Международные стандарты финансовой отчетности

Международные стандарты финансовой отчетности — это некий набор правил, требований и методик, применяемых при составлении финансовой отчетности для широкого круга заинтересованных пользователей. Сегодня они становятся неотъемлемой частью работы многих российских компаний.

Каковы ключевые принципы МСФО?

Согласно официальной трактовке, основная цель МФСО – предоставить информацию о финансовом положении организации и происходящих в нем изменениях всем заинтересованным пользователям. На основании данных, которые содержатся в бухгалтерских формах, впоследствии принимаются важные экономические решения.

Систему МСФО можно разделить на два составных компонента: основополагающие допущения и требования к предоставляемой информации.

К числу допущений относятся два ключевых пункта:

  • Метод начисления – расходы или доходы отражаются в тот момент, когда они были признаны предприятием, а не тогда, когда по ним были получены (или выплачены) денежные средства. Такой подход дает возможность прогнозировать поступления и траты компании в долгосрочном периоде. Возможность недополучения ранее заявленных сумм (например, связанная с недобросовестным поведением клиентов) нивелируется формированием резервов по сомнительным долгам.
  • Непрерывность деятельности – считается, что предприятие в обозримом будущем не планирует закрываться или существенно уменьшать объемы производства. Это значит, что активы могут быть отражены в бухгалтерских формах без учета ликвидационных потерь.

Информация, которая используется в рамках МСФО, должна отвечать следующим критериям:

  • Понятность — доступность для понимания пользователями, имеющими необходимую бухгалтерскую подготовку;
  • Существенность – информация будет использоваться для принятия управленческих решений. Ее искажения или недостаточность могут стать причиной неверных шагов;
  • Правдивость – информация не содержит искажений или пробелов. Она четко раскрывает экономическое содержание всех операций, имеющих место в компании, причем делает это нейтрально, т.е. без учета субъективных интересов отдельных групп пользователей;
  • Осмотрительность – заключается в том, что бухгалтер использует консервативный подход, оценивая не потенциальные прибыли, а возможные убытки. Он должен отражать активы по их наименьшей стоимости, а пассивы – по наибольшей;
  • Полнота – изучив отчетность, пользователь должен получить все необходимые данные для принятия корректных управленческих решений;
  • Сравнимость – бухгалтерские данные должны быть такими, чтобы предприятие можно было сопоставить с ним же самим в другие периоды или с другими компаниями.

Каков экономический смысл отдельных элементов МСФО?

Международные стандарты финансовой отчетности могут быть условно разделены на пять основных категорий в зависимости от своего экономического содержания.

Это некие блага, которые имеются в распоряжении предприятия и могут приносить ему выгоду. Любой материальный или нематериальный объект будет отражен в балансе, если он может быть измерен в денежном выражении. Важно не право собственности, а именно способность принести некий дополнительный доход. Например, арендованное помещение будет считаться активом, если оно сдается в субаренду и таким образом является источником денежных поступлений.

Это долги компании, погашение которых ведет к оттоку финансовых ресурсов. Ключевые критерии отражения в бухгалтерском учете – неотвратимость потерь и возможность измерить их в денежном выражении.

  • Собственный капитал

Это дельта, которая образуется, если из совокупных активов предприятия вычесть его совокупные пассивы.

  • Расходы

Это уменьшение экономических выгод, связанное со снижением стоимости активов или ростом обязательств предприятия.

Как проходит подготовка отчетности по МСФО?

Согласно действующему законодательству, международные стандарты финансовой отчетности являются обязательными для банков, страховых компаний и других организаций, ценные бумаги которых обращаются на фондовом рынке. Бухгалтерские данные должны быть не только предоставлены в контролирующие органы, но и опубликованы в открытом доступе.

Чтобы составить грамотную отчетность по МСФО, компания должна пройти три основных этапа:

  • Собрать необходимые данные;
  • Сформировать отчетность;
  • Пройти аудит.

Рассмотрим каждый из них более подробно.

Сбор информации заключается в том, что составитель отчетности на основе официальных запросов получает данные от разных департаментов и подразделений организации: финансово-экономической службы, кадрового, юридического и других отделов.

Как правило, все работы на этом этапе выполняют сотрудники компании. Нанимать работника со стороны не выгодно: процесс потребует глубокого погружения и существенных временных затрат, потому что бухгалтеру придется разбирать едва ли не каждую проводку. С другой стороны, знакомый с внутренним распорядком предприятия человек может собрать всю необходимую информацию за несколько дней, потому что он понимает смысл бизнес-процессов.

Очень важно, чтобы бухгалтер осознавал, зачем нужны те или иные данные, и грамотно их интерпретировал. Поэтому во многих компаниях, которые переходят на МСФО, проводится предварительное обучение персонала.

Второй этап – подготовка отчетности. Он может быть реализован в трех различных вариантах:

  • Привлечение сторонних консультантов;
  • Выполнение работ своими силами;
  • Комбинация двух предыдущих способов.

Если компания выбирает первый вариант, то она нанимает независимого консультанта, который готовит отчетность на основании ранее собранных данных, предварительно согласовав ее формат и содержание с руководством. Это удобно: сторонний сотрудник берет на себя львиную долю работы, причем он располагает всеми необходимыми знаниями и навыками, чтобы выполнить ее качественно. Минус такого решения – высокая стоимость услуг консультанта. Кроме того, нужно понимать, что никакой бухгалтер извне не может сделать всю работу за вас: он лишь систематизирует данные, но не отвечает за их корректность и не может гарантировать положительное заключение аудиторов.

Если компания готовит отчетность собственными силами, то она должна нанять квалифицированных сотрудников, способных выполнить все предписания МСФО. Такие специалисты на рынке стоят довольно дорого и найти их подчас бывает непросто. Основные достоинства такого решения – легкость администрирования и высокая оперативность. Есть, однако, и недостатки:

  • Большие расходы на оплату труда таких сотрудников;
  • Необходимость постоянного обучения;
  • Отсутствие свежего взгляда со стороны.

Чтобы нивелировать достоинства и недостатки каждого из рассмотренных вариантов, многие компании предпочитают использовать их комбинацию.

Стандарты МСФО разработаны на основе опыта развитых стран, они позволяют полно и объективно отразить финансовое состояние компании и обеспечить пользователей необходимой им информацией. Переход на них – актуальная задача для российских компаний.

Оцените статью
Добавить комментарий