В статье исследованы различные подходы к определению и содержанию понятия «человеческий капитал», как фактора развития конкурентоспособности. Обоснована необходимость разработки государственной политики формирования человеческого капитала и развития кадров. Рассмотрены основные направления по формированию базовых качеств человеческого капитала, определяющих конкурентные преимущества и действия их обеспечивающие. Дана международная оценка конкурентоспособности человеческого ресурса и человеческого развития социально-экономических систем.
Аннотация статьи
человеческий капитал
человеческий ресурс
человеческий потенциал
кадровое развитие
конкурентоспособность
социально-экономические системы
Ключевые слова
Денисенко Валерия Сергеевна
Морозова Ольга Ивановна
Экономические науки
Конференция
Конструктивный потенциал современных гуманитарных и социально-экономических наук: проблемы наращивания и реализации
Поделиться
Цитировать
В настоящее время проблема повышения конкурентных преимуществ за счет эффективного использования человеческого капитала приобретает особую актуальность. Потенциал человеческого капитала связан как с повышением производительности труда, так и с разработкой, реализацией и распространением нововведений.
Институты и человеческий капитал — Леонид Полищук
Конкурентоспособность социально-экономических систем образуется при помощи рыночных механизмов и рационального применения всевозможных ресурсов. Результата этого процесса можно добиться путём использования уже имеющихся вторичных конкурентных преимуществ. К ним относятся: согласованность и компетентность аппарата управления, а также, наличие высококвалифицированных кадров. Они способны использовать свой потенциал как основной рычаг в формировании и сохранении конкурентоспособности экономических систем.
Сложность и многосторонность понятия «человеческий капитал» повлекло за собой появление множества подходов к его определению и содержанию. Представители классической экономической школы, такие как У. Петти, А. Смит, А. Маршалл, предприняли первые попытку объяснения понятия «человеческий капитал» в процессе формирования оплаты труда и влияния образования, знаний, умений и навыков на уровень доходов. Современные исследователи в области управления человеческого капитала, к которым относятся С.Дятлов, У. Боуэн, М. Блауг Г. Беккер, Т. Шульц, Э. Фромм и др., значительно расширили данное понятие, основываясь на новых научно-теоретических и методологических подходах.
Из всего многообразия определений понятия «человеческий капитал» можно прийти к общему варианту его толкования. С одной стороны это знания, умения и навыки человека, с другой стороны – характеристики человека включают в понятие человеческого капитала также (культурные, социальные, психологические характеристики и др.), а с третьей стороны – характеристики, полученные путём профессионального обучения. Есть ещё один подход к определению данного понятия: инвестиции для формирования определённых качеств и способностей человека. Российские учёные, в лице Юрьева А.И., Бурикова И.С. и Коновалова М.А. предполагают формирование данного понятия через такие качества как работоспособность, способность к обучению, возможность адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды и инновациям [4, c. 51].
Инвестиции в человеческий капитал в условиях промышленной революции
Таким образом, основной смысл, закладываемый в интерпретацию понятия «человеческий капитал» учёными исследователями сводиться к единому мнению о том, что человеческий потенциал играет огромную роль в развитии общества, в достижении конкурентоспособности социально-экономических систем и развитии страны в целом.
Доказательством этому служит всемирный индекс конкурентоспособности (индекс глобальной конкурентоспособности). Во Всемирном докладе о конкурентоспособности, публикуемом Всемирным экономическим форумом (ВЭФ), оценка конкурентоспособности происходит за счёт использования более 130 показателей, субиндексов и индексов, при этом показателей человеческого развития в разы больше. Они представлены в 30 таблицах приложения к Всемирному докладу о человеческом развитии ПРООН. При оценке конкурентоспособности и человеческого развития человеческий ресурс рассматривается с двух сторон: как фактор производства и как цель развития [1].
Формирование рейтинга стран, касающийся уровня человеческого развития, происходит при помощи интегральных индексов, основным из которых является индекс человеческого развития. Этот индекс рассчитывают, исходя из таких показателей как:
- продолжительность жизни населения;
- уровень грамотности взрослого населения;
- покрытие обучением население;
- объем ВВП на душу населения.
Процесс развития человеческого капитала уникален и неповторим, поскольку формирование и развитие человеческого капитала обеспечивает нахождение человека на разных этапах его становления и требует определённых вложений – финансовых, материальных и физических ресурсов.
Сложившаяся в настоящее время в России, структура инвестиций в формирование человеческого капитала, неэффективна. Она не позволяет качественно и количественно воспроизводить человеческий капитал. Некоторые составляющие находятся на критическом уровне. К ним относятся: уровень здоровья и образования, качество жизни и численность населения и др. Минимальный уровень развития человеческого капитала России снижает уровень конкурентоспособности страны за счёт использования природного потенциала в не полной мере, а также отсутствия возможности формирования и реализации перспективных проектов развития социально-экономических систем [3, c. 32].
В последнее время за счёт недостаточного финансирования снижается и эффективность функционирования социальной сферы. Это приводит к тому, что идёт снижение результатов использования всех ресурсов. Возникает их дефицит. Для того, чтобы решить эту проблему, нужно увеличить объём социальных инвестиций, которые необходимы для реализации человеческого капитала.
Социальное инвестирование находится в прямой зависимости от бюджетного финансирования и доходов населения. Это наиболее выгодное явление как для отдельного человека, так и государства в целом, т.к. приносит значительный экономический эффект. Инвестиции должны быть целенаправленны и результативны, и в будущем окупаемы за счёт увеличения доходов населения.
Для этого необходимо чётко определить направление, цель, объём и время финансовых вложений. До кризиса 2020 года государственная политика РФ, поддерживала программы инвестирования в различные социально-экономические системы, направленные на поддержку кадрового развития и формирования человеческого капитала. Но всемирная пандемия, глобализация цифрового развития общества и как следствие растущий уровень безработицы, значительно обесценили кадровый ресурс и снизили показатели производительности в развитии человеческого потенциала.
Но какие бы события не происходили на мировой арене, человеческий ресурс, а соответственно и его кадровый потенциал, является главным ресурсом в развитии жизнедеятельности общества и сохранении мирового богатства.
Поэтому, важную роль в повышении конкурентоспособности различных социально – экономических систем должны формировать базовые качества развития человеческого капитала, проявляемые в разных сферах жизнедеятельности человека (рис.).
Для РФ решение проблем, связанных с человеческим капиталом, может осуществляться только при разработке программ, связанных с финансовой поддержкой всех членов общества. Для этого нужно увеличить объём государственных социальных инвестиций в воспроизводство человеческого капитал, поддержать юридические и физические лица, которые вкладывают различные ресурсы (материальные и нематериальные) в развитие и сохранение собственного человеческого потенциала.
Рис. Факторы формирования базовых качеств человеческого капитала [2, с. 41]
Из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что в современном обществе эффективное развитие человеческого капитала, как главного фактора повышения конкурентоспособности социально-экономических систем, является прерогативой развития государства в целом. Основным вектором развития конкурентоспособности человеческого капитала являются государственные инвестиции в улучшение благосостояния населения. Важно разработать систему стратегических решений, касающихся улучшения условий как первоначальных, так и последующих вложений в формирование компетенций и производственных способностей человеческого капитала в период трудовой активности и обеспечить условия трудовой жизнедеятельности и жизнеспособности общества в целом.
Источник: apni.ru
Человеческий капитал и трудовые ресурсы
Человеческий капитал является наиболее ценным активом, обеспечивающим конкурентоспособность экономики города, особенно в эпоху экономики знаний. В связи со сложной демографической ситуацией и наличием проблем в обеспечении предприятий города необходимыми кадрами, перед городским сообществом стоит задача по эффективному использованию имеющихся трудовых ресурсов, приведению в соответствие спроса на рынке труда и профиля подготовки кадров системой профессионального образования, особенно высшими учебными заведениями, сокращению оттока из города молодежи, а также привлечению извне (прежде всего, районов Восточного Оренбуржья) молодежи для обучения, а также новых кадров (в том числе внешних мигрантов) для работы на предприятиях города.
Для этого необходимо разработать программу, главной целью которой является формирование качественных трудовых ресурсов и эффективного рынка труда.
В рамках программы необходимо решить следующие основные задачи:
Задача 1. Создание условий для обеспечения необходимой численности, демографической и квалификационной структур трудовых ресурсов и повышения трудоспособности населения в соответствии с потребностями экономики Орска.
Для решения данной задачи необходимо:
— Реализовать экономические и социальные меры по стимулированию повышения уровня рождаемости, совершенствованию системы помощи молодым семьям в улучшении жилищных условий.
— Следует повысить эффективность использования в экономике Орска потенциала трудовых мигрантов, прежде всего, из Восточного Оренбуржья, создать и вести базу данных специалистов, востребованных на рынке труда, подготовку которых не обеспечивает действующая система подготовки и переподготовки кадров. Необходимо создать условия для привлечения в систему профессионального образования Орска учащихся из других территорий, прежде всего, из Восточного Оренбуржья, содействовать в обеспечении условий проживания, социальной адаптации учащейся молодежи и их дальнейшем трудоустройстве.
— Требуется развивать специализированные учебные заведения с материально обеспеченной базой, занимающиеся краткосрочной профессиональной переподготовкой высвобождающихся и/или низкоквалифицированных трудовых ресурсов вне зависимости от возраста, по профессиям, востребованным на рынке труда с обязательным прохождением практики на предприятиях города. Необходимо организовать систему трудовой адаптации женщин, длительно не работающих в связи с сокращением рабочих мест, ликвидацией организаций, рождением и воспитанием детей.
— Необходимо обеспечить квотирование рабочих мест для социально незащищенных групп населения; развивать систему образовательных учреждений профессионального образования, осуществляющих социальную поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; создавать условия для профессионального обучения лиц с ограниченными физическими возможностями.
Задача 2. Повышение эффективности использования имеющихся трудовых ресурсов, закрепление молодых кадров на предприятиях, повышение уровня оплаты труда и социальных гарантий, защиты прав трудящихся.
Для решения данной задачи необходимо:
— Придать новый современный импульс развитию трудовых отношений молодых рабочих и работодателей: возрождение наставничества; принятие целевых молодежных программ (решение социальных проблем, ипотека, кредитование, перспектива карьерного роста или повышения квалификации, организация досуга и отдыха т.п.); реально достойная оплата труда; внедрение современных технологий.
— Обеспечить высокий уровень оплаты труда, социальные гарантии и защиту прав трудящихся: продолжить практику заключения трехсторонних соглашений (властей, профсоюзов и работодателей), добиваться четкого исполнения работодателями и профсоюзами Трудового кодекса РФ, стимулировать бизнес к росту социальной ответственности.
— Организовать работу по созданию единого городского перечня наиболее опасных для жизни и здоровья рабочих специальностей. Совместными усилиями городской администрации и профсоюзных организаций добиться от работодателей выполнения всех требований техники безопасности труда и дополнительных социальных гарантий для трудящихся, отработавших на вредных производствах города не менее 3 лет.
Задача 3. Совершенствование структуры и качества профессиональной подготовки для обеспечения экономики Орска необходимыми кадрами и снижения уровня структурного дисбаланса спроса и предложения по рабочим и специалистам различной квалификации.
Для решения данной задачи необходимо:
— Содействовать обеспечению широкой доступности профессионального образования путем субсидирования оплаты образовательных услуг и формирования развитой системы кредитования для оплаты образовательных услуг.
— Сформировать систему взаимодействия (информационного и практического) между работодателями, школами, учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования, учебными центрами, Центром занятости населения, Советом клуба работодателей «Деловой партнер», городской администрацией, общественностью и СМИ по следующим направлениям:
o организация работы по профессиональной ориентации учащихся школ, в том числе с целью повышения престижа рабочих профессий. Администрация города должна больше уделять внимания профессиональным учебным заведениям, особенно начального и среднего профессионального образования (посещения, встречи с учащимися, празднование юбилейных дат и др.), должна работать программа стипендиатов, необходимо подписание с Советом директоров соглашений о возрождении шефской работы со школами и др. Школы должны усилить профориентационную работу с активным привлечением работодателей (экскурсии на предприятия, совместная организация спортивных соревнований, организация досуга и др.). Межшкольные учебные комбинаты должны вести обучение школьников профессиям в соответствии с потребностями городского рынка труда, а СМИ — больше рассказывать о людях труда, их достижениях;
o подготовка кадров в соответствии с потребностями приоритетных отраслей экономики Орска. Придать приоритетное направление подготовке специалистов и высококвалифицированных рабочих в учебных заведениях начального и среднего профессионального образования для металлургической, машиностроительной, энергетической, пищевой (мясоконсервное, хлебобулочное производство) промышленности, а также сферы услуг. При этом необходимо учитывать отраслевую принадлежность ведущих предприятий города;
o регулирование порядка открытия новых специальностей в профессиональных учебных заведениях, а также открытия в городе всевозможных филиалов сомнительных учебных заведений; обеспечение дополнительного контроля качества знаний во вновь открытых учебных заведениях;
o развитие системы целевой контрактной подготовки рабочих и специалистов с начальным, средним и высшим профессиональным образованием: формировать заказ городских предприятий и организаций на подготовку кадров; ввести систему распределения выпускников начального и среднего профессионального образования, в связи с чем, необходимо подписание соглашения с Советом директоров о квотировании рабочих мест на предприятиях города для выпускников этих профессиональных учебных заведений;
o формирование «дуальной» системы подготовки кадров в системе начального и среднего специального профессионального образования, предполагающей принятие производственными предприятиями части функций по профессиональной подготовке и обязательств по дальнейшему трудоустройству выпускников (при условии выполнения определенных требований). Переход на дуальную схему потребует разделения бюджета финансирования начального и среднего специального профессионального образования на две части, одна из которых будет направляться предприятиям-участникам программы в качестве компенсации понесенных затрат;
o восстановление взаимосвязей работодателей и профессиональных учебных заведений: привлечение работодателей к управлению учебными заведениями профобразования (наблюдательные советы, участие в разработке программ и проч.); закрепление за профессиональными учебными заведениями базовых предприятий (в подготовке специалиста должна прослеживаться цепочка: теоретическая подготовка — организация практики на производстве — руководитель диплома; совместная организация культурно-массовых мероприятий и др. формы работы).
— Необходимо обеспечить высокое качество образовательных услуг. Для этого должна быть модернизирована система профессионального образования за счет перехода к принципам БОР, внедрения клиенториентированного подхода и др., обновлена материально-технической базы учебных заведений и др.
— Необходимо сформировать систему непрерывного профессионального образования, для чего должна быть осуществлена синхронизация стратегий и планов развития учебных заведений разного уровня профобразования между собой.
Задача 4. Совершенствование инфраструктуры и механизмов функционирования и развития рынка труда.
Для решения данной задачи необходимо:
— Проводить комплексный мониторинг состояния рынка труда в Орске, формировать баланс трудовых ресурсов.
— Развивать межтерриториальные связи в сфере целевого планирования трудовой миграции.
— Проводить ярмарки трудовых ресурсов, вакансий, профессий; конкурсов профессионального мастерства.
Для успешной реализации мероприятия данной программы могут быть профинансированы, в том числе, за счет средств регионального бюджета путем включения в региональную целевую программу «Образование Оренбуржья на 2007–2010 гг. и на период до 2015 года» [9] , включающую подпрограммы «Развитие системы профессионального образования» и «Кадры среднего профессионального образования».
3.2. Маркетинг единого урбанизированного пространства
Орск-Новотроицк — опорного узла Восточного Оренбуржья
Одной из функций Орска как административно-организующего центра Восточного Оренбуржья является маркетинг города Орска и единого урбанизированного пространства Орск–Новотроицк.
Целью развития агломерации Орск-Новотроицк является повышение управляемости единого урбанизированного пространства с населением к 2030 году более 400 тыс. чел. для обеспечения новых возможностей для развития экономики (диверсификация и инвестиционная привлекательность) и общества (новое качество жизни) за счет создания более разнообразного рынка труда, более емкого потребительского рынка, рынков торговой, жилой и производственной недвижимости, концентрации и согласования приоритетных проектов развития всех видов инфраструктур.
Предпосылки формирования и развития агломерации Орск-Новотроицк:
— в зоне агломерирования проживает более 360 тыс. чел., плотность населения 180-280 чел. на 1 км 2 ;
— концентрация в зоне агломерирования прибылей, налогов, инвестиций, продаж промтоваров;
— высокая плотность инженерных и социальных инфраструктур;
— транспортная связность: за счет развития автомобильного транспорта обеспечена доступность в пределах получаса;
— разнообразие рынка труда Орска и Новотроицка, наличие развитой системы подготовки кадров создаст более емкий и разнообразный рынок.
Развитие урбанизированного пространства Орск–Новотроицк с точки зрения управления может идти поэтапно:
первый этап — создание ассоциации городов Орска и Новотроицка, в частности для совместной разработки и реализации Программы маркетинга агломерации Орск-Новотроицк;
второй этап — разработка Концепции скоординированного развития городской агломерации Орск–Новотроицк;
третий этап — проведение референдума по объединению городов и созданию единого муниципалитета.
Городской маркетинг является эффективным методом поддержки местного экономического развития и привлечения инвестиций, необходимым условием динамичного и устойчивого развития территории. По аналогии с маркетингом товаров маркетинг города трактуется как «продажа» города жителям и предприятиям, для чего необходимо сделать город наиболее привлекательным для жизни и для производства и реализовать эту привлекательность, обеспечив приток инвестиций и экономический рост. Городской маркетинг в прикладном плане означает реализацию комплекса мероприятий по повышению известности города среди целевых групп, в частности потенциальных инвесторов, укрепление внешней информационной политики, издание специализированных брошюр, формирование благоприятного имиджа города.
Цели маркетинга агломерации Орск-Новотроицк:
— усиление в условиях межрегиональной конкуренции позиций Орска и Новотроицка как места привлекательного для жизни и инвестиций;
— создание благоприятного общего имиджа региона Орск-Новотроицк;
— формирование условий для сглаживания слабых и расширения сильных сторон Орска и Новотроицка и региона в целом.
Целевые группы городского (регионального) маркетинга:
— жители Орска и Новотроицка;
— предприятия, работающие в Орске и Новотроицке;
— трудоспособное население Орска и Новотроицка;
— жители окружающего региона, которые могут приехать для работы или учебы;
— высшие учебные заведения;
— потенциальные внутренние инвесторы;
— потенциальные внешние (российские и зарубежные) инвесторы;
— политические деятели различного уровня (областного, федерального);
— объединения и ассоциации предприятий;
Необходимо выявить интересы тех целевых групп, на которые преимущественно будет ориентироваться город, а затем подготовить дифференцированную информацию о состоянии различных сфер города и осуществлять планомерную рекламную кампанию.
Для разработки и реализации программы маркетинга агломерации Орск-Новотроицк могут быть созданы тематические рабочие группы из представителей этих городов:
— рабочая группа в области трансфера технологий (развития и модернизации промышленности);
— рабочая группа по развитию транспорта;
— рабочая группа по рекламной деятельности;
— рабочая группа по поддержке экономики;
— рабочая группа по координации деятельности в сфере культуры;
— рабочая группа по координации рынка труда.
Первоочередные мероприятия по маркетингу агломерации Орск-Новотроицк:
— издание ежегодного информационного буклета с информацией о предприятиях Орска и Новотроицка; с описанием возможностей инвестирования в экономику городов;
— издание ежегодного информационного календаря с обзором всех культурных и туристических событий и мероприятий;
— лоббирование идеи создания ТЛК;
— разработка единого корпоративного дизайна двух городов для представления на российском и международном уровне;
— создание общего выставочного стенда;
— открытие и поддержание общего сайта в Интернете;
— реализация совместных проектов в сфере поддержки занятости по следующим направлениям: регулирование рынка труда; раннее предупреждение безработицы; соответствие образовательного и квалификационного уровня потребностям и возможностям региона Орск-Новотроицк;
— создание совместного Агентства развития Орск-Новотроицк.
Необходимо установить эффективные взаимосвязи между Орском и Новотроицком с целью формирования общей позиции по различным темам, обмена опытом и совместного продвижения агломерации.
Источник: megalektsii.ru
Качество трудовых ресурсов и человеческий капитал
Развитие информационной экономики существенно изменило место и роль человека в условиях нового типа хозяйствования. Умения и способности человека вышли на первый план в общественном производстве. Человеческий капитал на сегодняшний день играет важную роль в экономике страны.
За счет развития человеческого капитала можно увеличить конкурентоспособность страны, повысить эффективность производства. Его развитие способствует экономическому росту страны. Переход на инновационный путь развития невозможен без привлечения человеческого капитала.
Понятие «человеческий капитал» приобретает в настоящее время большое значение не только для экономистов-теоретиков, но и для отдельных фирм. Резко возрос интерес экономической науки к человеческим созидательным способностям, к путям их становления и развития. В большинстве компаний начинают придавать большое значение накоплению человеческого капитала, как самого ценного из всех видов капитала. Сегодня изучение проблем повышения эффективности использования производительных сил людей в форме человеческого капитала является актуальным. Более того, выдвигается в разряд первоочередных задач в структуре социально-экономических исследований.
Актуальность данной темы заключается в эффективности использования и развития человеческого капитала как приоритетным направлением многих ведущих стран мира. Именно он способствует повышению качества жизни, а также росту эффективности национальной экономики.
Целью работы – рассмотрение теоретических и практических основ человеческого капитала и его роли в развитии современной экономики в России.
– Определить сущность и понятие человеческого капитала;
– Выявить основные проблемы использования человеческого капитала в России;
– Рассмотреть способы повышения эффективности использования человеческого капитала в современной России.
Понятие и характеристика человеческого капитала
Человеческий капитал является особой экономической категорией, основной проблемой исследования которой является специфическая природа человеческого капитала, обусловленная совокупностью физических и умственных способностей человека, определяющих его способность к труду.
Наиболее распространено следующее определение понятия человеческого капитала:
Человеческий капитал – совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом.