Файлы: 1 файл
1. Определение понятия ППФП, ее цель и задачи. 5
3. Методика подбора средств ППФП. 11
4. Значение физической культуры в подготовке студентов-экономистов к профессиональной деятельности 13
5. Комплекс упражнений. 15
5.1. Комплекс лечебной физкультуры. 16
Список использованной литературы 21
Введение
Физическое воспитание всегда было одним из средств подготовки человека к трудовой деятельности и приспособления к социальной среде. Игровое воспроизведение охоты, трудовых процессов в древних ритуальных состязаниях — один из способов совершенствования трудовых навыков и физического воспитания молодежи на начальных стадиях развития человеческого общества. Со временем люди перешли от простого копирования физических нагрузок и технических приемов трудовых процессов в простейших играх к более широкой тематике игр с определенными правилами и к созданию искусственных спортивно-игровых снарядов — элементов современной физической культуры спорта.
Общая Физическая Подготовка. Понятия и определения.
В позднем средневековье элементы психофизической подготовки к профессиональному труду уже присутствуют в ряде систем воспитания и образования молодежи. На роль физических упражнений в подготовке подрастающего поколения к труду обращали внимание выдающиеся педагоги ХV — XIX вв. Франсуа Рабле (1494 — 1553), Джон Локк (1632 — 1704), Иоганн Песталоцци (1746 — 1827), Иоганн Гутс-Мутс (1756 -1839), Жорж Демени (1850- 1917).
Именно в этот период возникало и формировалось самостоятельное направление в изучении психофизических возможностей человека с целью наиболее продуктивного его использования и определенном производстве.
Современный труд требует значительного напряжения умственных, психических и физических сил, повышенной координации движений работников в любой сфере труда. Но каждая профессия диктует свой уровень развития психофизических качеств, свой перечень профессионально-прикладных умений и навыков. Поэтому если человек готовится к профессии геолога-поисковика, то ему нужна профессионально-прикладная физическая подготовка одного содержания, а будущему филологу — другая. Эти отличия и отражаются в цели и задачах профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП).
1. Определение понятия ППФП, ее цель и задачи.
В существующей специальной литературе имеются различные формулировки, определяющие понятие «профессионально-прикладная физическая подготовка».
Профессионально-прикладная физическая подготовка — это специально направленное и избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности.
Цель ППФП — психофизическая готовность к успешной профессиональной деятельности. Чтобы достичь эту цель, необходимо создать у будущих специалистов психофизические предпосылки и готовность к:
— ускорению профессионального обучения;
— достижению высокопроизводительного труда в избранной профессии;
— предупреждению профессиональных заболеваний и травматизма, обеспечению профессионального долголетия;
Теория ОФП. Определение и отличие от СФП и других видов физической активности
— использованию средств физической культуры и спорта для активного отдыха и восстановления общей и профессиональной работоспособности в рабочее и свободное время;
— выполнению служебных и общественных функций по внедрению физической культуры и спорта в профессиональном коллективе.
Конкретные задачи ППФП студентов определяются особенностями их будущей профессиональной деятельности и состоят в том, чтобы:
— формировать необходимые прикладные знания,
— осваивать прикладные умения и навыки;
— воспитывать прикладные психофизические качества;
— воспитывать прикладные специальные качества.
Остановлюсь несколько подробнее на смысловом содержании перечисленных конкретных задач.
Прикладные знания имеют непосредственную связь с будущей профессиональной деятельностью, их можно получить в процессе физического воспитания, во время кратких методических бесед и установок на методико-практических и учебно-тренировочных занятиях, путем самостоятельного изучения литературы. Специфические прикладные знания о необходимой психофизической подготовленности можно получить также в учебном материале и по другим дисциплинам («Техника безопасности» и др.). Следует отметить, что знания о закономерностях повышения спортивной работоспособности имеют единую психофизиологическую основу со знаниями о достижении и поддержании высокой профессиональной работоспособности человека в сфере труда.
Возьмем пример со спортсменами-альпинистами. В ходе своей спортивной практики они узнают многие сведения о влиянии горной гипоксии (недостаток кислорода) на организм человека, о путях преодоления ее и т.п. Эти же знания необходимы геодезистам, геологам, гляциологам, работающим в горах. Можно привести еще массу подобных примеров о прикладных знаниях, которые приобретаются в спортивной практике и могут быть использованы специалистами различного профиля в своей работе.
Прикладные умения и навыки обеспечивают безопасность в быту и при выполнении определенных профессиональных видов работ, способствуют быстрому и экономичному передвижению при решении производственных задач (плавание, ходьба на лыжах, гребля, управление автомототранспортом, езда на лошади и др.). Естественно, что этими умениями и навыками лучше владеет человек, занимающийся прикладными видами спорта: туризмом, автомотоспортом, водными и различными видами конного спорта и т.д.
Прикладные психофизические качества — это обширный перечень необходимых для каждой профессиональной группы прикладных физических и психических качеств, которые можно формировать при занятиях различными видами спорта.
Прикладные физические качества — быстрота, сила, выносливость, гибкость и ловкость необходимы во многих видах профессиональной деятельности, где специалистам для качественного выполнения работы требуется или повышенная общая выносливость, или быстрота, или сила отдельных групп мышц, или ловкость. Заблаговременное акцентированное формирование этих прикладных качеств в процессе физического воспитания до профессионально требуемого уровня и является одной из задач ППФП.
Прикладные психические качества и свойства личности, необходимые будущему специалисту, могут формироваться и на учебно-тренировочных занятиях, и самостоятельно. Нельзя сделать человека смелым, мужественным, коллективистом с помощью одних разговоров. Его обязательно надо ставить в условия, когда требуется проявить эти качества. Именно на спортивных тренировках, при регулярных самостоятельных занятиях физической культурой могут быть созданы условия, при которых проявляются такие волевые качества, как настойчивость, решительность, смелость, выдержка, самообладание, самодисциплина.
Направленным подбором упражнений, выбором видов спорта, спортивных игр можно акцентировано воздействовать на человека, способствуя формированию конкретных психических качеств и свойств личности, определяющих успешность профессиональной деятельности.
Многие спортивные и особенно игровые моменты могут моделировать возможные жизненные ситуации в производственном коллективе при выполнении профессиональных видов работ. Воспитанная в спортивной деятельности привычка соблюдать установленные нормы и правила поведения (чувство коллективизма, выдержка, уважение к соперникам, трудолюбие, самодисциплина) переносятся в повседневную жизнь, в профессиональную деятельность. Сознательное преодоление трудностей в процессе регулярных занятий физической культурой и спортом, борьба с нарастающим утомлением, ощущениями боли и страха воспитывают волю, самодисциплину, уверенность в себе.
Прикладные специальные качества — это способность организма противостоять специфическим воздействиям внешней среды: холода и жары, укачивания в автомобиле, на море, в воздухе, недостаточного парциального давления кислорода в горах и др. Такие способности можно развивать путем закаливания, дозированной тепловой тренировки, специальными упражнениями, воздействующими на вестибулярный аппарат (кувырки, вращения в различных плоскостях), укреплением мышц брюшного пресса, упражнениями на выносливость, при которых возникает двигательная гипоксия и т.д.
Формировать специальные качества можно в процессе ППФП не только с помощью специально подобранных упражнений, но и при регулярных занятиях соответствующими в каждом случае (прикладными) видами спорта. Следует иметь в виду и особенности, так называемой неспецифической адаптации человека. Установлено, что хорошо физически развитый и тренированный человек быстрее акклиматизируется в новой местности, легче переносит действие низкой и высокой температуры, более устойчив к инфекциям, проникающей радиации и т.д.
Двигательную деятельность человека, его трудовую активность определяют такие компоненты, как мышечная сила, выносливость, быстрота, координация движений, способность к концентрированному и устойчивому вниманию, реакция выбора и другие психофизические качества. Общепризнанно, что все эти составляющие так же, как и профессиональные свойства личности, в определенных условиях и пределах тренируемы. Психофизиологическое понятие «трудовая деятельность» по психофизическим компонентам аналогично понятию «спорт. Так же сходны и принципиальные требования и условия их совершенствования.
· формы (виды) труда специалистов данного профиля;
· условия и характер труда;
· режим труда и отдыха;
· особенности динамики работоспособности специалистов процессе труда и специфика их профессионального умения и заболеваемости.
Формы труда. Физический и умственный труд являются основными формами труда, имеющими большое многообразие видов. Однако эти формы редко проявляются в «чистом» виде. Обычно считается, что труд специалистов высшей квалификации является в основном умственным, творческим, управленческим трудом, а физическим трудом заняты подчиненные, исполнители.
Но, практически, это бывает редко, хотя управленческий характер труда и типичен для специалистов. И все же здесь уместно говорить о смешанной фирме труда, поскольку разделение труда на физический и умственный в настоящее время имеет достаточно условный характер даже для специалистов высшей квалификации.
Например, многие буровые бригады работают вахтовым способом по 12 часов при повышенной влажности, шуме и вибрации в условиях Севера.
А специалисты по радиоэлектронике и автоматике, экономисты вынуждены трудиться в условиях гипокинезии (недостатка движений) перед экраном монитора.
Режим труда и отдыха оказывает непосредственное влияние на возможность и характер применения средств физической культуры с целью поддержания и повышения необходимого уровня жизнедеятельности и работоспособности.
Например, различный режим труда и отдыха имеют работающие вахтовым методом выпускники факультетов разработки нефтяных и газовых месторождений или строительства и эксплуатации трубопроводного транспорта, и работающие на нефтеперерабатывающем заводе выпускники химико-технологического факультета.
Рациональным режимом труда и отдыха на любом предприятии является такой режим, который наилучшим образом обеспечивает одновременное сочетание повышения эффективности производства и производительности труда (выработки), сохранения работоспособности и здоровья человека.
При этом действенными мерами улучшения такого режима являются не только рациональное время начала и окончания работы, строго регламентированные научно обоснованные сменные перерывы, целесообразный график сменности работы, обоснованный график отпусков, но и правильная организация внутрисменного отдыха с использованием пассивного и активного отдыха, в том числе и средств физической культуры.
Источник: www.yaneuch.ru
Общая и специальная физическая подготовка
Физическая подготовка осуществляется с целью укрепления здоровья, повышения функциональной готовности организма, улучшения физического развития, совершенствования физических качеств, формирования двигательных умений и навыков, а также достижения высоких спортивных результатов. Физическая подготовка может носить как общий характер (общая физическая подготовка ), так и направленный на определенный вид деятельности (специальная физическая подготовка). Это процесс воспитания физических качеств и формирования жизненно необходимых двигательных умений и навыков, направленных на всестороннее и гармоничное физическое развитие человека. Способствует повышению общей работоспособности. Она подготавливает человека к любому виду деятельности и является основой для специальной физической подготовки, которая способствует достижению высоких результатов в избранном виде спорта или трудовой деятельности. Значение общей физической подготовки для достижения намеченной цели можно проиллюстрировать на следующем примере. В 2004 году 7 энтузиастов летом прошли 550 км через Каракумы. Днём песок нагревался до 80° , поэтому шли они ночью. частники перехода выработали следующие тесты для определения степени своей физической подготовленности: отжимание от пола – 60 раз, подтягивание – 25 раз, приседание на двух ногах – до 300 раз, приседание на одной ноге – до 40 раз.
– это процесс воспитания физических качеств и формирования двигательных умений и навыков, отвечающих специфике избранного вида спорта или деятельности. По своей направленности все виды специальной физической подготовки можно свести к двум основным группам – спортивная подготовка и профессионально – прикладная подготовка.

В отличие от понятия «физическая подготовка», понятие «физическая подготовленность» представляет собой результат физической подготовки. Для студентов высших учебных заведений показатели физической подготовленности стандартизированы. Кроме того, при увеличении количества тестов по физической подготовленности предоставляется возможность свободы выбора тех упражнений, которые лучше удаются занимающемуся, в выполнении которых он может достичь больших успехов. а это ориентированы контрольные нормативы по пяти физическим качествам, вошедшие в проект федерального компонента Государственного образовательного стандарта.

- быстроты (бег на 30, 60 или 100 м)
- ловкости (прыжки через скакалку, подбрасывание теннисного мяча за 1 минуту вначале левой рукой, затем правой и одновременное подбрасывание двумя руками теннисных мячей с пробеганием дистанции 30 метров (оценивается количество раз));
- Силы (подтягивание в висе, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, поднимание и опускание туловища из положение лежа на спине, приседания, прыжок в длину, прыжок в длину с места);
- выносливости (бег на 1000, 2000, 3000 м);
- гибкости (наклон туловища вперед из основной стойки, стоя на возвышении, соединение рук, одна рука над плечом, другая за спиной, наклоны в стороны, руки вдоль туловища.
Сообщить об ошибке
Оригинал статьи размещен здесь:Источник
Источник: sport-51.com
Теория и методика физической подготовки
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА – это процесс воспитания физических качеств и овладения жизненно важными движениями. Различают общую физическую подготовку и специальную.
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ – это процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни индивидуума морфофункциональных свойств его организма и основанных на них физических качеств и способностей.
ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВО – это исторически обусловленный идеал физического развития и физической подготовленности человека, оптимально соответствующий требованиям жизни.
Важнейшими конкретными показателями физически совершенного человека современности являются:
1) крепкое здоровье, обеспечивающее человеку возможность безболезненно и быстро адаптироваться к различным, в том числе и неблагоприятным, условиям жизни, труда, быта;
2) высокая общая физическая работоспособность, позволяющая добиться значительной специальной работоспособности;
3) пропорционально развитое телосложение, правильная осанка, отсутствие тех или иных аномалий и диспропорций;
4) всесторонне и гармонически развитые физические качества, исключающие однобокое развитие человека;
5) владение рациональной техникой основных жизненно важных движений, а также способность быстро осваивать новые двигательные действия;
6) физкультурная образованность, т.е. владение специальными знаниями и умениями эффективно пользоваться своим телом и физическими способностями в жизни, труде, спорте.
СПОРТ – представляет собой собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а также межчеловеческие отношения и нормы, ей присущие.
ЦЕЛЬЮ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ является оптимизация физического развития человека, всестороннего совершенствования свойственных каждому физических качеств и связанных с ними способностей в единстве с воспитанием духовных и нравственных качеств, характеризующих общественно активную личность; обеспечить на этой основе подготовленность каждого члена общества к плодотворной трудовой и другим видам деятельности.
1. ЗАДАЧИ ПО ОПТИМИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА:
Ø Оптимальное развитие физических качеств, присущих человеку;
Ø Укрепление и сохранение здоровья, а также закаливание организма;
Ø Совершенствование телосложения и гармоничное развитие физиологических функций;
Ø Многолетнее сохранение высокого уровня общей работоспособности.
2. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:
Ø Формирование различных жизненно важных двигательных умений и навыков;
Ø Приобретение базовых знаний научно-практического характера.
ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ:
Ø Развитие нравственных качеств (трудолюбие, настойчивость, смелость);
Ø Формирование этических и эстетических качеств личности;
Ø Развитие интеллекта;
Ø Развитие психомоторной функции.
Ø МЕТОД УБЕЖДЕНИЯ заключается в том, чтобы разъяснить занимающимся нормы поведения, сложившиеся традиции:
a) УБЕЖДЕНИЕ СЛОВОМ (разъяснение, доказательство, опровержение, сравнение, сопоставление, аналогия, ссылка на авторитет и др.)
b) УБЕЖДЕНИЕ ДЕЛОМ (показ занимающемуся ценности и значимости его действий и поступков; поручение практических заданий, анализ жизненных явлений, опровергающих ошибочные взгляды; личный пример преподавателя (тренера) и др.)
Ø МЕТОД УПРАЖНЕНИЯ (метод практического приучения) заключается в такой организации повседневной жизни и многократно повторяемой человеком деятельности, которая позволяет совершенствовать навыки поведения в различных ситуациях, повышая сознательность. В основе приучения лежит упражнение в определенных морально-волевых проявлениях.
Ø НАГЛЯДНЫЙ ПРИМЕР. Суть этого метода состоит в целенаправленном и систематическом воздействии преподавателя (тренера) на занимающихся личным примером, а также всеми другими видами положительных примеров, призванных служить образцом для подражания, основой для формирования идеала поведения и средством самовоспитания.
Ø МЕТОД ПООЩРЕНИЯ представляет собой специфическую упорядоченную совокупность приемов и средств морального и материального стимулирования, активно помогающих человеку осознать степень труда в достижении общей задачи, осмыслить свое поведение, закрепить положительные черты характера, полезные привычки.
Ø МЕТОД НАКАЗАНИЯ (ПРИНУЖДЕНИЯ) – система средств и приемов воздействия на занимающихся, нарушающих законы, нормы морали, с целью исправить их поведение и побудить добросовестно исполнять свои обязанности.
ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ — это такие двигательные действия (включая и их совокупности), которые направлены на реализацию задач физического воспитания, сформированы и организованы по его закономерностям.
Слово «физическое» отражает характер совершаемой работы (в отличие от умственной), внешне проявляемой в виде перемещений тела человека и его частей в пространстве и во времени.
Слово «упражнение» обозначает направленную повторность действия с целью воздействия на физические и психические свойства человека и совершенствования способа исполнения этого действия.
ТЕХНИКА ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ — это способы выполнения двигательных действий, с помощью которых двигательная задача решается целесообразно с относительно большей эффективностью.
ХАРАКТЕРИСТИКИ ДВИЖЕНИЙ:
Ø ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ (положение тела и его частей (исходное положение и оперативная поза в процессе выполнения движения), направление, амплитуда, траектория);
Ø ВРЕМЕННЫЕ (длительность движений и темп);
ХАРАКТЕРИСТИКИ ДВИЖЕНИЙ:
Ø ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫЕ (это скорость и ускорение);
Ø ДИНАМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ отражают взаимодействие внутренних и внешних сил в процессе движений. Внутренними силами являются: силы активного сокращения — тяги мышц, силы упругого, эластичного сопротивления растягиванию мышц и связок, реактивные силы. К внешним силам относятся силы реакции опоры, гравитационные силы (сила тяжести), трения и сопротивления внешней среды (вода, воздух, снег и др.), инерционные силы перемещаемых предметов и т.д.
Ø СИЛА
Ø БЫСТРОТА
Ø ВЫНОСЛИВОСТЬ
Ø ГИБКОСТЬ
Ø ЛОВКОСТЬ
Ø СИЛА — это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий (напряжений).
Ø СИЛОВЫЕ СПОСОБНОСТИ — это комплекс различных проявлений человека в определенной двигательной деятельности, в основе которых лежит понятие «сила».
Ø АБСОЛЮТНАЯ СИЛА — это максимальная сила, проявляемая человеком в каком-либо движении, независимо от массы его тела.
Ø ОТНОСИТЕЛЬНАЯ СИЛА — это сила, проявляемая человеком в пересчете на 1 кг собственного веса. Она выражается отношением максимальной силы к массе тела человека.
ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ:
Ø Первая задача — общее гармоническое развитие всех мышечных групп опорно-двигательного аппарата человека. Она решается путем использования избирательных силовых упражнений. Внешне это выражается в соответствующих формах телосложения и осанке. Внутренний эффект применения силовых упражнений состоит в обеспечении высокого уровня жизненно важных функций организма и осуществлении двигательной активности.
Ø Вторая задача — разностороннее развитие силовых способностей в единстве с освоением жизненно важных двигательных действий (умений и навыков). Данная задача предполагает развитие силовых способностей всех основных видов.
Ø Третья задача — создание условий и возможностей (базы) для дальнейшего совершенствования силовых способностей в рамках занятий конкретным видом спорта или в плане профессионально-прикладной физической подготовки.
Теория и методика физической подготовки
ТЕОРИЯ — система принципов, законов, категорий, понятий, концепций, описывающая какое-либо относительно однородное, целостное явление — систему или ее элементы, функции.
Общая физическая подготовка предполагает разностороннее развитие физических качеств, функциональных возможностей и систем организма спортсмена, слаженность их проявления в процессе мышечной деятельности.
Специальная физическая подготовка характеризуется уровнем развития физических способностей, возможностей органов и функциональных систем, непосредственно определяющих достижения; в избранном виде спорта.
Физическая подготовленность спортсмена тесно связана с его спортивной специализацией. В одних видах спорта и их отдельных дисциплинах спортивный результат определяется прежде всего скоростно-силовыми возможностями, уровнем развития анаэробной производительности; в других — аэробной производительностью, выносливостью к длительной работе; в третьих — скоростно-силовыми и координационными способностями; в четвертых — равномерным развитием различных физических качеств.
СРЕДСТВО
1. Приём, способ действия для достижения чего-нибудь.
2. Орудие (предмет, совокупность приспособление.)
Средства развития силовых качеств
В качестве основных средств используются физические упражнения, направленно стимулирующие увеличение степени напряжения мышц благодаря повышенным отягощениям.
Нагрузка- это дополнительная по сравнению с покоем СТЕПЕНЬ функциональной активности организма, привносимая выполнением упражнения (или упражнений), а также степень переносимых при этом трудностей.
Понятия «внешней» и «внутренней» стороны нагрузки
Форма выполнения упражнения.
Продолжительность выполнения упражнения
Источник: poisk-ru.ru