Пояснительная записка к бухгалтерскому балансу при убытке для аудиторского заключения

3.11. Раскрытие аналитической информации в пояснениях к бухгалтерской отчетности В пояснительной записке должна быть приведена информация о данных, не...

В пояснительной записке должна быть приведена информация о данных, не нашедших отражения в формах годовой бухгалтерской отчетности, но полезных для получения более полной и объективной картины об имущественном и финансовом положении организации, ее финансовых результатах и их изменениях.

К такой информации, в частности, относятся данные:

об объемах продаж продукции, товаров, работ, услуг, по видам деятельности и географическим рынкам сбыта;

событиях после отчетной даты и условных фактах хозяйственной деятельности;

любых выданных и полученных обеспечениях обязательств и платежей организации;

прибыли, приходящейся на одну акцию.

Помимо этого, в пояснительной записке необходимо раскрыть данные статей, по которым в бухгалтерском балансе и отчете о прибылях и убытках отражаются прочие активы, пассивы, кредиторы, дебиторы, иные обязательства, отдельные виды прибылей и убытков в случае их «существенности». Данное правило следует применять при раскрытии и других показателей бухгалтерской отчетности.

Основы бух учета РУС Жакудаев Д А,

В пояснительной записке следует привести краткую характеристику деятельности организации, основные показатели деятельности и факторы, повлиявшие в отчетном году на финансовые результаты, а также решения по итогам рассмотрения годовой бухгалтерской отчетности и распределения прибыли, оставшейся в распоряжении организации.

Организация, применяющая при налогообложении метод определения выручки от продажи продукции (работ, услуг) по мере ее оплаты, приводит отдельно данные о причитающихся налоговых платежах в бюджет, исчисляемых на основе сведений о продаже товаров, продукции, работ, услуг и финансовых результатах, отраженных в бухгалтерском учете исходя из допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности.

При этом данные о налоговых платежах, исчисленных по двум методам, приводятся в разрезе существенных видов налогов и с отражением сумм отклонений.

При оценке финансового состояния необходимо рассчитать и проанализировать коэффициенты, характеризующие имущественное положение организации, структуру финансирования активов, деловой активности финансовой устойчивости и ликвидности баланса.

Акционерные общества в пояснительной записке приводят состав (фамилии и должности) членов Совета директоров (наблюдательного Совета), членов исполнительного органа.

Целесообразно включение в пояснительную записку данных о динамике важнейших экономических и финансовых показателей организации за ряд лет, описание будущих капиталовложений, осуществляемых экономических мероприятий и другой информации, интересующей возможных пользователей годовой бухгалтерской отчетности.

3.12. Место и роль экономического анализа в аудиторской деятельности

Аналитические процедуры в аудите применяются в целях: 1) оценки достоверности отчетности и 2) подтверждения или опровержения допущения непрерывности деятельности проверяемой организации.

Для подтверждения (опровержения) достоверности отчетности используют приемы чтения финансовой отчетности для выявления экстраординарных отклонений по сумме и структуре основных статей отчетности от данных прошлых периодов и показателей, аналогичных по сфере и масштабам деятельности предприятий, которые являются основанием проведения аудита формирования данных статей отчетности и отражения соответствующих операций на счетах бухгалтерского учета.

Для подтверждения (опровержения) допущения непрерывности деятельности в процессе аудиторской деятельности проводится анализ по следующим направлениям:

анализ и оценка отклонений основных показателей финансово-хозяйственной деятельности от значений предыдущих периодов и эталонных (нормативных, среднеотраслевых);

анализ и оценка значений и динамики основных показателей платежеспособности, ликвидности, достаточности чистых активов для продолжения деятельности;

прогнозирование на основе анализа выявленных тенденций и оценка прогнозных значений ключевых показателей баланса, отчета о прибылях и отчета о движении денежных средств.

В аудиторском заключении аудиторы должны сделать вывод относительно достоверности отчетности и непрерывности деятельности, отметить факторы и обстоятельства, представляющие угрозу непрерывности, и предложить меры по устранению влияния негативных факторов при необходимости.

Источник: economics.studio

Пояснительная записка;

5. Аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности.

Все эти элементы бухгалтерского отчета взаимосвязаны, поскольку отражают разные аспекты одних и тех же хозяйственных операций и явлений. Например, информацию представленную в балансе (форма № 1), дополняют сведения, содержащиеся в отчете о прибылях и убытках (форма № 2), и наоборот.

Важное значение для правильного понимания бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках имеют цифровые расшифровки, которые приводятся в формах № 3, 4, 5, а также в пояснительной записке.

Аудиторское заключение в составе годового бухгалтерского отчета является его неотъемлемой частью и призвано подтвердить, что информация отчетности может быть использована при обосновании управленческих решений.

При составлении бухгалтерской отчетности организация может разрабатывать формы бухгалтерской отчетности самостоятельно, что позволяет учитывать особенности и условия деятельности организации, повысить информативность отчетности за счет выбора наиболее подходящей формы представления данных, облегчить пользователям отчетности работу с ней за счет концентрации только на существенных показателях, а также изначально готовить отчетную информацию в виде, пригодном для публикации.

Разрабатываемые организацией форы бухгалтерской отчетности должны обеспечить: полноту информации, последовательность представления информации, нейтральность информации, возможность сравнения данных во времени, существенность информации.

Составление и представление бухгалтерской отчетности производится в тысячах рублях без десятичных знаков, а при существенных оборотах продаж и объемах обязательств т.п. – в миллионах рублей без десятичных знаков.

Каждый отчет должен иметь заголовочную часть, где указываются:

— наименование отчета («Бухгалтерский баланс», «Отчет о прибылях и убытках», «Отчет и движении денежных средств» и др.);

— отчетный период – в отчете о прибылях и убытках и других формах бухгалтерской отчетности (за исключением бухгалтерского баланса);

— отчетная дата – в бухгалтерском балансе;

— наименование организации и ее организационно-правовая форма;

— идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), присвоенный налоговым органом;

— вид деятельности, признаваемый основным в соответствии с требованиями нормативных документов, утвержденных Госкомстатом России (ОКВЭД – Общероссийский классификатор видов экономической деятельности);

— организационно-правовая форма согласно Классификатору организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов (ОКОПФ) и код собственности согласно Классификатору форм собственности (ОКФС);

— полный почтовый адрес (указывается на форме бухгалтерского баланса);

При разработке форм бухгалтерской отчетности необходимо исходить из состава показателей, подлежащих раскрытию в соответствии с нормативными актами по бухгалтерскому учету, в частности ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» и др.

В соответствии с ПБУ 4/99 минимальный объем показателей, включаемых в бухгалтерскую отчетность, ограничен для бухгалтерского баланса итоговыми данными по группам статей, перечисленных в ПБУ 4/99, а для отчета о прибылях и убытках – данными по статьям, перечисленным в ПБУ 4/99.

Бухгалтерская отчетность должна быть подписана руководителем и главным бухгалтером организации. Их подписи проставляются в конце каждой формы бухгалтерской отчетности. Реквизит «Подпись» должен включать наименование должности лица, подписавшего отчет, собственноручную подпись лица, расшифровку подписи (фамилия и инициалы). После подписей проставляется фактическая дата подписания бухгалтерской отчетности руководителем и главным бухгалтером организации.

Отчетным годом для всех организаций является календарный год – с 1 января по 31 декабря включительно. Для вновь созданной (либо реорганизованной) организации первым отчетным годом считается период со дня ее государственной регистрации по 31 декабря включительно, а для организации, созданной после 1 октября (включая 1 октября), — с даты государственной регистрации по 31 декабря следующего года включительно.

Бухгалтерская отчетность составляется, хранится и представляется ее пользователям на бумажных носителях. При наличии технических возможностей и с согласия пользователей бухгалтерской отчетности организация может представлять ее в электронном виде в соответствии с законодательством РФ.

Согласно п. 42 ПБУ 499 «Бухгалтерская отчетность организации» бухгалтерская отчетность является открытой для заинтересованных пользователей (инвесторов, банков, поставщиков, кредиторов и др.), которые могут знакомиться с ней и получать ее копии с возмещением затрат на копирование.

В соответствии с Концепцией развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу, утвержденной приказом Минфина России от 1 июля 2004г. № 180, вся консолидированная отчетности (приказы Минфина России от 30 декабря 1996г. № 112 «О Методических рекомендациях по составлению и представлению бухгалтерской отчетности» и от 12 мая 1999г. № 3бн «О внесении изменений и дополнений в Методические рекомендации по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности») будут упразднены.

С 1 января 2004г. введены в действие Методические указания по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций (утверждены приказом Минфина России от 20 мая 2003г. № 44н).

Созданные в процессе реорганизации организации должны составлять вступительную бухгалтерскую отчетность – бухгалтерский баланс. Показатели вступительного баланса заполняются на основе передаточного акта (если реорганизация происходит в форме слияния, присоединения и преобразования) или разделительного баланса (если из одной образуется несколько организаций).

Вступительная бухгалтерская отчетность составляется на дату государственной регистрации новой организации.

Процесс подготовки бухгалтерской отчетности состоит из нескольких этапов, последовательность которых может быть изменена, но сам перечень не подлежит сокращению:

1. Разработка, утверждение и доведение до исполнителей графиков представления сведений, необходимых для формирования бухгалтерской отчетности, а для группы предприятий – графиков представления отчетности дочерних и зависимых организаций;

2. Проведение инвентаризации активов и пассивов (имущества, задолженности и средств в расчетах, фондов, резервов и т.д.);

3. Контроль полноты и правильности отражения в учете всех хозяйственных операций, начисления доходов и расходов организации (с использованием отчетов аудиторов, внутренней контрольно-ревизионной службы, иных внутрифирменных материалов);

4. Выверка внутрифирменных расчетов (между структурными подразделениями организации);

5. Выверка состояния дебиторской и кредиторской задолженности, подписание актов выверки, выявление случаев наличия одновременно дебиторской и кредиторской задолженности одного и того же партнера и проведение операций зачета встречных однородных требований с подписанием соответствующих актов;

6. Формирование оценочных резервов;

7. Составление внутренних балансов обособленных подразделений, их утверждение на промежуточных балансовых комиссиях;

8. Объединение внутренних балансов и составление предварительной отчетности юридического лица (собственно заполнение отчетных форм, расшифровок, подготовка пояснительной записки), ее утверждение на балансовой комиссии;

9. Проверка правомерности и подготовка отчета об использовании собственного капитала организации – резервного и добавочного капитала, чистой прибыли и средств целевого финансирования;

10. Проведение обязательной или инициативной аудиторской проверки и получение аудиторского заключения о достоверности финансовой отчетности организации;

11. Осуществление консолидации финансовой отчетности с дочерними и зависимыми организациями;

12. Проведение заседания уполномоченного органа (годового собрания акционеров акционерного общества, участников общества с ограниченной ответственностью, пайщиков кооператива и др.), который согласно законодательству и учредительным документам имеет право утверждать отчетность и распоряжаться прибылью организации;

13. Отражение распределения прибыли согласно решению уполномоченного органа;

14. Окончательное заполнение отчетных форм;

15. Рассылка финансовой отчетности юридического лица и консолидированной отчетности группы во все адреса ее представления, предусмотренные законодательством, учредительными и иными документами.

Для того, чтобы бухгалтерская отчетность соответствовала предъявляемым к ней требованиям, при составлении бухгалтерских отчетов должно быть обеспечено соблюдение следующих условий: полное отражение за отчетный период всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации всех производственных ресурсов, готовой продукции и расчетов; полное совпадение данных синтетического и аналитического учета, а также показателей отчетов и балансов с данными синтетического и аналитического учета; осуществление записи хозяйственных операций в бухгалтерском учете только на основании надлежаще оформленных оправдательных документов или приравненных к ним технических носителей информации; правильная оценка статей баланса.

Составлению отчетности должна предшествовать значительная подготовительная работа, осуществляемая по заранее составленному специальному графику. Важным этапом подготовительной работы составления отчетности является закрытие в конце отчетного периода всех операционных счетов: калькуляционных, собирательно-распределительных, сопоставляющих, финансово-результативных. До начала этой работы должны быть осуществлены все бухгалтерские записи на синтетических и аналитических счетах (включая результаты инвентаризации), проверена правильность этих записей.

При составлении форм бухгалтерской отчетности используются в основном данные Главной книги. Порядок составления отчетных форм подробно изложен в Методических рекомендациях о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности.

Изменения в бухгалтерской отчетности, относящиеся как к текущему, так и к прошлому году (после ее утверждения), производятся в отчетности, составляемой за отчетный период, в котором были обнаружены искажения ее данных.

Исправления ошибок в бухгалтерской отчетности подтверждаются подписью лиц, ее подписавших, с указанием даты исправления.

Бухгалтерская отчетность подписывается и главным бухгалтером (бухгалтером) организации. В организации, где бухгалтерский учет ведется на договорных началах специализированной организацией или специалистом, бухгалтерская отчетность подписывается руководителем этой организации и специалистом, ведущим бухгалтерский учет.

Источник: kazedu.com

Re: Типовое нарушение по аудиторскому заключению

да про учетную политику понятно, мы согласны.
эта фраза про краткий обзор у нас в АЗ фигурирует.
непонятно про «примечания».

вот у нас дословно так:
Мы провели аудит прилагаемой годовой бухгалтерской отчетности Общества с ограниченной ответственностью «Рожки и Ножки» (ООО «РиН», ОГРН 10000000000, Российская Федерация, г. Энск, 100000, улица Барабулькина, дом 3) (далее – «Организация»), состоящей из бухгалтерского баланса по состоянию на 31.12.2018 года, отчета о финансовых результатах за период с 01.01.2018 по 31.12.2018 года, приложений к бухгалтерскому балансу по состоянию на 31.12.2018 года и отчету о финансовых результатах за период с 01.01.2018 по 31.12.2018 года, в том числе отчета об изменениях капитала и отчета о движении денежных средств за 2018 год, пояснений к бухгалтерскому балансу по состоянию на 31.12.2018 года и отчету о финансовых результатах за период с 01.01.2018 по 31.12.2018 года (далее – «Отчетность»), включая краткий обзор основных положений учетной политики.

про примечания не упоминаем, где в составе отчетности по РСБУ эти примечания.
основные положения учетной политики раскрываются в пояснениях, а не в примечаниях.
но ФК видимо как лошадь в шорах. и доказать чтото будет нереально.

русский текст МСА, прилагаемый к приказу Минфина, зарегистрированному в Минюсте и обязательному к применению.

Снимаю шляпу перед Гуру за политкорректность. Хорошо, что мы начинаем понимать и различать, что МСА и их русский текст — это не одно и то же.

Татьяна ,
Все верно!
А если бы у клиента была бы — о ужас! — «Пояснительная записка» вместо «Пояснений», то упомянули бы ее.

Наши клиенты (все) описывают основные положения УП в пояснениях, хотя не обязаны. Будет ли нарушением не писать в АЗ «включая краткий обзор основных положений учетной политики»?

Алексей
А если бы у клиента была бы — о ужас! — «Пояснительная записка» вместо «Пояснений»

представьте, бывает и такое. приходишь на первый аудит, видишь эту самую пояснительную записку, просишь исправить на пояснения. делают круглые глаза » а нам предыдущие аудиторы ничего не говорили». но надо отдать должное — исправляют.
вопрос: ежели предыдущие аудиторы заверили отчетность с пояснительной запиской, что им скажет ВКК?

Грэг , правильно ли я понимаю, что получается мы (условные «мы») не делаем «обзор положений учетной политики» в смысле раскрытий ПБУ 1/2008 (т.к. не публикуем отчетность), но мы должны делать раскрытия по каждому ПБУ. Например, в ПБУ 6/01 указано, что мы должны раскрывать информацию «о способах начисления амортизационных отчислений по отдельным группам объектов основных средств».

Поскольку до этой недели я считала, что мы раскрываем все-таки положения учетной политики, то все аналогичное раскрывалось в составе раздела «Основные положения учетной политики» (или что-то вроде того). Получается, что такая информация (по отдельным ПБУ) должна раскрываться в составе конкретного пояснения к строке отчета.

zkaima
Будет ли нарушением не писать в АЗ «включая краткий обзор основных положений учетной политики»?

Да.
Они описывают учетную политику, в полном соответствии с п.3 ПБУ 1/2008 (по собственной инициативе).
Если учетная политика описана, то, совершенно неважно, как называется документ — «пояснения». «примечания», «пояснения к примечаниям», «пояснительная записка» или еще как. Как он называется, так мы его и указываем, не забывая добавить «. включая краткий обзор основных положений учетной политики».

Александра ,клиент, который не публикует отчетность МОЖЕТ раскрыть информацию об основных элементах учетной политики в соответствии с п.17 ПБУ 1/2008, но ОБЯЗАН раскрыть информацию в соответствии с иными ПБУ, если нет особых условий в самом ПБУ, которые позволяют этого не делать.

Грэг , а в АЗ мы должны указывать раздел, где описана учетная политика, как как он приводится в составе отчетности у клиента или как он указан в МСА?

Грэг , спасибо. Срочно внесу изменения на будущее. Старые, конечно, перевыпускать не станем.

Александра , у меня нет однозначного ответа. Лично я пишу «пояснения. «, так как именно так называется составная часть бухотчетности в приказе МФ 66н:

4. Установить, что иные приложения к бухгалтерскому балансу, отчету о финансовых результатах, отчету о целевом использовании средств (далее — пояснения).

Татьяна
вопрос: ежели предыдущие аудиторы заверили отчетность с пояснительной запиской, что им скажет ВКК?

Если ВККР вменяемый, то — ничего не скажет.
Ибо где написано, что пояснения не могут называться «пояснительной запиской»? Покажите нормативно-правовой акт, где вообще написано, как должны называться пояснения. Его нет.

1. Про САД. Хотелось бы обратить внимание, что согласно 307-ФЗ в целях обеспечения общественных интересов в ходе осуществления АД при Минфине создается САД, который, в частности, осуществляет функции, необходимые для поддержания высокого профессионального уровня аудиторской деятельности.
То есть САД конечно не выпускает НПА, но его мнение не должно игнорироваться аудиторами. Иначе надо ставить вопрос о целесообразности существования этого органа. Тут я согласен с аудиторами — происходит разрыв шаблона: один орган при МФ рекомендует одно, а затем другой орган, который кстати тоже находится в ведении МФ наказывает за следование этим рекомендациям.
2. Практически выгодна формулировка в АЗ: . состоящей из . пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах, состоящих из основных положений учетной политики и прочей пояснительной информации.
Кстати неверно, что вся четверка игнорирует пресловутый пп.»d». КПМГ использует именно эту формулировку в АЗ.
3. Чисто академически по-прежнему считаю, что п.24 МСА призывает точно описать БФО, которая была проадирована, а также заверить факт самого аудита. Поэтому правильно при аудите по РСБУ приводить наименование всех отчетов БФО в соответствии с 402-ФЗ. И п.4 МСА 700 о гибкости в отношении конкретных юрисдикций должен здесь работать. Но как обычно, аудиторам самим решать

Уважаемый Грэг, обязательно ли указывать в АЗ полное и сокращенное наименование аудируемого лица? Является ли ошибочной следующая формулировка: «Мы провели аудит прилагаемой годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности Общества с ограниченной ответственностью «АВС»?

Грэг

zkaima
Будет ли нарушением не писать в АЗ «включая краткий обзор основных положений учетной политики»?

Да.
Они описывают учетную политику, в полном соответствии с п.3 ПБУ 1/2008 (по собственной инициативе).
Если учетная политика описана, то, совершенно неважно, как называется документ — «пояснения». «примечания», «пояснения к примечаниям», «пояснительная записка» или еще как. Как он называется, так мы его и указываем, не забывая добавить «. включая краткий обзор основных положений учетной политики».

Ничесе.
Я главное где то в феврале, задумался почему в примерах аз нет фразы «включая краткий обзор основных положений учетной политики» . Почитал на форуме пару тем и помню что пришел к выводу , что я просто что то недопонял.
А оказывается эту фразу нужно писать

А что мне будет за такое аз ? Существенное неустранимое нарушение ?
Исправлений: 2; последнее — в 07.06.2019, 07:58.

Микс , по результатам проверки ФК с этим замечанием про раздел «Мнение» в АЗ мы направили в УФК возражения (ответ УФК 100% предсказуем) и запрос в Минфин. Выше писала, как получим ответ из Минфина, поделимся им с УФК, своим СРО и с форумчанами.

Дополнительно к ранее мною сказанному, добавлю.
Я слабо представляю ситуацию, когда аудитор указывает в мнении АЗ «примечания, включая краткий обзор основных положений учетной политики», при условии, что в составе отчетности такого документа нет. А вполне обоснованно присутствуют «пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах за 201х г.».
Очевидно, что в данной ситуации пользователь вводится в заблуждение, так как в АЗ есть отсылка к некому документу, который отсутствует в составе отчетности.
Кто-то скажет – хорошо, надо написать вместо «примечания» фразу «пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах», например, «пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах, включая краткий обзор основных положений учетной политики».
Иными словами, оказывается фраза «примечания» не табу, ее можно и, как оказывается нужно, заменить на название в соответствии с юрисдикцией и концепцией. Но фразу «включая краткий обзор основных положений учетной политики», которая, очевидно, относится к «примечаниям» (к известно из МСФО) и является ее неотъемлемой частью, трогать нельзя.
То ли я один в этом логики не вижу.
Если уж необходимо дать ссылку «примечания, включая краткий обзор основных положений учетной политики», которые правомерно названы в составе отчётности «пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах за 201х г.», так и ссылайтесь на соответствующий документ.
Таким образом, варианты:
1) «пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах»;
2) «пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах, включая краткий обзор основных положений учетной политики»;
или «пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах, включая информацию о связанных сторонах», например,
– идентичны и правильны, так такая ссылка позволяет однозначно идентифицировать элемент в составе отчетности. Конечно, здесь утрирую, но тем не менее, не вижу не из чего обязанности тащить за собой уточнение. Сомневаюсь, что это соответствует целям аудита и авторы МСА вкладывали такой смысл.

В соответствии с п. 3 ПБУ 1/2008 требования раскрытия учетной политики распространяется не на все организации, равно как и само ПБУ не раскрывает термин «обзор основных положений».
Если организация привела какие-то выдержки, считая их существенными для понимания пользователями, например, в части амортизации. Можно ли это считать, в любом случае, обзором основных положении УП. Не думаю.

Печально, что вместо акцента на действительно существенные вещи, часто все сводится к буквоедству и формализму.

Insider , полностью разделяю Ваше мнение. Всегда полагала, что надо понять суть вещей и делать соответственно этому пониманию, не допуская введения в заблуждение пользователей. Но, увы, при контроле качества требуется повторять буквально то, что написано. Тут досаждает другое: мы опираемся на методическую поддержку СРО, САД, МФ, потому что так построено регулирование. А эти регуляторы нас иногда подводят.

Грэг
vasilyd8
Пояснения по РСБУ (в которых раскрывается в т.ч. учетная политика) не являются примечаниями к финансовой отчетности (т. к. они непосредственно входят в состав отчетности);
Вы неправы.

Согласно ч.1 ст.14 Федерального закона № 402-ФЗ
1. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним.

Согласно приказа МФ № 66н
2. Утвердить следующие формы приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах согласно приложению N 2 к настоящему Приказу:
(в ред. Приказа Минфина России от 06.04.2015 N 57н)
(см. текст в предыдущей редакции)
а) форму отчета об изменениях капитала;
б) форму отчета о движении денежных средств;
в) утратил силу. — Приказ Минфина России от 06.03.2018 N 41н.
(см. текст в предыдущей редакции)

Указанные нормы ничего не говорят о том, как конкретно должны называться «иные приложения», которые содержат обязательную к раскрытию информацию. Ничего не сказано про то, что это «отчеты».

ПБУ 1/2008, ПБУ 4/99 говорит о «пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках», в которых, согласно п.17 ПБУ 4/99 должны содержаться «принятые при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской (финансовой) отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и (или) движения денежных средств».
При этом, как называется документ, в котором наличествуют «пояснения» — тоже не определено. Однозначно понятно только то, что в состав «отчетов», форма которых утверждена Минфином (см.выше приказ 66н) , этот документ с «пояснениями» не входит.

Поэтому Ваше утверждение

vasilyd8
на Пояснения по РСБУ распространяется пп. «с» п. 24 МСА 700 «указать название каждого отчета, который входит в состав финансовой отчетности»;

увы, не соответствует действительности.

Действительно термин «отчет» не упомянут приказом 66н в отношении текстовых и табличных Пояснений к балансу и ОФР.
Но из этого вовсе не следует, что этот термин не применим к Пояснениям.

Смотрим, например, «Приказ Минфина России от 31 декабря 2016 г. N 260н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности»
Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности»
III. Общие требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности
7. Для достижения указанных целей бухгалтерская (финансовая) отчетность содержит следующую информацию:
а) об активах;
б) об обязательствах;
в) о доходах;
г) о расходах;
д) о движении денежных средств;
е) дополнительную нефинансовую информацию, представляемую в качестве отдельных отчетов, формирующих бухгалтерскую (финансовую) отчетность, в том числе Пояснительной записки к бухгалтерской (финансовой) отчетности или в составе Пояснений.»

Да этот приказ не по нашу душу, но аналогия прямая.

Итак, как бы мы их не назвали, наши Пояснения к балансу и ОФР по РСБУ входят непосредственно в состав бухгалтерской отчетности (см. ст. 14 закона № 402-ФЗ и п. 4 приказа № 66н) и термин «отчет» вполне применим к этим Пояснениям (независимо от того как их назвали и от того утверждена их форма или не утверждена).

Следовательно, Пояснения по РСБУ являются «отчетом» входят в состав бухгалтерской отчетности и на них распространяется пп. «с» п. 24 МСА 700 «указать название каждого отчета, который входит в состав финансовой отчетности».

Источник: www.audit-it.ru

Оцените статью
Добавить комментарий