Заключению коллективных договоров предшествуют коллективные переговоры, их важность подчеркивает и ст. 6 Европейской социальной хартии (пересмотренной «) 1996, согласно которой в целях обеспечения эффективного осуществления права на заключение коллективных договоров Стороны обязуются способствовать: а) проведению совместных консультаций между работниками и работодателями; б) если это необходимо и целесообразно, созданию механизма добровольных переговоров между работодателями или организациями работодателей и организациями работников с целью регулирования условий труда посредством коллективных договоров в) созданию и использованию надлежащего механизма примирения и добровольного арбитража для разрешения трудовых споров.
Поскольку в КЗоТ Украины и в Законе Украины «О коллективных договорах и соглашениях» не имеет определения понятия «коллективные переговоры», следует воспользоваться тем, которое дано в ст. 2 Конвенции МОТ «О содействии коллективным переговорам» № 154: коллективные переговоры — это все переговоры, происходящие между предпринимателем, группой предпринимателей или одной или несколькими организациями предпринимателей, с одной стороны, и одной или несколькими организациями трудящихся — с другой, в целях: а) определения условий труда и занятости: 6) регулирование отношений между предпринимателями и трудящимися; в) упорядочение отношений между предпринимателями (их организациями) и организацией (или организациями) трудящихся.
🔴⚡️РОССИЯ ТЕРЯЕТ КРЫМ, АТАКА НА ЗДАНИЕ ФСБ В КУРСКЕ | ГЛАВНЫЕ ТЕМЫ ДНЯ — FREEDOM
Право на ведение переговоров и заключение коллективных договоров, соглашений, в соответствии со ст. 12 КЗоТ Украины и статей 3,4 Закона Украины «О коллективных договорах и соглашениях», предоставляется сторонам социального диалога, состав которых определяется в соответствии с законодательством о социальном диалоге. Согласно ч. 2 ст. 4 Закона Украины «О социальном диалоге в Украине» к таким сторонам относятся:
1) на национальном уровне — профсоюзная сторона, субъектами которой являются объединения профессиональных союзов, которые имеют статус всеукраинских;
сторона работодателей, субъектами которой является объединение организаций работодателей, которые имеют статус всеукраинских; сторона органов исполнительной власти, субъектом которой является Кабинет Министров Украины;
2) на отраслевом уровне — профсоюзная сторона, субъектами которой являются всеукраинские профсоюзы и их объединения, действующие в пределах определенного вида или нескольких видов экономической деятельности; сторона работодателей, субъектами которой являются всеукраинские объединения организаций работодателей, действующих в пределах определенного вида или нескольких видов экономической деятельности; сторона органов исполнительной власти, субъектами которой являются соответствующие центральные органы исполнительной власти;
3) на территориальном уровне — профсоюзная сторона, субъектами которой являются профсоюзы соответствующего уровня и их объединения, действующие на территории соответствующей административно-территориальной единицы; сторона работодателей, субъектами которой являются организации работодателей и их объединения, действующие на территории соответствующей административно-территориальной единицы; сторона органов исполнительной власти, субъектами которой являются местные органы исполнительной власти, действующих на территории соответствующей административно-территориальной единицы. На территории соответствующей административно-территориальной единицы стороной социального диалога могут быть органы местного самоуправления в пределах полномочий, определенных законодательством;
Оформление коллективного договора в соответствии требованиям современного законодательства.
4) на локальном уровне — сторона работников, субъектами которой являются первичные профсоюзные организации, а в случае их отсутствия — свободно избранные для ведения коллективных переговоров представители (представитель) работников; сторона работодателя, субъектами которой являются работодатель и / или уполномоченные представители работодателя.
При наличии на предприятии нескольких профсоюзов или их объединений или других уполномоченных трудовыми коллективами на представительство органов они должны сформировать совместный представительский орган для ведения переговоров и заключения коллективного договора.
В случае недостижения согласия по коллективному договору в совместном представительном органе общее собрание (конференция) трудового коллектива принимает наиболее приемлемый проект коллективного договора и поручает профсоюзу или другому уполномоченному трудовым коллективом органа, который разработал проект, на его основе провести переговоры и заключить утвержденный общим собранием (конференцией ) коллективный договор от имени трудового коллектива с работодателем.
В случае недостижения согласия в общем представительском органе соглашение считается заключенным, если ее подписали представители профсоюзов или их объединений, в которые входит большинство наемных работников государства, отрасли, территории.
Указанный выше Закон и КЗоТ Украины допускают возможность заключения коллективного договора как всеми профессиональными союзами предприятия, учреждения, организации, так и отдельными из них, а также другими органами, уполномоченными трудовым коллективом. Однако участие профсоюза в заключении коллективного договора не влияет на осуществление им своих полномочий и не является признаком для определения профессионального союза такой, действующей на предприятии, в учреждении, организации (Решение Конституционного Суда Украины по делу о профсоюзе, который действует на предприятии от 29 Октябрь 1998 № 14-рп / 98).
Любая из сторон не ранее чем за три месяца до окончания срока действия коллективного договора или в сроки, определенные им, письменно уведомляет другую сторону о начале переговоров, которая, в свою очередь, в течение семи дней должна их начать.
Для ведения переговоров и подготовки проекта коллективного договора образуется рабочая комиссия из представителей сторон. Ее состав определяется сторонами. Стороны переговоров обязаны предоставлять участникам переговоров всю необходимую информацию относительно содержания коллективного договора.
Участники переговоров не имеют права разглашать государственной и коммерческой тайны и подписывают соответствующие обязательства. Действующее трудовое законодательство не устанавливает перечня информации, которая может потребоваться сторонам при ведении коллективных переговоров. Документы же МОТ дают представление об информации, необходимую для таких переговоров.
Так, Рекомендация МОТ № 163 «О содействии коллективным переговорам» (1981 г..) Предусматривает, что при необходимости должны приниматься соответствующие национальным условиям меры, чтобы стороны имели доступ к информации, необходимой для компетентного ведения переговоров. С этой целью работодатели частного и государственного секторов должны по просьбе организаций работников представлять информацию о социально-экономическом положении производственного подразделения, в рамках которого ведутся переговоры, и предприятия в целом, необходимую для компетентного ведения переговоров. Если разглашение части этой информации может нанести ущерб предприятию, ее предоставление может быть обусловлено обязательством считать ее в необходимой степени конфиденциальной. Государственные органы должны предоставлять нужную информацию об общем социально-экономическом положении страны и соответствующей отрасли в той мере, насколько разглашение такой информации не наносит ущерба национальным интересам. В Рекомендации МОТ № 129 «О связи между администрацией и трудящимися на предприятии» (1967 г..) Содержится перечень информации, которую администрации следует отдавать представителям трудящихся или им самим.
Рабочая комиссия готовит проект коллективного договора с учетом предложений, поступивших от работников и принимает решение, которое оформляется соответствующим протоколом.
Для урегулирования разногласий при ведении коллективных переговоров используют примирительные процедуры. Порядок проведения примирительных процедур регулирует Закон Украины «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)» от 3 марта 1998, согласно ст. 2 которого трудовой спор — это, в том числе и разногласия, возникшие между сторонами социально-трудовых отношений, по заключению или изменению коллективного договора.
Если в ходе переговоров стороны не пришли к согласию по независящим от них причинам, то составляется протокол разногласий, в который вносятся окончательно сформулированные предложения сторон о мерах, необходимых для устранения этих причин, а также о сроках возобновления переговоров. В течение трех дней после его составления стороны консультируются , формируют из своего состава примирительную комиссию, а в случае недостижения согласия обращаются к посреднику, выбранного ими же. Примирительная комиссия или посредник в срок до семи дней рассматривает протокол разногласий и выносит рекомендации по существу спора. В случае недостижения согласия между сторонами относительно внесения рекомендаций допускаются организация и проведение забастовок в порядке, не противоречит законодательству Украины. Для поддержки своих требований при проведении переговоров по разработке, заключению или изменению коллективного договора, соглашения профсоюзы, иные уполномоченные работниками органы могут проводить в установленном порядке собрания, митинги, пикетирования, демонстрации.
Лица, участвующие в переговорах как представители сторон, а также специалисты, приглашенные для участия в работе комиссий, на период переговоров и подготовки проекта освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка и включением этого времени в трудовой стаж. Все расходы, связанные с участием в переговорах и подготовке проекта, компенсируются в порядке, предусмотренном законодательством о труде, коллективным договором, соглашением.
Источник: studbooks.net
Статья 37 ТК РФ (последняя редакция с комментариями). Порядок ведения коллективных переговоров
Представители сторон, участвующие в коллективных переговорах, свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений.
Две или более первичные профсоюзные организации, объединяющие в совокупности более половины работников данного работодателя, по решению их выборных органов могут создать единый представительный орган для ведения коллективных переговоров, разработки единого проекта коллективного договора и заключения коллективного договора (далее — единый представительный орган). Формирование единого представительного органа осуществляется на основе принципа пропорционального представительства в зависимости от численности членов профсоюза. При этом в его состав должен быть включен представитель каждой из первичных профсоюзных организаций, создавших единый представительный орган. Единый представительный орган имеет право направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора от имени всех работников.
Первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников организации, индивидуального предпринимателя, имеет право по решению своего выборного органа направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников без предварительного создания единого представительного органа.
Если ни одна из первичных профсоюзных организаций или в совокупности первичные профсоюзные организации, пожелавшие создать единый представительный орган, не объединяют более половины работников данного работодателя, то общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может определить ту первичную профсоюзную организацию, которой при согласии ее выборного органа поручается направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников. В случаях, когда такая первичная профсоюзная организация не определена или работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации, общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может избрать из числа работников иного представителя (представительный орган) и наделить его соответствующими полномочиями.
Первичная профсоюзная организация, единый представительный орган либо иной представитель (представительный орган) работников, наделенные правом выступить с инициативой проведения коллективных переговоров в соответствии с частями второй — четвертой настоящей статьи, обязаны одновременно с направлением работодателю (его представителю) предложения о начале указанных коллективных переговоров известить об этом все иные первичные профсоюзные организации, объединяющие работников данного работодателя, и в течение последующих пяти рабочих дней создать с их согласия единый представительный орган либо включить их представителей в состав имеющегося единого представительного органа. Если в указанный срок данные первичные профсоюзные организации не сообщат о своем решении или ответят отказом направить своих представителей в состав единого представительного органа, то коллективные переговоры начинаются без их участия. При этом за первичными профсоюзными организациями, не участвующими в коллективных переговорах, в течение одного месяца со дня начала коллективных переговоров сохраняется право направить своих представителей в состав единого представительного органа. В случае, когда представителем работников на коллективных переговорах является единый представительный орган, члены указанного органа представляют сторону работников в комиссии по ведению коллективных переговоров.
Право на ведение коллективных переговоров, подписание соглашений от имени работников на уровне Российской Федерации, одного или нескольких субъектов Российской Федерации, отрасли, территории предоставляется соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов). При наличии на соответствующем уровне нескольких профсоюзов (объединений профсоюзов) каждому из них предоставляется право на представительство в составе единого представительного органа для ведения коллективных переговоров, формируемого с учетом количества представляемых ими членов профсоюзов. При отсутствии договоренности о создании единого представительного органа для ведения коллективных переговоров право на их ведение предоставляется профсоюзу (объединению профсоюзов), объединяющему наибольшее число членов профсоюза (профсоюзов).
Стороны должны предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров.
Участники коллективных переговоров, другие лица, связанные с ведением коллективных переговоров, не должны разглашать полученные сведения, если эти сведения относятся к охраняемой законом тайне (государственной, служебной, коммерческой и иной). Лица, разгласившие указанные сведения, привлекаются к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров определяются представителями сторон, являющимися участниками указанных переговоров.
Комментарий к Ст. 37 Трудового кодекса РФ
8 (499) 938-53-84 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-33 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 301-79-07 (Регионы РФ)
1. Коллективные переговоры проводятся соответствующими комиссиями, формируемыми сторонами социального партнерства на равноправной основе (см. ст. 35 ТК РФ и комментарий к ней).
2. Перечень вопросов, являющихся предметом коллективных переговоров, определяется их участниками самостоятельно. Стороны должны учитывать общие правила разграничения полномочий по регулированию трудовых отношений между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, работодателями (см. ст. ст. 6 — 9 ТК РФ и комментарии к ним).
3. Участники переговоров самостоятельно определяют сроки, место и порядок их проведения. Поскольку коллективные переговоры проводятся соответствующими комиссиями, состоящими из лиц, представляющих стороны переговоров (участников переговоров), указанные решения принимаются соответствующей комиссией, определяя порядок ее деятельности.
4. При наличии на локальном уровне нескольких первичных профсоюзных организаций (двух или более), которые в совокупности объединяют более половины работников данного работодателя, эти организации для ведения коллективных переговоров вправе образовать единый представительный орган. Для создания такого органа необходимо принятие соответствующего решения выборным органом каждой из первичных профсоюзных организаций. Если какая-либо из первичных профсоюзных организаций не примет данное решение, но решения будут приняты иными профсоюзными организациями, которые в совокупности объединяют более половины работников данного работодателя, то решение о создании единого представительного органа следует считать состоявшимся.
Формирование данного органа осуществляется на основе принципа пропорционального представительства в зависимости от численности членов профсоюза, состоящих на учете в соответствующих организациях профсоюзов. В едином представительном органе должна быть представлена каждая профсоюзная организация, участвовавшая в создании единого представительного органа. В данном случае именно единый представительный орган может выступать инициатором проведения коллективных переговоров.
Первичная профсоюзная организация, которая объединяет более половины работников, занятых у соответствующего работодателя, может выступить инициатором коллективных переговоров вне зависимости от наличия или отсутствия иных профсоюзных организаций.
Когда в профсоюзные организации, действующие у конкретного работодателя, объединены не более половины работников либо если меньшинство работников объединено в профсоюзные организации, участвовавшие в создании единого представительного органа, решение о представительстве принимается непосредственно работниками. Для этого проводится собрание (конференция) работников, которое наделяет полномочиями на представительство в коллективных переговорах какую-либо из первичных профсоюзных организаций либо избирает иного представителя.
Соответствующее решение принимается на собрании (конференции) работников тайным голосованием. Поручение представления работников первичной профсоюзной организации возможно только при наличии ее согласия, выраженного в решении выборного органа. Об ином представителе работников см. ст. 31 ТК РФ и комментарий к ней.
Представители работников, определенные в соответствии с вышеуказанными правилами, обязаны проинформировать о выдвижении предложения о начале коллективных переговоров все иные первичные профсоюзные организации, объединяющие работников данного работодателя. Такое извещение должно осуществляться в письменной форме в день направления работодателю предложения о начале коллективных переговоров.
Первичные профсоюзные организации, проинформированные о начале коллективных переговоров и желающие участвовать в коллективных переговорах с самого начала, должны направить своих представителей в состав единого представительного органа в течение пяти рабочих дней с момента получения извещения. Если указанный срок пропущен или данные первичные профсоюзные организации отказались от участия в коллективных переговорах, то переговоры начинают без их представителей. В любом случае за этими первичными профсоюзными организациями сохраняется право присоединиться к участию в коллективных переговорах в течение одного месяца со дня их начала. По истечении месяца в участии в переговорах им может быть отказано.
5. Порядок определения участников коллективных переговоров, представляющих работников, при проведении переговоров на всех остальных уровнях (федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом, территориальном) аналогичен.
Если на соответствующем уровне действует несколько профсоюзов (объединений профсоюзов), то они также могут создать единый представительный орган. Формирование такого органа осуществляется с учетом количества членов профсоюза (профсоюзов), представляемых соответствующим профсоюзом (объединением профсоюзов). Каждый профсоюз (объединение профсоюзов) должен быть представлен в данном органе. На практике формирование единого представительного органа на рассматриваемых уровнях зачастую осуществляется на основе пропорционального представительства.
Если договоренность о создании единого представительного органа между профсоюзами (объединениями профсоюзов) не достигнута, то право на ведение коллективных переговоров предоставляется профсоюзу (объединению профсоюзов), объединяющему наибольшее число членов профсоюза (профсоюзов). Не имеет значения, составляет ли данное число членов профсоюза (профсоюзов) большинство работников, занятых на соответствующем уровне: правом на ведение коллективных переговоров обладает профсоюз (объединение профсоюзов), который объединяет большее количество работников по сравнению с другими профсоюзами (объединениями профсоюзов), представляющими работников на соответствующем уровне.
Трудовой кодекс не определяет сроки, в течение которых должна быть достигнута договоренность о формировании единого представительного органа. Как следствие, отсутствует указание на время, по истечении которого наиболее представительный профсоюз (объединение профсоюзов) имеет право на самостоятельное формирование представительного органа. В данном случае следует применять аналогию закона: если единый представительный орган не создан в течение пяти рабочих дней с момента извещения иных профсоюзов (объединений профсоюзов), то ведение коллективных переговоров осуществляет профсоюз, объединяющий наибольшее количество работников.
6. Трудовой кодекс предусматривает обязанность каждой из сторон переговоров представлять другой стороне имеющуюся у нее информацию, необходимую для коллективных переговоров. Такая информация должна быть представлена не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса. Данный запрос необходимо составлять в письменной форме и направлять его другой стороне (сторонам) способом, позволяющим зафиксировать факт его получения другой стороной.
Участники переговоров, другие лица, связанные с ведением коллективных переговоров (эксперты, специалисты, посредники), не должны разглашать полученные сведения, если они относятся к охраняемой законом тайне (государственной, служебной, коммерческой или иной). О понятии государственной, служебной и коммерческой тайны см. комментарий к ст. 57 ТК РФ.
Лица, разгласившие указанные сведения, могут быть привлечены к ответственности, установленной федеральным законом. Участники коллективных переговоров, представляющие работодателя, а также состоящие в трудовых отношениях с профсоюзом (объединением профсоюзов, профсоюзной организацией), могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности (см. гл. 30 ТК РФ и комментарий к ней).
Эти и иные лица, связанные с ведением коллективных переговоров, за данное правонарушение могут быть привлечены к административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности. Статья 13.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП) предусматривает ответственность за разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом, при условии, что лицо, разгласившее информацию, получило к ней доступ в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей. Данное правонарушение влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 руб., а на должностных лиц — от 4000 до 5000 руб.
В соответствии со ст. 183 Уголовного кодекса РФ (далее — УК РФ) к уголовной ответственности за незаконные разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую тайну, может быть привлечено лицо, которому она была доверена или стала известна по службе или работе. К этим лицам из числа участников коллективных переговоров могут быть отнесены работники, получившие доступ к соответствующей информации в силу своих трудовых обязанностей вне зависимости от их участия в коллективных переговорах. Уголовная ответственность за разглашение государственной тайны предусматривается ст. 283 УК РФ.
7. Трудовой кодекс не содержит императивных норм относительно сроков проведения коллективных переговоров, осуществляя по данному вопросу лишь косвенное регулирование. В частности, ст. 40 ТК РФ обязывает стороны коллективных переговоров по заключению коллективного договора по истечении трех месяцев со дня начала коллективных переговоров подписать коллективный договор на согласованных условиях. Однако подписание коллективного договора не является основанием для прекращения переговоров, которые могут продолжаться относительно существующих разногласий.
Косвенным ограничителем срока проведения коллективных переговоров выступает также трехмесячный срок освобождения от основной работы лиц, в них участвующих (см. ст. 39 ТК РФ и комментарий к ней).
Источник: www.trudkod.ru
Коллективные переговоры в сфере социального партнерства
Добрый день, сегодня мы Вам расскажем о коллективных переговорах в сфере социального партнерства.
И следует начать с того, что одной из форм социального партнерства выступают коллективные переговоры, которые направлены на подготовку проектов коллективно-договорных актов и их последующему заключению.
Вы зададите вопрос, а что же понимается под коллективными переговорами?
Так вот, в соответствии со ст. 2 Конвенции МОТ № 154 «О содействии коллективным переговорам» 1981 г. под коллективными переговорами понимаются все переговоры, которые проводятся между предпринимателем или же группой предпринимателей, одной или несколькими организациями предпринимателей, с одной стороны, и одной или несколькими организациями трудящихся – с другой, в целях:
• определения условий труда и занятости;
• регулирования отношений между предпринимателями и трудящимися;
• регулирования отношений между предпринимателями или их организациями и организацией (организациями ) трудящихся.
После того, как мы рассказали о понятии «коллективные переговоры», рассмотрим далее ведение коллективных переговоров.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 ТК РФ представители работников и работодателей участвуют в коллективных переговорах по подготовке, заключению или изменению коллективного договора, соглашения и имеют право проявлять инициативу по проведению таких переговоров.
Далее следует сказать о том, что в соответствии с ч 2 ст. 36 ТК РФ представители стороны, получившие предложение в письменной форме о начале переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения указанного предложения, направив инициатору проведения коллективных переговоров ответ с указанием представителей от своей стороны для участия в работе комиссии по ведению коллективных переговоров и их полномочий.
При этом днем начала коллективных переговоров является день, следующий за днем получения инициатором проведения коллективных переговоров указанного ответа.
Также в соответствии с ч. 3 ст. 36 ТК РФ не допускаются ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений от имени работников лицами, представляющими интересы работодателей, а также организациями или органами, созданными либо финансируемыми работодателями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, политическими партиями, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ.
Следующее на чем мы остановимся, это рассмотрим признаки коллективных переговоров:
• общая цель – выработка отвечающего интересам обеих сторон проекта колдоговора;
• могут быть инициированы любой стороной трудовых отношений, в процессе ведения инициатива может передаваться;
• обе стороны являются равноправными в процессе переговоров;
• обсуждаться могут любые вопросы, выбор «острых углов» для обсуждения не лимитируется;
• обязанность другой стороны в недельный срок после предложения о переговорах письменно ответить на это предложение и вступить в них.
После того, как мы рассмотрели признаки коллективных переговоров, остановимся на их принципах:
• следование действующему законодательству РФ (федеральным законам и соответствующим статьям Трудового Кодекса;
• полномочия в рамках переговоров распределяются между равноправными сторонами;
• необходимо уважать интересы противоположной стороны – на то и договор, чтобы прийти к обоюдоприемлемому решению;
• решения принимаются по доброй воле, но принятые ¬– обязательны к исполнению, что контролируется, а неисполнение карается;
• принцип «хуже не будет»: какие бы вопросы не обсуждались и не пересматривались, их решение не вправе ухудшить условия, которые были у работников по предыдущему колдоговору или до его принятия.
Далее остановимся на порядке проведения коллективных переговоров, который регулируется ст. 37 ТК РФ. В соответствии с требованиями данной статьи представители сторон, участвующие в коллективных переговорах, свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений.
В данной статье указывается на то, что приоритетная роль профсоюзов в реализации их права представлять и защищать права и интересы работников на всех уровнях ведения коллективных переговоров.
Согласно ст. 37 ТК РФ Сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров определяются представителями сторон, являющимися участниками указанных переговоров.
Согласно положениям данной статьи стороны и участники коллективных переговоров наделены взаимными правами и обязанностями, строгое соблюдение которых обеспечивает успешное их проведение и достижение соответствующих практических результатов. Так, стороны взаимно обязаны предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров.
Коллективные переговоры могут быть организованы либо непосредственно между их сторонами, либо при участии единого представительного органа. Возможность непосредственного ведения переговоров предусмотрена в ч. 3 ст. 37 ТК РФ, согласно которой первичная организация, объединяющая более половины работников организации, индивидуального предпринимателя, имеет право по решению своего выборного органа направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников без предварительного создания единого представительного органа. Кроме того, коллективные переговоры возможны непосредственно между работодателем и первичной профсоюзной организацией или иным представителем (представительным органом), выступающим от имени всех работников.
Переговоры непосредственно между сторонами могут вестись и тогда, когда ни одна из первичных организаций или все вместе имеющиеся профсоюзные организации, желающие создать единый представительный орган, не объединяют более половины работников данного работодателя. В таких случаях общее собрание (конференция ) работников тайным голосованием может определить ту первичную организацию, которой, при согласии ее выборного органа, поручается направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров и вступить в них.
По существу аналогичный порядок ведения коллективных переговоров имеет место и в случаях, когда в установленном порядке не удалось определить такую организацию, а также если работники данного работодателя вообще не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации. В этих случаях общее собрание (конференция ) может избрать из числа работников иного представителя (представительный орган) и наделить его соответствующими полномочиями по ведению коллективных переговоров.
В случаях, когда в организации работодателя существуют две и более первичные профсоюзные организации, объединяющие в совокупности более половины работников данного работодателя, то нередко возникает необходимость в создании единого представительного органа для ведения коллективных переговоров, разработки единого проекта коллективного договора и для его заключения.
В основе формирования единого представительного органа лежит принцип пропорционального его представительства в зависимости от численности представляемых ими членов профсоюзов. При этом в его состав должен быть включен представитель каждой из первичных профсоюзных организаций, создавших единый представительный орган, который имеет право направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора от имени всех работников.
Согласно ст. 38 ТК РФ если в ходе коллективных переговоров не было принято согласованное решение по всем или каким-то отдельным вопросам, то в таком случае составляется протокол разногласий.
Далее следует остановиться на том, что в соответствии со ст. 39 ТК РФ лицам, участвующим в коллективных переговорах, предоставляются соответствующие гарантии и компенсации. К таким гарантиям относится следующее:
• Освобождение от основной работы на время переговоров, но на срок не более 3 месяцев.
• Сохранение на соответствующий период заработной платы.
Помимо этого, лицам, участвующим в коллективных переговорах, компенсируются все затраты, связанные с участием в коллективных переговорах.
Также следует остановиться и на том, что для представителей работников, участвующих в коллективных переговорах также предусмотрены гарантии и компенсации, к которым относится следующее:
представители работников, участвующие в коллективных переговорах, в период их ведения не могут быть без предварительного согласия органа, уполномочившего их на представительство, подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу или уволены по инициативе работодателя, за исключением случаев расторжения трудового договора за совершение проступка, за который в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами предусмотрено увольнение с работы.
ЗАДАТЬ ВОПРОС ЮРИСТУ>>
Так в кратком виде выглядит процедура проведения коллективных переговоров в сфере социального партнерства, а если у Вас остались какие-либо вопросы в сфере трудовых отношений или Ваши интересы необходимо защитить в суде, Вы всегда можете обратиться в ООО «Юридическое бюро Носова».
Сеглин Игорь
«Юридическое бюро Носова»
Источник: jurburonosov.ru