Массовый приток в Россию нелегальных иммигрантов стал одним из важнейших факторов, активно воздействующих на формирование открытого рынка труда. Особенностью незаконной миграции является то, что она носит преимущественно трудовой характер и активно расширяет границы закрытого рынка труда, соответственно резко сужая официальную часть открытого рынка труда. Причина этого явления кроется в недостаточной отрегулированности взаимоотношений России с государствами нового зарубежья, отсутствии четкой и эффективной государственной миграционной политики, а также в новизне миграционной проблемы для России, не имевшей ранее соответствующего опыта ее действенного разрешения.
1. Понятие иностранного элемента в трудовых правоотношениях. Распространение трудового законодательства Российской Федерации на иностранных граждан и лиц без гражданства
2. Особенности трудо-правового статуса иностранных граждан в РФ
3. Особенности трудовой правосубъектности граждан Республики Беларусь и Республики Казахстан
Трудовые отношения с иностранными гражданами. Отстранение от работы. Прекращение трудовых отношений
4. Особенности трудовой деятельности иностранных граждан у физических лиц (патент)
5. Особенности трудоустройства иностранного гражданина — высококвалифицированного специалиста
6. Административная ответственность в части трудоустройства иностранных граждан
Работа состоит из 1 файл
Особенности оформления трудовых отношений с иностранными гражданами
- Понятие иностранного элемента в трудовых правоотношениях. Распространение трудового законодательства Российской Федерации на иностранных граждан и лиц без гражданства
- Особенности трудо-правового статуса иностранных граждан в РФ
- Особенности трудовой правосубъектности граждан Республики Беларусь и Республики Казахстан
- Особенности трудовой деятельности иностранных граждан у физических лиц (патент)
- Особенности трудоустройства иностранного гражданина — высококвалифицированного специалиста
- Административная ответственность в части трудоустройства иностранных граждан
С началом проведения политики открытости Россия превратилась из закрытой страны с незначительным внешним миграционным оборотом в активного участника международного миграционного обмена. Новым социально-экономическим явлением стало резкое усиление внешнего миграционного давления, расширение масштабов притока в страну населения, как из бывших союзных республик, так и из стран дальнего зарубежья. Все эти процессы сопровождаются многими проблемами, наиболее актуальные из которых – незаконная или нелегальная миграция, занятость иностранных граждан, рост теневой экономики и коррупции.
«Особое геополитическое положение Российской Федерации, относительно свободный въезд в страну из-за сохраняющейся «прозрачности» границ со странами СНГ, практически открытые внешние границы новых закавказских и ряда среднеазиатских государств сохраняют условия для постоянного притока в Россию большого числа иностранных граждан и лиц без гражданства, пытающихся любым способом обосноваться в России или использовать ее территорию для проникновения в другие страны.
Особенности заключения трудовых отношений с иностранными работниками.
Массовый приток в Россию нелегальных иммигрантов стал одним из важнейших факторов, активно воздействующих на формирование открытого рынка труда. Особенностью незаконной миграции является то, что она носит преимущественно трудовой характер и активно расширяет границы закрытого рынка труда, соответственно резко сужая официальную часть открытого рынка труда. Причина этого явления кроется в недостаточной отрегулированности взаимоотношений России с государствами нового зарубежья, отсутствии четкой и эффективной государственной миграционной политики, а также в новизне миграционной проблемы для России, не имевшей ранее соответствующего опыта ее действенного разрешения.
- Понятие иностранного элемента в трудовых правоотношениях
Иностранный элемент в трудовых правоотношениях присутствует, как правило, в качестве субъекта (Н: гражданин иностранного государства -работник, иностранная организация – работодатель и т.д.)
Словосочетание «иностранный элемент» может использоваться в качестве критерия квалификации трудовых отношений как частноправовых трудовых отношений международного характера, по аналогии применения этого словосочетания к регулированию гражданско-правовых отношений международного характера.
Осложнение иностранным элементом трудового правоотношения приводит к трудовым отношениям специального характера, осложненного участием миграционного права России, а порой и международного частного права. Часть трудовых отношений имеет ярко выраженную гражданско-правовую природу и должна включаться в объект международного частного права Российской Федерации, а часть трудовых отношений, основанных на заключении трудового договора следует включить в специальную главу Трудового кодекса РФ, регулирующего особые правоотношения с иностранным субъектом.
Первоначально необходимо определиться с понятием иностранного гражданина, как особого субъекта права России, и его особым статусом.
В соответствии с законами «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и «О гражданстве Российской Федерации»:
Иностранными гражданами «признаются лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и имеющие доказательство своей принадлежности к гражданству иностранного государства.»
Лицами без гражданства — физические лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и не имеющие доказательство своей принадлежности к гражданству иностранного государства.
Термин «иностранец» в лекции применяется и к тем и к другим.
Под индивидуальным статусом иностранца — иностранного гражданина или лица без гражданства в стране пребывания понимается совокупность предоставленных ему прав и возложенных на него обязанностей. Индивидуальный статус иностранца может изменяться с течением времени под влиянием многих обстоятельств.
Правовые статусы иностранцев, постоянно или временно пребывающих на территории страны, ил постоянно проживающих имеют определенные сходства и различия, свои особенности и специально регулируются законодательством каждого государства пребывания.
Конституция России установила, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в России правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.
Тем не менее, правовой статус иностранцев существенно отличается от правового статуса граждан РФ.
В России главный закон в части регулирования пребывания и прав иностранцев это Федеральный закон от 25.07.2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Согласно ст. 2 этого закона, можно выделить иностранцев:
— постоянно проживающих в России (имеют разрешение на постойное проживание, которое выдается сроком до 5 лет и может быть продлено неограниченное число раз, и специальный документ — вид на жительство);
— временно проживающих в России (имеют разрешение на временное проживание, которое выдается сроком до 3-х лет и не продлевается);
— временно пребывающих в России иностранцы –прибывшие на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и находящиеся на территории России в течение разрешенного срока пребывания ( как правило – 90 суток). Согласно Закона №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» — срок пребывания может быть продлен или сокращен в определенных ситуациях решением компетентного органа государства пребывания. В случае же заключения таким иностранцем трудового договора или же гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) срок его пребывания продлевается на срок действия такого договора, но не более чем на один год с момента въезда на территорию РФ. Причем для такого продления необходимо соответствующее решение территориального органа ФМС и отметка в миграционной карте.
2. Распространение Российского трудового законодательства на иностранцев.
В 1993 г. был принят Указ Президента РФ, утвердивший Положение о привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы. Этим Положением было предусмотрено лицензирование деятельности по привлечению иностранной рабочей силы.
Порядок привлечения иностранцев к трудовой деятельности регулируется прежде всего ФЗ о правовом положении иностранных граждан, в соответствии с которым работодатель обязан соответствующим образом оформить разрешение на привлечение и использование иностранных работников и только потом предоставить им приглашения для въезда в Россию.
В 2002 г. постановлением Правительства РФ было утверждено Положение о порядке выдачи иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на работу.
Учитывая, что привлечение иностранных граждан для осуществления ими трудовой деятельности на территории России находится под контролем органов исполнительной власти, ежегодно устанавливаются квоты, определяющие число иностранных работников. Эти квоты устанавливает Правительство РФ. При приеме иностранцев на работу учитываются приоритетные виды трудовой деятельности, а также те регионы, которые наиболее всего заинтересованы в привлечении иностранной рабочей силы. Перечень российских регионов, обладающих приоритетным правом найма иностранных работников, и список приоритетных профессий ежегодно должны утверждаться Правительством Российской Федерации.
Российские нормы трудового права распространяются на:
— трудовые отношения иностранных граждан, лиц без гражданства;
— компании, созданные или учрежденные иностранцами либо с их участием;
— работников международных организаций;
— представительства и филиалы иностранных юридических лиц.
Иностранные граждане согласно правилами и нормами российского трудового законодательства имеют право на охрану труда, социальные пособия, отдых, к ним также относятся специальные положения, касающиеся условий труда женщин и подростков, и другое.
Компании в отношении иностранных работников обязаны уплачивать взносы на обязательное медицинское страхование и социальное страхование в соответствующие российские организации.
Трудовые договора должны соответствовать требованиям российского закона.
Если иностранец работает в России в качестве командировочного сотрудника, и договор им заключен с иностранной организацией, то в этом случае на территории России, действуют требования законов иностранного государства. Однако в отношении условий труда, которые тесно связаны с производственным процессом (рабочее время, время отдыха, правила техники безопасности и т. п.), должны применяться нормы российского законодательства. Так, продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю, а гарантированными выходными днями являются суббота, воскресенье и праздничные дни.
МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН
Скорая медицинская помощь оказывается иностранным гражданам бесплатно и безотлагательно.
Скорая медицинская помощь оказывается в случае возникновения состояний, представляющих непосредственную угрозу жизни или требующих срочного медицинского вмешательства при несчастных случаях, травмах, отравлениях.
Плановая медицинская помощь иностранным гражданам оказывается на платной основе.
Права иностранных граждан на поучение медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования определяются их статусом. Иностранные граждане, временно пребывающие на территории РФ, должны иметь полис добровольного медицинского страхования на случай оказания бесплатной медицинской помощи. Оформить такой полис можно в любой страховой организации, имеющей лицензию. Если страхового полиса нет, риск по оплате медицинских услуг несет сам иностранный гражданин.
Иностранные граждане, постоянно проживающие на территории РФ, то есть имеющие вид на жительство, имеют те же права и обязанности в области медицинского страхования, как и граждане России, если международными договорами не предусмотрено иное.
Это значит, что они наравне с российскими гражданами имеют право на следующую бесплатную медицинскую помощь в рамках российского законодательства:
— амбулаторное лечение;
— стационарная помощь (госпитализация).
При оказании скорой и стационарной медицинской помощи осуществляется бесплатная лекарственная помощь в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По общему правилу иностранцы, постоянно проживающие в России, могут заниматься трудовой деятельностью в таком же порядке, какой предусмотрен и для российских граждан, за исключением занятия определенных должностей, которые могут занимать только российские граждане.
Что касается иностранцев, временно проживающих в России, то для них согласно статье 13 упомянутого ФЗ предусмотрены специальные ограничения по осуществлению трудовой деятельности, они не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого иностранцам разрешается временное проживание.
Изъятия из принципа национального режима в сфере регулирования трудовых отношений содержатся в различных законах, однако все они базируются на общем Федеральном законе 2002 г., закрепляющем правовой статус иностранцев в Российской Федерации, пришедшим на смену союзному Закону о правовом положении иностранных граждан в СССР 1981 г.
3. Особенности трудо-правового статуса иностранных граждан в РФ
Иностранцы пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом.
ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» установлено, что работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников.
Исключением является привлечение и использование работодателем для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу. В таких случаях привлечение к трудовой деятельности иностранных граждан осуществляется без получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников, но с обязательным уведомлением о таких привлечении и использовании территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Источник: www.freepapers.ru
Трудовые отношения с иностранными работниками
С 1 ноября 2002 года вступил в силу Федеральный закон от 25 июля 2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее Закон №115-ФЗ). С принятием данного Закона существенно изменилось правовое регулирование трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства.
В соответствии с Законом №115-ФЗ иностранным гражданином признается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства. Лицом без гражданства признается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства иностранного государства.
К категории иностранных граждан, законно находящимся на территории Российской Федерации, относятся:
иностранные граждане, постоянно проживающие в Российской Федерации;
иностранные граждане, временно проживающие в Российской Федерации;
иностранные граждане, временно пребывающие в Российской Федерации, в том числе группа лиц, обладающих привилегиями;
иностранные граждане, обладающие особым статусом.
В настоящее время любой въезжающий на территорию Российской Федерации иностранный гражданин заполняет миграционную карту, содержащую сведения о въезжающем в Российской Федерации иностранном гражданине и служащей для контроля над временным пребыванием иностранного гражданина в Российской Федерации. Законодательством (пункт 1 статьи 5 Закона 115-ФЗ) определен максимальный срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации – 90 дней с момента выдачи миграционной карты.
В соответствии с Законом №115-ФЗ иностранный гражданин обязан в течение трех рабочих дней со дня въезда в Российской Федерации зарегистрироваться в территориальных органах внутренних дел по месту своего пребывания. Это правило распространяется и на изменение места жительства во время пребывания в Российской Федерации.
Документом, подтверждающим право иностранного гражданина на постоянное проживание в Российской Федерации, является вид на жительство. Для иностранных граждан, постоянно проживающих в Российской Федерации, нет ограничений в порядке приема на работу при предъявлении ими документа, удостоверяющего личность и вида на жительство. Вид на жительство может быть выдан иностранному гражданину на срок от одного года до пяти лет.
Иностранные граждане, временно проживающие в Российской Федерации.
К данной категории относятся иностранные граждане, имеющие разрешение на временное проживание в Российской Федерации. Временное разрешение оформляется штампом в документе, удостоверяющем личность, или справкой установленной формы и действует три года.
Квота на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации. Иностранные граждане, временно проживающие в Российской Федерации, вправе осуществлять трудовую деятельность только на территории того субъекта Российской Федерации, где им разрешено проживание.
Рекомендацией работодателям при оформлении трудовых отношений с вышеуказанными иностранными гражданами может быть заключение срочных трудовых договоров на сроки, указанные в разрешении на временное проживание в Российской Федерации.
Иностранцы, временно пребывающие в Российской Федерации.
К данной категории относятся иностранные граждане, прибывшие в Российской Федерации на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющие разрешения на временное проживание или вида на жительство в Российской Федерации.
Порядок оформления приглашения на въезд в Российскую Федерацию иностранного гражданина в целях осуществления трудовой деятельности определен в статье 18 Закона №115-ФЗ:
В заключение необходимо сказать о том, что за нарушение установленного Законом порядка привлечения и использования иностранных работников предусмотрена административная ответственность в виде штрафа – от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда. Законодательством установлена возможность приостановления выданного разрешения на привлечение иностранной рабочей силы.
ЕСН и взносы в ПФР .
До 1 января 2003 года действовала льгота по выплатам в пользу иностранных работников, предусмотренная пунктом 2 статьи 239 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ). В соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 2001 года №198-ФЗ «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» пункт 2 статьи 239 утратил силу с 1 января 2003 года.
C 1 января 2003 года выплаты в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства облагаются ЕСН в общеустановленном порядке (независимо от права иностранного работника на медицинское, социальное, пенсионное страхование). При этом взносы в ПФР производятся только на иностранных граждан, имеющих право на пенсию в Российской Федерации, то есть постоянно проживающих в Российской Федерации (статья 3 Федерального закона 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
На иностранных граждан, временно проживающих на территории Российской Федерации и не имеющих право на пенсию в Российской Федерации, взносы в ПФР не начисляются. При этом необходимо учитывать положения пункта 2 статьи 243 НК РФ:
«сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Таким образом, в этом случае сумма налога в федеральный бюджет составит 20%.
Следует отметить, что доходы иностранных граждан могут быть объектом аналогичных социальных отчислений (налогов, взносов или платежей) в соответствующем иностранном государстве. В связи с этим, очевидно, возникает проблема двойного налогообложения. Решением данной проблемы может служить заключение межправительственных соглашений об избежании двойного взимания социальных налогов и взносов.
Налог на доходы физических лиц.
Согласно статьям 207, 209 НК РФ плательщиками налога на доходы физических лиц являются физические лица:
· налоговые резиденты Российской Федерации, в отношении доходов, полученных из российских и зарубежных источников;
· лица, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, в отношении доходов, полученных из источников в Российской Федерации.
Статья 11 НК РФ содержит следующие определения:
физические лица – граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;
физические лица – налоговые резиденты Российской Федерации – физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году.
Понятие резидентства по налогу связано не с гражданством или постоянным местом жительства, а с продолжительностью фактического нахождения на территории России в календарном году. Таким образом, граждане России могут не являться налоговыми резидентами, если находились на территории Российской Федерации менее 183 дней в году, а иностранные граждане могут оказаться налоговыми резидентами, если провели на территории Российской Федерации более 183 дней.
Согласно статье 6.1 НК РФ течение срока фактического нахождения на территории Российской Федерации начинается на следующий день после календарной даты, являющейся днем прибытия на территорию Российской Федерации. Календарная дата дня отъезда за пределы Российской Федерации включается в количество дней фактического нахождения на территории Российской Федерации. Указанные даты устанавливаются по отметкам пропускного контроля в документе, удостоверяющем личность гражданина. Если соответствующие отметки отсутствуют, в качестве доказательства нахождения на территории Российской Федерации могут приниматься любые документы, удостоверяющие фактическое количество дней пребывания в Российской Федерации, например, документы учета рабочего времени. Определение налогового статуса физического лица должно производиться в каждом налоговом периоде.
Пример.
Иностранный гражданин, имеющий вид на жительство, работает по трудовому договору в российской организации. Налоговый агент исчислял и удерживал налог с доходов налогоплательщика как с доходов резидента Российской Федерации. В силу определенных обстоятельств иностранный работник покидает пределы Российской Федерации ранее предполагаемого срока (фактически пребывает на территории Российской Федерации менее 183 дней в году). Следовательно, статус налогового резидента не подтверждается. В этом случае согласно пункту 2 статьи 231 НК РФ суммы налога, удержанные налоговым агентом не полностью, взыскиваются ими с физических лиц до полного погашения этими лицами задолженности по налогу в порядке, предусмотренном статьей 45 НК РФ.
Пунктом 3 статьи 224 части второй НК РФ определено, что доходы, получаемые физическими лицами, не являющимися резидентами Российской Федерации, облагаются по ставке в 30 % без предоставления каких-либо налоговых вычетов (пункт 4 статьи 210 НК РФ).
Более подробно с вопросами, касающимися оплаты труда, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Оплата труда».
Источник: www.audit-it.ru
Регулирование трудовых отношений с участием иностранцев в России (стр. 1 из 4)
Интернационализация производства, происходящая в XX в., резко усилила миграцию населения. Социально-экономические причины использования иностранной рабочей силы в каком-либо государстве и приложение труда рабочих и специалистов какой — либо страны за ее пределами; пребывание за рубежом с целью получении образования и обучения отличаются от причин миграции населения по национальному признаку, в целях воссоединения семьей, в результате последствий военных действий, изменений в характере политического строя и т.д. Конечным результатом всех этих миграции является образование значительной прослойки иностранных граждан, постоянно или временно находящихся на территории соответствующей страны и вступающих в этой стране в трудовые отношения с местными работодателями.
Экономические реформы, переход от закрытого к открытому обществу в бывшем СССР, а затем в России и других суверенных государствах, ранее входивших в состав СССР к расширению использования труда иностранных граждан на российских предприятиях и возникновению трудовых отношений российских граждан с предприятиями с иностранными инвестициями, и к трудовой миграции российских граждан за границу и заключению ими трудовых контрактов непосредственно с иностранными работодателями за рубежом.
Значение регулирования трудовых отношений с участием иностранных граждан в России резко возросло. По официальным данным, число легально работающих в России иностранцев составляло в 1995 г. более 200 тыс. человек. В 2001-2002 гг. их число составляло 283 тыс. человек. Иностранная рабочая сила привлекалась из 119 стран мира. По экспертным оценкам, число вынужденных переселенцев и беженцев из стран СНГ составляет около 5 млн., около 2 млн. иммигрантов-нелегалов и 500-700 тыс. беженцев из Афганистана, Вьетнама, Китая и других стран.
1. История развития законодательства регулирующего трудовые отношения
Возможность трудовой миграции российских граждан была предусмотрена в Основах законодательства Союза ССР и республик о занятости населения, принятых в 1991 г. В этом законе устанавливалось, что «граждане имеют право на профессиональную деятельность. в период временного пребывания за границей». В Законе о занятости населения в РСФСР, принятом 19 апреля 1991 г., предусмотрено, что «граждане имеют право на самостоятельный поиск работы и трудоустройство за границей» (ст.10).
На основании Федерального закона от 15 августа 1996 г. «О по рядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (с посл., изм) российский гражданин имеет право выезжать из РФ, в том числе и с целью осуществления за границей трудовой деятельности. Право на выезд может быть временно ограниченно в случаях, прямо предусмотренных этим Законом.
Однако порядок въезда в иностранное государство регулируется законодательством этого государства. Многие государства ограничивают въезд; допуск иностранца в страну зависит от получения им разрешения на поступление на работу. Такие разрешения требуются по законодательству ФРГ, Франции, Великобритании. США, Австрии и других государств.
В ряде государств есть специальное законодательство, регулирующее трудовые отношения на совместных предприятиях, а также в свободных экономических зонах. Соответствующие правила касаются не только иностранного персонала предприятий, но и местных граждан. В качестве примера можно привести Закон КНР о совместных предприятиях с китайским и иностранным капиталом 1979 г. и Положение 1983 г. о применении этого Закона, Закон КНР о предприятиях с иностранными инвестициями 1986 г., Положение о труде на совместных предприятиях с китайским и иностранным капиталом 1980 г., Положение об особых экономических зонах провинции Гуандун 1980 г.
В отечественной доктрине подчеркивалось, что трудовые и гражданские отношения при имеющихся различиях объединены общими принципами частноправового регулирования Именно поэтому к трудовым отношениям с иностранным элементом применяются общие понятия и положения международного частного права.
Особое значение в этой области имеют различные международные соглашения и прежде всего конвенции и иные акты, разработанные в рамках Международной организации труда (МОТ). Этой международной организацией было подготовлено более 140 конвенций.
Кроме того, МОТ принимает также рекомендации. Так, согласно рекомендации МОТ № 86, государства в своих двусторонних до говорах должны предусматривать положение о том, что индивидуальные трудовые контракты мигрантов будут основываться на типовых формах.
В типовой трудовой контракт предлагается включать следующие сведения и нормы: имя, фамилию, место и дату рождения, семейное положение, гражданство, страну пребывания мигранта; характер работы и место ее исполнения; профессиональную категорию, в которую зачисляется мигрант, и его трудовые функции; размер оплаты за работу в нормальные, сверхурочные и ночные часы, в праздничные и отпускные дни; порядок выплаты заработной платы, премий, надбавок, пособий; условия и размеры удержаний; срок действия контракта, условия его расторжения, продления; основания досрочного расторжения; условия въезда на территорию страны иммиграции и срок пребывания на ней; порядок покрытия проездных расходов мигранта и членов его семьи; порядок покрытия расходов, которые могут возникнуть по возвращении на родину; условия труда, жизнеобеспечения; процедуры урегулирования споров и рассмотрения жалоб. Рекомендуется переводить контракт на понятный иммигранту язык и вручать ему экземпляр контракта.
Страны СНГ заключили многостороннее соглашение о сотрудничестве в области охраны труда (1994 г), соглашение о порядке расследования несчастных случаев на производстве, происшедших с работниками при нахождении их вне государства проживания (1994 г), соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защите трудящихся-мигрантов (1992 г), соглашение о гарантиях прав граждан в области выплаты социальных пособий, компенсационных выплат семьям с детьми и алиментов (1994 г). Россия заключила двусторонние соглашения о трудовой деятельности и социальной защите граждан, работающих на территории другого договаривающегося государства: с Белоруссией (1993), Украиной (1993), Молдавией (1993), Арменией (1994) и др.
Между правительствами РФ и КНР 3 ноября 2000 г. было заключено соглашение о временной трудовой деятельности граждан РФ в КНР и граждан КНР в РФ, которое вступило в силу 5 февраля 2001 г.
Основными законодательными актами, регулирующими трудовые отношения с участием иностранцев в России, являются Трудовой кодекс РФ (вступивший в силу 1 февраля 2002 г) и Федеральный закон от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». В этом Законе предусмотрены основные условия участия иностранных граждан в трудовых отношениях, порядок выдачи им разрешений на работу в России и другие вопросы. Отдельные нормы имеются в КТМ РФ, в ряде федеральных законов.
2. Коллизионные вопросы в области трудовых отношений
В области трудовых отношений в законодательстве и практике разных стран, а также в международных соглашениях используются различные коллизионные нормы. Наиболее часто к трудовым отношениям при отсутствии соглашения о выборе права применяется право страны, на территории которой (полностью или преимущественно) осуществляется трудовая деятельность (коллизионный принцип «закона места работы» — (lexlocilaboris). Из этого же принципа исходит Римская конвенция 1980 г. о праве, применяемом к договорным обязательствам.
Во Франции, Бельгии, ФРГ, Италии и в ряде других стран в сфере регулирования трудовых отношений применяются гражданско-правовые концепции. Однако специфика этой сферы предопределяет некоторые коррективы в применении традиционных институтов и норм международного частного права. Прежде всего это проявляется в ограничении применения автономии воли сторон.
Практика ряда стран показывает, что в этой области, как правило, применяется право страны места работы, а возможность выбора права сторонами в трудовых отношениях фактически исключается.
Не ограничивается свобода выбора права в судебной практике Великобритании, Италии, Канады, ФРГ.
В статье 35 «Трудовые договоры» Закона о международном частном праве Эстонии 2002 г. предусмотрены следующие положения.
В отношении трудовых договоров выбор права не должен приводить к тому, что работник будет лишен защиты, гарантированной ему императивными нормами государства, которые подлежали бы применению при отсутствии выбора права.
При отсутствии выбора права к трудовому договору применяется право государства, в котором:
1) работник обычно выполняет свою работу по трудовому договору, даже если он временно работает в каком-либо другом государстве;
2) находится место деятельности, через которое работник был принят на работу, если работник обычно не работает в одном и том же государстве.
Приведенные положения не применяются, если из совокупности обстоятельств следует, что трудовой договор связан теснее с каким-либо другим государством. В таком случае применяется право другого государства.
В действующем российском законодательстве, за редким исключением, коллизионных норм в рассматриваемой области не имеется. В ст.416 КТМ РФ предусмотрено, что правовое положение членов экипажа судна и связанные с эксплуатацией судна отношения между членами экипажа судна определяются законом государства флага судна. Этот закон применяется к отношениям между судовладельцем и членами экипажа, если иное не предусмотрено договором, регулирующим отношения между судовладельцем и членами экипажа судна, являющимися иностранными гражданами.
Поскольку в Трудовом кодексе РФ коллизионные нормы отсутствуют, в учебной литературе был поставлен вопрос о том, могут ли применяться к трудовым отношениям, осложненным иностранным элементом, коллизионные нормы разд.
Источник: smekni.com