Примерная Основная образовательная программа
В данном проекте в качестве примерной основной образовательной программы я рассмотрю программу «Детство».
Программа «Детство» — это вариативная примерная образовательная программа дошкольного образования, которая разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Руководители авторского коллектива и научные редакторы программы: кандидат педагогических наук, профессор Т. И. Бабаева, доктор педагогических наук, профессор А. Г. Гогоберидзе, кандидат педагогических наук, доцент О. В. Солнцева.
Авторы: О. В. Акулова, Т. И. Бабаева, Т. А. Березина, А. М. Вербенец, А. Г. Гогоберидзе, Т. С. Грядкина, В. А. Деркунская, Т. А. Ивченко, Н. О. Никонова, Л. К. Ничипоренко, В. А. Новицкая, З. А. Михайлова, М. Н. Полякова, Л. С. Римашевская, О. В. Солнцева, О. Н. Сомкова, Р. И. Яфизова.
Целевой раздел программы:
Это программа обогащенного развития детей дошкольного возраста, обеспечивающая единый процесс социализации — индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей.
Парциальные программы в ДОУ по ФГОС
Цель программы — создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации.
Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру.
Реализация программы нацелена на:
— создание каждому ребенку условий для наиболее полного раскрытия возрастных возможностей и способностей, так как задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития дошкольника и не в форсировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста;
— обеспечение разнообразия детской деятельности — близкой и естественной для ребенка: игры, общения со взрослыми и сверстниками, экспериментирования, предметной, изобразительной, музыкальной. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем больше она значима для ребенка и отвечает его природе;
— ориентацию всех условий реализации программы на ребенка, создание эмоционально-комфортной обстановки и благоприятной среды его позитивного развития.
Содержательный раздел программы:
Программа «Конструирование и ручной труд в детском саду»
Источник: ped-kopilka.ru
Парциальные программы
Среди факторов, влияющих на эффективность и качество образования
детей в ДОУ, важная роль принадлежит образовательной программе.
Современная дифференциация дошкольного образования,
многообразие видов ДОУ предполагают значительную вариативность в
использовании программ и педагогических технологий. В соответствии с
Парциальные и дополнительные программы дошкольного образования
п.5ст.14 закона РФ «Об образовании», каждому образовательному
учреждению предоставлено право самостоятельно разрабатывать или
из комплекса вариативных выбирать те программы, которые наиболее
полно учитывают конкретные условия работы ДОУ. В условиях новой
образовательной политики вариативности образования, разработан ряд
отечественных программ и педагогических технологий нового
поколения. Все программы предусматривают разные подходы к
организации педагогического процесса в детском саду.
3. Парциальные программы
Парциальные (специализированные,
локальные)- включают одно или несколько
направлений развития ребёнка.
Целостность образовательного процесса может
достигаться не только путём использования одной
основной (комплексной) программы, но и методом
квалифицированного подбора парциальных
программ.
4. Парциальные образовательные программы и формы организации работы с детьми.
• Учитывая образовательные потребности,
интересы детей, родителей и педагогов, МДОУ
№10 использует парциальные образовательные
программы по всем направлениям развития
ребенка.
5. Парциальная программа МДОУ№10 :
Направление развития ребенка:
«Физическое развитие»
Программа физического воспитания «Старт»
Авторы: Л.Юдина, Л.Я.Яковлева
Цели и задачи программы:
Совершенствование двигательной деятельности детей на основе
формирования потребности в движении.
-Научить каждого ребенка самостоятельно оздоравливаться,
закаливать себя, используя выработанную двигательную
потребность, любимые физические упражнения, виды спорта.
Формы организации работы с детьми
НОД, праздник, развлечение, все формы организации в режимных
моментах
6. Парциальная программа МДОУ №10:
Направление развития ребенка:
«Социально-коммуникативное развитие»
Программа: «Я — человек» Автор С.А.Козлова
Цели и задачи программы: Приобщение детей к социальному
миру.
— Сформировать у ребенка представление о себе как о
представителе человеческого рода;
— поддерживать и развивать в детях интерес к миру взрослых,
познакомить с их деятельностью;
— привлечь внимание к значимости творческого начала в
личности человека;
-формировать представление о Земле и жизни людей на Земле,
о своей стране.
Формы организации работы с детьми: НОД, праздник,
развлечение, все формы организации в режимных моментах
7. Парциальная программа МДОУ№10:
Программа:«Приобщение детей к истокам русской
народной культуры» Авторы: О.Л.Князева,
М.Д.Маханева
Цели и задачи программы: Приобщение детей к истокам
русской народной культуры.
— Активное приобретение детьми культурного богатства русского
народа;
-формировать эмоционально окрашенное чувство причастности
детей к наследию прошлого, в том числе, благодаря созданию
особой среды
Формы организации работы с детьми:
НОД, праздник, развлечение, клуб, все формы организации в
режимных моментах
8. Парциальная программа МДОУ№10:
Направление развития ребенка: «Познавательное развитие»
Программа:«Юный эколог», С.Н.Николаева
Цели и задачи программы
• Формирование у дошкольников осознанно-правильного отношения к
природе на основе конкретных знаний, отражающих основные
закономерности живой природы.
• — Формировать представление о многообразии видов, особенностях
жизни, развития отдельных живых существ, их приспособляемости к
среде обитания;
• — учить понимать взаимосвязи внутри природных сообществ,
взаимоотношения человека с природой.
Формы организации работы с детьми:
НОД, праздник, развлечение, кружок, все формы организации в
режимных моментах
9. Парциальная программа МДОУ№10:
«Основы безопасности детей дошкольного возраста»
Авторы: Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стеркин.
Цели и задачи программы: стимулирование развития у детей
дошкольного возраста самостоятельности и ответственности за свое
поведение.
• — Формировать у дошкольников ценности здорового образа жизни;
• — знакомить детей с правилами осторожного обращения с опасными
предметами;
• — развивать навыки безопасного поведения на улице, дома, во
взаимоотношениях с другими людьми.
Формы организации работы с детьми:
НОД, праздник, развлечение, выставка, конкурс, все формы организации в
режимных моментах
10. Парциальная программа МДОУ№10:
Направление развития ребенка: «Речевое развитие»
«Методика развития речи детей дошкольного возраста»
Авторы: О.С.Ушакова, Е.М.Струнина
• Цели и задачи программы: Развивать речь детей во всех
возрастных группах.
• -Формировать звуковую культуру речи дошкольников;
• — обогащать словаря детей;
• — формировать грамматический строй речи;
• — развивать связную речь
• с учетом возрастных особенностей детей и тематического принципа.
Формы организации работы с детьми:
НОД, праздник, развлечение, кружок, все формы организации в
режимных моментах
11. Парциальная программа МДОУ№10:
«Обучение дошкольников грамоте»
Автор З.В. Ильина
Цель: Развивать звуковой анализ и синтез;
• Формировать грамматический строй речи;
Воспитывать овладение правильной артикуляцией;
Формировать фонематические представления;
• Формировать слухо-произносительную дифференциацию звуков;
• Формировать аналитико-синтетическую деятельность;
• Развивать и закреплять навык восприятия и воспроизведения слов различной
слоговой структуры;
• Расширять и активизировать словарь;
• Развивать связную речь;
Формы организации работы с детьми: НОД, режимные моменты
12. Парциальная программа МДОУ№10:
Направление развития ребенка: «Художественно-эстетическое развитие»
Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста
«Ладушки. Праздник каждый день»
Авторы: И.А.Новоскольцева, И.М.Каплунова
Цели и задачи программы: подготовить детей к восприятию музыкальных
образов и представлений;
— заложить основы гармонического развития (развитие
слуха, внимания, памяти, движения, чувства ритма и
красоты мелодии, развитие индивидуальных
музыкальных способностей);
— приобщить детей к русской народной-традиционной
и мировой музыкальной культуре;
— подготовить детей к освоению приемов и навыков в
различных видах музыкальной деятельности
адекватно детским возможностям;
Формы организации работы с детьми:
НОД, праздник, развлечение, конкурс, все формы организации в режимных
моментах
13. Парциальная программа МДОУ№10:
«Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»
Автор Швайко Г. С.
Цели и задачи программы: развитие в изобразительной деятельности.
-постижение художественного образа произведений изобразительного искусства
путем последовательного изучения произведения, мастера, эпохи;
-открытие в художественном образе произведения искусства духовного мира его
творца;
— построение целостной картины отечественной художественной культуры, ее
стилевой, тематической и духовно-нравственной уникальности;
— развитие в процессе художественной деятельности способности к сочувствию,
пониманию, сопереживанию;
— формирование в клубной общности доброжелательного психологического
климата, психологической безопасности путем снятия статусных и возрастных
различий детей и взрослых, создания безоценочных взаимоотношений;
— воспитание навыков и любви к совместной деятельности детей и родителей.
Формы организации работы с детьми:
НОД, праздник, развлечение, кружок, выставка, конкурс, все формы организации
в режимных моментах
Источник: ppt-online.org
Парциальные программы
Приоритетным направлением деятельности МБДОУ «Детский сад № 194» г. о. Самара является обучение детей правилам дорожного движения. Поэтому в практической работе ДОУ по формированию основ безопасности жизнедеятельности за основу взята программа Л.Л. Тимофеева «Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет», которая обеспечивает реализацию образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».
Задачи социально-коммуникативного развития как приоритетного решаются через реализацию содержания парциальной программы:
Цель программы: формирование у дошкольников основ культуры безопасности, определяющих возможность полноценного развития различных форм активности детей, их самостоятельности, творчества во всех видах детской деятельности, способность самостоятельно и безопасно действовать в повседневной жизни, неординарных и опасных ситуациях, находить ответы на актуальные вопросы собственной безопасности.
Задачи:
- обеспечение овладения ребенком основными культурными способами безопасного осуществления различных видов деятельности, формирование умений, навыков, компетенций, необходимых для определения тактики безопасного поведения в различных ситуациях;
- формирование умения предвидеть возникновение потенциально опасных ситуаций, их возможные последствия.
Основные принципы программы:
Основные принципы программы:
- Принципы отбора содержания программы;
- Принципы построения образовательного процесса на основе образовательной программы.
Система и последовательность работы по формированию культуры безопасности дошкольников представлена тематическими блоками:
Задачи социально-коммуникативного развития как приоритетного решаются также через реализацию содержания программы
С.Н. Николаева. Программа «Юный эколог»
Направлена на формирование начал экологической культуры у детей 2-6 лет в условиях детского сада. Имеет теоретическое обоснование и развернутое методическое обеспечение. Экологическая культура рассматривается как осознанное отношение детей к природным явлениям и объектам, которые их окружают, к себе и своему здоровью, к предметам, изготовленным из природного материала. Состоит из двух подпрограмм:
«Экологическое воспитание дошкольников» и «Повышение квалификации работников дошкольных образовательных учреждений». Структура первой подпрограммы основывается на чувственном восприятии детьми природы, эмоциональном взаимодействии с ней, элементарных знаниях о жизни, росте и развитии живых существ.
Решение вопросов экологического воспитания автор программы видит в организации работы по двум направлениям – двум взаимосвязанным частям программы: формирование начал экологической культуры у детей и развитие экологической культуры взрослых.
Программа «Юный эколог» включает в себя:
Концептуальный научно-обоснованный психолого-педагогический взгляд на проблему экологического воспитания дошкольников;
- экологически обоснованный подход к построению, содержанию и методов обучения, отбор формы работы, как детском саду, так и в семье;
- подготовку персонала, особенно воспитателей и экологов (повышение уровня экологической грамотности и эколого-педагогической готовности к работе с детьми);
- технологию формирования начал экологической культуры во всех возрастных группах.
Программа разработана на основе многолетних исследований С.Н. Николаевой методов ознакомления дошкольников с природой и экологического воспитания. Кроме того, программа строилась с учетом результатов исследования ученых в области детской психологии и педагогики. Важнейшими стали следующие положения:
- старшие дошкольники усваивать систематизированные знания о закономерных явлениях природы (взаимосвязь растений и животных со средой обитания, связь компонентов в сообществе живых организмов);
- морфофункциональные свойства растений и животных как признаки приспособляемости к среде обитания дошкольники понимают при демонстрации этих признаков на обитателях уголка природы;
- при соответствующей организации педагогического процесса во всех возрастных группах дети начинают понимать специфику живого организма, его отличиеот предмета (неживого объекта);
- старшие дошкольники усваивают существенные признаки живого объекта;
- средние и старшие дошкольники усваивают различные сложные представления (обобщенные, динамические) на основе комплекса сходных признаков явлений природы (например, рост и развитие растений и животных).
Вся программа состоит из пяти разделов. Первый и второй разделы посвящены раскрытию взаимосвязи растений и животных со средой обитания. Третий прослеживает их роль в процессе роста растений и животных. В четвертом раскрываются взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать. Пятый показывает разные формы взаимодействия с природой.
Источник: sad194.ru