Показ приемов трудовых действий это

Активные формы и методы формирования профессиональных компетенций на уроках производственного обучения Педагогическая технология: а) это совокупность...
Содержание

Педагогическая технология: а) это совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснован-ных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставлен-ные образовательные цели; б) это совокупность, специальный набор форм, методов, способов, приемов обуче-ния и воспитательных средств. Форма – (от лат. forma — внешний вид, оболочка) — это способ существования учебного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания. Выбор формы обучения связан с количеством обучаемых, временем и местом обучения, поряд-ком его осуществления и т. п. Метод (от лат. metodos — путь, способ) — это путь достижения (реализации) цели и задач обучения; это совокупность приемов и подходов, отражающих форму взаимодей-ствия учащихся и педагога в процессе обучения . Классическая педагогика прошлого утверждала – «Смертельный грех учителя – быть скучным». Когда ученик занимается из-под палки, он доставляет педагогу массу хлопот и огорче-ний, когда же учащиеся занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому.

ПРАВИЛЬНАЯ последовательность | Инструктаж, стажировка, обучение

15 января 2020 Аверина Людмила Сергеевна
1413 50 0 0

Содержимое публикации

Тема: Активные формы и методы формирования профессиональных компетенций на уроках производственного обучения

— ознакомить слушателей с особенностями педагогического процесса и основными принципами обучения;
— сформировать представление об активных формах и методах производственного обучения;

— раскрыть требования к личности мастера п/о;

— дать представление о педагогических технологиях на уроках производственного обучении;

Педагогическая технология:

а) это совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели;

б) это совокупность, специальный набор форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств.

Форма – (от лат. forma — внешний вид, оболочка) — это способ существования учебного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания. Выбор формы обучения связан с количеством обучаемых, временем и местом обучения, порядком его осуществления и т. п.

Метод (от лат. metodos — путь, способ) — это путь достижения (реализации) цели и задач обучения; это совокупность приемов и подходов, отражающих форму взаимодействия учащихся и педагога в процессе обучения

Классическая педагогика прошлого утверждала – «Смертельный грех учителя – быть скучным».

Когда ученик занимается из-под палки, он доставляет педагогу массу хлопот и огорчений, когда же учащиеся занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому.

Вопрос 1: Как вы думаете, почему учащийся не хочет учиться?

(не сформирован познавательный интерес; низкое качество урока: шаблон, однообразие, формализм, скука).

На ум сразу приходит традиционный урок с опросом, объяснением нового материала и его закреплением.

Понятно, что активизация познавательной деятельности учащегося без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически не возможна.

Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.

Многие преподаватели, мастера п/о ищут разные способы «оживления» урока, привлечения учащихся к активной работе, разнообразию форм объяснения и закрепления нового материала.

Вопрос 2: Есть ли что-то общее между уроком теоретического обучения и уроком п/о? Чем отличается урок производственного обучения от урока теоретического обучения?

Для урока производственного обученияхарактерны общие закономерности учебного процесса (организационный момент, актуализация опорных, теоретических знаний, мотивация, опрос, организация самоконтроля и контроля, подведение итогов урока, рефлексия и т.д.).

Специфика проведения урока производственного обучения заключается в следующем:

— в отличие от уроков теоретического обучения урок п/о продолжается 3-6 часов;

— обучение проводится, как правило, в процессе производительного труда учащихся, в процессе создания ими материальных ценностей;

— преобладающую часть времени на уроке производственного обучения учащиеся работают самостоятельно, деятельность каждого из них на занятии специфична;

— мастер осуществляет лишь общее руководство деятельностью учащихся.;

— на уроке производственного обучения необходимы условия, обеспечивающие работу каждого учащегося в доступном ему темпе, стимулирующие способности одних и создающие перспективу другим;

— формирование прочных и глубоких профессиональных знаний и умений возможно только при условии систематической индивидуальной работы как с сильными, так и со слабыми учащимися.

В современном понимании процесс обучения рассматривается как процесс взаимодействия между педагогом и учащимися с целью приобщения учащихся к определенным знаниям и ценностям; формирования у них предметных и профессиональных компетенций.

С первых дней существования обучения и до сегодняшнего дня сложились, утвердились и получили широкое распространение три формы (или 3 метода)взаимодействия педагогов и учащихся. Для наглядности представим их нижеследующими схемами.

Схема 1 Пассивная форма

Схема 2 Активная форма

Схема 3 Интерактивная форма

(Пассивный метод (схема 1) – это форма взаимодействия учащихся и педагога, в которой педагог является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам педагога. Связь участников образовательного процесса осуществляется с помощью опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д.

С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения учащимися учебного материала пассивный метод считается самым неэффективным, но, несмотря на это, он имеет и некоторые плюсы:

— относительно легкая подготовка к уроку;

— возможность преподнести довольно большое количество учебного материала в ограниченных временных рамках урока. С учетом этих плюсов, многие педагоги предпочитают пассивный метод остальным методам.

Надо сказать, что в некоторых случаях этот подход успешно работает в руках опытного педагога, особенно если учащиеся имеют четкие цели, направленные на основательное изучение предмета. Лекция — самый распространенный вид пассивного урока. Этот вид урока широко распространен в ВУЗах, где учатся взрослые, вполне сформировавшиеся люди, имеющие четкие цели глубоко изучать предмет.

Активный метод (схема 2) – это форма взаимодействия учащихся и педагога, при которой они взаимодействуют друг с другом в ходе урока. Если на схеме 1 основным действующим лицом и менеджером урока был педагог, то здесь участники образовательного процесса находятся в равных правах. Уроки по схеме 1 предполагают авторитарный стиль взаимодействия. Активные уроки опираются на демократический стиль.

Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.

Интерактивный метод (схема 3) («Inter» — это взаимный, «act» — действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учащихся не только с педагогм, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место педагога в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока.

Педагог также разрабатывает план урока (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых учащийся изучает материал).

Следовательно, основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных состоит в том, что, выполняя их, учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.

Методы производственного обучения

В профессиональной педагогике существуют две точки зрения на методы производственного обучения.

Одни ученые утвержда­ют, что формирование теоретических знаний и производствен­ных умений и навыков — сходные процессы. Вследствие этого в теоретическом и производственном обучении применяются одни и те же методы, специфика лишь в форме их реализации.

Другие указывают на специфику процесса формирования производствен­ных умений и навыков. Причем подчеркивают, что для производ­ственного обучения характерна репродуктивная деятельность. Уча­щиеся вынуждены повторить несколько раз одну и ту же опера­цию, чтобы закрепить формируемое умение.

Согласно данной точке зрения, для производственного обучения характерны практиче­ские методы: лабораторные работы, упражнения и т.д.

Для объяснения сущности методов производственного обуче­ния необходимо рассмотреть связь содержания с характером дея­тельности обучаемых.

1. Характер деятельности учащихся

Результат деятельности учащихся

1. Характер деятельности учащихся

Источник: www.art-talant.org

Перцептивный метод обучения кратко

Любую. Например, вы можете почувствовать, где у клиента физическое напряжение в теле: где напряжены мышцы, внутренние органы, какая сторона желудка напряжена, нижняя, верхняя, задняя поверхность.
Чувствование физического напряжение – это только верхушка айсберга. Можно не просто почувствовать, но и интерпретировать, что почувствовали. Чем дальше, тем лучше будет интерпретация. Важно понимать: мы быстро начинаем чувствовать, а интерпретировать информацию мозг начинает у всех с разной скоростью.

Левое полушарие привыкло объяснять, а чувствовать – это не всегда объяснять. Чувствовать — это другое. Другими словами: левое полушарие работает, как обычный компьютер – получает информацию, анализирует, выдает бит за битом. А правое полушарие работает квантами. То есть, на семинарах вы получаете от меня большой кусок информации прямиком в вашу голову, как через wi-fi!

Все удивляются, как можно за четыре дня научиться чувствовать, работать в перцептивных техниках и по-настоящему помогать людям? За четыре дня даже таблицу умножения не выучишь. Если левым полушарием работать, то не выучишь.

Левополушарный способ обучения можно сравнить с работой робота. Он заходит в комнату, сканирует: коричневое – прямое – структура – такой ширины – вероятно, дерево. А вы заходите в комнату – раз! Дерево. То есть, вам не нужна долгая и медленная обратная связь. Правое полушарие работает образами.

В образе мы получаем сразу квант информации.

И происходит обучение такого формата, когда учитель транслирует то, что он знает, транслирует свой опыт, и эта информация загружается в мозг ученика посредством зеркальных нейронов, загружается квантово, сразу блоками информации, и потом распаковывается потихоньку. Так сокращается время обучения.

2. быстрота формирования практических навыков и умений.

1. не формируется творческая самостоятельность;

диалогическое – проблема решается совместно; проблемное обучение – частично поисковый и исследовательские методы.

Достоинства:

1. развитие навыков творческой, учебно-познавательной деятельности учащихся;

2. осмысленное и самостоятельное освоение знаний.
Недостатки:

1. повышение затрат времени;

2. специальная подготовка учащихся к поисковой деятельности.

  1. Индуктивные (от частного к общему). Преподаватель излагает факты, постепенно подводя учащихся к обобщениям, формулированию законов. Затем ставит перед учащимися проблемное задание для самостоятельных рассуждений, выводов и обобщения.

1. требует больше времени чем дедуктивные;

1. более быстрое прохождение учебного материала,

2. активное развитие абстрактного мышления.

Методы проблемно-развивающего обучения

  1. Монологический (приемы рассказа, объяснения преподавателя)

Основные признаки: изложение материала через показ проблемы, возникшей когда-то в науке; активная репродуктивная деятельность учащихся, наблюдение и слушанье, осмысление логики научного исследования, интерес к теме.

Основные признаки: изложение учебного материала в форме беседы, создание проблемных ситуаций учителем с привлечением учащихся к поиску их решения.

  1. Объяснение сущности новых понятий и способов познавательной деятельности
  2. Привлечение учащихся к активному участию
  3. Формирование умений и навыков познавательной деятельности через постановку проблемы, выдвижения гипотезы и ее доказательства
  4. Формирование мотивов учения, познавательных потребностей и интересов к учению, подготовка самостоятельного поиска деятельности
  1. В соответствии с учебной программой определить объем учебного материала и привести его структуру в соответствие с поставленной целью
  2. Новый материал объясняется в форме беседы
  3. По возможности создать проблемную ситуацию
  4. Активное участие учащихся в поиске решения проблемы
  1. Эвристический (новые понятия усваиваются в ходе коллективного поиска решения поставленной проблемы)

Основные признаки: приводятся факты и задачи приводящие к постановке проблемы.

  1. Самостоятельное усвоение новых знаний
  2. Формирование навыков творческой деятельности
  3. Знания и убеждения
  1. В соответствии с учебной программой определить объем учебного материала и привести его структуру в соответствие с поставленной целью
  2. Задание на самостоятельную творческую работу должно быть целесообразно и выполнимо
  1. Алгоритмический (работа учащихся идет по четким предписаниям педагога)

Признаки: инструктирование учащихся, показ образца, алгоритма практической деятельности, показ системы действий, ведущих к решению типовой задачи, деятельность учащихся по образцу. Овладевая тем или иным алгоритмом решения задачи, учащиеся овладевают методом соответствующей науки. В качестве проблемы для учащихся в данном случае выступает новая система связей между известными понятиями в алгоритме решения типовой задачи.

  1. Передача учащимся готового образца действия или алгоритма действий
  2. Организация практической деятельности учащихся по изготовлению предметов
  3. Формирование учений и навыков в практической исполнительной деятельности или поиска нового алгоритма действия
  4. Формирование навыков труда
  1. В соответствии с учебной программой определить объем учебного материала и привести его структуру в соответствии с поставленной целью
  2. Подробный инструктаж и показ предстоящей работы
  3. Учащиеся осваивают совокупность правил выполнения
  1. Программированный (последовательное предъявление учащимся задач и алгоритмов поиска решений).

Для осуществления выбора надо знать дидактические условия, которые объективно влияют на процесс обучения:

1. структура и логика изложения учебного материала;

2. учебно-познавательные возможности учащихся;

3. возможности преподавателя;

4. материально-техническое оснащение.

На выбор методов влияет структурно-логическая схема содержания учебного материала.

1 вариант структуры учебного материала
Опорные Прямые единич- Новые

понятия ные связи понятия

Для этой структуры характерно требование преподавателя -> указание (как сделать) -> выполнение. Такая деятельность характерна для метода диалогического изложения.

понятия 1 существенных и несущ-

В деятельности преподавателя и учащихся в данном случае можно реализовать сочетание диалогического и показательного методов обучения. Чем больше исходных элементов имеют связь с новым понятием, тем сложнее сделать правильный вывод, больше вероятности ошибок у учащихся, поэтому уровень проблемности снижается за счет того, что преподаватель сам показывает решение проблемы, формирует новое знание.

В данном случае новое знание имеет опосредованные связи с ранее изученными понятиями, и новое понятие может быть сформировано путем логических рассуждений, ведущих к требуемому выводу. Это указывает на возможность применения методов более высокого уровня проблемности: эвристического, исследовательского.

Методы устного изложения учебного материала:

Рассказ – изложение материала в повествовательной форме, он имеет описательный характер, отличается логической стройностью и не требует разъяснений.

Беседа – вопросно-ответный метод организации учебно-познавательной деятельности. Эвристическая беседа, цель сообщить учащимся новые знания.

Объяснение – при изложении учебного материала применяется сравнение, сопоставление, анализ, вывод закономерностей, обоснование, решение задач, методы дедукции и индукции.

Лекции – характеризуется строгостью построения, целостным, последовательным изложением, раскрывает целую систему закономерностей, устанавливает связи между разделами, читается по крупным вопросам учебной программы, требует конспектирования и большого внимания учащегося.

Работа учащихся с книгой — беглое чтение, конспектирование, выделение главного и составление плана прочитанного, разбор задач, заполнение таблиц.

Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения.

Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.

м етод иллюстраций предполагает показ учащимся иллюстративных пособий: плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске и пр.

Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др.

Наглядные пособия помогают лучше усвоить принцип, основную идею. При изучении технических предметов на первый план выступает конкретное устройство объекта, рабочая схема взаимодействия деталей и механизмов. Для технических предметов наглядное средство часто является основным источником знания.

3. Методы производственного (практического) обучения: значение, область применения. Отличительные особенности методов производственного обуче­ния.

Методы производственного обучения в целом аналогичны методам теоретического обучения. Тем более что в процессе производственного обучения присутствуют многие методические приемы теоретического обучения.

Инструктаж – словесный метод, который реализуется через объяснение, беседу, иногда рассказ, работу с письменными источниками информации с одновременной демонстрацией трудовых приемов и наглядности пособий. Различают устный и письменный. Письменный – это информационные карты: справочный материал, изображение технологических процессов.

Показ приемов трудовых действий. Этот метод имеет целью создание в сознании учащегося точного и четкого зрительного образа трудовых действий, с которыми они сравнивают свои действия в процессе упражнений по отработке (разучиванию) соответствующих приемов и способов работы.

Выделить операции, приемы и основные действия в трудовом процессе

Показать отдельные операции, приемы и способы их выполнения по инструкционной карте

Поставить вопросы для анализа инструкци­онной карты

Показать всю изучаемую деятельность в за­медленном темпе

Вызвать одного или двух учащихся для вос­произведения показанных операций

Проанализировать ошибки учащихся

Наблюдение, целостное восприятие трудового процесса

Анализ состава и структуры трудовой деятель­ности
Уяснение способов выполнения каждой опера­ции, приемов работы с инструкционной картой

Ответы на вопросы

Анализ приемов работы

Упражнения — навыки и умения, как и их компоненты, формируются путем упражнений, являются в этом смысле основным методом производственного обучения. Под упражнениями понимается многократные повторения определенных действий в целях их сознательного совершенствования.

Упражнения на тренажерах — проводятся в отработке трудовых навыков и умений в тех случаях, когда производственные условия не позволяют эффективно организовывать такие упражнения в реальной производственной обстановке.

Познакомить учащихся с условиями работы тренажера

Объяснить принцип работы тренажера

Показать структуру упражнений, которую необходимо выполнить на тренажере

Попросить одного или двух учащихся повторить операции на тренажере

Указать ошибки, неточности

Предъявить задания для учащихся

Сформировать интерес у учащихся, заинтересованность в выполнении задания

Определить программу и ритм выполнения задания

Контроль за ходом выполнения упражнений

Рассмотрение и изучение тренажера

Отработка операций «включение» и «выключение» на тренажере
Наблюдение, рассмотрение определенных операций в изучаемой деятельности

Наблюдение, мысленное воспроизведение
Анализ приемов работы учащихся

Обдумывание программы выполнения задания

Работа по заданной программе

Ответы на вопросы мастера

Методы наблюдения и показа

Наблюдение учащихся — этот метод используется, в основном, в производственном обучении учащихся на предприятиях профессиям, труд которых связан с обслуживанием сложного оборудования.

Письменное инструктирование — применение этого метода связано с использованием на уроках производственного обучения различных инструктивных учебных документов, являющихся самостоятельным источникам информации. В производственном обучении наибольшее применение нашли инструкционные, технологические (инструкционно-технологические) карты и учебные алгоритмы.

Инструкционные карты применяются при изучении учебных операций; они раскрывают типовую последовательность, правила, средства, способы выполнения, контроля и самоконтроля осваиваемых трудовых приемов изучаемой операции.

Технологические карты применятся при выполнении работ комплексного характера; они раскрывают технологическую последовательность, режимы технологические требования, средства выполнения учебно-производственных работ. Инструкционно-технологические карты, применяемые на начальных этапах выполнения комплексных работ, кроме того, содержат инструктивные указания и пояснения о правилах выполнения работ.

Учебные алгоритмы применяются при обучении учащихся обслуживанию, наладке, диагностики неисправностей, регулировке сложного оборудования, они содержат четкие правила выполнения работ.

Определение перечня типичных неисправностей аппаратуры

Выделение из общего перечня одной неисправности. Постановка перед учащимися вопроса о возможных причинах неисправности

Предъявление возможной причины неисправности. Показ операций и приемов устранения и проверки работы

Предъявление следующей причины

Повторяется до тех пор, пока учащиеся не уяснили все операции по устранению всех причин предъявленной неисправности

Осмысление, классификация типичных неисправностей, ведение конспекта

Указание причин прямых (наиболее вероятных) и косвенных (маловероятных)

Осознание последовательности выполнения действий, отработка операций

4. Методика активизации учебно-познавательной деятельности учащихся в учреждениях начального профессионального обучения.

Принцип активности учащихся в процессе обучения является одним из основных в дидактике. Под этим подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в освоении знаний и умений, и результативности. Такого рода активность сама по себе возникает не часто, она является следствием целенаправленных, управленческих педагогических воздействий и организацией педагогической среды. Все методы обучения содержат в себе, активизирующие деятельность учащихся, элементы. Но есть методы в которых активизация учащихся составляет главную идею и основу эффективности результата.

Активные методы обучения (АМО) – это методы которые побуждают обучающихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом. Они ориентированные на самостоятельное добывание знаний, активизацию познавательной деятельности, развитие мышления, на формирование практических умений и навыков.

Методика поддержания устойчивости внимания и высокой познавательной активности учащихся:

1. Частая смена видов деятельности учащихся

2. Проблемное изложение материала

3. Постановка вопросов к учащимся во время изложения материала (цели: проверка внимания)

4. Вопросы учащихся к преподавателю

5. Формулировка логических вопросов

6. Снятие утомления: разнообразие форм и приемов работы на уроке; использование наиболее продуктивной части урока для усвоения нового материала; смена видов деятельности; психологические разрядки напряженности внимания.

Метод обучения , предусматривающий объяснительно-иллюстративный способ организации совместной деятельности преподавателя и учащихся, при котором педагог сообщает готовую информацию, а учащиеся воспринимают, осознают ее и фиксируют в памяти. Это один из наиболее экономных способов передачи знаний, он может применяться при любом типе учебных занятий. Однако, способствуя накоплению знаний, навыков, умений, этот метод обучения не обеспечивает развития творческих способностей учащихся и возможности использовать приобретаемые знания в различных ситуациях речевой и трудовой деятельности. На занятиях по языку И.-п. м. о. получил практическое применение в рамках так называемого грамматико-переводного метода обучения , сохранившего ведущую роль в обучении языкам вплоть до начала XX столетия. Потребность в овладении устной речью и усиление практической направленности обучения привели к возникновению прямых методов .

Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР . Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин . 2009 .

Смотреть что такое «ИНФОРМАЦИОННО-ПЕРЦЕПТИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ» в других словарях:

Методы и приемы обучения — авмо, автоматизация обучения, активизация процесса обучения, активные методы обучения, активный метод обучения, алмо, аналитико имитативный метод обучения, армейский метод обучения, асинхронное обучение, аспектное обучение, аспектно комплексное… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации раскрываются основные особенности перцептивного подхода в педагогике.

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего

профессионального образования Свердловской области

Перцептивный подход в педагогике

Содержание: Понятие перцептивный подход метода обучения. Методы перцептивного подхода: 2.1 Словесный метод обучения 2.2 Наглядный метод обучения 2.3 Практический метод обучения 3 . Список литературы

  • Понятие перцептивный подход метода обучения.
  • Методы перцептивного подхода:

2.1 Словесный метод обучения

2.2 Наглядный метод обучения

2.3 Практический метод обучения

3 . Список литературы

Перцептивный подход Авторы - Е. Я. Голант, Н. М. Верзилин, С. Г. Шаповаленко Основание - Перцептивный подход при котором за основание берётся источник передачи информации и характер ее восприятия, Методы - предполагает выделение: 1) словесных, 2) наглядных, 3) практических методов обучения.

Перцептивный подход

Авторы — Е. Я. Голант, Н. М. Верзилин, С. Г. Шаповаленко

Основание — Перцептивный подход при котором за основание берётся источник передачи информации и характер ее восприятия,

Методы — предполагает выделение: 1) словесных, 2) наглядных, 3) практических методов обучения.

Е. Я. Голант Н. М. Верзилин С. Г. Шаповаленко

С. Г. Шаповаленко

Методы перцептивного подхода

Методы перцептивного подхода

Словесные методы обучения

Словесные методы обучения

Наглядные методы обучения

Наглядные методы обучения -методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядных пособий и технических средств (ИКТ).

Наглядные методы обучения

-методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядных пособий и технических средств (ИКТ).

Наглядные методы обучения условно можно подразделить на 3 группы: Иллюстрации служат цели ознакомления учащихся в натуральном виде с предметами, явлениями, объектами, процессами или с их изображениями. Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, оборудования, опытов, кодоскопов, кинофильмов, диафильмов, магнитофонов, компьютерных программ, презентаций. Метод наблюдения – длительное, целенаправленное восприятие предметов, явлений действительности.

Наглядные методы обучения условно можно подразделить на 3 группы:

Иллюстрации служат цели ознакомления учащихся в натуральном виде с предметами, явлениями, объектами, процессами или с их изображениями.

Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, оборудования, опытов, кодоскопов, кинофильмов, диафильмов, магнитофонов, компьютерных программ, презентаций.

Метод наблюдения – длительное, целенаправленное восприятие предметов, явлений действительности.

Практический метод обучения Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. Основные виды практических методов:

Практический метод обучения

Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. Основные виды практических методов:

К настоящему времени накоплен обширный научный фонд, раскрывающий многообразие методов обучения. Их насчитывается более 50. учитель сталкивается поэтому со значительным затруднением при их отборе. Поэтому существует потребность в их классификации. Классификация методов обучения.

Она помогает выявить в методах обучения общее и особенное, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует целесообразному и более эффективному их использованию.

Взаимосвязанные деятельности обучения — преподавание и учение — сложны и противоречивы, поэтому трудно найти единое логическое обоснование для классификации многочисленных их методов. Этим объясняется тот факт, что в существующих классификациях за основу берутся отдельные стороны процесса обучения.

Различные подхрды к классификации методов обучения связаны с выбором различных оснований, отражающих аспекты их изучения.

  • Тема причастия 7 класс упр 1 школьный драматический кружок упр 2
  • Вопросы для родителей на 8 марта в детском саду
  • Сценарий на 23 февраля в школе начальные классы с конкурсами
  • Формирование логики в философских школах др индии и китая
  • Назовите основные ограничения на использование электронных документов кратко

Источник: obrazovanie-gid.ru

Презентация на тему Методы обучения технологии

Основные вопросы темыОбщая характеристика методов обученияМетоды словесного сообщения и закрепления технико-технологических знанийНаглядно-демонстрационные методыМетоды практической работы учащихсяКритерии отбора методов обученияИнструктаж, его виды

  • Главная
  • Технология
  • Методы обучения технологии

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Методы обучения технологии

Методы обучения технологии

Слайд 2Основные вопросы темы
Общая характеристика методов обучения
Методы словесного сообщения и закрепления

технико-технологических знаний
Наглядно-демонстрационные методы
Методы практической работы учащихся
Критерии отбора методов обучения
Инструктаж, его

Основные вопросы темыОбщая характеристика методов обученияМетоды словесного сообщения и закрепления технико-технологических знанийНаглядно-демонстрационные методыМетоды практической работы учащихсяКритерии отбора

Слайд 3Под методами обучения понимаются способы
совместной деятельности
учителя и учащихся,

направленные на овладение учащимися знаниями,
умениями, навыками, на их воспитание

Под методами обучения понимаются способы
совместной деятельности
учителя и учащихся,
направленные на овладение учащимися знаниями,
умениями, навыками, на их воспитание и развитие.

Под методами обучения понимаются способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на овладение учащимися знаниями, умениями, навыками,

Слайд 4Классификация методов обучения

По источнику знаний
По дидактическим
целям
По уровню
познавательной
активности
1.

Словесные
2. Наглядные
3. Практические

(Лордкипанидзе Д.О.,
Верзилин Н.М.,
Галант Е.Я.)
1. Методы сообщения
новых

ЗУН
2. Методы
закрепления ЗУН
3. Методы контроля
и самоконтроля ЗУН

1. Объяснительно-
иллюстративные
2. Репродуктивные
3. Продуктивные

Классификация методов обученияПо источнику знанийПо дидактическим целямПо уровню познавательной активности1. Словесные2. Наглядные3. Практические(Лордкипанидзе Д.О.,Верзилин Н.М.,Галант Е.Я.)1. Методы

Слайд 5По уровню познавательной активности
Объяснительно-иллюстративные методы – учитель разными средствами и

приемами организует осознанное восприятие учащимися готовой информации.

Инструктивно-репродуктивные методы – учитель

конструирует задания на воспроизведение, подбирает упражнения, а ученики репродуцируют (воспроизводят) действия.

Продуктивные (методы проблемного обучения) – исследовательский, частично-поисковый (эвристический), проблемного изложения

По уровню познавательной активностиОбъяснительно-иллюстративные методы – учитель разными средствами и приемами организует осознанное восприятие учащимися готовой информации.Инструктивно-репродуктивные

Слайд 6По источнику получения знаний

СЛОВЕСНЫЕ
НАГЛЯДНО-
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЕ
ПРАКТИЧЕСКИЕ
Рассказ, объяснение
Беседа
Работа с литературой
Письменное
инструктирование
Демонстрация
наглядных пособий
Показ

трудовых приемов
Самостоятельное
наблюдение
Обучающие
упражнения
Тренировочные
упражнения
Лабораторно-
практические работы
Применение
экранных и ТСО

По источнику получения знанийСЛОВЕСНЫЕНАГЛЯДНО-ДЕМОНСТРАЦИОННЫЕПРАКТИЧЕСКИЕРассказ, объяснениеБеседаРабота с литературойПисьменное инструктированиеДемонстрация наглядных пособийПоказ трудовых приемовСамостоятельное наблюдениеОбучающие упражненияТренировочные упражненияЛабораторно-практические работыПрименение экранных

Слайд 7Методы словесного сообщения и закрепления технико-технологических знаний
Рассказ – повествовательное изложение

описательного, фактического учебного материала. Применяется при сообщении сведений, не требующих

раскрытия сущности отдельных технических явлений и процессов.

Объяснение – изложение учебного материала, при котором раскрывается сущность новых технических понятий и закономерностей.

Беседа – диалог между учителем и учащимся, посредством которого учащиеся побуждаются к осмыслению и воспроизведению усвоенных знаний, к обобщению изученного материала.
Контрольно-проверочная беседа
Эвристическая беседа

Работа с литературой

Методы словесного сообщения и закрепления технико-технологических знанийРассказ – повествовательное изложение описательного, фактического учебного материала. Применяется при сообщении

Слайд 8Типы продуктивных вопросов
На сравнение:
В чем сходство и различие …?
Что общего

между…?
Сравните и сделайте вывод о …?
На установление причинно-следственных связей:
Что послужило

причиной …?
Что произойдет, если …?
На определение цели действия, явления, процесса:
Каково назначение …?
Для чего выполняется …?
На установление значения того или иного явления, процесса:
Какое влияние оказывает …?
Какое значение имеет …?
На объяснение, обоснование, доказательство:
Чем объяснить …?
Как доказать, что … ?
На выводы и обобщения:
Какой вывод можно сделать …?
В чем сущность …?

Типы продуктивных вопросовНа сравнение:В чем сходство и различие …?Что общего между…?Сравните и сделайте вывод о …?На установление

Слайд 9Требования к устному изложению знаний учителем

Литературная и техническая грамотность;
Логическая стройность;
Образность,

выразительность, наглядность;
Эмоциональность по форме и содержанию;
Живая разговорная манера, естественность и

непринужденность;
Четкость и ясность произношения, «чистота» речи;
Умеренная мимика и жестикуляция;
Умелое владение голосом – тембр, интонация, высота;
Оптимальная громкость и скорость; умение варьировать ими в ходе изложения;
Умелое использование пауз и смысловых акцентов.

Требования к устному изложению знаний учителемЛитературная и техническая грамотность;Логическая стройность;Образность, выразительность, наглядность;Эмоциональность по форме и содержанию;Живая разговорная

Слайд 10Наглядно-демонстрационные методы Демонстрации могут быть:

Динамическими
показ приемов работы,
показ действующей
модели и

т.п.
Статическими
показ неподвижных объектов,
плакатов, схем и т.п.

Натуральными
инструменты,
приборы,
детали,


образцы материалов, изделий и т.п.
Изобразительными
плакаты,
макеты,
схемы,
диаграммы и т.п.

Наглядно-демонстрационные методы Демонстрации могут быть: Динамическими показ приемов работы,показ действующеймодели и т.п.Статическими показ неподвижных объектов, плакатов, схем и

Слайд 11Демонстрация (показ) трудовых приемов
При демонстрации трудовых приемов необходимо обратить внимание

на:
Рабочую позу;
Пользование инструментом;
Характер рабочих движений:
скорость,
сила,
темп и ритм,

координированность,
точность,
пластичность

Демонстрация (показ) трудовых приемов При демонстрации трудовых приемов необходимо обратить внимание на:Рабочую позу;Пользование инструментом;Характер рабочих движений: скорость, сила,

Слайд 12Процесс показа трудовых приемов

Показ приемов
слитно,
в нормальном
рабочем темпе
Показ

приемов
слитно,
в нормальном
рабочем темпе
Показ приемов в
замедленном темпе,

с остановками в характерных
моментах;
расчленение
приема на элементы и показ
отдельных трудовых движений

Процесс показа трудовых приемовПоказ приемов слитно, в нормальном рабочем темпеПоказ приемов слитно, в нормальном рабочем темпеПоказ приемов

Слайд 13Правила показа трудовых приемов
Обеспечение хорошей видимости (место показа, освещенность, расположение

учащихся);

Сочетание демонстрации приемов с демонстрацией наглядных пособий, инструкционных и технологических

Контроль восприятия учащимися показываемого;

Правильное сочетание демонстрации и слова мастера.

Правила показа трудовых приемовОбеспечение хорошей видимости (место показа, освещенность, расположение учащихся);Сочетание демонстрации приемов с демонстрацией наглядных пособий,

Слайд 14Методы практической работы учащихся
Упражнение – целенаправленное повторение действий с применением

правильных приемов работы, исправлением допущенных ошибок и стремлением достичь лучшего

результата.
Обучающие упражнения – кратковременные упражнения (5-15 минут) при изучении каждой новой операции.
Тренировочные упражнения – выполнение практических работ при изготовлении различных изделий.
По содержанию различают упражнения:
По организации рабочего места
Наладке инструмента
Усвоению первоначальных трудовых приемов
По совершенствованию умений и навыков

Методы практической работы учащихсяУпражнение – целенаправленное повторение действий с применением правильных приемов работы, исправлением допущенных ошибок и

Слайд 15
Лабораторные работы выполняются с целью практического ознакомления со свойствами обрабатываемых

материалов, с устройством инструментов, оборудования.
Инструкция к лабораторной работе:
Тема работы, ее

цель
Необходимое оборудование и инструменты
Теоретические сведения по теме работы
Порядок выполнения работы
Форма отчета
Контрольные вопросы

Лабораторные работы выполняются с целью практического ознакомления со свойствами обрабатываемых материалов, с устройством инструментов, оборудования. Инструкция к лабораторной

Слайд 16Критерии отбора методов обучения

Закономерности и вытекающие из них принципы обучения;
Цели

и задачи обучения;
Содержание учебного материала;
Учебные возможности учащихся;
Возможности преподавателей (мастеров), их

опыт, знания, подготовленность, личные качества;
Особенности внешних условий (УМБ).

Критерии отбора методов обученияЗакономерности и вытекающие из них принципы обучения;Цели и задачи обучения;Содержание учебного материала;Учебные возможности учащихся;Возможности

Слайд 17Инструктаж как совокупность методов обучения
Вводный инструктаж направлен на организацию практической

предстоящей практической работе.

Текущий инструктаж — проводится во время выполнения учащимися практической работы. Его задача – непосредственное направление и корректирование деятельности учащихся о выполнению учебно-трудового задания.
фронтальный
индивидуальный

Заключительный инструктаж – проводится по окончании практической работы. Его цель – подвести итоги работы и сделать ее анализ, вскрыть причины допущенных ошибок, объяснить способы их устранения.

Слайд 18Структура вводного инструктажа

объяснение характера и назначения предстоящей на занятии работы;

чертежей, схем, технических требований, демонстрация образцов (эталонов) предстоящих учебных работ;

учащихся с материалами, инструментами, приборами, приспособлениями, которые будут применяться на занятии;

объяснение и показ наиболее рациональных приемов, способов и последовательности выполнения заданий, а также способов контроля качества работы;

Структура вводного инструктажаобъяснение характера и назначения предстоящей на занятии работы;разбор чертежей, схем, технических требований, демонстрация образцов (эталонов)

Слайд 19
рассмотрение типичных ошибок, способов их предупреждения и устранения;

объяснение и показ

способов рациональной организации рабочих мест при выполнении заданий;

рассмотрение правил безопасности

закрепление и проверка усвоения учащимися материалов вводного инструктажа; дополнительные повторные пояснения и показ приемов и способов работы;

выдача заданий и распределение учащихся по рабочим местам.

рассмотрение типичных ошибок, способов их предупреждения и устранения;объяснение и показ способов рациональной организации рабочих мест при выполнении

Слайд 20Правила индивидуального текущего инструктирования учащихся
четко определять цель деятельности школьников (упражнения,

самостоятельные работы), добиваться осознания ее учащимися;

вникать в работу каждого учащегося,

не упуская из поля зрения работу всей группы;

постоянно развивать у ребят способности самостоятельно анализировать свой труд, находить ошибки, причины их появления, способы устранения и предупреждения;

побуждать учащихся к самоконтролю, обеспечивать высокое качество их работы;

Правила индивидуального текущего инструктирования учащихсячетко определять цель деятельности школьников (упражнения, самостоятельные работы), добиваться осознания ее учащимися;вникать в

Слайд 21
наблюдать за учащимися незаметно, не вмешиваться без крайней необходимости в

их работу;

не давать готовых указаний, как исправить ошибку, добиваться, чтобы

школьники сами поняли, осознали ее, нашли способ исправления;

помощь ребятам оказывать своевременно;

не доделывать работу за учащихся, так как это может приучить их к безответственности;

поощрять творческий подход школьников к выполнению задания;

наблюдать за учащимися незаметно, не вмешиваться без крайней необходимости в их работу;не давать готовых указаний, как исправить

Слайд 22
постоянно приучать учащихся к планированию своего труда;

не зависимо от периода

обучения, особое внимание уделять контролю правильности применяемых трудовых приемов и

постоянно воспитывать у детей высокую культуру труда;

следить за рациональным использованием рабочего времени, добиваться высокой производительности труда;

обеспечивать правильный режим труда и отдыха учащихся;

проявлять принципиальность и строгость в требованиях к выполнению учащимися правил организации труда, рабочего места, техники безопасности.

постоянно приучать учащихся к планированию своего труда;не зависимо от периода обучения, особое внимание уделять контролю правильности применяемых

Слайд 23Основные вопросы заключительного инструктажа
сообщение о достижении цели урока;
подведение итогов

и анализ выполнения учебно-производственных заданий классом

и ученическими бригадами;
разбор типичных ошибок и характерных недостатков, рассмотрение путей их предупреждения и устранения;
анализ выполнения учащимися правил безопасности, организация труда и рабочих мест;
подведение итогов соревнований между учащимися и ученическими бригадами;
сообщение оценок;
сообщение темы следующего урока, выдача домашнего задания.

Следует вовлекать всех учащихся в активное обсуждение итогов прошедшего урока.

Основные вопросы заключительного инструктажасообщение о достижении цели урока;подведение итогов и анализ выполнения

Слайд 24Формы инструктажей
Устный инструктаж – это описание учителем порядка и приемов

работы.

Письменное инструктирование – письменная инструкция к работе.

Письменно-графическое инструктирование – технологические

Источник: theslide.ru

Оцените статью
Добавить комментарий