Основные средства в бухгалтерском учете бюджетного учреждения

Учет основных средств в учреждениях государственного сектора При учете операций с основными средствами учреждения должны применять не только положения...

При учете операций с основными средствами учреждения должны применять не только положения СГС «Основные средства», но и обновленный порядок их передачи внутри госсектора. В рамках семинара будут рассмотрены особенности учета основных средств от их поступления до их выбытия. Вместе с обзором операций, на семинаре уделяется внимание особенностям документального оформления операций с основными средствами в свете Приказа Минфина РФ от 30.03.2015 №52н, так и Приказа Минфина России от 15.04.2021 №61н.

Программа онлайн-семинара:

  1. Документы, регулирующие ведение учета основных средств.
  • Место и роль Федеральных стандартов в системе регулирования бюджетного учета. Порядок одновременного применения правил Инструкций по бюджетному учету и положений Стандартов; действия бухгалтера в случае выявления противоречий между Инструкциями и Федеральными стандартами.
  • Обновление Инструкций по учету в части правил учета основных средств.
  1. Порядок отнесения нефинансовых активов к основным средствам и их группировка
  • Порядок признания объектов нефинансовых активов в составе основных средств в соответствии с требованиями Федеральных стандартов; оценка экономических выгод и полезного потенциала, заключенных в активах; особенности учета объектов, не приносящих экономических выгод и не имеющих полезного потенциала на забалансовых счетах.
  • Группировка основных средств; понятие инвестиционной недвижимости и активов культурного наследия; вопросы реклассификации основных средств, в том числе включаемых в группу «Инвестиционная недвижимость»; раздельный учет недвижимого и особо ценного движимого имущества.
  • Обновленный порядок признания инвентарных объектов: особенности выделения части объекта и групп объектов основных средств в составе инвентарных объектов.
  • Порядок применения Классификатора основных фондов ОК 013-2014 (СНС 2008) и амортизационных групп учета ОС (Постановление Правительства РФ от 01.01.2002 №1).
  • Первичные документы и регистры бухгалтерского учета основных средств в соответствии с Приказом Минфина РФ от 30.03.2015 №52н, а также применение электронных документов в соответствии с Приказом Минфина России от 15.04.2021 №61н.
  1. Особенности поступления основных средств в учреждение.
  • Порядок формирования и функции Комиссии по поступлению и выбытию активов, ее обязанности и возможности определения справедливой стоимости.
  • Признание (принятие к учету) основных средств в соответствии с требованиями Федеральных стандартов; оценка объектов при их признании.
  • Особенности формирования стоимости основных средств, приобретенных в результате обменных операций, в том числе, при создании собственными силами; особенности при принятии к учету недвижимого имущества.
  • Порядок оценки первоначальной стоимости при поступлении основных средств в результате необменных операций (безвозмездные поступления, пожертвования, излишки по инвентаризации).
  • Особенности принятия к учету при получении от других учреждений, применение КПД 19Х.
  1. Порядок использования основных средств в учреждении до момента их выбытия, документальное оформление и отражение в бюджетном учете.
  • Порядок выдачи объектов основных средств в эксплуатацию: особенности оформления операции в учете в зависимости от стоимости объекта.
  • Выдача основных средств в личное пользование: порядок применения забалансового счета 27.
  • Порядок учета основных средств стоимостью до 10 000 рублей, в том числе на забалансовом счете.
  • Амортизация основных средств: особенности учета в зависимости от стоимости; три метода начисления амортизации: выбор метода и порядок его изменения.
  • Отражение в учете операций по модернизации и ремонту основных средств и изменение стоимости; признание затрат по капитальным вложениям в составе стоимости основных средств.
  • Новые случаи изменения стоимости основных средств: переоценка при продаже основного средства и замена части объекта (в том числе в случаях плановых осмотров).
  • Особенности реклассификации основных средств; правила восстановления на балансе основных средств, списанных ранее на забалансовые счета.
  • Порядок проведения разукомплектации и частичного списания основных средств.
  1. Прекращение признания объектов основных средств: особенности документального оформления и бухгалтерского отражения операций выбытия.
  • Порядок бюджетного учета операций по выбытию основных средств в зависимости от способа: помимо воли учреждения, в результате продажи, безвозмездной передачи.
  • Обновленный порядок списания основных средств при прекращении признания объекта в связи с завершением получения экономических выгод или полезного потенциала от дальнейшего использования.
  • Особенности выбытия особо ценного движимого и недвижимого имущества
  • Новые правила передачи основных средств стоимостью до 10 000 рублей
  • Применение КОСГУ 251-256 учреждениями, КВР 801-809 для безвозмездной передачи имущества.
  • Порядок и документальное оформление списания основных средств, оформление утилизации.
  1. Особенности проведения инвентаризации основных средств.
  • Общие правила проведения инвентаризации основных средств, в том числе, при невозможности обеспечить присутствие Комиссии.
  • Порядок выявления активов, утративших способность приносить экономические выгоды и полезный потенциал, и их документальное оформление; порядок составления Инвентаризационных описей (ф. 0504087) и Ведомости расхождений (ф. 0504092).

ГАРАНТИЯ: ответ лектора на ОДИН вопрос.

Как правильно принять к учету Основные средства

Источник: jurkomp.ru

ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

В современной экономике помимо коммерческих организаций функционируют и бюджетные учреждения. Необходимость существования бюджетных учреждений обусловлена тем, что не все население может позволить себе платные услуги. Например, школы, клиники, вузы, осуществляющие свою деятельность за счет бюджетных средств, в отличие от частных школ, коммерческих вузов и частных клиник, оказывают бесплатные услуги.

Актуальностью данной темы исследования служит существенное отличие бюджетных организаций от коммерческих, что влечет за собой существование ряда особенностей учета основных средств именно в бюджетных учреждениях. Необходимо понимать, что, прежде чем приступить к рассмотрению особенностей учета основных средств в бюджетных учреждениях, необходимо изучить особенности самих бюджетных учреждений, бюджетного учета, а также их отчетности.

Главным отличием бюджетной организации от коммерческой является цель создания организации, то есть целью создания бюджетного учреждения не является извлечение прибыли. Однако данный факт не препятствует ведению бюджетным учреждениям помимо деятельности, которая осуществляется за счет государственных средств, деятельности, приносящей им доход. Средства, полученные организацией от приносящей доход деятельности, не подлежат распределению между участниками хозяйствования.

Если основная деятельность организаций полностью или частично финансируется за счет средств бюджета на основе смет доходов и расходов, то такая организация является бюджетной. Обязательными условиями отнесения организации к бюджетной является бюджетное финансирование по смете и ведение бухгалтерского учета по бюджетному плану счетов [1].

Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях ведется на счетах, состоящих из 26 разрядов.

Содержание отчетности бюджетной организации отличается от содержания отчетности коммерческой. Бухгалтерский баланс бюджетного учреждения, например, состоит не из пяти, а из четырех разделов. Актив учреждения составляют нефинансовые и финансовые активы. Пассив баланса формируют такие разделы как обязательства и финансовый результат.

Также, например, отличается и отчет о финансовых результатах бюджетного учреждения. Если отчет коммерческой организации содержит сведения о выручке, себестоимости продаж, прибылях и убытках, то в бюджетном учреждении такое понятие как «прибыль» не используется.

Отчет о финансовых результатах бюджетного учреждения содержит сведения о доходах, расходах, об операциях с нефинансовыми активами, операциях с финансовыми активами и обязательствами, операций с обязательствами. В данном отчете определяется чистое поступление тех или иных средств, имущества, а также чистое увеличение обязательств того или иного рода.

Существует особенность отражения основных средств в балансе бюджетного учреждения. Если в балансе коммерческой организации основные средства отражаются сразу по остаточной стоимости, то основные средства в балансе бюджетного учреждения отражаются сначала по первоначальной стоимости, затем указывается сумма их амортизации, после чего они отражаются по остаточной стоимости.

Также особенностью отражения основных средств в балансе бюджетной организации является и то, что отражаются основные средства в разрезе недвижимого имущества, иного движимого имущества и предметов лизинга, в то время как в коммерческой организации основные средства отражаются отдельной статьей без подразделения на группы.

Учет основных средств бюджетные организации ведут на счете 010100000 [5]. Классификация ОС представлена на Рисунке 2.

Источник: izron.ru

Особенности учета основных средств в бюджетных и казенных учреждениях

Основные средства являются не только подспорьем для получения доходов в коммерческих структурах, но и средствами труда в государственных и казенных учреждениях. Причем в бюджетных организациях их учет является еще более важным фактором, чем в иных компаниях.

Роль ОС в таких структурах

Все бюджетные учреждения получают финансирование от бюджетов различных уровней. Это и определяет особенности их ОС. Признаки средств, причисляемых к основным, в данном случае следующие:

  • Государственные и иные формы учреждений, находящихся на бюджете используют это имущество для проведения свойственных их статусу работ, оказания штатных услуг и управленческих действий.
  • Срок для полезного применения данного имущества – более года.

В состав ОС у «бюджетников» входит:

  • Недвижимость.
  • Имущество, имеющее особую ценность.
  • Предметы, полученные по лизингу.
  • Другие виды движимых объектов.

И учитывается оно в соответствии с классификацией:

  • По видам: помещения (жилые и нежилые) и сооружения, оборудование и транспорт, инвентарь, библиотечные фонды, ценное имущество.
  • По принадлежности: собственное, арендованное, в управлении.
  • По использованию: в эксплуатации, на реконструкции, в резерве, на консервации.

Учет основных средств в бюджетных учреждениях детально описан специалистом в этом видео:

Особенности

Они заложены в плановой схеме финансирования этого вида учреждений. В приобретении ОС здесь можно выделить несколько этапов:

  1. Согласование покупки или получения ОС в вышестоящих инстанциях, и выделение на это бюджетных фондов.
  2. Заключение договора, расчеты по нему и поставка имущества.
  3. Определение группы принадлежности вновь поступившего объекта по классификатору, включая и срок его пригодности.
  4. Расчет первоначальной стоимости, включая его цену и прочие расходы на транспортировку, и ввод в действие.
  5. Принятие на учет в организации.

Нормативное регулирование

Правовые основы по приобретению, учету и списанию ОС «бюджетниками» заложены вот в этих документах:

  • 402-ой федеральный закон, посвященный применению правил бухгалтерского учета.
  • Инструкция 157н по применению счетов, в которой расписаны условия причисления различных видов имущества к ОС.
  • Инструкция 162н, по применению бюджетного учета, определяющая порядок учета ОС в государственных и казенных организациях.

Отличие от внебюджетных ОС

Для данного типа учреждений, в нормативных актах заложено некоторое отличие в отношении к ОС по сравнению с коммерческими компаниями. Это:

  • Объектом ОС считается имущество со сроком использования более года, без учета ограничений по его минимальной стоимости.
  • Если срок полезной эксплуатации объекта менее года, то он не может считаться ОС независимо от его первоначальной оценки.
  • Исключение лишь библиотечные фонды.

Учет основных средств в бюджетных и казенных учреждениях

Задачами учета ОС в бюджетных учреждениях является:

  • Своевременное и правильное оформление и отражение получения, движения (амортизации) и выбытия имущества.
  • Составление отчетности по наличию и использованию ОС в учреждениях.
  • Контроль над присутствием и сохранностью имущества в местах его эксплуатации.
  • Расчет амортизационных отчислений и их применение в бухучете.
  • Осуществление налогового учета.
  • Контроль за эффективностью использования ОС.

Учет ОС можно разделить на три этапа:

  1. Учет поступления.
  2. Учет износа (амортизации).
  3. Учет выбытия.

Поступление

Для идентификации поступившего имущества как объекта ОС необходимо определить его:

  • Первоначальную (на момент прихода по документам) стоимость.
  • Срок полезной эксплуатации.

Стоимость определяется в разных случаях с учетом:

  • Цены по договору.
  • Стоимости строительных работ по смете.
  • Стоимости иных затрат по документам.
  • Расходов на транспортировку.
  • Таможенных выплат.
  • Иных расходов, непосредственно связанных с вводом в эксплуатацию данного ОС.

Срок эксплуатации можно определить:

  • Как максимальное значение по группе классификатора ОС.
  • Если он больше 30-ти лет, то по специальным нормативным документам.

При поступлении объекты отражаются в счете в нефинансовых активах по трем группам:

  1. Недвижимость.
  2. Движимые ОС.
  3. ОС в лизинге.

Ос могут быть приняты к учету в виде:

  • Инвентарного объекта.
  • Обособленного комплекса.

Поступление каждого инвентарного объекта или обособленного комплекса оформляется формой ОС-1, после чего на него:

  • Заводится учетная карточка.
  • Присваивается инвентарный номер.

Поступление каждого инвентарного объекта оформляется ОС-1 независимо от степени его использования.

Учет амортизации основных средств в учреждениях государственного муниципального типа — тема видео ниже:

Износ и амортизация

Амортизация госучреждениями начисляется равномерными ежемесячными суммами, разнесенными пропорционально на весь период полезной эксплуатации объекта. В исключительных случаях амортизация проводится в момент начала учета ОС в 100% размере. Это:

  • Недвижимость стоимостью до 40000.
  • Библиотечные фонды, оцененные до 40000.
  • Инвентарные объекты от 3000 до 40000.

Выбытие

Выбытие в бюджетных учреждениях ОС может быть по следующим причинам:

  • Безвозмездная передача. Основанием для списания в этом случае служат: приказ руководителя, акт передачи формой ОС-1.
  • Передача в аренду. Это вариант в бухгалтерских проводках не отражается, а оформляется договором аренды. Учет данного имущества ведется организацией на соответствующем субсчете.
  • Списание по причине полного физического и морального износа объекта и экономической нецелесообразности его ремонта или восстановления. В этом случае создается специальная комиссия, которая принимает решение, и проводит списание имущества с оформлением акта ОС-4 бюдж.

Если ОС находится в госучреждении на правах оперативного управления, то его списание возможно только с разрешения собственника. Поэтому в данном случае факт списания имущества, по решению вышестоящей организации, надо согласовывать:

  • С головной организацией, распределяющей финансирование и распоряжающейся имуществом.
  • С вышестоящей организацией, распределяющей финансирование и распоряжающейся имуществом.
  • С владельцем имущества.

Учет основных средств в казенных учреждениях описан в данном видеоролике:

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями в социальных сетях:
И подписывайтесь на обновления сайта в Контакте, Одноклассниках, Facebook, или Twitter.

Источник: uriston.com

Оцените статью
Добавить комментарий