Понятие профессия специальность трудовая деятельность

Определение понятий «труд», «профессия», «специальность» Проф. деят-ть — это, прежде всего, трудо­вая деятельность. В этой связи полезно разобраться, что...
Содержание

Проф. деят-ть — это, прежде всего, трудо­вая деятельность. В этой связи полезно разобраться, что может помешать человеку реализовать себя в труде.

К ол-ый труд (по Леонтьеву) в психо­лог. плане харак-ся след-им:

Это разделенный труд, где каждый член группы выполняет от­дельные трудовые операции, которые сами по себе, взятые в от­дельности, бессмысленны.

Е. А. Климовым выделены были также более конкретные пси­хологические признаки труда:

1) знание о продукте — результате труда; осознание его соц. значимости;

2) сознание обязательности достижения заданного результата, понимание ответственности;

3) сознательное выделение и владение внешними и внутрен­ними ср-вами деят-ти, прак­тическое владение средствами деятельности;

Професиия — вид трудовой деятельности человека, который владеет комплексом теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки и опыта работы.

Специальность — это необхо­димая для общества и ограниченная вследствие разделения труда область при­ложения физических и духовных сил че­ловека, позволяющая ему взамен затра­ченного труда получать необходимые средства существования и возможности развития.

Профессия, специальность. Технология 9 класс

Профессиография. Пр-пы составления профессиограм.

Профессиография — практическое направление психологии труда; деятельность, связанная с изучением требований, предъявляемых профессией к личностным качествам, психологическим способностям и физиологическим возможностям человека.

При профессиографировании всегда изучаются признаки объектов, являющихся центральными составляющими какого-либо трудового процесса: субъекта труда, предмета, задач, орудий и условий труда.

Принципы: Одним из основополагающих принципов профессиографирования стал принцип дифференцированного подхода к изучению профессиональной деятельности. Сущность этого принципа – подчинение профессиографирования решению конкретные практических задач. Очевидно, что профессиональное образование невозможно вести по всем профессиям.

На перечень учебных профессий влияет также распространенность профессий, противопоказания работ с тяжелыми и вредными условиями труда, а также возрастные ограничения.

Противопоказания к деятельности практического психолога.

Не может быть практическим еловек, страдающий каким-либо психическим отклонением, дабы случайно не нанести вред другому человеку, который придёт к нему за помощью или консультацией.

Кл. как м-д из-ия труд. деят. Кл. видов труда, профессий

Кл. видов труда делится:

1) По характеру рабочей нагрузки субъекта труда и его усилий по реализации трудовых задач выдел. физический и умственный труд.

2) Однообразный и монотонный

3) В завис. от усл-ий выдел. труд в комфортных усл-ях, в необыч-ых усл-ях при постоян. воздействии неблагоприятных факторов, в экспериментальных условиях

4) По форме организации деят-ти (с определ. распорядком работы), нерегламентированным (со свобод. распорядком), смешанный.

6 проверенных лайфхаков по смене профессии

5) Индивид. и коллективный

Совмест. деят-ть – организ-ая сис-ма труд. активности совок-ти субъектов труда, объедин-ых единством мотивов и целей деят-ти, ее пространственно-временных усл-ий, управлением и согласованием составл-их ее инд-ых деят-тей. Среди осн. характер-к субъекта совместн. деят-ти необх. выделить целенаправленность, Ур-нь целостности, организованность, результативность, временные особ-ти условий жизнедеятельности коллективного субъекта.

Индивидуальную деятельность можно только условно рассматривать как изолированную и замкнутую систему.

Классификация профессий. Мир профессий и специальностей очень многообразен и динамичен.

Классификация профессий: (Климов)

1) Человек – природа (Ч–П);

2) Человек – техника (Ч– Т);

3) Человек – человек (Ч–Ч);

4) Человек – знак (Ч–З);

5) Человек – художественный образ (Ч – Х)

Предложенная классификация позволяет дать обзорную схему карты мира профессий.

Проф. ЗУНы практ. псих-га.

Важнейшее кач-во деят-ти психолога – проф. компетентность. Психолог долж быть разностороне подготовл. специал-ом. Он должен иметь определ. совокупность не только психолог. знаний, но и знаний в области философии, истории, педагогики, социологии.
Психолог должен уметь на основе накопл. теоретич. знаний, навыков исследовательской работы и информационного поиска, ориентироваться в современных научных концепциях, грамотно ставить и решать исследовательские и практические задачи.
Специалист должен владеть основн. Мет-ми психодиагностики, психокоррекции, психологического консультирования, а так же владеть комплексом знаний и методикой преподавания психологии в высших учебных заведениях.
Психолог должен понимать специфику предмета психологии, ее связи с другими дисциплинами, знать основные отрасли психологии и возможности применения психологических знаний в различных областях жизни.
Специалист должен знать историю развития и современные проблемы психологической науки, понимать процессы психических процессов и состояний, знать природу деятельности человека.
Психолог должен владеть знаниями в области общей психологии, психологии личности, социальной психологии, психологии труда, психофизиологии и т.д.
В круг обязанностей психолога входит умение применять психологические знания к выполнению своих обязанностей: конкретные действия, приемы, психологические техники.

Проф. псих-ие кач-ва практ. псих-га. Проф. позиция псих-га.

Важным для психолога, являются индивидуально-психологические, личностные характеристики психолога. Можно выделить профессионально-важные качества (ПВК) психолога:

· социально-психол. ПВК психолога – хорошая адаптивность, выносливость, гибкость, общительность, организованность, радушие, самообладание, тактичность, толерантность, чуткость, эмпатичность;

· индивидуально-психологические ПВК психолога – добросовестность, интуитивность, настойчивость, ответственность, открытость, рассудительность, рефлексивность, самостоятельность, целеустремлён.

Важен также уровень самооценки профессионала психолога, его уверенности в способности к творческой деятельности, позитивному восприятию своего прошлого опыта в свете творческой деятельности, т.к., сниженная самооценка и ощущение собственной «неблагополучности» в проблемно-конфликтных ситуациях ведёт к регрессивной личностной позиции, связанной с избеганием решения сложных, непредсказуемых и конфликтных профессиональных задач, выбором стратегии ухода, проявлением механизмов личностной защиты. У лиц с высокой профессиональной самооценкой проявляется склонность к радикальным действиям, авторитарному стилю в деятельности и во взаимодействиях.

Ф-ры, вл. на профприг.

Профориен-ия построена на сопоставл. психол. кач-в инд. с кач-ми необх-ми для какой-либо проф-ии.Сов-ть кач-в необх.для проф.ложится в ос-ву профпригод

Профпригод. вкл. обяз-но два компонента: человека и спец-ть и обознач. взаим. соотв-ие.

Профприг. необх. рассм. инд. и конкретно, потому, что на одной и той же работе разные люди добив-ся успеха за счет разных сочет-ий своих личн. кач-в.

Люди отлич-ся один от др. по своим личн. кач-вам.

Личн. кач-ва – фак-ры (Климов):

1. Гражд-ие кач-ва –моральн. облик чел-ка как члена общества

2. Отнош-ие к труду, проф-ии, интересы и склонности

3. Дееспособ. не только физич., но и умств, вкл. интел. способ., гибкость психики, инициативность.

4. Физич. способности — состояние здоровья, сила, выносливость.

5. Единич., частные, специальные способ. Личн. кач-ва, кот. важны для данной работы, профессии.

6. ЗУНы, привычки, опыт

У чел. не м/б полностью готовой профпригод. до того как он включился в проф. подготовку и соотв. трудовую деятельность.

Источник: megalektsii.ru

Профессия, специальность, специализация как характеристики труда.

В обыденном значении у слова «деятельность» есть синонимы: труд, дело, занятие. В науке деятельность рассматривается в связи с бытием человека и изучается многими областями знания: философией, психологий, историей, культурологией, педагогикой и т.д. В деятельности проявляется одно из существенных свойств человека- быть активным. Если обратиться к философскому словарю, то там данное понятие трактуется следующим образом: «деятельность- специфически человеческая форма активного взаимодействия с окружающим миром».

Понятие профессия, специальность.

Слово “профессия” (от лат. pгоfеssio — “объявляю своим делом”, “говорить публично”, “заявлять”) означает род трудовой деятельности, требующей определенной подготовки и являющейся источником к существованию.

Профессия — это знания, умения, личные качества, необходимые для того, чтобы успешно заниматься данной работой, получая вознаграждение за свой труд.

Профессия — это группа родственных специальностей и специализаций с разными квалификационными уровнями. Понятие “профессия” обозначает достаточно широкий спектр трудовых функций, но часто возникает потребность в определении конкретной работы, которую выполняет человек, то есть его специализации.

Профессиональная деятельность — род труда, следствие его диф­ференциации. Профессиональная деятельность имеет обществен­ный характер. В ней различают как минимум две стороны: общество работодатель) и человек (как работник). Общество выступает в отношениях как:

*заказчик выполнения общественно значимых видов деятельности *организатор условий такой деятельности;

*источник ее материального финансирования;

*регулятор правовых отношений между участниками профессиональной деятельности;

*эксперт качества деятельности, осуществляемой работником;

*источник формирования социального отношения к профессии значимость, престиж и т.п.).

Все эти функции могут выполняться государственными институтами (например, в случае работы педагога-психолога в государственной общеобразовательной школе) или частично переданы частным лицам (функции организации условий, финансирование и др.). Однако, да­же при передаче функций организации частным лицам, органы государственного управлении осуществляют общий надзор за профессиональной деятельностью (например, частные школы проходят государственную аттестацию и аккредитацию, трудовые отношения регламентируются КЗОТом РФ, а учебные программы в них строго соответствуют государственному образовательному стандарту (ГОСТ).

С точки зрения общества профессия – это система профессиональных задач, форм и видов профессиональной деятельности людей, которые могут обеспечить удовлетворение потребностей общества в достижении значимого результата, продукта.

С точки зрения конкретного человека профессия -это деятельность, которая является источником его существования и средством личностной самореализации. По мнению А.. Марковой, профессия – это приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможность получать взамен затраченного труда необходимые средства его существования и развития. Для осуществления профессиональной деятельности человек должен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответствующие способности, профессио­нально важные качества личности. Уровень развития этих составляющих во многом определяют темпы становления человека как профес­сионала и степень успешности его профессиональной деятельности.

1. род деятельности и система выполненных человеком трудовых функций,

2. социально признанный и юридически фиксированный трудовой пост,

3. наличие определенной системы профессиональной подготовки,

4. наличие определенной квалификации и опыт специалиста,

5. общность людей, занятых определенным родом деятельности.

— определенный вид занятий в рамках данной профессии.

Для нее характерно:

1. знания, умения, навыки. Поэтому для нее учатся, получают знания

2. необходим для общества

3. взамен труда получает человек определенные средства

Например, профессия- токарь. Специальность в рамках данной профессии- токарь-карусельщик, токарь- полуавтоматчик.

Профессия- учитель. Специальность- учитель иностранного языка, учитель- математик.

Специализация — это узко дифференцированная область трудовых функций, определяющая форму разделения труда и ее рациональную организацию.

Например: профессия — врач, специальность — хирург, специализация — нейрохирург, кардиохирург, хирург-стоматолог и т.д.;

Квалификация — компетентность или доказательство того, что ваши знания и навыки достаточны для ведения определенной профессии. Если вы имеете право на работу, значит, вы квалифицированы. Наличие квалификации для работы означает, что ваши знания и навыки подходят для этой работы. Например, нельзя быть врачом, учителем, и воспитателем, не имея квалификации. Или никто не доверит свое здоровье, внешний вид неквалифицированному работнику, ведь такой человек не специалист

и результат его работы может привести бог знает к чему.

Должность — это трудовой пост, положение работника в конкретном органе аппарата управления, который отражает обязанности, права и ответственность. Должность фиксирует принадлежность к той или иной управленческой цепочке.

Например: должность “главный врач” имеет смысл лишь в цепочке, где наряду с ней есть участковый врач, палатный врач; наличие подчиненных задает дополнительные права и ответственность, определяет границы власти и компетентности.

Практическое задание. Обучающимся предлагается рассмотреть иллюстрации с представителями различных профессий и называть изображенные профессии и специальности.

Если попросить человека перечислить известные ему профессии, то, как показывает практика, полученный список будет включать в себя не более ста наименований, хотя на сегодняшний день в России существует более 20 тысяч профессий. Чтобы ориентироваться в этом изобилии, необходима систематизация всего массива профессий на отдельные группы профессий. Существует немало вариантов классификации профессий, например (представляются варианты опорных таблиц “Классификация профессий”):

по отраслям народного хозяйства: профессии сферы образования, здравоохранения, обслуживания, сельского хозяйства, добывающей и перерабатывающей промышленности и прочие;

по приоритетным областям научного знания: профессии химические, юридические, экономические, биологические и др.;

по степени востребованности: очень востребованные, менее востребованные.

Или другая классификация типов профессий:

по предмету труда: “Человек — Природа”, “Человек — Техника”, “Человек — Человек”, “Человек — Знаковая система”, “Человек — Художественный образ”;

по средствам труда: ручные, механические, автоматические, функциональные, теоретические; по условиям труда: бытовой микроклимат, открытый воздух, моральная ответственность, необычные и экстремальные условия; по проблемности трудовых ситуаций: работа по алгоритму, решение проблем; по коллективности процесса: индивидуальный, коллективная работа; по ответственности в труде: моральная, материальная.

В самом деле, когда человек работает, его внимание направлено не на отрасль (как бы она ни была хороша или престижна и т. п.), а на предмет (объект) труда. С предметом труда человеку нужно что-то сделать — цель труда. В любом труде есть орудия, средства. Наконец, для человека существенно, в каких условиях протекает его работа. Рассмотрим классификацию профессий по этим четырем признакам.

Обучающиеся работают с раздаточным материалом (таблица “Классификация профессий”) под руководством педагога. В ходе изучения классификации обучающиеся проводят анализ профессий “водитель”, “менеджер”, “следователь”.

Или другая классификация типов профессий:

-по предмету труда: “Человек — Природа”, “Человек — Техника”, “Человек — Человек”, “Человек — Знаковая система”, “Человек — Художественный образ”;

-по средствам труда: ручные, механические, автоматические, функциональные, теоретические;

— по условиям труда: бытовой микроклимат, открытый воздух, моральная ответственность, необычные и экстремальные условия;

— по проблемности трудовых ситуаций: работа по алгоритму, решение проблем;

— по коллективности процесса: индивидуальный, коллективная работа;

— по ответственности в труде: моральная, материальная.

В самом деле, когда человек работает, его внимание направлено не на отрасль (как бы она ни была хороша или престижна и т. п.), а на предмет (объект) труда. С предметом труда человеку нужно что-то сделать — цель труда. В любом труде есть орудия, средства. Наконец, для человека существенно, в каких условиях протекает его работа. Рассмотрим классификацию профессий по этим четырем признакам.

Реализация функций труда требует создания определенных предпосылок для его успешной реализации:

1) отбор людей, наиболее пригодных для конкретной дея­тельности;

2) профессиональная подготовка;

3) рациональные условия и организация трудового процесса;

4) удобство и эффективность орудий труда;

5) адекватность возможностей человека рабочим нагрузкам;

6) система безопасности труда, сохранения профессиональ­ного здоровья и долголетия, психологической поддержки ра­ботоспособности.

Труд — это процесс ре­ализации человеческих ресурсов в области психологических, физиологических, про­фессиональных и других функциональных возможностей человека, величина которых неодинакова у разных людей и меняется в зависимости от возраста, профессиональ­ной подготовленности, состояния здоровья и т. д.

Профессия является важной сферой жизнедеятельности человека, позволяющей ему удовлетворить свои потребности в уважении, общении и самоактуализации. Классификация профессий — действенное средство обобщения исследований деятельности и субъекта труда для решения широкого круга практикоориентированных задач психологии профессий.

Области применения классификаций: профконсультация и профориентация, профотбор и профотбор, аттестация и проектирование карьеры, образование и повышение квалификации. В данной работе были рассмотрены вопросы понятия разделения видов труда.

Выяснилось, что для каждого человека характерно более или менее чётко выраженное предпочтение видов деятельности, соответствующих тому предмету труда, который ему более близок. В процессе изучения данной были сформулированы основные качества личности, необходимые для успешного осуществления определенной профессии. Психологическая классификация профессий нужна для важнейшего понимания роли психологических факторов в труде. Она нужна и для практических исследований. Многие исследования можно было бы проводить значительно быстрее, если бы уже была разработана определенная типология профессий.

  • Уровни иерархии и управления
  • Групповые нормы и ценности
  • Развитие лидерских качеств руководителя
  • Понятие и предмет гражданского процесса. Право на судебную защиту
  • Институт доказательства в международном гражданском процессе
  • Правовые вопросы гражданства в международном праве
  • Meeting. Preparation of the meeting
  • Налоговая система РФ
  • Подоходный налог
  • Транспортный налог
  • Тенденции глобализации и финансовые кризисы
  • Организационные патологии

При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org

Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи

Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей

Telegram и логотип telegram являются товарными знаками корпорации Telegram FZ-LLC.

Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.

Источник: www.evkova.org

Презентация «Профессия, специальность, должность, квалификация, карьерв»

Презентация

Хомяк Ирина

Профессия специальность должность квалификация карьера 8 класс или

Профессия специальность должность квалификация карьера 8 класс или

Профессия специальность должность квалификация карьера

8 класс или
Занятие по курсу
«Твоя профессиональная карьера»
Хомяк И.Н.

Цели урока: познакомить учащихся с понятиями «профессия», «специальности», «должности», карьера, квалификация

Цели урока: познакомить учащихся с понятиями «профессия», «специальности», «должности», карьера, квалификация

познакомить учащихся с понятиями «профессия», «специальности», «должности», карьера, квалификация. Формировать, развивать и поддерживать интерес учащихся к различным профессиям и специальностям.

КЕМ БЫТЬ ?

КЕМ БЫТЬ ?

На жизненном пути каждому человеку приходится решать множество задач, отвечать на разные вопросы

На жизненном пути каждому человеку приходится решать множество задач, отвечать на разные вопросы

На жизненном пути каждому человеку приходится решать множество задач, отвечать на разные вопросы. Вот и на вопросы: «Зачем я живу? В чем цель и смысл моего бы­тия?»
Заниматься нелюбимым делом — неприятное занятие. Быть успешным очень непросто, ведь у каждого из нас свои взгляды на жизнь, на людей, на их мнение о нас.
Кто-то довольствуется малым, а кому-то нужна власть над всем миром.

Многие при выборе своего жизненного пути и профессии руководству­ются чужим мнением, стремятся к шумной славе, боль­шим деньгам или к власти

Многие при выборе своего жизненного пути и профессии руководству­ются чужим мнением, стремятся к шумной славе, боль­шим деньгам или к власти

Многие при выборе своего жизненного пути и профессии руководству­ются чужим мнением, стремятся к шумной славе, боль­шим деньгам или к власти. Забывают или просто не задумываются о бренности жизни, о важно­сти ответов на главные для каждого вопросы:
«Кто я? Что я знаю о себе как о личности в окружающем меня мире, что я могу сделать за свою жизнь интересного, нужного для меня и общества?»

Наша жизнь состоит не из случайных, разрозненных собы­тий

Наша жизнь состоит не из случайных, разрозненных собы­тий

Наша жизнь состоит не из случайных, разрозненных собы­тий. Это цельный процесс, имеющий направление, преемствен­ность, то есть зависимость будущего от прошлого и настоящего, и результат. Для человека главным в этом процессе является самосознание, самоопределение.
Самоопределение личности — осознание своего отношения к миру, утверждение своей по­зиции в нем.
Очень важное место в самоопределении личности занимает вы­бор профессии.

Государственные чины Нашему далекому предку таких задач решать не приходилось

Государственные чины Нашему далекому предку таких задач решать не приходилось

Нашему далекому предку таких задач решать не приходилось. За него все решало государство, которому нужны бы­ли люди четырех государственных чинов:
освященный (духовенство), служивый (военная и государственная служба), торговый (купцы, их еще на­зывали гостями) и земледельный (крестьяне).
Кто в каком сословии родился, такое занятие и получил, чтобы «божьи люди и госуда­ревы . в своем уставе и в царском повелении твердо и непоко­лебимо стояли», — так гласил «крепостной устав».

Сегодня мы с вами познакомимся с понятиями: профессия, специальность, должность, квалификация, карьера

Сегодня мы с вами познакомимся с понятиями: профессия, специальность, должность, квалификация, карьера

Сегодня мы с вами познакомимся с понятиями: профессия, специальность, должность, квалификация, карьера. Разберёмся, в чём различия.
Познакомимся с попытками первоначальной классификации профессии и с историй появления этого слова и самого понятия профессии.

Познавательные сведения.

Познавательные сведения.

Чем объяснить, что в обществе имеются десятки тысяч профессий? Откуда они взялись?
В глубокой древности никаких профессий не существовало, не было даже этого слова и не возникало проблемы выбора, чем заниматься. Первобытному человеку, чтобы выжить, нужно было самому все делать: добывать пищу, огонь, изготовлять одежду, строить жилище, защищаться от опасностей. По мере развития общества и человека происходило постепенное разделение труда.
Одни люди стали заниматься преимущественно земледелием, другие – скотоводством. Скотоводы и земледельцы не могли обойтись друг без друга, ведь у них было в избытке продукты скотоводства, но не было продуктов земледелия, у других наоборот. В результате возник обмен продуктами труда. Дальнейшее разделение труда привело к появлению различных ремесел, на основе которых возникла в дальнейшем промышленность.
Постоянно обмен разнообразными продуктами становился более сложным. Объем его увеличился настолько, что произошло дальнейшее общественное разделение труда – выделились специалисты по обмену (торговцы, купцы, коробейники).

Источник: znanio.ru

Оцените статью
Добавить комментарий