Понятие производственного, технологического и трудового процессов
Основу формирования каждого предприятия составляет производственный процесс, состоящий из совокупности взаимосвязанных процессов труда, сочетающихся в ряде случаев с естественными процессами.
Общий производственный процесс представляет собой совокупность частных процессов, объединенных одной целью — выпуском готовой продукции. Частичные процессы производства различны по роли в изготовлении готового продукта, содержанию, степени прерывности, уровню механизации и т.д. В зависимости от особенностей процессов организуются производственные подразделения предприятий, решается ряд вопросов планирования и управления.
В каждом производственном процессе центральное место занимают основные процессы, т.е. такие, где осуществляется превращение основного сырья и материалов в готовую продукцию предприятия. Основной производственный процесс складывается из частичных по выполнению отдельных стадий или по изготовлению элементов и деталей конструкций.
Принцип разделения труда. Как структурировать работу и увеличить прибыль компании / Евгений Фролов
Вспомогательными процессами являются такие, в результате которых изготовляется продукция, используемая в основном производстве. К ним относятся: производство для собственных нужд различных видов энергии; изготовление инструментов и приспособлений; ремонт оборудования и поддержание его в рабочем состоянии; ремонт зданий и сооружений. Эти процессы представляют собой обособленные части производства, которые могут быть часто выделены в самостоятельные производства. Их результаты материализуются в новых потребительных стоимостях, а принципы организации те же, что и основных процессов.
К обслуживающим процессам относятся: питание основных участков и цехов материалами, полуфабрикатами, инструментами и приспособлениями; межцеховой и внутрицеховой транспорт, погрузо-разгрузочные и переместительные процессы; складирование и хранение материально-энергетических ресурсов. Эти процессы органически связаны с основным производственным процессом и неотрывны от него. Основная тенденция их развития — механизация и автоматизация и, где это возможно, совмещение с основным производственным процессом.
Для определения целей организации работы коллектива осуществляются управленческие процессы, а для обслуживания и создания нормальных условий труда проводится работа по технике безопасности, социально-культурному обслуживанию коллективу работников.
Технологический процесс и его связь с производственным процессом.
По своему характеру производственные процессы бывают синтетическими, при которых из различных видов сырья и материалов изготовляется один вид продукции; аналитическими, когда многие виды продукции изготовляются из одного сырья; прямыми, когда осуществляется производство одного вида продукции из одного вида сырья. Кроме того, различаются производственные процессы с преобладанием химических или механических методов обработки.
Преобладание на предприятии какой-либо из перечисленных разновидностей технологического процесса производства оказывает большое влияние на его производственную структуру. Так, при синтетических процессах разветвленная система заготовительных цехов, в каждом из которых происходит начальная переработка сырья и материалов, постепенно переходит в более узкий круг обрабатывающих звеньев и завершается одним выпускающим.
А.М.Рощин. Курс «Организация производства на предприятии». Первая лекция.
В этом случае весьма трудоемки работы по материально-техническому снабжению, внешнему и внутризаводскому кооперированию, управлению заготовительным производством и т.д. При аналитическом процессе один заготовительный цех передает свои полуфабрикаты и несколько обрабатывающих и выпускающих, специализированных па изготовлении различного рода продукции.
В этом случае предприятие производит большое число различных видов продукции, имеет большие и разветвленные связи по сбыту, как правило, здесь развиты побочные производства. Это также оказывает влияние на структуру предприятия. При прямом процессе производства создается обычно одна “производственная нитка” от начала и до конца процесса производства. В зависимости от разнообразия методов обработки изделий на предприятии появляются соответствующие подразделения, а в аппарате управления — соответствующие функции и звенья. Так, может возникнуть управление химическими, физическими лабораториями, энергохозяйством и т.д.
По стадии изготовления готового продукта выделяют заготовительные, обрабатывающие и отделочно-сборочные процессы производства. По степени технической оснащенности бывают ручные, частично и комплексно механизированные и частично и комплексно автоматизированные процессы. По прерывистости различают прерывные и непрерывные; по особенностям используемого оборудования — аппаратурные (агрегатные) и дискретные, где преобладает работа па отдельных станках.
Процесс производства и технологической обработки на каждом предприятии находится в постоянном изменении — меняются под влиянием научно-технического прогресса и нужд потребителя.
Организация трудовых процессов на предприятии учитывает прежде всего, целесообразность разделения труда. Разделение труда может быть осуществлено: по операциям технологического процесса; квалификации работ; видам работ — основные и вспомогательные.
Организации трудовых процессов предшествует работа по изучению, обобщению и распространению передовых приемов труда, которая осуществляется в такой последовательности:
- а) выбор объектов изучения;
- б) изучение методик работы отдельных исполнителей (бригад);
- в) отбор лучших приемов работы и проектирование рационального трудового процесса
- г) обучение всех рабочих выполнению рационального процесса.
Одним из важнейших элементов трудового процесса, подвергающимся анализу при внедрении НОТ, является изучение условии труда.
При анализе условий труда дается развернутая характеристика состояния главных факторов: шума, вибрации, оснащенности, концентрации газов и пыли, температуры и т.д., влияющих на производительность труда и здоровье работающих.
Для характеристики каждого из перечисленных факторов фактические данные сопоставляют с нормативами, установленными для каждого вида производства. Замеры фактических параметров производятся специальными приборами.
На основании выявленного анализом состояния окружающей среды разрабатываются мероприятия по ликвидации отклонений от нормативов, создаются наиболее благоприятные для работы условия [23, с.171].
Важным элементом научной организации труда является производственная эстетика. Решая вопросы окраски стен, потолка, оборудования и различных предметов оснащения рабочего места необходимо иметь в виду, что та или иная окраска окружающих рабочего предметов значительно влияет на работоспособность и производительность труда. Важным элементом производственной эстетики является рабочая одежда. Она должна учитывать особенности выполняемой работы, быть красивой, удобной, отвечать требованиям техники безопасности и гигиены.
К числу элементов условий организации труда относится бытовое обслуживание. При хорошей его организации, как правило, уменьшаются непроизводительные потери времени, повышается настроение рабочих, создаются условия для быстрейшего восстановления энергии, затраченной на работу, улучшается санитарно-гигиеническое состояние. Обращается внимание на организацию питьевого режима, своевременность выдачи спецодежды и спецжиров, состояние умывальников, душевых установок, наличие и удобство раздевалок, наличие аптечки первой медицинской помощи, порядок обеспечения питанием и многие другие факторы для обслуживания работников.
Источник: studwood.net
Школа научного управления
Шко́ла нау́чного управле́ния, направление в менеджменте , основанное на убеждении в существовании оптимального способа организации труда и рационализации использования трудовых ресурсов с целью повышения эффективности производства .
Наиболее значимыми исследователями и практиками в рамках школы научного управления были Ф. У. Тейлор , Г. Гантт , Ф. и Л. Гилбрет (1868–1924 и 1878–1972 соответственно), Г. Эмерсон (1853–1931).
Период конца 19 – начала 20 вв. в США и странах Западной Европы характеризуется бурным ростом промышленного производства и, как следствие, усилением конкурентной борьбы между предприятиями, нуждающимся в повышении эффективности своей деятельности. Успехи науки и техники в этот исторический период порождали веру в возможность использовать научные подходы для нахождения единственно правильных решений всех проблем, связанных как с организацией производственных процессов, так и с определением методов управления ими.
Публикация книги инженера Ф. У. Тейлора «Принципы научного управления» (1911) положила начало целому ряду исследований в области новой науки – менеджмента.
Исходя из своего опыта управления трудовыми операциями на заводах сталелитейной промышленности Тейлор предложил следующие основные положения, которые, по его мнению, составляют сущность системы научного управления:
- изучение процесса осуществления трудовых операций. Как менеджеры , так и все остальные работники должны иметь чёткое представление о том, каким образом можно добиться максимума производительности труда . Для этого следует изучать элементы трудового процесса и фиксировать требуемые его результаты;
- отбор и обучение персонала на основе определения научно обоснованных критериев деятельности. Сотрудники должны обладать теми профессиональными качествами, которые необходимы для выполнения научно обоснованного объёма работы;
- организация процесса взаимодействия руководителя и работника с целью достижения максимальной производительности труда;
- необходимость чёткого распределения ответственности и обязанностей между руководителями и работниками. Задача руководителей заключается в научном обосновании своих поручений и контроле за их исполнением. В свою очередь, сотрудники должны быть ознакомлены с научным обоснованием процесса выполнения трудовых операций, что должно исключить возможность возникновения трудовых конфликтов.
Тейлор впервые разделил трудовые операции на их составные элементы, а также провёл исследования затрат труда и его производительности.
Согласно представлениям Тейлора, эффективное управление предприятием должно осуществляться системно, на основе научно обоснованных методов и принципов управления. Организационная структура предприятия должна быть функциональной, и каждый менеджер в организации должен нести ответственность за результативность работы своего функционального подразделения.
По мнению Тейлора, в обязанности менеджера должны входить подбор и расстановка сотрудников на те рабочие места, где они могут действовать наиболее эффективно, а также обучение персонала, определение для него рабочих заданий, снабжение необходимыми материальными ресурсами , разработка системы мотивации и контроль его работы.
Система Тейлора основана на следующих общих принципах организации труда:
- определение рациональных действий и методов осуществления трудовых операций;
- набор работников в соответствии с требованиями методов осуществления трудовых операций и их обучение;
- создание системы стимулирования сотрудников на основе разработанной схемы выполнения трудовых заданий.
Последователями Тейлора являются Фрэнк и Лилия Гилбрет. Работы этих авторов оказали существенное влияние на развитие представлений менеджеров о техническом нормировании труда и рационализации трудовых процессов с целью повышения их производительности.
Ф. Гилбрет разделял представление Тейлора о значимости хронометрирования (определения времени, которое тратится на выполнение каких-либо действий) трудовых операций, разделяя эти операции на отдельные движения с целью найти оптимальный способ выполнения работы.
В основе открытий Гилбретов лежало изучение движений работников с помощью использования кинокамеры в сочетании с хронометром. Учёные смогли определить и описать 17 основных движений кисти руки при совершении трудовых операций, что позволило им разработать стандарты реализации рабочих процессов. Примеры движений кисти руки включают следующие:
- взять предмет, в результате чего работник получает над ним контроль;
- отпустить предмет;
- планировать дальнейшие действия (рука не соприкасается с предметом).
Гилбреты провели анализ многих видов работ, выделяя воздействие на них со стороны различных факторов, влияющих на производительность труда и включающих состояние здоровья работника, его образ жизни, культурный и образовательный уровень, условия труда, обеспеченность материалами, инструментами и оборудованием, скорость движений, автоматизм выполнения операций и др.
Современник Тейлора и сторонник использования научных методов управления Г. Гантт считал, что успешный менеджмент заключается в достижении поставленных целей путём детального анализа стоящих перед предприятием задач, основанного только на научных подходах.
Значимым вкладом Гантта в развитие школы научного управления является разработка инструмента, предназначенного для планирования трудового процесса исходя из всех материальных, финансовых, трудовых и временны́х ресурсов, необходимых для его осуществления, а именно – диаграммы Гантта. На ней наглядно представлена последовательность шагов в рамках осуществления производственной операции (или проекта) с учётом возможности одновременного выполнения некоторых из них. Высокая эффективность этого инструмента планирования привела к тому, что в 21 в. диаграммы Гантта являются обязательным элементом разработки различных проектов и контроля за ходом их реализации.
Разделяя бо́льшую часть рекомендаций Тейлора по методам создания эффективной организации, особое внимание Гантт уделял вопросу социальной ответственности бизнеса , видя в промышленных компаниях институты , которые содействуют благу общества и должны перечислять значительную часть прибыли на общественные нужды. Существенное развитие в трудах Гантта получила предложенная Тейлором система оплаты труда , делающая акцент на проявлении большей заботы о рабочих, которые следовали инструкциям и вносили свои предложения по рационализации производственных процессов.
В дальнейшем система научного управления развивалась в трудах американского учёного и консультанта Г. Эмерсона. В его работе «Двенадцать принципов производительности» (1912) описаны следующие принципы повышения эффективности производственных процессов:
- существование чётко сформулированных руководителями целей деятельности, которые должны быть известны каждому работнику;
- наличие здравого смысла в управлении;
- оптимизация технологии производства;
- введение жёсткой дисциплины и следование утверждённым инструкциям;
- честное и справедливое ведение дела менеджерами;
- ведение учётных документов по производственным операциям;
- использование методов календарного планирования;
- разработка и введение стандартов условий работы;
- применение научно обоснованных стандартов при калькуляции затрат и определении временны́х рамок выполнения работ, премиальных вознаграждений и др.;
- стандартизация операций;
- введение стандартных инструкций, постоянно действующих правил и процедур;
- формирование системы вознаграждений за эффективный труд.
Опубликовано 22 марта 2023 г. в 11:53 (GMT+3). Последнее обновление 22 марта 2023 г. в 11:53 (GMT+3). Обратная связь
Источник: bigenc.ru
Школа научного управления Фредерика Тейлора
Основателем школы научного управления считается Фредерик Тейлор. Первоначально сам Тейлор называл свою систему «управлением посредством заданий». Понятие «научное управление» впервые в 1910 г. применил Луис Брандвайс.
Фредерик Тейлор считал, что управление как особая функция состоит из ряда принципов, которые могут применяться ко всем видам социальной деятельности.
Основные принципы Фредерика Тейлора.
- Научное изучение каждого отдельного вида трудовой деятельности.
- Отбор, тренировка и обучение рабочих и менеджеров на основе научных критериев.
- Сотрудничество администрации с рабочими.
- Равномерное и справедливое распределение обязанностей.
- Система дифференцированных сдельных ставок должна стимулировать большую производительность рабочих, т. к. от этого повышается сдельная ставка заработной платы.
- Использование идей Тейлора обеспечивает значительный рост производительности труда.
- Рациональная организация труда — предполагает замену традиционных методов работы рядом правил, сформированных на основе анализа работы, и последующую правильную расстановку рабочих и их обучение оптимальным приемам работы.
- Разработка формальной структуры организации.
- Определение мер по сотрудничеству управляющего и рабочего, т. е. разграничение исполнительных и управленческих функций.
- Ф. У. Тейлор;
- Френк и Лилия Гилберт;
- Генри Гантт.
- хронометраж;
- инструктивные карточки;
- методы переобучения рабочих;
- плановое бюро;
- сбор социальной информации.
- Ф.Тейлор: рабочие должны получать зарплату пропорционально своему вкладу, т.е. сдельную. Рабочие, которые производят больше установленной дневной нормы, должны получать большую оплату, т.е. дифференцированную сдельную оплату труда;
- Г.Гантт: рабочему гарантирована недельная зарплата, но при перевыполнении нормы он зарабатывает премию плюс более высокую оплату единицы продукции.
Источник: studfile.net