Материал для развития трудовых навыков

Материал для развития трудовых навыков Организация: МБДОУ детский сад №128 Населенный пункт: Иркутская область, г. Иркутск «Источники творческих...

Организация: МБДОУ детский сад №128

Населенный пункт: Иркутская область, г. Иркутск

«Источники творческих способностей и дарования детей- на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»

Художественный ручной труд-это вид художественной деятельности, где осуществляется работа с различными материалами, в процесс которой ребенок создает полезные и эстетически значимые вещи.

Занятия художественным ручным трудом вносят вклад в психическое развитие ребенка. Они способствуют развитию пространственных пред ставлений, практическому освоению некоторых физических закономерностей, познанию свойств различных материалов. Ребенок обладаетразнообразием практических действий, приобретает так называемую ручную умелость.

Занятия по ручному труду способствуют познанию окружающей действительности, развивают пространственно – конструктивное мышление, зрительную память, мелкую моторику рук, также положительно сказываются на становлении речи детей, в том числе и с общим недоразвитием речи (Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева). У ребенка появляется созидательное отношение к окружающему, что является важнейшей предпосылкой для последующей трудовой деятельности.

ТОП 5 НАВЫКОВ, КОТОРЫЕ СТОИТ РАЗВИВАТЬ

Таким образом, художественный ручной труд в дошкольном детстве является, прежде всего, средством развития сферы чувств, эстетического вкуса, разума, творческих сил, то есть общего развития личности ребенка.

Цель: Способствовать формированию у дошкольников трудовыхнавыков, творческой активности, художественного вкуса, появлениюразличных форм социального взаимодействия (сотрудничество, взаимопомощь,достижение единой цели в коллективной деятельности и т.д.) со взрослыми и сверстниками.

  1. Развивать у детей активный познавательный интерес к занятиям по художественному ручному труду.
  2. Формировать практические умения ручной работы, на основе расширения трудового опыта детей, с параллельным развитием руки, глазомера и т.д.
  3. Способствовать овладению основами трудовой культуры, развитию трудовых умений и навыков; развитию умения заранее планировать ход различных поэтапных операций, моделировать разработанный предмет.
  4. Вариативно, творчески, рационально использовать различные материалы для работы.
  5. Воспитывать трудолюбие, сознательное отношение к труду и уважительное отношение к результатам своего труда и других людей.

Свою работу строю в соответствии с такими методиками и технологиями как «Аппликация из природного материала в детском саду» В.И. Новиковой, «Работа с тканью» Н.И. Малышевой, Г.Г. Галкина, Т.И. Дубинина «Пальцы помогают говорить» и др.

На начальном этапе предварительно провожу работу по развитию мелкой моторики рук. Для этого применяю пальчиковую гимнастику (в начале занятия — для разминки, в середине — для отдыха, как отдельный прием обучения художественной деятельности).

КАК СТАТЬ МАСТЕРОМ ОБЩЕНИЯ | 5 советов для развития коммуникативных навыков

Используемые виды пальчиковой гимнастики как:

  1. Игры с шариками, кубиками, веревочкой, шнурками, горохом, карандашом, обеспечивающие хорошую тренировку пальцев, направленные на повышение упругости ручной мускулатуры.
  2. Игры с разноцветными прищепками, стимулирующие созревание клеток коры головного мозга путем механического сдавливания подушек пальцев. Из прищепок, также можно сделать какой — либо предмет (цветок, солнышко и др.), что способствует развитию фантазии, воображения.
  3. Игры с разноцветными крышками от пластмассовых бутылок, с пуговицами. Выкладывая из них красочные предметы, узоры, дети закрепляют знания о цветах, формах, развивают воображение.
  4. Игры со спичками (без головок), палочками, заключающиеся в выкладывании геометрических форм, цифр, букв, изображений предметов. Такой прием способствует формированию действий пальчиков с мелкими деталями, учит распределять предметы на листе бумаги в определенном порядке, развивает логическое мышление, фантазию.
  5. Игровые тренажеры, разработанные мною «Полянка», «Матрешка», способствующие закреплению сенсорных эталонов, коррекции мелкой мо­торики рук, развитию творческих способностей детей.
  6. Конструирование и составление с помощью пальцев предложений, маленьких рассказов, инсценировок помогает обыграть, почувствовать зашифрованное слово, предлог и посредством жестов как бы оживить предложение.

Следующий этап перед непосредственным созданием поделки — прогулки, наблюдения, во время которых организую беседы, направленные на воспитание у детей умений видеть природу, вглядываться в ее краски, формы, бесконечное богатство, любить ее и беречь. Также делаем заготовки природного материала, но так, чтобы не нанести ущерба природе. Для детей это одновременно и игра, и работа, и обучение.

И. наконец, завершающий этап — создание поделки. Именно природный материал занимает в работе основное место, поскольку он таит в себе большие возможности и сближает ребенка с природой. Достаточно приглядеться к ее дарам, чтобы увидеть — в каждом листочке или корешке спрятано волшебство. Детская рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими.

Все это важно для подготовки руки к письму, учебной деятельности в школе. Главное, чтобы дети не боялись творить своими руками и верили в то, что у них обязательно получится маленькое чудо.

Материалы, такие как семена овощей и фруктов. еловые и сосновые шишки, плоды деревьев и кустарников, тополиный пух, речной песок,камушки, бисер, используемые для поделок, настолько разнообразны, что все их невозможно перечислить. А, главное они доступны детям. Работа с нами удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки. Особое удовольствие получают дети, рассматривая результаты своего труда — готовуюподелку, картину.

Для формирования устойчивого интереса к занятиям по ручному труду используются устное народное творчества (загадки, потешки, скороговорки. стихотворение), художественная литература, так как они создают богатую почву для размышления, вдохновения, делают человека мудрее. Использование игровой мотивации и сюрпризных моментов, в которых принимают участие сказочные герои «Старичок — Лесовичок». «Bолшебный пенек» и другие лесные персонажи, выполненные своими рукам, делают занятия более увлекательными, эмоциональными и способствуют развитию мышления, представлений, инициативы и творчества. В группе организованы периодические выставки детских работ «Волшебница осени» . «Мастерская Деда Мороза», «Любимая мамочка», изготовлены пособия по ознакомлению с окружающими, подарки для родителей, детей, атрибуты к играм, коллективные композиции «Веселые паучки», «Весенний ковер».

Важным моментом в организации художественного ручного труда является создание условий, при которых создается общее направление,согласованность в действиях педагогов и родителей, благоприятный климат в семье, уважительное отношение к поделкам детей, как бы просты они не были, а также понимание возможностей и необходимости занятий художественным ручным трудом.

В семье как нигде осуществим индивидуальный подход к ребенку и поэтому особенно важно сотворчество родителей и детей. В этом направлении проводились с родителями тематические собрания «Влияние ручного труда на развитие мелкой моторики», «Моторная готовность к школе», семинар «Мастерим дома»; консультации, беседы о совместном художественном ручном труде родителей и детей дома. Совместно с родителями и детьми группы были организованны конкурсы «Осенняя ярмарка», «Новогодние игрушки», «Страна подарков».

Опыт показывает, что планомерная работа по данной теме в детском саду и семье способствует:

  • получению углубленных знаний о качестве и возможностях различных материалов;
  • закреплению положительных эмоций;
  • возникновению желания трудиться и овладеть особенностями мастерства;
  • развитию речи, воображению, фантазии, смекалки;
  • подготовки ребенка к последующему обучению в школе.

В связи с вышеизложенным, у детей снижается утомляемость, повышается работоспособность, активизируются мыслительные, психический процессы. Дети становятся более открытыми, раскрепощенными, активными, добрыми и отзывчивыми, уверенными в своих силах и возможностях. У них повышается коммуникабельность, они учатся общаться, дружить, работать в коллективе.

Следовательно, есть все основания рассматривать художественный ручной труд как важный элемент гармоничного развития ребенка, и в дошкольном учреждении он является обязательным.

  1. Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. Пальцы помогают говорить
  2. Подрезова И.А. Школа умелого карандаша
  3. Соколова Ю. Тесты на интеллектуальное развите ребенка 5-6 лет
  4. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук.
  5. Тихонова О.Г. Дошкольнику о музейной культуре: Методическое пособие для воспитателей, педагогов ДОУ и родителей. – М.:Аркти, 2006

Источник: www.vospitatelru.ru

Формирование трудовых навыков через различные формы труда

Чтобы удовлетворить желание и интерес детей, используются разные не только виды, но и формы организации труда. Они во многом определяют поведение ребенка, так как он часто включается в работу только потому, что будет трудиться вместе с воспитателем и детьми. Самой распространенной формой организации труда являются занятия. Они проводятся в группе, в уголке природы, на огороде.

Дети получают необходимые сведения о предметах, о растениях, животных, о том, как нужно правильно за ними ухаживать, чем и как кормить. В ходе таких занятий дети приобретают трудовые умения и навыки, которые им необходимы в жизни. Наиболее простая форма организации трудовой деятельности детей дошкольников — трудовые поручения.

Особое воспитательное значение они имеют в работе с детьми младшего возраста. В этом возрасте дети не умеют трудиться по собственной инициативе. Взрослые привлекают их к труду через разные поручения.

Например, полить цветочки на окнах или на клумбе, покормить рыбок и т. д. Даже самые простые поручения не содержат игрового начала, а, наоборот, в них заключен элемент требования, с помощью которого ребенок приучается действовать целенаправленно, осознавать, что он выполняет задание взрослого. В работе с младшими детьми необходимо больше использовать индивидуальные поручения.

Это дает возможность педагогу развивать у ребят трудовые умения и навыки. Ведь одного научить легче, чем целую группу, тем более контролировать работу каждого, оказать помощь, что — то показать, посоветовать. Поручения особенно важны, когда ребенок маленький, они побуждают ребенка к целенаправленным действиям, приучают его к послушанию.

Формируют умения выполнять требования взрослого. Поручения для детей очень доступны, просты и посильны, например: «поставь в шкаф забытую обувь», «собери карандаши», «посади куклу». В средней группе характер индивидуальных поручений немного усложняется, например: правильно расставь игрушки по местам», «поправь одежду на стульчиках», «подмети дорожку на участке от песка».

В старшей группе поручения приобретают значение обязанностей. Более сложная по сравнению с поручениями форма организации труда детей — дежурства. Они требуют от ребенка большой самостоятельности. Дежурные учатся выполнять порученное дело полностью.

Например, педагог говорит дежурным: «Накрой на стол», «Полей цветы», дети должны знать последовательность работы, иметь представления о полном объеме работы, о конечном результате. В младшей группе во второй половине года уже вводятся дежурства по столовой.

Необходимо объяснять детям, как правильно раздавать ложки, вилки, поставить чашки, салфетки, поощрять проявленную самостоятельность детей. В средней группе даются разъяснения детям, что работа дежурных очень важна и нужна, что необходимо заботиться друг о друге, помогать взрослым в работе: убрать посуду после еды, хлебницы, стаканчики с салфетками.

Во второй половине года вводятся дежурства по занятиям, идет объяснение детям, как правильно раскладывать материал на столах. Необходимо следить за тем, знают ли ребята, где хранятся пособия и материалы для проведения занятий.

В старшей группе дежурства постепенно усложняются и по содержанию труда и по форме объединения детей в работе, увеличивается требование и к темпу работы дежурных, к проявлению деловитости, организованности, самостоятельности. В старшей группе вводится такой вид труда, как дежурство по уголку природы.

Поясняется значение этого вида дежурства сначала на занятии, организуются постоянные наблюдения за растениями и рыбками в аквариуме, чтобы дети могли видеть малейшие изменения в жизни живых организмов. Подчеркивается значимость работы дежурных по уголку природы [10,с.64]. В старшей группе используется такая форма работы, как коллективный труд.

Эта трудовая деятельность объединяет сразу всех детей в группе. Например, уборка групповой комнаты, сбор овощей, семян, изготовление игрушек к празднику или оформление группы. Организуя коллективный труд, педагог делит детей на группы и каждой группе предлагает какое — либо общее задание. Например, одни стирают кукольное белье, другие моют игрушки.

Это позволяет включить каждого ребенка в работу. После окончания работы проверяется качество выполнения задания и оценивается отношение детей к труду, стремление помочь товарищу. Очень осторожно нужно указывать детям на недостатки в работе. Стараться делать замечания мягко, доброжелательно. Таким образом, планомерное и последовательное формирование необходимых трудовых навыков, осуществления задач трудового воспитания возможно при условии систематического включения ребенка в трудовую деятельность.

Оригинал текста доступен для загрузки на странице содержания

< Пред СОДЕРЖАНИЕ Загрузить След >

Источник: studexpo.net

формирование трудовых навыков по профессии; воспитание трудовой дисциплины; формирование экономичного отношения к материалам, энергии и т.д.; развитие. — презентация

Презентация на тему: » формирование трудовых навыков по профессии; воспитание трудовой дисциплины; формирование экономичного отношения к материалам, энергии и т.д.; развитие.» — Транскрипт:

2 формирование трудовых навыков по профессии; воспитание трудовой дисциплины; формирование экономичного отношения к материалам, энергии и т.д.; развитие творчества в труде. Формы работы: тематические классные часы; экскурсии на промышленные предприятия; конкурсы профессионального мастерства; встречи с ветеранами труда; генеральные уборки, участие в субботниках; выставки изделий;

Источник: www.myshared.ru

Оцените статью
Добавить комментарий