Основные методы государственного регулирования трудовых отношений

Государственное регулирование оплаты труда Значительное неравенство в распределении доходов является социально опасным. В экономически развитых странах...

Значительное неравенство в распределении доходов является социально опасным. В экономически развитых странах признается право людей на определенный стандарт благосостояния. Средством преодоления неравенства и бедности выступает государственная политика доходов.

Она осуществляется по двум основным направлениям:

1. Регулирование доходов населения.

2. Перераспределение доходов через государственный бюджет. Практика регулирования доходов предполагает:

  • установление гарантированного минимума (или ставки) заработной платы, который имеет важное значение для таких категорий населения, как малоквалифицированные рабочие, молодежь, женщины, иностранные рабочие, а также часто используется как исходная база для определения оплаты труда более высоких категорий работников, различных премий и доплат;
  • регулирование в ряде случаев верхнего предела увеличения номинальной заработной платы в целях снижения издержек производства и на этой основе сдерживания инфляции, роста инвестиций и повышения конкурентоспособности национальной продукции;
  • защиту денежных доходов населения от инфляционного обесценения путем индексации, то есть увеличения номинальных доходов в зависимости от роста цен.

Индексация может осуществляться как на уровне государства, так и на уровне фирм, будучи включенной в коллективный договор, а также производиться дифференцированно в зависимости от величины доходов.

8.4 Методы и инструменты государственного регулирования экономики.

Политика перераспределения доходов включает:

  • аккумуляцию денежных средств в руках государства для проведения социальной политики путем взимания с населения прямых и косвенных налогов; высказываются мнения разных экономистов, что следует регулировать размеры фондов потребления или регулировать систему индивидуального налогообложения;
  • предоставление населению социальных гарантий путем финансирования систем образования, медицинского обслуживания, учреждений культуры, искусства и пр.;
  • финансирование системы социальной защиты, включающей:
  • систему социального страхования;
  • систему государственной помощи лицам, не способным обеспечить себе доход.

Социальная защита населения предполагает выплату государством трансфертных, то есть безвозвратных платежей. Социальные трансферты – это бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций. Они могут осуществляться в натуральной и денежной формах.

Проводя социальную политику, государство использует такие инструменты, как социальные стандарты, потребительские бюджеты, другие пороговые социальные ограничители. Социальные стандарты являются средством обеспечения прав граждан в области социальных гарантий.

Минимальные государственные социальные стандарты – это государственные услуги, предоставление которых гражданам на определенном минимально допустимом уровне гарантируется государством на безвозмездной и безвозвратной основах за счет бюджетов всех уровней на всей территории страны.

Способы государственного регулирования экономики.

Они используются для определения финансовых нормативов, необходимых для формирования бюджетов и внебюджетных фондов. На основе социальных стандартов (пороговых показателей) по науке, образованию, культуре, здравоохранению устанавливаются объемы их финансирования.

Помимо минимальных социальных стандартов, индикатором в социальной политике государства служат показатели прожиточного минимума. В социальном законодательстве развитых стран при помощи этого показателя измеряется бедность: население, имеющее доходы ниже прожиточного минимума, признается бедным и имеет право на поддержку со стороны государства.

К прожиточному минимуму привязываются многие социальные гарантии: минимальная заработная плата, минимальная пенсия, стипендии учащихся, некоторые пособия. В России он пока не выполняет такой функции, однако в Трудовом кодексе РФ записано положение о том, что минимальная заработная плата должна обеспечивать прожиточный минимум.

Поскольку в России государство играет главенствующую роль в экономике и определяет политику оплаты труда миллионов людей, то следует понять, каким образом оно может воздействовать на доходы и заработную плату.

Государственное регулирование оплаты труда, осуществляемое в настоящее время, включает:

  • законодательное установление и изменение минимального размера оплаты труда;
  • налоговое регулирование средств, направленных на оплату труда организациями, а также доходов физических лиц;
  • установление государственных гарантий по оплате труда.

За рубежом минимальная заработная плата составляет около 40% среднее заработной платы. У нас в стране в настоящее время она не превышает 10% что явно недостаточно для обеспечения нормального уровня жизни людей.

Сущность заработной платы определяется как цена рабочей силы на рынке труда, материально-вещественным воплощением которой является стоимость предметов потребления (продовольственных и непродовольственных товаров), услуг, налогов и других платежей, обеспечивающих воспроизводство рабочей силы, удовлетворение физических и духовных потребностей как самого работника, так и членов его семьи.

Основа организации оплаты труда – потребительский бюджет работника. В России в качестве такого бюджета используется минимальный потребительский бюджет низкого стандарта, на котором основывается минимальная заработная плата. Она представляет низшую границу стоимости неквалифицированной рабочей силы, исчисляемой в виде денежных выплат в расчете на месяц, которые получают лица, работающие по найму, за выполнение простых работ в нормальных условиях труда.

В структуру заработной платы, помимо тарифной части, которая регулируется в зависимости от минимальной зарплаты, входят премии и вознаграждения, надбавки и доплаты, а также выплаты, не связанные непосредственно с результатами труда. В бюджетных организациях и на предприятиях государственного сектора экономики регулирование заработной платы осуществляется на основе единой тарифной сетки -ETC.

ETC представляет собой шкалу тарификации и оплаты труда всех категорий работников – от рабочего низшего разряда до руководителей организаций. Существует также система надбавок и коэффициентов к заработной плате, укладывающаяся в систему государственного районного регулирования оплаты труда, сформированную еще в условиях плановой экономики.

Эта система учитывает три фактора:

  • различия в потребностях населения, занятого трудом равной тяжести и сложности;
  • различия в уровне потребительских цен по районам;
  • необходимость привлечения населения в районы страны, испытывающие дефицит рабочей силы.

Основные факторы находятся под влиянием бюджета прожиточного минимума, поэтому для совершенствования существующей системы районного регулирования целесообразно разрабатывать 12-15 бюджетов, которые дают возможность разделить территорию России на 8 тарифных поясов с поясными коэффициентами от 1,0 до 1,6.

На сегодняшний день в зависимости от степени дискомфортности, оцениваемой природно-климатическими, экономико-географическими, социально-психологическими условиями и фактором риска, проживания выделяется 5 зон с коэффициентами увеличения оплаты труда:

  • I зона – 1,8 – 2,0;
  • II зона – 1,6 – 1,8;
  • III зона – 1,4 – 1,6;
  • IV зона – 1,15 – 1,4;
  • V зона (комфортная) – 1,0.

За непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях применяются северные надбавки. Их минимальный размер составляет 10% заработка, а максимальный дифференцирован по районам страны и по истечении пяти лет непрерывного стажа работы составляет:

  • на островах морей Северного Ледовитого океана и на Чукотке – 100%;
  • в других районах Крайнего Севера – 80%;
  • в местностях, приравненных к Крайнему Северу, – 50%;
  • на Европейском Севере, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока – 30% заработка.

В высокогорных районах установлены коэффициенты за работу в зависимости от степени понижения трудоспособности работника в диапазоне от 1,0 до 1,4. Следует отметить, что все вышеперечисленные коэффициенты в настоящее время применяются только на государственных предприятиях. На предприятиях других форм собственности с учетом районных коэффициентов определяется только минимальный уровень оплаты труда.

Статьи по теме

    • Основные процессуальные теории мотивации
    • Основные выводы для практического использования процессуальных теорий мотивации
    • Теория X и Y Д.МакГрегора
    • Оценка эффективности управления мотивацией, ее формы и методы
    • Эффект от управления персоналом
    • Мотивационные ресурсы управления организацией
    • Структуры, ответственные за эффективную мотивацию на предприятии
    • Методы мотивации
    • Элементы внешней и внутренней среды мотивации труда персонала организации

    Источник: student-servis.ru

    Государственное регулирование рынка труда

    Государственное регулирование рынка труда требует большого внимания. Без адекватного регулирования рынок труда приобретет хаотичны характер.

    Нестерова И.А. Государственное регулирование рынка труда // Энциклопедия Нестеровых

    Понятие и стороны рынка труда

    Прежде всего, следует выяснить, что понимается под рынком труда, и откуда появился этот термин. Рынок труда можно трактовать как с экономической, так и с правовой точек зрения.

    С точки зрения экономических наук рынок труда представляет собой следующее:

    Рынок труда представляет собой важный элемент рыночной экономики, который является составным элементом национальной экономической системы. Предметом товарных отношений на рынке труда является рабочая сила, которую предлагают граждане трудоспособного возраста потенциальным работодателям за соответствующее вознаграждение – заработную плату.

    В правовой науке рынок труда рассматривается как система отношений:

    Рынок труда – это система социально-экономических (общественных) отношений между его субъектами: работником и работодателем.

    Рынок труда включает в себя две стороны: работник и работодатель. Другими словами, одни предлагает услуги другой их потребляет. Работник и работодатель наделены определенными правами и обязанностями. Права и обязанности каждой из сторон являются отражением правового статуса каждой из сторон. Они нашли отражение в Трудовом Кодексе РФ.

    Именно он регламентирует основы трудовых правоотношений.

    Рынок труда наделен системой функций, которая представлена на рисунке ниже.

    Функции рынка труда

    Функции рынка труда

    Согласно информации, представленной на рисунке, рынок труда выполняет функции схожие с функциями государства. Динамика и текущее состояние рынка труда характеризует уровень социально-экономического развития государства. Отсюда вытекает необходимость анализа роли государства в регулировании рынка труда.

    Состояние рынка труда в РФ

    Говоря о тенденциях на современном российском рынке труда, следует привести данные Росстата, согласно которым численность рабочей силы в возрасте 15-72 лет в марте 2017г. составила 75,9 млн. человек, из них 71,8 млн. человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 4,1 млн. человек – как безработные с применением критериев МОТ.

    Безработица в РФ среди молодёжи

    Уровень безработицы среди молодежи 2017 год [1]

    Рынок труда в России динамичен. Изменения происходят каждый год. Это обусловлено высокой чувствительностью к социально-экономическому положению в стране. 2017 год стал показательным для рынка труда в РФ. Произошли изменения в структуре соискателей: изменились требования к работникам.

    Аналитики отмечают, что произошел переход от внимания к стажу к вниманию к уровню компетенций.

    Министерство труда Российской Федерации отмечает, что в середине декабря 2017 года было зарегистрировано около 800 тысяч официальных безработных. Опрос Фонда общественного мнения показал: 53% россиян оценивают уровень безработицы как высокий, а 48% утверждают, что в регионе их проживания безработица растет, и только 8% заметили ее снижение [2].

    В 2017 году высок спрос на квалифицированные рабочие специальности. По-прежнему сложно найти хорошего слесаря, токаря или сварщика.

    В последние годы наметилась тенденция к снижению вакансий по специальностям связанным с повторяющейся деятельностью. Это следствие автоматизации многих сфер деятельности. Так, начиная с 2017 года, отчетливо видна тенденция к снижению спроса на сотрудников колл-центров. Современное программное обеспечение вполне может заменить низкоквалифицированного оператора.

    В зоне риска оказались такие профессии как менеджер в турфирме, библиотекарь и делопроизводитель. Резко снизится спрос на водителей, таксистов и курьеров.

    В конце 2017 года отмечена тенденция к снижению у населения потребности в частой смене работы. Сотрудники стали сильнее «держаться» за свое место. Это связано не с ростом безработицы, а с ростом сознательности и уровня комфорта на рабочем месте.

    В завершении отметим, что современная Россия стоит на пороге быстрой смены модели рынка труда. К этому страну подталкивают внешние вызовы времени и накопившиеся противоречия в экономике [3]. По этой причине крайне важно адекватное государственное регулирование рынка труда.

    Методы государственного регулирования рынка труда

    Государственное регулирование рынка труда в России крайне важно в силу размеров нашего государства и неоднородности в плане заработных плат и уровня занятости. Государство обязано устанавливать размер минимальной оплаты труда для того, чтобы недобросовестные работодатели не использовали экономические явления для снижения уровня зарплат. Кроме того, трудовое законодательство как инструмент государственного регулирования призвано регламентировать правоотношения сторон на рынке труда.

    Государственная политика в области регулирования рынка направлена на создание экономических, институциональных и правовых условий для повышения эффективности занятости населения.

    Государственное регулирование рынка труда должно отражать потенциал различных групп в рамках трудоустройства. Существуют определенные показатели, которые уменьшают или увеличивают шансы на успешное трудоустройство. К ним можно отнести:

    • уровень образования,
    • стаж,
    • уровень компетенций,
    • семейное положение,
    • половозрастные показатели.

    Направления государственной поддержки рынка труда

    Направления поддержки рынка труда государством

    К числу ключевых методов государственного регулирования рынка труда в Российской Федерации относят:

    • Методы правового регулирования рынка труда
    • Методы экономического регулирования рынка труда
    • Методы социального регулирования рынка труда
    • Организационные методы регулирования рынка труда

    В последние годы государство меняет интенсивность регулирования рынка труда, создавая условия для развития экономики в целом и рынка труда в частности. Доказано, что активная деятельность государства на рынке труда оказывает значимый положительный эффект на трудоустройство в формальном секторе экономики и повышает заработную плату.

    Источник: odiplom.ru

    3.4. Государственное регулирование рынка труда. Направления и методы

    Вследствие многообразия внутренних регуляторов рынка рабочей силы, а также в силу социальной важности его эффективного функционирования рынок труда нуждается в квалифицированном регулировании.

    Представляется, что создание такой действенной системы регулирования в сфере занятости является одной из основных социальных задач проводимых в России реформ. Надо сказать, что кое-что в этой области уже сделано. Принят Закон о занятости, создаются биржи труда (службы содействия найму), началась регистрация безработных. Но это действительно лишь начало.

    Здесь разумно обратиться к апробированному опыту многих развитых стран.

    Основные направления государственного регулирования

    Можно выделить четыре основных направления государственного регулирования рынка труда. Во-первых, это программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе, во-вторых, программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы, и, в-третьих, программы содействия найму рабочей силы. Кроме того, правительство принимает программы по социальному страхованию безработицы, т. е. выделяет средства на пособия безработным.

    В рамках этих программ в США, например, в послевоенный период были созданы сотни тысяч рабочих мест в государственном секторе (в сфере общественных услуг — образование, медицинское обслуживание, коммунальное хозяйство, а также в строительстве общественных зданий и сооружений и в ремонтно-восстановительных работах). С помощью этих программ уровень безработицы в конце 70-х гг. был искусственно занижен на 0,8 процентного пункта.

    Все более важное значение приобретает государственное содействие найму. Так, служба трудоустройства США, имеющая более 2500 местных агентств (бирж труда), занимается регистрацией безработных, пытается подыскать им вакансии, проводит тестирование претендентов на работу для определения их квалификации.

    Что касается системы подготовки и переподготовки кадров, то ее основным звеном в США являются высшая и средняя школа, учебные кур сы и центры частных корпораций. Государственная система профессиональной подготовки здесь развита гораздо слабее.

    Концептуальные основы регулирования

    В качестве концептуальной основы деятельности государства на рынке труда многие годы (до конца 70-х гг.) служили воззрения сторонников активной государственной политики (кейнсианцы и институционалисты). В 80—90-х гг. в экономическом регулировании на Западе, в том числе и на рынке труда, возобладали концепции сторонников «экономики предложения», исповедующих ограничение государственного вмешательства в экономику и трактующих безработицу как в значительной степени естественное и добровольное явление, объяснение которому лежит в поведении индивидуумов. Опираясь на эту концепцию, американское прави-тельство в 80-х гг. существенно урезало федеральные расходы на государ-ственные программы и области трудовых ресурсов.

    Важной основой регулирования рынка труда в стране с рыночной экономикой является зависимость между безработицей и заработной платой. Речь идет о так называемой кривой Филлипса, графически отражающей нелинейную зависимость между этими двумя величинами (рис. 3.1).

    Эта зависимость была рассчитана английским экономистом А. В. Фил- липсом на основе английских данных, охватывающих период с 1861 по 1958 г.

    Если допустить, что существует одинаковое соотношение между темпами изменений заработной платы и цен, то модель Филлипса может быть преобразована в соотношение между безработицей и темпами изменения уровня цен. Кривая Филлипса дает варианты выбора: или достаточно высокая занятость с максимальным экономическим ростом, но при быстром повышении цен, или достаточно стабильные цены, но при значительной безработице.

    Долгие годы кривая Филлипса служила базой социально-экономического регулирования в США и других странах Запада. Многие западные экономисты и сейчас исходят из того, что существует однонаправленное движение изменений в заработной плате и ценах и разнонаправленное — между данными величинами и безработицей. Однако было немало примеров, когда безработица и инфляция приобретали не обратную, а прямую связь: несмотря на рост безработицы, цены продолжали расти. Это вызывает критику обоснованности кривой Филлипса как надежного регу-лятора в экономике.

    Косвенное регулирование рынка рабочей силы

    Перечисленные направления не исчерпывают всех мер воздействия го-сударства на рынок труда. Наряду с ними существует комплекс мер косвенного регулирования рынка рабочей силы: налоговая, денежно-кредитная и амортизационная политика правительства. Кроме того, немалое влияние на рынок труда оказывает и законодательство — о социальном обеспечении, о трудовых отношениях, о равных гражданских правах и т. п. В США, например, большая часть такого рода законов была принята в 30-х гг.

    Меры косвенного регулирования рынка рабочей силы одновременно являются и мерами общеэкономического регулирования и воздействуют на динамику занятости и безработицы посредством воздействия на конъюнктуру в стране. Таким образом, современное государственное регулирование рынка труда представляет собой комплекс экономических, административных, законодательных, организационных и иных мер.

    Биржи труда и частные посреднические фирмы

    Особое место в системе регулирования рынка труда занимает биржа труда (служба занятости, служба содействия найму), являющаяся одной из важных структур рыночного хозяйственного механизма. Она представляет собой специальное учреждение, осуществляющее посреднические функции на рынке рабочей силы. В большинстве стран биржи труда являются государственными и осуществляют свою деятельность под руководством министерства труда или аналогичного ему органа. Вместе с тем на рынке труда наряду с государственными службами занятости функционирует большое число частных посреднических фирм, эффективность деятельности которых очень высока.

    В США действует около 15 тыс. таких фирм.

    Основными направлениями деятельности бирж труда являются:

    1) регистрация безработных; 2) регистрация вакантных мест; 3) трудо-устройство безработных и других лиц, желающих получить работу; 4) изучение конъюнктуры рынка труда и предоставление информации о ней; 5) тестирование лиц, желающих получить работу; 6) профессиональная ориентация и профессиональная переподготовка безработных; 7) выплата пособий.

    Следует подчеркнуть, что в современных условиях в развитых странах большинство граждан трудоустраиваются не через биржи труда, а обращаясь непосредственно в кадровые службы предприятий и организаций или с помощью частных посреднических агентств. Крупнейшая в мире амери-канская компания такого типа «Мэнпауэр» (Manpower), имея 1350 своих отделений в разных странах, содействует найму ежегодно 700 тыс. человек и обслуживает примерно 300 тыс. фирм.

    Появление в России такого рода частных фирм наряду с деятельностью государственных бирж труда имело бы важное значение для эффективного функционирования рынка рабочей силы. Вместе с тем, роль биржи труда в оказании помощи безработным (выплата пособий, трудоустройство, переквалификация) во многих странах весьма заметна. В США такая помощь оказывается ежегодно в среднем 6—8 млн. безработных.

    Законодательство большинства стран содержит основные условия получения пособия по безработице. В США максимальный срок его получения составляет 26 недель (в некоторых случаях он может быть продлен еще на 13 недель), средненедельное пособие по стране (при довольно больших различиях по отдельным штатам) в 1992 г. равнялось 170 долл.

    В нынешней ситуации особое значение приобретает зарубежный опыт по созданию так называемых банков рабочих мест, оснащенных электронно-вычислительной техникой. В США такие банки начали создаваться на базе государственных агентств содействия найму (бирж труда), подчиняющихся министерству труда США, еще в конце 60-х гг. В компьютерном центре такого банка собирается и пополняется информация о вакансиях на рабочие места и о предложении рабочей силы.

    Собранные сведения предоставляются как предпринимателям, так и безработным. В наиболее сложных системах такого рода осуществляется подбор претендентов под имеющиеся вакансии с помощью ЭВМ. Ныне в США насчитывается 300 банков рабочих мест, охватывающих практически всю территорию страны. Функционирует и общенациональный банк рабочих мест, который обслуживает специалистов с высшим образованием.

    На Западе предлагаются различные варианты реконструкции системы страхования безработицы. Один из них состоит, например, в том, что в период ухудшения экономической конъюнктуры предприниматели не увольняют работников, а переводят часть их на сокращенный рабочий день. При этом часть заработной платы (за неотработанное время) этим работникам выплачивает государство. Ясно, что на такую финансовую поддержку работников требуется гораздо меньше финансовых средств из бюджета государства, чем на полную выплату пособий по безработице. Такого рода новшества в системе страхования безработицы уже были вве-дены в США в ряде штатов — в Калифорнии, Аризоне, Орегоне, Вашинг-тоне.

    Большинство экономистов полагают, что проблема безработицы и других диспропорций на рынке труда может быть смягчена только с помощью комбинации различных средств — стимулирования экономического роста, сокращения рабочей недели, создания эффективной системы переподготовки кадров.

    Источник: knigi.news

    Оцените статью
    Добавить комментарий