Документ из архива «Роль трудовой деятельности в коррекции личности школьника с нарушением интеллекта», который расположен в категории » «. Всё это находится в предмете «психология» из , которые можно найти в файловом архиве . Не смотря на прямую связь этого архива с , его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе «курсовые/домашние работы», в предмете «психология» в общих файлах.
Онлайн просмотр документа «131480»
Текст 4 страницы из документа «131480»
После чего был проведен контрольный эксперимент. Методика проведения и критерии оценки аналогичны первому этапу исследования. Результаты исследования занесены в таблицу №2.2. Таблица 2.2. Уровни самостоятельности детей (контрольный этап)
Возраст, лет | Кол- во детей | пол | Уровни самостоятельности (кол/ % ) | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||
9 | 25 | Девочки (14) | — | — | 8/56 | 6/44 | — |
Мальчики (11) | — | 1/91 | 8/73 | 2/18 | — |
Наблюдение проводилось следующим образом: Во-первых, в условиях коррекционного учреждения с. Амурзет проводились непосредственные наблюдения за поведением детей в процессе самообслуживания. То есть, мы наблюдали как младшие школьники с недостатками интеллекта складывали школьные принадлежности, одевались, шнуровали обувь и т.д.
Приёмы и методы коррекционной работы с детьми с тяжёлыми и множественными нарушениями в развитии
В процессе наблюдения было установлено, что многие дети не достаточно применяют навыки самообслуживания (об этом подробно ниже). Во-вторых, проводилось наблюдение за поведением младших школьников в столовой (умение правильно пользоваться столовыми приборами ит.д.) В-третьих, были организованы мероприятия по уборке классного помещения, в процессе которого велось наблюдение за детьми, оцнивалась активность школьников, принимавших участие в уборке.
В-четвертых, с младшими школьниками с нарушением интеллекта проводились занятия по ручному труду, в процессе которых проводилась оценка умений и навыков детей в трудовой деятельности. Критерии оценки (был использованы материалы Т.А. Марковой с учетом контингента специальной школы 8 вида) [9] 1 уровень этот уровень характеризуется отсутствием самостоятельности.
Так в таком виде труда как самообслуживание дети не приучены складывать свою одежду, не умеют самостоятельно шнуровать ботинки. Ребенок не способен самостоятельно пользоваться вилкой, ножом и т.д. В хозяйственно — бытовом труде — дети не принимают активного участия в уборке, наведении порядка, не предлагают свою помощь педагогу.
Ручной труд — здесь самостоятельность младшего школьника с нарушением интеллекта на очень низком уровне. На занятиях по ручному труду такие дети редко проявляют инициативу.
Организация деятельности педагога-дефектолога: специальная педагогика и психология
2 уровень — на этом уровне дети также мало инициативны, однако в вышеперечисленных видах трудовой деятельности, при непосредственном участии педагога начинают проявлять самостоятельность (например пытаются проявить инициативу — вытереть пыль). 3 уровень — это средний уровень самостоятельности учащихся с нарушением интеллекта в трудовой деятельности, так дети вполне могут самостоятельно одеваться, застегивать пуговицы, шнуровать ботинки.
Ребенок способен самостоятельно пользоваться вилкой. Однако ребенку приходится постоянно напоминать об обязанности по самообслуживанию. Также в хозяйственно — бытовом труде, дети уже устанавливают свою тождественность со взрослым человеком и пытаются проявить инициативу.
4 уровень — более высокий уровень учащийся без участия педагога выполняет все функции по самообслуживанию, довольно часто вызывается помочь педагогу в бытовой деятельности. В ручном труде проявляет инициативу в конструкторской деятельности, активно обсуждает процесс работы.
5 уровень — самый высокий уровень характеризуется полной самостоятельностью во всех видах трудовой деятельности. Учащийся проявляет себя для своего возраста полностью самостоятельным.
Как видно из таблицы, контрольный эксперимент выявил значительную динамику развития самостоятельности: 1 уровень исчез полностью, самостоятельность большинства школьников повысилась до 3 уровня, повысился уровень творческой самостоятельности. Уровень самостоятельности обусловлен проведенным формирующим воздействием, стимулирование активности детей позволило развить у них стремление к самостоятельности в трудовой деятельности.
Таким образом, проведенная методика дает возможность, опираясь на индивидуальные особенности детей с недостатками интеллектуального развития помочь им в личностном развитии, особенно их самостоятельности. Трудовая деятельность является необходимым условием формирования важных качеств личности.
Совместная с педагогом трудовая деятельность -самообслуживание, хозяйственно-бытовой, ручной труд становится значимо для детей с недостатками интеллектуального развития формой организации досуга и позволяет успешно входить в реальные трудовые отношения. Совершенствование процесса трудового обучения — одна из главных задач в свете реформирования коррекционной школы.
Ведь только в труде человек может полноценно и всесторонне развиваться, раскрывать свои способности и таланты, найти свое место в жизни. Рекомендации по организации трудовой деятельности, направленные на коррекцию нарушений у учащихся с нарушением интеллекта обусловлены проведенным формирующим этапом.
На его основе следует рекомендовать следующее: 1. С целью коррекции нарушений младших школьников с нарушением интеллекта должна использоваться разнообразная трудовая деятельность. В процессе этой деятельности необходимо вырабатывать навыки самостоятельности, коллективизма и т.д.
2. Трудовая деятельность младших школьников с интеллектуальной недостаточностью должна проходить в условиях занимательности, с применением игровых, развлекательных моментов. Так, во время дежурств по столовой можно проводить конкурс, например, на лучшую сервировку стола.
Можно при этом проводить беседы с детьми о том, какие приборы понадобятся для сервировки стола, как лучше накрыть стол, чем его можно украсить. 3. Следует привлекать к оценке своей трудовой деятельности самих детей. И учить их высказывать суждение о качестве работы товарищей. 4. Трудовая деятельность должна строится с учетом психических возможностей детей с нарушением интеллекта.
Заключение
Библиография
1. Вайзман Н.П. Психомоторика умственно отсталых детей.-М.:Аграф,1997.-128с. 2. Блинова Л.Н. «Роль образовательной среды в развитии и коррекции личности». //Человеческое измерение в региональном развитии. // Тезисы IV международного симпозиума. Ч. 2. — г. Биробиджан. — С. 12. 3. Вопросы трудового обучения во вспомогательной школы.
Под. ред. ДульневаГ.М. «Просвещение». М, 1965 4. Выготский Л. С. Проблемы дефектологии. -М.:Просвещение,1995.- 527с. 5. Гаврилушкина О.П. Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей: Кн. для учителя. -М.:Просвещение,1991. -94с. 6. Гонеев А.Д. и др.
Основы коррекционной педагогики: Уч. пос. для студ. высш. пед. учеб. зав./ Гонеев Александр Дмитриевич, Лифинцева Н.И.,Ялпаева Н.В.; Под ред. В.А.Сластенина.-М.:Академия, 1999.-280с.-(Высшее образование). 7. Дефектология: Словарь-справочник/Под ред. Б.П.Пузанова.-М.:Новая школа, 1996.-80с. 8. Дульнев Г.М.
Труд, как средство компенсации при аномалии умственного развития ребенка., М., 1958 9. Забрамная С.Д. Ваш ребёнок учится во вспомогательной школе: Рабочая книга для родителей.-2-е изд.-М.:Педагогика-Пресс,1993.-48с:илл. 10. Замский Х.С. Умственно отсталые дети: история их изучения, воспитания и обучения с древних времён до середины XX века.-М.:НПО»Образование»,1995.-400с:илл. 11.
Занков Л.В. Психологические особенности учащихся младших классов вспомогательной школы, «Известия АПН» 1951, вып.37 (ксерокопия) 12. Клинические основы дошкольной коррекционной педагогики и специальной психологии: Сборник программ нормативных курсов для высших уч. зав./Под ред. В.И.Селиверстова.-М.:Владос,2000.-176с-(Программы для вузов). 13.
Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учеб. пос. для студ. сред. пед. уч. зав./Под ред. Б.П.Пузанова.-М.:Академия, 1998.- 144с. 14. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии: Уч.пос.для студентов пед.ин-ов.-М.:Просвещение, 1991.-143с. 15. Маллер А.Р. Социально-трудовая адаптация глубоко умственно отсталых детей.-М.:Просвещение, 1990.-128с. 16.
Мачихина В.Ф. Внеклассная воспитательная работа во вспомогательной школе-интернате: Пос.для учителей и воспитателей.-2-е изд.,испр. -М. :Просвещение, 1983.-104с. 17. Обучение во вспомогательной школе: Лекции по олигофренопедагогике: Для студентов-заочников дефектологических фак.пед.ин-ов.-М. :Просвещение, 1973.-136с. 18.
Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика):Учеб. пос. для студ. дефек. фак. высших и сред, пед. уч. зав.-М.:Академия,2000.-272с.-(Высшее образование). 19. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/ Под ред. В. В. Воронковой — М.: Школа-Пресс, 1994. — 416 с. 20.
Обучение уч-ся I-IV кл. вспомог. школы: Пос.для учителя/Под ред. Петровой В.Г.-2-е изд.,перераб.-М.:Просвещение,1982.-285с:ил. 21. Пинский Б.И. Коррекционно-воспитательное значение труда для психического развития уч-ся вспомог.школы.-М.:Педагогика, 1985.-128с. 22.
Психологические проблемы коррекционной работы во вспомог.школе / Под ред. Шиф Ж.И., Петровой В.Г., Головиной Т.Н.; Науч.-исслед.ин-т дефектологии Акад.пед.наук СССР.-М. :Педагогика, 1979.-176с. 23. Словарь-справочник по дефектологии (справочные материалы Смирнова А.Н. Корекционно-воспитательная работа вспомог.школы/ Под ред.Замского Х.С.-2-е изд. ,перераб.-М.:Просвещение, 1965.-140с.
24. Специальная дошкольная педагогика и психология: Сборник программнормативных курсов для высших уч. зав./Под ред. В.И. Селиверстова.-М.: ВЛАДОС,2001.-335с.-(Программы для вузов).
Источник: studizba.com
Презентация на тему «Использование коррекционных методов и приемов при организации уроков профессионально-трудовой направленности» 6 класс
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.
Добавить свой комментарий
Аннотация к презентации
Презентация для 6 класса на тему «Использование коррекционных методов и приемов при организации уроков профессионально-трудовой направленности» по педагогике. Состоит из 25 слайдов. Размер файла 1.65 Мб. Каталог презентаций в формате powerpoint. Можно бесплатно скачать материал к себе на компьютер или смотреть его онлайн с анимацией.
Источник: pptcloud.ru
Коррекционная направленность трудового воспитания дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
Труд. Воспит. Является неотъемлемой частью коррекционно – развивающей работы с детьми. Задачи : воспитание интереса и потребности к трудовой деятельности, формирование познавательных и социально значимых мотивов трудовой деятельности. Выработка умений доводить начатое дело до конца, правильно оценивать результат своих действий, воспитание самостоятельности, уверенности в своих силах, создание психологической и практической готовности к труду.
Значение трудового воспитания носит познавательный характер, вызывает необходимость речевого общения, создает условия для воспитания характера, укрепляет здоровье, способствует устранению речевых нарушений, вызывает речевую активность.В процессе выполнения трудовых поручений у детей вырабатывается внимание к речи взрослых, умение выслушивать объяснение задания до конца, не перебивать, не отвлекаться и др.
Во время трудовой деятельности педагогами осуществляется работа по формированию коммуникативных умений детей ( например, уточнить задание, обратиться за помощью и т.д.) , планирующей и регулирующей функции речи (договариваться с другом о последовательности выполнения действий и др.)
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
- Реферат Коррекционная направленность трудового воспитания дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. От 250 руб
- Контрольная работа Коррекционная направленность трудового воспитания дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. От 250 руб
- Курсовая работа Коррекционная направленность трудового воспитания дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. От 700 руб
Источник: students-library.com