При создании нового предприятия или фирмы не забудьте о том, что в первый же отчетный период необходимо предоставить в налоговые органы нулевой бухгалтерский баланс. Несмотря на то, что деятельность еще не велась (либо не было движений по счетам в течение налогового периода у действующей организации), остатки на счетах будут в любом случае.
На заметку
Следует отметить, что под нулевым бухгалтерским балансом подразумевается не только заполнение шапки отчетности с реквизитами организации. Даже при отсутствии движений на фирме (в первый же отчетный период) могут существовать следующие остатки на счетах:
- Указание в пассиве суммы зарегистрированного уставного капитала;
- Внесение учредителями средств на расчетный счет организации;
- Задолженность учредителей по взносам в активе;
- Списание банком комиссий за обслуживание расчетного счета и т.п.;
- Приобретение хозяйственного инвентаря;
- Наличие основных средств.
Бухгалтерский баланс (при отсутствии деятельности) предоставляется в государственные органы организациями, находящимися на обычной системе налогообложения. Предприниматели и организации (МЧП с численностью до 100 человек и годовой выручкой < 800 млн. рублей) – «упрощенцы» не сдают эту форму отчетности.
Первые проводки в новой фирме
Основные правила
Нулевым бухгалтерским балансом будет считаться та отчетность, в которой отсутствуют движения (обороты) по счетам, а остатки на них с начала отчетного периода переносятся, в тех же суммах, на конец отчетного периода.
То есть, если в отчетном периоде отсутствовали финансово-хозяйственные операции:
- Движение в кассе и на расчетном счете;
- Приход и выход активов;
- Начисление заработной платы;
- Товарные операции и т.п.
В этом случае, организация до 31 марта обязана предоставить, так называемый, «нулевой» отчет за предыдущий год. В противном случае, на предприятие и руководителя будет наложен административный штраф.
Документы, которые понадобятся при составлении «нулевой» отчетности:
- ОГРН, коды статистики, выписка из государственного реестра юридических лиц;
- Страховое свидетельство ФСС и уведомление о размере страховых взносов;
- Документ о регистрации из ПФР;
- Штатное расписание и приказ о назначении директора и главбуха;
- Банковские расчетные реквизиты;
- Справки об отсутствии операций по счетам организации за текущий период;
- Предыдущий отчет (при составлении последующих).
Особенности заполнения
Нулевой баланс может быть:
- Первичным, в котором бухгалтер проставляет только в одной колонке данные о сумме капитала, внесении средств в УК, наличии основных средств и других операциях, которые имели место при создании фирмы;
- Последующим, в котором информация переносится из предыдущей отчетности, с изменением только периода отчетности.
Сумма уставного каптала, которую планируется внести в отчетность, должна соответствовать информации в учредительных документах. В случае, когда на отчетную дату, уставный капитал не оплачен каким-либо учредителем – сумма задолженности отражается по статье «Дебиторской задолженности» (строка 1230).
Помимо нулевого баланса организация должна составить отчет о финансовых результатах (форма №2 – неотъемлемая часть формы №1). При отсутствии деятельности отчет будет нулевым. Но при наличии обязательных налоговых платежей, в ней будет отражаться убыток.
Отличительные черты нулевой отчетности:
- Итоговые суммы актива и пассива баланса равны величине уставного капитала;
- В строке «прибыль» стоит «0»;
- Строка «убытки» ≤ «0»;
- Все переменные составляющие отчетности – нулевые;
- Постоянные составляющие (титульный лист, раздел 1 и 2) заполняются в соответствии с существующими данными.
Пример заполнения
- Шапка бухгалтерского баланса:
Бухгалтерский баланс утвержден Приказом МФРФ №66н от 02.07.2010г., и является Приложением №1 к этому Приказу.
Постоянные данные, расположенные в шапке баланса, остаются неизменными:
- Актив баланса (раздел I и II):
В нашем примере уставный капитал открытого акционерного общества «Слобода» в размере 35 000 тысяч рублей сформирован из следующих средств:
- 20 000 рублей – составляют основные средства, внесенные в фонд уставного капитала учредителями;
- 10 000 рублей – было внесено наличными средствами;
- 5 000 рублей – это задолженность учредителей по внесению части капитала, согласно учредительным документам.
Стоит отметить, что при первичном заполнении баланса для вновь создаваемой фирмы, столбцы со значениями строк по предыдущим годам остаются не заполненными.
- Пассив баланса (раздел III, IV и V):
Сумма уставного фонда отображается в пассиве баланса ООО «Слобода» в общей сумме – 35000 рублей.
Так как в бухгалтерском учете существует принцип двойной записи, поэтому суммы Баланса актива и Баланса пассива должны совпадать.
На заметку! Все записи в отчете ведутся в тысячах. Например, сумма внесенного капитала равна 35000 рублей – то пишем «35», если сумма средств равна 34750 рублей, то при отображении в отчетности ее можно округлить до значения «35».
Порядок подачи отчетности в ФНС
Если хозяйственная и финансовая деятельность предприятием не велась в отчетном периоде, то предприятием подготавливается отчетность внутренняя бухгалтерская, а также налоговая и статистическая.
В двойном экземпляре приобретаются все необходимые бланки:
- Форма 1 и форма 2;
- Расчетные документы в ФСС и ПФР;
- Декларации по необходимым налогам, в зависимости от деятельности.
При переписывании данных с шапки отчетности не забудьте поменять прошлую отчетную дату на текущий период. Каждая страница отчетности должна быть пронумерована. В нулевых пунктах необходимо проставить прочерки – без этого баланс не примут. Прикрепите к документам опись сдаваемых документов и количество листов.
Обязательным условием является то, что все заполненные бланки отчетов должны быть подписаны директором, главным бухгалтером (при наличии) и поставлена печать.
В помощь бухгалтеру существует множество программных комплексов, помогающих составить правильно отчетность, например, «1С» (платная бухгалтерская система), «Налогоплательщик», «СБИС++» (бесплатная).