Договор возмездного оказания услуг иностранным гражданином — это соглашение между заказчиком и исполнителем, которое регулируется ГК РФ, ФЗ-115 и подписывается на срок, достаточный для их выполнения. Вознаграждение выплачивается за выполненный объем работы оговоренного качества без вступления в трудовые отношения.
Заключают ли с иностранцами ДГПХ
Соглашения гражданско-правового характера широко используются в хозяйственной практике, но вот можно ли заключить договор ГПХ с иностранным лицом — резидентом РФ и на каких условиях? Такую сделку с иностранцем следует заключить для выполнения конкретного вида работ и услуг (в том числе разовых). Нанимателем выступает:
- индивидуальный предприниматель;
- юридическое лицо;
- физическое — гражданин РФ.
Если обе стороны — физлица, договор между иностранцами, заключенный по ГК РФ, возможен, только если его предмет не связан с выполнением работ или оказанием услуг (аренда, купля-продажа и пр.).
Видеоинструкция к курсу «Иностранные сотрудники. Особенности трудовых отношений + 1С ЗУП 8.3»
Соглашения на оказание услуг и подряды на практике чаще заключаются предприятиями с физлицами. Обычные люди нанимают иностранцев для нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью, — личных и домашних (уборка, присмотр за детьми, садоводство и т.п.). Регулируются все эти сделки следующими законами и нормами:
Возможность возмездного оказания услуг (подряда) и порядок оформления | гл. 37 и 39 ГК |
О правовом положении иностранных граждан | ФЗ-115 от 25.07.2002 (ред. от 24.04.2020) |
О порядке уведомления о занятых иностранных гражданах | Приказ МВД РФ № 536 от 30.07.2020 |
Для использования труда иностранцев по ГПД потребуется разрешение на использование в хозяйственной деятельности этой категории занятых (исключение — трудовые мигранты из стран безвизового въезда (ст. 10 ФЗ-115, ст. 7 ФЗ-167, ст. 15 ФЗ-27)).
В соответствии со ст. 13 115-ФЗ заключение договора с иностранным гражданином в качестве заказчика допустимо, только если заказчик имеет статус индивидуального предпринимателя.
Положения ГК (гл. 37 и 39) и ФЗ-115 определяют существенные условия и порядок, как заключить договор ГПХ с иностранным гражданином, какие использовать документы. Существенных условий два, аналогично найму россиян (подробнее см. статью 432 ГК РФ):
- четко и подробно прописанный предмет соглашения;
- сроки — начало и конец оказания услуг или выполнения подряда.
Шаг 1. При заключении соглашения об оказании услуг (выполнения подряда) подробно укажите реквизиты заказчика и исполнителя (мигранта).
Шаг 2. Предмет сделки опишите детально, укажите количественные и качественные характеристики заказа (оказания услуги).
Шаг 3. В следующем разделе назовите сроки или временной интервал для услуг. Если услуги (подряд) выполняются иностранным гражданином этапами — даты или их временную протяженность в днях, месяцах, годах. Отдельно формулируются условия выполнения услуг (заказа), если они есть, — например, пожелание по предоставлению места на территории заказчика, требования об информационном обеспечении и т.д.
Сопровождение трудовых отношений с участием иностранцев
Шаг 4. Размер вознаграждения иностранца и порядок расчетов за услуги (подряд) при заключении соглашения определяются сторонами — расчеты допускается проводить этапами, по факту выполнения, полным авансом.
Шаг 5. В документе разумно предусмотреть порядок сдачи, форму акта приема-передачи и урегулирования претензий по качеству.
Шаг 6. Традиционно формируются разделы о правах, обязанностях и ответственности заказчика и исполнителя услуг (подрядчика); регламенте разрешения споров; описываются основания и процедура, используемая для прекращения сотрудничества с иностранным гражданином.
Чтобы избежать переквалификации в трудовом соглашении, при заключении гражданско-правового договора с иностранным гражданином не используйте в тексте:
- слова и категории трудового права — должность, работодатель, работник, отпуск, режим труда;
- обязанность соблюдать правила трудового распорядка у заказчика;
- место оказания услуг (выполнения работ) исполнителем, если этого не требует специфика.
Место и оборудование, время занятости исполнитель (иностранец) определяет сам — они вправе не совпадать с местом заключения, указанным в тексте документа. Что еще необходимо помнить при оформлении ДГПХ с иностранцем, который работает на патенте:
- не забывайте о сроке действия документа и не заключайте ГПД на его исходе;
- место действия патента должно совпадать с местом выполнения подряда (оказания услуг).
Шаг 7. Подпишите документ в двух экземплярах. Выдайте иностранцу один экземпляр на руки.
Подготовленный в соответствии с ГК и специальных НПА гражданско-правовой договор на оказание услуг с иностранцем выглядит следующим образом:
Какие документы запросить
Перечень документов чуть больше, чем с гражданином РФ.
Вот какие документы нужны для оформления договора ГПХ с иностранным гражданином независимо от его статуса — всем категориям иностранных граждан обязательно понадобятся:
- паспорт;
- СНИЛС (для постоянно и временно проживающих иностранцев);
- лицензия, если оказываемые услуги ее требуют.
При отсутствии СНИЛС его разрешено оформить работодателю. Остальной набор документов зависит от использованного иностранцем режима для временного проживания (РВП или ВНЖ) или разрешенного вида временного пребывания:
- визовый — требуется разрешение на работу (абз. 16 п. 1 ст. 2 ФЗ-115 от 21.06.2002);
- безвизовый — оформляется патент на работу (ст. 2 ФЗ-115 от 21.06.2002);
- для граждан ЕАЭС патент не требуется (ст. 2 ФЗ-115 от 21.06.2002).
Евразийский экономический союз (ЕАЭС) объединяет Российскую Федерацию, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Армению — граждане этих стран трудятся на территории РФ без патента или разрешения на работу.
Кого уведомить о соглашении
В течение 3-х рабочих дней с даты заключения двусторонней сделки с иностранцем нанимателю следует известить территориальный орган МВД. Уведомление направляется по специальной форме — приложение 7 к приказу МВД РФ № 536. Требование распространяется на все категории иностранных граждан.
Если заключили договор гражданина России с иностранными поддаными (несколькими одновременно), уведомление подают в отношении каждого из них по отдельности. Причем это касается как физических, так и юридических лиц, выступающих в роли заказчиков
В случае выявления органами по вопросам миграции факта неподачи или несоблюдения формы уведомления для заказчика наступает ответственность в соответствии с КоАП — статья 18.15.
Как платить налоги и взносы
Все иностранные граждане являются плательщиками НДФЛ с доходов, полученных в РФ, в том числе по ДГПХ (ст. 224 НК): по ставке 13 % (п. 1 ст. 207, ст. 209 НК РФ). Исключение — нерезиденты (проживающие менее 183 суток в течение 12 месяцев подряд), для них ставка НДФЛ равна 30 %.
Страховые взносы за работающих по ГПХ иностранцев уплачиваются в зависимости от категории, основания пребывания и квалификации. По проживающим (временно или постоянно) заказчик перечисляет страховые взносы по правилам, что и с доходов граждан РФ (ст. 426 НК):
- ПФР — 22 % с дохода, не превысившего 1 150 000 руб., и 10 % с дохода сверх этой величины;
- ФСС по нетрудоспособности и материнству, травматизму — 2,9 % с дохода, не превысившего 865 000 руб., сверх этого дохода взносы не начисляются;
- ОМС (кроме специалистов высокой квалификации) — 5,18 % с суммы дохода.
Временно пребывающие (визовые и безвизовые) не облагаются взносами ОМС, с их доходов перечисляют (ст. 426 НК):
- в ПФР — 22 % с дохода, не превысившего 1 150 000 руб., и 10 % с дохода сверх этой величины;
- на ОСС по нетрудоспособности и материнству — 1,8 % с дохода, не превысившего 865 000 руб., сверх этого дохода взносы не начисляются.
С доходов специалистов высокой квалификации не перечисляется ничего, кроме взносов на травматизм (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ).
Важно! Взносы на травматизм уплачиваются, только если договор с иностранцем на оказание услуг на территории РФ это предусматривает. В противном случае — взносы не перечисляются (абз. 4 п. 1 ст. 5 ФЗ-125 от 24.07.1998). Тарифы — от 0,2 % до 8,5 %.
Источник: clubtk.ru
Правовое регулирование труда иностранных работников
Источники правового регулирования трудовых отношений с участием иностранных работников в Российской Федерации
Специальное законодательство, посвященное внешней трудовой миграции, в России отсутствует. Составляющие нормы находятся в различных отраслях права — конституционном, гражданском, международном, административном и др. Поэтому с полной уверенностью можно утверждать, что правовой институт трудовой миграции носит комплексный характер.
Некоторые правовые основы вытекают из ряда положений Конституции РФ. Так, в соответствии с нормами Конституции РФ трудовое законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. То есть по вопросам использования и привлечения иностранной рабочей силы субъекты РФ вправе принимать собственные нормативные правовые акты, регулирующие данные отношения на их территории.
Помимо Конституции РФ, в качестве основных источников правового регулирования отношении по трудоустройству на территории РФ иностранных граждан, следует выделить следующие:
- — Трудовой кодекс РФ;
- — Федеральный Закон от 25.07.2002г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ».
Согласно ст. 11 ТК РФ, установленные трудовым законодательством и иными актами правила, содержащие нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, если иное не предусмотрено международными договорами. Таким образом, Трудовой кодекс РФ предоставляет иностранным гражданам, прибывшим на территорию России в целях заработка, практически те же права и обязанности, что и гражданину РФ, за некоторыми исключениями, регулируемыми международными договорами и федеральными законами.
Из широкой концепции трудовой деятельности исходит Закон № 115-ФЗ, который на основании трудовых и гражданско-правовых договоров включает в нее труд иностранных граждан. Нормы данного Закона наделяют правом работодателя и заказчика работ (услуг) привлекать и использовать труд иностранных работников при наличии соответствующего разрешения.
Иностранный гражданин в свою очередь имеет право осуществлять трудовую деятельность на территории РФ в случае достижения им восемнадцатилетнего возраста при наличии разрешения на работу. Здесь стоит отметить, что данный порядок не распространяется на определенные категории иностранных граждан, круг которых обозначен п.п. 1-10 части 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ.
Как говорилось выше, закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ» дает следующее определение понятию «иностранный работник» — иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность. В соответствии с Законом, временно пребывающими иностранными гражданами считаются: лица, прибывшие в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившие миграционную карту, и не имеющие вида на жительство или разрешения на временное проживание. Если иностранный гражданин прибыл в РФ в порядке, не требующем получения визы, то срок его временного пребывания не может превышать 90 суток, за исключением случаев, определенных Законом.
Особо следует отметить, что Закон № 115-ФЗ выделяет особенности регламентации трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в качестве иностранных работников в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы и в порядке, не требующем получения визы.
Кроме вышеуказанных источников правового регулирования трудовых отношений с участием иностранных граждан, на территории России приняты и действуют многочисленные подзаконные акты, которые регламентируют отдельные вопросы трудовой деятельности, касающиеся трудовой деятельности иностранных рабочих. Например, соответствующие нормы содержатся в следующих документах:
- · Постановление Правительства РФ от 16.01.2003 N 21 «Об утверждении Положения о порядке выдачи разрешений на привлечение и использование иностранных работников в составе экипажей российских морских судов». Данное Постановление было разработано на основании Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» № 115-ФЗ и определяет порядок выдачи судовладельцам разрешений на привлечение и использование иностранных работников в составе экипажей российских морских судов.
- · Постановление Правительства РФ от 11.10.2002 N 755 «Об утверждении перечня объектов и организаций, в которые иностранные граждане не имеют права быть принятыми на работу». Так, например, в утвержденном перечне приводятся следующие объекты и организации, где запрещено использование труда иностранных рабочих: Объекты и организации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований; структурные подразделения по защите государственной тайны и подразделения, осуществляющие работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну, органов государственной власти и организаций; Организации, в состав которых входят радиационно-опасные и ядерно-опасные производства и объекты, на которых осуществляются разработка, производство, испытания, эксплуатация, хранение, транспортировка и утилизация ядерного оружия и некоторые другие.
Вопросы привлечения и использования иностранной рабочей силы на уровне субъектов РФ, как правило, регулируются в актах подзаконного уровня.
Источник: studwood.net
Об особенностях правового регулирования трудовой деятельности иностранных граждан как способ борьбы с теневой экономикой?
Об особенностях правового регулирования трудовой деятельности иностранных граждан как способ борьбы с теневой экономикой?
Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом. Трудовая деятельность иностранных граждан в Российской Федерации регулируется особым образом с целью предупреждения развития теневой экономики в государстве.
В соответствии со ст. 327.1 ТК РФ трудовые отношения между иностранным гражданином или лицом без гражданства и работодателем регулируются российским законодательством, за исключением случаев, в которых в соответствии с федеральными законами или международными договорами Российской Федерации трудовые отношения с работниками, являющимися иностранными гражданами или лицами без гражданства, регулируются иностранным правом.
Субъектами трудовых отношений с участием иностранных лиц являются:
— Работодатель.
Работодателем в соответствии с настоящим Федеральным законом является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников (за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей) и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними трудовых договоров. В качестве работодателя может выступать в том числе иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.
Заказчиком работ (услуг) в соответствии с настоящим Федеральным законом является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников (за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей) и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг). В качестве заказчика работ (услуг) может выступать в том числе иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.
Работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента.
Работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников без разрешения на привлечение и использование иностранных работников в случае, если иностранные граждане:
1) прибыли в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы;
2) являются высококвалифицированными специалистами и привлекаются к трудовой деятельности в Российской Федерации в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона;
3) являются членами семьи высококвалифицированного специалиста, привлеченного к трудовой деятельности в Российской Федерации
Иностранные граждане при получении разрешений на работу подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации и фотографированию.
Иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации и фотографированию при обращении с заявлением об оформлении патента.
После принятия к рассмотрению документов для оформления иностранному гражданину разрешения на работу или патента федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальный орган проверяет факт постановки на учет в налоговом органе данного иностранного гражданина на основании сведений, имеющихся в государственной информационной системе миграционного учета.
В случае отсутствия указанных сведений федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальный орган не позднее дня, следующего за днем принятия к рассмотрению документов для оформления иностранному гражданину разрешения на работу или патента, направляет сведения о постановке данного иностранного гражданина на миграционный учет по месту пребывания в налоговый орган по месту своего нахождения. Налоговый орган не позднее дня, следующего за днем постановки на учет иностранного гражданина, направляет в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальный орган сведения о постановке иностранного гражданина на учет в налоговом органе. Обмен сведениями осуществляется с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия или иным способом в электронном виде при условии соблюдения требований, установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных.
Работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
Прокурор города старший советник юстиции А. В. Бурлаченко
Теги
- #Балаково
- #прокурор_разъясняет
- #мигранты
- #теневая_экономика
Источник: go64.ru