Учетная политика — локальный документ компании (предпринимателя), который регламентирует правила отражения хозяйственных операций в учете, а также — конкретизирует порядок бухгалтерского и налогового учета, когда законодательство предоставляет выбор из нескольких способов учета. Расскажем о ключевых изменениях с 2023 года, которые необходимо отразить в учетной политике.
С 1 января 2023 года вступили в силу многочисленные изменения в правила ведения бухгалтерского и налогового учета, вносились изменения в действующие правила учета и внедрялись новые. Одно из самых заметных нововведений — полный переход всех налогоплательщиков на уплату налогов через механизм единого налогового счета, который повлек за собой объединение разных платежей в бюджет в единый налоговый платеж.
Другое важное изменение 2023 года — большая реформа системы социального страхования, которая выразилась в объединении внебюджетных фондов, переходу на единый тариф взносов, унификацию льгот, а также — глобальное обновление отчетных форм. Вступили в силу множество новаций, связанных с бухгалтерским учетом НМА. Новый стандарт потребует значительного обновления внутренних регламентов по этому типу активов.
Что нужно изменить в учетной политике при учете запасов I Шапошникова И.В. РУНО
В налоговой сфере были внедрены новые льготы по налогу на прибыль (по высокотехнологичным объектам ОС и НМА), а также — расширилась возможность участия в налоговом эксперименте по применению автоматизированной упрощенки. Если налогоплательщика затронут описанные изменения — потребуется вносить изменения в учетную политику.
Методологию учета, закрепленную в учетной политике по бухгалтерскому учету компания обязана применять последовательно: из года в год, чтобы у пользователей отчетности была возможность отследить динамику сопоставимых показателей. Обновление внутреннего документа, регламентирующего особенности бухгалтерского учета, потребуется в следующих случаях:
- изменились требования законодательства, которые регулируют порядок ведения бухучета, федеральный или отраслевые стандарты;
- компания в целях повышения качества учета внедряет новые способы учета и контроля активов и обязательств;
- существенно изменили условия деятельности компании (например, произошла реорганизация или отказали от какого-то направления бизнеса).
Для внесения изменений в учетную политику необходимо оформить соответствующий приказ. В нем необходимо отразить отдельные пункты в новой редакции. Дополнительно — необходимо указать дату начала действия обновленной учетной политики. Она будет зависеть от причин, по которым вносились изменения. Чаще всего нововведения начинают действовать с 1 января следующего года.
Корректировки, которые обусловлены изменениями в законодательстве, вступают в силу в порядке, указанном в нормативном правовом акте.
Изменения в учетной политике могут существенно повлиять на финансовые результаты или движение денег организации. Такие изменения раскрыть в бухгалтерской отчетности (п. 16 ПБУ 1/2008).
Вносим изменения в учетную политику по новым ФСБУ | Ирина Шапошникова. РУНО
Учетная политика для целей налогового учета может изменяться только в двух ситуациях: компания решила поменять способ учета активов (обязательств) или изменилось законодательство по налогам. Для обновления методологических правил, применяемых при расчете налогооблагаемой базы, требуется выполнить следующие шаги:
- подготовить обновленную редакцию изменяемых пунктов;
- определить дату, когда изменения вступят в силу;
- проверить законодательные ограничения на внесение изменений;
- оформить и утвердить нововведения приказом руководителя.
В зависимости от причины, вызвавшей изменения в учетной политике, они вступают в силу в разное время:
- при смене метода учета – с начала нового налогового периода, то есть с 1 января года, следующего за внесением изменений (письмо Минфина от 15.06.2020 № 03-03-06/1/51259);
- при изменении законодательства – не ранее даты вступления изменений в силу.
В течение календарного года корректировать учетную политику можно только в связи с изменениями законодательства. Если поправки вступают в силу задним числом (с начала текущего года), изменения в учетную политику также могут действовать с начала года. Сдавать уточненные декларации при этом не нужно. Учитывать новации необходимо при составлении декларации за текущий отчетный (налоговый) период.
Компании и предприниматели, которые применяют общую систему налогообложения, должны внести изменения в учетную политику исходя из новаций, который вступают в силу с 1 января 2023 года. При этом вносить изменения в документ, регламентирующий методологию бухгалтерского и налогового учета в конкретной компании, необходимо только по тем хозяйственным операциям, которые фактически есть или были в организации. Например, если у компании отсутствуют на балансе нематериальные активы, корректировать учетную политику под правила нового ФСБУ не требуется. Рассмотрим основные изменения, которые нужно вносить для применения норм 2023 года.
Переход на единый налоговый платеж обязывает ввести в рабочий план счетов дополнительный субсчет, на котором будут отражаться подобные операции. Нумерацию утверждается компанией самостоятельно. При этом правила начисления налогов в бухучете по отдельности остались прежними, поэтому субсчета по ним не убирайте из рабочего плана счетов. Дополнительно потребуется внести изменения в раздел учетной политики, в котором описывается порядок расчета с бюджетом.
Объединение ПФР и ФСС привело к масштабной реформе правил социального страхования. Одно из ключевых нововведений — переход на единый тариф расчета страховы взносов. Для корректного учета необходимо ввести в рабочий план счетов новый счет. Действующие субсчета 69 счета закрывать не требуется, поскольку по раздельным взносам могут проводиться проверки и вноситься корректировки.
В учетную политику 2023 года необходимо внести новые формы и форматы электронных документов. Дополнить перечень документов, которыми можно обмениваться в электронном виде, необходимо компаниям, которые применяют электронный документооборот и их деятельность связана с перевозками. С 1 марта 2023 года в электронном виде можно будет составлять:
- договор фрахтования;
- заказ грузоотправителя, принимаемый перевозчиком при заключении договора перевозки груза;
- заявку – заявку грузоотправителя, принимаемую перевозчиком при заключении договора перевозки груза;
- путевой лист.
В связи с вступлением в силу нового ФСБУ, необходимо проверить приложение к учетной политике, которое содержит шаблоны документов по операциям с НМА. При необходимости — обновите формы.
ФСБУ 14/2022, посвященное учету нематериальных активов, повлияет не только на формы первичных учетных документов, но и на другие аспекты проведения операций с этим типом имущества. С 2023 год перейти на новые правила можно добровольно, с 2024 года — они станут обязательными для всех. Если было принято решение применять ФСБУ с 2023 досрочно, в учетной политике необходимо установить:
- стоимостной лимит для отнесения объектов к НМА и уровень существенности;
- порядок контроля за объектами, которые не признаются НМА;
- виды и группы НМА, которые планируется учитывать в компании;
- способ оценки объектов НМА после их признания;
- периодичность и способы переоценки, алгоритм списания накопленной дооценки;
- даты начала и прекращения амортизации, способы ее начисления и контроля;
- правила перехода на ФСБУ 14/2022.
При старте применения ФСБУ досрочно, потребуется скорректировать положения учетной политики, связанные с учетом капиталовложений в НМА. Для этого необходимо начать применять новую редакцию ФСБУ 26/2020. Чтобы это сделать в учетной политике опишите порядок досрочного перехода на новый учет капвложений, правила перехода на ФСБУ 26/2020 (полный, упрощенный). Также нужно зафиксировать методологию распределения затрат на несколько ОС и НМА.
При наличии в компании операций по финансовой аренде потребуется внести изменения в учетную политику. Корректировать необходимо следующие аспекты учета. В пункте 16 ФСБУ 25/2018 изначально было установлено, что, если предмет аренды по характеру его использования относится к группе основных средств, по которой арендатор решил проводить переоценку, он переоценивает соответствующее право пользования активом. С 2023 года арендатор вправе сам решать, проводить переоценку или нет, и это решение необходимо зафиксировать в учетной политике.
Дополнительное изменение, касающееся учета лизинговых операций: с 2023 года в обязательном порядке необходимо исключать НДС из суммы арендных платежей. При этом не имеет значения можно ли принять налог к вычету или нет. Ранее в ФСБУ было условие об исключении из платежей только налога, подлежащего вычету. Если в учетной политике есть формулировка, что платежи учитываются за исключением возмещаемого НДС, нужно внести изменение.
Обособленно необходимо скорректировать положения учетной политики, касающиеся правил перехода с 2022 года на применение ФСБУ 6/2020. С 2023 года эти правила уже не актуальны. Изменения в регламент отражения операций по бухгалтерскому учету вносятся, если в компании есть операции по ремонту основных средств, а также — возможно принятие к учету объекта, состоящего из нескольких частей. Если подобные операции для вашей компании не актуальны и не планируется в будущем — вносить изменений в учетную политику не придется.
Юридические лица, применяющие общую систему налогообложения и выступающие плательщиками налога на прибыль, обязаны внести дополнения в учетную политику по следующим операциям:
- формирование первоначальной стоимости основных средств и нематериальных активов, связанных с искусственным интеллектом. Стоимость подобных объектов в налоговом учете можно увеличить в 1,5 раза. Основное условие — активы должны быть включены в соответствующие реестры.
- расчет амортизации по основным средствам из российского реестра радиоэлектронной продукции. По таким объектам можно применять специальный коэффициент, но не выше 3.
- расчет амортизационных отчислений с исключительных прав на программное обеспечение и баз данных. Можно увеличить норму амортизации максимум в три раза, при условии, что НМА включены в государственный реестр.
- применяете инвестиционный налоговый вычет. С 1 января 2023 года добавлены новые виды расходов, по которым можно получить вычет. Если в вашем регионе принят соответствующий закон, то возможность применения налоговой льготы необходимо дополнительно закрепить в учетной политике.
Порядок отражения перечисленных операций необходимо зафиксировать или скорректировать в учетной политике, только при условии, что подобные факты хозяйственной жизни были в компании ранее или продолжают действовать сейчас (например, ОС или НМА амортизируется).
Для организаций, которые применяют упрощенную систему налогообложения, а также — для предпринимателей на УСН, которые ведут бухгалтерский учет необходимо внести корректировки в учетную политику из-за изменений в российском законодательстве.
Ключевые нововведения, которые необходимо обновить в учетной политике:
- Переход на единый налоговый счет и объединение в одном платеже разных налогов и сборов. Необходимо скорректировать план счетов.
- Внедрение единого тарифа взносов на социальное страхование. Чтобы учесть эту новацию — добавьте новый субсчет для расчетов с Социальным фондом.
- Расширение практики применения электронных документов. Если в компании (ИП) используется ЭДО — обновите (или добавьте) шаблоны первичных документов.
- Вступление в силу ФСБУ 14/2022, который существенно меняет правила бухгалтерского учета нематериальных активов. При наличии НМА — надо поменять учетную политику.
- Изменение правил учета имущества, полученного по договорам лизинга: нововведения коснулись входящего НДС по лизинговым платежам и переоценке прав пользования активом.
Дополнительно — потребуется внедрить новый раздел учетной политики, если налогоплательщик перешел с 1 января 2023 года на применение автоматизированной упрощенной системы налогообложения. После отправки в ИФНС соответствующих документов на переход, необходимо обновить учетную политику: укажите в ней объект налогообложения и ответственного сотрудника, который будет вести налоговый учет.
Локальный распорядительный документ, который вносит изменения в правила бухгалтерского и налогового учета компании, утверждает руководитель организации. Непосредственный перечень нововведений и корректировок учетной политики готовит главный бухгалтер или методолог. На основании этого списка составляется приказ.
Основную визу ставит генеральный директор, дополнительные — могут быть от главного бухгалтера и иных сотрудников, упомянутых в приказе. Если организация передала учет специализированной компании, порядок изменения правил учетной политики должен регулироваться договором перехода на аутсорсинг или дополнительными соглашениями к нему.
Для внесения изменений в учетную политику на 2023 год необходимо оформить приказ от имени руководителя с подробным перечнем вносимых нововведений. Можно составить приказ, объединяющий новации как для бухгалтерского, так и для налогового учета. Приказ необходимо датировать не позднее 31 декабря 2022 года, чтобы он начал действовать с 1 января 2023. Если оформить приказ более поздней датой, он вступит в силу в 2024 года.
В приказе необходимо перечислить только те пункты (разделы) учетной политики, которые необходимо добавить, изменить или удалить. Прикладывать полный текст обновленной методологии не требуется. Если необходимо внести множество изменений, перечень новаций по бухгалтерскому и налоговому учету можно вынести в отдельное приложение к приказу.
Важно: любые корректировки в учетной политике необходимо вносить только по тем операциям и объектам учета, которые фактически есть в вашей компании. Перечислять все нововведения по обязательствам и активам, которых в компании нет и ранее не было, не требуется. В этом случае учетную политику можно будет дополнить в середине года.
В приказе об изменении учетной политики на 2023 год минимально будут корректировки, связанные с выделением в плане счетов нового субсчета для единого налогового платежа и начисления страховых взносов. Остальные изменения (по НМА, основным средствам, лизингу и прочим) — вносятся в приказ, если операции по этим объектам отражались в учете в прошлых годах фиксируются в текущем году.
Источник: www.v2b.ru
Переход на новую учетную политику в 2022 году (ФСБУ 6/2020, ФСБУ 26/2020, ФСБУ 25/2018)
Начиная с 2022 года обязательными для применения становятся такие нормативные документы, как: приказ Минфина России от 17.09.2020 № 204н «Об утверждении Федеральных стандартов бухгалтерского учета ФСБУ 6/2020 «Основные средства» и ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения» (далее ― ФСБУ 6/2020 и ФСБУ 26/2020) и приказ Минфина России от 16.10.2018 № 208н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды» (далее — ФСБУ 25/2018). В связи с этим предлагаем вам ознакомиться с бюллетенем, который разъясняет часто поступающие вопросы[1].
1. Когда в регистрах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности необходимо отразить корректировку показателей в связи с применением ФСБУ 6/2020, ФСБУ 26/2020 и ФСБУ 25/2018?
Согласно пункту 2 ПБУ 1/2008[2], под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, организации регистров бухгалтерского учета, обработки информации.
Изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обуславливается причиной такого изменения. Пункт 12 ПБУ 1/2008
Согласно пункту 14 ПБУ 1/2008, последствия изменения учетной политики, вызванного изменением законодательства РФ и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету, отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, установленном соответствующим законодательством РФ и (или) нормативным правовым актом по бухгалтерскому учету. Если соответствующее законодательство РФ и (или) нормативный правовой акт по бухгалтерскому учету не устанавливают порядок отражения последствий изменения учетной политики, то эти последствия отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, установленном пунктом 15 ПБУ 1/2008.
В свою очередь, в пункте 15 ПБУ 1/2008 установлено, что последствия изменения учетной политики, вызванного причинами, отличными от указанных в пункте 14 ПБУ 1/2008, и оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, отражаются в бухгалтерской отчетности ретроспективно, за исключением случаев, когда оценка в денежном выражении таких последствий в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью.
При ретроспективном отражении последствий изменения учетной политики исходят из предположения, что измененный способ ведения бухгалтерского учета применялся с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида. Ретроспективное отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке входящего остатка по статье «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» и (или) других статей бухгалтерского баланса на самую раннюю представленную в бухгалтерской (финансовой) отчетности дату, а также значений связанных статей бухгалтерской отчетности, раскрываемых за каждый представленный в бухгалтерской отчетности период, как если бы новая учетная политика применялась с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида.
Из положений ПБУ 1/2008 следует, что последствия изменения учетной политики, вызванные изменениями в законодательных и нормативных актах по бухгалтерскому учету, отражаются в порядке, предусмотренном такими законодательными и нормативными актами. Ретроспективный подход, предусмотренный пунктом 15 ПБУ 1/2008, применяется только в том случае, если в указанных законодательных и нормативных актах порядок перехода на новую учетную политику не предусмотрен.
Обращаясь к положениям ФСБУ 6/2020, ФСБУ 26/2020 и ФСБУ 25/2018, следует отметить, что в каждом из перечисленных документов закреплен порядок перехода на новую учетную политику.
Наименование документа
Способ перехода
ФСБУ 6/2020 «Основные средства»
Источник: www.unicon.ru
Как составить (изменить) учетную политику для целей бухгалтерского учета
Разработать и принять учетную политику для целей бухучета должна каждая организация, которая ведет бухучет , независимо от организационно-правовой формы и формы собственности (п. 1–3 ПБУ 1/2008). Применять положения этого документа должны все подразделения организации, включая территориально отдаленные и те, у которых есть отдельный баланс (п. 9 ПБУ 1/2008).
Для чего нужна учетная политика
Учетная политика – это документ, в котором организация закрепила выбранные способы ведения бухучета. Такие, которые учитывают специфику ее деятельности.
Требования к учетной политике прописаны в пункте 6 ПБУ 1/2008. Среди них, например:
- полное отражение всех факторов хозяйственной деятельности, то есть в бухучете нужно отражать все операции без исключения;
- своевременный учет операций, то есть их необходимо показывать в тех периодах, в которых они были совершены;
- приоритет экономического содержания фактов хозяйственной деятельности над их правовой формой. Например, операции, связанные с приемом-передачей арендованного объекта недвижимости, нужно отражать в бухучете независимо от даты госрегистрации договора аренды (постановление ФАС Северо-Западного округа от 25 февраля 2005 г. № А42-6647/03-20).
Сдача в инспекцию
В состав бухгалтерской отчетности копии приказов об утверждении учетной политики для целей бухучета не входят (ст. 14 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, п. 5 ПБУ 4/99). Поэтому по инициативе организации сдавать их в налоговую инспекцию не нужно .
Состав учетной политики
Учетная политика должна включать в себя:
- рабочий план счетов;
- формы первичных документов;
- регистры бухучета;
- формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности (если организация планирует ее составлять);
- порядок проведения инвентаризации;
- методы оценки активов и обязательств;
- порядок документооборота, технологию обработки учетной информации;
- порядок контроля за хозяйственными операциями;
- другие элементы и принципы, влияющие на организацию бухучета.
Такие правила устанавливает пункт 4 ПБУ 1/2008.
Кто должен разрабат ывать учетную политику
Учетную политику разрабатывает главный бухгалтер или другой сотрудник, ответственный за ведение бухучета в организации (например, руководитель). Утверждает учетную политику руководитель организации. Об этом сказано в пункте 4 ПБУ 1/2008.
Приказ об утверждении учетной политики можно составить в произвольной форме.
Ситуация: обязана ли организация, применяющая упрощенку, разрабатывать учетную политику для целей бухучета?
Организации, применяющие упрощенку, обязаны вести бухучет в полном объеме (ст. 2, 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Поэтому организация, применяющая упрощенку, обязана разработать и утвердить учетную политику для целей бухучета. Такие выводы позволяют сделать положения пунктов 1–3 ПБУ 1/2008 и статьи 8 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.
Когда и как часто утверждать учетную политику
Вновь созданная организация и те, которые появились в результате реорганизации, должны утвердить учетную политику в течение 90 дней с момента госрегистрации. Применять этот документ нужно с момента создания новой организации (организации-правопреемника). Такой порядок установлен абзацем 2 пункта 9 ПБУ 1/2008. При этом каких-либо штрафных санкций за нарушение сроков утверждения учетной политики не предусмотрено.
Принятую учетную политику можно и нужно применять последовательно из года в год (ч. 5 ст. 8 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). То есть утверждать каждый год новый документ не требуется.
Выбор способов ведения учета
В учетной политике закрепляют способы ведения бухучета, выбранные из нескольких предусмотренных законодательством. Перечень возможных вариантов, из которых нужно выбрать один, представлен в таблице . Если же в законе прописан единственный способ учета конкретных операций, то указывать его в учетной политике не обязательно.
Однако в нормативных документах имеются способы учета не для всех операций. В таком случае разработайте свою методику исходя из положений других ПБУ или правил МСФО.
Такой порядок предусмотрен пунктом 7 ПБУ 1/2008.
Организации, которые относятся к категории микропредприятий или некоммерческих организаций, могут вести бухучет по простой системе (без применения двойной записи) или в общем порядке – с применением метода двойной записи. Следовательно, такие организации могут выбрать способ ведения учета. Свой выбор они должны прописать в учетной политике. Такой порядок предусмотрен пунктом 6.1 ПБУ 1/2008 и частью 4 статьи 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.
Ситуация: можно ли в учетной политике для целей бухучета закрепить различные способы оценки для разных групп материально-производственных запасов?
Для каждой группы (вида) материально-производственных запасов организация вправе выбрать наиболее удобный способ их оценки при выбытии (списании в производство) (п. 16 ПБУ 5/01). Каждый из выбранных способов применительно к каждой группе материально-производственных запасов нужно закрепить в учетной политике для целей бухучета (п. 7 ПБУ 1/2008).
Информация об учетной политике в отчетности
Информацию об учетной политике нужно раскрывать в Пояснениях к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах . Там же потребуется привести сведения об измененной учетной политике.
Так, обновив учетную политику в отчетном году, в Пояснениях к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах необходимо раскрыть следующую информацию:
Такой порядок предусмотрен пунктом 21 ПБУ 1/2008.
При этом изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, нужно показывать в бухгалтерской отчетности обособленно (п. 16 ПБУ 1/2008).
Дополнения учетной политики
Учетную политику для целей бухучета организация должна применять последовательно из года в год. Тем не менее, в этот документ можно вносить необходимые изменения и дополнения. Такие правила установлены частью 6 статьи 8 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ и пунктом 10 ПБУ 1/2008.
Дополнением учетной политики является описание факта хозяйственной жизни или операции, которые возникают в деятельности организации впервые (п. 10 ПБУ 1/2008).
Если учетная политика была дополнена в течение года, то информацию об этом необходимо раскрыть в Пояснениях к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах к промежуточной отчетности. А те новые способы ведения учета, которые применяются с начала года, следует привести в Пояснениях к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах к годовой бухгалтерской отчетности (п. 24 ПБУ 1/2008).
Дополнения в учетную политику вносите на основании приказа (распоряжения) руководителя организации (п. 8 ПБУ 1/2008). Типового образца для такого приказа нет, поэтому его можно составить в произвольной форме .
Изменения учетной политики
Изменением учетной политики признается корректировка уже существующих описаний фактов хозяйственной деятельности или операций.
Изменения в учетную политику можно вносить только в случаях, когда:
- изменяются нормативно-правовые акты, регулирующие порядок ведения бухучета, федеральные и отраслевые стандарты;
- организация разрабатывает и внедряет новые способы ведения бухучета, снижающие трудоемкость и повышающие достоверность данных и качество информации (например, переходит на компьютерную обработку бухгалтерской информации);
- существенно меняются условия деятельности организации (реорганизация, смена собственников, перепрофилирование).
Такой порядок предусмотрен частью 6 статьи 8 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ и пунктом 10 ПБУ 1/2008.
Изменения, внесенные в учетную политику, вступают в силу с 1 января года, следующего за годом их утверждения, если нет оснований вносить изменения в течение текущего года (ч. 7 ст. 8 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, п. 12 ПБУ 1/2008).
Если же изменения в учетной политике обусловлены изменениями в законодательстве, то они вступают в силу в порядке, указанном в нормативном правовом акте, который их вносит (п. 14 ПБУ 1/2008).
Если изменения в учетной политике существенно повлияли на финансовые результаты (движение денежных средств) организации, их необходимо раскрыть в бухгалтерской отчетности (п. 16 ПБУ 1/2008).
Пример, как внести изменения в учетную политику для целей бухучета. Организация меняет способ учета долгосрочных обязательств
В учетной политике ООО «Альфа» на 2015 год записано, что займы и кредиты, привлеченные на срок более 12 месяцев, учитываются в составе долгосрочной задолженности.
Для повышения достоверности информации, которая отражается в разделе IV «Долгосрочные обязательства» Бухгалтерского баланса, принято решение об изменении учетной политики. Начиная с бухгалтерской отчетности 2016 года займы и кредиты, привлеченные на срок более 12 месяцев, будут переводиться в состав краткосрочной задолженности, когда до их погашения останется меньше 365 дней.
Как минимум в Пояснениях к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах за год, в котором были утверждены изменения в учетной политике, необходимо указать:
Если такое раскрытие по предшествующему периоду, представленному в отчетности, или по более ранним отчетным периодам является невозможным, раскройте такую информацию в Пояснениях к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах и укажите период, в котором начинается применение изменений.
Если изменение учетной политики вызвано изданием нового или изменением существующего нормативно-правового акта, раскрывайте информацию о последствиях изменения учетной политики согласно нормам, предусмотренным этим актом.
Такой порядок следует из пунктов 21 и 25 ПБУ 1/2008.
Пример, как отразить в бухгалтерской отчетности последствия изменения учетной политики. Изменение оказало существенное влияние на финансовый результат деятельности организации. Ретроспективный пересчет
ООО «Альфа» внесло следующее изменение в учетную политику на 2016 год: «Списание сумм, накопленных в течение отчетного месяца на счете 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей», производится в полном объеме на увеличение стоимости израсходованных (отпущенных) материалов, если их удельный вес (в процентах к договорной (учетной) стоимости материалов) не будет превышать 5 процентов».
По данным бухучета на счете 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей» числился остаток:
- на 31 декабря 2014 года – 20 000 руб.;
- на 31 декабря 2015 года – 15 000 руб.
Такое изменение учетной политики оказало существенное влияние на финансовый результат деятельности организации. Поэтому последствия изменения учетной политики бухгалтер отразил в бухгалтерской отчетности 2016 года ретроспективно.
Бухгалтер скорректировал данные балансов следующим образом.
По состоянию на 31 декабря 2014 года:
- показатель строки 1210 «Запасы» уменьшен на 20 000 руб.;
- показатель строки 1370 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» уменьшен на 20 000 руб.
По состоянию на 31 декабря 2015 года:
- показатель строки 1210 «Запасы» уменьшен на 15 000 руб.;
- показатель строки 1370 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» уменьшен на 15 000 руб.
В отчете о финансовых результатах за 2016 год показатель строки 2120 «Себестоимость продаж» за 2015 год уменьшен на 5000 руб. (20 000 руб. – 15 000 руб.).
Соответственно, бухгалтер пересчитал показатель по строке 2300 «Прибыль (убыток) до налогообложения» за 2015 год.
Показатель строки 2120 «Себестоимость продаж» за 2016 год равен себестоимости продаж, определенной с учетом изменения способа учета отклонений в стоимости материальных ценностей.
Источник: nalogobzor.info