Как в профстандарте определить трудовую функцию

Внедрение профессиональных стандартов: с чего начать, как провести первые аналитические этапы проекта? Процедура внедрения профессиональных стандартов...
Содержание

Процедура внедрения профессиональных стандартов является достаточно сложным проектом для любой компании, поэтому в данной статье рассмотрим основные цели, задачи, начальные аналитические этапы проекта и с чего же все-таки начать работу в компании.

Целью внедрения профстандартов является:

  • обеспечение перехода организации на работу в условиях действия профстандартов;
  • совершенствование системы аттестации работников;
  • создание условий для качественного освоения работниками новых профессиональных компетенций, включенных в соответствующий профессиональный стандарт.

Задачами внедрения профстандартов являются :

1. Мониторинг (поиск) профстандартов по трудовым функциям, выполняемым работником;

2. Определение профессионального стандарта в соответствии с выполняемыми работниками трудовыми операциями и трудовыми функциями;

3. Установление соответствия квалификационных требований и требований к уровню образования, предъявляемых к должности внутри компании, требованиям профессионального стандарта;

Трудовая функция, вид поручаемой работы и код выполняемой функции — как заполнить в 1С 8.3 ЗУП

4. Установление необходимости организации обучения и аттестации работников;

5. Организация информационного обеспечения по вопросу внедрения профстандартов;

6. Разработка методологии дальнейших действий по окончании внедрения профстандартов.

С чего начать внедрение профессиональных стандартов? Рекомендуем, в любом случае начинать с информирования руководителей структурных подразделений. В целях создания рабочей группы по внедрению профессиональных стандартов рекомендуется провести совещание (собрание) информационного характера.

На собрании Руководитель организации знакомит работников с нормативно — правовой документацией, регламентирующей порядок перехода на систему работы в рамках профстандартов, обсуждаются вопросы апробации и внедрения профстандартов той сферы, в которой осуществляет свою деятельность организация.

На собрании избирается Рабочая группа по адаптации и внедрению профстандартов. Состав рабочих групп формируется из числа работников организации, оформляется приказом (распоряжением) работодателя.

Рекомендуется включить в состав Рабочей группы следующих лиц:

  • Председатель (предпочтительно Руководитель организации или его заместитель)
  • Представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников
  • Юрист
  • Специалист Службы управления персоналом по всем функциональным подразделениям
  • Руководитель Отдела труда и заработной платы
  • Руководители структурных (производственных) подразделений

В состав Рабочей группы так же могут входить и иные работники с учетом специфики организации, а так же внутренний или внешний эксперт. Например, если это образовательное учреждение, то имеет смысл включить в рабочую группу Методиста. Если же речь идет о внешнем эксперте, то организация может пригласить, например, одного из членов Отраслевого совета либо представителей организаций, специализирующихся на разработке проектов по внедрению профстандартов.

Основными целями работы Рабочей группы являются:

  • сбор и систематизация нормативного материала по вопросу внедрения профстандартов;
  • подготовка методических, аналитических и информационных материалов по рассматриваемым вопросам;
  • экспертный анализ по внедряемым профстандартам;
  • подготовка предложений по реализации проекта внедрения профстандартов;

Из числа рабочей группы выделяются ответственные лица, которым поручается поиск профстандартов для конкретного структурного подразделения. Составляет План-график мероприятий по внедрению профстандартов с контрольными точками — датами.

На данном этапе руководитель каждого структурного подразделения должен осуществить поиск профстандартов, которые могут содержать трудовые функции, выполняемые работниками данного структурного подразделения. Поиск профстандартов осуществляется для каждой должности каждого структурного подразделения, имеющейся в штатном расписании организации.

Реестр профстандартов расположен на сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по адресу: www.profstandart.rosmintrud.ru.

Рекомендуется осуществлять поиск необходимых профстандартов только на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты РФ, так как информация, полученная в иных источниках, например, в средствах массовой информации, справочных правовых системах, может быть неактуальна на момент внедрения в организации профстандартов.

Профстандарты на сайте profstandart.rosmintrud.ru разделяются на группы по отраслям и видам деятельности.

Поиск профстандартов, которые могут регулировать деятельность работников организации можно начать с «отсеивания» тех групп профстандартов, которые очевидно не подходят, а в оставшихся группах ознакомиться со всеми профессиональными стандартами.

При первоначальном поиске профстандартов (чтобы определить примерный перечень профстандартов, которые возможно подходят для каждой должности) можно ориентироваться на название профессионального стандарта, указанную в наименовании профессионального стандарта отрасль, а также необходимо сопоставить цель вида профессиональной деятельности работника с целью вида профессиональной деятельности, указанной в каждом профессиональном стандарте.

На сайте какого-либо универсального поиска, который позволит, например, по наименованию должности или трудовой функции работника найти подходящий профессиональный стандарт – нет. Это объясняется тем, что наименования должностей (даже с одинаковыми трудовыми функциями) в организациях может быть различным. Поэтому, осуществлять поиск только по наименованию должности некорректно, велика вероятность пропустить нужный профстандарт.

Цель вида профессиональной деятельности работника по определенной должности может быть закреплена во внутренних актах организации. Если же цель во внутренних актах организации не закреплена, руководителю структурного подразделения, осуществляющему поиск профстандартов, необходимо определить ее перед началом поиска.

Осуществив поиск профстандартов для каждой должности руководитель структурного подразделения составляет перечень, в котором указывает какие профстандарты по его мнению относятся к каждой должности в его структурном подразделении. Если профстандартов для какой-либо должности в процессе поиска не выявлено, об этом указывается в перечне. Данный перечень необходим руководителю структурного подразделения для доклада на собрании рабочей группы.

Рассмотрим описанный выше этап на примере должности «экскурсовод».

При осуществлении поиска профстандартов, регулирующих деятельность работника по должности «экскурсовод», для начала руководитель структурного подразделения определяет вид деятельности на официальном сайте profstandart.rosmintrud.ru, в котором может находиться необходимый профстандарт. В данном случае это раздел «Культура и искусство».

В данном разделе руководитель структурного подразделения знакомится со всеми профессиональными стандартами, которые могут содержать трудовые функции работника по должности «экскурсовод». На сайте имеется профессиональный стандарт с одноименным наименованием, который подходит также по цели вида деятельности, указанном в данном профстандарте. Руководителю необходимо ознакомиться также с наименованиями и целями вида профессиональной деятельности других профстандартов, которые находятся в указанном разделе и выявить подходящие. Иных профстандартов, которые могли бы распространяться на деятельность работника в должности «экскурсовод» не выявлено. Следовательно, включить в перечень профстандартов, которые могут устанавливать требования к работнику по должности «экскурсовод» руководитель структурного подразделения вносит только профессиональный стандарт «экскурсовод (гид)», утвержденный Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ № 539н от 04.08.2014 года.

После выборки профстандартов руководители структурных подразделений переходят к этапу сверки трудовых операций работника с трудовыми функциями в профстандартах.

Цель данного этапа — выявить сходства и различия, определить, к какой обобщенной трудовой функции относится конкретная трудовая операция работника, а так же определить квалификационный уровень работников

Для этого Руководителю структурного подразделения необходимо взять трудовые функции из профессионального стандарта и должностную инструкцию работника и сопоставить реальные трудовые операции работника с трудовыми функциями из профстандарта.

Для удобства Руководителю структурного подразделения до даты обсуждения профстандарта на собрании Рабочей группы рекомендуется оформить сравнительную характеристику трудовых операций работника с трудовыми функциями в табличном виде в форме акта.

В том случае, если при соотнесении трудовых операций с обобщенной трудовой функцией не удалось с точной вероятностью их сопоставить, то рекомендуется:

а) вынести обсуждение профстандарта на собрание рабочей группы. Всем членам рабочей группы подробно ознакомиться с профстандартом и еще раз провести работу по соотнесению «спорных» трудовых операций, выполняемых на данный момент работниками с трудовыми функциями, указанными в профстандарте;

Если рабочей группой принято решение, что для какой-либо должности профстандарты не приняты, об этом указывается в Протоколе.

В случае, если на собрании рабочей группы было принято решение по большому количеству должностей, для удобства, перечни профстандартов, которые могут применяться для каждой должности, могут быть составлены по каждому структурному подразделению отдельно в виде приложений к Протоколу собрания рабочей группы. В Протоколе указывается на данный факт, например, следующим образом: «Перечни профстандартов, которые по решению рабочей группы могут применяться в организации, содержатся в приложениях к настоящему Протоколу собрания рабочей группы. Отдел маркетинга – приложение 1, отдел сбыта – приложение 2……» и т.д.

Обратите внимание, что при внедрении профстандартов членам рабочей группы не нужно копировать трудовые действия в свои должностные инструкции слово в слово, главная цель – это чтобы по общему смыслу трудовые операции работника входили в конкретную обобщенную трудовую функцию.

Именно на основании данной аналитической работы далее производятся два самых главных этапа внедрения профессиональных стандартов:

  1. Принимается решение о наименовании должности (профессии), необходимости ее переименовывать под наименования указанные в профессиональном стандарте.
  2. Принимается решение о требованиях к квалификации работника не только в части опыта, знаний и умений, но и образования и обучения, для того, чтобы произвести выявление квалификационных разрывов и сформировать план обучения сотрудников.

Автор статьи: Валентина Митрофанова — и.о. Председателя Совета по по профессиональным квалификациям в области управления персоналом Национального совета при Президенте РФ

Ключевые слова:

Источник: hr-portal.ru

Как в профстандарте определить трудовую функцию

Почему не стоит паниковать по поводу введения профстандартов

Поскольку вопросов о профстандартах, которые приходят мне на почту, и которые вы задаете в комментариях к статьям, очень много, я решила ответить сразу всем и написала большую статью.

Где можно посмотреть все принятые профстандарты? Как определить, нужно ли вообще с ними заморачиваться? Что делать, чтобы у себя в компании ввести эти самые стандарты?

Ажиотаж вокруг профстандартов

На все эти вопросы я попробую ответить в статье. Опираться буду на:

  • очень скудные и расплывчатые разъяснения Минтруда, данные в письме от 04.04.2016
  • информацию на сайте главного методического центра профквалификаций http://vet-bc.ru , более многословную, но очень трудночитаемую,
  • логику закона и свою женскую логику 🙂

Отставить панику!

Начну с самого главного: профстандартов не нужно бояться. Они у нас в ТК РФ еще с 2012 года, но тогда на них мало кто обратил внимание. И только в 2014 году «волшебный пинок» в 140 млн.руб. дал начало активной разработке этого «новшества».

Зачем? Потому что некоторые сферы производства и услуг стали очень опасными, если там работает неквалифицированный рабочий или специалист, а еще хуже – недоученный руководитель. А образование у нас ну никак не успевает за развитием производства. Более того, далеко не все работают по той специальности, которую получили в учебном заведении. А еще ни для кого не секрет, что много дипломов липовых: и купленных из-под полы, и полученных вполне законно, но без посещения не только занятий, но и экзаменов.

Сейчас на многих сайтах и семинарах работодателей и работников просто пугают: «Ах, у вас нет корочек о соответствии профстандарту? Одних — уволить, а других — наказать!»

Давайте посмотрим на это страшное явление «профстандарт» без паники. Сами по себе они не становятся обязательными сразу после их утверждения или с наступлением 1 июля. Чтобы у работодателя появилась обязанность им следовать, нужно попасть всего в два случая.

Случай 1. Требования к квалификации того или иного работника указаны в каком-либо ФЗ, в том числе ТК РФ, или ином нормативно-правовом акте.

Это означает, что, если существует нормативный правовой акт, в котором и без профессионального стандарта описаны требования к квалификации, то и профстандарт подлежит применению. Я писала уже об этом, поэтому повторяться не буду.

Пример: вряд ли вам разрешат ставить диагнозы больным, если вы по специальности слесарь-сантехник. Установленные требования к квалификации имеют не только врачи, но и, например, фармацевты, педагоги, адвокаты, водители на транспорте, главбухи ПАО (бывшее ОАО), страховой организации, банка, НПФ и т.д. по закону о бухучете (а все подряд главные бухгалтеры), а также те, кто выполняет работы под землей.

Но соответствующие компании и так исполняли требования этих нормативных актов в отношении квалификации своих работников. Так что введение профстандартов не сильно повлияет на их деятельность.

Случай 2. Если вашему работнику на государственном уровне установлены компенсации, льготы или есть ограничения для работы по данной специальности (или в должности).

Если есть эти ограничения, льготы и компенсации, то соответствовать профстандарту, а также ЕТКС и ЕКС должны наименования должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним. Что понимается под ограничениями и компенсациями? Приведу цитату из разъяснений:

«Например, предоставление сокращенной продолжительности рабочего времени, дополнительного оплачиваемого отпуска, право на досрочную пенсию в случае выполнения трудовых обязанностей во вредных и (или) опасных условиях труда, ограничения по допуску к работе с несовершеннолетними и т.д. Таким образом, в этом случае при составлении штатного расписания, при заключении трудового договора, заполнении трудовой книжки работника в части наименования должности работника следует руководствоваться действующими в настоящее время Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих, Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих и профессиональными стандартами»

Самый яркий пример льготы — досрочное пенсионное обеспечение. Если вы давно в кадровом деле, то знаете, что льготную пенсию не назначали, если в трудовой книжке работника название профессии отличалось от названия в Списке №1 или №2.

То есть, фактически это вообще не новость для нас. И сейчас, задолго до введения профстандартов, мы сверяем названия должностей и профессий всех своих «вредников»со справочниками, верно? Теперь будем сверять еще и с профстандартами.

А что, если в стандарте и справочнике указаны разные названия? Тут уже загвоздка. По логике, мы должны взять название из более нового нормативного акта, то есть из профстандарта. Именно такое разъяснение и дано. Но в будущем Правительство должно составить специальный Справочник соответствия тех или иных специальностей и профессий из ЕКС и ЕТКС профессиям и специальностям, указанным в профстандартах.

Если ваши работники не подпадают ни под один из двух случаев, то применение профессиональных стандартов для вас носит рекомендательный характер.

Зачем же нужны стандарты (например, бухгалтера или специалиста по управлению персоналом) для должностей, которые не становятся обязательными ни в каком случае? Для того, чтобы учебные заведения знали, чему учить, а работодатели — какой функционал скрывается за той или иной должностью. Я, например, встречала компании, в которых работник, ведущий только кадровое делопроизводство на 38 человек, назван в штатке управляющим по персоналу.

Где «живут» утвержденные стандарты

Главный адрес прописки всех профстандартов – это сайт Минтруда profstandart.rosmintrud.ru. Но попасть на него очень сложно, он то ли перегружен, то ли некорректно работает. Во всяком случае, нормально насладиться поиском нужных профстандартов у меня не получилось ни днем, ни ночью. Второй официальный адрес – это сайт разработчиков http://vet-bc.ru/ На нем есть и реестр, и вся база профстандартов.

Что нужно делать, если профстандарт обязателен?

Дальше могут читать только те, кому придется внедрять профстандарты. Пожалуйста, не паникуйте, ничего страшного или сверхъестественного делать вам не придется. Надо сказать, я пыталась ответить на этот вопрос ровно год назад, когда не было ни декабрьского письма Минтруда, ни апрельских разъяснений этого ведомства, ни внятной информации на официальных сайтах. Попробуем еще раз.

1. Пересмотреть существующие документы

Первое, что приходит в голову – посмотреть штатное расписание . Нам же нужно, чтобы наименования должностей и профессий совпали с профстандартом, верно? Поэтому пересматриваем свою штатку и, если нужно, вносим изменения.

Вам пришлось некоторые должности переименовать? Тогда нужно внести эти измнения и в другие документы, в которых зафиксировано, кем принят работник: в трудовые договоры , личные карточки , трудовые книжки .

После этого стоит привести в соответствие с профстандартами трудовые функции. Они, как правило, у нас раскрываются в должностных инструкциях .

Ну а потом пересматриваем алгоритмы отбора кандидатов, процедуры аттестации, адаптации, обучения. Если в вашей компании есть локальные акты , которые описывают эти замечательные кадровые процедуры, то нужно пересмотреть и их. Не возникают ли расхождения в названии должностей с новым ШР? Те ли навыки мы проверяем при приеме? Какие умения и знания оцениваем при аттестации?

Из официального разъяснения:

«Штатное расписание, правила трудового распорядка, должностные инструкции, документы, содержащие критерии отбора кандидатов на замещение вакантных должностей, а также документы, включающие аналогичные требования и положения, утверждаемые работодателем, являются локальными актами. Приведение локальных актов, кадровой документации и трудовых договоров в соответствие с новыми требованиями профессионального стандарта (при его наличии) может осуществляться работодателем в части наименования должности, трудовой функции и квалификационных требований, предъявляемых к сотрудникам их замещающим».

Вроде бы то же самое, как вы думаете?

2. Проверить работников на соответствие стандартам.

Итак, все документы вы пересмотрели. Теперь что делать с работниками? Как их проверять на соответствие требованиям профстандарта? А самое больное – что делать, если они явно не соответствуют этим самым требованиям? Ищем ответ на сайте http://vet-bc.ru/:

«В случае, если работник не имеет требуемого профессиональным стандартом уровня образования и (или) опыта работы, но обладает необходимой компетентностью, знаниями и умениями, он может быть допущен работодателем к выполнению трудовой функции, предусмотренной соответствующим профессиональным стандартом, в том числе по результатам аттестации, проводимой работодателем в установленном порядке».

Это значит, что у работника, в общем-то, может не быть нужного уровня образования или какого-то свидетельства о прохождении курсов. Но если есть опыт и умения, они вполне могут заменить недостаток образования. Нужно только эту замену, т.е., соответствие работника выполняемой работе, отразить в документе. Каком? Наверное, приказ для этой цели не подходит.

Все-таки оценочные действия мы должны производить комиссионно.

Поэтому, нужно провести либо полную процедуру аттестации (с комиссией, протоколами, графиками, локальным актом и т.д.), либо свою «приватную» оценку, но тоже комиссией. Документом, подтверждающим соответствие работника профстандарту, будет протокол, из которого видно, что комиссия установила наличие у работника всех необходимых профессиональных навыков. Кстати, что такое «профессиональный навык»? Такого термина нет в законе. Как нам разъяснили:

«Профессиональные навыки — это готовность применять на практике в повседневной профессиональной деятельности теоретические знания и профессиональные умения. Таким образом, в соответствии с профессиональным стандартом требования к образованию и обучению, знаниям и умениям являются требованиями квалификации, предъявляемые работодателем к работнику»

Из этого разъяснения можно сделать вывод, что проф.навык – это умения и знания плюс готовность применять их на практике. Как проверить эту готовность? Логичнее было бы заглянуть в словарь и прочитать, что навыком мы называем сформированное до автоматизма действие, которое проявляется всегда. Это действие хоть можно увидеть и проверить, а вот готовность — какое-то эфемерное понятие, сегодня работник готов применять свои навыки, завтра не готов. Такие обтекаемые формулировки порой просто бесят.

Можно ли уволить работника, который не соответствует требованиям профстандарта?

Нет, мы не можем уволить работника по причине отсутствия у него необходимого образования или навыков. И не только потому, что нет соответствующего основания в ТК РФ, и не потому, что с аттестацией мало кто будет связываться (если вы зададитесь целью уволить по результатам аттестации). А просто потому, что закон не имеет обратной силы (ст.12 ТК РФ). А это значит, что если работник уже работает, то никто не может его ни уволить, ни заставить учиться. Всё, договор подписан, и условия его можно поменять только по соглашению сторон.

А разве можно допускать работника к работе, если даже своя лояльная оценка показала, что он не обладает нужными для профстандарта обязательными знаниями и навыками? А как же вы его раньше допускали? Знали же ведь об этом? Поэтому допускаем и прилагаем все силы, чтобы в короткий срок обучить этого работника.

Как обучить работника, который не соответствует требованиям профстандарта?

  • составляем доп.соглашение к трудовому договору, в котором прописываем условия обучения: где и как будет проходить обучение, кто оплачивает, в каком размере, появляются ли дополнительные обязательства у работника в связи с обучением;
  • издаем приказ о направлении работника на обучение;
  • работник учится, а вы оплачиваете ему это время по-среднему;
  • после обучения работник получает заветную корочку, на основании которой нужно сделать отметки в личной карточке и трудовой книжке работника о прохождении обучения.

Как составить должностную инструкцию, если работник выполняет функции из разных профстандартов?

Вопрос простой только на первый взгляд. Давайте сначала поймем, что профстандарт (ПС) и должностная инструкция (ДИ) – это абсолютно разные документы. У них разные цели, структура, задачи. И специалисты Минтруда тоже отмечают, что ПС и ДИ не являются взаимозаменяемыми. Более того,

Это значит, что обобщенная трудовая функция в профстандарте отражает общую функцию должности в целом. А трудовые функции, которые перечислены в составе обобщенной функции – это конкретные задачи, обязанности работника. И совсем не обязательно в ДИ переносить все трудовые функции, а тем более, все обобщенные функции, указанные в ПС. Можно выбрать из ПС только те функции, которые выполняет работник именно в вашей компании, учитывая вашу специфику. Кроме того, чиновники разъясняют, что

«работодатель вправе предъявить к лицу, претендующему на вакантную должность или работу, иные требования, обязательные для заключения трудового договора в силу прямого предписания федерального закона, либо которые необходимы в дополнение к типовым или типичным профессионально-квалификационным требованиям в силу специфики той или иной работы (например, владение одним или несколькими иностранными языками, способность работать на компьютере и др.)»

А если наш работник как сказочный Балда — и повар, и плотник? Можно ли в одной ДИ совместить функции из разных профстандартов? Можно, разъясняют нам:

«Работодатель с учетом специфики деятельности по соглашению сторон трудового договора … может расширять перечень трудовых действий по отдельным должностям, профессиям, специальностям по сравнению с перечнем, предусмотренным профессиональным стандартом по соответствующим трудовым функциям, за счет трудовых функций из других обобщенных трудовых функций одного профессионального стандарта или трудовых функций из других профессиональных стандартов».

Только и требования к работнику должны быть двойные, по двум стандартам. Еще раз обращаю ваше внимание, что все эти разъяснения даны для тех работодателей, для которых профстандарты станут обязательными. А вот для остальных

«профессиональные стандарты являются ориентирами и могут применяться в части наименования должностей, профессий и специальностей, определения трудовых функций, требований к образованию и опыту работы с учетом особенностей, обусловленных технологией и организацией производства и труда у данного работодателя».

Несколько слов о центрах оценки

Уже прошел второе чтение законопроект «О независимой оценке квалификации», получив одобрение всех комитетов Госдумы. Третье чтение, как правило, уже чисто техническое, поэтому имеет смысл говорить о том, что закон такой будет принят уже этим летом. В проекте написано, что вступит он в силу с 1 января 2017 года.

Так вот, именно в этом проекте сказано, что оценивать квалификации, указанные в ПС, будут иметь право только специальные центры оценки, прошедшие аккредитацию. А пока еще нет даже методических материалов и программ, по которым следует оценивать каждую квалификацию, нет даже утвержденной единой формы сертификата о проверке. Их должны разработать, но еще не разработали, Советы по профессиональным квалификациям в каждой отрасли.

В этом проекте также сказано, что оценка квалификаций в центрах оценки будет платной. Причем работодатель будет оплачивать не только саму оценку (если он будет инициатором проверки), но и все дни, когда работник будет отсутствовать в связи с оценкой.

Так что выдохните и пока не спешите нести деньги множеству предприимчивых центров, которые прямо завтра готовы выдать вам сертификат о проверке квалификации ваших работников. Они еще не аккредитованы, у них нет утвержденных методик, нет сертификата гос.образца, и свои проверки они не регистрируют в специальном реестре проверок квалификаций.

С уважением,
Славинская Анна.

Источник: subscribe.ru

Как понимать профессиональные стандарты: советы по чтению профстандартов

Профстандарты – это документы, которые определяют требования к квалификации работников, определяют уровни профессиональной подготовки и профессиональных навыков. Профстандарты содержат показатели профессиональной деятельности и уровней квалификаций. Они включают требования не только к определенному виду работы, но и к качеству результата.

Как понимать профстандарты? Новичкам особенно трудно разобраться в этой теме. Но для успешной профессиональной деятельности нужно понимание этих стандартов. Определение своего уровня квалификации и подход к выполнению работы согласно профстандартам позволяет стать топами в своей сфере деятельности.

Что делать, чтобы разобраться в профстандартах и определить свой уровень квалификации? Как правильно читать и интерпретировать профстандарты? Ответы и советы находятся далее в статье.

Зачем нужны профессиональные стандарты?

Зачем нужны профессиональные стандарты?

Профессиональные стандарты — это способ оценки и подход к оценке уровня квалификации работников в различных областях деятельности. Они определяют, что нужно уметь делать человеку в конкретной профессии, какие показатели на определенных уровнях квалификации ему необходимо достигать и чем отличаются требования для новичков и топ-специалистов.

Профстандарты существуют для того, чтобы обеспечить эффективное взаимодействие между работодателями, работниками и обучающимися. Они помогают работодателям понимать, какой квалификацией должен обладать потенциальный работник, и как оценить их текущие знания и навыки. А для работников это средство определить, на каком уровне они находятся в своей профессии, а также определить, что им нужно сделать, чтобы продвинуться на следующий уровень.

  • Полезно знать:
  • По статье «О профессиональных стандартах в России» установлено более 3000 профстандартов;
  • Для новичков и профессионалов уровни квалификации определяются разными критериями;
  • Профессиональная квалификация может быть удостоверена документом об обучении или сертификатом, выданным аккредитованным центром оценки квалификации.

Какие профессиональные стандарты существуют в России?

Профессиональные стандарты в России – это документы, которые определяют совокупность требований к уровню профессиональной подготовки, знаниям и умениям работников. Существует множество стандартов, которые делают акцент на различных показателях в зависимости от профессионального направления.

Советует прочитать: Как возбуждается уголовное дело: подробный алгоритм действий

Профессиональные стандарты делятся на три уровня: начальный, базовый и профессиональный. Документы начального уровня, как правило, ориентированы на новичков, которые только начинают свой путь в профессии. Базовые стандарты определяют минимальный уровень квалификации работника, а профессиональные стандарты предназначены для топовых специалистов, уже имеющих опыт в своей области.

Каждая профессия имеет свой профессиональный стандарт, где описывается, что именно должен уметь делать работник в соответствующей области. Стандарты указывают на обязательные и рекомендуемые показатели, необходимые для работы в данной профессии. Кроме того, каждый стандарт содержит статью, где указаны компетенции работника, то есть набор знаний, навыков и профессиональных качеств, необходимых для успешной работы в профессиональной сфере.

Чем полезны профессиональные стандарты? Они помогают установить общие стандарты в различных профессиях, а также повышают качество работы и трудоустройство. Прочитав профессиональный стандарт, работник может определить, каких знаний и навыков ему не хватает, чтобы стать лучше в своей профессии.

  • Выводы:
  • Профессиональные стандарты – это документы, определяющие уровень квалификации работников.
  • Стандарты бывают начального, базового и профессионального уровня.
  • Каждый стандарт содержит обязательные и рекомендуемые показатели.
  • Прочитав стандарт, работник может определить, какие знания и навыки ему необходимо дополнительно освоить.

Где найти информацию о профстандартах?

Для начала, стоит понимать, что профстандарты — это документы, которые регулируют профессиональную деятельность в рамках определенной квалификации. Где же можно найти эти документы?

Что делать, если тебе непонятны показатели профстандарта, как прогрессировать на следующие уровни и как стать гуру в своей области? В этом случае рекомендуется обратиться к квалифицированным профильным специалистам или прочитать статьи на специализированных порталах, где можно получить рекомендации от топовых экспертов в области.

Как читать профстандарты: основные принципы?

Профстандарты – это документы, которые определяют уровень квалификации работников в разных отраслях экономики. Они содержат показатели, которые необходимо соответствовать для достижения конкретного уровня профессиональной компетенции.

Для новичков в отрасли чтение профстандартов может быть вызовом. Но важно понимать, что чем выше уровень квалификации, тем больше требований к работнику. Поэтому, важно разобраться именно в подходе к чтению профстандартов.

  • Определите свой уровень квалификации и обратите внимание на показатели, которые необходимо достичь для повышения уровня.
  • Читайте профстандарты с учетом своей специальности и опыта работы. Рассматривайте показатели в сравнении с вашими профессиональными навыками.
  • Помните, что профстандарты необходимо рассматривать комплексно. Не ограничивайтесь только изучением показателей.
  • Используйте таблицы, которые могут помочь в понимании общих требований.
  • Не бойтесь задавать вопросы и обращаться за консультациями к специалистам в своей области.

Эта статья поможет вам понять, что делать с профстандартами и как их читать. За дополнительными вопросами вы всегда можете обратиться к профильным организациям и специалистам в вашей отрасли.

Что важно знать о системе оценки соответствия?

Оценка соответствия — это процесс проверки, соответствуют ли специалисты определенной профессиональной квалификации установленным стандартам. Эта система основана на определенных подходах, которые определяют, какие уровни квалификации соответствуют каким показателям для каждой профессии.

Советует прочитать: Переход на цифровой полис ОМС: как получить новый вид и особенности с 1 декабря 2022 года

Важно знать, что система оценки соответствия подразделяется на несколько уровней квалификации для каждой профессии — от новичков до топовых специалистов. Каждый уровень определяется своими показателями, которым должен соответствовать специалист.

Для того чтобы понимать, как делать оценку соответствия, необходимо изучить профстандарты для своей профессии. Также важно знать, что для каждой профессии установлены определенные требования к оценке соответствия и к получению профессионального уровня.

Кроме того, важно понимать, что система оценки соответствия является инструментом для оценки профессиональных навыков специалистов. Эта система помогает определять уровень компетенции работников и развивать их профессиональное мастерство.

  • Что важно знать о системе оценки соответствия?
  • Система оценки соответствия подразделяется на несколько уровней квалификации для каждой профессии.
  • Для понимания оценки соответствия необходимо изучить профстандарты для своей профессии.
  • Система оценки соответствия является инструментом для оценки профессиональных навыков специалистов.

Как применять профстандарты на практике?

Профстандарты определяют уровни квалификации работников в отраслях экономики России. Каким подходом можно воспользоваться, чтобы применять профстандарты на практике? Ответ на этот вопрос зависит от того, к какому уровню готовности вы относитесь.

Если ты новичок в отрасли, в первую очередь надо ознакомиться с показателями, которые определяют уровень квалификации работников. Важно понимать, что каждый показатель подходит к конкретному уровню. Лучше начинать анализировать показатели с самых низких уровней, узнавать, что определяет этот уровень и какие задачи требуют наличия определённых знаний и навыков.

Если у тебя есть опыт работы в отрасли, то лучше начинать с того, что делал ранее. Анкетируй себя и своих коллег по работе, определяй, к каким профстандартам приближаются задачи, которые вы решали. Причём нужно обратить внимание на реально выполненные задачи, а не на общие затеи. Стоит запомнить, что топами профильных отраслей становятся те работники, которые убедительно доказывают свою компетентность в решении конкретных задач.

Советует прочитать: Исковое заявление на развод с детьми и без в суде 2023: бланк, примеры, сложности и реквизиты

Если ты руководитель или менеджер отрасли, то случаи использования профстандартов должны рассматриваться с точки зрения планирования кадровой политики компании. Осторожно следует использовать показатели, определяющие высшие уровни квалификации работников, когда не обеспечены соответствующие внутрифирменные системы и процессы. Обязательно следует проверить совместимость целей профстандарта с целями компании.

Как доказать соответствие профстандартам при прохождении аттестации?

При прохождении аттестации необходимо доказать соответствие профстандартам, которые определяют не только уровень квалификации, но и показатели, по которым оценивается профессиональная компетентность. Подход к подготовке к аттестации должен быть комплексным, включая изучение профстандартов, их основных требований и ключевых компетенций.

Для этого нужно четко понимать, чем отличается уровень «новичка» от «топа», какие ключевые компетенции определяют квалификационный уровень и что необходимо делать для их достижения. Также важно учитывать, какие показатели используются для оценки компетентности и на каком уровне необходимо их демонстрировать.

Для доказательства соответствия профстандартам при прохождении аттестации особое внимание следует уделить подготовке портфолио, которое должно включать достижения, связанные с основными требованиями профстандартов, а также информацию о прохождении обучения, стажировок и других видов профессионального развития.

  • Не забывайте также о технических аспектах доказательства соответствия профстандартам, таких как удобный и наглядный формат портфолио.
  • Начинающим специалистам следует учитывать, что соответствие профстандартам должно быть доказано не только на начальном уровне, но и на более высоких уровнях квалификации при дальнейшем профессиональном росте.

Важно понимать, что достижение уровня компетентности, определенного профстандартами, не означает окончание процесса профессионального развития. Путь к профессиональному совершенствованию является постоянным и требует усилий в течение всей карьеры.

Важно знать:

  1. Требования к условиям хранения пищевых продуктов на складе: полезная таблица
  2. Как зарегистрировать квартиру в МФЦ: подробная инструкция от Аркадия Броуна
  3. Как подать заявление о невыплате зарплаты в прокуратуру Казахстана в 2023 году: особенности, правила подачи и куда обратиться
  4. Как найти платежные реквизиты ИФНС, проверить налоговую по ИНН и адресу? Краткая инструкция
  5. Конфликт Роспатента и Telegram: последние новости и прогнозы развития событий
  6. Управление недвижимостью: эффективные стратегии и советы для владельцев

Источник: kudobr.ru

Оцените статью
Добавить комментарий