Как специфический вид социально трудовой деятельности

Учебная деятельность как специфический вид трудовой Учебная деятельность как специфический вид трудовой. В психологии принято различать три вида...

Учебная деятельность как специфический вид трудовой.

В психологии принято различать три вида деятельности человека:

Данные теории рассматривают «учебную деятельность» как более широкое понятие, чем отдельный вид трудовой деятельности, так как она распространяется на все возрастные категории, в том числе на студенческий возраст. Д.Б. Эльконин (Эльконин Д.Б., 1958) утверждает, что «учебная деятельность – такая деятельность, которая содержит в себе овладение обобщенными способами действий в научной сфере и побуждается путем мотивов собственного развития и роста». Таким образом, учебная деятельность – овладение субъектом способов учебных действий, саморазвитие в процессе освоения учебных дисциплин, под руководством преподавателя для внешнего контроля и оценки, которое должно сформировать самоконтроль.

Являясь разновидностью умственного труда, учебная деятельность не относится к сфере материального производства, носит учебно-воспитательный характер, имеет другие цели и задачи, свойства, специфические трудности, отличается особенностями психологических процессов.

Видеолекция_9 Закон наименьших . Специфические законы социальной организации . Принципы образования организационных структур

Учебная деятельность является общественной:

• по содержанию – усвоение накопленных человечеством знаний, умений и навыков;

• по смыслу – оценивается обществом;

Продуктом данной деятельности являются изменения в самом субъекте, которые происходят в ходе ее выполнения. Личные успехи и самосовершенствование субъекта приобретают главный общественный смысл. Усвоение знаний, умений, навыков имеют свои особенности:

1) научные понятия и законы – основа содержания учебной деятельности;

2) главная цель и результат УД – усвоение такого содержания;

3) теоретическое отношение к действительности способно изменить субъект УД.

Термин «учебная деятельность» тесно связан с понятием «самоорганизации». В трактовке психолога И.И. Ильясова (Ильясов И.И., 1991) самоорганизация выглядит как двухуровневый процесс, содержащий акты преобразования на основе психического отображения объекта. Любая деятельность включает в себя продукт преобразования, средства, исполнительные действия преобразования предмета в продукт.

Б.Ф. Ломов выделяет мотивацию, целеполагание, планирование деятельности, переработку входящей информации, оперативные образы, принятие решений, проверку результатов и коррекцию, как компоненты учебной деятельности. Выделенные компоненты соотносятся с более ранними исследованиями феномена деятельности в работах С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина.

Умственные действия, которые производит субъект, формируются в качестве внешних преобразований, предметные переходят на внутренний план. Возникает понятие интериоризация — перевод внешнего действия во внутренний план. Ориентировочные акты действия – планирование, переработка информации, оперативный образ и принятие решения, исполнительные акты – действия, контрольные акты – проверка результатов и возможность коррекции.

Таким образом, любая деятельность субъекта, в том числе и учебная включает в себя ориентировочные, исполнительные и контрольно-коррекционные акты. Процесс самоорганизации, который представляет собой деятельность, направленную на преобразование управляющей, организующей структуры.

Культурно-досуговая деятельность как эффективное ср-во развития личности | Видеолекции | Инфоурок

На психическое и физическое состояние студентов могут влиять субъективные и объективные факторы обучения. К субъективным факторам относятся: знания, мотивация к обучению, выносливость, устойчивость нервно-психической системы, темп освоения учебной дисциплины, утомляемость, психофизические способности, профессиональные возможности, личностные характеристики, способность к социально-психологической адаптации, уровень эмоционального интеллекта. К объективным факторам можно отнести: пол, возраст, состояние здоровья, общую нагрузку в учебном заведении, количество и качество отдыха.

В среднем, студенческое учебное время составляет 50-58 часов в неделю, в эти часы входит время на самоподготовку. Таким образом, ежедневно студент получает 7-8 часов учебной нагрузки, что соотносится с продолжительным рабочим днем любого работающего человека. Студенты, которые не владеют навыком планирования, занимают свободное время на выходных днях для самоподготовки.

Учебная деятельность, т.е. деятельность по усвоению знаний, умений и навыков играет определяющую роль в период становления целостного интеллекта молодого человека в возрасте от 17 до 25 лет. Развиваются его отдельные функции, такие как, мышление, мнемические и сенсорно-перцептивные функции. Постоянная умственная работа позволяет поддерживать высокий тонус интеллекта субъекта учебной деятельности, а также способствует эффективному выполнению учебных задач.

Для успешного усвоения учебной программы студенту необходимо в полной мере восстанавливать затраты, направленные на учёбу. Тем не менее, у многих студентов возникают проблемы с полноценным восстановлением таких процессов из-за недостатка сна, питания, спорта, свежего воздуха и т.д. В случае, когда студент поступает в магистратуру и меняет свою специализацию, он попадает в новые условия учебной деятельности и, соответственно, сталкивается со сложностями в адаптации к обучению в высшем учебном заведении. Поскольку адаптация происходит на нескольких уровнях: дидактическом, социально-психологическом и профессиональном, то ее начальный период может характеризоваться низкой успеваемостью, трудностью в общении с коллективом.


Поделитесь с Вашими друзьями:

Источник: psihdocs.ru

Деятельность

Деятельность — можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.

В общеисторическом плане основным видом деятельности, определяющим развитие сознания человечества, является труд. Поэтому при изучении сознания отдельной личности необходимо учитывать особенности ее трудовой деятельности.

Животные только потребляют то, что им дано природой. Человек, напротив, больше создает, чем потребляет.

При изучении деятельности и сознания личности необходимо учитывать, что человек, в силу своей социальной сущности, неуклонно идет вперед по пути развития, а не повторяет циклы жизни, как это происходит в животном мире. В психологическом отношении жизненный путь конкретного человека не повторяет жизненного пути всех предыдущих поколений людей. В соответствии с этим, психология изучает основные виды человеческой деятельности в плане их развития в течение жизни конкретного человека. Такой подход дает возможность раскрыть психологические закономерности формирования сознания не вообще, а именно личности.

К основным видам деятельности человека относятся труд, учение, игра.

В процессе игры, которая начинается у детей с повышения внимания к отдельным предметам и в дальнейшем становится игрой сюжетной и по правилам, человек, начинающий сознательно действовать, познает окружающий мир. На этой основе у него создаются определенные представления, различные оттенки чувств, волевые качества и знания о свойствах предметов и их назначении, о взрослых людях, их взаимоотношениях, о самом себе, о своих возможностях, достоинствах и недостатках.

Таким образом, в играх, которые в конечном счете отражают общественные отношения, каждый участник психологически формируется как личность. Это наиболее характерно для детского возраста.

В процессе учения независимо от возраста каждый человек приобретает необходимые знания, навыки, умения, которые систематически обогащаются и совершенствуются. При этом у него развиваются умственные качества, чувства, воля, мировоззрение, моральные устои, характеризующие его как сознательную личность.

Особое место в жизни человека занимает труд. В процессе физического и умственного труда люди воздействуют на природу и создают все, что необходимо для удовлетворения их материальных и духовных потребностей. В этом сущность трудовой деятельности. Поэтому труд является решающим условием формирования личности и ее сознания.

Однако это вовсе не значит, что труд автоматически, сам по себе, формирует личность с передовым сознанием. Более того, непосильный, изнурительный труд, как известно, вызывает у человека отрицательное к нему отношение, порождает тенденцию уклониться от него. Например, рабский труд в эпоху рабовладельчества не мог воспитывать человека и формировать у него осознанно положительное отношение к труду и к орудиям труда.

В деятельности человек не только создает предметы материальной и духовной культуры, но и преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, чего без его активности не существовало бы в природе.

Творческий характер человеческой деятельности проявляется в том, что благодаря ей он выходит за пределы своей природной ограниченности, то есть превосходит свои же генотипически обусловленные возможности. Вследствие продуктивного, творческого характера своей деятельности, человек создал знаковые системы, орудия воздействия на себя и природу.

Рассматривая основные виды деятельности как условия формирования сознания личности, необходимо учитывать, что в жизни труд, учение и игра часто взаимно переплетаются. Так, в игре немало элементов учения, а в учении — труда. В свою очередь и в труде, как правило, содержатся элементы учения. Но как бы тесно ни переплетались игра, учение и труд, они все-таки имеют свои существенные различия, которые определяются целями каждого вида деятельности и способами их достижения.

Общим же для игры, учения и труда является то, что для удовлетворения своих потребностей человек должен овладеть отношениями между людьми, вещами и явлениями окружающего мира, спецификой своей деятельности.

Смотрите также:

9 июля 2013Поэтому из психологии труда заимствуются в основном методические знания. … Можно указать наиболее важные задачи, решаемые практическим психологом в школе.

8 июля 2013Предисловие научного редактора. Часть 1. Общая психология Глава 1. Психология как наука 1.1. … Основные направления практической психологии.

Должен знать: постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы, относящиеся к практической психологии; основы психологии труда и управления.

В словаре практического психолога отмечается, что «в системе наук психология занимает совершенно особое место.

6 июля 2013путей сообщения. Психология и педагогика. Учебное пособие. Рекомендовано. … Изучение психологии и педагогики имеет практическую значимость для будущих специалистов.

В строгом смысле понимается как наука о психике, а психолог — человек, профессионально занимающийся психологией в теоретическом и практическом плане.

М.: Институт практической психологии, 1996. … См.: Вундт В. Проблемы психологии народов. М., 1912; Фуллье А. Психология французского народа.

В этот раздел входят книги по практической психологии, книги – рекомендации, книги – полу религиозного смыслового содержания, претендующие на изменение понимания нормальной.

В книге «Психология» (1886) он подчеркивал, что объектом психологического исследования является целостный человек и его практическая деятельность.

Источник: bibliotekar.ru

Административное право России в вопросах и ответах 16 стр.

Тема 11.
Служба и служащие (административно-правовой статус)

1.
Служба как специфический вид социально-трудовой деятельности.
Характерные признаки служащего

Каждая социальная категория граждан — рабочий, крестьянин, пенсионер — имеет свой строго определенный законодательством правовой статус, основанный на едином для всех правовом статусе гражданина.

Рабочий, крестьянин в процессе своего труда воздействуют на объекты природы в ее первозданном виде (шахтер, рыбак, землепашец и др.) или на уже профильтрованные предшествующим трудом человека природные объекты — машины, механизмы, сооружения и т.д. (токари, слесари, механизаторы, строители и др.). Здесь отношения рабочего, крестьянина с объектами и предметами их труда регулируются технологическими нормами и технико-экономическими нормативами, поэтому рабочий в процессе своего труда своими действиями не порождает каких-либо юридических последствий для других лиц, может создавать их только для себя, да и то лишь по поводу своего труда (его оплаты, соблюдения или, наоборот, нарушения установленных технологических норм и технико-экономических нормативов, добросовестности к выполнению трудовых обязанностей и т.д.), но это уже область трудового правового регулирования, одинакового как для рабочих, так и для служащих. Служащий же в процессе своего труда воздействует на человека, точнее, на сознание человека и его поведение (лечит, учит, воспитывает, администрирует и т.д.), поэтому процесс труда служащего регулируется не только профессионально-технологическими правилами, но и нормами социальных взаимоотношений, многие из которых есть правовые нормы. Наличие правовых отношений в самом процессе труда служащего является характерной особенностью и обязательным элементом всей его трудовой деятельности. Статус служащего обязывает его вступать в социальные, в т.ч. правовые, отношения с теми субъектами, которым он служит или которых обслуживает.

Таким образом, статус любого служащего характеризуется тем, что он призван и должен служить человеку, обществу, государству, имея объектом своего трудового воздействия человека, его сознание, а в процессе своего труда вступает в правовые отношения, своими служебными действиями создает и вызывает юридические последствия для других лиц, с которыми он взаимодействует. Отношения же служащего по поводу его труда (оплаты, предоставления отпуска, создания необходимых условий труда и т.д.) принципиальных отличий от аналогичных отношений у рабочего не имеют, относятся к области трудовых отношений служащего и регулируются нормами трудового, а не административного права.

2.
Виды службы и служащих по действующему законодательству

Существует очень много видов службы: государственная и муниципальная служба, гражданская служба в общественных организациях, на предприятиях и в социально-культурных учреждениях, частная служба по различным видам обслуживания физических и юридических лиц, причем в каждом из этих видов службы по различным классификационным основаниям можно выделить много их разновидностей. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (в редакции от 1 декабря 2007 г.) выделяет три главных вида государственной службы:

государственная гражданская служба — это профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации. Общей правовой основой организации и функционирования данной службы является Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в редакции от 29 марта 2008 г.), имеет ряд своих разновидностей по сферам, отраслям и видам государственной деятельности;

государственная военная служба — профессиональная служебная деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания;

государственная правоохранительная служба — профессиональная служебная деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины.

Государственная служба субъектов Российской Федерации регулируется законодательством субъектов РФ. В Саратовской области, например, действует Закон Саратовской области «О государственной службе Саратовской области», который по образцу и подобию федерального закона о службе регламентирует все вопросы организации и функционирования государственной службы в масштабах и территориальных пределах Саратовской области как субъекта Федерации.

Муниципальная служба, все основные стороны организации и деятельности которой регулируются в общем виде Федеральным законом от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», а более детально — в развивающем его законодательстве субъектов Российской Федерации.

Общественная служба в различного рода общественных объединениях (в политических партиях и движениях, в профсоюзах, в профессиональных, творческих и иных общественных объединениях) регламентируется прежде всего их уставами и, частично, федеральным и субъектов Федерации законодательством (порядок представления общественных служащих к государственным наградам, применение мер правовой ответственности и ряд других вопросов).

Гражданская служба в государственных унитарных предприятиях и социально-культурных учреждениях также регламентируется их уставами и, в значительной мере, нормативно-правовыми актами федеральных и субъектов Федерации органов исполнительной власти, которые выступают учредителями этих организаций и утверждают их уставы.

Частная служба по различным видам обслуживания физических и юридических лиц нормативно-правовым регулированием охвачена лишь частично в отношении некоторых ее разновидностей. Частная детективная и охранная служба регламентируется Законом РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (в редакции от 24 июля 2007 г.). Деятельность адвокатов по обслуживанию частных интересов конкретных физических и юридических лиц регулируется Федеральным законом от 31 мая 2002 г. «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (в редакции от 3 декабря 2007 г.), а государственная деятельность частных нотариусов в самом общем плане и весьма неполно регулируется в Основах законодательства РФ о нотариате.

3.
Государственная служба как организационно-правовая категория, элемент государственной организации и правовой институт

Государственная служба как социальная и государственно-правовая категория представляет собой сложное общественное явление. Ее необходимо рассматривать как организационный и правовой институт. Как организационный институт она тесно связана с организацией государственной деятельности и является ее элементом. Государственная служба как организационный институт продолжает и завершает всю государственную организацию, как важнейший элемент и атрибут государства она не может быть сведена лишь к характеристике профессиональной служебной деятельности различных категорий государственных служащих.

Источник: sharlib.com

Оцените статью
Добавить комментарий