Нормативно правовое регулирование составления бухгалтерских балансов

РЕФЕРАТ по дисциплине: «Основы бухгалтерского учета» на тему: «Законодательное и нормативное регулирование бухгалтерского учёта в России» Нормативное...

Нормативное регулирование бухгалтерского учета как одной из основополагающих сторон деятельности организации является важнейшей задачей финансовых властей. Бухгалтерский учет, будучи источником для финансовой отчетности, которая в свою очередь предоставляет информацию для лиц, чьи решения непосредственным образом сказываются на деятельности любой организации, должен быть предметом постоянного и тщательного регулирования со стороны государства. От того, насколько своевременно и обосновано оно будет реагировать на изменение экономической жизни, разрабатывая новые и корректируя старые нормы в области бухгалтерского учета, будет зависеть качество финансовой отчетности, а, следовательно, и экономическая эффективность принимаемых решений.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Министерство образования Тверской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Калязинский машиностроительный колледж имени Н.М. Полежаева»

Нормативно-правовое регулирование использования цифровых ресурсов в школе


РЕФЕРАТ
по дисциплине: «Основы бухгалтерского учета»
на тему: «Законодательное и нормативное регулирование бухгалтерского учёта в России»

Выполнила студентка 2 курса :
специальности 38.02.01 «Экономика

и бухгалтерский учет (по отраслям)»

Кнор Е.Э.
Преподаватель: Борисова М. В.

Список используемой литературы…………………………………………. 13

Нормативное регулирование бухгалтерского учета как одной из основополагающих сторон деятельности организации является важнейшей задачей финансовых властей. Бухгалтерский учет, будучи источником для финансовой отчетности, которая в свою очередь предоставляет информацию для лиц, чьи решения непосредственным образом сказываются на деятельности любой организации, должен быть предметом постоянного и тщательного регулирования со стороны государства. От того, насколько своевременно и обосновано оно будет реагировать на изменение экономической жизни, разрабатывая новые и корректируя старые нормы в области бухгалтерского учета, будет зависеть качество финансовой отчетности, а, следовательно, и экономическая эффективность принимаемых решений.

За годы реформ, которые прошли с момента падения Советского Союза, когда старые нормы уже не действовали, а новые нормы не разрабатывались или разрабатывались непоследовательно и невсеобъемлюще, сложилась так называемая «теневая экономика», которая снижала инвестиционную привлекательность России и тормозила ее развитие. Необходимым условием активизации инвестиционного процесса и улучшения качества управления предприятиями становится создание или реформирование системы нормативного регулирования бухгалтерского учета. Только системная организованность, строгая иерархия и логическая последовательность в разработке норм бухгалтерского законодательства, позволят обеспечить не только их повсеместное исполнение всеми организациями, но и высокую степень прозрачности деятельности этих организации, что позволит государству и прочим заинтересованным сторонам оценить нынешнее положение и перспективы развития экономики.

Система налогообложения в РФ. Нормативно-правовое регулирование

Кроме того, актуальность данной темы связаны еще и с тем, что в условия экономического роста и финансового оздоровления российской экономики многие отечественные компании осознали необходимость, а главное, получили возможность выхода за национальные границы. В условиях глобализации такой выход для российских компаний сопряжен со многими трудностями, одной из которых является не соответствие российского бухгалтерского законодательства международным стандартам бухгалтерской отчетности. Новые требования, предъявляемые российским компаниям за рубежом, предопределяют необходимость адекватной трансформации Российского бухгалтерского учета.

1.Система нормативного регулирования бухгалтерского учёта в России

В России ведется постоянная работа по совершенствованию системы правового и методологического регулирования бухгалтерского учета, базирующаяся на четырехуровневой системе нормативно- правовых актов.

Первый уровень — законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, устанавливающие единые правовые и методологические нормы организации и ведения бухгалтерского учета в России. Нормы, содержащиеся в других федеральных законах и затрагивающие вопросы бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, должны соответствовать Федеральному закону «О бухгалтерском учете».

Второй уровень — Положения по бухгалтерскому учету (российские стандарты), утверждаемые федеральными органами исполнительной власти, Правительством РФ. В настоящее время издано 22 Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету.

Третий уровень — методические указания, инструкции, рекомендации и иные анаюгичные документы. Подготавливаются и утверждаются они федеральными органами, министерствами, другими органами исполнительной власти, профессиональным объединением бухгалтеров на основе и в развитие документов первого и второго уровней. Сюда относятся Планы счетов бухгалтерского учета финан- сово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по их применению.

В последние годы система нормативного регулирования и ведения бухгалтерского учета в России подверглась значительным изменениям, дополнениям и уточнениям. Поэтому при разработке учетной политики организации должны исходить из Федерального закона о бухгалтерском учете, иных федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ и положений, приказов, Плана счетов бухгалтерского учета, инструкций и писем Министерства финансов РФ и других нормативных документов.

2.Система законодательного регулирования бухгалтерского учёта в Росси

Законодательное регулирование бухгалтерского учета на территории Российской Федерации осуществляется системой нормативных актов, имеющих следующую иерархию.

Рис. 1. Схема законодательного регулирования бухгалтерского учета

Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации.

Организации, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности.

В России идет реформа бухгалтерского учета. Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобренная Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов РФ, Президентским советом ИПБ 29 декабря 1997 г., определяет основы построения системы бухгалтерского учета в условиях новой экономической среды, складывающейся в стране. Она основывается на последних достижениях науки и практики, ориентируется на модель рыночной экономики, использует опыт стран с развитой рыночной экономикой, отвечает международным признанным стандартам финансовой отчетности.

3.Система законодательного и нормативного регулирования бухгалтерского учёта в РФ

В процессе исторического развития общества возникли и постоянно совершенствовались национальные системы бухгалтерского учета. Национальная система бухгалтерского учета в Российской Федерации базируется на специфике экономических отношений и традиций государства.

В соответствии сост. 71 Конституции Российской Федерации бухгалтерский учет находится в ведении государства. Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом по поручению Правительства Российской Федерации осуществляется Минфином России.

Федеральными законами предоставлено право регулирования отдельных аспектов бухгалтерского учета ЦБ РФ, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг и др. При этом нормы ведения бухгалтерского учета, разрабатываемые этими органами, не должны противоречить нормам, устанавливаемым Минфином России. Регулирование бухгалтерского учета осуществляется посредством издания законодательных, нормативных правовых актов и иных документов.

Следует отметить, что в настоящее время происходит постепенное снижение роли государства в регулировании бухгалтерского учета. К разработке национальных стандартов, методических рекомендаций и инструкций подключаются общественные профессиональные организации, и прежде всего Институт профессиональных бухгалтеров (ИПБ), созданный в 1997 г. и являющийся членом Международной федерации бухгалтеров.

В 1997 г. президентским советом ИПБ совместно с Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России разработана Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике (далее — Концепция), которая явилась основой построения действующей в настоящее время системы нормативного регулирования бухгалтерского учета. Концепция установила базовые положения построения системы бухгалтерского учета, ориентированные на использование международных принципов учета и отчетности в рыночной экономике.

Концепция внесла определенный вклад в процесс реформирования бухгалтерского учета в России и стала основой для принятия Правительством Российской Федерации в марте 1998 г. Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности. Были определены главные задачи реформирования системы бухгалтерского учета:

  • формирование системы национальных стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезность информации для внешних пользователей;
  • обеспечение увязки реформы бухгалтерского учета в Российской Федерации с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;
  • оказание методической помощи организациям в понимании и внедрении инновационной модели бух ran те рек о го учета.

В процессе реформирования бухгалтерского учета в стране проводится переориентация нормативного регулирования с учетного процесса бухгалтерского учета на бухгалтерскую отчетность и использование в национальном регулировании бухгалтерского учета международных стандартов.

За годы, прошедшие со времени принятия Программы реформирования бухгалтерского учета, в национальной системе бухгалтерского учета произошли значительные изменения. Однако система бухгалтерского учета постоянно изменяется под влиянием новых требований к учетной информации, предъявляемых пользователями. Поэтому в 2004 г. приказом Минфина России одобрена Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2004-2010), в которой определены цели и направления дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности.

Важнейшей целью развития бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную перспективу определено создание условий и предпосылок для успешного выполнения возложенных на бухгалтерский учет функций, и в первую очередь функции формирования информации о деятельности экономических субъектов, полезной внутренним и внешним пользователям. Основные направления дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности:

  • повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности;
  • создание инфраструктуры применения МСФО:
  • изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности (при разумном сочетании деятельности органов государственной власти и профессионального сообщества);
  • усиление контроля качества бухгалтерской отчетности;
  • существенное повышение квалификации специалистов, занимающихся постановкой и ведением бухгалтерского учета и отчетности, аудитом бухгалтерской отчетности, а также пользователей бухгалтерской отчетности.

На протяжении последних десяти лет в России сложилась определенная, еще не законченная, но уже имеющая четкие очертания, система нормативного регулирования бухгалтерского учета. В рамках этой системы и на основе проделанной работы можно сделать несколько важных выводов о ней.

Во-первых, российская система нормативного регулирования бухгалтерского учета является континентальной моделью учета. И действительно, бухгалтерский учет у нас в стране регламентируется исключительно законодательно, на что указывает пункт 1 статьи 5 Закона о бухгалтерском учете, где сказано, что общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации. И хотя в Программе реформирования бухгалтерского учета в соответствии с МФСО констатируется, что по мере становления бухгалтерской профессии, адекватной требованиям рыночной экономики, степень участия профессиональных организаций в регулировании вопросов бухгалтерского учета возрастет, и будет предусмотрено широкое участие в реформировании бухгалтерского учета Института профессиональных бухгалтеров и иных профессиональных организаций, однако на практике бухгалтерский учет до сих пор регулируется только государством по средствам издания нормативно-правовых и других актов. Видимо, сегодняшняя бухгалтерская профессия еще не «адекватна требованиям рыночной экономики».

Во-вторых, российская система нормативного регулирования бухгалтерского учета является действительно системой, то есть представляет собой целостную, взаимосвязанную, иерархично выстроенную совокупность нормативно правовых и иных актов. Верхний уровень этой системы – это законодательный уровень с обязательными к исполнению нормами, этот уровень связан с нормативным уровнем, где более подробно раскрыты категории первого уровня, ПБУ в свою очередь конкретизируются в методических указаниях и инструкциях, и, на конец, на организационном уровне происходит непосредственное применение всех норм и рекомендаций по ведению бухгалтерского учета в конкретных ситуациях в организациях.

В-третьих, российская система нормативного регулирования бухгалтерского учета находится на пути реформирования в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, что говорит о заинтересованности государства в выходе отечественных компаний на зарубежные рынки, что в свою очередь будет способствовать укреплению имиджа России как страны со здоровой, инвестиционно привлекательной экономикой.

Источник: nsportal.ru

Нормативно-правовое регулирование бухгалтерской отчетности

Нормативно — правовое регулирование является важным звеном в правильном и точном учете оформлении финансовой отчетности. Целями нормативно — правового регулирования в любом государстве являются установления государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и свобод интересов работников и работодателей.

Система нормативного регулирования бухгалтерской финансовой отчетности состоит из документов четырех уровней. К первой группе относятся законодательные документы: Федеральные законы, указы Президента Р.Ф. и постановления Правительства Р.Ф. Ко второй группе относятся нормативные документы, устанавливающие базовые правила ведения бухгалтерского учета.

К третьей группе относятся методические документы: инструкции, рекомендации, методические указания и т.п., разрабатываемые Минфином Р.Ф. и другими органами в соотвествии с действующим законодательством. В документах этого уровня содержатся более детальные рекомендации по учету соответствующих субъектов. В четвертой группе относятся рабочие документы, формирующие учетную политику организации: рабочий план счетов бухгалтерского учета; рабочие инструкции и указания по учету соответствующих объектов и операций непосредственно в организации.

Вследствие того, что форма №4 «Отчет о движении денежных средств» является основной частью бухгалтерской финансовой отчетности, нормативно-правовое регулирование ее будет отражаться в нормативных актах, регулирующих бухгалтерскую отчетность. Среди них, прежде всего, следует выделить следующие: Федеральный закон «О бухгалтерском учете», Положение по ведению бухгалтерского и бухгалтерской отчетности в Р.Ф., положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организаций» (ПБУ 4/99), инструктивных указаний по составлению бухгалтерской отчетности министерства фиансов Р.Ф. и Министерства сеьского хозяйства Р.Ф., отдельных инструктивных писем Минфина России и Минсельхоза России.

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. 129-ФЗ (редактированный от 03.11.2006 г.) устанавливает цели и задачи бухгалтерского учета в организациях. Применительно к отчетности регулирует лишь наиболее общие положения, относящиеся к ней: состав бухгалтерской отчетности, адреса и сроки ее представления и др. В законе отмечается, что бухгалтерская отчетность организации состоит из бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, приложений к ним, предусмотренных нормативными актами, аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности (если она подлежит обязательному аудиту), пояснительной записки. Закон закрепляет ряд принципов и правил бухгалтерского учета, содержит требования к ведению бухгалтерского учета и предусматривает ответственность за нарушения законодательства РФ о бухгалтерском учете.

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» (в ред. Федеральных законов от 03.11.2006 №183 обязательный аудит-ФЗ) регламентирует правила поведения обязательного аудита в организациях, если таковое установлено законодательством. Обязательный аудит — ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалте организации рской) отчетности или индивидуального предпринимателя.

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденное приказом Министерства финансов РФ от 29.07.1998г 334Н (в редакции приказов Минфина РФ от 31.12.1999 г №107 Н и от 27.03.2000 г. №31Н). Положение определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и предоставление бухгалтерской отчетности в Р.Ф., а также взаимоотношения организации с внешними потребителями бухгалтерской информации. Положение устанавливает основные правила составления и требования к отчотнетности, содержит правила оценки статей бухгалтерской отчетности.

Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99 (в ред. Приказов Минфина Р.Ф. от 27.11.06 г. №156н) регламентирует правила формирования в бухгалтерском учете информацию о доходах коммерческих организаций, доходы экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущства) и (или) погашения обязательств, приводящих к увеличению капитала организации.

Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 (в ред. Приказов Минфина Р.Ф. от 27.11.06 г. №156н) регламентирует правила формирования в бухгалтерском учете информацию о расходах коммерческих организаций, расходы экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущства) и (или) погашения обязательств, приводящих к уменьшению капитала организации.

Положение по бухгалтерскому учету «Информация об аффилированных лицах» ПБУ 11/2000 (в ред. Приказов Минфина Р.Ф. от 30.03.2001 г. №27н) регламентирует порядок раскрытия информации об аффилированных лицах в бухгалтерской отчетности акционерных обществ. Применяется также акционерными обществами при составлении сводной бухгалтерской отчетности.

Положение по бухгалтерскому учету «Информация по прекращению деятельности организации» ПБУ 16/02 (в ред. Приказов Минфина Р.Ф. от 18.09.2006 №116н) регламентирует порядок раскрытия информации по прекращаемой деятельности организации в бухгалтерской отчетности.

Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/2002 от 19.11.2002 г. №114н. Устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете и порядок раскрытия в бухгалтерской отчетности информации о расчетах по налогу на принятия для организации, признаваемых установленных законодательством Р.Ф., порядке налогоплательщиком налога на прибыль, а также определенияя взаимосвязи показателя, отражающего прибыль (убыток), исчисляющий в порядке, установленного нормативно прововыми актами по бухгалтерскому учету Р.Ф.

Положение по бухгалтерскому учету «Информация об участии в совместной деятельности» ПБУ 20/03 (в ред Приказов Минфина Р.Ф. от 18.09.206 г. № 116н) регламентирует раскрытие информации в бухгалтерской отчетности об участии в совместной деятельности.

Формы бухгалтерской отчетности организации, а также инструкции о порядке их заполнения и сроках предоставления утверждаются Минисерством финансов Р.Ф. в Приказе от 22 июля 22003 г. №67н «О формах бухгалтерской отчетности организации (в ред. Приказов Минфина Р.Ф. от 31.12. 2004 №135н от 18.09.2006 №115н).

Другие органы, осуществляющие регулирования бухгалтерского учета, утверждают специализированные формы в пределах своей копентенции.

Организации представляют бухгалтерскю отчетность в соответствии с учредительными документами учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества, территориальнам органам статистики.

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утвржденной приказом Минфина России от 29.07.98 г. №34н (в ред. Приказа Минфина Р.Ф. от 30.12.1999 №107н, от 24.03. 2000 № 31н, от18.09.2006 №116н), содержит следующие разделы, относящиеся к отчетности:

-основные правила составления и представления бухгалтерской отчетности;

-порядок представления бухгалтерской отчетности, основные правила бухгалтерской отчетности.

В разделе «Основные правила составления и представления бухгалтерской отчетности» указываются основные требования к отчетности, ее состав, правила оценки основных статей отчетности: финансовых вложений, основных средств, нематериальных активов, сырья, материалов, готовой продукции и товаров, незавершенного производства и расходов будущих периодов, капитала и резервов, расчетов с дебиторами и кредиторами, прибыли (убытка) организации.

В разделе «Порядок представления бухгалтерской отчетности» указывается, что все организации, за исключением бюджетных, представляют годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества, а также территориальным органам статистики по месту их регистрации. Государственные и муниципальные унитарные предприятия представляют бухгалтерскую отчетность органам, уполномоченным управлять государственным имуществом. Другим органам исполнительной власти, банкам и иным пользователям бухгалтерская отчетность представляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Организация обязана представлять бухгалтерскую отчетность в установленные сроки по одному экземпляру бесплатно.

В разделе «Основные правила сводной бухгалтерской отчетности» отмечается, что в случае наличия у организации дочерних и зависимых обществ помимо собственного бухгалтерского отчета составляется также сводная бухгалтерская отчетность, включающая показатели отчетов таких обществ, находящихся на территории Российской Федерации и за ее пределами, в порядке, устанавливаемом Министерством финансов РФ.

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты» (ПБУ 7/98) существенное событие после отчетной даты подлежит отражению в бухгалтерской отчетности за отчетный год независимо от положительного или отрицательного его воздействия на деятельность организации. Существенным считается событие, если без знаний о нем невозможна достоверная оценка результатов деятельности организации пользователями отчетности.

Положение рекомендуется к применению Министерством финансов РФ при установлении типовых форм бухгалтерской отчетности и инструкций о порядке составления отчетности — организациями разных форм и видов деятельности и порядка публикации отчетности.

В положении приводятся значения терминов бухгалтерская отчетность, отчетный период, отчетная дата, пользователь отчетности, дается состав бухгалтерской отчетности и общие требования к ней: она должна быть составлена на русском языке, в валюте Российской Федерации, подписана руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) организации.

В качестве документа, конкретизирующего положения ПБУ4/99 Министерством финансов России приказом № 60н от 28.06.2000 г. утверждены «Методические рекомендации о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации».

Методические рекомендации включают четыре раздела:

I. «Общие положения», II «Порядок формирования показателей бухгалтерского баланса (ф. № 1)», III. «Порядок формирования данных отчета о прибылях и убытках» (ф. № 2), IV. «Порядок формирования пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках».

В первом разделе раскрываются общие требования к составлению бухгалтерской отчетности организации: что должно входить в отчетность, система показателей отчетности, обеспечение сопоставимости данных в отчетности, порядок составления сводной отчетности и др.

Во втором разделе подробно излагается порядок формирования показателей бухгалтерского баланса (ф. № 1) по группам статей: «Основные средства», «Финансовые вложения», «Оборотные активы», » Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», «Расчеты с другими организациями и лицами», «Краткосрочные финансовые вложения», «Прочие оборотные активы», «Капитал и резервы», «Резервный капитал», «Целевое финансирование», «Нераспределенная прибыль прошлых лет и отчетного года», «Непокрытый убыток прошлых лет и отчетного года», «Займы и кредиты», «Кредиторская задолженность» и др. По каждой группе статей излагается порядок формирования конкретных показателей по конкретным статьям баланса.

В третьем разделе подробно раскрывается порядок формирования данных отчета о прибылях и убытках (ф. № 2) по каждой конкретной составляющей доходов или расходов организации и в целом по выведению прибылей и убытков.

В четвертом разделе рассматривается порядок формирования пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках: пояснения к составлению отчета об изменениях капитала (ф. № 3), о движении денежных средств (ф. № 4), приложения к бухгалтерскому балансу (ф. № 5), отчета о целевом использовании полученных средств (ф. № 6), пояснительной записки.

В соотетствии с Положением по бухгалтерскому учету «Условные факты хозяйственой деятельности» (ПБУ 8/98) указанные факты подлеат отражению в бухгалтерской отчетности организации за отченый период независимо от того, являются ли последствия благоприятными или неблагоприятными для оргнизации (условными считаются хозяйственые факты, в отношении последствий которых существует неопределенность). Результат, пороженный условным фактом, отражается в синтетическом и аналитическом учете заключительными оборотами отчетного года. При фактческом наступлении соответствующего факта в бухгалтерском учете периода, делается сторнировочная (или обратная) запись на сумму, отраженную в бухгалерском учете отчетного периода. Одновременно в бухгалтерском учете периода, слдующнго за отчетным, делается запись на реальную сумму результата по данному факту.

Методические рекомендации дают довольно полную информацию о порядке формирования всех основных показателей бухгалтерской отчетности.

Инструктивные указания по составлению отчетности периодически утверждаются и издаются (раз в несколько лет) Министерством финансов РФ — Департаментом методологии бухгалтерского учета и отчетности и Министерством сельского хозяйства РФ — Управлением бухгалтерского учета, отчетности и ревизионной работы.

В инструктивных указаниях Минфина России от 22 июля 2003 №67(в ред. Приказов Минфина Р.Ф. от 18 сентября 2006 г. №115н) даются краткие пояснения по составлению каждой типовой формы, входящей в состав отчетности: бухгалтерского баланса (ф. № 1), отчета о прибылях и убытках (ф. № 2), отчета о движении капитала (ф. № 3), отчета о движении денежных средств (ф. № 4), приложения к бухгалтерскому балансу (ф. № 5), пояснительной записки к годовому отчету.

Следует отметить, что в соответствии с приказом Минфина России «О формах бухгалтерской отчетности организации» от 13.01.2000 № 4н организациям предоставлено право, начиная с отчетности за 2000 год, разрабатывать собственные формы бухгалтерской отчетности с учетом особенностей деятельности организаций. Но при этом Необходимо соблюдать общие требования к бухгалтерской отчетности (полнота, существенность, нейтральность и др.), изложенные в ПБУ 4/99. В то же время организация должна сохранять коды итоговых строк и коды строк разделов и групп статей бухгалтерского баланса, приведенного в типовом образце (для обеспечения сопоставимости данных разных организаций и составления сводной отчетности).

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкция по его применению, утвержденные приказом МФ РФ от 31.10.2000 года №94Н.

Также относятся рабочие документы, формирующие учетную политику организации Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98 (в ред Приказов Минфина Р.Ф. от 30.12.99) устанавливает основы формирования раскрытия учетной политике организации: рабочий план счетов бухгалтерского учета; рабочие инструкции и указания по учету соответствующих объектов и операций непосредственно в организации.

Таким образом, существующая система вышеперечисленных нормативно-правовых документов, регламентирующих бухгалтерскую отчетность. Обеспечивает достоверность и полноту предоставления бухгалтерского баланса как части отчетности, а так же раскрывает все основные положения имеющие к нему отношения.

Информация о работе «Содержание и анализ формы №4 «Отчет о движении денежных средств» на примере ЗАО Агрокомплекс «Козельское молоко»»

Источник: kazedu.com

Нормативное регулирование бухгалтерского учета

Основы бухгалтерского учета

Ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению (Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 402-ФЗ), положения по бухгалтерскому учету), другие носят рекомендательный характер (план счетов, методические указания).

В зависимости от назначения и статуса систему нормативных документов составляют несколько уровней.

Первый уровень — законодательные акты (Закон № 402-ФЗ, Гражданский кодекс РФ (далее — ГК РФ), Налоговый кодекс РФ (далее — НК РФ) и т. д.), указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, регулирующие прямо или косвенно порядок ведения бухгалтерского учета в организациях. К этому же уровню относится Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н.

Второй уровень — российские стандарты: положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), которые устанавливают принципы, базовые правила ведения бухгалтерского учета по сферам деятельности организации и видам активов, а также составления и представления бухгалтерской отчетности.

Третий уровень — методические рекомендации (инструкции, указания и другие подобные документы) по учету имущества, затрат, составлению бухгалтерской отчетности и т. п., утверждаемые Минфином России с учетом отраслевой специфики и видов деятельности организаций. Особое место среди нормативных документов данного уровня отводится Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденным приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н (далее — План счетов), в котором определяется порядок отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета.

Четвертый уровень — рабочие документы организации. В их состав входят Положение об учетной политике организации (определяет способы и методы бухгалтерского учета и оценки активов и пассивов, включает рабочий план счетов бухгалтерского учета, составляемый на основе типового Плана счетов бухгалтерского учета), рабочие документы по организации учета отдельных видов активов, затрат, собственного капитала и обязательств, иные документы, которые определяют, в частности, порядок организации первичного учета и документооборота.

Основным актом первого уровня является Закон № 402-ФЗ, устанавливающий единые требования к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета.

Действие Федерального закона № 402-ФЗ распространяется:

  • на коммерческие и некоммерческие организации;
  • государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • Банк России;
  • индивидуальных предпринимателей, а также адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, нотариусов и иных лиц, занимающихся частной практикой;
  • находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные структурные подразделения организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, находящиеся на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.

Источник: www.grandars.ru

Оцените статью
Добавить комментарий