Обязательный аудит проводится в случаях если сумма активов бухгалтерского баланса

Критерии обязательного аудита Обязательный аудит проводится в случаях, указанных в Федеральном Законе «Об аудиторской деятельности» 307-ФЗ от 24.12.2010...
Содержание

Обязательный аудит проводится в случаях, указанных в Федеральном Законе «Об аудиторской деятельности» 307-ФЗ от 24.12.2010 г. Критерии обязательного аудита действуют с 2011 года (предыдущие редакции: от 30.12.2008 г. и Закон 119-ФЗ от 07.08.2001):

Обязательный аудит проводится в случаях, если:

1. Организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;

2. Ценные бумаги организации допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг;

3. Организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, товарной, валютной или фондовой биржей, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);

Обязательный аудит для бизнеса в 2021 году

4. Объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;

5. Организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

6. В иных случаях, установленных федеральными законами.

Критерии, указанные в Законе, четко отвечают на вопрос, в каких случаях проводится обязательный аудит. Однако, определенные трудности в толковании вызывают фразы: «. по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному . за предшествовавший отчетному год . » . Данное положение вызывает дискуссии в профессиональной среде, поскольку до сих пор нет разъяснений налоговых и финансовых органов о том, как понимать период, за который предприятие обязано проводить аудит.

Если официальное «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности» в соответствии с Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности N 6 должно прикладываться к балансу за отчетный период — допустим, к балансу 2009 года, то Закон можно трактовать так, что обязательный аудит должен проводиться за 2008 год. В таком случае имеется противоречие с духом Закона. Представим, что предприятие создано в 2008 году и за этот период имело оборот 1000 рублей. В 2009 году бизнес «встал на ноги» и оборот превысил 50 миллионов рублей. Тогда получается, что обязательному аудиту надо подвергнуть операции за год, когда оборотов практически и не было!

Обязательный аудит. Куда размещать, как и в какие сроки

На практике взаимодействия с ИФНС нашей аудиторской организации можем говорить о том, что скорее всего придется проводить аудит именно того года, в котором условия Закона были выполнены, а не предшествующего. Тем не менее, наша рекомендация по критериям обязательного аудита — заранее поинтересоваться у своего инспектора о том, за какой период необходимо проходить проверку.

  • Старые критерии обязательного аудита от 07.08.2001
  • Первая редакция закона 307-ФЗ от 30.12.2008

аудиторская группа
«Аудит ITG»:

Источник: www.auit.ru

Критерии обязательного аудита в 2021 году. Повышение критериев для проведения обязательного аудита по закону 307-ФЗ

Критерии обязательного аудита в 2021 году пересмотрены – это главное изменение закона 307 ФЗ. Новшества вступили в действие уже с 1 января 2021 года. Многие компании, чьи доходы и стоимость активов не превышают установленный правительством повышенный лимит, освобождаются от ежегодных проверок.

UPD: на данный момент критерии обязательного аудита в 2023 году изменились! Читайте эктуальную информацию здесь: https://radar-c.ru/auditorskaja-dejatelnost/obyazatelnyy-audit-v-2023-godu-kriterii

  • что подразумевает повышение критериев для проведения обязательного аудита по закону 307-ФЗ;
  • какие последствия повлекут измененные критерии обязательного аудита в 2021 году;
  • причины изменений в законе «Об аудиторской деятельности» 307-ФЗ;
  • какие разъяснения дает Минфин по поводу изменения критериев обязательного аудита;
  • как критерии обязательного аудита в 2021 году повлияют на бизнес и аудиторскую деятельность.

Или вы можете отправить заявку на консультацию с аттестованным аудитором:

Вы сможете задать вопросы в связи с изменениями в законодательстве, касаемо прохождения обязательных аудиторских проверок.

Критерии обязательного аудита в 2021 году — что изменилось?

Аудиторское заключение и Причины смены аудитора

Аудиторская деятельность регулируется федеральным законом 307 ФЗ. Этим правовым актом установлены требования обязательных ежегодных проверок бухгалтерской отчетности. О ее соответствии реальному финансовому положению компании, специализированная организация должна высказать свое мнение по итогам контрольных мероприятий.

Законом 307 ФЗ предусмотрено ежегодное прохождение аудита по итогам отчетного года. Статьей 5 этого нормативного акта определен перечень организаций, которые обязаны предоставить свою бухгалтерскую отчетность для проверки. За нарушение этих требований применяются финансовые санкции.

Вы можете скачать с нашего сайта закон 307-ФЗ в редакции от 11.01.2021 по ссылке: Новая редакция закона 307-ФЗ

Критерии обязательного аудита в 2020 году

Критерии обязательного аудита в 2021 году значительно отличаются от требований закона 307 ФЗ до внесения в него изменений. Статья 5 этого нормативного акта полностью поменяла структуру. В 2020 году ежегодные проверки отчетности обязаны были проходить:

  1. Юридические лица, зарегистрированные в виде акционерных обществ любых типов.
  2. Те организации, которые размещают свои ценные бумаги на биржах.
  3. Предприятия, публикующие сводную отчетность.
  4. Кредитные учреждения.
  5. Компании, осуществляющие страховую деятельность.
  6. Любые организации, чьи доходы превысили 400 млн. рублей. Если выручка меньше этого показателя, но стоимость активов выше 60 млн., обязательная проверка была необходима.

В этот список также попадал Центральный банк РФ, политические партии при определенных условиях, СРО, организаторы азартных игр и лотерей, некоторые другие юридические лица.

Критерии обязательного аудита в 2021 году

Законодатели кардинально поменяли критерии обязательного аудита в 2021 году. Статья 5 полностью переработана. Теперь в ней указаны только 4 типа юридических лиц, для которых ежегодный аудит отчетности обязателен.

  1. Юридические лица, выпускающие ценные бумаги, допущенные к торгам на биржах.
  2. Компании, торгующие ценными бумагами на специальных площадках. В этот пункт законодатели также включили БКИ – бюро кредитных историй.
  3. Любые фонды, при поступлении денежных средств или иного имущества на сумму более 3 млн. рублей в год.

Критерии обязательного аудита в 2021 году для организаций по выручке и стоимости активов отнесены в четвертый пункт. Теперь доходы за предыдущий отчетный период должны превысить 800 млн. Стоимость активов должна быть выше 400 млн.

Как и в прошлых редакциях закона 307 ФЗ, превышение может быть по любому показателю – доходу или стоимости активов. Новые критерии обязательного аудита предусматривают определение выручки по правилам налогового учета.

Законодатели увеличили критерии обязательного аудита в 2021 году по доходам в два раза. По стоимости активов почти в семь!

В новой редакции из критериев проведения обязательного аудита исключены упоминания об организациях, проверки которых предусматриваются другими нормативными актами. Указано, что аудит проводится в случаях, предусмотренных федеральным законодательством.

Разъяснения Минфина

Критерии обязательного аудита в 2021 году

В обновленной статье 5 закона 307 ФЗ из списка организаций, для которых аудит обязателен, полностью исчезло упоминание об акционерных обществах, кредитных учреждениях и некоторых других организациях. Однако, это не означает того, что эти юридические лица освобождаются от проверок.

Кроме 307 ФЗ, требования о проведении аудита содержаться в некоторых федеральных законах. Так закон об АО обязывает ежегодно проходить проверку всем акционерным обществам. В этом нормативном акте нет упоминания о лимитах доходов или стоимости активов.

Подобная ситуация у банков, кредитных учреждений, организаций, публикующих сводную бухгалтерскую отчетность и некоторых других юридических лиц.

Минфин выпустил разъяснения по тем организациям, которые были исключены из списка изменениями критериев обязательного аудита.

Ведомством опубликовано сообщение ИС-аудит-37. В этом документе приводятся нормы законов, предусматривающих обязательные ежегодные проверки отчетности.

Вы можете скачать документ ИС-аудит-37 с нашего сайта и ознакомиться с ним: ИС-аудит-37

Также, вы можете ознакомиться с ИС-аудит-37 на официальном сайте Министерства Финансов РФ.

В информационном письме Минфин разъясняет, что подсчет выручки для определения критерия обязательного аудита отчетности будет проводиться новым методом. Теперь используется расчет дохода по правилам налогового учета, указанным в гл. 25 НК.

Финансовое ведомство также сообщает о тех случаях, когда проверки уже ведутся. Если организация освобождена от обязательного аудита, но контрольные процедуры начали проводиться до 01.01.2021 г., заключение за 2020 год необходимо.

Несмотря на то, что повышенные лимиты введены законом с 1 января 2021, организации могут не проводить обязательный аудит за 2020 год и прошлые годы, если:

  • они еще не заключали договор на аудит за 2020 год и прошлые годы;
  • выручка и стоимость активов этих организаций не превышают новые критерии;
  • уже заключили договор на аудит за 2020 год, то сторонам договора необходимо выполнить все обязательства по договору.

Причины изменений в законе 307-ФЗ

Государство проводит политику поддержки малого бизнеса. Законодательство предоставляет различные преференции его субъектам. Одна из них – малые и средние предприятия могут сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность.

Одним из критериев отнесения компании к малым предприятиям является доход, не превышающий размера 800 млн. в год. Своим постановлением Правительство РФ также определило, что это значение рассчитывается по правилам налогового учета.

Министерство финансов в своем информационном сообщении указывает причины, по которым критерии обязательного аудита в 2021 году изменены. Нормы 307 ФЗ теперь не превышают размеры дохода субъекта малого предпринимательства.

Кроме лимитов, в закон 307 ФЗ введено понятие дохода. До 2021 года использовался термин – выручка. Также введен подсчет этого значения по правилам законодательства о налогах и сборах.

Приняв законопроект о критериях обязательного аудита, депутаты хотят освободить субъекты малого предпринимательства от ежегодных обязательных проверок отчетности. Это нововведение позволит компаниям уменьшить расходы на аудит.

Однако, не все субъекты малого предпринимательства смогут воспользоваться увеличением критериев для обязательного аудита.

Для кого действуют новые критерии обязательного аудита в 2021 году, согласно измененному закону 307-ФЗ?

Раскрытие информации в пояснительной записке

Директор аудиторской фирмы ООО «Радар-Консалтинг» Наталья Шибалкина в офисе

Критерии обязательного аудита в 2021 году действуют не для всех предприятий. В обновленной 5 главе 307 ФЗ есть отсылка на другие федеральные законы, согласно которым проведение ежегодного аудита обязательно.

Акционерные общества (АО)

В статье 88 Закона об акционерных обществах есть требование по проведению ежегодных проверок. Это значит, что для всех предприятий, имеющих организационно-правовую форму АО, ПАО, ЗАО, аудит обязателен. Не имеет значения величина дохода и стоимость активов.

Общества с ограниченной ответственностью (ООО)

Критерии обязательного аудита в 2021 году для ООО увеличены. Теперь общества с ограниченной ответственностью обязаны проходить ежегодную проверку только если доход за предыдущий год превысил 800 млн. рублей.

Если этот показатель не больше лимита, но стоимость активов на 31 декабря прошедшего года превышает 400 млн. – аудит обязателен.

Иные юридические лица

В новой редакции закона нет упоминаний о кредитных учреждениях, страховых обществах, клиринговых компаниях, организаторах торгов и других юридических лицах, для которых проверки были обязательны.

Это не означает, что критерии обязательного аудита в 2021 году освобождают их от контрольных процедур.

Законодательство указывает, что проверки обязательны. Так кредитные учреждения и страховые компании проходят аудит на основании соответствующих федеральных законов.

Министерство финансов в своем информационном сообщении приводит сводную таблицу. В ней указаны все организации, не перечисленные в главе 5 закона 307 ФЗ, но для которых аудит обязателен. Указываются ссылки на нормативные акты.

Какие последствия повлекут измененные критерии обязательного аудита в 2021 году?

Работа в офисе аудиторской компании

Работа в офисе аудиторской компании ООО «Радар-Консалтинг»

Законодатели, утвердив повышение критериев для обязательного аудита, решили поддержать малый бизнес. Затраты на проведение проверок будут снижены. Экономится время, которое требуется работникам бухгалтерии для подготовки к контрольным мероприятиям.

Для некоторых небольших компаний, суммы в 50 – 100 тысяч рублей, которые они тратили на обязательный аудит, существенны.

Особенно это сказывается во время спада деловой активности при продолжающейся пандемии. Однако, такая экономия может привести к росту затрат на штрафные санкции.

Влияние изменений на аудиторов и аудиторские компании

Повышенные критерии обязательного аудита в 2021 году нанесут урон бизнесу. Доходы значительно понизятся. Многие компании, попавшие под лимиты освобождения, не будут заключать договоры на проведение проверок.

Большинство клиентов аудиторских компаний составляли организации с такими доходами и стоимостью активов, которые соответствовали критериям для обязательной проверки. В связи с увеличением лимитов, количество таких заказчиков резко сократиться.

Небольшие фирмы могут закрыться, высококлассные специалисты останутся без работы. Сделав подарок малому бизнесу, законодатели не подумали о нескольких десятках тысяч аттестованных аудиторов, чьи доходы могут резко упасть.

Компании, освобожденные от аудита в 2021 году

Диистанционная аудиторская проверка

На первый взгляд, компании, для которых повышены критерии обязательного аудита, смогут сократить затраты на проведения проверок. Однако, в связи с такой экономией, могут наступить негативные последствия.

Практика показывает, что почти 100% предприятий, впервые проходящих аудит, имеют ошибки в бухгалтерском и налоговом учете. Это значит, что при отсутствии аудита, нарушения законодательства может выявить ИФНС при выездной проверке.

Ошибки в учете повлекут наложение финансовых санкций, которые могут быть в несколько раз больше, чем оплата за обязательную проверку. Вместо экономии может быть существенный убыток.

По статистике, за одну выездную проверку сумма доначислений налогов и штрафных санкций, превышает 10 млн. рублей. Возможно, проведенный обязательный аудит позволит избежать их уплаты.

Аудиторы не только подтверждают отчетность, но и консультируют работников бухгалтерии. Выявляют слабые сегменты учета. Делятся опытом, указывают на лучшее решение отдельных вопросов, связанных с финансами. Сотрудники предприятия получают дополнительную актуальную информацию по изменениям в законодательстве.

После отказа от обязательного аудита, чтобы получить сопутствующие консультационные услуги, придется заключать дополнительный договор. В этом случае экономия на проведении проверки не оправдается.

Изменившиеся критерии обязательного аудита в 2021 году вызывают критику не только у работников аудиторских организаций. Руководство небольших акционерных обществ, являющихся малыми предприятиями, указывает на необоснованное включение таких компаний в список юридических лиц, для которых проверка обязательна.

Посетители оставляют отзывы о новшествах закона 307 ФЗ на сетевых ресурсах, посвященных аудиторской деятельности. Их мнения совпадают. Основные критерии обязательного аудита позволяют снизить затраты, однако экономия на проверках крайне сомнительна.

Источник: radar-c.ru

Какие организации подлежат обязательному аудиту?

Taxslov.ru Телеграмм Вконтакте

Случаи, когда проведение аудита обязательно, указаны в статье 5 «Обязательный аудит» Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» .

Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности проводится в случаях, установленных федеральными законами, а также в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности (ч. 1 ст. 5 федерального закона N 307-ФЗ ):

1) организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам;

2) организаций, являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй;

3) организаций, имеющих организационно-правовую форму фонда (за исключением государственного внебюджетного фонда, специализированной организации управления целевым капиталом и фонда, имеющего статус международного фонда в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 290-ФЗ «О международных компаниях и международных фондах»), в случае, если поступление имущества, в том числе денежных средств, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, превышает 3 миллиона рублей;

4) организаций (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов, организаций потребительской кооперации, осуществляющих свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 года N 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»), соответствующих хотя бы одному из следующих условий:

а) доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, составляет более 800 миллионов рублей;

б) сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, непосредственно предшествовавшего отчетному году, составляет более 400 миллионов рублей.

Кроме того, обязательный аудит проводится в случаях, установленных федеральными законами К примеру, обязательный аудит установлен для следующих категорий налогоплательщиков:

— Саморегулируемая организация (п. 4 ст. 12 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» ).

— Жилищные накопительные кооперативы (п. 1 ст. 54 Федеральный закон от 30.12.2004 N 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах» ): Ведение кооперативом бухгалтерского учета и бухгалтерская (финансовая) отчетность кооператива подлежат обязательной ежегодной проверке аудиторской организацией (аудитором). Уставом кооператива может быть предусмотрено проведение аудиторской проверки один раз в два года, если сумма активов баланса кооператива не превышает на конец отчетного года шесть миллионов рублей.

— Управляющая компания Российского Фонда Прямых Инвестиций ( Федеральный закон от 2 июня 2016 г. № 154-ФЗ «О Российском Фонде Прямых Инвестиций» , статья 7).

— Региональная гарантийная организация ( Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» , статья 15.2).

— Застройщики, привлекающие денежные средства участников долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (часть 4 статья 18 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» ) — с 1 января 2017.

— унитарные предприятия, в случаях, определенных собственником имущества унитарного предприятия (статья 26 Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» ).

Минфин публикует Перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности:

Ответственность за не проведение обязательного аудита

Ответственность за непроведение обязательного аудита установлена статьей 15.11. «Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ .

Под грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, в частности, понимается отсутствие у экономического субъекта первичных учетных документов, и (или) регистров бухгалтерского учета, и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов (абзац 7 примечания 1).

Совершение такого правонарушения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Повторное совершение административного правонарушения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Сведения о результатах обязательного аудита (ч. 6 ст. 5)

Сведения о результатах обязательного аудита подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц заказчиком аудита.

В сообщении аудируемого лица указываются:

— данные, идентифицирующие аудируемое лицо (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер для юридических лиц, страховой номер индивидуального лицевого счета при их наличии), наименование (фамилия, имя, отчество) аудитора, идентифицирующие аудитора данные (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер для юридических лиц, страховой номер индивидуального лицевого счета при их наличии)

— Перечень бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит

— Период, за который составлена отчетность

— Даты заключения, мнения аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица, с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности, за исключением случаев, если подлежащие раскрытию сведения составляют государственную тайну или коммерческую тайну, а также в иных случаях, установленных федеральным законом.

Рубрики:

Советуем прочитать

Аудит — независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

Аудиторское заключение — официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица.

Налоговый аудит — оказание внешней организацией (или ИП) услуг, в виде выражения мнения о степени достоверности и соответствия нормам законодательства порядка формирования, отражения в учете и уплаты экономическим субъектом налогов и других обязательных платежей.

Обсудить

Источник: taxslov.ru

Оцените статью
Добавить комментарий