Образование как трудовой потенциал

Образование как основа формирования человеческого потенциала и человеческого капитала Ключевые слова: экономика, хозяйственная деятельность, человеческий...

Ключевые слова: экономика, хозяйственная деятельность, человеческий капитал, человеческий потенциал, образование

Развитие отраслей экономики, результативность хозяйственной деятельности организаций различных форм собственности обеспечивают работники, труд которых создает добавленную стоимость и формирует доходы организаций и государства в целом. Степень использования вещественного фактора производства зависит от уровня профессионального и культурного развития работника, совокупности его знаний, умений, навыков, компетенций, мотивации к труду и уровня организации труда. В статье раскрываются причины того, почему центром внимания современных концепций менеджмента является персонал, а управление развитием человеческого потенциала и человеческого капитала становится основным элементом стратегии по достижению целей организации.

1. Афонин А.М., Афонина В.Е., Царегородцев Ю.Н. Актуальные проблемы подготовки кадров для промышленных производств. Сб. науч. трудов «Актуальные проблемы экономических исследований» / Под ред. Е.Б. Крыловой, Ю.Н.

Образовательный процесс РосНОУ с учебной дисциплиной «Экономический потенциал трудовой миграции»

Царегородцева. — М.: Изд-во МосГУ, 2013. — Вып. 6. — 182 с.

2. Беляевский И.К. Статистика в теории и прикладных исследованиях // Вопросы статистики. — 1999. — № 9.

3. Блейк В.Р., Моутон Д.С. Научные методы управления. — Киев, 1990.

4. Бобылев С.Н., Гусев А.А. и др. Экономика для защиты природы России. — М., 2001.

5. Васильчук Ю.А. Постиндустриальная экономика развития человека // МЭ и МО. — 1997. — № 9.

6. Гришкова Е.Е. Российское общество: теоретический анализ политической и правовой системы: Монография. — М.: НИП, 2007.

7. Гурков И.Б. Организационный механизм социально-экономической адаптации предприятий к рыночным условиям: Автореф. дис. д-ра экон. наук. — М., 1997.

8. Демографическая безопасность и интеллектуальный потенциал общества: Монография / О.Э. Башина, М.В. Карманов, Ю.Н. Царегородцев, П.А. Шевцов. — М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2013. — 126 с.

9. Кязимов К.Г. Безработица и пути повышения качества рабочей силы на рынке труда. — М.: Академия профессионального образования, 2000.

10. Макарова И.К. Управление человеческими ресурсами в российских организациях в условиях переходной экономики: Автореф. дис. д-ра экон. наук. — М.: ГУУ, 2000.

11. Национальная доктрина образования в Российской Федерации на период до 2050 г. // Российская газета. RG.RU. — URL: https://rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok. html.

12. Развитие человеческого потенциала организаций: Учеб. пособие / Ю.Н. Царегородцев, Ю.Е. Ефремова, О.Э. Башина; под общ. ред. Ю.Н. Царегородцева. — М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2012. — 212 с.

13. Россия в цифрах: Краткий стат. сб. Госкомстата России. — М.: Финансы и статистика, 1995–2001.

14. Сайт Всемирного экономического форума [Электронный ресурс]. — URL: http//www.weforum.org.

15. Самуэльсон П., Нордхаус В. Экономика. — 18-е изд. — М.: Вильямс, 2006. — С. 1360.

16. «Спецсталь»: стратегия развития // Металлург. — 2000. — № 2.

О необходимости введения новой учебной дисциплины «Экономический потенциал трудовой миграции»

Опыт экономически развитых стран показывает, что в процессе становления информационного общества все больше внимания уделяется эффективности учебной, научной и производственной деятельности, повышению уровня технико-технологических и коммуникационных процессов, качеству подготовки руководителей, специалистов и рабочих. При этом образование не заканчивается с принятием на работу, поскольку знания быстро стареют, а квалификационные требования постоянно растут. То есть образование должно быть непрерывным, а его связь с рынком труда — постоянным процессом с интегрированными задачами и целями деятельности.

В этих условиях особое значение имеет управление профессиональным развитием персонала, предполагающее совместную деятельность образовательных учреждений всех уровней и разных форм собственности, координацию их усилий. В первую очередь это относится к воспроизводству профессиональных кадров для крупных производств. Здесь обучение персонала связано со значительными затратами времени, интеллектуальных и финансовых ресурсов, наличием учебно-методического и педагогического обеспечения, сложностью подготовки персонала для малых и средних организаций, многогранная деятельность которых обусловливает особые требования к работникам — универсальности и предприимчивости.

Таким образом, для технически и технологически сложных производств важнейшее значение имеет не только и не столько подготовка новых кадров, а профессиональная переподготовка и повышение квалификации имеющегося персонала, способствующие более эффективному развитию человеческого потенциала и наращиванию человеческого капитала. Основными принципами развития профессионального образования и образовательных учреждений должны быть:

  • гибкость образования, характеризующаяся скоростью реагирования на требования промышленности, возможность изучения отдельных технологий по заказам предприятий, индивидуализация обучения;
  • соединение образования, научных исследований и инноваций в единый процесс на основе формирования учебно-научно-производственных комплексов (кластеров);
  • опережающая подготовка на основе использования результатов прорывных научных исследований, передовой техники и современных образовательных технологий;
  • активизация деятельности на мировом рынке образовательных услуг;
  • непрерывная подготовка рабочих, научных и управленческих кадров с использованием разного уровня образовательных программ (переподготовка и повышение квалификации под девизом «от одной вершины профессионального мастерства к другой вершине»);
  • повышение мобильности образования за счет повышения гибкости образования на основе кредитов, переподготовки, получения второго образования, в том числе дистанционно.

Это обусловлено тем, что структурные сдвиги в развитии экономических отношений и возрастание роли невещественного производства сопровождаются системной эволюцией человеческого потенциала. Именно накопление интеллектуальных ресурсов становится базисом устойчивого экономического развития. В свою очередь, для устойчивого экономического развития необходимо формирование благоприятных условий, обеспечивающих функционирование человеческого капитала [2, с. 3–8]. При этом решающую роль играет фактор многогранной, динамичной, широко образованной личности, понимающей суть происходящих событий и умеющей использовать их. Образовательные усилия по разъяснению рыночной идеологии должны подготовить ее к многообразию возникающих нестандартных ситуаций и возможным путям преодоления негативных последствий.

Для Цитирования:

Царегородцев Юрий Николаевич, Башина Ольга Эмильевна, Карманов Михаил Владимирович, Образование как основа формирования человеческого потенциала и человеческого капитала. Ученый совет. 2017;1.

Источник: panor.ru

Образование как основа формирования интелектуального потенциала общества

Пример готовой курсовой работы по предмету: Управление дошкольным образованием

1. Теоретические аспекты проблемы формирования интеллектуального потенциала общества 4

1.1. Интеллектуальный потенциал общества: сущность и структура 4

1.2. Пути развития интеллектуального потенциала 4

2. Роль образования в формировании интеллектуального потенциала 4

2.1. Интеллектуальный потенциал как основа развития экономики знаний 4

2.2. Высшее образование как основа формирования и развития интеллектуального потенциала общества 4

3. Исследование качества образования 4

3.1. Исследование системы образования 4

3.2. Стратегия развития системы образования 4

Список литературы 4

Выдержка из текста

В настоящее время одним из главных путей социально-экономического развития Кировской области является туризм. Сейчас туризм находится ещё в неразвитом состоянии, и хотя республика обладает богатым культурно-религиозным потенциалом, полноценных туристских продуктов на рынке мало. Также в становлении нуждается и материальная туристская база: гостиницы, базы отдыха, курорты. В связи с этим в последние годы предпри-нят ряд шагов, направленных на улучшение туристской отрасли.

Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и их способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий.

В процессе работы над темой использовались следующие основные методы исследования: теоретические — анализ, синтез, обобщение и интерпретация; эмпирические — тестирование; специальные — изучение продуктов аналитической и диагностической деятельности испытуемых, методы статической обработки полученных качественно-количественных данных.

Отчётности доходов и расходов коммерческой организации как основы формирования финансовых результатов

PR технологии в СМИ, как основа формирования имиджа

Основа финансовой политики — стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны между собой и взаимозависимы.

Кластерная политика как основа формирования инновационной экономики в странах ЕС

Научная значимость данной работы заключается в том, что во многом результат деятельности организации зависит от формирования необходимого и достаточного для достижения ее целей кадрового потенциала персонала.

первый подход социально-стратификационный и только в 50-60-е годы XX века социология образования стала самостоятельной отраслью социологии

Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, заключающуюся в научном обосновании, разработке и апробации специализированной программы по формированию универсальных учебных действий у младших школьников в процессе обучения работе со словарями.

Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, заключающуюся в научном обосновании, разработке и апробации специализированной программы по формированию универсальных учебных действий у младших школьников в процессе обучения работе со словарями.

В XXI веке человечество переходит в информационную стадию своего развития, образование становится непрерывным процессом, важнейшей частью жизни каждого человека, обеспечивающей ему возможность ориентироваться в постоянно обновляющемся потоке информации, адаптироваться к непрерывным технологическим инновациям.педагогических, связанных с разработкой педагогической концепции обучающего сообщества в нефтегазовом регионе России в рамках концепции «научающейся организации», выбором приемлемой модели и особенностями реализации, с эффективным использованием технологий образования, адекватных свойствам и потребностям нефтегазовых компаний; Рассмотреть обучающее сообщество как основа формирование кадрового потенциала нефтегазовых предприятий.

Формирование трудового потенциала – это количественное и качественное становление трудового потенциала. Это непрерывный процесс, продолжающийся и в период функционирования способностей человека, когда его рабочая сила не только потребляется, но одновременно и воспроизводится, развивается, так как происходит совершенствование профессиональных, интеллектуальных знаний, приобретение опыта, навыков.

Список литературы

1. Багов В.П. Управление интеллектуальным капиталом / Багов В.П., Селезнев Е.Н., Ступаков BC — М .: ИД «Камерон», 2006. — 348 с.

2. Вовканичь С. Социогуманистическая стратегия интеллектуального обеспечения инновационного развития [Текст]

/ С. Вовканичь // Региональная экономика. — 2004. — № 3. — С. 41-52

3. Ворона Ю. В. Интеллектуальный капитал — путь к экономическому росуту / Ю.В. Ворона // Актуальные проблемы экономики. — 2006. — № 4. — С. 129-134.

4. Иванцов В.А. Интеллектуальный потенциал, факторы его использования // Казанский гос. фин.-эк. институт. — Казань. — 2003. — С. 3

5. Кадровый потенциал наукоемких производств: пути выхода из кризиса / В .В. Николаев. — М.: ЗАО «Издательство« Экономика », 2005. — 230 с.

6. Каленюк И. Высшее образование в современной глобальной среде / И. Каленюк // ВШ. — 2008. — № 9. — С. 55 — 62.

7. Климова Г. П. Образование и цивилизация / Г. П. Климова. — М, 1996

8. Литвин В. Научно-образовательный потенциал нации: взгляд в XXI веке: учеб. пособие / Литвин В., Андрющенко В — М.: Учеб. пособие, 2004.- 638 с.

9. Лукичева Л.И. Управление интеллектуальным капиталом / Л.И.Лукичева. — М .: Омега-Л., 2007. — 552 с.

10. Молина. Е.В. Интеллектуальный потенциал региона [Текст]

/ Е.В. Молина // Бюллетень Международного Нобелевского экономического форума. — 2011. — № 1 (4).

11. Николаенко С.Н. Высшее образование — источник социально-экономического и культурного развития общества / С. М. Николаенко. — М.: Знание, 2005. — 319 с.

12. Петренко В.П. Управление процессами интелекто- пользования в социально-экономических системах // научная монография, В.П.Петренко — Саратов: Новая Заря, 2006. — 352 с

13. Пронина И. Соотношение понятий «интеллектуальный капитал», «интеллектуальная собственность», «нематериальные активы» в российском и международном законодательстве / И.Пронина // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. — 2008. — № 6. С. 44-51

14. Самехов Б.В. Интеллектуальный капитал организации: сущность, структура и основы управления / Самехов Б.В. — М .: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко », 2009. — 156 с.

15. Экономика, основанная на знаниях: учебное пособие / под общ. ред. А.Л. Гапоненко. — М .: Изд-во РАЭС, 2006.

Похожие работы

Характеристика потенциала музыкального образования для развития личности дошкольника.
Характеристика потенциала музыкального образования для развития личности дошкольника, скачать
Оценка эффективности использования социально-экономического потенциала муниципального образования (на примере 3-4 мун.обр. Ленинградской области)
Оценка социально-экономического потенциала муниципального образования городского округа Коломна
Оценка социально-экономического потенциала муниципального образования Ивановское города Москвы
Развитие психических познавательных процессов младших школьников в ходе обучения в школе
Воздействие экологических проблем на развитие мировой экономики
Проект развития и совершенствования интеллектуального потенциала современных руководителей (на примере ресторана)
Проект развития и совершенствования интеллектуального потенциала современных руководителей (на примере ресторана) 2
Влияние родителей и воспитателей на процесс формирования интеллектуального потенциала ребенка дошкольного возраста.
  • Сочинения по литературе
  • Краткие содержания
  • Писатели
  • Эпохи
  • Контакты
  • Подбор репетитора

Источник: referatbooks.ru

Образование, как определяющий фактор формирования человеческого капитала

Человеческий капитал государства прежде всего зависит от уровня образования нации.

Как показывает статистика, наиболее образованное население в тех странах, где расходы на высшее образование являются самыми высокими. На основе доклада Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР) о состоянии образования в мире более половины взрослых россиян получили высшее образование в 2012 году. Это больше, чем в любой другой стране мира.

Расходы на высшее образование в шести странах с самым образованным населением были выше, чем в среднем по ОЭСР и составляли в среднем 13957 долларов США.

Так, например, расходы па высшее образование в США в 2014 году составили 26021 долларов па одного студента. Это наибольший показатель в мире па сегодняшний день.

Но есть и исключения: в Корее и России на высшее образование одного учащегося в прошедшем году потратили меньше, чем 10000 долларов, что значительно ниже, чем в среднем по ОЭСР (рисунок 14).

Соотношение численности населения с высшим образованием и расходов на высшее образование одного студента

Рисунок 14. Соотношение численности населения с высшим образованием и расходов на высшее образование одного студента

Тем не менее, в этих странах наиболее образованное население. Но, как показывает практика, высокая образовательная квалификация не всегда переходит в качественные навыки. Всего лишь 25 % американских выпускников колледжей и 35 % выпускников Финляндии, Японии и Нидерландов достигают высокого уровня мастерства.

Тем не менее, страны с ведущими системами высшего образования, как правило, показывают более высокий уровень передовых навыков у студентов.

Следует отметить, что Россия стала одной из немногих стран, где, начиная с 2008 года, расходы на образование сократились.

В то время, как и в США, Корее и Великобритании, в Японии подавляющее большинство расходов на высшее образование составляют частные расходы. [77]

По принятым Минфином Основным направлениям бюджетной политики на 2014-2015 годы, доля расходов на образование в федеральном бюджете в 2015 году снизилась до 4,1 % с 4,8 % в 2012 году. В абсолютных цифрах они сократились за три года с 614 млрд, рублей до 573 млрд. [49]

Если рассматривать Пензенскую область, то следует отметить, что несмотря на сложности с финансирование, на протяжении последних лет наблюдается сохранение численности выпуска специалистов с высшим образованием. Незначительное снижение характерно для выпуска специалистов со средним специальным образованием (рисунок 15).

Динамика выпуска специалистов в Пензенской области

Рисунок 15. Динамика выпуска специалистов в Пензенской области

В России самый высокий процент людей с высшим образованием — 53,5 %. Однако российские университеты до сих пор не входят в топ-100 в мире по основным глобальным рейтингам.

На наш взгляд представляет интерес рейтинг национальных систем высшего образования стран мира 2015 года (U21 Rankings of National Higher Education Systems 2015), представленный международной сетью университетов Universitas 21. Главная цель проекта заключается в том, чтобы выяснить, какие страны предоставляют лучшее высшее образование. В отличие от рейтингов высших учебных заведений, где учитываются показатели отдельных образовательных учреждений, в рейтинге Universitas 21 оцениваются системы высшего образования среди относительно большого числа стран, находящихся па различных этапах экономического развития.

Рейтинг рассчитан по методике Института прикладных экономических и социальных исследований Университета Мельбурна, Австралия, и оценивает национальные системы высшего образования по 24 основным показателям, объединённым в четыре группы (рисунок 16);

Основные группы показателей рейтинга национальных систем высшего образования мировых стран

Рисунок 16. Основные группы показателей рейтинга национальных систем высшего образования мировых стран

  • 1. Ресурсы (инвестиции со стороны частного и государственного секторов
  • 2. Результаты (научные исследования, научные публикации, соответствие высшего образования потребностям национального рынка труда, включая последующее трудоустройство выпускников учебных заведений).
  • 3. Связи (уровень международного сотрудничества, который демонстрирует степень открытости или замкнутости систем высшего образования).
  • 4. Окружение (государственная политика и регулирование, возможности получения образования).

В итоговых расчётах учитывалась поправки на численность населения исследуемых стран. Рейтинг 2015 года охватывает 50 государств, для которых имеются подтверждённые статистические данные по всем показателям.

В 2016 году странами с лучшими системами высшего образования по всем показателям стали пять государств: Соединённые Штаты Америки, Швейцария, Дания, Финляндия и Швеция. Россия заняла 33 место из 50 возможных, улучшив свои позиции на два пункта по сравнению с 2014 годом. Последнее место в рейтинге занимает Индия. [136]

В российском рейтинге вузов 2016 года, проводимым рейтинговым агентством «Эксперт РА» лидирующее первое место уже три года подряд занимает МГУ им. Ломоносова, который имеет все ресурсы и необходимую материально-техническую базу для получения качественного высшего образования. Вторую позицию занимает Московский физико-технический институт, который по многим показателям считается лучшим техническим высшим учебным заведением страны. Третье место — Московский государственный технический университет им Н. Э. Баумана. [70]

Пензенский государственный университет на протяжении ряда лет входит в Топ-50 лучших российских вузов по данным рейтинга Агентства RAEX («Эксперт РА») по направлению подготовки «Экономика и управление». Цель данного рейтинга — оценка способности вузов обеспечивать выпускникам высокое качество знаний, навыков и умений исходя из условий для их получения и результатов применения. Рейтинг учитывает, как статистические показатели, так и результаты репутационных опросов работодателей, представителей академических и научных кругов, студентов и выпускников.

Определение итогового балла происходит на базе анализа следующих факторов:

  • 1. Условия для получения качественного образования в вузе (вес = 0,5).
  • 2. Уровень востребованности работодателями выпускников вуза (вес = 0,3).
  • 3. Уровень научно-исследовательской деятельности вуза (вес = 0,2).

Хотя следует отметить значительный разрыв в рейтинговом функционале. Так для МГУ им. Ломоносова данный показатель равен 93,72, для Пензенского государственного университета лишь 1,27. [92]

Обобщая данные многочисленных исследований отечественных и зарубежных ученых, можно выделить следующие характерные признаки человеческого капитала. Это, в первую очередь, образование человека и его способность к непрерывному повышению образовательного уровня с целью получения новых знаний и профессиональных навыков. Это и развитие индивидуальных способностей личности, творческий и креативный потенциал, мобильность, мотивация, здоровье.

Как показывает практика, одной из причин, оказывающей сдерживающее влияние на инновационное развитие экономики, является низкий уровень человеческого капитала ввиду недостатка образования, знаний и профессиональных навыков, компетенций персонала.

Это объясняется отсутствием четкой взаимосвязи между работодателями и учебными заведениями, хотя определенные шаги в этом направлении сделаны. Устранить указанные противоречия на наш взгляд, возможно путем инвестиций в развитие человеческого капитала. Это позволит повысить индивидуальный человеческий капитал, и, как следствие, человеческий капитал предприятия, региона и государства в целом.

Источник: bstudy.net

Оцените статью
Добавить комментарий