На балансе любого предприятия имеются основные средства, в результате эксплуатации которых организация получает прибыль. Со временем основные объекты приходят в негодность или есть потребность в эксплуатации более современного оборудования. В результате этих причин компания начинает продажу балансовых фондов. Бухгалтеру предстоит правильно определиться с учетом продажи основных средств.
Определение основных средств
Понятие основные средства с 1 января 2017 года претерпели изменения. Так для налогового учета основными средствами будут являться объекты, которые имеют первоначальную стоимость более 100 000 рублей, а для бухгалтерского учета – более 40 000 рублей.
Срок использования их должен составлять более одного года. Сроки эксплуатации определены новым Классификатором основных средств ОК 013-2014 по амортизационным группам.
Пример учета продажи основного объекта
Разберем пример выбытия основного средства, проводки:
Компания продает производственное оборудование за 84 000 рублей (НДС 18% 15 120 руб.). Первоначальная стоимость оборудования составляет 179 000 рублей, износ – 98 000 руб. Демонтаж оборудования сторонним предприятием обошелся компании 5 000 руб. Транспортная компания доставила покупателю оборудование, что составило 2 000 руб., НДС 18% — 360 руб.
- Дт62 Кт91.01 — 99 120(84000+15120) руб., продажа ОС;
- Дт91.03 Кт68 – 15 120 руб., начисленный НДС;
- Дт01.В Кт01 – 179 000 руб., списана первоначальная стоимость оборудования;
- Дт02 Кт01.В – 98 000 руб., списан износ на момент продажи;
- Дт91.02 Кт01.В – 81 000(179 000-98 000), списана остаточная стоимость;
- Дт91.02 Кт60 – 5 000 руб., отражены затраты на демонтаж оборудования;
- Дт91.02 Кт60 – 2000 руб., определена сумма по транспортировке;
- Дт19.04 Кт60 – 360, учтенный НДС по доставке оборудования;
- Дт68 Кт19.04 – 360, зачтен НДС к вычету;
- Дт91 Кт99 — 4000 (99120-15120-81000-5000-2000), получена прибыль от реализации оборудования.
По данным бухучета остаточная стоимость ОС рассчитывается как сумма первоначальной стоимости за минусом суммы износа.
Если в результате продажи ОС компания-продавец получает убыток, то в бухучете с момента продажи формируется финансовый результат проводкой Дт99 Кт91.
Учет продажи списанного ОС
Зачастую организация продает уже списанный и самортизированный балансовый объект. Списание основных средств проводками:
- Дт01.В Кт01 – списана первоначальная стоимость;
- Дт02 Кт01.В – списан износ ОС;
- Дт62 Кт91.01 – доход от продажи объекта;
- Дт91.02 Кт68 – начисленный НДС;
- Дт51 Кт62 – оплата за реализованное ОС.
Особенности расчета налогов на продажу ОС
При списании, в результате продажи, основного объекта перед налоговым органом встают обязательства в отношении НДС и налога на прибыль. Принятый к вычету ранее НДС проданного объекта восстанавливать к уплате не надо.
При продаже балансового объекта компания может применять разные способы начисления НДС:
- ОС учитывалось без НДС – начисление НДС сверх продажной цены 18%:
- В объект включен входной НДС – расчет НДС ведется по ставке 18/118 к сумме продажной цены за минусом остаточной стоимости ОС.
По налогу на прибыль при реализации ОС имеет нюансы:
- Компания-продавец увеличивает налогооблагаемую базу на сумму продажи;
- В расходную статью попадает остаточная стоимость балансового объекта;
- Если при списании ОС образовался убыток, то компания начисляет износ равномерными частями на период эксплуатации по проданному ОС.
Документальное оформление выбытия ОС
Выбытие основного средства оформляется документами, разработанными самостоятельно компанией или типовые формы документов. При самостоятельной разработке бланков, главное соблюсти все необходимые реквизиты. Все формы бланков, которые использует компания для продажи ОС необходимо утверждение руководителя.
Акты приема-передачи (типовые формы) делятся на несколько видов, в зависимости от характеристики объекта:
- Для объекта, кроме зданий и сооружений – бланк №ОС-1;
- Для выбытия здания или сооружения используется бланк формы №ОС-1а;
- Для однородных основных средств (исключение здания и сооружения) – бланк №ОС-1б.
Налоговые органы не противоречат созданию одной комиссии при приемке и выбытия основных средств.
Изменения по основным объектам нужно внести и в инвентаризационную карточку.
Все документооборот составляется в присутствии комиссии, перечень членов комиссии утверждает руководитель компании.