Человек принимает участие во всех структурных компонентах общества:
- демографический и этнический компоненты основаны на биотической природе индивида и представляют биотическое внутри социального;
- стратификационный и поселенческий компоненты являются предметно-социальными, т.е. формируются в цивилизационном поле и складываются в результате разделения труда и появления разных видов и форм деятельности.
Далее проанализируем социальную структуру общества от родового этапа ее формирования (начиная с этнического происхождения, под которым понимают род и племя, представляющие собой первоначальные социальные общности).
При этом демографическое строение общества вторично и представляло собой социальное расслоение этноса.
Этническое строение общества. Род, племя, народность, нация
Род и племя. Род был первой, специфически человеческой форой общества, которая пришла на смену стадному образу жизни.
Род – это объединение кровных родственников, которые обладают общностью происхождения, а также общими верованиями и обычаями.
Основы этнопсихологии
Род – это первое социальное образование в общественной истории, т.к. он развивался на 2-х уровнях – социальном и этническом. Это обусловливало зарождение семьи, способствовало повышению рождаемости, обучению и воспитанию детей, а также заботе о пожилых. Род всегда был многофункциональным, он заложил основы ремесла в процессе занятий рыбалкой и охотой, когда люди придумывали и изготавливали средства для них, обрабатывали добычу и обустраивали место проживания.
Одно из основных необходимых условий существования рода – это общинное владение конкретной территорией, на которой есть охотничьи (рыболовные) угодья и защита данной территории от внешних посягательств. Распределение в рамках рода было уравнительным, а производительность труда – примитивной.
Племя являлось более высокой формой общности людей в те времена.
Племенем называли объединение нескольких родов. Так же, как и род, в основе племени лежали кровнородственные связи.
Однако их появление способствовало началу деления на части единой многофункциональной родовой общности. Племя несло только часть общественно значимых функций, которые были связаны с поддержанием обычаев, защитой территории, укреплением веры, языком общения. При этом родовая община оставалась хозяйственной ячейкой. Этот факт лежит в основе обособления этнической социальной общности (племени) от непосредственных хозяйственных функций. Когда появилось парное проживание и возникла семья, появилась тенденция обособить семейные отношения и отделить кровнородственные связи от этнических.
Народностью называют более высокую форму социального объединения, чем племя. Она представляет собой исторически сложившуюся территориальную, языковую, духовную и хозяйственную общность.
Образованию союза племен способствовали необходимость межплеменным духовных и хозяйственных связей, миграция населения и борьба за территорию. Начинала зарождаться частная собственность и более сильные племена пытались диктовать свои условия более слабым.
1 ПРЕДЫСТОРИЯ РОССИИ: этапы каменного века и соц структуры общества (род, племя, народность, нация)
Появилось разделение по сословиям, кровнородственные связи уступили место территориальным и таким образом появилась новая общность, которая получила название народность. Исторически она достаточно долго складывалась. В ее основе лежал более высокий способ производства, духовная, хозяйственная, территориальная и языковая общность жизни. Упрочению народности способствовало становление государств, несмотря на то, что в процессе своего исторического развития они могли не совпадать по языку или территориально. К примеру, Швеция – Норвегия, Франция – Бельгия, Русь – Белая Русь – Малая Русь.
Народность не обладала целостностью экономической жизни, в ней преобладало натуральное хозяйство.
Нация формировалась в рамках исторического процесса. Нация складывалась во взаимосвязанных процессах по формированию собственной территории, установлению и развитию экономических отношений, правовой базы, национального языка, государства, культуры и менталитета.
По мере развития государства и общества постепенно происходило усиление духовных и экономических связей, появился национальный рынок, ликвидировали хозяйственную раздробленность. Таким образом, все разрозненные компоненты отдельной народности объединились в единое социальное целое – народности развились в нации.
Исторически у возникновения наций нет единого основания. Какие-то из них возникли в результате изменений внутри одной народности (англичане, шведы и некоторые другие народы Европы), другие – посредством объединения в нацию нескольких народностей, которые близки друг другу по языку и культуре (так, французская нация родилась из слияния провансальской и северофранцузской народностей). Европейским нациям было свойственно формирование их в рамках централизованных государств на базе одной или нескольких народностей, близких этнически. Тем не менее, некоторые из них сформировались в условиях политической раздробленности (немцы, итальянцы). На Юго-Востоке и Востоке Европы нации формировались внутри полиэтнических империй (Российской, Австро-Венгерской, Османской).
Нация является уникальным историческим образованием человечества. Ее уникальность обусловливается исторической и географической средой, а также менталитетом, бытом, своеобразием экономического развития, культуры, государственного устройства. Таким образом создается собственный особый облик духовности, национального характера, нравственности и самосознания. Однако наций, которые были бы схожи во всех отношениях, не существует на планетах, несмотря на то, что они могут находиться в непосредственной территориальной близости (к примеру, белорусы и русские, чехи и словаки, турки и болгары, венгры и австрийцы). Тем не менее, географическая близость способна только подчеркнуть национальные особенности, а не стереть их.
Признаки нации:
- общая территория;
Это один из самых важных признаков нации, т.к. территория – это то формальное пространство для людей, в котором они исторически проживают и работают. В территориальном единении нации сущностными являются такие понятия как «отчизна», «родина», «государство», «страна», однако они имеют свою понятийную специфику.
Одновременно с этим, то, что люди живут на одной территории – это не объединяет их в единую нацию.
Уникальным примером в Новейшей истории, который бы демонстрировал декларативность территориального единства, являются Союз Советских Социалистических Республик (СССР) и Союз Независимых Государств (СНГ) – неконфедеративное объединение части республик бывшего СССР. Несмотря на то, что советская политическая система и компартия декларировали понятия о «советском народе» и «единой нации», они так и не сумели ими стать. После распада СССР, государства СНГ до сих пор не могут найти единое мнение по многим параметрам устройства общества и жизни, несмотря на то, что конституционно они проживали на одной территории. Уместно будет упомянуть и то, что восточнославянские племена, а затем и народности, издавна занимали территорию европейской части нашей страны. Однако российская и украинская нации сформировались лишь в последних столетиях, а белорусская нация смогла окончательно сформироваться лишь только в 20-х годах XX века.
- общий язык;
Национальный язык является речевым и административным языком людей, который понятен для всей нации и закрепился в литературе и юриспруденции. Лишь языковая общность способна обеспечить полноценную экономическую, научную, управленческую, оборонную, педагогическую и иную жизнь страны.
Тем не менее, надо принимать во внимание, что язык у нескольких народов может быть один и тот же, однако они при этом не являются нациями – к примеру, Австрия и Германия, Франция, Бельгия и Канада, Испания и Аргентина. Общность языка необходимо рассматривать во взаимосвязи с остальными признаками нации.
- общая экономическая жизнь;
Это один из сущностных признаков нации. В его основе лежит не необходимость, чтобы нация производила какой-либо единый продукт, а то, что промышленно-хозяйственная специализация регионов страны и упрочение торговых и финансовых отношений внутри государства будут способствовать единению нации, закреплению ее положения на международной арене, укреплению способности к обороне и т.д.
Согласно Конституции России, в ее состав входило 89 субъектов Российской Федерации. На сегодняшний день идет процесс укрупнения субъектов Федерации. В результате общенародных референдумов в субъектах Федерации произошли объединения Коми-Пермяцкого автономного округа и Пермской области в Пермский край; Иркутская область и Усть-Ордынский Бурятский автономный округ объединились в Иркутскую область; Агинский Ордынский Бурятский автономный округ и Читинская область объединились в Забайкальский край. Несколько федеральных объединительных процессов еще находятся в стадии решении.
У каждого субъекта Федерации есть свои экономические особенности, которые позволяют им участвовать в планомерной хозяйственно-экономической жизни страны. Государство выстраивает единую экономическую политику, которая отвечает общенациональным интересам и потребностям благодаря специализации регионов в экономической сфере жизни общества.
- общие черты культуры и менталитета;
Менталитет нации является историческим явлением и отражает в сознании народа особенности его бытия и всей системы отношений. Он представляет собой меру духовных ценностей нации и проявляется в особенностях ее национального характера, нравах, государственном устройстве, традициях, склонностях, привычках. Находит свое отражение во всех видах и родах человеческой деятельности – в песнях и музыке, танцах, литературе, живописи, архитектуре, языке. Особую роль играет национальное самосознание, формирующееся в течение всей истории становления и развития нации, которое позволяет людям гордо идентифицировать себя в общенациональном «Мы». В основе самосознания нации лежат ценности любви к Родине, внутренняя позиция гражданина, готовность к службе Отечеству и его защите, но самое главное – удовлетворенное чувство отличия себя от других наций.
К примеру, немецкий педантизм, американское превосходство, норвежская основательность и т.д. У россиян это – непреклонность, которая граничит с покладистостью. При анализе культурных особенностей важно понимать, что культура отражает все лучшее, что есть в нации. Культура нации – это все ценностное, что было создано ею на протяжении истории во всех сферах жизни общества и передается теперь с достоинством от поколения к поколению. В этом плане у России есть много поводов для гордости: русские первыми покорили космос, провели термоядерную реакцию, сделали ледокольный флот, разработали технологию ракет и производства в невесомости, развили гидросамолетостроение, сделали лазерную локацию, создали ведущие мировые школы балета, фигурного катания, шахмат, спортивных танцев на льду и т.д.
- государственность и единство правовых норм;
Право в своей сути является историческим явлением. Оно начало формироваться одновременно с зарождением общества, становлением государства и продолжило свое развитие совместно с формированием национальной самостоятельности, сообразно с национальными особенностями, правлением и государственным устройством. У права есть два уровня – позитивный и естественный.
Естественное право включает в себя триаду – формальное равенство, свобода и справедливость. Позитивное право – это юридические догмы и законы. Нация является сложным историческим образованием, которое требует предметной правовой и государственной обеспеченности, без которых ее развитие и становление весьма проблематичны.
Так, вперед выступает естественное право людей, обладающих национальной принадлежностью в границах государства. С позиции установки формального равенства, каждый из представителей нации обладает равной возможностью реализовывать свои способности и потребности.
Равенством называют правовой принцип государственного становления нации, национального государственного устройства, нормы поведения свободных индивидов. Вторым критерием естественного права является свобода – общенациональное осознание людьми меры необходимого. Свобода является формой государственного устройства нации, формой национального устройства государства.
Третий критерий естественного права – справедливость. Каждый человек, каждый субъект национальной общности и нация в целом могут использовать это правовое свойство для того, чтобы ценностное и значимое в национально-государственном устройстве. Государство гарантировать формальное равенство, свободу и справедливость для всей нации. Естественное право всегда отражается в позитивном праве – правовых нормах и юридических государственных актах: конституции, указах, законах, постановлениях, которые способствуют всестороннему национальному развитию и целостному функционирования различных сфер общественной жизни – экологии, экономики, педагогики, управления, искусства, науки, физической культуры, медицины, общественной безопасности и обороны, включая обширный спектр разнообразных внутринациональных отношений.
Таким образом, подводя итог, можно сказать, что нацией называют социальную общность, которая исторически возникает на основе общности экономической жизни, территории, языка, правовых норм, государственного устройства, культуры и менталитета.
От народности нацию отличает то, что она является более устойчивой социальной общностью, причем эту устойчивость ей придают само государство и различные правовые и экономические факторы.
Источник: zaochnik-com.com
Народность нация трудовой коллектив это
Общности людей: род, племя, народность, народ. Что такое нация? Признаки нации.
Донациональные формы общностей людей. Общество многосторонняя, сложная структура. Поэтому и методы его исследования многообразны. Одним из таких методов является изучение общностей людей в разрезе исторических ступеней развития. С этой позиции мы сможем изучить динамику развития общества от объединений людей по родственным признакам до современных наций.
Исторические формы совместной жизни людей принято рассматривать как донациональные общности и нации. Эти две формы имеют общие признаки, но в то же время и принципиальные отличия. Общими признаками донациональных общностей людей и наций является наличие определенной территории проживания, хозяйства, обычаев, традиций, психологии, культуры, языка. Но донациональные общности, в отличие от наций, неустойчивы.
При объединений малочисленная группа «растворяется” в более многочисленной «доминирующей” группе и перенимает ее язык, культуру, обычаи, методы ведения хозяйства. Неустойчивость сообщества обусловлена объективными реальными факторами—слабостью группы, малочисленностью, недостаточностью сил для сопротивления, другими словами, отсутствием качественных характеристик, свойственных этносу. К донациональным формам общности людей относятся род, племя, народность.
Род — коллектив людей, члены, которого были связаны между собой узами кровного родства и верой в общего предка. Считалось, что на ранних стадиях развития родовые общности были свойственны всем народам. Однако есть свидетельства, отрицающие это утверждение.
Род являлся группой людей, живших вместе и связанных между собой родственными отношениями. Род изначально существовал в женской и мужской формах (матриархат и патриархат). Матриархат появился раньше и сменился затем патриархатом.
Род объединял в одно целое членов общины, определял брачно-семейные отношения, через воспитание и обучение обеспечивал способное к труду и социальным отношениям потомство. Родовые отношения обычно выступали как формы социальных связей членов общины, играли определяющую роль в коллективном производстве, распределении, культовых действиях, в обычаях избрания вождя и т.д. и охранялись строгими правилами.
Земля рода, как и любое другое имущество (скот, предметы быта, средства труда), находилась в коллективной собственности. Общественную деятельность возглавляли в основном старейшины, а в вое нны х походах руководили вожди. Члены рода, проявившие воинскую доблесть, пользовались уважением и постепенно брали власть в свои руки. Роды становились все более многочисленными, а родовые отношения — все более сложными. В результате войн за ареалы проживания роды превратились в племена, которые позже объединились в племенные союзы.
Племя — форма общности людей, ступень развития, следующая послеродового строя. В основе племени лежали родовые отношения. Племена занимали определенную территорию, тоже имели вождей, старейшин, свое хозяйство, общий язык и обычаи. Возникновение имущественного неравенства, выделение аристократии из общей массы, усиление влияния полководцев привели к распаду племен.
Устойчивая форма общности людей. С приходом к власти буржуазии ее главной целью стала стабилизация рынка сбыта и рыночных отношений. Капиталистические отношения требовали нерушимости границ государства, установления в стране единой валютно-финансовой системы, единого экономического языка и, как следствие, единой культуры, тр адиций и психологии.
Нация—устойчивая форма общности людей, занимающая определенную территорию, имеющая свои особенности ведения хозяйства, обычаи и традиции, язык, культуру, национальную психологию. Признаки нации устойчивы относительно. Нация и по численности, и по качественным характеристикам стоит гораздо выше донациональных общностей. Язык, культура, обычаи и традиции нации более устойчивы, она обладает высоким национальным самосознанием. Духовные ресурсы нации таковы, что она в состоянии противостоять завоевателям и способна вести многовековую борьбу.
Однозначного мнения о том, что именно относить к национальным признакам, не существует. Однако есть некоторые бесспорные признаки, определяющие общность людей как нацию. Это особенности ведения хозяйства, обычаи и традиции, язык, психология, самобытная культура. Некоторые ученые склонны прибавлять к этому и национальную историю. В последние годы в научной литературе появилось мнение, что к признакам нации следует относить наличие национального государства.
Большинство современных наций имеют или имели в прошлом независимую или автономную национальную государственность. Есть немало наций, лишившихся своей национальной государственности. Многие нации исчезли или находятся на грани исчезновения. Вследствие того что почти все войны возникают из-за попыток силового решения межнациональных проблем, эти вопросы относят к глобальным проблемам человечества.
Народ. Когда говорят о народе Казахстана, мы знаем, что речь идет о населяющих территорию страны казахской нации и представителях многих других наций, этносов, диаспор. Здесь нужно отметить, что нельзя всегда отождествлять понятия народ и население.
Если понятие население отражает всю совокупность людей, проживающих на определенной административной единице, то народ имеет ряд качественных характеристик. Политики связывают народ с его активностью в общественной жизни и гражданством. В социальной психологии народ противопоставляется толпе и означает организованную группу людей, способную к направ ленной деятельности. Опираясь на эти положения, можно дать следующее определение народа. Народ — все члены общества, проживающие в определенной географической среде ( государство, административная единица, страна, группа стран, край), имеющие гражданство, социально активные и способные к организованной деятельности.
За исключением некоторых административных единиц в мононациональных государствах, народ в большинстве случаев имеет сложную этническую структуру. В мире нет ни одного государства, в котором народ был бы представлен только одной нацией. Когда речь идет о народе государства, обычно имеется в виду вся совокупность его жителей.
Вопросы и задания
1. В чем заключается различия между донациональными общностями людей и нацией? 2. Дайте краткую характеристику понятий народ и население. 3. Почему нацию называют устойчивой формой общности людей? 4. Обратите внимание на определение понятия «народ”.
Источник: tak-to-ent.net
Текст книги «Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ»
Социальная группа – это объективно существующая устойчивая общность, совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе нескольких признаков, разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других. Т. Гоббс первым определил группу как «известное число людей, объединенных общим интересом или общим делом».
Отличия социальных групп от массовых общностей: устойчивое взаимодействие, которое способствует прочности и стабильности их существования в пространстве и во времени; относительно высокая степень сплоченности; отчетливо выраженная однородность состава, т. е. наличие признаков, присущих всем индивидам, входящим в группу; вхождение в более широкие общности в качестве структурных образований.
Основные критерии выделения социальных групп и общностей: по демографическому критерию (пол, возраст, родство и брак); по этническому (представители племени, народности или нации); по расовому (представители европеоидной, негроидной или монголоидной расы); по поселенческому и территориальному; по профессиональному; по образовательному; по конфессиональному; по социально-классовому; по политическому.
Классификация социальных групп
1. По способу образования: стихийно возникшие (неофициальные); специально организованные (официальные); реальные; условные.
2. По величине группы и способу взаимодействия ее членов: малые; средние; большие; контактные (первичные); дистанционные (вторичные).
3. По характеру совместной деятельности: практические (совместная трудовая деятельность); гностические (совместная исследовательская деятельность); эстетические (совместное удовлетворение эстетических потребностей); гедонические (досуговые, развлекательно-игровые); непосредственно коммуникативные; идеологические; общественно-политические.
4. По личностной значимости: референтные; элитарные.
5. По социальной значимости: социально положительные; асоциальные – социально деструктивные; антисоциальные – криминальные, преступные.
Разновидности социальных групп
1. В зависимости от характера взаимодействия – первичные и вторичные.
Первичной группой является группа, в которой взаимодействие между членами носит непосредственный, межличностный характер и отличается высоким уровнем эмоциональности (семья, школьный класс, группа сверстников и т. д.).
Вторичная группа – более многочисленная группа, в которой взаимодействие подчинено достижению определенной цели и носит формальный, безличный характер. В этих группах основное внимание уделяется умению членов группы выполнять определенные функции. Примерами таких групп могут служить организации (производственные, политические, религиозные и т. д.).
2. В зависимости от способа организации и регулирования взаимодействия – формальные и неформальные.
Формальная группа – обладающая юридическим статусом группа, взаимодействие в которой регулируется системой формализованных норм, правил, законов. Эти группы имеют сознательно поставленную цель, нормативно закрепленную иерархическую структуру и действуют согласно административно установленному порядку (организации, предприятия и т. д.).
Неформальная группа возникает стихийно, на основе общих взглядов, интересов и межличностных взаимодействий. Она лишена официальной регламентации и юридического статуса. Во главе таких групп обычно стоят неформальные лидеры. Примерами могут служить дружеские компании, объединения неформалов среди молодежи, любители рок-музыки и т. д.
3. В зависимости от принадлежности к ним индивидов:
Ингруппа – это группа, к которой индивид чувствует непосредственную принадлежность и идентифицирует ее как «моя», «наша» (например, «моя семья», «мой класс», «моя компания» и т. д.).
Аутгруппа – это группа, к которой данный индивид не принадлежит и поэтому оценивает ее как «чужую», не свою (другие семьи, другая религиозная группа, другой этнос и т. д.).
Референтная группа – это реальная или мнимая социальная группа, система ценностей, норм и оценок которой служит для индивида эталоном. Референтная группа в системе отношений «личность – общество» выполняет две важные функции: нормативную, являясь для индивида источником норм поведения, социальных установок и ценностных ориентаций; сравнительную, выступая для индивида эталоном, позволяет ему определить свое место в социальной структуре общества, оценивать себя и других.
4. В зависимости от количественного состава и формы осуществления связей – малые и большие.
Малая группа – это непосредственно контактирующая немногочисленная группа людей, объединенная для осуществления совместной деятельности. Характерные черты малой группы: малочисленный и стабильный состав (как правило, от 2 до 30 человек); пространственная близость членов группы; устойчивость и длительность существования; высокая степень совпадения групповых целей, ценностей, норм и образцов поведения; интенсивность межличностных отношений; развитое чувство принадлежности к группе; неформальный контроль и информационная насыщенность в группе; наличие в группе организующего начала (лидер, руководитель; функция руководства может быть распределена между членами группы); разделение и дифференциация персональных ролей; наличие эмоциональных отношений между членами группы, которые влияют на групповую активность, могут приводить к разделению группы на подгруппы, формируют внутреннюю структуру межличностных отношений в группе.
Большая группа – это многочисленная по своему составу группа, которая создается для определенной цели и взаимодействие в которой носит опосредованный характер (трудовые коллективы, предприятия и т. д.
Виды и характеристика больших социальных групп
* Целевые социальные группы создаются для выполнения функций, связанных с определенной деятельностью. Например, студентов вуза можно считать формальной целевой социальной группой (цель ее членов – получение образования);
* Территориальные (местные) социальные группы образуются на основе связей, сложившихся на основе близости места проживания. Особенно важной формой территориальной общности является этнос – совокупность индивидов и групп, относящихся к сфере влияния какого-либо государства и связанных между собой особыми отношениями (общность языка, традиций, культуры, а также самоидентификация).
* Общество – самая крупная социальная группа, которая как целое является основным объектом теоретического или эмпирического исследования.
Среди больших групп принято выделять также такие социальные группы, как интеллигенция, служащие, представители умственного и физического труда, население города и деревни.
Коллектив – это социальная группа, в которой все жизненно важные связи между людьми опосредованы через общественно важные цели. Характерные черты коллектива: сочетание интересов индивида и общества; общность целей и принципов, которые выступают для членов коллектива как ценностные ориентации и нормы деятельности. Коллектив выполняет следующие функции: предметную – решение той задачи, ради которой он создается; социально-воспитательную – сочетание интересов индивида и общества.
5. В зависимости от социально значимых признаков:
Реальные группы – группы, выделяемые по социально значимым критериям: пол, возраст, доход, национальность, семейное положение, профессия (род занятий), место жительства.
Номинальные (условные) группы выделяют с целью проведения социологического исследования или статистического учета населения.
Квазигруппа – неформальная, спонтанная, неустойчивая социальная общность, не имеющая определенной структуры и системы ценностей, взаимодействие людей в которой носит, как правило, сторонний и кратковременный характер. Основными видами квазигрупп являются: аудитория (социальная общность, объединенная взаимодействием с коммуникатором и получающая от него информацию; неоднородность данного социального образования обусловлена различием личностных качеств, культурных ценностей и норм входящих в него людей); толпа (временное, относительно неорганизованное, бесструктурное скопление людей, объединенных в замкнутом физическом пространстве общностью интересов, при этом лишенных ясно осознаваемой цели и связанных между собой сходством эмоционального состояния); социальные круги (контактные; профессиональные; статусные; дружеские).
Субъектами массового внегруппового поведения являются публика и масса.
Публика – большая группа людей, имеющая общие эпизодические интересы, подверженная единой эмоционально-сознательной регуляции с помощью общезначимых объектов внимания (участники митинга, демонстрации, слушатели лекции, члены культурных обществ).
Масса – совокупность большого количества людей, составляющих аморфное образование, не имеющих обычно непосредственных контактов, но объединенных общими устойчивыми интересами. В массе возникают специфические социально-психологические явления: мода, субкультура, массовый ажиотаж и др. Масса выступает в качестве субъекта широких политических и социокультурных движений, аудиторией различных средств массовой коммуникации, потребителем произведений массовой культуры.
Функции социальной группы: место социализации личности, приобщение к общественным ценностям, нормам, правилам; инструментальная определяет место и формы работы; социальная – ощущение принадлежности к данной социальной общности, поддержки с ее стороны.
Специфической социальной группой являются маргиналы. Маргиналы – обозначение личностей и групп, находящихся за рамками характерных для данного общества основных социальных групп или господствующих социокультурных норм и традиций. При классическом (позитивном) варианте маргинальность постепенно преодолевается путем включения маргиналов в новую среду и приобретения новых черт. Другой вариант маргинализации (негативный) состоит в том, что состояние переходности и периферийности консервируется и сохраняется надолго, а маргиналы несут в себе черты деклассированного, паразитического поведения.
3.3. Молодежь как социальная группа
Молодежь – 1) социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик (приблизительно от 14 до 30 лет), особенностей социального положения и определенных социально-психологических качеств; 2) наиболее активная, мобильная и динамичная часть населения, свободная от стереотипов и предрассудков предыдущих лет и обладающая следующими социально-психологическими качествами: неустойчивость психики; внутренняя противоречивость; низкий уровень толерантности; стремление выделиться, отличаться от остальных; существование специфической молодежной субкультуры.
Особенности социального положения молодежи: переходность положения; высокий уровень мобильности; освоение новых социальных ролей (работник, студент, гражданин, семьянин), связанных с изменением статуса; активный поиск своего места в жизни; благоприятные перспективы в профессиональном и карьерном плане.
* С точки зрения ведущих видов деятельности, период молодости совпадает с завершением образования (учебной деятельности) и вступлением в трудовую жизнь (трудовая деятельность).
* С точки зрения психологии, молодость – это период обретения своего Я, утверждения человека как индивидуальной, неповторимой личности; процесс поиска своего особого пути достижения успеха и счастья. Осознание ошибок формирует его собственный опыт.
* С позиции права, молодость – время наступления гражданского совершеннолетия (в России – 18 лет). Совершеннолетний человек получает полную правоспособность, т. е. возможность пользоваться всеми правами гражданина (избирательными правами, правом вступления в законный брак и т. д.) Одновременно молодой человек принимает на себя определенные обязанности (соблюдение законов, уплата налогов, забота о нетрудоспособных членах семьи, зашита Отечества и др.).
* С общефилософской точки зрения, молодость может рассматриваться как время возможностей, время устремленности в будущее. С этой позиции молодость – период неустойчивости, изменений, критичности, постоянного поиска новизны. Интересы молодых лежат в иной плоскости, чем интересы старших поколений: молодежь, как правило, не желает подчиняться традициям и обычаям – она хочет преобразовать мир, утвердить свои инновационные ценности.
Основные проблемы молодежи
– в социальной структуре положение молодежи характеризуется переходностью и нестабильностью;
– экономические факторы более всего влияют на положение молодежи (молодежь недостаточно обеспечена материально, не имеет собственного жилья, вынуждена полагаться на финансовую помощь родителей, отсутствие опыта и знаний препятствует получению высокооплачиваемых должностей, заработная плата молодежи гораздо ниже средней заработной платы, мала и студенческая стипендия). В ситуации экономического спада резко увеличивается численность безработных в молодежной среде и молодым становится все сложнее достичь состояния экономической самостоятельности.
– духовные факторы: усиливается процесс потери нравственных ориентиров, размывания традиционных норм и ценностей. Молодежь как переходная и нестабильная социальная группа наиболее уязвима перед негативными тенденциями современности. Так, постепенно нивелируются ценности труда, свободы, демократии, межнациональной терпимости, а на смену этим «устаревшим» ценностям приходят потребительское отношение к миру, нетерпимость к чужому, стадность. Характерный для молодежи протестный заряд в кризисные периоды искажается, приобретая жестокие и агрессивные формы. При этом происходит лавинообразная криминализация молодежи, растет численность молодых людей с социальными отклонениями, такими, как алкоголизм, наркомания, проституция.
– проблема «отцов и детей» связана с конфликтом ценностей молодежи и старшего поколения. Поколение – это объективно складывающаяся социально-демографическая и культурно-историческая общность людей, объединенных возрастом и общими историческими условиями жизни.
Неформальные группы характеризуются следующими признаками: возникновение на базе стихийного общения в конкретных условиях социальной ситуации; самоорганизация и независимость от официальных структур; обязательные для участников и отличающиеся от принятых в обществе модели поведения, которые направлены на самоутверждение, придание социального статуса, обретение защищенности и престижной самооценки; относительная устойчивость, определенная иерархия среди участников групп; выражение иных ценностных ориентаций или мировоззрения, стереотипов поведения, нехарактерных для общества в целом; атрибутика, подчеркивающая принадлежность к данной общности.
Классификация молодежных групп и движений (в зависимости от особенностей самодеятельности молодежи)
1) Агрессивная самодеятельность: базируется на наиболее примитивных представлениях об иерархии ценностей, основанных на культе лиц.
2) Эпатажная самодеятельность: базируется на вызове нормам, канонам, правилам, мнениям как в обыденных, материальных формах жизни – одежде, прическе, так и в духовных – искусстве, науке (панк-стиль и т. д.).
3) Альтернативная самодеятельность: базируется на выработке альтернативных системно противоречащих общепринятым моделей поведения, которые становятся самоцелью (хиппи, кришнаиты и т. д.).
4) Социальная самодеятельность: направлена на решение конкретных социальных проблем (экологические движения, движения за возрождение и сохранение культурно-исторического наследия и т. д.).
5) Политическая самодеятельность: направлена на изменение политического строя и политической ситуации в соответствии с идеями конкретной группы.
Молодежная политика – это система государственных приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи. Цель государственной молодежной политики – всестороннее развитие потенциала молодежи, что должно способствовать достижению долгосрочных целей – социальному, экономическому, культурному развитию страны, обеспечению ее международной конкурентоспособности и укреплению национальной безопасности.
Основные направления молодежной политики
– вовлечение молодежи в общественную жизнь, ее информирование о потенциальных возможностях развития;
– развитие созидательной активности молодежи, поддержка талантливой молодежи;
– интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в полноценную жизнь.
3.4. Этнические общности
Социально-этническая общность – это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, которая связана общностью языка, культуры, психологического склада и самосознания. Предпосылки формирования этносов: общность территории; общность языка; единство таких компонентов духовной культуры, как ценности, нормы и образцы поведения, а также связанных с ними социально-психологических характеристик сознания и поведения людей; этническое самосознание – чувство принадлежности к определенному этносу, осознание своего единства и отличия от других этнических групп.
Виды социально-этнических общностей
1. Племя – тип этнической общности, присущий преимущественно первобытнообщинному строю и основанный на кровнородственном единстве. Племя имело свою территорию и большое число родов и кланов. Людей объединяют в племя также общие религиозные верования – фетишизм, тотемизм и др., наличие общего разговорного диалекта, зачатки политической власти (совет старейшин, вожди и др.), общая территория проживания. Племя имеет зачатки внутренней организации: вождя или совет вождей, племенные советы, решающие важные для всех дела и вопросы (например, организация охоты, военного похода, религиозного обряда и т. п.).
2. Народность – тип этнической общности, возникающий в период разложения родоплеменной организации и основанный уже не на кровном родстве, а на территориальном единстве. Народности свойственны более высокий уровень развития экономики, сложившийся определенный экономический уклад, наличие фольклорной культуры в виде мифов, сказаний, обрядов и обычаев. Народность обладает сформировавшимся языком (письменным), особым образом жизни, религиозным сознанием, институтами власти, самосознанием.
3. Нация – исторически сложившийся высший тип этнической общности, для которого характерны единство территории, экономической жизни, культуры и национального самосознания. Нации начинают складываться из различных племен и народностей в период развития капиталистических экономических отношений и объединения местных рынков в общенациональный.
Процесс формирования этноса получил название этногенеза. В науке выделяют два основных подхода к изучению этносов:
1) естественно-биологический (Л. H. Гумилев): этнос является результатом географического развития;
2) социокультурный (П. Сорокин): нация – сложное и разнородное тело, распадающееся на ряд социальных элементов, что вызвано их совокупным действием.
Понятие этнической стратификации выражает социально-этническое неравенство различных этнических групп, связанное с их доходом, образованием, престижем, объемом властных полномочий, статусом и местом в общей иерархии этнических общностей.
Особенности этнической стратификации: границы страты более различимы, и степень мобильности между ними минимальна; этноцентризм; конкуренция между группами; различный доступ к власти у различных этнических групп.
Этнические стереотипы – совокупность упрощенных обобщений о группе индивидуумов, позволяющая распределять членов группы по категориям и воспринимать их шаблонно, согласно этим ожиданиям (например, все немцы – пунктуальны, французы – галантны).
Этнический предрассудок: «Дурные мысли о других людях без достаточных на то оснований» (Фома Аквинский). Примерами этнических предрассудков служат антисемитизм, расизм и другие формы этнофобии.
Этноцентризм (У. Саммер) – взгляд на общество, при котором определенная группа считается центральной, а все другие группы соизмеряются и соотносятся с ней. Этноцентризм способствует сплочению группы и появлению национального самосознания. Крайние формы проявления этноцентризма – национализм, презрение к культурам других народов.
Этническая дискриминация – ограничение прав и преследование людей по мотивам их этнической принадлежности.
Этносоциальная стратификация обладает сильным конфликтогенным потенциалом. На этом фоне нередко возникают межнациональные конфликты, которые представляют собой крайнее обострение противоречий между национальными группами в ходе решения политических, экономических, религиозных и иных проблем.
Источник: iknigi.net