Аннотация: В данной статье рассматривается проблема введения профессиональных стандартов, а именно профессиональных стандартов по социальной работе и их место и роль в социальной сфере. Введение профессиональных стандартов по социальной работе обусловлено необходимостью совершенствования социальной политики государства и имеет свою нормативную основу — Указ Президента Российской Федерации и Постановление Правительства Российской Федерации.
Ключевые слова: стандартизация, стандарт, профессиональный стандарт, социальная работа.
На данном этапе развития России существует множество социальных проблем, в том числе, касающихся рынка труда. Прежде всего, к ним относят невозможность многих граждан реализовать свои профессиональные знания, найти такую работу, которая позволяла бы иметь достойную заработную плату, развиваться, строить карьеру.
Помимо этого, необходимость изучения профессиональных стандартов по социальной работе обусловлена несколькими причинами:
во-первых, отсутствием единого стандарта образования, из-за чего обладатели дипломов разных заведений имеют совершенно разный багаж опыта и знаний;
Переход на профессиональные стандарты – обязанность работодателя
во-вторых, возрастанием потребности в высококвалифицированных специалистах по социальной работе, поскольку возрастает спрос населения на получение квалифицированной социальной помощи;
в-третьих, сейчас по Трудовому кодексу работодатель имеет право провести аттестацию человека на предмет его компетентности, но тогда он самостоятельно должен описать, что это такое. Это бывает трудно для учреждения, которое не обладает достаточным опытом, и могут возникнуть судебные споры.Появление законодательного поля и определение профессионального стандарта снимет все противоречия и поможет избежать многих судебных разбирательств;
в-четвертых, в настоящее время очень остро встает вопрос о сертификации профессиональных квалификаций (в том числе и специалистов в области социального обслуживания населения), которая невозможна без опоры на профессиональные стандарты. Данное мероприятие будет проводиться на основе уже имеющихся профессиональных стандартов по социальной работе.
В связи с этим, целесообразно изучить место и роль профессиональных стандартов по социальной работе в социальной сфере, посредством сравнения, анализа научной литературы, материалов периодической печати, нормативных правовых документов Правительства Российской Федерации и Министерства труда и социальной защиты.
Прежде чем перейти к анализу понятия профессиональный стандарт, необходимо изучить понятие стандартизация и стандарты в целом. В нашем мире стандартизация продуктов, услуг, процессов деятельности давно приобрела всеобъемлющий характер. Со стандартами мы встречаемся повсюду — и на работе, и в жизни.
В России, в справочнике по социальной работе М. А. Гулиной, под стандартом, в широком смысле этого слова, принято понимать образец, эталон, модель, приносимые за исходные для сопоставления с ними других подобных объектов [2]. Общепринятым считается определение понятия стандарта, взятое из документа Международной организации стандартизации. Согласно этому документу, стандарт — технический стандарт или другой документ, доступный и опубликованный, коллективно разработанный или согласованный и общепринятый в интересах тех, кто им пользуется, основанный на интеграции результатов науки, технологии, опыта, способствующий повышению общественного блага и принятый организациями, полномочными на национальном, региональном и международном уровнях.
Ключевые компетенции учителя в соответствии с требованиями профессионального стандарта
Благодаря стандартам обеспечивается высокий уровень качества продуктов и услуг, эффективность производственной деятельности организаций и их взаимодействия, возможность обмена информацией в глобальных компьютерных сетях, формирование мирового рынка труда и образовательных услуг и т. д.
Важной тенденцией современного процесса стандартизации является ускорение темпов стандартизации различных видов деятельности человека, а также интеграция и гармонизация всех стандартов в единую систему стандартов информационного общества. Такие стандарты определяют принципиальные качества профессионалов данной области, а также различные требования к их деятельности.
В российских нормативных документах и научной литературе существует несколько определений понятия профессионального стандарта. Профессиональный стандарт (occupational standard) — подробное описание требований к основным функциям, выполняемым работниками [3, с. 7–9]. Профессиональный стандарт — нормативный документ, предназначенный для определения должностных обязанностей работников, планирования их профессионального роста, организации профессиональной подготовки и повышения квалификации соответственно развитию требований к качеству и продуктивности услуг, подбору, расстановке и использованию кадров, а так же обоснованию принимаемых решений при проведении аттестации руководителей и специалистов.
Работодателю профессиональный стандарт является основой для выбора качественного персонала на рынке труда, поскольку он служит:
- основой для определения критериев оценки при подборе и отборе персонала; обеспечения качества труда персонала;
- обеспечения профессионального роста персонала; поддержания и улучшения стандартов качества в организации через контроль и повышение профессионализма своих работников;
- повышения мотивации персонала в своей организации;
- повышения эффективности, обеспечения стабильности и качества труда, а следовательно, высоких экономических результатов .
Профессиональный стандарт необходим и работникам социальных служб, поскольку для них он является основой для:
- определения собственного профессионального уровня и направлений профессионального обучения и совершенствования;
- эффективного функционирования в учреждении;
- обеспечения собственной востребованности на рынке труда, сокращения сроков поиска подходящей работы;
- карьерного роста и увеличения доходов.
Профессиональные стандарты необходимы и для сферы образования в качестве основы для формирования федеральных образовательных стандартов и образовательных программ всех уровней профессионального образования, разработки методических материалов и выборе форм и методов обучения в системе профессионального образования и внутрифирменного обучения персонала.
Без профессиональных стандартов не может быть эффективных образовательных стандартов, в случае отсутствия профессиональных стандартов работодатели не могут реально содействовать разработке эффективных и ориентированных на перспективу образовательных стандартов. Для органов управления образованием профессиональные стандарты создают возможность сформулировать реальные и измеримые результаты обучения в системе профессионального образования, планировать объемы и профили обучения, определять траектории обучения в течение всей жизни [5, с. 48 -49].
Все те проблемы, которые были упомянуты выше, поставили остро вопрос введения профессиональных стандартов, особенно в сфере социального обслуживания населения. С учетом уже имеющегося зарубежного и некоторого российского опыта, в целях решения проблем обеспечения качества рабочей силы и гарантий работникам социальных служб постепенно начинают вводиться профессиональные стандарты, которые представляют собой, по существу, описание квалификационных характеристик для конкретных профессий.
В настоящее время Министерство труда и социальной защиты России активно взаимодействует с бизнесом. Создан экспертный совет для рассмотрения проектов профессиональных стандартов, им же одобрен макет профессионального стандарта специалиста по социальной работе. Активная работа по разработке и внедрению профессиональных стандартов деятельности в различных областях ведется Российским союзом промышленников и предпринимателей. В социальной сфере, инициативу по разработке и реализации профессиональных стандартов взяла на себя Ассоциация работников социальных служб.
Таким образом, разработка и введение профессиональных стандартов по социальной работе в России поможет решить важные вопросы в сфере управления человеческими ресурсами, такие как:
- стандартизация требований к работникам;
- достижение высоких результатов социальной деятельности;
- выбор критериев для подбора персонала;
- унификация требований к профессиональной деятельности социальных работников (в различных регионах, отделениях);
- развитие мотивации работников к самосовершенствованию;
- разработка обучающих программ с учетом требований рынка труда;
- оценка качества обучения в соответствии с требованиями работодателей (на основе проф.стандартов);
- эффективное управление государственным заказом для системы профессионального образования (определение целей, планирование объемов и профилей обучения).
Ссылки на источники
- Горшков М. А., Шереги Ф. Э. Молодёжь России: социологический портрет. — М.: ЦСПиМ. — 2010. — С. 118.
- Гулина М. А. Справочник по социальной работе, 2010. — [Электронный ресурс]. URL: http:// www.psyoffice. ru /Словари и энциклопедии.
- Привезенцев М. В., Олейникова О. Н. Профессиональные стандарты как основа подготовки конкурентоспособных работников: Методическое пособие. — М.: Альфа, 2007. — С. 7–9. 4.. Профессиональные стандарты: международный опыт. — [Электронный ресурс]. URL: http: // www. naloglib. Net /008/professionalnye-standarty-mezhdunarodnyi-opyt.
- Фонарев А. Р. Психологические особенности личностного становления профессионала. — М., 2005. — с. 48–49. 9.
Статья участвует в конкурсе Лучшая молодежная статья 2017 года
Источник: son-net.info
Департамент труда и социальной защиты: функции и задачи
В России одной из главных задач государства является социальная защита граждан и обеспечение их прав на труд и достойную оплату. Для этих целей создан Департамент труда и социальной защиты, который является одним из ключевых подразделений в системе государственного управления.
Главной целью Департамента труда и социальной защиты является разработка и реализация государственной политики в области труда и социальной защиты населения. Для этого департамент осуществляет контроль и надзор за деятельностью предприятий и организаций, занимающихся занятостью и социальной защитой граждан.
Департамент также занимается разработкой законов и нормативных актов в области труда и социальной защиты, а также координирует работу других государственных органов и организаций в вопросах социальной защиты населения.
В статье будут рассмотрены основные задачи и функции Департамента труда и социальной защиты в более подробном виде.
Роль отдела социальной защиты населения в работе Департамента труда и социальной защиты
Какие вопросы решает отдел социальной защиты населения?
Предоставление социальных выплат — одна из основных задач отдела социальной защиты населения. Он контролирует выплату пенсий, пособий по временной нетрудоспособности, пособий на детей и других социальных выплат, которые необходимы людям для жизни.
Поддержание здоровья и социальной защиты инвалидов – еще одна важная область работы отдела. Он предоставляет помощь и материальную поддержку людям с ограниченными физическими возможностями, а также занимается решением вопросов, касающихся медицинского и социального обслуживания таких граждан.
Организация помощи нуждающимся семьям – это также одно из основных направлений работы отдела социальной защиты населения. Он помогает семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, получить материальную и социальную помощь, а также направляет их на участие в различных программах поддержки.
Оказание социальной защиты мигрантам и беженцам – это еще одна сфера работы отдела социальной защиты населения. Он занимается решением вопросов, связанных с легализацией мигрантов и беженцев на территории страны, а также оказывает им материальную и социальную помощь.
В целом, отдел социальной защиты населения решает множество вопросов, связанных с материальной и социальной поддержкой граждан, находящихся в затруднительной жизненной ситуации. Его задачей является обеспечение равных возможностей для всех членов общества, независимо от их социального и экономического положения.
Роли и задачи Департамента охраны труда Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан
Охрана труда – это важная задача, которая занимает важное место в обеспечении безопасности работников. Департамент охраны труда Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан занимается регулированием и контролем в области охраны труда.
- Разработка нормативных правовых актов – Департамент охраны труда разрабатывает законодательные акты, стандарты и инструкции, которые регулируют оборудование, технологии и обязанности работодателей по обеспечению безопасности на рабочем месте.
- Контроль и надзор – Департамент охраны труда осуществляет контроль и надзор за соблюдением всех установленных нормативов и требований по охране труда.
- Проведение экспертиз НПД – Департамент проводит экспертизы научно-производственных документов на соответствие нормам и требованиям охраны труда.
- Изучение и анализ статистических данных – Департамент собирает и анализирует статистические данные о состоянии охраны труда в различных отраслях народного хозяйства.
Смысл работы Департамента охраны труда заключается в создании условий для улучшения охраны труда на всех рабочих местах и уменьшении количества производственных травм и заболеваний. Каждый работник имеет право требовать надлежащей охраны своего здоровья и жизни на рабочем месте. Департамент охраны труда в рамках своей деятельности старается обеспечить его.
Функции социальной защиты в Департаменте труда и социальной защиты
Социальная защита является одной из ключевых функций Департамента труда и социальной защиты и проявляется в различных направлениях.
Одной из функций социальной защиты является организация выплаты социальных пособий и помощь в их получении. Это могут быть пособия по безработице, пособия на детей, ежемесячные выплаты на погребение и другие виды выплат.
Кроме того, Департамент занимается социальной помощью нуждающимся гражданам, которые не имеют возможности оплатить лечение или получить дополнительное образование. Организуется помощь в трудоустройстве и подбор вакансий для людей, находящихся в сложной жизненной ситуации.
Также Департамент занимается социальной реабилитацией людей с ограниченными возможностями и оказывает помощь в адаптации в обществе. Важной функцией социальной защиты является борьба с нарушениями трудовых и социальных прав граждан, в том числе борьба с дискриминацией на рабочем месте.
- В целом, функции социальной защиты в Департаменте труда и социальной защиты:
- Организация выплаты социальных пособий и помощь в их получении
- Социальная помощь нуждающимся гражданам
- Помощь в трудоустройстве и подбор вакансий для людей, находящихся в сложной жизненной ситуации
- Социальная реабилитация людей с ограниченными возможностями
- Борьба с нарушениями трудовых и социальных прав граждан
Управление социальной защиты
Что такое социальная защита?
Социальная защита — это меры, направленные на гарантирование минимальных условий жизни людей с низким доходом или особых нуждах.
Управление социальной защиты занимается разработкой и реализацией социальной политики государства. Оно заботится о том, чтобы люди имели доступ к социальным услугам и поддержке.
Какие функции выполняет управление социальной защиты?
Управление социальной защиты выполняет следующие функции:
- разработка и реализация государственной социальной политики;
- организация процесса оказания социальной помощи и поддержки гражданам;
- контроль за условиями проживания и жизненным уровнем населения;
- расчет и выплата социальных пособий и компенсаций;
- проведение социологических исследований для выявления социальных проблем и потребностей населения.
Какими програмами располагает управление социальной защиты?
Управление социальной защиты располагает рядом программ, предназначенных для оказания социальной поддержки гражданам. Среди них:
- Детский дополнительный доход — на выплату этого пособия имеют право родители, воспитывающие детей до 18 лет, имеющие низкий доход;
- Пенсионное обеспечение — гарантированное государством пенсионное обеспечение для людей, достигших пенсионного возраста;
- Материнский капитал — поддержка матерей, рожающих и воспитывающих двух и более детей;
- Социальное обслуживание — услуги социального обслуживания для людей, нуждающихся в помощи.
Чем занимается социальная защита
Социальная защита — это комплекс мер, направленных на обеспечение прав граждан на социальное обеспечение и поддержку тех, кто нуждается в помощи общества. Она включает в себя оказание материальной помощи, медицинской и психологической поддержки, социальных услуг и программ, которые ориентированы на улучшение качества жизни людей, особенно тех, кто находится в трудной жизненной ситуации.
Департамент труда и социальной защиты занимается созданием и усовершенствованием системы социальной защиты в России. В его компетенции находится координация и контроль за реализацией социальных программ, направленных на поддержку граждан в возрасте, инвалидов, малообеспеченных семей и других категорий населения.
Департамент работает в тесном взаимодействии с социальными службами региональных и муниципальных органов власти, а также с некоммерческими организациями, которые занимаются решением социальных проблем в обществе. Он также разрабатывает и представляет на утверждение федеральные законы и программы по социальной защите, основываясь на анализе социально-экономической ситуации в стране.
- Основные направления социальной защиты:
- Пенсионное обеспечение
- Социальная поддержка малообеспеченных семей
- Медицинская помощь
- Помощь инвалидам и людям с ограниченными возможностями
- Образование и подготовка квалифицированных кадров для социальной работы
Целью социальной защиты является повышение уровня благосостояния и социальной защищенности населения, оказание помощи наиболее нуждающимся слоям населения в форме материальной помощи, социальных услуг, а также обеспечение доступа к здравоохранению, профессиональному обучению и трудоустройству.
Управление социальной защиты населения: основные направления деятельности
Управление социальной защиты населения является одним из структурных подразделений Департамента труда и социальной защиты. Его важнейшей задачей является организация и координация мероприятий, направленных на обеспечение социальной защиты населения в различных сферах жизни.
Основными направлениями деятельности управления социальной защиты населения являются:
- Оказание помощи социально незащищенным категориям населения, включая малообеспеченных, безработных, пенсионеров и инвалидов;
- Развитие системы социальных услуг и предоставление жилья гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий;
- Организация деятельности центров занятости для помощи безработным гражданам в трудоустройстве;
- Оказание материальной поддержки семьям с детьми и многодетным семьям;
- Обеспечение граждан возможностью получения социальных льгот и компенсаций.
Таким образом, управление социальной защиты населения является важным звеном в системе социальных служб, работающих на благо граждан и их материального благополучия.
Источник: obzortelefonov.ru
Профессиональные стандарты по социальной работе: место и роль в социальной сфере
Макина, А. И. Профессиональные стандарты по социальной работе: место и роль в социальной сфере / А. И. Макина, К. В. Чмых. — Текст : непосредственный // Экономика, управление, финансы : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Пермь, февраль 2014 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2014. — С. 121-123. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/93/4735/ (дата обращения: 24.09.2023).
В данной статье рассматривается проблема введения профессиональных стандартов, а именно профессиональных стандартов по социальной работе и их место и роль в социальной сфере. Введение профессиональных стандартов по социальной работе обусловлено необходимостью совершенствования социальной политики государства и имеет свою нормативную основу — Указ Президента Российской Федерации и Постановление Правительства Российской Федерации.
Ключевые слова: стандартизация, стандарт, профессиональный стандарт, социальная работа.
На данном этапе развития России существует множество социальных проблем, в том числе, касающихся рынка труда. Прежде всего, к ним относят невозможность многих граждан реализовать свои профессиональные знания, найти такую работу, которая позволяла бы иметь достойную заработную плату, развиваться, строить карьеру.
Помимо этого, необходимость изучения профессиональных стандартов по социальной работе обусловлена несколькими причинами: во-первых, отсутствием единого стандарта образования, из-за чего обладатели дипломов разных заведений имеют совершенно разный багаж опыта и знаний; во-вторых, возрастанием потребности в высококвалифицированных специалистах по социальной работе, поскольку возрастает спрос населения на получение квалифицированной социальной помощи. В 2008 году Центр социального прогнозирования и маркетинга (г.
Москва) рассчитал тенденцию спроса на период до 2013 года, которая показывает неуклонный рост потребности в образованных, квалифицированных рабочих [1, с. 118]; в-третьих, сейчас по Трудовому кодексу работодатель имеет право провести аттестацию человека на предмет его компетентности, но тогда он самостоятельно должен описать, что это такое. Это бывает трудно для учреждения, которое не обладает достаточным опытом, и могут возникнуть судебные споры.
За 2011 год в судах общей юрисдикции было рассмотрено свыше 864 тысяч трудовых споров, а за первое полугодие 2012 года — около 406 тысяч [7]. Появление законодательного поля и определение профессионального стандарта снимет все противоречия и поможет избежать многих судебных разбирательств; в-четвертых, в настоящее время очень остро встает вопрос о сертификации профессиональных квалификаций (в том числе и специалистов в области социального обслуживания населения), которая невозможна без опоры на профессиональные стандарты.
Данное мероприятие будет проводиться на основе уже имеющихся профессиональных стандартов по социальной работе [6]. В США, например, на профессиональных стандартах, основана система сертификации HR-менеджеров, которая действует с 1976 года. Для того чтобы получить сертификат, необходимо сдать экзамен.
К нему допускаются специалисты, имеющие как минимум двухлетний опыт работы в области управления персоналом. На экзамене для получения сертификата предлагается пройти тест из 200 вопросов, выбрав правильный вариант ответа из нескольких предложенных [5]. Всвязи, с чем целесообразно изучить место и роль профессиональных стандартов по социальной работе в социальной сфере, посредством сравнения, анализа научной литературы, материалов периодической печати, нормативных правовых документов Правительства Российской Федерации и Министерства труда и социальной защиты.
Прежде чем перейти к анализу понятия профессиональный стандарт, необходимо изучить понятие стандартизация и стандарты в целом. В нашем мире стандартизация продуктов, услуг, процессов деятельности давно приобрела всеобъемлющий характер. Со стандартами мы встречаемся повсюду — и на работе, и в жизни.
В России, в справочнике по социальной работе М. А. Гулиной, под стандартом, в широком смысле этого слова, принято понимать образец, эталон, модель, приносимые за исходные для сопоставления с ними других подобных объектов [2]. Общепринятым считается определение понятия стандарта, взятое из документа Международной организации стандартизации. Согласно этому документу, стандарт — технический стандарт или другой документ, доступный и опубликованный, коллективно разработанный или согласованный и общепринятый в интересах тех, кто им пользуется, основанный на интеграции результатов науки, технологии, опыта, способствующий повышению общественного блага и принятый организациями, полномочными на национальном, региональном и международном уровнях [9]. Благодаря стандартам обеспечивается высокий уровень качества продуктов и услуг, эффективность производственной деятельности организаций и их взаимодействия, возможность обмена информацией в глобальных компьютерных сетях, формирование мирового рынка труда и образовательных услуг и т. д.
Важной тенденцией современного процесса стандартизации является ускорение темпов стандартизации различных видов деятельности человека, а также интеграция и гармонизация всех стандартов в единую систему стандартов информационного общества. Такие стандарты определяют принципиальные качества профессионалов данной области, а также различные требования к их деятельности.
В российских нормативных документах и научной литературе существует несколько определений понятия профессионального стандарта. Профессиональный стандарт (occupational standard) — подробное описание требований к основным функциям, выполняемым работниками [4, с. 7–9]. Профессиональный стандарт — нормативный документ, предназначенный для определения должностных обязанностей работников, планирования их профессионального роста, организации профессиональной подготовки и повышения квалификации соответственно развитию требований к качеству и продуктивности услуг, подбору, расстановке и использованию кадров, а так же обоснованию принимаемых решений при проведении аттестации руководителей и специалистов [3].
Работодателю профессиональный стандарт является основой для: выбора качественного персонала на рынке труда, поскольку он служит основой для определения критериев оценки при подборе и отборе персонала; обеспечения качества труда персонала; обеспечения профессионального роста персонала; поддержания и улучшения стандартов качества в организации через контроль и повышение профессионализма своих работников; повышения мотивации персонала в своей организации; повышения эффективности, обеспечения стабильности и качества труда, а следовательно, высоких экономических результатов
Профессиональный стандарт необходим и работникам социальных служб, поскольку для них он является основой для: определения собственного профессионального уровня и направлений профессионального обучения и совершенствования; эффективного функционирования в учреждении; обеспечения собственной востребованности на рынке труда, сокращения сроков поиска подходящей работы; карьерного роста и увеличения доходов.
Профессиональные стандарты необходимы и для сферы образования в качестве основы для формирования федеральных образовательных стандартов и образовательных программ всех уровней профессионального образования, разработки методических материалов и выборе форм и методов обучения в системе профессионального образования и внутрифирменного обучения персонала. Без профессиональных стандартов не может быть эффективных образовательных стандартов, в случае отсутствия профессиональных стандартов работодатели не могут реально содействовать разработке эффективных и ориентированных на перспективу образовательных стандартов.
Для органов управления образованием профессиональные стандарты создают возможность: сформулировать реальные и измеримые результаты обучения в системе профессионального образования, планировать объемы и профили обучения, определять траектории обучения в течение всей жизни [8, с. 48 -49].
Все те проблемы, которые были упомянуты выше, поставили остро вопрос введения профессиональных стандартов, особенно в сфере социального обслуживания населения. С учетом уже имеющегося зарубежного и некоторого российского опыта, в целях решения проблем обеспечения качества рабочей силы и гарантий работникам социальных служб постепенно начинают вводиться профессиональные стандарты, которые представляют собой, по существу, описание квалификационных характеристик для конкретных профессий.
В настоящее время Министерство труда и социальной защиты России активно взаимодействует с бизнесом, ожидая заявок на разработку стандартов. Создан экспертный совет для рассмотрения проектов профессиональных стандартов, им же одобрен макет профессионального стандарта специалиста по социальной работе. Активная работа по разработке и внедрению профессиональных стандартов деятельности в различных областях ведется Российским союзом промышленников и предпринимателей. В социальной сфере, инициативу по разработке и реализации профессиональных стандартов взяла на себя Ассоциация работников социальных служб.
Таким образом, разработка и введение профессиональных стандартов по социальной работе в России поможет решить важные вопросы в сфере управления человеческими ресурсами, такие как стандартизация требований к работникам; достижение высоких результатов социальной деятельности; выбор критериев для подбора персонала; унификация требований к профессиональной деятельности социальных работников (в различных регионах, отделениях); развитие мотивации работников к самосовершенствованию; разработка обучающих программ с учетом требований рынка труда; оценка качества обучения в соответствии с требованиями работодателей (на основе проф.стандартов); эффективное управление государственным заказом для системы профессионального образования (определение целей, планирование объемов и профилей обучения).
1. Горшков М. А., Шереги Ф. Э. Молодёжь России: социологический портрет. — М.: ЦСПиМ. — 2010. — С. 118.
2. Гулина М. А. Справочник по социальной работе, 2010. — [Электронный ресурс]. URL: http:// www.psyoffice. ru /Словари и энциклопедии (дата обращения: 10.10.2013).
3. Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 10 октября 2002 г. N 71 «О квалификационных требованиях (профессиональных стандартах) к основным должностям работников туристской индустрии».
4. Привезенцев М. В., Олейникова О. Н. Профессиональные стандарты как основа подготовки конкурентоспособных работников: Методическое пособие. — М.: Альфа, 2007. — С. 7–9.
5. Профессиональные стандарты: международный опыт. — [Электронный ресурс]. URL: http: // www. naloglib. Net /008/professionalnye-standarty-mezhdunarodnyi-opyt (дата обращения: 21.11.2013).
6. Путин В. В. Строительство справедливости. Социальная политика для России// «Комсомольская правда». — 2012. — № 2.
7. Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации. — [Электронный ресурс]. URL: http:// www.cdep. ru /Судебная статистика (дата обращения: 10.10.2013).
8. Фонарев А. Р. Психологические особенности личностного становления профессионала. — М., 2005. — с. 48–49.
9. International Organization for Standardization, 2010. — [Электронный ресурс]. URL: http:// www.iso.ch (дата обращения: 10.10.2013).
Основные термины (генерируются автоматически): социальная работа, стандарт, профессиональный стандарт, профессиональное образование, Российская Федерация, социальная сфера, Министерство труда, научная литература, социальное обслуживание населения.
Источник: moluch.ru