1. Профессиональная (трудовая) деятельность личности
Лекция № 13-14
2. План лекции:
1. Профессиональная (трудовая) деятельность, её
структура
2. Виды профессий и трудовой деятельности
3. Профессиональная пригодность,
профессиональный отбор и подбор.
4. Мотивация профессиональной (трудовой)
деятельности
5. Профессиограмма
6. Профессионализм и его становление. Карьера.
7. Трудовой коллектив и его влияние на
профессиональную деятельность личности.
3.
По необязательному
заданию
Наука
Общение
5. 1. Профессиональная (трудовая) деятельность, её структура
Профессиональная (трудовая) деятельность людей— это одна
из форм человеческой деятельности, направленная на
преобразование природного мира и создание материальных
благ.
Профессии – исторически возникшие формы деятельности,
необходимые обществу, для выполнения которых человек
Как труд влияет на развитие человека? Формирование положительных качеств.
должен обладать суммой знаний и навыков, иметь
соответствующие способности и профессионально-важные
качества.
Занятие – деятельность для поддержания человеком своего
существования, но обычно не главная, не обязательно связанная с
самореализацией.
Специальность определяется через предмет деятельности, как круг
знаний о некотором фрагменте объективной реальности.
6. Профессия как трудовая деятельность имеет определенную структуру (по Е.А. Климову).
– заданные цели, представления о результате труда;
– заданный предмет (любая система, например,
социальная, художественно-эстетическая и др.);
– система средств труда;
– система профессиональных служебных
обязанностей;
– система прав;
– производственная среда, предметные и
социальные условия труда.
7. Особенности структуры профессиональной деятельности:
1) сознательно поставленные цели — производство
определенной продукции, переработка природных
материалов, создание машин и механизмов и многое
другое;
2) предметы труда — те материалы (металл, глина,
камень, пластмасса и пр.), на преобразование
которых направлена деятельность людей;
3) средства труда — все устройства, приборы,
механизмы, приспособления, энергетические системы
и др., при помощи которых подвергаются
преобразованию предметы труда;
4) используемые технологии — приемы и способы,
применяемые в процессе производства;
5) трудовые операции.
8. Основные параметры профессиональной деятельности
Для характеристики трудовой деятельности обычно
используют следующие параметры:
1) производительность труда — количество продукции,
произведенной в единицу времени;
2) эффективность труда — соотношение материальных и
трудовых затрат, с одной стороны, и полученных результатов —
с другой;
Уникальный ТЕСТ! Выясните, какая травма детства влияет на вашу жизнь! Психология. Тест личности.
3) уровень разделения труда — распределение конкретных
производственных функций между участниками трудового
процесса (в масштабе общества и в конкретных трудовых
процессах).
О содержании трудовой деятельности человека можно
судить по тем функциям, которые он выполняет, по степени их
разнообразия и сложности, по уровню самостоятельности и
творчества работника.
9.
10. 2. Виды профессий
Профессии типа
«Человек — Природа»
11. Профессии типа «Человек — Техника»
12. Профессии типа «Человек — Человек»
13. Профессии типа «Человек — Знак»
14. Профессии типа «Человек – Художественный образ»
15. Виды трудовой деятельности
16.
17. 3. Профессиональная пригодность, профессиональный отбор и подбор
Профессиональная пригодность
– совокупность психологических и
психофизиологических особенностей
человека, необходимых и
достаточных для достижения им
заданной в профессии общественно
приемлемой эффективности труда
18.
Профессиональный отбор – система
специализированных процедур изучения и оценки
профессиональной пригодности человека к овладению
определенной пригодности человека к овладению
определенной профессией или группой профессий,
достижению в них требуемого уровня мастерства и
успешного выполнения профессиональных
обязанностей в типовых и нестандартных
профессиональных ситуациях.
Медицинский
Физиологический
Педагогический
Психологический
19.
Профессиональный подбор –
подбор профессий, профессиональных
сфер и специальностей к конкретному
человеку, его индивидуальнопсихологическим особенностям с тем,
чтобы он смог полноценно реализовать
себя и свой потенциал в трудовой
деятельности и получить
профессиональное удовлетворение.
20. «Дифференциально — диагностический опросник» (ДДО)
Инструкция. Предположим, что у вас появилась возможность делать то, что
вам нравится, какое занятие из двух возможных вы бы предпочли?
Опросник
1. а. Ухаживать за животными
б. Обслуживать какие-нибудь приборы, следить за ними, регулировать их
2. а. Помогать больным людям, лечить их
б. Составлять таблицы, чертить схемы, разрабатывать компьютерные
программы
3. а. Рассматривать книжных иллюстрации, художественные открытки,
конверты грампластинок
б. Следить за состоянием и развитием растений.
4. а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.)
б. Доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать
5. а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи
б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты)
21.
6. а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы)
б. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо
действий (трудовых, учебных, спортивных)
7. а. Копировать рисунки, изображения или настраивать музыкальные
инструменты.
б. Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным)
средством (подъемным краном, трактором и др.)
8. а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном
бюро, на экскурсии и т.д.)
б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес,
концертов)
9. а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику, жилище)
б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках
10. а. Лечить животных
б. Выполнять вычисления, расчеты.
22.
11. а. Выводить новые сорта растений
б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных
изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.п.)
12. а. Разбирать споры, ссоры между людьми: убеждать, разъяснять,
наказывать, поощрять
б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять,
приводить в порядок)
13. а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной
самодеятельности
б. Наблюдать, изучать жизнь микробов.
14. а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты
б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах,
ожогах и т.п.
15. а. Составлять точные описания — отчеты о наблюдениях, явлениях,
событиях, измеряемых объектах и др.
б. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и
представляемые)
23.
16. а. Делать лабораторные анализы в больнице
б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать
лечение
17. а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий
б. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов
18. а. Организовывать культпоходы сверстников или младших в театры,
музеи, экскурсии, туристические походы и т.п.
б. Играть на сцене, принимать участие в концертах
19. а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить
здания
б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты
20. а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада
б. Работать на клавишных машинах (компьютере, телетайпе, телеграфе и
др.)
24. Обработка результатов и интерпретация
25. 4. Мотивация профессиональной (трудовой) деятельности
Трудовая мотивация – основной компонент
самосознания работника, определяющий его
отношение и поведение в труде, его реакции
на конкретные условия труда.
Функции :
• Побуждающая
• Направляющая
• Регулирующая
26.
Компоненты мотивационной сферы:
• Профессиональное призвание
• Профессиональные намерения
• Потребность в профессиональном труде
• Ценностные ориентации в
профессиональной деятельности
• Мотив профессиональной
деятельности
27. Для сложившейся мотивационной сферы профессионального труда свойственны:
– разнообразие побуждений, что позволяет поддерживать и
укреплять мотивацию в различных условиях и обстоятельствах
труда;
– качество и наличие параметров каждого из побуждений,
например, действенности, осознанности, устойчивости;
– выделение главных побуждений, например, стремление
трудиться на благо других конкретных людей;
– преобладание конструктивной направленности
мотивационной сферы труда;
– гибкость, подверженность изменениям в зависимости от
условий труда, социальных отношений в обществе, логике
саморазвития человека и т.д.
28. Недостаточность мотивационной сферы профессиональной деятельности может выражаться в следующем:
– бедность мотивационной сферы, присутствие только отдельных
побуждений, например, мотивы только исполнительного труда, при
отсутствии мотивов творчества;
– дискредитация прежних мотивов труда;
– доминирование мотивов, внешних по отношению к профессии
(например, заработка, престижа, льгот), над внутренними (интерес к
содержанию труда);
– наличие параметров незрелости побуждений (неустойчивость,
неосознанность и др.);
– конфликты между отдельными побуждениями, мотивами;
– неблагоприятная динамика мотивации, потеря интереса к профессии;
– неадекватность мотивационной сферы фактическому содержанию труда,
например, нереальные цели;
– искусственное вызывание интереса к труду, например, за счет
неправомерного увеличения риска.
29.
30. Типологии мотивации
1. «Инструментально»
мотивированный
работник
2. Профессионально мотивированный работник
3. «Патриот»
4. «Хозяйская мотивация»
3. Люмпенизированный работник
31. Содержательная теория мотивации трудовой деятельности Ф. Герцберга
Гигиенические факторы (факторы внешней
среды). Их недостаток снижает
удовлетворенность трудом, их
достаточность сама по себе не повышает
удовлетворенность трудом и не мотивирует
рост эффективности.
Политика фирмы и
администрации.
Условия работы.
Заработок.
Межличностные отношения с
начальниками, коллегами и
подчиненными.
Степень непосредственного
контроля за работой.
Мотиваторы – связаны с характером и
сущностью работы, их наличие повышает
удовлетворенность трудом и мотивирует
повышение эффективности труда.
Успех.
Продвижение по службе.
Признание и одобрение
результатов работы.
Высокая степень
ответственности.
Возможности творческого и
делового роста.
32.
Теорию ожидания (Виктор Врум)
Интенсивность мотивации – это
функция совместного действия
следующих условий:
– ожидание того, что усилия
приведут к ожидаемым
результатам;
– ожидание того, что результаты
повлекут за собой определенное
вознаграждение;
– ожидание того, что
вознаграждение будет иметь
достаточную ценность для
работника.
33.
Теория справедливости (Дж. Стейси Адамс).
Основную роль в выполнении работы и получении
удовлетворения играет степень справедливости
(или несправедливости), которую ощущают
работники в конкретной ситуации на своей работе.
34. Практические рекомендации по повышению стимулов к труду
Рекомендации
1. Учреждение приза
«Здоровье»
Содержание
рекомендаций
Примечание
1. На предприятии в течение года ведется учет
заболеваемости ОРЗ и заболеваниями, близкими к
нему по тяжести и последствиям. При подведении
итогов призами награждаются те работники, которые
меньше всего отсутствовали на рабочем месте из-за
болезни.
2. Введение системы
сдвинутого графика
2. Свободное распоряжение своим рабочим временем
в течение недели (месяца). Тем самым снимается
проблема «самоволок» и скрытая потеря времени.
Система применяется
практически во всех
западных фирмах.
3. Премирование временем
3. Работникам предоставляется возможность
выполнить положенную норму в то время, в которое
они способны это сделать. Излишки рабочего времени
используется работником по своему усмотрению.
Применяется при
условиях четкой
договоренности об
исключении пересмотра
норм выработки.
4. Введение платы за любые 4. Принимаются все предложения, и сразу
рационализаторские
выплачивается небольшое вознаграждение.
предложения
5. Программа «Имидж
фирмы»
5. Специальная программа по повышению имиджа
фирмы, достигаемые путем рекламы в городе через
специальные атрибуты: спецодежду, фирменные
знаки, спонсорство, акции милосердия, спортивные
команды и т.д.
6. Доплата некурящим
6. Вводится либо постоянная доплата некурящим, т.е.
ежемесячная доплата к окладу в объеме 5 %, либо
постоянное премирование специального фонда.
или приз для некурящих
2 источника доплат: за
счет курящих и за счет
некурящих.
35.
Рекомендации
Содержание рекомендаций
7. Введение
7. По специальной программе и методике
ежегодной аттестации оценивается качество и количество труда за
персонала
год. От результатов аттестации зависят
рождественский бонус и присвоение
очередного класса, разряда и т.п.
Примечание
Применяется
практически во всех
западных фирмах. В
Японии проводится 2
раза в год, в Европе –1
раз.
Наиболее развито в
США.
8. Проведение
ежегодных конкурсов
профессионального
мастерства
8. Конкурсы проводятся по отдельным
массовым профессиям. Призер получает
крупный приз и становится известным
всемуколлективу.
9. Использование
системы
профессионального
продвижения и
ротации персонала
9. Вырабатывается специальная система
повышения квалификации всего персонала
предприятия.
10. Неформальное
общение
10. Неформальные встречи вне работы,
Чаще всего поездки на
которые сплачивают коллектив и поднимают природу, организация
престиж формального лидера.
вечеров отдыха.
Создается специальная профессиограмма,
позволяющая каждому работнику видеть
свою перспективу.
36.
37. 5. Профессиограмма
Профессиограмма — документ, в котором
прописаны
особенности
конкретной
профессии, раскрывающие специфику
профессионального труда и требования,
которые предъявляются к человеку.
Профессиограмма включает в себя:
1. Общие сведения о профессии
2. Характеристику процесса труда
3. Санитарно-гигиенические условия труда
4. Психологические требования профессии к
человеку (психограмму)
5. Пути получения профессии
38. Психограмма – часть профессиограммы, в которой указывают психические свойства человека, наиболее подходящие для данной
39.
А.
Трудовое
поведение
Б.
Требования
на уровне
психических
процессов
В. Требования
к центральнорегуляторным
ценностноориентационным
процессам
Г. Типичные
психологические
состояния в
труде
—
-преобладающая
активность;
— требования к
труду…
-психомоторика;
— особенности
мышления,
воображения;
— требования к
памяти;
— особенности
речи…
-внимание;
-эмоции и
чувства;
-интересы;
-мотивы…
-монотомия;
— утомление…
Д.
Требования
на
личностном
уровне
— направленность
личности;
-значение опыта;
— социальный интеллект;
— внушаемость;
— нравственнопсихологическая
устойчивость;
— значение опыта;
— особенности характера.
40. 6. Профессионализм и его становление. Карьера.
Профессиональное становление — это
форма личностного становления человека,
рассмотренная сквозь призму его
профессиональной деятельности.
Критерии:
— формальные
— неформальные
41. Карьера
• успешное
продвижение
вперед в той или
иной области
(профессиональн
ый рост,
должностной
рост)
42. Потребности человека на этапе карьеры
Этап
карьеры
Предварительный
Возрастной
период
До 25 лет
Краткая
характеристика
Особенности мотивации
(по Маслоу)
Подготовка к трудовой
Безопасность,
деятельности, выбор
области деятельности социальное признание
Становление До 30 лет
Освоение работы,
развитие
профессиональных
навыков
Социальное признание,
независимость
Продвижение
До 45 лет
Профессиональное
развитие
Социальное признание,
самореализация
После 60
лет
Подготовка к переходу
Удержание
на пенсию, поиск и
обучение собственной социального признания
смены
Завершение
После 65
Пенсионный
лет
Занятие другими
видами деятельности
Поиск самовыражения
в новой сфере
деятельности
43. Тип индивидуальной конфигурации внутриорганизационной карьеры
Вертикальная
карьера
Затухающая
карьера
Спиральная
карьера
Центростремительная
карьера
Мимолетная
карьера
Стабилизационная
карьера
44. 7. Трудовой коллектив и его влияние на профессиональную деятельность личности.
Трудовой коллектив — это
группа трудящихся людей,
объединенных общей
работой, интересами и
целями.
Ценность коллективного
труда?
45. Этапы развития трудового коллектива
«Притирка»
«Зрелость»
«Экспериментирование»
46. Психологические характеристики трудового коллектива
1.Морально-психологический климат.
2.Сплоченность работников коллектива.
3.Психологическая совместимость.
4.Уровень психологического давления
коллектива на своих членов и степень
конформизма.
47. Задание: Какой тип индивидуальной конфигурации внутриорганизационной карьеры описывается предложенными ситуациями:
1.Сотрудник в течение ряда лет последовательно занимает
должности мастера участка, начальника цеха, главного
инженера, директора предприятия
2. Сотрудник растет до определенного статуса, останавливается
на нем, затем начинается нисходящее движение
3.Сотрудник формально занимает должность, например,
секретаря-референта руководителя организации, но
неформально все больше влияет на принятие решений и
исполняет функции советника при топ-менеджменте
4. Сотрудник продвигается от начальных позиций до
руководителя в одном структурном подразделении; затем в
другом структурном подразделении, в третьем и в целом по
мере освоения разных видов деятельности продвигается по
ступеням организационной иерархии
48. Задание (диагностика )
Задание (диагностика )
Методика определения типа ценностных ориентаций (автор Е.И.Головаха)
Инструкция
Ниже представлен ряд суждений о профессиях. Выберите из них наиболее
соответствующие Вашим взглядам (не больше двух):
Для меня самая предпочтительная профессия — та, которая позволяет:
1). в наибольшей степени реализовать свои физические
возможности, проявить силу, ловкость, волевые качества;
2). достичь высокого общественного положения, известности,
славы, получить признание окружающих;
3). работать в хороших условиях – в таких, чтобы работа не была
утомительной, не вызывала отрицательных эмоций;
4). получать высокий заработок, обеспечивающий хорошие материальные условия;
5). проявлять творческую инициативу, полностью раскрыть свои
интеллектуальные способности;
6). сохранить достаточно энергии и времени для разнообразного
досуга, увлечений, общения с друзьями и близкими.
49. Данный список ценностей соответствует классификации по критерию отношения ценности к сфере профессиональной деятельности: —
ценности, которые могут быть реализованы непосредственно в профессиональной
деятельности (1 и 5);
— ценности, которые реализуются за счет профессиональной деятельности (2 и 4);
— ценности, которые могут быть реализованы вне профессиональной деятельности
(3 и 6).
Определение типа ценностной ориентации
Непротиворечивый профессиональный: характеризует человека с четкой профессиональной доминантой. Он соответствует следующим
сочетаниям вариантов выбора – 1 и 2, 1 и 4, 1 и 5, 1 и 6, 2 и
4, 2 и 5, 5 и 4, либо выбору только одной ценности – 1, 2, 4, 5.
Противоречивый: характеризует человека, у которого доминируют и
профессиональные, и противоречащие им внепрофессиональные ориентации.
Этому типу соответствуют следующие сочетания вариантов выбора – 1 и 3, 2
и 3, 2 и 6, 3 и 4, 3 и 5, 4 и 6, 5 и 6.
Непротиворечивый внепрофессиональный: характеризует
человека, ориентированного в основном на деятельность, не связанную с
профессией. Этому типу соответствуют следующие варианты выбора – 3, 6,
либо их сочетание.
Источник: ppt-online.org
Трудовая деятельность. Процесс трудовой деятельности. Виды трудовой деятельности
Почти каждый человек работает для обеспечения и улучшения своей жизни. В работе используются умственные и физические способности. Сегодня, в современном мире, трудовая деятельность более обширная, чем была раньше. Как же происходит процесс и организация труда? Какие виды бывают?
Почему человек отказывается от трудовой деятельности? Ответы на вопросы читайте далее…
Понятие трудовой деятельности
Работа – это умственные и физические усилия, применяющиеся для достижения определённого результата. Человек использует свои способности для последовательного труда и его заключения. Работа человека направлена на:
1. Сырьевые материалы (с ними человек работает, чтобы довести их до конечного результата).
2. Средства труда – это транспорт, хозяйственный инвентарь, инструменты и оборудование (с их помощью человек изготавливает любую продукцию).
3. Затраты живого труда, что является зарплатой всего персонала на производстве.
Трудовая деятельность человека может быть как сложной, так и простой. Например, один планирует и контролирует весь процесс работы – это умственная способность. Есть работники, которые записывают каждый час показатели на счётчике – это физическая работа. Однако не такая сложная, как первая.
Эффективность труда будет улучшена только тогда, когда человек будет иметь определённые навыки работы. Поэтому принимают людей на производство не тех, кто только закончил ВУЗ, а тех, у кого есть опыт и умение.
Для чего нужна работа человеку
Зачем мы трудимся? Для чего нужна работа человеку? Всё очень просто. Для реализации человеческих потребностей. Большинство так и думают, но не все.
Есть такие люди, для которых работа – самореализация. Часто такой труд приносит минимальный доход, но благодаря ему человек занимается любимым делом и развивается. Когда люди выполняют дело, которое им нравится, тогда работа получается более качественная. Карьера тоже относится к самореализации.
Женщина, которая находится на полном иждивении мужа, выходит на работу только для того, чтобы не деградировать. Домашний быт зачастую настолько «съедает» человека, что начинаешь терять себя. В итоге из интересной и умной личности можно превратиться в домашнюю «наседку». Окружающим такой человек становится неинтересен.
Получается, что трудовая деятельность работника – сущность личности. Поэтому вам надо оценить свои способности и выбирать ту работу, которая не только приносит доход, но и удовольствие.
Разновидности трудовой деятельности
Как уже говорилось ранее, человек для работы прилагает умственные или физические способности. Насчитано около 10 видов трудовой деятельности. Все они разнообразны.
Виды трудовой деятельности:
К физическому труду относятся:
- ручной;
- механический;
- конвейерский труд (работа на конвейере по цепочке);
- работа на производстве (автоматическом или полуавтоматическом).
К умственному труду относят виды:
- управленческий;
- операторский;
- творческий;
- учебный (сюда же относятся врачебные профессии и ученики).
Физическая работа – выполнение труда с применением мышечной активности. Они могут быть задействованы частично или полностью. Например, строитель, который несёт мешок с цементом (работают мышцы ног, рук, спины, торса и т. д.). Или оператор записывает показания в документ. Тут задействованы мышцы рук и умственная активность.
Умственная работа – приём, использование, переработка информации. В этом труде необходима внимательность, память, мышление.
На сегодняшний день только умственный или физический труд – редкость. Например, наняли строителя для ремонта в офисе. Он не только сделает ремонт, но и посчитает, сколько нужно материала, какая его стоимость, сколько стоит работа и т. д. Задействованы и умственные и физические способности. И так на каждой работе. Даже если человек трудится на конвейере.
Эта работа однообразная, продукция проходит каждый день одна и та же. Если человек не будет думать, тогда он не сможет произвести правильные действия. И так можно сказать про любые виды трудовой деятельности.
Мотив трудовой деятельности
Что же побуждает человека к определённой работе? Конечно же это финансовая сторона. Чем зарплата выше, тем лучше человек старается выполнить свою работу. Он понимает, что плохо сделанное задание хуже оплачивается.
Мотивация трудовой деятельности заключается не только в денежном эквиваленте, есть ещё и нематериальные стороны. Например, многие люди будут с удовольствием работать, если создать им дружескую атмосферу в коллективе. Частая текучка кадров на работе не может создать тепло среди сотрудников.
Некоторые работники нуждаются в социальных потребностях. То есть им важно чувствовать поддержку руководителей и коллег.
Есть такой тип людей, которым необходимо внимание и похвала. Они должны чувствовать, что востребована их работа и они не зря прикладывают свои усилия к работе.
Определённые сотрудники хотят самореализовываться за счёт трудовой деятельности. Они готовы работать не покладая рук, им главное, дать толчок.
Поэтому к каждому сотруднику надо найти правильный подход, чтобы у них была мотивация трудовой деятельности. Только тогда работа будет выполнена быстро и качественно. Ведь каждого человека необходимо побуждать к работе.
Организация трудовой деятельности
На каждом производстве или предприятии установлена определённая система, по которой рассчитана трудовая деятельность человека. Это делается для того, чтобы не сбивалась работа. Организацию трудовой деятельности планируют, затем фиксируют в определённых документах (схемах, инструкциях и т. д.).
В системе планирования работы указываются:
- рабочее место трудящихся, его освещение, оснащение и план деятельности (для труда должны быть у человека все необходимые материалы);
- разделение трудовой деятельности;
- методы работы (действия, которые выполняются в процессе);
- приём труда (определяются по методу работы);
- время работы (сколько должен сотрудник находится на рабочем месте);
- условия трудовой деятельности (какая нагрузка у исполнителя работы);
- процесс труда;
- качество работы;
- дисциплина работы.
Чтобы была высокая производительность на предприятии, необходимо придерживаться распланированной организации работы.
Процесс труда и его виды
Каждая работа происходит с помощью человека. Это и есть процесс трудовой деятельности. Он делится на виды:
- по характеру предмета труда (работа служащих – предметом работы является технология или экономика, трудовая деятельность обычных рабочих связана с материалами или любыми деталями).
- по функциям сотрудников (рабочие помогают выпускать продукцию или обслуживать оборудование, руководители следят за правильной работой);
- по участию рабочих в уровне механизации.
По последнему параметру можно выделить:
- Процесс ручной работы (в трудовой деятельности не применяются машины, станки или инструменты).
- Процесс в машинно-ручной работы (трудовая деятельность выполняется с помощью станка).
- Машинный процесс (трудовая деятельность происходит с помощью машины, при этом рабочий не прикладывает физической силы, но следит за правильным ходом работы).
Условия труда
Люди работают в разных сферах. Условия трудовой деятельности – ряд факторов, которые окружают рабочее место человека. Они влияют на его труд и здоровье. Их делят на 4 вида:
- Оптимальные условия трудовой деятельности (1-й класс) – здоровье человека хуже не становится. Руководители помогают сотруднику поддерживать высокий уровень труда.
- Допустимые условия трудовой деятельности (2-й класс) – работа сотрудника даётся в норме, но здоровье периодически ухудшается. Правда, к следующей смене уже нормализовывается. По документам не превышается вредность.
- Вредные условия работы (3-й класс) – превышается вредность, и у сотрудника портится здоровье всё больше. Гигиенические нормативы превышены.
- Опасные условия работы – при таком труде человек рискует заболеть очень опасными заболеваниями.
Для оптимального условия сотрудник должен дышать чистым воздухом, влажность помещения, постоянное движение воздуха, температура в помещении должны быть в норме, освещение желательно создать естественное. Если не будут соблюдены все нормы, тогда человек постепенно получает вред для своего организма, что и скажется со временем на его здоровье.
Качество работы
Эта категория самая важная для трудовой деятельности. Ведь правильная работа влияет на объём и качество продукции. От рабочей силы требуются профессиональные навыки, квалификация и опыт. Эти качества дают понять, на какой труд способен человек. Очень часто на предприятиях людей не увольняют, а сначала обучают, со временем повышая его квалификацию.
В первую очередь человек сам должен осознавать ответственность в работе и качественно к ней подходить. Если показывать свою грамотность и профессиональность, тогда руководство примет решение о повышении квалификации и повышении в должности. Таким образом и улучшается качество работы.
Заключение
Можно сделать вывод, что работать человеку необходимо по нескольким причинам. Трудовую деятельность желательно выбирать по своим способностям и симпатии. Только тогда работа будет выполнена достойно и качественно. Обязательно необходимо обращать внимание на условия труда. Всегда помните о том, от чего зависит ваше здоровье.
В процессе работы будьте очень внимательны, так как не исключены производственные травмы, которые влекут за собой не только проблемы для сотрудника, но и для руководства. Для успешной, высокой производительности придерживайтесь всех норм и правил, по которым работает предприятие. Всегда все проблемы оставляйте дома, а на работу ходите с улыбкой, как на праздник. Если день начнётся с хорошего настроения, тогда и закончится также.
Источник: www.syl.ru
разработка урока «Деятельность человека, её основные формы»
Специалисты сферы трудоустройства и управления персоналом занимаются решением таких задач, как:
- создание средств социального жизнеобеспечения>
- разработка идей в области науки, а также формирование новых ценностей>
- развитие каждого отдельного сотрудника как работника и как индивида.
Кроме того, трудовая и рабочая деятельность имеет ряд определенных свойств. В первую очередь, она содержит ряд конкретных трудовых операций. В каждом предприятии они могут быть разными, свойственными лишь этой компании. Кроме того, все предприятия различаются материально-техническими условиями реализации продукции либо оказания услуг. Это касается также временных и пространственных рамок.
Понятие трудовой деятельности включает два основных параметра:
- Первый определяет психофизическое состояние работника, иными словами, его возможность выполнять физическую и умственную работу, несмотря на какие-либо обстоятельства.
- Второй параметр определяет условия, в которых данный работник осуществляет свою трудовую деятельность.
От этих параметров зависят нагрузки во время выполнения работы. Физические обусловлены технологической оснащенностью предприятия, а психические – объемами обрабатываемой информации. Необходимо учитывать риски, которые возникают в случае выполнения монотонной работы, а также взаимоотношений, которые складываются между сотрудниками.
Сейчас очень многие функции переданы автоматике. Таким образом, основной задачей определенной категории работников является управление техникой и ее перепрограммирование в случае необходимости. В результате количество затрат физической силы уменьшается, и все больше людей отдают предпочтение интеллектуальному труду. Еще одним преимуществом автоматизации некоторых процессов является вывод работников из зоны, где они могут быть подвержены вредному воздействию окружающей среды или другим рискам.
Существует и негативная сторона автоматизации производственных процессов – снижение двигательной активности, которое в результате приводит в гиподинамии. Из-за больших нервных нагрузок может произойти аварийная ситуация, а сотрудник становится больше подвержен нервно-психическим расстройствам. Также слишком активно растет скорость обработки данных благодаря новейшему оборудованию, и в результате человек не успевает принимать необходимые решения.
Сегодня должна быть решена одна из главных проблем, которая возникает во время трудовой деятельности, а именно – оптимизация взаимодействия человека и техники. При этом должны учитываться психические и физические характеристики работников, а также разработан ряд нормативов.
Особенности и функции трудовой деятельности
Трудовая деятельность предусматривает некоторые особенности, в частности, касающиеся таких процессов, как продуктивный и репродуктивный. При этом первый вид процессов доминирует над вторым.
Суть репродуктивного процесса состоит в том, чтобы изменять один вид энергии в другой. При этом часть энергии расходуется на выполнение задачи. Таким образом, каждый человек старается как можно меньше расходовать свои силы и при этом получать удовлетворительный результат.
Продуктивный процесс кардинально отличается от репродуктивного. Благодаря этому процессу осуществляется превращение энергии из внешнего мира в результат творческой работы. При этом человек практически не расходует свою энергию, либо быстро восполняет ее.
Среди функций, которые выполняет трудовая деятельность, следует выделить следующие.
Социально-экономическая
Суть социально-экономической функции заключается в том, что субъект труда, каковым является работник, воздействует на ресурсы окружающей среды. Результат этой деятельности – материальные блага, в задачу которых входит удовлетворение потребностей всех членов общества.
Контролирующая
Контролирующая функция, которую выполняет трудовая деятельность человека, заключается в создании сложной системы отношений между членами трудового коллектива, которые регулируются нормами поведения, санкциями, стандартами. Сюда входит трудовое законодательство, различные нормативы, уставы, инструкции и другая документация, цель которой – контролировать социальные связи в коллективе.
Социализирующая
Благодаря социализирующей функции перечень социальных ролей непрерывно обогащается и расширяется. Совершенствуются образцы поведения, нормы и ценности сотрудников. Таким образом, каждый отдельный член персонала чувствует себя полноценным участником в жизни общества. В итоге сотрудники получают не только какой-либо статус, но и способны ощутить социальную идентичность.
Развивающая
Проявляется в том, что каждый работник способен получить опыт, на основе которого совершенствуются навыки. Это возможно благодаря творческой сути каждого человека, которая развита в той или иной мере. Поэтому время от времени повышаются требования к уровню знаний и умений членов трудового коллектива с целью улучшить результаты трудовой деятельности.
Продуктивная
Продуктивная функция направлена на реализацию у работников их творческих способностей, а также самовыражения. В результате данной функции появляются новые технологии.
Стратификационная
Задача стратификационной функции, которая также входит в особенности трудовой деятельности, состоит в оценке потребителями результатов труда, а также в вознаграждении за проведенную работу. При этом все виды трудовой деятельности делятся на более и менее престижные. Это приводит к формированию определенной системы ценностей и созданию лестницы престижа профессий и стратификационной пирамиды.