Среди подзаконных актов главенствующее значение имеют указы Президента РФ, которые играют ведущую роль среди подзаконных источников трудового права. Они обязательны для исполнения на всей территории РФ.
Например, Указ Президента РФ от 28.12.2013 №967 «0 мерах по укреплению кадрового потенциала Российской Федерации»; Указ Президента РФ от 01.02.2005 № 110 «0 проведении апестации государственных гражданских служащих Российской Федерации».
2.7. Подзаконные нормативные правовые акты, регулирующие трудовые отношения и иные отношения, непосредственно связанные с трудовыми
Постановления Правительства РФ в юридической иерархии источников трудового права стоят вслед за федеральными законами и указами Президента РФ и должны им соответствовать. В случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам, указам Президента РФ, они могут быть отменены Президентом РФ. Постановления Правительства РФ обязательны для исполнения на всей территории РФ.
Например, Постановление Правительства РФ от 12.12.2015 № 1358 «Об установлении на 2016 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в отдельных видах экономической деятельности на территории Российской Федерации»; Постановление Правительства РФ от 14.07.1997 №875 «Об утверждении Положения об организации общественных работ».
Определенное значение имеют постановления, инструкции и разъяснения Минтруда России, других министерств и федеральных органов власти [1] , принимаемые ими в пределах их компетенции, предусмотренной законодательством. Постановления, инструкции и разъяснения Минтруда России (наделенного в течение длительного времени полномочиями издавать соответствующие акты) издавались в целях обеспечения правильного и единообразного толкования и применения законов о труде и актов вышестоящих органов государственного управления, регулирующих общественные отношения в сфере труда.
Например, Постановление Минтруда РФ от 10.10.2003 №69 «Об утверждении Инструкции по заполнению трудовых книжек»; Приказ Минтруда России от 25.02.2016 № 76н «Об утверждении Правил по охране труда в сельском хозяйстве»; Приказ Минтруда России от 24.06.2014 № 412н «Об утверждении Типового положения о комитете (комиссии) по охране труда».
Наряду с федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, иными нормативными правовыми актами РФ к источникам трудового права относятся также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, которые действуют в пределах территории субъекта РФ. Их действие основано на конституциях
(уставах) субъектов РФ. Указанные законы и акты не должны противоречить Конституции РФ и федеральным нормативным правовым актам (ст. 76 Конституции РФ).
Органы местного самоуправления вправе принимать в установленном порядке некоторые акты, содержащие нормы трудового права, в том числе регулирующие деятельность органов (центров) занятости и трудоустройства либо определяющие режим работы организаций торговли, сферы обслуживания, транспорта, и иные, действующие в пределах их территорий.
- [1] В связи с принятием Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. №314 «О системеи структуре федеральных органов исполнительной власти» функции упраздненногоМинтруда России переданы Министерству здравоохранения и социального развития РФ, которое осуществляет координацию и контроль за деятельностью находящейся, в частности, в его ведении Федеральной службы по труду и занятости.
Источник: bstudy.net
Статья 5. Трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда) и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:
настоящим Кодексом;
иными федеральными законами;
указами Президента Российской Федерации;
постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;
конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
актами органов местного самоуправления и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
Нормы трудового права, содержащиеся в иных законах, должны соответствовать настоящему Кодексу.
Указы Президента Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам.
Постановления Правительства Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам и указам Президента Российской Федерации.
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации и постановлениям Правительства Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.
Акты органов местного самоуправления и локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти, законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В случае противоречий между настоящим Кодексом и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права, применяется настоящий Кодекс.
Если вновь принятый федеральный закон противоречит настоящему Кодексу, то этот федеральный закон применяется при условии внесения соответствующих изменений и дополнений в настоящий Кодекс.
Комментарий к статье 5
1. Комментируемая статья посвящена источникам трудового права. В ней не содержится понятия трудового законодательства, а только указывается, что трудовые и непосредственно связанные с ними отношения регулируются трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права. Под иными следует понимать нормативные правовые акты, не относящиеся по своей отраслевой принадлежности к трудовому праву, но содержащие правовые нормы о труде. Так, к источникам трудового права относится Закон о железнодорожном транспорте, который содержит ст. 16 и 17, регулирующие трудовые отношения работников железнодорожного транспорта.
Следует отметить, что настоящий Кодекс во многих отсылочных статьях содержит указание не на законодательство, которое рассматривалось КЗоТ как законодательство, состоящее из всех нормативных правовых актов (в т.ч. законов), а на закон, если тот или иной вопрос решается на данном уровне, или на закон и иные нормативные правовые акты по регулируемому ими вопросу. Этим обеспечивается точный адресат будущего нормативного правового акта.
2. Регулирование трудовых отношений и непосредственно связанных с ними отношений осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, которая содержит принципиальные положения, определяющие основные начала настоящего Кодекса и всех иных нормативных правовых актов о труде. Комментируемая статья провозглашает свободу труда, запрещает принудительный труд, предусматривает право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд, право на защиту от безработицы, а также признает право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, закрепляет право на отдых.
3. Содержание норм трудового законодательства определяется также федеральными конституционными законами. Принятие таких законов предусмотрено Конституцией РФ. Одним из них является Закон о чрезвычайном положении. В нем содержатся нормы трудового права, предусматривающие изъятия из действующих законов и иных нормативных правовых актов, определяющих правовой режим государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, а также устанавливающих права и свободы граждан. Так, Закон о чрезвычайном положении предусматривает (на период действия чрезвычайного положения) возможность запрета забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций, отстранения от работы руководителей государственных организаций в связи с ненадлежащим исполнением указанными руководителями своих обязанностей и назначения других лиц временно исполняющими обязанности указанных руководителей.
4. Среди федеральных законов о труде основополагающим является ТК, вступивший в действие с 1 февраля 2002 года.
Этот Кодекс закрепляет принципиальные положения правового регулирования труда и в то же время достаточно подробно решает вопросы, возникающие между работниками и работодателями. ТК имеет приоритет перед иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права. Все они должны соответствовать ТК, что обеспечивает единство законов, регулирующих трудовые и непосредственно связанные с ними отношения, а также играет важную роль в устранении законодательных противоречий, отрицательно отражающихся на правоприменительной практике.
Настоящий Кодекс впервые устанавливает механизм, способствующий соблюдению приоритета ТК перед иными федеральными законами. В комментируемой статье указано, что в случае противоречий между настоящим Кодексом и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права, применяется настоящий Кодекс. Кроме того, предусмотрены последствия принятия нового федерального закона, противоречащего ТК. Такой закон применяется, если соответствующие изменения и дополнения внесены в ТК.
5. К источникам трудового права относятся указы Президента РФ. Указы, регулирующие трудовые отношения, не должны противоречить ТК и иным федеральным законам. Это требование подчеркивает подзаконность его правотворческой деятельности. Указы Президента РФ позволяют своевременно решать вопросы регулирования трудовых отношений.
С помощью указов Президента РФ оперативно решаются и вопросы, нуждающиеся в законодательном регулировании. В последующем эти вопросы должны быть урегулированы законом. См.
Указ Президента РФ от 15.03.2000 N 508 «О размере пособия по временной нетрудоспособности», где подчеркивается, что новый размер пособия по временной нетрудоспособности устанавливается в целях упорядочения условий обеспечения работающих граждан пособиями по временной нетрудоспособности и впредь до принятия соответствующего федерального закона (СЗ РФ. 2000. N 12. Ст. 1259).
6. В систему нормативных актов, регулирующих трудовые отношения, входят также постановления Правительства РФ. Эти постановления не должны противоречить ТК, федеральным законам и указам Президента РФ. Постановления Правительства РФ, содержащие нормы трудового права, издаются для решения вопросов, отнесенных к компетенции исполнительной власти Российской Федерации.
Во многих случаях постановления Правительства РФ принимаются для реализации законодательных положений. Так, Законом об охране труда предусматривалось, что Положение о федеральной инспекции труда утверждается Правительством РФ. В соответствии с этим Законом Постановление Правительства РФ от 28.01.2000 N 78 утвердило Положение о федеральной инспекции труда (СЗ РФ. 2000. N 6. Ст.
760).
7. Трудовые отношения регулируются подзаконными нормативными правовыми актами министерств и иных федеральных органов исполнительной власти. Эти акты не должны противоречить ТК, федеральным законам, а также указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ. Особое значение для регламентации трудовых отношений имеют постановления и разъяснения Минтруда России.
Постановления, принимаемые Минтрудом России, а также разъяснения по применению нормативных актов в области труда и социальным вопросам обязательны для исполнения всеми министерствами, государственными комитетами и другими федеральными органами исполнительной власти, органами самоуправления и организациями. Эти постановления обеспечивают единообразное решение вопросов, не имеющих региональных особенностей, а также предусматривают условия применения постановлений Правительства РФ. Минтруд России издает также постановления по вопросам компетенции Правительства РФ, которые по его прямому поручению переданы на разрешение Министерству. До принятия ТК такие постановления издавались Минтрудом России по вопросу исчисления среднего заработка.
8. Положения комментируемой статьи основаны на п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, в соответствии с которым трудовое законодательство относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Это означает, что трудовые и тесно связанные с ними отношения регулируются как актами федерального уровня, так и актами субъектов Российской Федерации.
Регулирование в сфере труда осуществляется с учетом предусмотренного Кодексом разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Круг вопросов, отнесенных к полномочиям федеральных органов, определен ст. 6 ТК (см. коммент. к ней). В случае принятия федерального закона (иного нормативного правового акта) по вопросу, ранее урегулированному законом (иным нормативным правовым актом) субъекта Российской Федерации, региональное законодательство приводится в соответствие с федеральным.
ТК содержит и иное важное положение, относящееся к иерархии законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Эти акты не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ, нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.
9. В системе нормативных правовых актов о труде имеются также акты органов местного самоуправления и локальные нормативные акты о труде. Акты органов местного самоуправления определяют режим работы организаций, находящихся на территории соответствующего органа местного самоуправления, или регулируют иные вопросы в сфере труда: трудоустройство граждан, занятость населения, дополнительную социальную защиту многодетных семей и др.
Локальные нормативные акты о труде издаются руководителем организации в пределах своих полномочий и действуют только в рамках данной организации. Настоящий Кодекс устанавливает иерархию актов органов местного самоуправления и локальных нормативных актов о труде. Они не должны противоречить ТК, иным федеральным законам, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ, нормативным правовым актам федеральных и региональных органов исполнительной власти.
10. Конституционные положения, касающиеся трудовых прав и свобод граждан, незыблемы. Любое умаление или отмена трудовых прав и свобод, закрепленных Конституцией РФ, является недействительным и не подлежит применению.
ВС РФ неоднократно признавал недействительными те или иные правовые нормы по причине их несоответствия Конституции РФ, устанавливающей трудовые права и свободы граждан. Так, ВС РФ, основываясь на том, что запрет занимать две руководящие должности на любых предприятиях, в учреждениях, организациях ограничивает конституционные права граждан на свободный труд, свободное распоряжение своими способностями к труду, выбор рода деятельности и профессии, своим решением от 14.12.2000 N ГКПИ 2000-1293 признал недействительным (незаконным) абз. 3 п. 1 Постановления Совета Министров СССР от 22.09.88 N 111 «О работе по совместительству», который предусматривал, что занятие двух руководящих должностей при работе по совместительству не допускается (БВС РФ. 2001. N 10).
Источник: www.zonazakona.ru
Правовые акты, регулирующие социально-трудовые отношения в организации
Трудовые отношения – это отношения между работником и работодателем. Возникают они на основании трудового договора или любого другого гражданского договора, который, согласно ТК РФ И ГК РФ, может регулировать эти отношения.
В трудовом договоре указаны все нюансы и положения, которые касаются как осуществляемой работы и платы за неё, так и обязанности работодателя обеспечивать своих сотрудников такой работой.
Не менее важным является и другой трудовой акт, который регулирует отношения в рабочем коллективе. Это – коллективный договор. Коллективный договор регулируется главой 7 ТК РФ.
Коллективный договор регулирует отношения между работодателем и работником на уровне их представителей. Представителями обеих сторон является профсоюзный орган.
Этот договор заключается при достижении всех пунктов по его макету. Если этого не произошло в течение 3 месяцев с момента вынесения макета на обсуждение, договор заключается «как есть», при этом стороны подписывают протокол разногласий. Обсуждение положений этого документа происходит на коллективных переговорах при обязательном присутствии представителей обеих сторон.
Коллективный договор может заключаться не только в головных предприятиях, но и в филиалах, представительствах и обособленных подразделениях. Представителем работодателя является руководитель филиала, представительства или «обособки», который назначается на эту должность самим работодателем.
Представителем работников является профсоюзный орган, который создаётся на каждом таком предприятии, и который подчиняется профсоюзу в головном предприятии.
В коллективном договоре могут быть оговорены дополнительные гарантии и выплаты сотрудникам к тем, что указаны в трудовом законодательстве. Например, стороны договора могут установить, что при увольнении сотруднику полагается выплата выходного пособия. Трудовым кодексом такие выплаты не предусмотрены, за исключением увольнения по сокращению штатов или при ликвидации предприятия.
Коллективный договор заключается на срок, не превышающий 3 года. Затем договор может пролонгироваться без изменения его условий.
Он сохраняет своё действие, если предприятие меняет наименование, проходит стадию реорганизации в форме преобразования, а также, если с руководителем предприятия расторгается трудовой договор.
Источник: trudinspection.ru