Порядок утверждения правил внутреннего трудового распорядка

Правовое регулирование внутреннего трудового распорядка Основными нормативными актами, регулирующими вопросы дисциплины труда и трудового распорядка,...

Основными нормативными актами, регулирующими вопросы дисциплины труда и трудового распорядка, являются: ТК РФ (разд. VIII, гл. 29, 30), уставы и положения о дисциплине отдельных отраслей экономики в соответствии с федеральными законами; правила внутреннего трудового распорядка или коллективные договоры организаций.

Трудовой распорядок организации определяется правилами внутреннего трудового распорядка, которые представляют собой локальный нормативный акт организации, содержащий нормы трудового права.

Правила внутреннего трудового распорядка – локальный нормативный акт, регламентирующий в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений у данного работодателя.

Правила внутреннего трудового распорядка разрабатываются и принимаются на местном (локальном) уровне – в организациях. Правила внутреннего трудового распорядка могут разрабатываться самостоятельно или являться приложением к коллективному договору. Порядок утверждения правил внутреннего трудового распорядка определен положениями ст. 190 ТК РФ.

Так, правила внутреннего трудового распорядка утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ. При нарушении процедуры их принятия правила внутреннего трудового распорядка не подлежат применению.

В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения (ч. 4 ст. 8 ТК РФ).

В соответствии со ст. 68 ТК РФ при приеме на работу работодатель обязан ознакомить работника с действующими правилами внутреннего трудового распорядка.

Правила внутреннего трудового распорядка включают в себя:

  • • порядок приема и увольнения работников;
  • • основные права и обязанности работника;
  • • основные права и обязанности работодателя;
  • • режим рабочего времени организации (время начала и окончания работы, виды рабочего времени, гибкий график работы, вахтовый метод организации работ, режим сменности, выходные и праздничные дни, сверхурочные работы, дежурство и др.);
  • • порядок учета рабочего времени;
  • • перерывы в течение рабочего дня;
  • • ежегодные отпуска (основные и дополнительные);
  • • отпуска без сохранения заработной платы;
  • • меры поощрения за успехи в труде;
  • • виды дисциплинарных взысканий за нарушение трудовой дисциплины.

Частью 5 ст. 189 ТК РФ предусмотрено, что для отдельных категорий работников действуют уставы и положения о дисциплине, устанавливаемые федеральными законами. Указанные уставы и положения действуют, например, для государственных гражданских служащих [1] , а также в отраслях экономики, где необходимо особо строгое соблюдение дисциплины труда (например, на железнодорожном, водном, воздушном транспорте, таможенных органах, организаций с особо опасным производством в области использования атомной энергии [2] и др.).

ТК РФ статья 190 порядок внутреннего распорядка ст 371 372

В каждом уставе и положении о дисциплине указывается сфера их действия. Уставы и положения распространяются не на всех работников, а лишь на тех из них, кто выполняет в данной отрасли народного хозяйства основные работы. Уставы и положения о дисциплине определяют трудовые обязанности работников, устанавливают меры поощрения, а также меры взыскания и порядок их наложения, причем предусматривают повышенные требования к поведению работников, в частности, дополнительные виды дисциплинарных взысканий.

Так, например, Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта предусматривает, что за совершение работником дисциплинарного проступка к нему могут применяться, помимо предусмотренных ТК РФ, следующие виды дисциплинарных взысканий:

  • а) лишение машиниста свидетельства на право управления локомотивом, мотор-вагонным подвижным составом, специальным самоходным подвижным составом; водителя – удостоверения на право управления дрезиной; помощника машиниста локомотива, мотор-вагонного подвижного состава, специального самоходного подвижного состава – свидетельства помощника машиниста; помощника водителя дрезины – удостоверения помощника водителя на срок до трех месяцев или до одного года, с переводом с согласия работника на другую работу на тот же срок (в случаях если действия указанных лиц создавали угрозу крушения или аварии, жизни и здоровью людей);
  • б) освобождение от занимаемой должности, связанной с эксплуатационной работой железных дорог, предприятий промышленного железнодорожного транспорта или иной работой по обеспечению безопасности движения поездов и маневровой работы, сохранности перевозимых грузов, багажа и иного вверенного имущества, законодательства по охране труда; за совершение работником грубого нарушения дисциплины; в случае угрозы безопасности движения поездов и маневровой работы, жизни и здоровью людей или за нарушение установленных правил перевозки и служебных обязанностей по обслуживанию пассажиров, обеспечению сохранности грузов, багажа и иного вверенного имущества; нарушение законодательства по охране труда, повлекшее за собой травматизм или гибель людей;
  • в) увольнение в случае совершения работником грубого нарушения дисциплины, создавшего угрозу безопасности движения поездов, маневровой работы, жизни и здоровью людей или приведшего к нарушению сохранности грузов, багажа и вверенного имущества, неисполнению служебных обязанностей по обслуживанию пассажиров.

Наличие в той или иной отрасли экономики устава и положения о дисциплине вовсе не исключает действия в ней местных (локальных) правил внутреннего трудового распорядка. Эти правила полностью распространяются на всех работников, не подпадающих под действие уставов о дисциплине труда. Правила внутреннего трудового распорядка распространяются и на работников, в отношении которых действуют уставы и положения о дисциплине, однако за исключением вопросов, регулируемых непосредственно уставами и положениями.

  • [1] См., например: Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
  • [2] См., например: Указ Президента РФ от 16 ноября 1998 г. № 1396 «Об утверждении Дисциплинарного устава таможенной службы Российской Федерации»; Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»; постановления Правительства РФ от 25 августа 1992 г. № 621 «Об утверждении Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации»; от 23 мая 2000 г. № 395 «Об утверждении Устава о дисциплине работников морского транспорта»; от 21 сентября 2000 г. № 708 «Об утверждении Устава о дисциплине работников рыбопромыслового флота Российской Федерации»; от 22 сентября 2000 г. № 715 «Об утверждении Устава о дисциплине экипажей судов обеспечения Военно-Морского Флота»; Федеральный закон от 8 марта 2011 г. № 35-ФЗ «Устав о дисциплине работников организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты в области использования атомной энергии» и др.

Источник: studme.org

Статья 190 ТК РФ. Порядок утверждения правил внутреннего трудового распорядка

Правила внутреннего трудового распорядка утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов.

Правила внутреннего трудового распорядка, как правило, являются приложением к коллективному договору.

Комментарий к статье 190 ТК РФ:

1. Утверждению правил внутреннего трудового распорядка руководителем организации предшествует их предварительное обсуждение с представительным органом работников. В соответствии со ст. 29 ТК интересы работников во время такого обсуждения представляет орган первичной профсоюзной организации.

Работники, не являющиеся членами профсоюза, могут уполномочить орган первичной профсоюзной организации на выражение их мнения при обсуждении правил внутреннего трудового распорядка.

Если в организации первичная профсоюзная организация отсутствует либо объединяет менее половины ее работников, они на общем собрании (конференции) могут поручить представление своей позиции относительно проекта правил внутреннего трудового распорядка действующей профсоюзной организации или иному представителю (см. ст. 31 и коммент. к ней).

2. Порядок учета мнения представительного органа работников по проекту правил внутреннего трудового распорядка осуществляется в соответствии со ст. 372 (см. коммент. к ней).

3. Как следует из ч. 2 ст. 190, правила внутреннего трудового распорядка обычно являются приложением к коллективному договору организации. Поэтому они должны приниматься в соответствии с порядком, предусмотренным ст. 40 ТК для заключения коллективного договора.

Иными словами, в тех случаях, когда правила внутреннего трудового распорядка служат приложением к коллективному договору, порядок, установленный ч. 1 ст. 190 для утверждения правил внутреннего трудового распорядка, на такие правила не может распространяться.

Источник: trud-kodeks.ru

Статья 190. Порядок утверждения правил внутреннего трудового распорядка

Правила внутреннего трудового распорядка утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов .

Правила внутреннего трудового распорядка, как правило, являются приложением к коллективному договору .

Комментарий к статье 190 ТК РФ

1. Работодатель самостоятельно разрабатывает проект правил внутреннего трудового распорядка, исходя из оценки целесообразности включения в него тех или иных норм. Он также самостоятельно определяет необходимость конкретизации положений законодательства посредством локального правового регулирования отношений с работниками.

2. После подготовки проекта правил внутреннего трудового распорядка работодатель обязан в сроки, определяемые самостоятельно, передать его в представительный орган работников организации в целях выявления и учета его мнения. Таким выборным органом могут быть комитет первичной профсоюзной организации или иные представители, избираемые работниками (см. ст. ст. 29, 31 ТК и комментарии к ним).

3. Трудовой кодекс устанавливает, что правила внутреннего трудового распорядка, как правило, являются приложением к коллективному договору. Правила внутреннего трудового распорядка могут и не являться приложением к коллективному договору.

Другой комментарий к статье 190 Трудового Кодекса РФ

Правила внутреннего трудового распорядка должны быть приняты с соблюдением определенной процедуры — процедуры учета мнения представительного органа работников в порядке ст. 372 ТК. Как правило, данный локальный нормативный акт является приложением к коллективному договору.

При нарушении процедуры их принятия правила внутреннего трудового распорядка не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения (ч. 4 ст. 8 ТК).

Учет мнения представительного органа работников при принятии правил внутреннего трудового распорядка производится в порядке, установленном ст. 372 ТК для принятия локальных нормативных актов. Вместе с тем упомянутой статьей регламентирована процедура учета мнения только такого представительного органа работников, как выборный орган первичной профсоюзной организации (хотя в соответствии со ст. 31 ТК в случаях, когда работники на локальном уровне не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации или ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников данного работодателя и не уполномочена представлять интересы всех работников в социальном партнерстве на локальном уровне, на общем собрании (конференции) работников для осуществления указанных полномочий тайным голосованием может быть избран из числа работников иной представитель (представительный орган)).

Поскольку ст. 190 ТК требует от работодателя при принятии правил внутреннего трудового распорядка соблюдения процедуры учета мнения представительного органа работников (а не только выборного органа первичной профсоюзной организации), в ситуации, когда представительным органом работников является иной орган (представитель), установленная ст. 372 ТК процедура также должна быть соблюдена по аналогии.

Представительный орган работников при выражении своего мнения по проекту правил внутреннего трудового распорядка является представителем всего трудового коллектива. Такой вывод следует из содержания ст. 372 ТК, согласно которой учету подлежит мнение выборного органа первичной профсоюзной организации, представляющей интересы всех или большинства работников.

Кроме того, аналогичные правила содержатся и в ст. 30 ТК, регламентирующей вопросы представительства интересов работников первичными профсоюзными организациями. В социальном партнерстве на локальном уровне первичные профсоюзные организации и их органы представляют интересы работников данного работодателя, являющихся членами соответствующих профсоюзов, а в случаях и в порядке, которые установлены ТК, — интересы всех работников данного работодателя независимо от их членства в профсоюзах при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем.

На практике может возникнуть ситуация, когда работники одного работодателя объединены в несколько первичных профсоюзных организаций, ни одна из которых не объединяет более половины работников, но в совокупности объединяющих более половины работников. Статья 372 ТК не устанавливает обязанности работодателя направлять проект локального нормативного акта в каждый из указанных представительных органов работников ввиду малого числа объединяемых ими работников. Вместе с тем представляется, что в целях недопущения ущемления прав работников и их представительных органов в подобных ситуациях указанные представительные органы по аналогии со ст. 37 ТК должны иметь возможность создать единый представительный орган для выражения ими согласованного мнения по проекту локального нормативного акта, в том числе и правил внутреннего трудового распорядка (о создании единого представительного органа см. коммент. к ст. 37).

После направления работодателем проекта правил внутреннего трудового распорядка и обоснования по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников, данный орган в срок не более пяти рабочих дней со дня получения проекта указанного локального акта должен направить работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме. В случае если это мнение не содержит согласия с проектом локального акта либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с профсоюзным органом в целях достижения взаимоприемлемого решения.

При недостижении согласия по проекту правил внутреннего трудового распорядка закон предусматривает процедуру разрешения возникших разногласий между работодателем и профсоюзным органом. В этом случае все возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель вправе принять правила внутреннего трудового распорядка, а представительный орган работников, в свою очередь, вправе обжаловать его в государственную инспекцию труда или в суд, а также начать процедуру коллективного трудового спора (см. коммент. к ст. 372).

Коллективным договором либо социально-партнерским соглашением может быть предусмотрена процедура принятия правил внутреннего трудового распорядка по согласованию с представительным органом работников (ч. 3 ст. 8 ТК).

В этом случае локальный нормативный акт не может вступить в силу в результате соблюдения работодателем только лишь процедуры учета мнения представительного органа работников. Правила внутреннего трудового распорядка, для принятия которых предусмотрена процедура согласования текста с представительным органом работников, могут быть приняты работодателем только после одобрения представительным органом текста проекта локального нормативного акта целиком, по всем его условиям (пунктам), при отсутствии каких-либо замечаний. В противном случае, когда представительный орган выразил несогласие с каким-либо положением проекта правил внутреннего трудового распорядка, работодатель должен учесть его замечания при доработке проекта. Иначе согласование не может быть признано состоявшимся и, следовательно, правила внутреннего трудового распорядка не смогут обрести юридическую силу.

Отсутствие представительного органа работников не может препятствовать единоличному принятию работодателем локального нормативного акта, в том числе и правил внутреннего трудового распорядка (ст. 8 ТК). Кроме того, применительно к правилам внутреннего трудового распорядка следует учитывать также и то обстоятельство, что регламентация трудового распорядка на локальном уровне является важнейшей обязанностью работодателя в условиях всякого совместного (кооперированного) труда работников. Такой вывод следует из содержания ст. 189 ТК, в силу которой работодатель обязан создавать условия, необходимые для соблюдения работниками дисциплины труда, следовательно, должен прежде всего регламентировать трудовой распорядок на локальном уровне.

Правила внутреннего трудового распорядка должны вывешиваться в организации на видном месте для всеобщего обозрения. Кроме того, на работодателя возложена обязанность ознакомить работника при приеме на работу с действующими в организации правилами внутреннего трудового распорядка до подписания трудового договора (ч. 3 ст. 68 ТК).

Источник: rutkrf.ru

Оцените статью
Добавить комментарий