Основные средства являются неотъемлемой частью работы каждого предприятия. Документальное оформление и методика учета поступления основных средств происходит по установленным правилам на предприятии и зависит от метода его получения. Одновременно бухгалтер оформляет соответствующие проводки и оформляет акт с инвентарными карточками на объект. Как правильно это сделать мы рассмотрим далее.
Учет поступления основных средств и их документальное оформление от учредителей предприятия
Чтобы правильно отразить поступление ОС от учредителей необходимо сделать следующую проводку: Дт75.1-Кт80 – открытие счета расчеты с учредителями
Дт08-Кт75.1 – со счета расчеты с учредителями средства переходят во внеоборотные актив.
- Сч.75.1-Расчеты с учредителями;
- Сч.80-Устав.капитал;
- Сч.08-Внеоборотные активы.
Документальное оформление и учет поступления основных средств при строительстве (с использованием подрядчика или самостоятельно)
ОС могут не только быть проданы, но и самостоятельно построены предприятием.
Когда при строительстве были задействованы подрядчики, оформляется проводка: Дт08-Кт60. Затем оформляется проводка Дт01-Кт08 – необходимые средства переходят на ОС.
При строительстве объекта ОС своими силами: Дт08-Кт10 –материалы переходят на ОС. Также необходимо отразить оклад сотрудников на 70сч.
- Сч.60-Расчеты с подрядчиками;
- Сч.08- Внеоборот.активы;
- Сч.01-Основные средства;
- Сч.10-Материалы;
- Сч.70-Расчеты с сотрудниками по оплате труда.
Документальное оформление и учет поступления основных средств при покупке
Помимо средств учредителей и строительства ОС средства могут быть приобретены у сторонних организаций, т.е. у поставщиков. В таком случае оформляется следующая проводка: Дт07-Кт60 – устанавливается оборудование и происходит оплата по сделке поставщикам. Как только установка будет закончена со сч.07 средства уйдут на сч.08 вместе с сопутствующими расходами: Дт08-Кт07.
- Сч.60-Расчеты с поставщиками;
- Сч.07-Оборудование к установке;
- Сч.08- Внеоборот.активы.
Документальное оформление и учет поступления основных средств при аренде
При аренде ОС у сторонней организации бухгалтер оформляет следующие проводки: имущество поступает на сч.001-забалансовый.
Дт20-Кт76 или Дт26-Кт76 или Дт44-Кт76 (в зависимости от цели дальнейшего использования ОС) – начисляется плата по договору аренды.
Дт19-Кт76 – начисляется НДС по приобретенным ценностям.
Дт68-Кт19 – ставится НДС по аренде на вычет.
Дт76-Кт51 или Дт76-Кт50 – произведена оплата с расчетного счета или кассы по договору аренды.
- Сч.001-арендованные ОС;
- Сч.20-Основное произ-во;
- Сч.26-Общехоз.расходы;
- Сч.44-Расходы на продажу;
- Сч.76-Расчеты с разными дебиторами и кредиторами;
- Сч.19-НДС;
- Сч.68-расчеты по налогам;
- Сч.50-расчетный счет;
- Сч.51-касса.
Документальное оформление поступления основных средств
Итак, независимо от способа поступления ОС на баланс предприятия следующим шагом по их оформлению-издание внутреннего приказа.
Совет: проверьте в приказе о постановке на учет ОС, должна содержаться информация о вводе (с указанием полного наименования) в эксплуатацию с определенной даты.
Только после издания приказа, бухгалтер может составить проводку, когда средства переходят на ОС: Дт01-Кт08
- Сч.08- Внеоборот.активы;
- Сч.01-Основные средства.
При купле-продаже ОС составляется акт приема-передачи по форме №ОС-1. В обязательном порядке в нем должно быть отражено полное наименование объекта, срок его эксплуатации и полезного пользования, договорная и остаточная стои-сть, способ начисления амортизации и начисленный износ. Документ заверяется сторонами комиссии из передающей и принимающей стороны.
Внимание: принятые объекты ОС должны быть отражены в карточке № ОС-6 (инвентарная).
Также бывают ситуации, когда ОС не нужны предприятию на постоянной основе, а лишь на некоторое время для достижения поставленной цели. Например, использование крана при строительстве здания. В таком случае учредители прибегают к использованию арендованного имущества.
Аренда означает передачу определенного имущества во временного пользование сторонней организации на договорных условиях за определенную стоимость. При этом ОС остается у арендодтателя.
Совет: при аренде, не забудьте, что арендующая сторона должна отражать у себя это в соответствующих бух.проводках.
Оформление при аренде ОС:
- Оформляется договор аренды, который должен быть подписан обеими сторонами. Передающая сторона-арендодатель, принимающая-арендатор. В документе прописывается передаваемое имущество, срок аренды, стоимость для отражения в балансе и цена за пользование арендой. При безналичном расчете указываются реквизиты, на которые перечисляются денежные средства. Также следует указать, кто несет сопутствующие затраты по ремонту оборудования, заправке топлива и др. В приложении к договору можно указать график платежей;
- Акт приема-передачи ОС по форме №ОС-1. В нем отражается информация о дате постановки на учет, срок полезного использования, дата кап.ремонта, сумма амортизации, начальная и конечная стоимость;
Внимание: к акту приема-передачи в сопровождение идут все паспорта, инструкции, свидетельства и другая документация об объекте.
- Оформление бух.проводок. Приведены выше.
Таким образом, теперь вы знаете, какие бухгалтерские проводки и документы следует оформлять при покупке, от учредителей организации, аренде или строительстве основных средств.