• формирование у обучающихся адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (степени обучения) картины мира;
• адекватный мировому уровень общей и профессиональной
культуры;
• формирование человека, гражданина, интегрированного в
современное ему общество и нацеленного на совершенствование
этого общества;
• воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.
Сформулированные новые принципы государственной политики в области образования учли в том числе и недостатки существовавшей системы трудовой подготовки молодежи, несоответствие ее изменившимся задачам развития подрастающего поколения. Длительная работа по созданию федеральных компонентов государственных стандартов обусловила утверждение обязательного содержательного минимума для российской школы.
В соответствии с этим минимумом в Российской академии образования под руководством академика В.А.Полякова большим коллективом ученых и учителей-практиков разработаны примерные программы для образовательной области «Технология» (табл. 1).
Программа по трудовому обучению девочек
Обращая внимание на термин «примерные», употребленный выше, следует пояснить следующее. Приведенный учебный план лишь раскрывает основные направления обучения учащихся в образовательной области «Технология», предоставляя право на местах разрабатывать и утверждать на его основе авторские учебные программы по технологии.
Это означает, что преподаватель технологии в зависимости от материально-технического обеспечения учебного процесса, избранных объектов труда, характера изучаемых технологий имеет возможность широко использовать дополнительные часы в желаемом направлении.
Среди учебных направлений имеются базовые технологии и виды деятельности, а также разделы, не имеющие в содержании самостоятельного статуса (это хорошо видно из табл. 1). Объясним подробно эту особенность учебного плана.
Таблица 1
Примерный учебный план
Источник: mydocx.ru
Программа углубленной трудовой подготовки по профилю трудового обучения «КУЛИНАРИЯ» 10-11 классы
Программа углубленной трудовой подготовки по профилю трудового обучения «КУЛИНАРИЯ» в 10-11 классах содержит 6 основных разделов: 1. Правила санитарной, личной гигиены, безопасных приемов труда с оборудованием и инструментами. 2. Понятие об основах физиологии питания, продуктах питания их пищевой ценности. 3. Определение качества продуктов, соблюдение правил и сроков их хранения.
4. Сведения об экономном и бережном отношении к пищевым продуктам, видах их обработки. 5. Мойка столовой и кухонной посуды, приборов, подносов, инвентаря, инструмента, тары вручную и на посудомоечных машинах с применением моющих и дезинфицирующих средств. 6. Технология приготовления блюд, искусство подачи их на стол. Обучение по данной программе ведётся более 15 лет. материал будет интересен учителям трудового обучения, руководителям школ.
Контроль качества рабочей программы воспитания
Получите доступ ко всем материалам
Полный и неограниченный доступ ко всем материалам методической библиотеки на год с момента подачи и оплаты заявки. Доступ стоит 500 руб в год
Если Вы уже подавали заявку – тогда войдите или зарегистрируйтесь на сайте под тем же email-адресом, на который оформляли доступ
Также доступ ко всем материалам получают БЕСПЛАТНО
Участники Федерального учебно-методического объединения учителей
Участники объединения получают множество привилегий включая бесплатное прохождение любых курсов КПК и переподготовки (оплачивается только изготовление и отправка документов), бесплатные сертификаты, благодарственные письма, стажировки зарубеж, помощь в прохождении аттестации, юридическую помощь и многое другое.
Наши постоянные пользователи
Если Вы проходили профессиональную переподготовку (1 любой курс) или повышение квалификации (2 любых курса) в 21/22-м учебном году – Вы как наш постоянный клиент получаете много преимуществ, включая бесплатный доступ к трансляциям, получению сертификатов и многому другому.
Источник: www.institute-of-education.com
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету профессионально — трудовое обучение, профиль «Подготовка младшего обслуживающего персонала» в 9 классе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Учебник: Галина А.И., Головинская Е.Ю. Технологии. Профильный труд. Подготовка младшего обслуживающего персонала, учебник для 9 класса для учащихся с ОВЗ, обучающихся по адаптированным образовательным программам / А.И. Галина, Е.Ю.
Головинская. Самара: Современные образовательные технологии, 2019 г.
Олимпиады: Информатика 1 — 11 классы
Содержимое разработки
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
«Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья городского округа Отрадный»
РАССМОТРЕНО И РЕКОМЕНДОВАНО
МО учителей математики и ПТО
Протокол № ___ от «___»______20____г.
Руководитель МО ___________/Кияткина Г. А./
Зам. директора по УР
Адаптированная рабочая программа
по учебному предмету профессионально — трудовое обучение, профиль «Подготовка младшего обслуживающего персонала» в 9 классе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
2020-2021 уч. год
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (цветоводство и декоративное садоводство) в 8 классе составлена на основе: примерной программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов под редакцией В.В. Воронковой — Москва «Просвещение», 2001г.
Нормативно-правовую базу разработки рабочей программы учебного предмета профессионально-трудовое обучение, профиль «Подготовка младшего обслуживающего персонала» составляют:
Конституция Российской Федерации;
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства образования РФ от 10.04.02 г. №29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
Письмо Минобразования РФ от 18.09.02 « 29/2331-6 «О применении базисных учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений Российской Федерации» (1 вариант для обучающихся с лёгкой степенью умственной отсталости);
Устав ГБОУ школа-интернат г. о. Отрадный;
Учебный план Учреждения на 2018-2019 учебный год.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся 9 класса, с разделением на группы по возможностям к обучению по учебному предмету профессионально-трудовое обучение, профиль «Подготовка младшего обслуживающего персонала».
Обучение детей с нарушением интеллекта строится с учетом педагогической дифференциации. По возможностям обучения обучающиеся делятся на четыре группы (для оценивания обучающихся по результатам достижения планируемых предметных результатов: минимальный и достаточный):
Группы по возможностям обучения
Общая характеристика обучающихся
Дифференцированный подход на уроках ПТО
ФИ обучающегося
Обучающиеся, наиболее успешно овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания ими, как правило, выполняются самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении измененного задания, в основном правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу.
Им доступен некоторый уровень обобщения. Полученные знания и умения такие обучающиеся успешнее остальных применяют на практике. При выполнении сравнительно сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь взрослого.
Не испытывают серьезных затруднений в овладении общетрудовыми умениями. При анализе образца, рисунка или чертежа изделия обучающиеся придерживаются определенной последовательности, дают полные, довольно точные характеристики, в которых указываются конструктивные особенности изделия. В процессе обучения планированию они научаются определять последовательность операций, мысленно представляют их очередность и изменяющийся объект труда, Могут рассказать план работы и обосновать его. Они сравнительно легко обучаются составлению планов с помощью предметно-операционных и технологических
карт, могут извлекать из них необходимую информацию для самостоятельной работы. Указанные качества дают им возможность усваивать программный материал по ПТО. При изучении нового учебного материала, изготовлении конструктивно более сложных изделий у этих обучающихся все же проявляются затруднения в ориентировке и планировании работы.
Им бывает, нужна дополнительная помощь в умственных трудовых действиях. Эту помощь они используют достаточно эффективно. Приобретенные знания и умения такие дети, как правило, не теряют, могут применять их при выполнении аналогичного и сравнительно нового изделия.
В заданиях предполагается воспроизведение усвоенных ранее теоретических сведений, или их применение в стандартных ситуациях, конструктивные задания, выполнение которых связано с самостоятельным воспроизведением обучающимися технологических сведений или с графической разработкой рисунка.
Практическое задание по готовому образцу-эталон с устной инструкцией
Получают инструктаж индивидуально, самостоятельно работают по инструкционной карте или помогают слабым.
Приём «Учитель-обучающийся», контролирует ответы обучающийся других групп.
Упражнения применяются для закрепления знаний, совершенствования умения и навыков.
Самостоятельная работа — вариативного характера с элементами творческого.
Достаточно успешно обучаются в классе. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материла, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии.
Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые условия их в основном не затрудняет. Обучающиеся снижают темп работы, допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью. Объяснения своих действий у обучающихся недостаточно точны, даются в развернутом плане с меньшей степенью обобщенности.
Нуждаются в определенной помощи при нахождении той или иной особенности объекта, но их умение ориентироваться и планировать развивается успешно. Изделия, близкие по конструкции и плану работы, чаще всего выполняются ими самостоятельно и правильно. Исполнительская деятельность и словесные отчеты говорят об осознании детьми порядка действий. Обучающиеся довольно успешно применяют имеющиеся знания и умения при выполнении новых изделий, но все же допускают ошибки, связанные с особенностями конструкций изделий, взаиморасположением деталей. В заготовках и развертках сразу разобраться не могут, прибегают к пробным действиям, обращаются за помощью к учителю.
В заданиях предполагается частичное или полное воспроизведение усвоенных ранее теоретических сведений, или их применение в стандартных ситуациях (задания подстановки, в которых намеренно пропущено слово, фраза, иной существенный элемент).
Практическое задание с составлением плана предстоящей работы.
Строгая дозировка и учет работы в течение урока. Вопрос: «Какую операцию ты выполняешь?», заставляет соотносить свою работу с работой сильной группы, и трудиться более целесообразно.
Возможностям соответствуют более расчлененные вопросы /С чего начать работу?, Что будем делать потом?, Что уже выполнено?, Что осталось сделать?/.
Упражнения применяются для закрепления знаний.
Самостоятельная работа – репродуктивного характера с элементами вариативного.
Обучающиеся, которые с трудом усваивают программный материал, нуждаясь в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической).
Успешность усвоения знаний, в первую очередь, зависит от понимания детьми того, что им сообщается. Для этих обучающихся характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения, факты). Им трудно определить главное в изучаемом, установить логическую связь частей, отделить второстепенное.
Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения низкий. Несмотря на трудности усвоения материала, ученики в основном не теряют приобретенных знаний и умений могут их применить при выполнении аналогичного задания, однако каждое несколько измененное задание воспринимается ими как новое. Низкая способность обучающихся обобщать, из суммы полученных знаний и умений выбирать нужное и применять адекватно поставленной задаче.
В процессе обучения в некоторой мере преодолевают инертность, Значительная помощь им нужна главным образом в начале выполнения задания, после чего они могут работать более самостоятельно, пока не встретятся с новой трудностью. Деятельность обучающихся этой группы нужно постоянно организовывать, пока они не поймут основного в изучаемом материале. После этого обучающиеся увереннее выполняют задания и лучше дают словесный отчет о нем. Это говорит хотя и о затрудненном, но в определенной мере осознанном процессе усвоения.
Испытывают значительные затруднения при ориентировке в задании и планировании, что проявляется в большом количестве ошибок при изготовлении новых изделий; в основном эти ошибки на взаиморасположение деталей, несоблюдение заданных размеров.
Перечисленные ошибки возникают из-за того, что на этапе ориентировки в задании в сознании детей не формируется полный и точный образ конечного результата работы. Об этом говорят те факты, что обучающиеся не замечают ошибок в своем изделии или выполненной работе, так как контролируют себя на основе искаженного или неполного образа предмета, сформированного во время предварительной ориентировки.
У этих детей нарушен процесс формирования программы деятельности, что проявляется в значительных трудностях планирования предстоящих трудовых действий. Им сложно определить логику изготовления предмета, у них страдает полнота и последовательность планов. В их собственных планах наблюдаются пропуски, перестановки. План, составленный с помощью учителя, не осознается ими до конца, поэтому в ходе работы наблюдаются отступления от него, что ведет к ошибкам.
Характерно также и то, что такие дети с трудом усваивают технические и технологические знания, при их воспроизведении называют несущественные детали, путают терминологию. Затрудняются в задании сгруппировать хорошо известные предметы по тому или иному признаку, например, инструменты по их назначению. Отчетливо проявляются сложности в осуществлении общетрудовых умений при выполнении нового изделия. Так, анализируя новый объект, обучающиеся называют меньше характеристик, чем они это делали ранее, не указывают особенности конструкции изделий, при планировании пропускают операции, повторяют уже названные. В ряде случаев проявляется тенденция к неадекватному переносу.
Программированные задания на опознание, различие, классификацию и упорядоченность, в виде программированных ответов. Чаще всего это работа по карточкам, тестовые задания.
Перед выполнением практического задания повтор всего хода предстоящей работы по готовому плану, состоящего из предметных элементов и подробного описания каждого этапа (предметно-операционный план).
Использование динамических графических пособий по ходу беседы учителем или обучающимся таблички расставляются на магнитной доске в определенной последовательности и соединяются стрелками-указателями, показывающими связь между ними.
Требуется объяснение с опорой на технологическую карту.
Возможностям соответствуют более расчлененные вопросы /С чего начать работу?, Что будем делать потом?, Что уже выполнено?, Что осталось сделать?/.
Помощь в паре по типу предъявления образца действия.
Можно использовать приём — Комментированное управление.
Задания к упражнениям расчленяются. Упражнения должны быть связаны с жизнью, практической деятельностью обучающихся.
Самостоятельная работа — репродуктивного характера.
Источник: intolimp.org