В бухгалтерском учете кроме безукоризненного знания счетов и проводок, важно правильно оперировать специальными терминами. Это признак профессиональной грамотности. Но бывают ситуации, когда и корифеи бухучета путаются в терминах. Уж очень богат русский язык! Во многих иностранных языках одно словом имеет разные оттенки в зависимости от контекста. Но у нас не так просто. Понятие затраты и расходы – это один из таких сложных случаев. На первый взгляд, кажется, что это – синонимы. Так ли это на самом деле? Или эти две категории имею принципиальные различия? Давайте разбираться.
Затраты как они есть
Затраты – это использованные ресурсы для производства и сбыта продукции в денежном эквиваленте. При этом ресурсы могут быть природными (вода, газ, электричество…), материальными (сырье, полуфабрикаты, топливо, стройматериалы, запчасти…), трудовыми (живой и овеществленный труд) и финансовыми. То есть затратами можно считать любые платежи компании за использование экономических ресурсов.
Основные особенности затрат:
- Всегда связаны с приобретением, переработкой и хранением ресурсов. Затраты показывают, что было использовано и сколько;
- Непременно выражаются в единицах стоимости. Так разные ресурсы обретают сопоставимость и могут суммироваться (а как иначе объединить килограммы с киловаттами и человеко-часами?);
- Всегда привязаны к конкретным целям (на производство товаров, работ, услуг; на обслуживание структурного подразделения). Затраты принято сравнивать с результатами производственной деятельности;
- Считаются активами предприятия. Если затраты полностью не списываются на конкретную продукцию (работу, услугу), то они превращаются в запасы. Так формируются производственные запасы, незавершенное производство и готовая продукция на складе;
- Относятся к определенному временному (отчетному) периоду (месяц, квартал, год).
Затраты возникают, когда один актив обменивается на другой равновеликий: один увеличивается, а другой уменьшается на одну и ту же сумму. Как исключение, рассматривают начисление зарплаты. В этом случае один актив увеличится за счет одновременного и равновеликого увеличения обязательства перед работниками. Но собственный капитал затраты никогда не задевают.
Запомните! Затраты отражают в учете в момент производственного потребления. Они не образовывают финансовый результат, а только накапливаются, что называется калькулированием. Только в будущем они трансформируются в фактическую себестоимость продукции (услуг, работ). Они не уменьшают капитал предприятия.
Классификация затрат по степени возникновения
Различают множество направлений классификации затрат. Но мы остановимся на тех, что наиболее характеризуют сущность понятия.
По степени возникновения и отнесения на результат производства затраты бывают:
- Капитализируемые – первичное поступление и отражение в балансе ресурсов (производственные запасы, товары, основные средства);
- Рекапитализируемые – повторное отражение в балансе ранее приобретенных ресурсов; формирование новой группы активов за счет ранее отображенных ресурсов (незавершенное производство, готовая продукция);
- Декапитализируемые – уменьшение финансового результата вследствие непродуктивного использования ресурсов (порча, утрата);
- Текущие – административные и сбытовые (коммерческие) затраты.
Расходы как они есть
Расходы (согласно ПБУ 10/99) – это когда уменьшается экономическая выгода по причине выбытия денежных или иных активов и (или) возникают обязательства, что влечет за собой уменьшение капитала компании, кроме уменьшения вкладов по решению учредителей (собственников).
Расходы (согласно НК РФ, глава 25) – это обоснованные (т.е. экономически оправданные и имеющие денежное выражение) и документально подтвержденные (прямо или косвенно) затраты. Получается, что налоговое законодательство рассматривает расходы как частный случай затрат.
Затраты в бухгалтерском учете становятся расходами, когда:
- Нет образования актива;
- Имеющиеся оборотные активы списались на непроизводственные нужды;
- Внеоборотные активы списались по любой причине.
Из-за принципа соответствия расходов и доходов, расходы в конкретном отчетном периоде всегда связаны одновременно с производством и продажей. Именно в момент реализации продукции признаются три ключевых показателя:
- Доходы (через реализационную цену);
- Расходы (через себестоимость);
- Прибыль/убыток («Доходы» минус «Расходы»).
Учет расходов начинается определенных событий. Например:
- Отгрузка продукции – готовая продукция (актив) выбывает по себестоимости, которая меньше цены реализации. То есть сформировавшаяся дебиторская задолженность будет больше стоимости выбывшего актива;
- Признание штрафов – обязательства увеличиваются, но никакие активы на баланс не поступают;
- Списание безнадежной дебиторской задолженности – активы уменьшаются, но обязательства не сокращаются. Возникает убыток – уменьшение собственного капитала;
- Признание отрицательной курсовой разницы – обязательства увеличатся без какого-либо прироста активов.
Запомните! Любые затраты с целью получения дохода могут считаться расходами. Расходы в бухгалтерском учете отражаются в момент платежа, при этом платежом считается и реальная покупка, и покупка в рассрочку (расчет векселем вместо денег или путем возникновения обычной кредиторской задолженности). Они формируют финансовый результат и потому отражаются в соответствующем финансовом отчете.
Классификация расходов по видам деятельности
По видам деятельности различают расходы организации:
- Обычные – это расходы, связанные с основной, финансовой, инвестиционной и прочей уставной деятельностью предприятия;
- Чрезвычайные – это расходы, связанные с форс-мажорными ситуациями из-за влияния непреодолимой природной силы (стихийные бедствия) либо спровоцированные деятельностью/бездеятельностью людей (пожар, война, техногенная авария).
Учет чрезвычайных расходов ведется в таких направлениях:
- Ликвидация последствий (если вред поправимый);
- Потеря активов (если вред непоправимый);
- Прочие потери, спровоцированные остановкой производства.
Как затраты и расходы соотносятся между собой?
Возможны три ситуации соотношения двух категорий:
- Затраты ˂ Расходы – средства потрачены, но актив не поступил в производственное потребление. Потраченные средства могут рассматриваться как расходы будущих периодов, особенно, когда речь идет об освоении нового производства или авансовые платежи за аренду помещения;
- Затраты = Расходы – средства потрачены и приобретенный актив полностью использован во время производства и продажи продукции. Сформирована как производственная, так и полная себестоимость. Это идеальный вариант совпадения, упрощающий учет;
- Затраты > Расходы – актив, находящийся в запасе или в резерве, используется в производстве, и включается в себестоимость. Или начислена зарплата рабочим за прошлый период. Но реализации продукции не было.
Будьте внимательны! В некоторых нормативных актах (например, ПБУ 18/02) наблюдается смешение терминов. Разница трактований в налоговом и финансовом учете создает трудности для разграничения затрат и расходов. Обращайте внимание, что именно вы учитываете и с какой целью.