Оптимизация трудовых процессов и нормы

Оптимизация режима и условий труда Физическое здоровье, выносливость, работоспособность человека определяют его возможности выполнять ту или иную работу...

Физическое здоровье, выносливость, работоспособность человека определяют его возможности выполнять ту или иную работу в заданном объеме, ритме, условиях, режиме. Физически здоровые люди могут быть привлечены к исполнению практически любых работ, но если учесть, что, согласно мировой статистике, среди людей старше 30 лет практически нет абсолютно здоровых, то учет состояния здоровья сотрудников при распределении работ становится значимым фактором производственной эффективности.

Пренебрежение здоровьем сотрудников «в интересах производства» вызывает с их стороны однозначно отрицательную реакцию и снижение качества выполняемых работ, а учет их физического состояния (а также демонстрация заботы о их здоровье) улучшает психологическое самочувствие, отношение к работе и руководителю, поднимает производительность и качество труда, т. е. является положительным мотивирующим фактором, вызывающим к тому же чувство морального долга перед руководством и готовность «пойти навстречу» интересам производства и руководителя.

Нормирование и интенсификация труда как способы оптимизации штата компании

Однако как бы ни был здоров человек, он все-таки устает на работе. Как уменьшить усталость и повысить работоспособность?

Есть два термина, зачастую используемых как синонимы: утомление и усталость. Про работу, деятельность мы обычно говорим «утомительная», а про свое состояние — «устал». В чем разница? Эти два слова обозначают два разных механизма одного и того же процесса — траты энергии организмом.

Утомление — это физиологическая реакция снижения эффективности деятельности в результате затраты энергии на ее выполнение. Утомление возникает всегда, когда происходят затраты энергии организма на выполнение каких-либо функций» действий, переживаний, поступков и т. п. Но всегда ли оно сопровождается чувством усталости? Нет!

Потому что усталость — это нервно-психическая реакция, переживание утомления в зависимости от отношения к деятельности, которая выполняется. Таким образом, усталость тесно связана с мотивацией: чем сильнее мотивация деятельности, тем слабее выражено чувство усталости, и, наоборот, чем слабее мотивация, тем сильнее выражено чувство усталости (каждый по своему опыту знает, как быстро приходит чувство усталости на совещании, которое кажется совершенно ненужным). Однако даже при самой высокой мотивации человек, работая, устает, у него наступает реакция утомления, снижающая качество и объем работы. Утомление проявляется по-разному, поэтому различают признаки утомления: технико-экономические, физиологические, психологические, медицинские:

  • Технико-экономические: снижение выработки, рост брака, нарушения техники безопасности и требований технологической дисциплины, не предусмотренные режимом труда потери рабочего времени.
  • Физиологические: нарушения координации, скорости, точности и силы движений при выполнении производственных операций, ощущения физического дискомфорта (першение в горле, давление или резь в глазах, «тяжелая» голова, «ватные» руки и ноги, «задеревенелая» спина и шея и др.), повышение чувствительности или реагирования на неблагоприятные условия окружающей среды (жарко, холодно, душно, шумно, пыльно, сильные производственные запахи и т. п.).
  • Психологические: чувство усталости, замедление психических процессов, снижение сенсорной чувствительности (плохо реагирует на зрительные, звуковые, температурные, обонятельные и другие сигналы), нарушение сознательного контроля за деятельностью (пропуск движений, операций и т. п.), ухудшение памяти и внимания, стереотипность реагирования, высокая отвле-каемость, общая заторможенность, трансформация мотивов деятельности (вначале сохраняется «деловая» мотивация, а потом преобладающими становятся мотивы упрощения и прекращения деятельности).
  • Медицинские: производственный травматизм, развитие профзаболеваний, функциональные расстройства организма и систем органов (сердечно-сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной и др.).

Степень утомления может разной. Мы говорим: «Немного устал», «Устал», «Жутко устал» и т. д. За нашим чувством усталости реально стоят стадии утомления, характеризующие его глубину и возможности преодоления:

3 6 Техническое нормирование труда

  • острая (обратимая) — легко преодолевается отдыхом от деятельности (в процессе выполнения или после ее окончания);
  • скрытая (накопленная) требует изменения режима деятельности (его облегчения для работника) и восстановительных мероприятий (сон не менее 8 часов в сутки, организованное диетическое питание, благоприятные физические условия труда и отдыха, спокойная обстановка в коллективе, активный отдых на воздухе и т. п.);
  • длительная (патологическая) — кроме облегчения режима деятельности и восстановительных мероприятий работник нуждается в профилактическом или целенаправленном лечении (амбулаторно, в профилактории или стационаре).

Изматывающий, физиологически дискомфортный режим деятельности приводит к возникновению второй и третьей стадий утомления, которые характеризуются всеми признаками, начиная от психофизиологических и кончая медицинскими. Это отрицательно сказывается не только на эффективности производственной деятельности работников, но и на мотивации, снижая силу положительных мотивов и формируя негативное отношение к условиям, режиму, организации, содержанию труда и другим факторам производства.

Достаточно сильным мотивирующим фактором производственной деятельности может служить оптимизация режима и условий труда работников на основе учета психофизиологических особенностей функционирования организма человека и его психологической природы. Рассмотрим некоторые направления мотивации такого рода.

Оптимизацию режима производственной деятельности следует осуществлять с учетом суточных, недельных, месячных и годовых колебаний общей (физической и умственной) активности (работоспособности) человека, связанных с его природными биоритмами. Так, например, в течение суток у человека отмечаются два периода подъема работоспособности и три периода спада . Первый подъем длится с 10 до 13 ч, второй — с 20 до 24 ч. На этом фоне наблюдаются дополнительные «всплески» повышенной активности человека в 5,11, 16, 20 и 24 ч. В эти периоды работник увеличивает темп деятельности, его движения.

Спады работоспособности менее продолжительны по времени, но резко снижают ее уровень (в среднем доводя его до 36% обычной нормы). Они наблюдаются от 0 до 3 ч ночи (это самый глубокий спад, характеризующийся сильной блокировкой сознательной активности человека), затем — с 14 до 15 ч и с 18 до 19 ч. На этом фоне есть дополнительные «ямы»: в 2, 9, 14, 18 и 22 ч. В эти периоды резко снижаются скорость и точность движений, возрастает опасность производственного травматизма, наблюдается частое нарушение норм техники безопасности, ошибочные реакции и действия (вплоть до противоположных необходимым: например, на сигнал аварийности рабочий не останавливает станок, а прибавляет обороты), замедляются реакции, действия принимают стереотипный характер, наблюдается пропуск информации, общее состояние заторможенное или расслабленное. Во время спадов желательно предусмотреть: перерывы в работе (в том числе и обеденный), возможность снизить напряженность режима труда, контрольно-профилактические осмотры оборудования, усиление контроля за деятельностью работников, повышение защитных мер.

Наряду с описанными периодами в течение 8-часовой рабочей смены существуют «сменные» колебания работоспособности:

  • в течение первого часа — подъем,
  • в течение последующих 2,5 ч — устойчивая высокая работоспособность,
  • далее в течение получаса — спад (чаще всего предобеденный),
  • после обеда в течение часа — новый подъем работоспособности, но его уровень несколько ниже, чем в начале смены,
  • далее в течение полутора часов — устойчивый уровень достигнутой работоспособности,
  • в последующие полтора часа — спад работоспособности.

Наилучший восстановительный эффект дают перерывы в работе, позволяющие работнику поесть и отдохнуть после еды хотя бы 10 мин.

В течение недели подъем работоспособности зафиксирован с понедельника до среды включительно: в эти дни производительность и качество труда могут быть при соответствующей организации производства более высокими, чем в остальные дни недели. В четверг наблюдается резкий спад эффективности деятельности, в пятницу — незначительный подъем, в субботу — вновь спад. При организации ритмичности производственных нагрузок желательно уменьшать их во второй половине недели за счет увеличения в ее начале.

Помесячные колебания работоспособности имеют следующий характер: 1-я и 4-я декады — спад работоспособности, 2-я и 3-я декады — подъем. В связи с этим «раскачка» в начале месяца и «аврал» в конце непродуктивны еще и потому, что резко возрастает процент брака, травматизм, порча оборудования. «Авральные» нагрузки легче всего переносятся и дают большую отдачу в середине месяца.

Годовые колебания работоспособности дают основания считать летние отпуска работников более эффективными с точки зрения организации производства, чем в другое время. Кроме того, полезными представляются действия администрации предприятий, направленные на обеспечение возможностей повышенного объема выпуска продукции в осенне-зимнее время («задел на лето») и некоторое снижение объема выпуска продукции весной и летом.

Другое важное направление оптимизации условий производственной деятельности — организация рабочего места и рабочей зоны сотрудников. Остановимся на психофизиологических условиях, благоприятно влияющих на людей и их деятельность.

По действующим нормативам на каждого работника должно приходиться не менее 4,5 м 2 производственной площади при высоте помещения не менее 3,5 м. Но это «общий метраж» рабочего помещения для группы людей, в котором определенным образом размещено оборудование, рабочие места. Как создать благоприятные пространственные условия для выполнения человеком рабочих движений и взаимодействия с другими людьми?

В литературе по психофизиологии труда выделяют четыре основных измерения пространства, в котором живет и действует человек:

  • экологическое,
  • поведенческое,
  • эмоциональное,
  • семантическое.

Все эти измерения пространства характеризуются понятием дистанции, т. е. степенью приближения/отделения человека от его окружения (технического или человеческого). Рассмотрим рабочее пространство человека с позиций этих измерений.

Экологическое пространство — это видимое пространство рабочего помещения, включающее в себя плотность материально-технического и человеческого окружения работника. Экологическое пространство характеризует объемность рабочего места. Комфортная величина этого пространства ограничивается возможностью различать основные рабочие движения и перемещения людей в производственном помещении.

Поведенческое пространство связано с производственными характеристиками положения человеческого тела относительно материальных предметов (технических устройств) и людей в экологическом пространстве.

В поведенческом пространстве различают:

  • рабочее пространство — положение тела работника относительно техниче-. ских устройств, с которыми он работает;
  • межличностное пространство — положение человека относительно других людей, образуемое психологическими комфортными дистанциями взаимодействия с ними. В межличностном пространстве психологи выделяют четыре дистанции, обусловливающие психологическую близость взаимодействующих людей:
  • интимная дистанция — до 45 см — это пространство для «своих», близких и хорошо знакомых людей, «чужие» в это пространство не допускаются (соблюдение этой дистанции тесно связано с типом нервной системы и темпераментом);
  • персональная — до 120 см — это дистанция, на которой общаются и взаимодействуют знакомые люди; чем выше степень «принятия» одного человека другим, тем меньшее пространство их разделяет, и наоборот. Это наиболее приемлемая дистанция для взаимодействия работников, занятых совместной деятельностью, но ее соблюдение требует хороших отношений между людьми;
  • социальная — это дистанция формализованного общения и взаимодействия, когда работники заняты каждый своим делом и, не мешая друг другу, имеют возможность взаимодействовать по мере надобности — ее размеры от 120 до 400 см;
  • публичная — от 400 до 750 см — это, скорее, контрольная дистанция, позволяющая зрительно контролировать основные действия другого человека, но не взаимодействовать с ним.
  • личное пространство — пространство непосредственно вокруг тела человека, нарушение границ которого вызывает чувство дискомфорта и попытку отдаления.

Существуют половые различия в межличностном и личном пространстве: у мужчин дискомфорт вызывает нарушение границы личного пространства преимущественно при ориентации «лицом к лицу», а у женщин — «бок о бок»; в разнополых диадах работников межличностное пространство меньше, чем в однополых, в женских диадах оно меньше, чем в мужских.

Эмоциональное пространство — это переживание пространственного положения человека, его эмоциональная реакция на свое пространственное расположение. Если эмоции положительные, то чувство дискомфорта отсутствует, общий тонус повышается, деятельность стимулируется «хорошим настроением». Если эмоции отрицательные, то ощущение дискомфорта сковывает физическую активность человека, подавляет психологический настрой на деятельность, снижает ее эффективность. Эмоциональное пространство в значительной мере обусловливается характеристиками поведенческого пространства, о котором говорилось выше. Семантическое пространство — это осознание человеком сложности и многоплановости экологического, поведенческого и эмоционального пространства и отношение к этому; чем разнообразнее осознаваемые человеком пространства, тем гибче его поведенческие реакции, тем выше приспособленность к разным условиям деятельности.

Преодоление негативных реакций работников на вынужденную скученность, неудобство рабочих зон возможно через расширение их семантического пространства, например путем предварительного разъяснения смысла предстоящей совместной деятельности, ее важного значения для производства и лично для участников деятельности, высокой оценки их способностей к преодолению трудностей и т. п. Это приводит к расширению эмоционального пространства работников, уменьшению их личного пространства и обеспечивает более эффективную совместную деятельность, снижая «подавляющее» влияние физической среды.

Статьи по теме

    • Внутренние коммуникации туристской фирмы
    • Внешние коммуникации в туристском бизнесе
    • Оформление и работа офиса
    • Имидж в туризме
    • Образ туристского продукта
    • Планирование и организация рекламной кампании туристской фирмы
    • Организация рекламной деятельности туристской фирмы
    • Виды рекламы туристской фирмы
    • Назначение и роль рекламы в индустрии туризма

    Источник: student-servis.ru

    ПРОБЛЕМЫ ОПТИМИЗАЦИИ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ РЕШЕНИЙ ПО ТРУДУ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ АВИАЦИОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ НА ОСНОВЕ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОГРЕССИВНЫХ НОРМ И НОРМАТИВОВ

    Повышение эффективности авиастроительного производства в России, его конкурентоспособности напрямую связано с возрождением обрабатывающих отраслей промышленности, для которых большое значение наряду с инвестициями, использованием передовых технологий имеет оптимизация организационных решений по труду. Исходя из мирового опыта, необходим переход от традиционных методов организации и нормирования труда, не предполагающих, как правило, проведение тщательного исследования процесса, к методам анализа трудовых процессов с использованием математических методов и прогрессивных норм и нормативов.

    Авиационная промышленность, в свою очередь имеет важное политическое и экономическое значение. Эта отрасль в значительной мере определяет промышленный потенциал и престиж государства. Предприятия отрасли поставляют свою продукцию на внутренний и внешние рынки, обеспечивают заказами другие отрасли хозяйства, предоставляют большое количество рабочих мест. При создании летательных аппаратов задействовано большое количество контрагентов.

    В машиностроении вообще и в авиастроении в частности особенности организации труда определяются разнообразием применяемого оборудования и технологических процессов, огромной номенклатурой различных по сложности агрегатов и деталей. На машиностроительных предприятиях с высоким уровнем механизации и автоматизации значительное распространение получили многостаночное обслуживание и совмещение профессий поточной и конвейерной линии. Таким образом, решение задач в области организации труда зависит от применяемой техники и технологии, характера продукции, типа производства. На предприятиях авиационной промышленности, например определяющими факторами при принятии управленческих решений по труду являются непрерывность технологических процессов, большие габариты и мощность эксплуатируемых агрегатов, использование коллективных форм организации труда. Основная продукция производятся на технологическом оборудовании с числовым программным управлением и гибких автоматизированных производствах.

    Отличительной чертой организации труда на высокотехнологичном предприятии является весьма сложная система обслуживания основного производства. Для обеспечения непрерывности технологических процессов необходимо тщательно увязывать в пространстве и времени, не только работу производственной бригады, но и трудовые функции рабочих, занятых в обслуживающих и транспортных цехах.

    При проектировании организации труда рабочих нужно исходить из того, что работа некоторых производственных участков зависит от многих факторов, в том числе от связей данного участка с остальными. Поэтому каждое организационное мероприятие на данном участке оказывает определенное влияние на деятельность всего предприятия. Учѐт этой зависимости обеспечивает системный подход при осуществлении работ по организации труда.

    Структура трудового процесса, как правило, допускает большое количество вариантов организации труда.

    Для сравнения различных организационных решений необходимо выбрать критерий эффективности.

    Экономико-математическая постановка задачи по организации труда – это описание структуры трудового процесса и выбор критерия эффективности, по которому можно судить о целесообразности того или иного организационного решения. Оптимизация заключается в выборе варианта организации труда, допускаемого структурой и приводящего к экстремуму (максимуму или минимуму) критерия эффективности.

    Оптимальное решение задачи организации труда рабочих при правильном выборе критерия эффективности приводит или к минимально возможной, по сравнению с любым другим решением задачи, себестоимости единицы продукции или к максимально возможной производительности труда. Однако в ряде случаев использовать интегральные показатели себестоимости в качестве критерия эффективности нецелесообразно, так как расчеты оптимальных вариантов значительно усложняются, а результат оказывается тем же, что и при использовании частных критериев, таких как численность рабочих, трудоемкость выполнения работ и стоимость выполнения работ.

    Для определения критерия эффективности зачастую достаточно детального анализа организации труда на отдельном производственном участке, так как требуется учесть его связи с другими участками высокотехнологичного предприятия и выяснить их влияние на критерий эффективности. Такой системный подход к работе по организации труда исключает ошибочный выбор критерия эффективности.

    При реформировании централизованной системы управления экономикой в нашей стране были допущены серьезные ошибки в оценке роли и значения нормирования труда. Тогда возобладало мнение, что нормы затрат труда утратили свое значение, поскольку они в основном выполняют только функцию регулирования заработной платы. Однако, подобное утверждение неверно и опровергается опытом ряда стран с развитой рыночной экономикой, где роль норм затрат труда в организации производства и труда весьма существенна. Нормирование труда рассматривается в качестве важнейшей составляющей внутрипроизводственного управления, управленческого учета и организации производства.

    Необходимость нормирования обусловлена постоянной потребностью в выявлении резервов снижения затрат на производство на основе их тщательного изучения и разработки предложений по повышению эффективности. При переходе к рыночной экономике роль нормирования труда не снижается, но объективно становится более значимой, и меняются его функции. Если в условиях централизованной экономики основными функциями нормирования были вопросы регулирования оплаты труда, то при рыночной экономике основными являются функции выявления резервов роста производительности труда, повышения эффективности производства, улучшения использования производственных мощностей, оценки результатов деятельности предприятий.

    Такая постановка вопроса приводит к необходимости создания измерительного инструментария, с помощью которого можно правильно оценивать и прогнозировать затраты труда в конкретных условиях. Требования к нормам затрат труда в условиях рыночной экономики могут быть сведены к следующим:

    Ø высокое качество устанавливаемых норм, их максимальное приближение к общественно-необходимым затратам труда;

    Ø всесторонняя научная обоснованность норм на основе более полного учета организационно- технических, экономических, психофизиологических и социальных факторов;

    Ø равная напряженность норм на аналогичные работы в одинаковых условиях их выполнения.

    Таким образом, поиск оптимального варианта трудового процесса, как правило, связан с трудоемкими расчетами и возможен лишь при использовании математических методов и прогрессивных норм и нормативов.

    1. Комарова Н.В. Моделирование и оптимизация трудовых процессов авиационного предприятия с использованием математических методов и теории планирования эксперимента. Материалы международной конференции: «Авиация и космонавтика» Секция: Экономические проблемы аэрокосмического комплекса. Москва,2014

    2. Комарова Н.В. Проблемы реструктуризации авиационных предприятий с целью формирования компетентностной организации. М., Нормирование и оплата труда в промышленности. № 8,2012

    3. Комарова Н.В. Формирование стратегии развития вертолетостроительного предприятия с использованием центров компетенций. М., Вестник МАИ, т 21, выпуск 2, 2014

    4. Комарова Н.В., Миускова Р.П. Оптимизация трудовых процессов с использованием математических методов и микроэлементных нормативов времени. М.: РУСАКИ, 2004г

    Источник: izron.ru

    Оптимизация процессов: методы и цели

    Любой процесс, любое предприятие и любая организация преодолевают различные этапы в ходе работы, конечным результатом которой, так или иначе, является направленность на достижение главной цели. В своем стремлении добиться своих основных приоритетных установок, которые изначально были прерогативой работы всего комплекса (производства, коммерции, образования, логистики и т. д.), управленцы ищут наиболее перспективные и приоритетные варианты осуществления поставленных перед ними задач. Существующая система управления рано или поздно теряет свой квалификационный уровень на фоне новых разработок, новых внедрений, инновационных изменений в развитии той или иной отрасли. Именно поэтому руководители предприятий и организаций прекрасно понимают всю важность и значимость необходимости идти в ногу со временем и не отставать от специфики постоянно трансформирующегося и совершенствующегося процесса развития конкретного сегмента деятельности. Будь то коммерция, производство, промышленность, образование, логистика – в любом случае рано или поздно необходимо прибегать к организационной или технологической оптимизации процессов управления на том или ином предприятии.

    Понятие

    Оптимизация любого процесса – это совокупность действенных методов и способов улучшения протекания этого самого процесса в целях получения более быстрого, более оптимального и более качественного результата. То есть оптимизация – это понятие, означающее повышение эффективности, синоним слова «улучшение». Чтобы смысл данного определения стал понятнее, необходимо проследить особенности оптимизации на конкретном примере.

    Допустим, сотрудницы отдела швейной фабрики работают на своем участке вдвоем, выходя на смену шесть дней в неделю и работая по девять часов. Производительность их труда заметно снижается ближе к вечеру и работоспособность становится менее продуктивной ближе к концу недели, когда физические возможности работниц иссякают.

    Соответственно, снижается объем проделанной ими работы, ухудшается качество ее выполнения, вследствие чего падает спрос на произведенную продукцию, а за ним – и общий уровень дохода швейной фабрики. Мыслящий рационально управленец, который стоит в непосредственном руководстве над этими сотрудницами, заметив подобную негативную тенденцию, должен сразу принять меры по оптимизации производственного процесса.

    Для этого ему необходимо составить план по улучшению эффективности работы на данном участке производства и обязательно учесть все нюансы, сопутствующие процессу. К примеру, необходимо просчитать, каковы будут затраты предприятия, если в помощь работницам вывести третьего человека или же предложить девушкам работать посменно с увеличением дневных часов и с уменьшением количества выходов в месяц. Так, поставив третьего человека в помощники швеям, можно будет добиться увеличения скорости и объема проделываемой работы на одну треть. А если сэкономить на заработной плате третьей сотрудницы и выводить двоих девушек посменно через день, за выходные у них будет возможность набраться сил и выполнять работу гораздо более усерднее и быстрее в рабочие дни.

    И так в любом отраслевом сегменте – возникающие проблемы в процессе функционирования любого предприятия требуют обязательного их устранения посредством составления конкретного плана действий, направленного на оптимизацию рабочего процесса в целом.

    Цели оптимизации

    Цели и задачи

    Как и любая процедура, применяемая руководством предприятия или организации в ходе их непосредственной деятельности (будь это образовательное бюджетное учреждение, коммерческая торговая компания или промышленный комплекс), программа повышения производственных мощностей в обязательном порядке направлена на достижение конкретных поставленных задач и целей. Оптимизация процессов на предприятии любой отраслевой сферы деятельности характеризуется основными ключевыми моментами:

    Естественно, что главной и безапелляционной целью любой фирмы, работающей на коммерческой основе, будет получение прибыли. Соответственно, задачи и цели оптимизации процессов управления торговой предпринимательской деятельностью будут направлены исключительно на повышение эффективности производственных мощностей и увеличение продаж.

    Если речь идет о бюджетной структуре, то здесь упор делается на повышение качества работы сотрудников внутри самой организации. К примеру, оптимизация учебного процесса или оптимизация образовательного комплекса (ДОУ, ОШ, вуза) в целом должна быть направлена на улучшение методики преподавания, привлечение только высококвалифицированных специалистов и педагогов, изменение в структуре учебной программы специфики преподавания в целях максимальной отдачи от обучающихся. Здесь смысл заключается в том, чтобы для учеников процесс обучения стал легче, проще, понятнее, но при этом коэффициент полезной деятельности должен оставаться на том же уровне или даже повышаться.

    Минимизация затрат, оптимизация доходов

    Методы

    Само собой разумеется, что для того, чтобы добиться достижения поставленных целей и задач, необходимо вначале разработать комплекс соответствующих мероприятий, которые непосредственно поспособствуют получению в конечном итоге требуемого результата. Для этого разрабатываются соответствующие методы оптимизации процессов на разных уровнях. Иными словами, чтобы достигнуть желаемого, нужно продумать способы, посредством которых это желаемое можно заполучить.

    Естественно, что в зависимости от того, каким направлением деятельности характеризуется конкретное предприятие или организация, методы оптимизации процессов работы в каждой конкретной компании отличаются. Но в целом разные способы повышения эффективности в функционировании компаний разных отраслевых структур нацелены все же на одни и те же приоритетные направления в развитии.

    • Метод исключения – предусматривает ликвидацию тех внешних и внутренних факторов воспроизводства, которые выступают в роли помех и препятствий и мешают предприятию повышать свою рентабельность.
    • Метод упрощения – предполагает снижение уровня сложности в структуре производственного (сбытового, образовательного, логистического) процесса посредством рассредоточения основного объема работы на отдельные сегменты и участки.
    • Метод стандартизации – характеризуется внедрением новых программ, инновационных технологий, принципиально отличных техник, продуктов, комплектующих и этапов в продвижении рабочего процесса.
    • Метод сокращения – обусловлен необходимостью уменьшения затрат производственного, ресурсного, трудового, запасного, финансового характера.
    • Метод ускорения – предусматривает необходимость снижения временных потерь, а также внедрение параллельного инжиниринга, симуляции, быстрого проектирования образцов и автоматизации рабочего процесса.
    • Метод изменения – самые провальные участки, тормозящие процесс производства, должны быть заменены на принципиально новые, эффективные и действенные. Некачественные материалы должны заменяться на добротный продукт, нерезультативная методика должна сменяться действенным оперативным аппаратом и т. д.
    • Метод взаимодействия – вся работа на предприятии должна осуществляться в слаженном, объединенном единой целью и идеей коллективе. Взаимодействие сотрудников на разных уровнях иерархического подчинения и совместная продуктивная работа помогут реализовать те цели и задачи, которые поставлены перед штатом сотрудников в целом.

    Чтобы понимать, каким образом можно достичь оптимизации систем и процессов в наиболее приоритетных отраслях деятельности, необходимо более подробно остановиться на каждой из них.

    Как оптимизировать процесс производства

    В управлении

    Принятие решений – важнейшая составляющая управленческого комплекса на любом предприятии, хоть производственном, хоть торговом, хоть бюджетном. Любая оптимизация процессов в организации так или иначе предусматривает задействование человеческого фактора. От того, как будет построен рабочий процесс, и как в этом процессе будут взаимодействовать человеческие ресурсы, зависит производительность труда на фирме в целом. Грамотно составленный менеджмент и умение внедрять эффективные методы функционирования в процесс управления в целом позволят не только оптимизировать структуру взаимоотношений между сотрудниками, но и повысить рентабельность предприятия в комплексе.

    Итак, какими методами можно достичь продуктивности менеджмента, как главного инструмента управления предприятием?

    • Обеспечение легкой управляемости– чем проще будет сформирована структура взаимодействия и иерархического подчинения одних сотрудников другим, тем оперативнее и плодотворнее будут протекать все процессы в целом.
    • Внедрение новых предложений по увеличению качественных показателей произведенной продукции в уже существующую систему менеджмента.
    • Содействие в снижении такого показателя, как зависимость предприятия от человеческой составляющей – имеется в виду переход к автоматизированным системам труда.
    • Обязательное установление контроля за результатами деятельности предприятия, а также проведение последующего анализа его рентабельности, исходя из оценки конкретных факторов.
    • Минимизация издержек и затрат в тех сегментах, где это наиболее рационально.
    • Планомерное и логически обоснованное разделение ответственности и соответствующих полномочий между функциональными отделами компании.
    • Проведение тотальной проверки на предмет повторения выполняемых одних и тех же задач разными подразделениями во избежание нерационального распределения рабочего времени и функциональных обязанностей.

    В чем заключается главная цель оптимизации процессов управления? В том, что правильно составленный аппаратом управления в лице руководства план мероприятий по внедрению продуктивных способов и ликвидации нерезультативных видов деятельности позволяет снизить расходы компании в целом, не ущемляя интересы работников.

    Задачи оптимизации

    В производстве

    Основоположным правилом рентабельного предприятия и эффективного производства считается увеличение разницы между затратами на изготовление продукции и ценой ее реализации. То есть, если говорить конкретно о производственном предприятии, то здесь весь смысл работы заключается в том, чтобы цена на конечный продукт оправдывала расходы, связанные с его производством. И чем больше разница между расходами и стоимостью, тем более рентабельным и продуктивным считается производство (разумеется, в случае, когда цена одной единицы готовой продукции выше затрат, потребовавшихся на ее изготовление).

    За счет чего же возможно осуществление оптимизации процессов производства? Какими методами достигается повышение его эффективности?

    • Реструктуризация системы учета затрат – принципиальная и главнейшая составляющая оптимизационного процесса. Только грамотный и корректный подход к переквалификации и перераспределению расходов способен вывести производство на новый уровень.
    • Расчет и анализ текущей себестоимости продукции – речь идет об исчислении затрат на сырье, на заработную плату сотрудников предприятия, оплату услуг коммунального хозяйства, износ оборудования и т. д.
    • Проведение трансформации производственного цикла – выявление критических моментов в производственном круговороте и устранение тормозящих процесс факторов.
    • Модернизация оборудования – замена старого, полностью самортизированного рабочего инвентаря на новое техническое оборудование даст возможность увеличить коэффициент полезного действия на производстве в разы.
    • Увеличение производственных мощностей – расширение производства служит основой для увеличения прибыльности предприятия исходя из получения новых возможностей.
    • Автоматизация рабочего процесса – снижая затраты на выплату заработной платы дополнительно нанимаемому штату сотрудников, у руководства производственного предприятия появляется возможность сэкономить существенную сумму средств.
    • Выявление оптимального перечня закупаемого сырья – анализ действительно нужных запасов, которые приобретаются предприятием для производства готового продукта, помогает выявить исключительно приоритетные направления (самые продаваемые партии) и сконцентрировать внимание именно на них.
    • Минимизация отходов – для оптимизации затрат необходимо использовать вторсырье, применять перерабатывающие комплексы, не выбрасывать отходы, которые вполне пригодны для переработки и вторичного использования.
    • Возведение собственной электроподстанции – крупные предприятия тратят огромные средства на снабжение цехов электропитанием. Построение собственной распределительной электрической станции даст возможность свести эти затраты к минимуму. Однако стоит учесть, что такие возможности присущи лишь крупным производителям.

    Методы оптимизации

    В коммерции

    Торговые предприятия, равно как и производственные, стремятся повышать свою эффективность в целях привлечения больших инвестиций и увеличения чистой прибыли от продаж. Оптимизация коммерческого бизнеса проявляется в основном в следующих методических шагах:

    • корректная организация планирования;
    • прогнозирование и изучение рынка;
    • занятие правильной ниши на рынке товаров и услуг;
    • выявление потребностей потенциального покупателя;
    • замена невыгодных поставщиков на более приоритетных;
    • закупка исключительно окупаемого товара;
    • дополнительное стимулирование спроса (реклама);
    • расширение товарного ассортимента (исключительно рациональное);
    • правильное формирование ценообразования;
    • улучшение организации сбыта и продажи товаров.

    Коммерческое предприятие как никакое иное направлено в первую очередь на зарабатывание денег и получение прибыли. Поэтому оптимизация процессов сбыта направлена непосредственно на повышение доходности коммерческой фирмы.

    Инструменты оптимизации

    В педагогике

    Дошкольные учебные учреждения и детские сады, будучи бюджетными учреждениями, страдают от консервативных методов ведения воспитательного процесса не менее сильно, чем негосударственные структуры. Здесь педагогам приходится работать не с вещественными изделиями конечного производства, а с теми знаниями, умениями и навыками, которые они могут и должны вкладывать в головы подрастающего поколения. Тот уровень знаний, который сегодня предоставляет нынешняя педагогическая воспитательная система, естественно, регулируется существующими ГОСТами и прописанными правилами. Но насколько эффективно сегодняшнее преподавание? И от чего зависит повышение эффективности педагогического процесса?

    Оптимизация воспитательной деятельности зачастую направлена на:

    • активизацию каналов восприятия – принятие детьми конкретной информации и ее активное усвоение;
    • разработку комплекса мероприятий по привлечению повышенного внимания детей к воспитательному процессу и обучению новым умениям;
    • внедрение новейших методик воспитания, повышающих вовлеченность детей в воспитательный процесс;
    • использование наглядных примеров для быстрого закрепления полученной информации и умения мыслить ассоциативно;
    • применение оперативного тестирования;
    • принятие детьми участия в непосредственной подготовке некоторых аспектов занятия;
    • эффективное распределение времени.

    Помимо всего прочего, оптимизация работы воспитателей в детских садах достигается постоянным повышением квалификации, дополнением их собственных знаний новейшими идеями и спецификой преподавания в дошкольных учреждениях. Только грамотный и квалифицированный педагог может заложить в развитие детей информацию правильно, доходчиво и корректно. А это, в свою очередь, главная цель любого детского сада.

    В образовании

    Не менее высоки требования к оптимизации учебных процессов школьного и послешкольного образования. Учителя общеобразовательных школ и преподаватели вузов нуждаются в еще более частой переаттестации, нежели педагоги дошкольных учреждений. В чем заключаются основоположные аспекты оптимизации деятельности учителей и преподавателей на уроках?

    • Работа над обеспечением корректного первичного восприятия учебного материала – чтобы учащимся (студентам) был интересен представляемый преподавателем материал, последнему необходимо потрудиться и поразмыслить над тем, как можно улучшить подачу новой темы. Ведь именно от степени вовлеченности учащегося в рабочий процесс зависит то, как он усвоит материал в дальнейшем.
    • Усвоение полученных знаний – одного лишь умения донести до слушателей лекции тему занятия не достаточно для того, чтобы знания укоренились в сознании учащихся. Поэтому учитель (преподаватель) обязан строить свои практические занятия с обязательной демонстрацией легких, простых и понятных примеров. Это многократно увеличивает способность у учеников запоминать полученную новую информацию.
    • Применение приобретенных навыков – проведение всевозможных экспериментов на практикумах или задание на дом в виде творческого применения полученных знаний считается действенной методикой в оптимизации закрепительного этапа в усвоении темы.

    Главная цель оптимизации процесса образования – качественная подача материала преподавателем и оптимальное использование им своих возможностей для повышения эффективности усвоения учениками новой информации.

    В логистике

    Крупные логистические центры, занимающиеся перевозками, транспортировкой груза и связью с контрагентами, также требуют проведения обязательных мероприятий по оптимизации логистических процессов. На что она направлена?

    • Планирование операций исходя из соотношения временных и финансовых показателей, ориентирование на девиз «время – деньги».
    • Активное использование новейших информационных технологий – применение компактных портативных компьютеров и прочих гаджетов для связи с перевозчиками, экспедиторами, клиентами.
    • Системный расчет финансовых и трудовых ресурсов на перевозку груза из пункта А в пункт Б, исходя из оценки рентабельности и выгодности таких транспортировок.
    • Минимизация рисков при транспортировке груза, построение системы депремирования в случае порчи груза по вине перевозчика или экспедитора.
    • Сведение риска порчи груза ввиду температурных или сроковых условий к минимуму (приобретение холодильных камер, соблюдение правил хранения груза в виде скоропортящегося товара).

    Схема оптимизации коммерции

    В организации

    Оптимизация технологических процессов очень тесно связана с правильно организованной работой на предприятии в целом. От того, как построена организационная структура фирмы, зависит эффективность ее функционирования. А исходя из того, что структура компании целиком и полностью основывается на сотрудниках и выполняемых ими обязанностях, важнейшей организационной задачей любой фирмы является оптимизация персонала. Сюда можно отнести:

    • снижение затрат работодателя на обеспечение трудовой деятельности;
    • повышение фактической квалификации сотрудников;
    • автоматизация труда – замещение физической работы машинизированной;
    • избавление от неэффективных сотрудников – сокращение;
    • улучшение системы управления кадрами.

    Здесь представлен лишь краткий перечень тех моментов, которые являются основополагающими в реорганизации управления персоналом. Но они отражают ключевые аспекты, которые способствуют достижению главной цели оптимизации процессов организации на предприятии – минимизацию затрат.

    Источник: fb.ru

    Оцените статью
    Добавить комментарий