно.
Общая и юридическая психология, психология управления и социальная психология также служат гносеологическими источниками формирования научных основ пенитенциарной педагогики, поскольку объектом педагогического воздействия являются коллективы, группы, личности во всех их связях и отношениях. Использование в исправительном деле закономерностей развития психики человека, его свойств и качеств позволяет избежать примитизма и ошибок в организации процесса исправления осужденных.
Педагоги-исследователи широко используют категории, результаты и методы социологии. Невозможно представить педагогические исследования без конкретно-социологических методов, статистического анализа, социально-педагогических и социально-правовых экспериментов.
Педагогическое руководство процессом исправления осужденного рассматривается как сознательная и целенаправленная деятельность. Она выступает как разновидность социального управления, поэтому закономерности и принципы общей теории управления служат в качестве методологических источников, определяющих деятельность субъектов управления педагогическим процессом в исправительных учреждениях.
В настоящее время педагогика начала устанавливать связи с кибернетикой. Совсем не случайно появление такой новой отрасли педагогической науки, как педагогическая кибернетика. Можно назвать те области педагогической
деятельности, в которых возможна и перспективна опора на кибернетику: программированное обучение, создание компьютеров, использование вычислительной техники для анализа и синтеза образовательного процесса, разработка критериев оценки знаний, моделирование педагогических процессов, построение алгоритмов для сходных ситуаций, улучшение методов и средств педагогических исследований с помощью теории информатики и математической логики.
Существенное отличие пенитенциарной педагогики от всех других отраслей заключается в ее особом соотношении с правом, в частности, такой отраслью, как уголовно-исполнительное право. С одной стороны, основные педагогические положения находят отражение в принципах уголовно-исправительного права, в отдельных статьях закона, с другой — педагогическая практика во многом детерминирована регламентацией ее средств, форм и методов воздействия правовыми рамками.
Право устанавливает различного рода ограничения, не всегда способствующие полному и всестороннему раскрытию потенций средств, форм и методов педагогического воздействия. В связи с этим пенитенциарная педагогика постоянно учитывает противоречия между жесткими требованиями права и педагогической целесообразностью, дает рекомендации по их разрешению. В свою очередь, пенитенциарная педагогика призвана оказывать воздействие на уголовно-исполнительное право, постоянно предъявляя к нему требования максимальной педагогизации его конкретных норм, институтов. Особенно остро этот процесс идет в условиях гуманизации деятельности исправительных учреждений, приведение ее в соответствие с требованиями международных принципов и правил обращения с заключенными.
Пенитенциарная педагогика не свободна от воздействия экономики во многих ее проявлениях, так как эта сфера деятельности исправительных учреждений напрямую связана с трудовой адаптацией осужденных. Для того, чтобы в полной мере раскрыть воспитательные возможности труда, нужно всесторонне учесть требования экономики в сфере как производства, так и его организации.
Таким образом, пенитенциарная педагогика является самостоятельной наукой, имеющей объект, предмет исследования, понятийный аппарат, методологию, и интегрирующей знания о человеке в процессе его изменения, становления и развития в период отбывания уголовного наказания.
Литература
1. Каиров И. А. Новая Программа КПСС и задачи педагогической науки. — М., 1963.
2. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002.
3. Психология: словарь. — М., 1990.
4. Словарь иностранных слов. Изд.
15-е, испр. — М., 1988.
5. Философский словарь. — М., 1980.
Сведения об авторе
Information about the authors
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА educational system ИСПРАВЛЕНИЕ correction ПЕРЕВОСПИТАНИЕ АДАПТАЦИЯ adaptation РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ resocialization ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
Источник: uchimsya.com
Отрасли педагогики
В результате развития науки, техники и культуры происходит дифференциация знаний и специализация наук. В педагогической науке процесс специализации и дифференциации проявляется особенно заметно. Педагогика, зародившаяся в недрах философии как ее часть, имеет в настоящее время большое число ответвлений, которые развиваются как ее отрасли. Эти отрасли определяются особенностями объекта воспитания:
- возрастом, (См. дополнительный иллюстративный материал.)
- профессией,
- психофизиологическими данными и т. д. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Основные «ветви» древа педагогической науки следующие:
- общая педагогика;
- дошкольная педагогика;
- педагогика общеобразовательной школы;
- специальная педагогика (дефектология);
- педагогика профессионально-технического и среднего специального образования;
- исправительно-трудовая педагогика;
- военная педагогика;
- педагогика высшей школы;
- история педагогики. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Общая педагогика — изучает и формирует принципы, формы и методы обучения и воспитания, являющиеся общими для всех возрастных групп и учебно-воспитательных учреждений. Эта отрасль педагогических знаний исследует фундаментальные законы обучения и воспитания. Составными частями общей педагогики являются:
- теория воспитания;
- теория обучения (дидактика);
- теория организации и управления в системе образования. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
- сурдопедагогика — изучает закономерности обучения и воспитания глухих;
- тифлопедагогика — слепых и слабовидящих детей;
- олигофренопедагогика — умственно отсталых детей;
- логопедагогика, разрабатывающая вопросы исправления речи детей и подростков. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Педагогика профессионально-технического и среднего специального образования — изучает и разрабатывает вопросы обучения и воспитания учащихся средних специальных учебных заведений. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Исправительно-трудовая педагогика занимается вопросами перевоспитания правонарушителей всех возрастов. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Военная педагогика изучает особенности воспитания воинов. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Педагогика высшей школы разрабатывает вопросы обучения и воспитания студентов вузов. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Значительное место в системе педагогических знаний занимает история педагогики, раскрывающая историю развития теории и практики обучения и воспитания в разные исторические эпохи, разных стран и народов. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
При использовании материала ссылка на сайт Конспекта.Нет обязательна! (0.049 сек.)
Источник: konspekta.net
Текст книги «Педагогика: конспект лекций»
Данное пособие включает в себя основные вопросы курса «Педагогика», необходимые студенту для сдачи экзамена или зачета. Материал подобран в соответствии с программой Министерства образования и соответствует государственному стандарту для данной дисциплины.
ЛЕКЦИЯ № 1. Педагогика как наука
Педагогику определяют как систему наук о воспитании и образовании детей и взрослых. Различают несколько отраслей педагогики в зависимости от задач и направленности данной науки:
1) ясельная педагогика;
2) дошкольная педагогика;
3) педагогика школы;
4) педагогика среднего специального образования;
5) педагогика профессионально-технического образования;
6) педагогика среднего специального образования;
7) педагогика высшей школы;
8) производственная педагогика;
9) социальная педагогика;
10) сравнительная педагогика;
11) педагогика «третьего» возраста;
12) исправительно-трудовая педагогика;
13) специальные педагогические науки;
14) лечебная педагогика.
Ясельная педагогика изучает закономерности и условия воспитания детей младенческого возраста. Характерная особенность – взаимодействие с другими отраслями знаний: психологией, физиологией, медициной.
Дошкольная педагогика – наука о закономерностях развития, формирования личности детей дошкольного возраста. Разрабатывает теоретические основы и технологии воспитания дошкольников в государственных и негосударственных, учебно-воспитательных учреждениях и в условиях многодетных, полных, неполных семей.
Педагогика школы является базой для построения вузовской педагогики, выступает основой формирования учительского и преподавательского профессионализма.
Педагогика профессионально-технического образования – отрасль науки, предметом которой являются закономерности подготовки рабочих высокой квалификации. Ее возникновение связано с потребностью практики бывшего СССР в обучении молодежи рабочим профессиям.
Педагогика среднего специального образования развивается за счет заимствования, адаптации научных и прикладных положений школьной и вузовской педагогики.
Педагогика высшей школы обусловлена фактором научного потенциала. Будущих специалистов обучают представители, имеющие высшую квалификацию.
Производственная педагогика изучает:
1) закономерности обучения работающих;
2) переориентацию на новые средства производства;
3) повышение квалификации работающих;
4) переориентацию на новые профессии.
Социальная педагогика содержит теоретические и прикладные разработки в области внешкольного образования и воспитания детей и взрослых.
Педагогика «третьего» возраста разрабатывает систему образования, развития людей пенсионного возраста и находится в стадии становления.
Исправительно-трудовая педагогика содержит теоретические обоснования и разработки практики перевоспитания лиц, находящихся в заключении за совершенные преступления. Данная отрасль педагогики взаимосвязана с юриспруденцией и правоведением.
Сравнительная педагогика исследует закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах путем сопоставления и нахождения сходств и различий.
Специальные педагогические науки – сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика – разрабатывают теоретические основы, принципы, методы и средства воспитания и образования детей и взрослых, имеющих отклонения в физическом и психическом развитии.
Лечебная педагогика развивается на границе с медициной. Основным ее предметом является система образовательно-воспитательной деятельности педагогов с больными и имеющими слабое здоровье учениками.
ЛЕКЦИЯ № 2. Объект и предмет педагогики
Наука о воспитании человека получила свое название от двух греческих слов: «пайдос» – «дитя» и «аго» – «вести». Если переводить дословно, то «пайдоагос» означает «детоводитель», то есть тот, кто ведет ребенка по жизни. Отсюда логично вытекает объект педагогики – ребенок, человек, личность.
Ребенок является объектом многих наук, но каждая из них формирует в процессе его изучения свой особый предмет исследования. Закономерностями детского организма и протекания физиологических процессов занимаются анатомия и физиология. Педиатрия изучает особенности и закономерности состояния детского организма при различных его заболеваниях. В центре изучения возрастной и педагогической психологии – закономерности становления и развития психических функций у ребенка на разных возрастных этапах и под влиянием целенаправленного воздействия.
Педагогика объединяет и синтезирует в себе данные всех естественных и общественных наук о ребенке в целом, о законах развития воспитательных общественных отношений, которые влияют на социальное становление личности. Педагогика, можно сказать, является высшим этапом развития наук о ребенке, о становлении его личности в системе общественных отношений, в процессе воспитания.
Педагогика – это в широком смысле наука о воспитании человека. Она изучает закономерности успешной передачи социального опыта старшего поколения младшему. Она существует для того, чтобы на практике указывать наиболее легкие пути достижения педагогических целей и задач, путей реализации законов воспитания и методик обучения.
Конкретизируя данное определение педагогики, можно сказать, что это наука о законах и закономерностях воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека.
Педагогика как область научных дисциплин о воспитании и обучении, образовании человека раскрывает закономерности педагогического процесса, а также становления и развития личности в педагогическом процессе. Педагогика познает свой объект – растущего, развивающегося человека – в нерасторжимом слиянии природного, общественного и индивидуального в нем; в его сущности, становлении, свойствах и деятельности. Эти проблемы решаются в современной педагогике на основе философских концепций человека, данных социально-психологических, психологических и психофизиологических исследований.
Предметом исследования педагогики является целостная система воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека. Теория педагогического процесса, его возможность, необходимость и пути реализации составляют предмет общей педагогики, а также философии педагогики.
Теории и научные подходы в педагогике не имеют взаимоисключающего характера; они, скорее, дополняют друг друга. Как в теории, так и в практике педагогическое мышление есть особый вид осуществления диагностики, профилактики нарушений и терапевтической тактики.
Суть педагогического мышления состоит в том, что всеобщие принципы при любом их практическом применении модифицируются. Конкретизируясь, теоретическое знание приспосабливается к неповторимо индивидуальной ситуации и (или) случаю. Оно преобразуется, пересматривается, видоизменяется.
ЛЕКЦИЯ № 3. Задачи и функции педагогики
Задачи педагогики принято делить на два типа: постоянные и временные.
Постоянные задачи
1. Задача вскрытия закономерностей в областях воспитания, обучения, образования и управления образовательными и воспитательными системами. Закономерности в педагогике – это связь между преднамеренно созданными и объективно существующими условиями и достигнутыми результатами, где результатами являются воспитанность и обученность. Связи бывают двух типов.
Закономерные связи – связи, удовлетворяющие определенным требованиям. Одно из таких требований – объективность связи, т. е. ее независимость от желания, настроения участников педагогического взаимодействия. Важен и причинно-следственный характер связи. Он выражается в том, что результаты педагогического процесса предопределяются строгим набором факторов.
Третий важный фактор – всеобщность, т. е. проявление закономерных связей в работе педагога. И, наконец, отмечается повторяемость закономерных связей: их способность воспроизводиться в аналогичных ситуациях.
Каузальные (случайные) связи. Основная причина их возникновения – отвлекающие временные психические состояния школьников.
Изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности. Профессиональная педагогическая деятельность – это всегда творческий процесс. Однако существуют определенные рациональные средства эффективного влияния на учащихся. Для этого требуется теоретическое обоснование и научная интерпретация «творчества учителей».
2. Задача разработки новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания.
3. Задача прогнозирования обучения на ближайшее отдаленное будущее. Прогнозирование выполняет функцию управления развитием педагогики как теоретической и практической науки.
4. Задача внедрения результатов исследований в практику.
Временные задачи
Их возникновение диктуется потребностями практики и самой науки педагогики:
1) создание библиотек электронных учебников;
2) разработка стандартов педагогического профессионализма;
3) выявление типичных стрессов в работе учителя;
4) создание дидактических основ обучения «трудных» детей;
5) разработка тестов уровней педагогического мастерства;
6) анализ типовых конфликтов в отношениях учитель – ученик.
Задачи педагогики определяются педагогическими целями. Среди всего многообразия педагогических целей выделяют:
1) цели нормативные (государственные) – общие цели, определяющиеся в правительственных документах. Они разрабатываются на базе широкой информации о состоянии образования и экономики в России. Эти цели служат общим ориентиром в работе любого педагога;
2) цели общественные – формируются в виде потребностей, интересов и общественного мнения различных групп людей;
3) цели инициативные – цели, разрабатываемые непосредственно педагогами-практиками и имеющиеся у их воспитанников;
4) цели формирования знаний, умений, навыков, т. е. цели формирования сознания и поведения;
5) цель организационная – ставится педагогом и относится к области его управленческой функции;
6) цель методическая связана с преобразованием технологии обучения и внеучебной деятельности;
7) цели формирования творческой деятельности – развитие особенностей, задатков, интересов учащихся, умения их реализовать.
ЛЕКЦИЯ № 4. Методы педагогики
Методы педагогики – это методы исследования, которые служат для исследования научно-педагогических задач. Выделяют несколько основных методов педагогического исследования.
1. Метод наблюдения. Смысл метода наблюдения состоит в непосредственном и опосредованном восприятии изучаемых педагогических процессов наблюдателем. При всех своих возможностях методы наблюдения имеют один недостаток: при наблюдении полно раскрываются лишь внешние проявления, внутренние процессы остаются недоступны.
Существуют непосредственные и опосредованные методы наблюдения. При непосредственном наблюдении исследователь может просматривать весь ход событий, выстраивая их в логическую цепочку и анализируя. Гораздо сложнее происходит процесс опосредованного наб-людения, так как при этом наблюдаемый процесс скрыт и лишь потом восстанавливается по каким-либо показателям. Существует несколько классификаций методов наблюдения:
1) сплошные и дискретные наблюдения;
2) открытые и конспиративные;
3) лонгитюдные и ретроспективные.
2. Методы тестирования. Они трактуются как методы психологической диагностики испытуемых. Тестирование осуществляется по тщательно отработанным стандартизированным вопросам и задачам со шкалами их значений для выявления индивидуальных различий испытуемых. Существуют различные виды тестов:
1) тесты для выявления успеваемости учащихся;
2) тесты для определения профессиональной предрасположенности;
3) тесты для выявления уровня интеллекта;
4) тесты для выявления креативности.
3. Опросные методы. Они просты в своем применении и позволяют с помощью минимальных временных затрат и несложной организации получить достаточно широкий спектр данных.
В практике наиболее популярны три вида методов:
4. Эксперимент. Педагогический эксперимент относят к основным методам исследований в педагогической науке. Педагогический эксперимент – это организованная педагогическая деятельность учителей и учащихся, имеющая определенную цель. По масштабу эксперименты бывают:
Глобальные охватывают значительное число испытуемых, а локальные проводятся с минимальным количеством участников.
5. Социологические методы. Изучение школьной документации и продуктов деятельности учащихся. При попытке сделать педагогические обобщения и выводы, провести исследования необходимо изучение продуктов деятельности учащихся, а также школьной документации. Изучение классных журналов, ведомостей обучения позволяет сделать выводы об уровне успеваемости учащихся.
В процессе изучения и обобщения передового педагогического опыта выделяют следующие виды экспериментов:
«Мысленный» – воспроизведение экспериментальных действий и операций в уме. «Стендовый» аналогичен ролевой игре, в которой участвуют испытуемые в реальной обстановке педагогического процесса.
Констатирующий эксперимент проводится в начале исследования, изучая проблему лишь поверхностно. Он использует такие исследовательские методики как анкетирование, беседы, наблюдение и др. По окончании констатирующего эксперимента делается вывод об актуальности и степени важности данной проблемы.
ЛЕКЦИЯ № 5. Связь педагогики с другими гуманитарными науками
Педагогика является самостоятельной наукой. Отделившись в свое время от философии, она не утратила тесной связи с другими гуманитарными науками:
3) школьной гигиеной;
5) фольклористикой и этнографией.
Философия выполняет важную методологическую роль в процессе разработки педагогической теории. Но прежде всего она помогает определить исходные позиции при исследовании педагогических явлений. С философией педагогику объединяет ряд общих вопросов и проблем, таких как взаимосвязь коллектива и личности, гносеологические проблемы (проблемы теории познания и ученического познания). Педагогика связана и с такими относительно самостоятельными областями философии как этика, эстетика.
Психология помогает решать конкретные вопросы обучения и воспитания, способствует выработке умения составлять рациональный режим труда и отдыха, дает знания о возрастных и индивидуальных особенностях детей, которые необходимы в педагогической деятельности. Современная педагогика тесно связана с инженерной психологией, которая исследует взаимодействие человека и техники. Появление этой отрасли науки обусловлено, в частности, интенсивной компьютеризацией обучения.
Школьная гигиена изучает и определяет санитарно-гигиенические условия жизни учащихся, которые необходимо учитывать при организации учебного процесса.
Социология, занимающаяся изучением общества как сложной целостной системы, дает педагогике большой фактический материал для разработки рациональной организации процесса обучения и воспитания. Совсем недавно сформировалась новая наука – педагогическая социология, которая занимается переводом общих данных и результатов социологических исследований в конкретные задачи воспитания.
Педагогика сотрудничает также с другими отраслями научного знания, с которыми на первый взгляд трудно уловить взаимосвязь:
1) анатомией и физиологией человека;
Педагогика использует их следующим образом:
1) заимствует научные идеи;
2) использует и обрабатывает данные, полученные этими науками.
Биологические науки рассматриваются как естественно-научная база педагогики. Например, педагогика опирается на фундаментальные работы русских физиологов И. М. Сеченова и И. П. Павлова по вопросам нервно-психического развития человека, рефлекторной природы его деятельности и др.
Математика служит источником методов, которые применяются в процессе обучения.
Кибернетика позволила создать в педагогике программированное обучение.
ЛЕКЦИЯ № 6. Понятие «методология педагогической науки»
Успех развития любой науки во многом зависит от разработки методов исследования. Из истории развития педагогики видно, что изначально педагогическая мысль базировалась на философских умозрительных заключениях, выступая результатом творческой деятельности выдающихся мыслителей.
Динамика ее развития в то время была менее интенсивна в сравнении с периодом, когда теоретическая деятельность стала сочетаться с практикой. К таким педагогам прежде всего относятся Я. А. Коменский, Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий и др.
В XIX в. стало проводиться много экспериментов и исследований, способствовавших развитию теории обучения и воспитания. В настоящее время для осуществления этой задачи разработано много методов. Кроме того, появилось целое учение о принципах построения, формах и способах научно-исследовательской деятельности, называемое методологией.
Методология педагогической науки представляет собой систему знаний о принципах подхода и способах получения знаний, отражающих педагогическую действительность, знаний о структуре педагогической теории. Методология также разрабатывает программы и методы по ведению исследовательской работы и ее оценке, она представляет собой систему знаний, на основе которых принимаются новые программы. Каждый педагог может заниматься любым видом деятельности, в том числе и всеми одновременно.
Под методологией понимают совокупность исходных философских идей, которые лежат в основе развития той или иной науки.
Основной идеей педагогики как науки является теория познания как отражения (рефлексии) реальной действительности в сознании человека. Педагогическая наука развивается, исходя из следующих методологических положений:
1) воспитание как общественное явление обусловливается потребностями общества и тенденциями его развития.
Важное значение в воспитании приобретает сама личность: ее устремления, задатки и способности;
2) решающее значение в получении воспитания играет активность самой личности. Личность должна стремиться к получению достойного воспитания, только при таком условии можно достигнуть наилучших результатов.
Методология педагогики как отрасль научного познания выступает в двух аспектах, таких как:
1) система знаний, т. е. методологические исследования. Их задача – выявление закономерностей и тенденций развития педагогической науки в ее связи с практикой, принципов повышения эффективности и качества педагогических исследований, анализ их понятийного состава и методов;
2) система научно-исследовательской деятельности, т. е. методологическое обеспечение. Этот аспект предполагает использование методологические знания для обоснования программы исследования и оценки ее качества.
ЛЕКЦИЯ № 7. Зарождение педагогической мысли на ранних этапах развития человечества
Сегодня педагогикой называется наука, изучающая закономерности передачи старшим поколением и активного усвоения младшими поколениями социального опыта, необходимого для жизни и труда. В Древней Греции педагогом назывался раб, приставленный к ученику, сопровождавший его в школу, прислуживающий ему на занятиях и вне их. Греческое слово «пейдагогос» («пейда» – «ребенок», «гогес» – «вести») можно перевести как «детоводитель», «детовожатый» – «детовождение».
Впервые зачатки образования появились в странах Древнего Востока (Индия, Китай, Ассирия, Вавилон и др.). Наибольшее распространение в этих странах получили три типа школ:
1) жреческие школы создавались при храмах и готовили служителей культа;
2) дворцовые школы готовили писцов-чиновников для нужд административно-хозяйственного управления;
3) военные школы готовили военачальников.
Возникновение профессии педагога связано с историей развития школ в Древнем Египте и Древней Греции. Первым профессиональным педагогом считается Марк Фибий Квинтилиан (римлянин). Он говорил, что достичь гармонии можно за счет правильно организованного обучения. При этом он делал упор на общегуманитарное развитие детей. Квинтилиан первым предъявил требования к личности учителя:
1) совершенствование знаний;
2) любовь к детям;
3) уважение к их личности;
4) необходимость организовать деятельность так, чтобы формировалась любовь и доверие к учителю у каждого учащегося.
Источник: iknigi.net